Программа дисциплины сдм. 07 Идеология и практика мультикультурализма в странах запада цели и задачи дисциплины



Скачать 158.7 Kb.
Дата26.06.2016
Размер158.7 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

________________________________

«____»___________________2011 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СДМ.07

ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА



В СТРАНАХ ЗАПАДА

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью курса «Идеология и практика мультикультурализма в странах Запада» является ознакомление студентов с проблемами существования современных мультикультурных обществ, при этом акцент делается на этнической составляющей идеологии и практики мультикультурализма.

Достижение поставленной цели предполагает решение задач:

введение студентов в современное научно-понятийное пространство изучаемой проблематики;

характеристика моделей мультикультурализма, его идеологической и практической составляющих.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, освоивший дисциплину «Идеология и практика мультикультурализма в странах Запада» должен уметь:

соотносить ключевые понятия «этнос»/»этничность», «культура», «мультикультурализм», «мультикультурное общество»;

раскрывать специфику базовых (американской и европейской) моделей практического мультикультурализма;

характеризовать особенности становления идеологии и осуществления политики мультикультурализма в странах Запада (США, Канада, Австралия, Франция, Англия, Германия), выделять проблемы существования современных мультикультурных обществ стран Запада;

выявлять достижения и издержки политики мультикультурализма в странах Запада.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

3.1. Объем курса и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

IV семестр

Общая трудоёмкость дисциплины

30

30

Аудиторные занятия

12

12

Лекции

12

12

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

18

18

Курсовой проект (работа)







Расчётно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля

зачет

зачет

4. Содержание дисциплины.

4.1. Раздел курса и виды занятий (Тематический план):

Раздел


Форма занятий

лекц.

сем.

сам.

Понятие мультикультурализма. Соотношение понятий «культура» и «этнос», «этничность».

1

-

2

«Американская» модель мультикультурализма (США, Канада, Австралия).


3

-

4

Европейский мультикультурализм (Франция, Германия, Англия).


3

-

4

Международный опыт федерализма в контексте регулирования этнополитических проблем (Швейцария, Бельгия, Испания, Югославия)

4

-

4

Мультикультурализм в странах Запада достижения и издержки.

1

-

4

Итого:

12




18

4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел I. Понятие мультикультурализма. Соотношение понятий «культура» и «этнос».

Тема 1. Понятие мультикультурализма. Термин «мультикультурализм» и его варианты в научном дискурсе и общественной практике. Мультикультурализм как «культурное многообразие», «множественность культурных традиций». Мультикультурное общество, его основные характеристики. Сферы применения понятия «мультикультурализм»: демографическая характеристика общества, идеологическая или нормативная сфера, сфера политики (стратегия и практика управления обществом). Базовые модели практического мультикультурализма: американский мультикультурализм (модель резервирования квот) и европейская («французская», модель формального равенства).

Тема 2. Соотношение понятий «культура» и «этнос»/«этничность». Понятие культура в гуманитарном дискурсе и повседневной бытовой практике. Культура как формы жизнедеятельности человека, созданные и создаваемые им в процессе развития. Культура как искусственная среда, внебиологические способы адаптации к окружающей среде. Материальная культура. Нематериальные проявления культуры (языки, религии, политические системы и др.). Применение понятия «культура» к этническим обществам. Понятие этноса и этничности. Онтологический подход (социобиологическое и эволюционно-историческое направления). Этнические объединения как реально и давно существующие группы с присущими им атрибутами. Этничность как объективная данность, консервативная сила, сохраняющая модели ментальностей и поведения. Функциональный подход (конструктивизм, инструментализм). Конструктивистское понимание этноса и этничности. Этнос как искусственное политизированное образование, воображаемая, сконструированная реальность. Этничность как средство достижения коллективных целей, экономических и политических выгод. Инструменталистское понимание этничности. Социально-психологическая теория личности, общения, компенсаторных потребностей как основа инструменталистского понимания этничности. Этническая группа как общность, объединяемая интересами. Этничность как средство удовлетворения каких-либо потребностей индивида или группы, средство осуществления их интересов, целей. Нация как гражданская, государственно-политическая общность.

Раздел II. «Американская» модель мультикультурализма (США, Канада, Австралия).

Тема 1. Мультикультурализм в США. США как мультиэтничное общество на иммигрантских основах. Идеология и политика американского мультикультурализма: от концепции «плавильного тигля» (идея образования общности на основе англосаксонской культуры с протестантской религиозной доминантой, WASP) до теории культурного плюрализма (модель «миски салата», «этнической мозаики»). «Революция» гражданских прав середины 1960-х (движение афроамериканцев за гражданские права) как важнейшая предпосылка мультикультурализма. Официальное поощрение «культурного многообразия». Политика «утвердительных действий», «позитивной дискриминации». Проблемы американского мультикультурализма. Феномен «дискриминации наоборот».

Тема 2. Политика мультикультурализма в Канаде. Специфика канадской культурной мозаики. Англо-канадцы и франко-канадцы как доминирующие общности, аборигенное население. Концепция многокультурности как официальная политика канадского правительства; основные направления государственной поддержки политики мультикультурности. Проблема «квебекского сепаратизма». Коренные народы в Канаде. Политика канадских властей по отношению к аборигенам. Особенности канадского варианта мультикультурализма. Государственное субсидирование этнической сегрегации общества.

Тема 3. Австралийский союз как поликультурное государство. Политика «белой Австралии» (конец XIX – середина ХХ вв.). Обращение к политике мультикультурализма: внутри и внешнеполитические факторы. Эволюция политики мультикультурализма: от этноцентристской (1970-е гг.) до гражданской (вторая половина 1980-х гг.). Вопросы культурного плюрализма в программах ведущих политических партий страны (последняя треть ХХ – начало ХХI в.). Институциональная структура мультикультурализма в АС: государственные институты, публично-правовые учреждения, органы местного самоуправления. Федерация советов этнических меньшинств. Достижения и издержки политики мультикультурализма в Австралии. Равноправие без единства.

Раздел III. Европейский мультикультурализм (Франция, Германия, Англия). Доктрина мультикультурализма в Европе. «Культурная мозаика» европейских обществ, становление доктрины мультикультурализма (конец ХХ в.). Идеология и практика мультикультурализма во Франции. Гражданско-ассимиляционистская модель и интеграционный подход. Германия как поликультурное государство. Современная Англия: проблемы существования поликультурного общества. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики европейских стран. Проблема иммиграции в европейских странах. «Добровольная геттоизация» мигрантов и ее социальные последствия. Исламский фактор в Европе (Великобритания, Франция, Германия).

Раздел IV. Международный опыт федерализма в контексте регулирования этнополитических проблем.

Тема 1. Страны Северной Америки (США, Канада) в свете этнофедералистских исследований. США: государственное устройство, органы федеральной власти, органы власти штатов. Индейские общины в политической системе США. Этнический состав населения и этническая идентичность американцев. Этнические противоречия и этническая политика в США. Канада: особенности этической структуры населения. Возникновение федеративного союза. Эволюция федерации, «новый федерализм». Франко-английский дуализм в 1960-1970-е гг. Политический курс Б. Малруни – новое видение федерализма. Противоборство вокруг статуса Квебека в 1990-е гг. Проблемы коренного населения Канады. Правовое регулирование вопросов языка и культуры. «Федерализм посредством переговоров».

Тема 2. Федеративная политика в странах Западной и Юго-Восточной Европы в контексте решения этнополитических проблем. Швейцария: этнический, языковой и конфессиональный состав населения. Принципы швейцарского федерализма. Проблемы отношений между Союзом и кантонами. Бельгия: этническая структура населения страны. Государственное устройство: лингвистические (фламандоговорящие и франкоговорящие) регионы как федеральные единицы. Правовое регулирование в свете национальной культуры и традиций. Испания. Государственное устройство: «федерация автономий». Испанский парадокс: страна без этносов. Особенности и структура групповой идентичности в Испании. Этничность в социокультурной системе испанского общества. Югославия. Система этнического федерализма СФРЮ. Этнический фактор и государственное устройство СРЮ: особенности Черногории, автономии в составе Сербии. Республика Босния и Герцеговина. Государственное устройство: Мусульмано-хорватская федерация (Федерация Боснии и Герцеговины) и Республика Сербская.

Раздел V. Мультикультурализм в странах Запада: достижения и издержки. Позитивная составляющая теории и практики мультикультурализма: направленность на сохранение и поддержание существующего культурного плюрализма; отказ от шовинизма, ксенофобии, этнических и религиозных предрассудков, воспитание уважения, терпимости и доброго взаимоотношения между группами и секторами общества; развитие интегративных и адаптивных способностей социальных меньшинств и др. Социальные и политические риски идеологии и политики мультикультурализма: создание «угрозы» национальной гармонии и единству; увековечивание культурных различий и границ через их институционализацию; оспаривание либерального принципа приоритета прав индивида в пользу коллективных прав и интересов; неспособность наряду с этническим плюрализмом признать и культурную гибридность и формирование космополитических или смешанных идентичностей и др.


5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1 Рекомендуемая литература.

6.1.1. Основная литература:

Толерантность в культуре и процесс глобализации. М.: Гуманитарий, 2010. 486 с.

Россия в многообразии цивилизаций / под ред. Н. П. Шмелева. М.: Весь Мир, 2011. 889 с.

6.1.2. Дополнительная литература:

Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994. 318 с.

Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003. 289 с.

Борисов А.А. Мультикультурализм. Американский опыт и Россия // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские подходы и интерпретации. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 8-29.

Борисов А.А. Мультикультурализм: теории и практики // История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы: программы специализированных курсов и тексты лекций. В 2-х ч. М.: Аспект-Пресс, 2003. Ч. 2: История и культурология / Под ред. Л.П. Репиной и Г.И. Зверевой. – С. 513-545.

Гайслер Х. Граждане, нация, республика – Европа и мультикультурное общество // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2002. № 5. С. 5-16.

Глейзер Н. Мультиэтнические общества: Проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение. 1998. № 6. С. 98-104.

Грошева Г.В. Категории этноса и этничности в современном научном дискурсе// Вестник ТГПУ. Выпуск № 1 (№ 52). 2006. Серия: Гуманитарные науки (история, этнология). 2006. С. 104-110.

Евтух В.Б. Концепции этносоциального развития США и Канады: типология, традиции, эволюция. Киев: Наукова думка, 1991. 178 с.

Заринов И.Ю. Исследование феноменов «этноса» и «этничности»: некоторые итоги и соображения // Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е гг. М.: Наука, 2003. С. 18-36.

Кожановский, А. Н. Народы Испании во второй половине XX в. (опыт автономизации и национального развития). М.: Наука, 1993. 167 с.

Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. Составители : Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. М. : «Издательство Либерея», 2002. 240 с.

Кутузова, В. М. Националистические партии в политической системе Испании // Латинская Америка. 2005. № 11. С. 51 – 67.

Лапицкий, М. И. Национальная идея: специфика американского опыта // США – Канада (экономика – политика – культура). 2006. № 9. –С. 64 – 81.

Любин, В. Гражданское общество в Германии: научный и политический дискурс // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 7. С. 101 – 112.

Малахов В.А. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература. 1997. № 11. С. 34-35.

Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации/ Под ред. Г. И. Зверевой. М.: Аспект- Пресс, 2003. 187.

Мыльников А.С. О феномене постэтничности: современный взгляд на некоторые идеи Ю.В. Бромлея // Академик Ю.В. Бромлей и отечественная этнология. 1960-1990-е гг. М.: Наука, 2003. С. 37-46.

Родин А. Мультикультурализм и новое просвещение // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2002. № 5 (25). С. 3-25.

Сапего, Г. П. Иммигранты в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 9. С. 50 – 58.

Скоробогатых Н.С. Австралийский мультикультурализм: путь к гражданскому согласию или расколу общества? // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 64-78.

Стрельцова, Я. Р. Иммигранты во Франции и в России: общее и различия // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7. С. 40 – 49.

Стрельцова, Я. Р. Франция и проблема интеграции иммигрантов // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 9. С. 67 – 75.

Тишков, В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. 544 с.

Уолцер, М. О терпимости. М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги. 2000. 160 с.

Филлипова, Е. И. Разглядеть общечеловеческое за культурной отличительностью … (интервью с Аленом Блюмом) // Этнографическое обозрение. 2006. № 1. С. 84 – 98.

Хантингтон, С. Кто мы ?: Вызовы американской нации и идентичности. Пер. с англ. А. Башкирова. М., ООО «Издательство АСТ» - ООО «Транзиткнига», 2004. 532 с.

Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. 1996. Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М., ООО «Издательство АСТ», 2003. 499 с.

Цапенко, И. Социально-политические последствия международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. С. 52 – 58.

Червонная, С. А. Этнический фактор в политической системе. // Политическая система США : Актуальные измерения. М., 2000. 149 с.

Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М., Наука, 1994. 320 с.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рабочая программа по дисциплине «Идеология и политика мультикультурализма: страны Запада и Россия», методические указания к курсу, составленные на кафедре всеобщей истории ТГПУ.


7.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Видеомагнитофон, DVD-плеер, телевизор, мульти-медиа проектор.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических источников изучаемого периода, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки текстов докладов, отработку навыков устных публичных выступлений, создание мультимедиа-презентаций.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов, знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение промежуточных контрольных работ.

Итоговая аттестация по дисциплине предполагает тестирование и устный экзамен, в ходе которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.

8.1. Методические рекомендации магистрантам.

Примерный перечень вопросов к зачету:

Понятие мультикультурализма, сферы его применения.

Мультикультурное общество, его основные характеристики.

Понятие культура в гуманитарном дискурсе, его применение к этническим обществам.

Понятие феноменов этноса и этничности, подходы к изучению.

Соотношение понятий «культура» и «этнос», «этничность».

Мультикультурализм в США: теория и практика.

Мультикультурализма в Канаде: эволюция государственной политики.

Австралийский союз как поликультурное государство: проблема сохранения единства нации.

Идеология и политика мультикультурализма во Франции.

Германия как поликультурное государство.

Современная Англия: проблемы существования поликультурного общества и методы их решения.

Государственное устройство США в контексте этнической политики.

Этнические аспекты канадского федерализма. Проблема Квебека.

Этнический фактор и принципы швейцарского федерализма.

Бельгия: федеративное устройство как путь решения межэтнических проблем.

Этничность в государственно-политической и социокультурной системе испанского общества.

Этнический фактор и государственное устройство СФРЮ и СРЮ.

Республика Босния и Герцеговина: этнические аспекты государственного устройства.

Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики европейских стран в конце ХХ века.

Гражданское общество в многонациональных и поликонфессиональных регионах.

Мультикультурализм и Западная цивилизация.

Достижения и издержки политики мультикультурализма в странах Запада.

8.2. Темы докладов:

Теория этноса в советской этнографии (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Г.Г. Шпет и др.).

Теории этноса и этничности в современной отечественной науке: примордиализм, конструктивизм, инструментализм.

Ключевые проблемы существования современных западных мультикультурных обществ.

Основные тенденции демографического развития США и стран Западной Европы.

Динамика процессов естественного движения населения в США и странах Западной Европы.

Миграционное движение и миграционная политика в США и странах Западной Европы (внутренняя и внешняя миграция).

Исламский фактор в современной Европе.

Проблема сепаратизма в современной Европе.

Основания и особенности американской национальной идентичности (по работе С. Хантингтона «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности»):

Американская нация в свете цивилизационной концепции С. Хантингтона (С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»).


8.3. Список тем контрольных работ.

Американская и европейская модели мультикультурализма: общее и особенное.



Политическая и социальная практика мультикультурализма в современных странах Запада: достижения и издержки.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.68 Социально-экономическое образование магистерская программа «Историческое образование»
Программу составил:

К.и.н., доцент кафедры всеобщей истории ТГПУ Г.В. Грошева


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница