Программа государственного экзамена по направлению подготовки 100400 Туризм



Скачать 183.34 Kb.
Дата30.04.2016
Размер183.34 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный технологический университет»

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма



ПРОГРАММА

государственного экзамена по направлению подготовки

100400 Туризм

Составители:


Зав.каф. СКСиТ, к.т.н., проф. А.В. Басова

к.филолог.н, доцент каф. СКСиТ И.Б. Горланова

к.психол.н., доцент каф СКСиТ М.В. Данилина

к.э.н., доцент каф. ЭО Н.С.Бородина

к.культурологии, доцент каф. СКСиТ Л.И. Сизинцева

ст. преподаватель каф. СКСиТ С.Г. Шарабарина

к.психол.н., доцент каф. СКСиТ О.А. Екимчик

ст. преподаватель каф. СКсИт М.А.Васильева

Кострома, 2014 г.

Программа государственного экзамена по направлению подготовки 100400 Туризм составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «28» октября 2009 г. № 489.

Итоговая государственная аттестация в форме защиты выпускной квалификационной работы и государственного экзамена предполагает проверку следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использование нормативных и правовых документов в туристской деятельности (ОК-5);

стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; критическая оценка своих достоинств и недостатков, определение путей и выбор средств их развития или устранения, способность к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-8);

способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9);

способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готовность к работе в иноязычной среде (ОК-10);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способность работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владение основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности (ОК-13);



проектная деятельность:

владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

способност обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);

способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);



производственно-технологическая деятельность:

готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);



организационно-управленческая деятельность:

умение рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии (ПК-9);



сервисная деятельность:

способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10);



научно-исследовательская деятельность:

способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14);

готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15);

готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).

Государственный экзамен по направлению подготовки 100400 Туризм является проверкой теоретической подготовки выпускника к решению профессиональных задач. Экзамен включает итоговый контроль знаний по дисциплинам базовой и вариативной частей профессионального цикла.

Перечень основных вопросов, включаемых в государственный экзамен по направлению подготовки в разрезе отдельных дисциплин.


Туристско-рекреационное проектирование

Туристско-рекреационная деятельность как объект проектирования. Туристско-рекреационное проектирование в системе разработки и реализации региональных программ. Проектирование туристских объектов. Проектирование туристских услуг. Кластерный подход к туристскому проектированию.



Человек и его потребности

Общая характеристика понятия потребность. Определение потребности как нужды и дефицита. Характеристика потребности как отсутствия блага, потребность как необходимость, надобность. Потребность как состояние и как системная реакция. Соотношение физиологических и психологических компонентов потребностей. Система классификации потребностей. Основные черты социальных и материальных потребностей. Характеристика психологических и духовных потребностей. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Классификация потребностей согласно концепции реестра человеческих потребностей Мэррея. Этапы формирования потребностей. Характеристика факторов, влияющие на формирование потребностной сферы. Особенности мотивации достижения. Особенности формирования туристской мотивации. Влияние типологии туристов на процесс формирования мотивации. Факторы и стили поведения, влияющие на формирование потребностно-мотивационной сферы потребителей. Потребностно-мотивационные образования по особенностям сферы путешествия.



Организация туристской деятельности

Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма. Структура туристского потенциала и особенности определения. Территориальные системы рекреации и туризма. Туристские регионы и зоны. Туристские объекты и комплексы. Туристские маршруты и их типы. Туристские услуги, туристский продукт как комплекс туристских услуг. Туристские организации и их формы. Особенности и функционирование туристского рынка.



Информационные технологии в туристской индустрии

Определение информационной технологии. Составные части информационной технологии. Виды информационных технологий. Методы применения информационных и коммуникационных технологий в туризме. Современные средства оргтехники в туризме.

Применение программного обеспечения в туристской индустрии. Прикладное программное обеспечение в сфере туризма: специальные программы и использование средств Microsoft Office. Системы бронирования и размещения: Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre, российские системы бронирования. Пакеты прикладных программ, применяемые для работы в настоящее время. Профессионально ориентированные пакеты прикладных программ в туризме. Программы «Само-Тур», «Тур», «Туристский офис», «Аист-2,5», Voyage Office, «Jack», программные продукты фирм «Интур-Софт» и «Арим-Софт».
Менеджмент в туристской индустрии

Понятие управления. Субъект и объект управления. Цели и функции управления туристского предприятия. Системный, ситуационный, процессный подходы в управлении туристским предприятием. Структура и жизненный цикл туристкой организации. Модели организационных структур управления туристскими организациями. Особенности регионального менеджмента в сфере туризма. Особенности управления в сфере международного туризма. Стратегические аспекты управления. Сущность и особенности стратегического менеджмента в сфере туризма. Сущность инновационного менеджмента. Управление инновациями в сфере туризма. Концепция управления персоналом в туристских организациях.


Маркетинг в туристской индустрии

Маркетинг: основные понятия и определения. Развитие маркетинговой концепции. Комплекс маркетинга (4p, 7p). Особенности продуктовой политики. Товарная стратегия фирмы. Методы портфельного анализа (матрицы Ансоффа, БКГ, 6Е). Ценообразование: цели и стратегии. Методы ценообразования. Ценообразование на различных стадиях развития туристского рынка. Особенности сбытовой политики. Стратегии сбыта туристского предприятия. Коммуникативная политика туристского предприятия. Реклама, PR, стимулирование продаж, персональные продажи как инструменты маркетинговых коммуникаций. Стратегия маркетинга. Определение. Классификации. Аппарат принятия стратегических решений.

Маркетинговые исследования – определение. План маркетингового исследования. Типология и методы проведения маркетинговых исследований. Анализ деятельности конкурентов: количественные и качественные характеристики. Особенности конкурентного анализа в деятельности туристских предприятий. Методическая основа принятия решений в маркетинге. Принятие решений в условиях определенности, в условиях риска и в условиях полной неопределенности. Международный маркетинг. Внешнеэкономический маркетинг как составная часть маркетинга туризма.

Технологии продаж

Пять этапов прохождения продаж. Книга сценариев продаж. Установление контакта с клиентом. Формирование первого впечатления. Визуальный и вербальный каналы для установления впечатления. Выявление потребностей клиента. Баланс вопросов клиенту: открытые и закрытые вопросы. Техника заинтересованного слушания. Презентация коммерческого предложения. Презентация выгоды для клиента, а не свойств товара. Пути воздействия на покупателя при осуществлении продажи. Работа с возражениями. Принятие точки зрения клиента при возражении. Позитивная и негативная реакция на возражения. Техника ответа на возражения. Методы завершения продажи. Типичные ошибки при продажах.


Психология делового общения

Деловое и профессиональное общение, его функции и особенности. Коммуникативный процесс, его структура (по Столяренко Л.И., по Р. Вердерберу). Виды коммуникаций на предприятиях сферы туризма. Причины плохой коммуникации. Культура профессионального и делового общения в организациях сферы туризма. Психологические механизмы восприятия в деловом общении. Психологические механизмы воздействия в деловом общении. Субъектные и личностные характеристики работника организации сферы туризма. Характерные черты современного потребителя туристских услуг. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Барьеры общения, виды и правила слушания. Этапы делового контакта. Виды устных коммуникаций: общение по телефону, беседа, переговоры. Деловые коммуникации в системе возражений и замечаний. Этика решения спорных вопросов. Аргументация. Влияние гендерных, этнических, возрастных, характерологических особенностей на поведение людей в ходе делового общения.



Экономика туристского рынка

Предпринимательская деятельность: сущность, субъекты и формы. Организационно-правовые формы юридических лиц. Виды и технологии предпринимательства. Основные фонды: сущность и классификация. Оценка основных фондов по первоначальной, восстановительной, остаточной и ликвидационной стоимости. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация основных фондов и ее методы. Показатели движения и эффективности использования основных фондов. Оборотные средства: сущность, состав и структура. Кругооборот оборотных средств и показатели их использования. Нормирование оборотных средств. Персонал фирмы: сущность, классификация по категориям и структура. Количественная характеристика персонала: явочная и списочная численность. Качественная характеристика персонала: квалификация и ее оценка. Формы оплаты труда персонала: тарифная и бестарифная система. Себестоимость продукции (услуг): сущность, назначение и пути снижения. Классификация затрат по статьям и по элементам: калькуляция и смета затрат. Прибыль и рентабельность: сущность и виды. Цена и ее виды. Регулирование цен государством. Доходы туристской фирмы и пути их повышения.


Реклама в туризме

Реклама в туризме (виды, задачи, цели). Рекламные мотивы, влияющие на покупку туристского продукта. Понятие фирменного стиля, его особенности в туризме. Основные особенности прямой почтовой рекламы. Процесс участия туристской фирмы в выставках. Разработка фирменного стиля туристского предприятия.




Основы туризма

Значение туризма в жизни общества. Организационные основы туризма. Основные понятия туристской индустрии и классификации. Понятие туристского продукта, его разработка и потребительские свойства. Индустрия туризма. Услуги туристской индустрии, их значение в формировании туристского продукта. Международный рынок туризма. Характеристика международного туристского рынка. Международные организации туристской индустрии, мероприятия. Компании и корпорации. Агентско-операторская деятельность на международном рынке туризма. Рынок туризма в России. Структура рынка туризма. Структура управления туризмом в России. Современное состояние туризма в России. Динамика российского туризма. Приоритетные направления развития туризма.


Организация обслуживания

Развитие услуг в российском обществе. История развития сервиса в России. Понятие услуги. Виды услуг. Использование маркетинга и рекламы в повышении эффективного обслуживания. Понятие «контактной зоны». Требования к работнику «контактной зоны». Взаимоотношения с клиентом в процессе обслуживания. Понятие туристской услуги. Характеристики туристских услуг. Особенности рынка туристских услуг. Жизненный цикл услуги и учет его особенностей в процессе обслуживания. Процесс обслуживания потребителей. Этические основы в организации обслуживания.


Транспортное обслуживание в туризме

Основные понятия о транспортных системах; виды транспорта и сферы его применения; роль транспортных процессов в туризме. Виды транспортных средств; характеристика и состав транспортного комплекса; формы взаимодействия различных видов транспорта; организация и управление транспортными процессами; перспективы развития транспортного комплекса. Структура и функции служб организации перевозок; правила перевозок; международные соглашения перевозок в туризме; государственное регулирование транспортной деятельности. Особенности обслуживания на транспорте с учетом индивидуальных потребностей клиентов. Чартерные пассажирские перевозки.

Транспортное обслуживание клиентов. Особенности организации перевозок туристов авиационным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом. Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта. Надежность и безопасность транспортных средств. Автоматизированные системы сервиса на транспорте. Риски и страхование на транспорте; международные конвенции, правовые и нормативные акты, регулирующие основные направления государственной политики в сфере страхования на транспорте.
Технология и организация гостиничных услуг

История развития индустрии гостеприимства. Система классификации гостиниц в России. Общие требования к гостиницам. Требования к материально-технической базе гостиничных предприятий. Понятие «гостиничная услуга». Характеристика и специфические особенности гостиничных услуг. Требования к персоналу гостиницы. Собственные стандарты гостиниц и стиль обслуживания гостей. Типология гостиниц. Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира. Характеристика и классификация средств размещения в России. Современные тенденции и перспективы развития индустрии гостеприимства. Организационная структура гостиничных предприятий различного типа. Характеристика отдельных служб гостиничных предприятий. Качество обслуживания как важнейшая стратегическая задача гостиничного предприятия. Роль руководителя гостиничного предприятия в повышении качества гостиничных услуг. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.


Технология и организация услуг питания

Классификация предприятий питания. Типы и характеристика предприятий питания в гостинице. Организация питания для индивидуальных туристов и организованных контингентов питающихся. Правила обслуживания туристов в номерах гостиницы. Требования к предприятиям питания для обслуживания иностранных туристов.


Технология и организация экскурсионных услуг

История экскурсионного дела в России. Определение экскурсоведения в системе наук. Основные проблемы экскурсоведения. Экскурсионное дело в структуре туристской индустрии. Определение понятия экскурсия. Классификация экскурсий по разным критериям: по характеру движения, характеру группы, характеру содержания экскурсии, характеру объекта показа. Прием заявок на проведение экскурсий. Подготовка к экскурсии. Организация экскурсий, встреча туристов. Определение ключевых позиций программы экскурсии. Техника безопасности во время проведения экскурсий. Методическая разработка. Хронометраж экскурсии. Портфель экскурсовода. Этапы подготовки экскурсии. Карточки экскурсионных объектов. Получение и сверка необходимых документов. Определение особых потребностей туристской группы и индивидуальных туристов. Методика разработки программы стандартной обзорной экскурсии. Методика разработки программы экскурсии по музею иди культурному центру. Методика проведения обзорной экскурсии. Методика проведения экскурсии по музею или культурному центру. Методика проведения экскурсии по специальной программе. Методика проведения специализированной экскурсии. Методика проведения тематических нестандартных экскурсий. Соблюдение программы экскурсии. Организация протокольных мероприятий в начале и при завершении экскурсии. Техника ответов на вопросы. Техника осмотра, показа и изучения объектов экскурсии. Техника осмотра, показа и изучения объектов обзорной экскурсии. Техника осмотра, показа и изучения экспозиции музея или культурного центра. Показ во время движения автобуса. Показ архитектурного объекта. Городского ансамбля. Места исторического действия. Работа с музеями, выставками и театрами. Техника экскурсионного рассказа и объяснение, методы исторической Реконструкции, локализации. Дискуссионный метод, проблемный метод. Приемы активизации туристов. Путевая информация. Деловой стиль и опрятность. Представления туристов об идеальном экскурсоводе. Теория межличностного общения. Эмоциональный фактор. Профессиональный этикет. Приемы этического воздействия. Классификация групп по установке на экскурсию. Обратная связь на экскурсии.


Технология и организация операторских и агентских услуг

Понятие и виды турагентской и туроператоской деятельности. Планирование и создание туристской фирмы. Инициативные и рецептивные операторы Работа по созданию привлекательного турпродукта. Типы и виды туров. Этапы разработки проекта тура. Разработка общей концепции тура. Содержание турпродукта. Рекреационно-экономическое обоснование маршрута. Планирование и формирование программы. обслуживания Подготовка документации для тура. Работа с поставщиками услуг. Порядок составления договора с партнером. Основные, дополнительные и сопутствующие услуги. Особенности формирования себестоимости тур. Продукта. Классификация затрат. Оценка экономической эффективности и целесообразности внедрения тура Разработка программы апробации и экспериментального внедрения тура. Продвижение туров на рынок туруслуг. Стадии жизни туристского продукта. Планирование, подготовка и проведение выставки. Ответственность сторон по договору на оказание туристских услуг на законодательном уровне. Технологическая схема приема туристской группы. Технология обслуживания иностранных туристов. Основные положения закона «О туризме». Сделка турагента с туроператором. Выбор туроператоров и анализ рейтинга туроператора. Технологическая схема обслуживания клиента в фирме турагент. Типы клиентов. Порядок проверки и приема документов. Работа менеджера турфирмы. Новые технологии в туристской деятельности. Визовые формальности. Шенгенское соглашение. Технологическая документация. Техника и технология продаж турпакетов. Ключевые этапы продаж. Презентация коммерческого предложения в туризме. Мировой и российский туристский рынок. Состояние и тенденции развития.


Туристско-рекреационный потенциал Костромской области

Органическая теория изучения города Гревса-Анциферова в системе современных методов изучения территории. Костромской край – территориальные рамки, история изучения. Географические и природные характеристики Костромского края. Природное и социальное. Историко-культурное своеобразие Костромской земли. Традиционная культура и её судьба. Города и монастыри края. Смута в истории края. Романовы и Костромская земля. Костромское дворянство и крестьянство. Усадебный мир, отход, местные промыслы. ХХ век в судьбах костромского края. Формирование туристской инфраструктуры.


Бизнес-планирование

Понятие бизнес-плана, его функции и роль. Классификация бизнес-планов. Структура и содержание бизнес-плана. Особенности бизнес-планирования в туристской индустрии. Нормативно-законодательные документы для разработки бизнес-планов проектов и программ (внутреннего бизнес-плана, бизнес-плана инвестиционного проекта, бизнес-плана финансового оздоровления; региональных программ). Методики и особенности разработки основных разделов бизнес-планов различных типов и бизнес-планов в целом. Показатели основных разделов бизнес-плана (плана маркетинга, производственного, организационного, финансового) и их взаимосвязь. Методы оценки инвестиционной привлекательности проектов, показатели эффективности инвестиционных проектов и критерии принятия инвестиционных решений.


Связь с общественностью

Функциональные обязанности специалиста по PR в туризме. Разработка мероприятий по созданию имиджа фирмы и ее руководителя. Основные направления деятельности PR ( «Круглый стол»). Основные направления деятельности PR (Конференция). Основные направления деятельности PR (Выставки и ярмарки). Основные направления деятельности PR ( «День открытых дверей»).


Стандартизация, сертификация, лицензирование в туристской индустрии

Становление и развитие системы стандартизации: правовая база, эволюция целей и задач, принципы, объекты, функции и методы стандартизации. Национальная система стандартизации: функции и организационная структура; стандарты и классификаторы; комплексы стандартов. Характеристика национальных стандартов туристской индустрии и порядок их разработки. Структура фонда законодательных актов, нормативных и технических документов, содержащих требования к услугам и продукции в туристской индустрии. Становление и развитие работ по сертификации и подтверждению соответствия. Единый федеральный реестр туроператоров, механизм действия. Международные, региональные и другие организации по стандартизации, сертификации и аккредитации.



Проектирование туров внутреннего туризма

Особенности рекреационных ресурсов регионов России. Типы и виды туризма в России. Особенности проектирования деловых туров. Специфика проектирования паломнических туров. Молодежный туризм, детский и возрастной. Экологический туризм, сложности создания экстремальных туров. Морские и речные круизы. Событийные туры как особый вид туров. Характеристика рынка внутреннего туризма. Анализ рынка предложений и выбор поставщиков услуг. Имидж территорий. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме. Основные положения федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018годы).


Правовое регулирование в туризме

Система государственного регулирования и правового обеспечения туристской деятельности. Классификация нормативно-правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность. ФЗ РФ «О защите прав потребителей». ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности». Правовые основы стандартизации и сертификации туристкой деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере туризма. Государственная регистрация туристской организации и индивидуального предпринимателя. Правовое регулирование кадрового обеспечения деятельности турпредприятий. Правовое регулирование договорных отношений туроператора с турагентом и страховой компанией. Правовые аспекты взаимодействия клиента и турпредприятия. Международно-правовое регулирование туристской деятельности: классификация нормативных правовых актов. Понятие, содержание и особенности туристских формальностей. Правовой статус международных организаций в сфере туризма.




Инновации в туризме

Классификации инноваций. Жизненный цикл инновации-продукта. Инновационный цикл туристского продукта. Инновационные стратегии. Факторы, влияющие на успешность инновационных процессов. Типы конкурентного инновационного проведения предприятий Условия и особенности инновационного конфликта. Инновационные структуры управления в туристском бизнесе. Туристское предприятие на глобальном уровне. Особенности инновационных процессов в мировом туристском и гостиничном бизнесе. Туристская корпорация как сетевая структура. Преимущества ТНК в туризме. Автоматизация и виртуализация как характеристики туристских корпораций нового поколения. Инновационные перспективы развития туристских ресурсов Интернет.


Экзамен включает: теоретический вопрос, тестовые задания по дисциплинам специальности и специализации и практическое задание.

Критерии оценки ответов на экзаменационные билеты и задания.

Оценка «отлично» выставляется в случае, если ответы на все вопросы, поставленные в билете, изложены исчерпывающе полно, последовательно, грамотно и логически стройно. В ответах привлечены все теоретические знания, полученные за период обучения. При этом студент правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ, показывает умение работать с нормативно-технической документацией.

Оценка «хорошо» выставляется в случае, если ответы охватывают программный материал, который грамотно и по существу изложен и не содержит существенных неточностей. При этом студент правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если ответы содержат знания основного материала, имеют некоторые неточности, недостаточно правильные формулировки и нарушения в последовательности изложения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если ответы не содержат значительной части программного материала. Студент допускает существенные ошибки и не умеет решать практические задачи.

Итоговая оценка определяется как среднее арифметическое оценок по всем вопросам билета. В случае спорности приоритет отдается профилирующим предметам специальности, которые определяет выпускающая кафедра.

Программа рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании методической комиссии по специальности 100201 – Туризм,

направлению подготовки 100400– Туризм

Протокол № 5 от 28 января 2014 г.

Председатель методической комиссии,

зав. кафедрой СКСиТ Басова А.В.


Программа утверждена на заседании Ученого совета гуманитарного факультета

Протокол № 6 от 25 февраля 2014 г.



Председатель Ученого совета, декан ГФ Соловьев А.А.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница