Программа «Дошкольное образование»



Скачать 41.66 Kb.
Дата30.04.2016
Размер41.66 Kb.
ПРОГРАММА

вступительного испытания по дошкольной педагогике и психологии

(магистерская программа «Дошкольное образование»)
Вступительные испытания проводятся в устной форме.

Поступающий должен показать:



  • знание педагогической и психологической терминологии и ряда теоретических положений о системе дошкольного образования в области математического образования, развития речи и подготовки к обучению грамоте, физического воспитания, экологического воспитания;

  • знание программ и учебно-методических комплектов в области образования дошкольников;

  • умение изложить теоретические (педагогические и психологические) положения, проиллюстрировав их соответствующими примерами;

  • знание современных концепций образовательной работы с дошкольниками, умение ими пользоваться;

  • знание исторических процессов в области развития дошкольного образования; умение комментировать особенности современных образовательных программ с исторических позиций.

В процессе вступительного испытания поступающий должен изложить теоретический материал в виде основных проблем и путей их решения в современной науке.

Содержание программы

Общая характеристика различных образовательных программ для ДОУ. Региональные программы для дошкольников.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения. Принципы ее построения.

Задачи, содержание и средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи и методы нравственного воспитания дошкольников.

Основные вопросы трудового воспитания дошкольников. Виды и формы труда в детском саду.

Задачи и содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи и содержание сенсорного воспитания. Сензитивные периоды овладения сенсорными эталонами.

Классификация игр, функции и структура разных видов игр.

Игрушка: ее виды и воспитательно-образовательная ценность.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании дошкольников.

Задачи речевого развития, их психолого-лингвистическое обоснование. Организация работы по развитию речи в детском саду.

Задачи, содержание и принципы словарной работы.

Словотворчество дошкольников.

Беседа как метод развития связной речи. Виды бесед, их цель.

Обучение детей рассказыванию (приемы и средства).

Речевые ошибки детей. Способы устранения ошибок.

Формы работы с книгой в детском саду.

Задачи и средства физического воспитания ребенка.

Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Предмет, задачи, методы детской психологии, ее связь с другими науками.

Роль воспитания, обучения и разных видов деятельности в психическом развитии.

Возрастная периодизация психического развития.

Основные факторы психического развития в раннем онтогенезе (периоды новорожденности, младенчества и раннего детского возраста). Роль социальной среды в развитии ребенка.

Психологическая характеристика дошкольного возраста. Начальные этапы становления личности и развитие познавательных процессов дошкольника.

Психологические особенности детей 6-ти летнего возраста.

Готовность ребенка к школьному обучению.

Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников.

Дидактическая и методическая классификация учебных заданий при обучении дошкольников математики.

Индивидуализация и дифференциация в обучении математике детей дошкольного возраста.

Средства и формы организации индивидуального подхода в обучении математике детей дошкольного возраста.

Роль и место экспресс-диагностик в мониторинге знаний по математике.

Особенности организации игровой ситуации на занятии в ДОУ.

Специфика использования печатных средств обучения на математическом занятии с дошкольниками.

Способы развития зрительно-моторной координации на занятиях.

Развитие понимания причинно-следственной связи событий. Примеры заданий и методика работы с ними.

Психологические основы методической концепции математического развития ребенка дошкольного возраста.

Взаимосвязь развития познавательных процессов и способностей дошкольников.



Цели дошкольной математической подготовки. Преемственность математического образования на дошкольной и начальной школьной ступени.
Рекомендуемая литература


  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.

  2. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск: МГПУ, 2004.

  3. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986.

  4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций. – М., «Владос», 2004.

  5. Березина Р.Л., Данилова В.В., Рихтерман Т.Д и др. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М., 1987.

  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М., 1968.

  7. Выготский Л.С. Исследование развития научных понятий в детском возрасте. Избр.психол.иссл. – М., 1956.

  8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

  9. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М., 1999.

  10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974

  11. Лодыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Просвещение, 1998.

  12. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. // Под ред Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

  13. Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка. Пер. с фр.// Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

  14. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. – М., 2000

  15. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М., 2006.

  16. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2001 – 368 с.

  17. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

  18. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. // Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.

  19. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. – М., 1996.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница