Программа для детей и подростков социально-педагогической направленности «Эта Земля твоя и моя»



Скачать 168.48 Kb.
Дата03.05.2016
Размер168.48 Kb.
Информационная карта программы

(для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья)




Полное название программы

Оздоровительно-образовательная программа для детей и подростков социально-педагогической направленности «Эта Земля твоя и моя»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе Зыкова Людмила Николаевна.

Заведующая отделением социально-трудовой реабилитации Шакирзянова Альфия Шамилевна.



Контактный телефон, электронный адрес

Тел.: (3452) 77-26-46

Email: rodnik97-uvr@mail.ru



Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник»


Наименование субъекта Российской Федерации

Тюменская область

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013г.)

Социально-педагогическое


Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)

Дети и подростки 7-17 лет г.Тюмени и муниципальных районов юга Тюменской области.


Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

«Планета Земля. Люди совсем забыли, что такое чистая вода, цветущие деревья и зелёная трава. На улицах городов - мусор, воды рек и озёр загрязнены, кислород на Земле совсем на исходе, отметка количества питьевой воды близка к нулю …» - это выдержка из письма, полученного из будущего.

Для того чтобы такое будущее не стало настоящим, детский и педагогический коллективы лагеря «Родник» решают начать с себя, а именно объединяются и создают Экологическое Движение. Деятельность Движения в течение 21 дня будет насыщенной и разнообразной: это и экологические игры, и конкурсы творческих работ, и экологический туризм, и многое другое. Каждый день станет доказательством того, что ребята и взрослые заинтересованы в сохранении естественной природной среды.



Обоснование актуальности программы

В 2013 году в России пройдёт Год охраны окружающей среды. Многочисленные мероприятия, которые пройдут по всей стране, будут способствовать обеспечению права каждого россиянина на благоприятную окружающую среду. Каждый из нас может внести свой собственный вклад в сохранение природного наследия нашей страны и ее людей.

Необходимо отметить, что чрезвычайно актуально повышение информированности подрастающего поколения по проблемам окружающей среды. Экологическое воспитание – это формирование единства сознания и поведения, гармоничного с природой. И достигается это единство, как правило, на школьных уроках, когда ученики, сидя за партами, слушают учителя, рассказывающего и показывающего при помощи различных информационных методов о единстве всего живого на планете и об ответственности человека, за это живое.

Экологическое образование и просвещение в условиях загородного лагеря является, на наш взгляд, самой действующей моделью экологического воспитания. Смена учебной деятельности на альтернативные формы коллективной работы в рамках загородного лагеря позволяет уйти от стереотипов обучения, что делает процесс познания более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.


Предполагаемый социальный эффект программы

  • Освоение базовых принципов коллективно-творческой деятельности.

  • Осознание собственной значимости в коллективе.

  • Овладение творческими и организаторскими навыками.

Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель: включение детей в социальное взаимодействие, обеспечивающее формирование ценностного отношения к природе, себе, своему здоровью; создание условий для оздоровления и развития.

Задачи:


  1. Формировать экологическую грамотность, через организацию правильного взаимодействия с окружающей природой.

  2. Развивать познавательную активность, творческий потенциал, формировать навыки проектной деятельности. 

  3. Формировать ответственность за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды.

  4. Укрепить здоровье детей и подростков в период летнего отдыха.

  5. Сформировать отношения сотрудничества и содружества во временном коллективе.

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

  • Формирование экологической грамотности.

  • Развитие познавательной активности, творческого потенциала, навыков проектной деятельности.

  • Формирование ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды.

  • Укрепление здоровья детей и подростков.

  • Формирование отношений сотрудничества и содружества во временном коллективе.

Содержание программы:

Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации программы:

- подготовительном;

- организационном;

- основном;

- итоговом



Первый этап: подготовительный

  • Разработка программы летних смен 2013 года (декабрь 2012г.- февраль 2013г.)

  • Пополнение материально-технической базы в соответствии с запланированными мероприятиями программы (апрель-май 2013г.)

  • Изучение списков, комплектование групп с учетом возраста (апрель 2013г.)

  • Проведение собраний коллектива центра по информированию о программе смены (май 2013г.)

Второй этап: основной

  1. Организационный (3 дня). Организация жизнедеятельности отряда.

Создание положительного эмоционального настроя на смену. Работа над сплочением и развитием коллектива.

2. Основной (15 дней). Организация активного досуга детей. Полноценное включение детей в реализацию сюжетно-игровой модели смены. Поддержание условий для обеспечения безопасности участников смены, улучшения их физического и психического здоровья.

Основные направления деятельности:


  • социально-педагогическое:

  • спецкурс «Основы экологической грамотности»,

  • спецкурс «Центр молодежных инициатив «Волонтер»,

  • досуг (план-сетка)

  • психолого-педагогическое:

  • «Психолого-педагогическое сопровождение детей в период смены»

  • образовательное:

  • мастерские декоративно-прикладного искусства «Творческое ассорти»

  • оздоровительное:

  • «Профилактические и оздоровительные мероприятия в период летнего отдыха детей»,

  • «Спортивно-оздоровительные мероприятия в период летнего отдыха детей и подростков».

  • валеологическое:

организация жизнедеятельности, режим дня.

3. Итоговый (3 дня). Подведение итогов смены. Создание условий для благоприятного эмоционального расставания.



Третий этап: заключительный

  • Анализ реализации программы.

  • Анализ количественных и качественных изменений, произошедших с участниками смены (составление аналитического, статистического отчетов).

План-график (план-сетка) программы

План-сетка

Смена состоит из 4 тематических периодов (блоков): «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».



День 1

Заезд


Старт программы.

Выбор названия, логотипа, слогана.



День 2

Открытие смены

«Эта Земля твоя и моя»


Блок «Вода»

День 3

Дискотека

«С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается …»


Блок «Вода»

День 4

Конкурс актерского мастерства

«Все течет, все изменяется»


Блок «Вода»

День 5

Тематический день «Свистать всех наверх!»




Блок «Вода»

День 6

Игра по станциям «Водная феерия»



Блок «Земля»

День 7

Игра по станциям «Необычайные приключения в лесном царстве»



Блок «Земля»

День 8

Тематический день «Пугало огородное –

ах, какое модное!»


Блок «Земля»

День 9

«Дискотека – цветочный ковер»



Блок «Земля»

День 10

Спортивные состязания

«Богатырские забавы земли русской»


Блок «Воздух»

День 11

Тематический день «Пчелиный праздник»




Блок «Воздух»

День 12

Песенно-танцевальный конкурс

«А ну-ка, песню нам пропой веселый ветер»


Блок «Воздух»

«День 13

Подготовка к творческой встрече родителей



День 14

Родительский день

«Природная мозаика»


Блок «Воздух»

День 15

Интеллектуальный марафон

«Этот жужжащий, летающий мир»


Блок «Огонь»

День 16

Конкурсная программа

«Человек с «огоньком»


Блок «Огонь»

День 17

Встреча у костра

«Яркие краски лета»


Блок «Огонь»

День 18

Карнавал-шоу

«Тайные знаки огня»


Блок «Огонь»

День 19

Подготовка к заключительному мероприятию



День 20

Заключительный праздник

«Кладовая природы»


День 21

Выезд





Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация);

- описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования


1.Зыкова Людмила Николаевна, заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе, образование высшее, стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория.

2.Лобова Наталья Петровна, педагог-организатор, образование средне-специальное, стаж работы 22 года, вторая квалификационная категория.

3.Караульных Юлия Александровна, педагог-организатор, образование высшее, стаж работы 8 лет.

4.Борисова Екатерина Витальевна, заведующая отделением психолого-педагогической реабилитации, образование высшее, стаж работы 5 лет.

5.Воинкова Ксения Владимировна, педагог-психолог, образование высшее, стаж работы 4 года.

Семинар организаторов детского отдыха «Лагерь, дружественный детям. Новый взгляд», АНО ОДООЦ «Ребячья республика», 2013г.

Областной семинар организаторов летнего отдыха детей «Слагаемые успешного лета», АНО ОДООЦ «Ребячья республика», 2013г.

Курсы повышения квалификации, АУ ТО ДПО «Областной центр «Семья», 2013г.



Ресурсная обеспеченность программы

Источниками формирования финансовых ресурсов центра являются:

  • бюджетные поступления в виде субсидий;

  • средства от оказания платных услуг и выполнения платных работ;

  • средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан;

  • иные источники, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

Наличие социальных партнеров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

нет

Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

Сайт: www.rodnik-72.ru

Социальные сети: группа В контакте.



Механизм оценки эффективности реализации программы:

Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные)



Мониторинг реализации программы

1. Первичное (входное) анкетирование.

Цель: изучение особенностей личностей детей, приехавших в летний лагерь, изучение актуального эмоционального состояния, потребностей.

2. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе

Цель: диагностика уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе.

3. Социометрическое дерево.

Цель: изучение социометрического статуса ребенка в детском коллективе.

4. Промежуточное анкетирование .

5. «Эквалайзер настроения».

Цель: контроль эмоционального состояния детей на протяжении всей смены.

6. Рефлексия в процессе психологических занятий (входная и выходная).

Цель: получение обратной связи с целью анализа проведенного занятия.

7. Выходное анкетирование.

Цель: изучение впечатлений, имеющихся у детей от проведенного времени в лагере с целью последующего анализа.



Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения

Спецкурс «Основы экологической грамотности».

Цель: формирование представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней.

Технологии и методы работы:

Игровая технология - включение детей в игровую деятельность для достижения поставленной цели.

Арт-технология - творческое конструирование средствами искусства эмоционально значимых для детей и подростков творческих действий (взаимодействий).

Интернет-технология - поиск информации и интерактивное общение.

Проектная деятельность – образовательная технология, которая предполагает свободный и нетрадиционный подход к выполнению задания и презентацию результатов.

Кейс-метод  - многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой (в т.ч. экологической), ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда (взгляда рабочей группы, отряда) на ее решение перед всей аудиторией.

Спецкурс «Центр молодежных инициатив «Волонтер».

Цель: апробация новых форм организации занятости детей и подростков в период летней оздоровительной смены с целью обеспечения их знаниями и умениями, необходимыми в добровольческой деятельности и приобретения ими навыков решения социальных проблем.



Социальный проект «Мастерская экологического творчества» - формирование у детей-инвалидов экологической культуры через «творческую подачу» экологических сказок.

Мотивационное обеспечение:

-вручение формы или отличительного знака волонтера;

-поручение ответственных работ;

-публичное признание заслуг или вручение памятного приза;

-благодарственное письмо ребенку и родителям.



«Психолого-педагогическое сопровождение детей».

Цель: создание условий, способствующих развитию творческой индивидуальности и гармонизации личности детей.

Методы работы:

Тренинг - формирование у детей ответственности за собственные поступки и за окружающий мир как основное качество экологически культурного человека.

Психологические акции – сплочение временного коллектива, развитие умения сотрудничать для достижения общих целей.

Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Формы работы: групповая и индивидуальная.

Организация работы: Программа тренинга рассчитана на 10 занятий по 1,5 часа. Занятия проводятся в просторном помещении, либо на улице, что позволяет детям взаимодействовать с окружающим миром, природой и чувствовать себя свободно.

Структура занятия:

1. Вводная часть (входная рефлексия, разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение (выходная рефлексия).

Методы отслеживания: психолого-педагогическое наблюдение; беседа; анкетирование.



Мастерские декоративно-прикладного искусства «Творческое ассорти».

Цель: целенаправленное формирование у детей положительного отношения к труду, через посещение творческих мастерских.



Групповые занятия - в центре работают 11 укомплектованных мастерских декоративно-прикладного творчества. Обучение ведётся по авторским программам: изостудия; папье-маше, лепка из соленого теста; лепка из глины; мягкая игрушка; бисероплетение; ниткография; кукольный театр; деревообработка; кулинария; роспись ткани; поделки из природного материала. Темы практических занятий в мастерских соответствуют сюжету смены.

В течение заезда дети по желанию посетят творческие мастер-классы, объединенные темой «Природы чудные дары»:



  • «Помандер. Ароматизатор воздуха своими руками».

  • «Оформление рамки для фотографий в технике макаронография».

  • «Секреты мыловарения. Оригинальное оформление подарочной упаковки для мыла».

  • «Кукла-оберег. Берегиня».

  • «Кофейное дерево».

  • «Подставка под горячее. Цветок шиповника».

  • «Глиняные игрушки».

  • «Изготовление талисмана смены».

На протяжении всей смены проводится сквозная акция «Алея - фантазия». В рамках тематики смены детям предлагается «высадить» фантазийные деревья, которые будут выполнены в различных техниках: квиллинг, торцевание, макаронография, миллефиоре из пластилина, ниткография и пр.

В конце смены проводится выставка поделок и рисунков, спектакль кукольного театра. По итогам дети награждаются дипломом «Мастер – золотые ручки».



Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

  • развитие творческого потенциала детей;

  • уровня их спортивных достижений;

  • профилактика ЗОЖ;

  • снижение уровня агрессивности в детской среде;

  • профориентации;

  • самоуправления;

  • иные

Стимулирование деятельности участников смены

Форма проведения

Критерии оценки

Бальная система

Теоретический курс

- Плодотворная работа

Максимальное количество - 9 баллов

Игровая программа

-Соблюдение правил игры

-Активность участников



Максимальное количество - 9 баллов

Конкурсная программа

- Победа в конкурсе

1 место – 9 баллов

2 место - 6 баллов

3 место – 3 балла


Акция

- Массовость

- Привлекательность



Максимальное количество - 9 баллов

Трудовой десант

- Массовость

-Активность участников

-Плодотворная работа


Максимальное количество - 9 баллов

Визуализация полученных баллов

По количеству заработанных баллов отряд получает соответствующее количество наградных знаков (талисманов):



  • Блок «Вода» - капля

  • Блок «Земля» - листок

  • Блок «Воздух» - мыльный пузырь

  • Блок «Огонь» - искра

Победители награждаются памятными дипломами I, II и III степеней. 

Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы.

Ожидаемые результаты

Методы отслеживания

Критерии эффективности

Формирование экологической грамотности.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование.



Заинтересованность и активное включение в игровую модель смены.

Развитие познавательной активности, творческого потенциала, навыков проектной деятельности.


Педагогическое наблюдение.

Анкетирование.

Итоговое мероприятие.


  • Высокий процент участия детей в мероприятиях.

  • Сравнительный анализ уровня творческих способностей детей на начало и конец заезда.

  • Количественный показатель посещения творческих мастерских.

  • Качество выполненных поделок.

Формирование ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды.


Педагогическое наблюдение.

Анкетирование.




  • Заинтересованность детей психологическими занятиями.

  • Интерес и активное участие в акциях.

  • Активное участие в мероприятиях спортивной направленности.

Укрепление здоровья детей и подростков.

Динамика субъективных жалоб.

Показатели функциональных проб.



Высокий процент детей с положительной динамикой.

Формирование отношений сотрудничества и содружества во временном коллективе.

Педагогическое наблюдение.

Активность и заинтересованность детей, отсутствие конфликтов в детском коллективе.




Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)

Диплом 3 степени АУ СОН ТО «ОРЦ «Родник» за оздоровительно-образовательную программу для детей и подростков социально-педагогической направленности «Эта Земля твоя и моя» по результатам Областного конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха и оздоровления детей в 2013 году в номинации «Программа профильной смены по организации детского отдыха загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», г.Тюмень, «Ребячья республика», 2013г.

Диплом 3 степени АУ СОН ТО «ОРЦ «Родник» по результатам Областного фестиваля методических идей «Дорогой открытий». Методический проект: Экологическая акция «Аллея-фантазия», г.Тюмень, «Ребячья республика», 2013г.



Возможность тиражирования программы




Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

Информация и фото отчет о сменах по программе «Это Земля твоя и моя» на сайте: www.rodnik-72.ru


Главный врач Е.В.Шмакова


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница