Программа «Физика конденсированного состояния вещества»



Скачать 85.53 Kb.
Дата07.06.2016
Размер85.53 Kb.



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом

ФГБОУ ВПО «АГУ»

16 ноября, протокол № 05

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ФИЗИКЕ,
для поступающих по направлению подготовки магистров

03.04.02 «ФИЗИКА»
Магистерская программа – «Физика конденсированного состояния

вещества»
в 2016 году

Программа рассмотрена на заседании

кафедры общей физики


« 05 » ноября 2015 г. ( протокол № 4 )


  1. Назначение вступительного испытания

Определение готовности и возможности поступающего освоить выбранную магистерскую программу.
Особенности проведения вступительного испытания

1. Форма вступительного испытания – устный экзамен.

2. Продолжительность вступительного испытания: время на подготовку – 30 минут, время на ответ – 10 минут.

3. Система оценивания – дифференцированная, стобалльная, в соответствии с критериями оценивания.

4. Решение о выставленной оценке принимается простым голосованием сразу после ответа абитуриента.

Литература, рекомендуемая для подготовки к вступительным экзаменам

Основная:

1. Савельев, И. В. Курс физики: в 3 т. / И. В. Савельев. – СПб. : Лань, 2006.

2. Стрелков, С. П. Механика / С. П. Стрелков.- 2005.

3. Фриш, С. Э. Курс общей физики : в 3 т. / С. Э. Фриш, А. В. Тиморева.- 2008.

4. Китель, Ч. Механика / Ч. Киттель, У. Найт, М. Рудерман.-СПб.: Лань, 2005.

5. Парселл, Э. Электричество и магнетизм / Э.. Парселл- СПб.: Лань, 2005.

6. Калитеевский, Н. И. Волновая оптика / Н. И. Калитеевский.- СПб.: Лань, 2008.

7. Кикоин, А. К. Молекулярная физика / А. К. Кикоин, И. К. Кикоин. – СПб. : Лань, 2007.480 с.



Дополнительная:

1. Мултановский, В. В. Курс теоретической физики: пособие для вузов: в 4 т. / В. В. Мултановский, А. С. Василевский. – М. : Дрофа, 2008.

2. Стрелков, С. П. Введение в теорию колебаний / С. П. Стрелков. – СПб. : Лань, 2007. – 440 с.

3. Ансельм, А. И. Основы статистической физики и термодинамики / А. И. Ансельм. – СПб. : Лань, 2007. – 448 с.



Перечень вопросов для вступительных экзаменов в магистратуру
«Физика конденсированного состояния вещества»

Программа вступительного собеседования составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Физика», предъявляемыми к уровню необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по направлению подготовки бакалавра «Физика».



  1. Системы отсчета. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Сила и масса. Второй закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

  2. Третий закон Ньютона. Системы частиц, закон сохранения импульса. Момент импульса, момент силы, основное уравнение динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса.

  3. Механическая работа. Кинетическая и потенциальная энергия, закон сохранения механической энергии. Гравитационное поле, закон всемирного тяготения. Движение планет. Искусственные спутники Земли.

  4. Гармонические колебания. Квазиупругие силы. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Волны в сплошной среде и элементы акустики.

  5. Основные постулаты СТО. Преобразования Лоренца и их кинематические следствия. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская энергия и ее связь с импульсом. Энергия покоя.

  6. Распределения Максвелла и Больцмана. Средняя, средняя квадратичная и наиболее вероятная скорости. Квантовые распределения Ферми-Дирака и Бозе-Эйнштейна, их применения к различным системам.

  7. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура. Уравнение состояния идеального газа. Реальные газы и жидкости. Поверхностные явления в жидкостях. Твёрдые тела.

  8. Внутренняя энергия. Теплота и работа, первое начало термодинамики. Применение первого начала к изопроцессам. Циклические процессы.

  9. Обратимые и необратимые процессы. Второе начало термодинамики. КПД цикла Карно, термодинамическая шкала температур. Энтропия как функция состояния. Фазовые превращения первого и второго рода.

  10. Электрический заряд, закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона, электрическое поле, принцип суперпозиции. Связь между напряженностью и потенциалом поля. Поле точечного заряда и поле диполя. Поляризация диэлектрика, диэлектрическая проницаемость вещества.

  11. Постоянный электрический ток. Сила и плотность тока. Закон Ома. Мощность постоянного тока, закон Джоуля-Ленца. Механизмы электропроводности жидкостей, газов и твердых тел. Контактные явления. Ток в вакууме.

  12. Взаимодействие токов. Магнитное поле тока, магнитный момент. Вектор индукции магнитного поля. Закон Био-Савара-Лапласа. Циркуляция вектора напряженности магнитного поля.

  13. Сила Ампера. Работа при движении проводника с током в магнитном поле. Сила Лоренца. Магнитное поле в веществе. Напряженность и индукция магнитного поля, связь между ними. Магнитная проницаемость. Диа-, пара- и ферромагнетизм.

  14. Опыты Фарадея, закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции, индуктивность. Энергия магнитного поля. Собственные колебания в электромагнитном контуре, формула Томсона.

  15. Электромагнитное поле, уравнения Максвелла. Электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн. Основные законы геометрической оптики. Показатель преломления, скорость света в вакууме и в веществе. Дисперсия, поглощение и рассеяние света.

  16. Интерференция и дифракция света. Интерферометры. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Естественный и поляризованный свет, законы Малюса и Брюстера.

  17. Равновесное тепловое излучение, формула Планка. Законы внешнего фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон, его энергия и импульс.

  18. Гипотеза де Бройля, дифракция пучков частиц. Уравнение Шредингера, волновая функция, ее физический смысл. Спин электрона. Квантовые числа для состояний электрона в атоме, принцип Паули. Периодическая система элементов. Молекулы.

  19. Опыты Резерфорда, ядерная модель атома. Состав ядра, его заряд и масса. Зависимость удельной энергии связи от массового числа. Радиоактивность. Ядерные реакции, деление ядер. Ядерные реакторы. Термоядерный синтез, энергия звезд.

  20. Основные характеристики частиц. Резонансы. Античастицы. Типы взаимодействий частиц, их характеристики. Законы сохранения и симметрии. Понятие о составных моделях частиц. Кварковая структура адронов. Фундаментальные частицы и поля (стандартная модель).


Основные критерии оценки ответа абитуриента, поступающего в магистратуру

1. Знание:



  • основных физических величин и характеристик процессов и явлений на каждом структурном уровне организации материи;

  • связи между физическими характеристиками явлений и процессов;

  • области применимости количественных соотношений между физическими характеристиками;

  • физических теорий, позволяющих объяснять известные и предсказывать новые научные результаты;

  • формулировок на математическом языке и решения физических задач из их стандартного набора;

  • законов сохранения, фундаментальных физических закономерностей;

  • универсальных математических методов, оснований современной математики в объёме, достаточном для изучения и разработки новых математических методов.

2. Умение аргументированно, с научных позиций, отвечать на вопросы, владение современной научно-технической терминологией.

3. Полнота ответа на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.


Соотношение критериев оценивания ответа абитуриента и уровня его знаний


Уровни и подуровни знаний

Баллы

1. Знание основных физических величин и характеристик процессов и явлений на каждом структурном уровне организации материи, связи между физическими характеристиками явлений и процессов, области применимости количественных соотношений между физическими характеристиками, физических теорий, позволяющих объяснять известные и предсказывать новые научные результаты:

  • правильные представления, грамотное и полное изложение сущности вопроса, аргументированные ответы на дополнительные вопросы;

  • достаточное понимание излагаемого материала, владение терминологией, отдельные неточности и упущения в ответах;

  • знание отдельных положений и фактов, слабая теоретическая база, неуверенная аргументация ответов на вопросы;

  • отсутствие или ошибочность базовых представлений, слабое владение отдельными теоретическими или практическими вопросами

36–40
32–35


28–31
0–15

2. Знание формулировок на математическом языке и решения физических задач из их стандартного набора, законов сохранения, фундаментальных физических закономерностей, универсальных математических методов, оснований современной математики в объёме, достаточном для изучения и разработки новых математических методов:

  • грамотное и полное описание физических закономерностей, правильное понимание их механизмов, умение формулировать на математическом языке и решать физические задачи, правильно использовать законы сохранения, аргументированные ответы на дополнительные вопросы;

  • достаточное знание и понимание излагаемого материала, владение терминологией, отдельные неточности и упущения в ответах;

  • знание отдельных положений и фактов, слабая теоретическая база, неуверенная аргументация ответов на вопросы;

  • незнание или неправильное понимание сущности основных явлений и их механизмов, слабое представление об отдельных процессах

27–30

24–26
22–25
0–15


3. Знание основ экспериментального изучения явлений и процессов, работы с приборами; методов и средств физического эксперимента, анализа и обработки данных экспериментов и наблюдений, разработки и конструирования приборов и установок:

  • знание физических основ, аппаратурной реализации, основных характеристик и применений экспериментальных методов изучения явлений и процессов, аргументированные ответы на дополнительные вопросы;

  • достаточное знание и понимание излагаемого материала, владение терминологией, отдельные неточности и упущения в ответах, неуверенная интерпретация результатов исследований;

  • знание отдельных положений и фактов, слабая теоретическая база, неуверенная аргументация ответов на вопросы;

  • незнание или неправильное понимание сущности и реализации основных методов, нечёткие представления об отдельных аспектах методов.

27–30

24–26


20–23

0–15

Набранная сумма баллов соответствует следующим оценкам: 90–100 – «отлично», 70–89 – «хорошо», 60–69 – «удовлетворительно», менее 60 – «неудовлетворительно».

Зав. кафедрой общей физики



д.т.н., профессор Лихтер А. М.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница