Программа дисциплины «Теория и практика воспитания свободной личности»



Скачать 240.74 Kb.
Дата19.05.2016
Размер240.74 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Старооскольский филиал


Рабочая программа дисциплины

«Теория и практика воспитания свободной личности»


Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование


Профиль подготовки

Физическая культура



Старый Оскол, 2011




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Теория и практика воспитания свободной личности» в системе дисциплин общеобразовательного цикла призван способствовать расширению профессионального мировоззрения специалиста, формированию устойчивых теоретических знаний по психологии и практических умений, повышению психологической культуры специалиста.

Программа дисциплины «Теория и практика воспитания свободной личности» разработана с учётом специфики специальности «Физическая культура». Студент, получающий квалификацию учителя физической культуры, должен иметь целостное представление о психологических особенностях человека, психологических факторах успешности творческой деятельности, должен быть готовым психологически грамотно осуществлять обучение и воспитание с учетом возрастных, социально-психологических особенностей детей; уметь мыслить системно и предвидеть последствия своих действий, самостоятельно находить пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей. Проблема развития личности является одной из центральных в современной отечественной психологии.

Узловые вопросы и основные понятия, рассматриваемые в рамках данной дисциплины, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения психологии.

Для изучения курса предусматриваются лекционные, практические занятия.

Лекционные занятия нацелены на то, чтобы систематизировать, свести в единую концептуальную рамку и изложить представления о личностных, индивидуально-типологических, возрастных, социально-психологических особенностях человека, наработанные как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Практические занятия, построенные по принципу обратной связи, ориентированы на расширение и углубление теоретических и практических по основным проблемам курса.

Данный курс ставит своей целью раскрыть современные подходы к описанию личности, ее развитию. В процессе профессиональной подготовки педагогических кадров важное место отводится изучению психологии, т.к. это позволяет будущим специалистам освоить механизмы и закономерности психического развития личности, лучше понимать ее внутренний мир, осознанно применять теоретические знания в практической деятельности. Основными целями изучения данной дисциплины являются:

  • ознакомление с основными теориями личности, социально­психологическими аспектами ее общения и деятельности;

  • приобретение опыта учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и

профессиональной деятельности;

  • овладение понятийным аппаратом, описывающим проблемы личности, социально-психологические аспекты общения и деятельности;

  • приобретение опыта учёта индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

  • приобретение опыта организации психологически грамотного взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и саморазвития.

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательные цели освоения дисциплины:

-формирование у будущих специалистов знаний о целях, задачах, содержании и технологии обучения и воспитания в сфере физической культуры и спорта,

-побуждение к самовоспитанию профессиональных качеств и способностей, обеспечивающих вдумчивый и гибкий подход к организации и управлению учебно-тренировочной и воспитательной работой с физкультурниками и спортсменами.

Профессиональные цели освоения дисциплины:



  • Готовность применять современные методики и технологии,

  • Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников

Задачи дисциплины:

  1. Овладение системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

  2. Формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности, содействие развитию педагогического мышления.

  3. Привитие студентам опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного восприятия педагогической действительности в контексте будущей профессиональной деятельности.

  4. Ознакомление с инновационным подходом к определению эффективности технологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта.

  5. Формирование умений диагностировать уровень своей педагогической подготовленности, намечать направления к самосовершенствованию.

    1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.3.1. Выпускник должен обладать следующими

общекультурными/профессиональными компетенциями (ОК/ПК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-

1);

    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:


Индекс

компетенции

Индекс

образовательного

результата

Образовательный результат

ОК-1

3-1

Знает о культуре мышления, способах обобщения, анализа, восприятия информации, постановке цели и выборе путей ее достижения

ОК-2

З-1

Об анализе мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблемах

ОК-3

3-1

Знает о значении культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

2) Уметь:





Индекс

компетенции

Индекс

образовательного

результата

Образовательный результат

ОК-1

3-1

Знает о культуре мышления, способах обобщения, анализа, восприятия информации, постановке цели и выборе путей ее достижения

ОК-2

у-1

Анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК-3

3-1

Знает о значении культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

3) Владеть:





Индекс

компетенции

Индекс

образовательного

результата

Образовательный результат

ОК-1

3-1

Владеет культурой мышления, способах обобщения, анализа, восприятия информации, постановке цели и выборе путей ее достижения

ОК-3

в-1

Владеет знаниями значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества



  1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108

часов.


Вид учебной работы

Форма обучения

Очная

Заочная

Семестр №_8

Курс 4

Всего часов по дисциплине: 108

Всего часов по дисциплине: 108

Кол-во часов на вид учебной работы:

Кол-во часов на вид учебной работы:

Аудиторные занятия (всего)

42

12

В том числе: лекции

18

4

практические

24

8

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

66

92

Промежуточная аттестация

Зачет (З)

З

З-4

Всего:

108

108



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Наименование темы учебной дисциплины

Содержание раздела темы в дидактических единицах

1

2

3




Проблема человека в современном гуманитарном знании

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Личность в системе социальных связей. Социально­исторические и культурологические вариации образов человека и общества.




Социально­психологические аспекты процесса социализации

Специфика социально-психологического подхода в изучении процесса социализации. Соотношение понятий социальное развитие и социализация. Терминологическая и теоретическая множественность понимания процесса социализации- Подходы к










определению этапов и закономерностей социализации в рамках различных теоретических направлений в психологии




Социальное поведение

Возможные основания классификации различных форм социального поведения. Зарубежные и отечественные социально-психологические исследования социального поведения.

Исследования девиантного поведения в социальной психологии- Анализ причин, структуры, динамических особенностей девиантного поведения в рамках различных социально-психологических концепций. Исследования агрессивных форм поведения в ситуациях социального взаимодействия.




Интериоризация системы социальных норм

Взаимосвязь особенностей процесса социализации и структурно-динамических характеристик самосознания личности. Социальная ригидность как усвоение значений типичной социальной ситуации. Понятие когнитивного стиля и когнитивной сложности личности. Социально-психологические аспекты формирования Я- концепции. Различные теоретические подходы к изучению Я-концепции.




Социальная

идентичность

Формирование чувства принадлежности к общности как сторона социализации. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности.

Концепция Э. Эриксона о понятиях персональной и социальной идентичности. Модель социального развития личности и генезис идентичности в рамках данной концепции.

3.2. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ИЛИ ПРАКТИКУМ





п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование практических работ

Всего

часов

1

2

3

4

1.

Проблема человека в современном гуманитарном знании

Социально-исторические и культурологические вариации образов человека и общества.

4

2.

Социальное поведение

Исследования девиантного поведения в социальной психологии:

- Анализ причин, структуры, динамических особенностей девиантного поведения в рамках различных социально­психологических концепций.

Исследования агрессивных форм поведения в ситуациях социального взаимодействия.

8

3.

Интериоризация системы социальных норм

Социально-психологические аспекты формирования Я-концепции.

Различные теоретические подходы к изучению Я-концепции

6




4.

Социальная

идентичность

Обсуждение концепции Э. Эриксона о понятиях персональной и социальной идентичности.

Составление модели социального развития личности.

6

Итого:




24



  1. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Не применяется.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

1

2

3

4

1

Психология личности: учебное пособие для вузов -

Столяренко Л.Д.

Ростов на/Д: Феникс, 2011. - 575 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 572-574.

2

Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход

Гриценко Л.И.

- М.: Академия, 2008. - 240 с. - Библиография: с. 235-236.

3

Воспитание гражданина: уроки социальности: Конспекты уроков для учителя 1-4 классов общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]

Рожков М.И.

Москва: ВЛАДОС, 2011. - 72 c. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234940


4

Гуманистическая психология личности: учебное пособие

Ермаков В.А.

М.: Изд-во Евразийского открытого ин-та, 2011. - 126 с. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93263



5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

1

2

3

4

1

Психология и педагогика : Учебно­методическое пособие : Электронный ресурс / http://pegas.bsu.edu.ru

М. А. Виниченко, Е. Н. Шутенко ; М.А. Виниченко, Е.Н. Шутенко.

Белгород, 2006.






5.3 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ И РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Электронный каталог НБ БелГУ, Библиотеки России, Национальные библиотеки, Областные и краевые библиотеки, Федеральные библиотеки, Библиотеки российских вузов.

Российские подписные БД: Диссертации РГБ, Университетская

информационная система "Россия", Научная электронная библиотека, АРБИКОН, РУБРИКОН.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий. Формой итогового контроля является зачёт по курсу «Теория и практика

воспитания свободной личности». Лекционные занятия нацелены на то, чтобы систематизировать, свести в единую концептуальную рамку и изложить представления о личностных, индивидуально-типологических, возрастных, социально-психологических особенностях человека, наработанные как в отечественной, так и в зарубежной психологии. На лекционных занятиях студентам сообщаются теоретические сведения, приводятся факты и комментарии по истории вопроса, все теоретические положения иллюстрируются примерами. Основные темы курса отрабатываются и разбираются на практических занятиях. Практические занятия, построенные по принципу обратной связи, ориентированы на расширение и углубление теоретических и практических по основным проблемам курса. Часть вопросов курса выносится на самостоятельное изучение, проверка усвоения этого материала организуется как подготовка сообщений, составление тестов, структурно-логических схем, конспектов статей и т. д.

Работа с теоретическими материалами

Изучение дисциплины следует начинать с проработки тематического плана лекций, уделяя особое внимание структуре и содержанию темы и основных понятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.

Ответьте на все контрольные вопросы, имеющиеся в конце каждой лекции. Составьте собственный глоссарий по каждой теме.

Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за консультацией к преподавателю.

Каждую неделю отводите время для изучения одной темы из рабочей программы дисциплины и повторения пройденного материала.

Работа с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, нормативными документами

Изучая дисциплину студенты должны обратить внимание на изучение правовых документов, должностных обязанностей и правил в производственной, научной, спортивной и преподавательской сфере.

Рекомендации по выполнению индивидуальных домашних

заданий

Для закрепления теоретического материала студенты по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания (см. планы семинарских занятий). Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание студентов на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Рекомендации по написанию реферата

Структура реферата:

  1. титульный лист;

  2. план работы с указанием страниц каждого вопроса, подвопроса (пункта);

  3. введение;

  4. текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

  5. заключение;

  6. список использованной литературы;

  7. приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Приложения располагаются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ.

В процессе самостоятельной работы студенты должны усвоить основные понятия и терминологию дисциплины. Они должны уметь анализировать психологические явления с позиции различных психологических направлений и школ, сравнивать, обобщать систематизировать теоретический материал, применять полученные теоретические знания на практике, как в процессе решения учебных задач, так и в реальных жизненных ситуациях. В процессе работы над теоретическим материалом следует обращаться к рекомендованной основной и дополнительной литературе, поскольку изучение материала строится на основе высокой познавательной активности.

5.6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ:

  1. Исторические этапы развития теории и практики воспитания свободной личности.

  2. Теоретические основы воспитания свободной личности: закономерности, цели, принципы.

  3. Развитие системного подхода в теории и практике воспитания свободной личности.

  4. Теория свободного воспитания Руссо и свободного образования Толстого: общее и особенное.

  5. Педагогика воспитания свободной личности.

  6. Педагогические закономерности воспитания свободной личности.

  7. Основными принципами воспитания свободной личности. Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике

  8. Базовые теории воспитания и развития свободной личности.

Критерии оценки зачета:

Оценка «зачтено» выставляется студенту, который в полном объеме усвоил программный материал, разработал план-конспект и провел подготовительную часть занятия, не допускает существенных ошибок в ответах на поставленный вопросы.

Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который освоил учебный материал не в полном объеме, не выполнил или не защитил часть практических заданий, допускает существенные ошибки в ответах на поставленный вопросы.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Набор таблиц и иллюстраций по каждому разделу дисциплины.

  2. Видеофильмы по отдельным темам дисциплины для анализа на практических занятий.










База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница