Программа для поступающих в магистратуру ргу имени С. А. Есенина Направление подготовки



Скачать 439.46 Kb.
страница1/4
Дата27.04.2016
Размер439.46 Kb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина»

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебно-методической

и воспитательной работе

_______________________Е.А.Кирьянова
«_____»_____________________20___ г.


ПРОГРАММА

для поступающих в магистратуру РГУ имени С.А.Есенина

Направление подготовки: 032700.68 Филология

Магистерская программа: История и теория русской литературы


Форма обучения: очная
Срок освоения ООП: нормативный – 2 года
Факультет: русской филологии и национальной культуры
Кафедра: литературы

Рязань, 2013

При разработке программы для поступающих в магистратуру РГУ имени С.А.Есенина в основу положены:

1) ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 032700.68 Филология квалификация (степень) «магистр»), утвержденный приказом Минобрнауки России от 14 января 2010 г. № 24.

2) Учебный план одобрен Ученым советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» от «___»________20___г. Протокол №___

Программа для поступающих в магистратуру РГУ имени С.А.Есенина одобрена на заседании кафедры литературы от 28 марта 2013 г. Протокол № 8


Заведующий кафедрой ______________ (А.А. Решетова)

(подпись)

Программа для поступающих в магистратуру РГУ имени С.А.Есенина одобрена Учебно-методическим советом факультета русской филологии и национальной культуры от 28 марта 2013 г. Протокол №7


Председатель

Учебно-методического

совета факультета ______________ (Н. Г. Меркулова)

(подпись)
Разработчик: профессор кафедры литературы

______________ (Т.В.Федосеева)

(подпись)
И.о. декана факультета: ____________ (А.Г.Русских)

(подпись)

Начальник УМУ: ____________ (Е.Н. Горохова)

(подпись)

Аннотация

Настоящая программа предназначена для подготовки поступающих на программу магистратуры «История и теория русской литературы» по направлению подготовки 032700.68Филология. Программа ориентирована на уровень подготовки выпускника бакалавриата и соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлению 032700 –Филология, утверждённого 14.01.2010.

Программа содержит общую характеристику литературоведческого материала по дисциплинам бакалавриата, входящим в основной общепрофессиональный цикл (Б. 2) – Введение в литературоведение, а также в модуль 1 профессионального цикла (Б. 3) – История русской литературы и литературной критики, Устное народное творчество. Предложен список литературы, рекомендуемый для подготовки к вступительному испытанию по основным составляющим программы и творчеству отдельных авторов.

Поступающий в магистратуру должен знать:


  • содержание текстов художественных произведений русских авторов XVIII–XIX веков (в рамках приведённого ниже описания);

  • хронологию жизни и творчества отдельных писателей и поэтов, иметь представление о направлении их творческой эволюции, месте и значении в литературном процессе эпохи, особенностях поэтики и проблематики наиболее значимых произведений;

  • общие закономерности литературного развития в России, основные литературные направления, течения, школы и объединения.

Поступающий должен уметь:

  • составить развёрнутое высказывание на предложенную тему с использованием источников из списка литературы;

  • решать поставленную перед ним литературоведческую задачу и аргументировать свои суждения анализом текста и отсылками к литературно-критическим и историко-литературным источникам;

  • строить свою речь, правильно применяя основные литературоведческие термины и понятия;

  • использовать основные методы литературоведческого анализа – сравнительного, структурального, контекстуального – с учётом принадлежности произведения к определённой жанровой традиции, литературному направлению и течению.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. 1. Введение в литературоведение


Сущность и природа литературы как вида искусства. Эстетическая, познавательно-ценностная и диалогическая природа художественного творчества. Искусство как создание эстетических ценностей. Соотношение понятий прекрасного и эстетически ценного. Эстетическое в искусстве и эстетизм, антиэстетизм.

Искусство как познавательно-ценностная деятельность. Античные теории подражания (Аристотель) и символизации (Платон). Познание и отражение действительности в искусстве – разграничение терминов. Авторский идейный замысел и его реализация в тексте литературно-художественного произведения. Сознательное и бессознательное в процессе творчества.

Диалогическая природа искусства. Герменевтика – теория интерпретации художественного текста и наука о понимании его смысла. Три типа диалога по М.М. Бахтину. Субъективное и объективное содержание произведения, воссоздаваемое в читательских интерпретациях. Основные виды интерпретации и отличие литературоведческой интерпретации от других. Автор и текст. Критика концепции «смерти автора» Р. Барта.

Теоретическая поэтика: её широкое и узкое значение. Понятие о художественном мире произведения. Характеристика изображённого мира произведения (персонаж, вещь, природа, хронотоп). Речевой строй и его основные уровни. Композиция произведения. Специальные приёмы композиционного строения. Автор и его присутствие в произведении.

Имманентный, контекстуальный и интертекстуальный подходы к изучению литературы, их теоретическое обоснование. Осознанное и неосознанное формирование автором интертекстуальных отношений в произведении. Цитата, аллюзия, реминисценция.

Деление литературы: категории рода, вида, жанра. Эпос, лирика и драма как роды художественной словесности. Межродовые словесно-художественные формы: лиро-эпика, лирическая и эпическая драматургия, лирическое повествование. Внеродовые формы XX столетия: художественная эссеистика, литература «потока сознания».

Литературный процесс. Историческая поэтика. Конкретно-историческое и стадиальное изучение литературы. Литературные течения, направления и стадии.

Развитие отечественного литературоведения: хронология, методология, школы. Мифологическое литературоведение XIX века (Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев) и современные мифопоэтические исследования (В.Н. Топоров, Е.М. Мелетинский). Культурно-историческая школа: её теория, методы и принципы изучения литературы, сложившиеся в XIX веке (И. Тэн, А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов), и современное значение. Психологическая школа. Учение А.А. Потебни о внутренней и внешней форме слова и произведения. Учение о типах творческой личности Д.Н. Овсянико-Куликовского. Развитие идей школы в отечественной и зарубежной науке ХХ века. Психология бессознательного (З. Фрейд, К. Юнг) и его роль в творческом процессе. Структурно-семиотическое изучение литературы (московско-тартуская школа). Труды Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, В.Н. Топорова. Теоретические основы и поэтика отечественного структурализма.

Актуальные проблемы современного литературоведения. Определение термина «научная парадигма». Основные параметры, характеризующие традиционную и современную парадигмы литературоведения. Система сложившихся литературоведческих категорий, понятий, терминов. Взаимодействие теоретического и исторического подходов к изучению литературы.

Список рекомендуемой литературы

Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1968. – С. 55–68.

Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка: статьи. – М.: Лабиринт, 2000. – 638 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 444 с.

Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения “Медного всадника”. – М.: Сов. писатель, 1981. – 399 с.

Бройтман С.Н. Теоретическая поэтика // Теория литературы: учеб. пособие: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко.– Т. 1. – М.: Академия, 2004. – 512 с.

Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. – М.: Современник, 1980. – 334 с.

Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко: исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 287 с.

Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей: От Карамзина до Гоголя. – М.: Наука, 1990. – 386 с.

Война из-за “Войны и мира”: роман Л.Н. Толстого “Война и мир” в русской критике и литературоведении. – М.: Азбука-классика, 2002.–478 с.



Дарвин М.Н. Циклизация в творчестве А.С. Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. – Новосибирск: Наука, 2001. – 292 с.

Динамическая поэтика. От замысла к воплощению: сб. статей / отв. ред. З.С. Паперный, Э.А. Полоцкая. – М.: Наука, 1990. ­ 262 с.

3арубежная эстетика и теория литера туры XIX–XX вв.: трактаты, статьи, эссе / сост., общая ред. Г. К. Косикова. – М.: МГУ, 1987. – 510 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: Интелвак, 2003. – 1600 с.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А.С. Дмитриева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 639 с.

Лихачёв Д.С. Историческая поэтика русской литературы. – СПб.: Алетейя, 1999. – 592с.

Лихачёв Д.С. Текстология. На материале русской литературы X–XVII веков. 3-е изд., перераб., доп. – СПб.: Алетейя, 2001. – 758 с.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха: пособие для студентов. – Л.: Просвещение, 1972. – С. 11–130.

Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. – М.: МГУ, 1970. – 330 с.

Поэтика и стилистика: сб. статей / под ред. И.В. Чуприны и В.Е. Гольдина. – Саратов: Сар. ун-т, 1988. – 161 с.

Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Intrada, 2008. – 358 с.

Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: энцикл. справочник / науч. ред. и сост. И.П. Ильин и Е.А. Цурганова. 2-е изд., испр. и доп.– М.: Интрада, 1999. – 319 с.

Современный словарь-справочник по литературе / сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. – М.: АСТ: Олимпус, 2000. – 700 с.

Тынянов Ю.Н.  Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С. 255–282.

Фрейденберг О.В. Мифология и литература древности. 3-е изд, испр. и доп. – Екатеринбург: У-Фактор, 2008. – 896 с.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница