Программа государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики»



Скачать 388.15 Kb.
страница1/2
Дата28.04.2016
Размер388.15 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого совета

«_____»_____________20___г.
Председатель Ученого совета,

Ректор ____________В.В. Обухов


ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Специальность 050711 Социальная педагогика


Квалификация: социальный педагог

ТОМСК 2012



Пояснительная записка
Программа государственного экзамена по теории и практике социальной педагогики составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050711 Социальная педагогика, одобренного учебно-методическим советом по общей и социальной педагогике и психологии и утвержденного Минобразования РФ 31.01.2005 г. (номер государственной регистрации 678пед/сп).
Государственный экзамен является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственный экзамен проводится в форме междисциплинарного. Программа и порядок проведения государственных экзаменов определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников.
Настоящая программа включает перечень вопросов дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки по специальности «Социальная педагогика»: «Введение в профессию», «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Педагогическая психология», «История социальной педагогики», «Социальная педагогика», «Социальная политика», «Основы социальной работы», «Методика и технология работы социального педагога», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «История педагогики и образования», «Управление социальными системами», «Основы профориентологии», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая антропология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы психоконсультирования и психокоррекции», «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

Перечень вопросов настоящей программы соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социального педагога.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050711

Социальная педагогика
Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации "Об образовании", решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в обьёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации - русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности социального педагога и (в соответствии с дополнительной специальностью) являются:



в области социально-педагогической деятельности:

проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

проведение профориентационной работы;

оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации детей;



в области учебно-воспитательной деятельности:

психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

в области развивающей деятельности:

разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;

разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;

проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;



в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

организация культурного пространства образовательного учреждения;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методи-ческих объединений;

анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повы-шения своей квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

организация контроля за результатами социального воспитания;

ведение школьной документации.



КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
Выпускник, получивший квалификацию социального педагога и __ (в соответствии с дополнительной специальностью), должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы и методы социального воспитания; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Область профессиональной деятельности: Социально-педагогическая работа в сфере образования.

Объект профессиональной деятельности: Обучающийся.

Виды профессиональной деятельности: Социально-педагогическая, учебно-воспитательная, развивающая, культурно-просветительская, научно-методическая, организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности социального педагога, решению типовых профессиональных задач в образовательных учреждениях.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Теория и практика социальной педагогики»


  1. Социальная педагогика как наука: понятие, объект, предмет, цель, функции. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики.

  2. Социальная педагогика как практическая деятельность: понятие, подходы, цель, субъекты, объекты. Профессиональная и непрофессиональная (волонтерская) социально-педагогическая деятельность.

  3. Социальная педагогика как профессия: понятие, предназначение. Функциональные и должностные обязанности и права социального педагога, формы оказания помощи. Общее и отличное в деятельности социального педагога, учителя, психолога, социального работника, специалиста по социальной работе.

  4. Влияние мега- и макрофакторов на социализацию человека.

  5. Влияние мезофакторов на социализацию человека.

  6. Влияние микрофакторов на социализацию человека.

  7. Социальное воспитание, осуществляемое в воспитательных организациях: понятие, принципы, подходы.

  8. Девиантное поведение: понятие, предпосылки, причины, типы, формы. Концепции девиаций.

  9. Принципы социально-педагогической теории и практики.

  10. Социализация как ключевая проблема социальной педагогики. Концепции социализации. Сущность и содержание социализации.

  11. Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, механизмы, факторы, агенты, средства.

  12. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации, объективные и субъективные предпосылки. Типы жертв неблагоприятных условий социализации.

  13. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике. Типы и виды отклонений, рассматриваемые в социальной педагогике.

  14. Становление воспитания как социального явления.

  15. Предпосылки развития социальной педагогики в России: милосердие и благотворительность.

  16. Возникновение социально-педагогической мысли: ученые, их социально-педагогические идеи.

  17. Становление социально-педагогической теории и практики в XVIII-XIX веках.

  18. Развитие социально-педагогической теории и практики в ХХ веке.

  19. Влияние педагогики сотрудничества (опыт педагогов – новаторов) на переход к новой системе социального воспитания детей в России.

  20. Историко-культурный контекст развития социального воспитания в России.

  21. Социальная педагогика и религия: историко-социальный контекст взаимосвязи.

  22. Сфера деятельности социального педагога: специализации и места работы.

  23. Квалификационная характеристика и профессиограмма социального педагога.

  24. Воспитательный процесс как динамическая система.

  25. Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятие, значение в воспитании, основные признаки, структура, этапы и уровни развития коллектива.

  26. Воспитательная система: сущность, структура, основные компоненты. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки.

  27. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.

  28. Результативность воспитательной деятельности. Результат как показатель качества деятельности воспитателя.

  29. Школа как социально-педагогическая система. Место и роль социального педагога в общеобразовательных учреждениях. Социально-педагогическая (социальная) служба в структуре школы.

  30. Содержание и методика работы социального педагога в образовательных учреждениях разных типов и видов.

  31. Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема: история, сущность, причины, особенности в России. Специфика социально-педагогической деятельности с беспризорными и безнадзорными детьми.

  32. Специфика социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  33. Содержание и технологии социально-педагогической работы с детьми с различными формами девиантного поведения.

  34. Социально-педагогическая деятельность как процесс: понятие, сущность, элементы, этапы, особенности.

  35. Социально-педагогическая технология: понятие, структура, содержание, классификации.

  36. Методы исследования в работе социального педагога.

  37. Методы воспитания в работе социального педагога.

  38. Социально-педагогическая защита прав ребенка на воспитание и образование, на охрану здоровья.

  39. Содержание, принципы, направления и технологии работы социального педагога в учреждениях и организациях системы социальной защиты населения.

  40. Содержание и методика социально-педагогической работы классного руководителя.

  41. Методика и технологии работы социального педагога с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей в учреждениях интернатного типа. Социально-педагогическая (социальная) служба в детском доме.

  42. Основные подходы, технологии, методы и средства в работе социального педагога с семьей.

  43. Сущность, основные направления, содержание и технологии работы социального педагога с социально-неблагополучными семьями с детьми.

  44. Содержание и особенности социально-педагогической работы с детьми и подростками в детских и молодежных объединениях.

  45. Содержание и особенности организации досуговой деятельности с детьми, подростками и молодежью.

  46. Социально-педагогическая деятельность в условиях детского образовательно-оздоровительного учреждения.

  47. Формы и технологии семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  48. Теоретико-методологические основы социальной работы. Социальная работа: понятие, субъекты, объекты, цели, принципы.

  49. Социальная работа как феномен современного мира. Сущность социальной работы.

  50. Социальные проблемы в социальной работе. Использование ресурсов в их решении.

  51. Социальная адаптация как технология социальной работы.

  52. Социальная коррекция и терапия как технологии работы социального педагога.

  53. Социальная реабилитация как технология социально-педагогической работы.

  54. Социальное проектирование и программирование в социально-педагогической деятельности.

  55. Социальное прогнозирование в социально-педагогической деятельности.

  56. Социальное посредничество как технология работы социального педагога.

  57. Социально-педагогическое консультирование как технология работы социального педагога.

  58. Особенности социальной работы с молодежью.

  59. Особенности социальной работы с одинокими и престарелыми людьми.

  60. Особенности социальной работы с безработными.

  61. Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами.

  62. Особенности социальной работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

  63. Особенности социальной работы с женщинами.

  64. Особенности социальной работы с военнослужащими и их семьями.

  65. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект» в социальной психологии.

  66. Общение как социально-психологическое явление.

  67. Понятие групповой совместимости. Подходы к формированию групповой сплоченности в детском коллективе.

  68. Структура и характеристика малой группы, ее динамика.

  69. Социально-психологическая характеристика конфликта.

  70. Межличностный конфликт: понятие, общая характеристика, профилактика.

  71. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста. Психологическая готовность к школьному обучению: виды готовности, сущностная характеристика, диагностика.

  72. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника.

  73. Психологическая характеристика подросткового возраста. Характеристика подростковых поведенческих реакций.

  74. Психологическая характеристика подросткового возраста. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста.

  75. Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками.

  76. Психологическая характеристика ранней юности. Особенности профессионального самоопределения юноши.

  77. Психологическая характеристика ранней юности. Развитие личности юноши.

  78. Проблемы профессиональной компетентности и личностного развития педагога. Мотивация педагогической деятельности. Педагогические способности.

  79. Общая характеристика педагогической деятельности. Психология педагогического взаимодействия.

  80. Стили педагогической деятельности. Педагогическое общение.

  81. Учебно-педагогическое сотрудничество как современная тенденция в образовании.

  82. Семья: понятие, сущность, признаки. Современная семья: особенности и основные тенденции развития.

  83. Функции семьи: понятие, характеристика. Нарушения функционирования семьи: проявления, влияние на психологический климат семьи.

  84. Детско-родительские взаимоотношения в семье: параметры, возрастная динамика.

  85. Формы семейных отношений в современном обществе.

  86. Факторы семейного благополучия.

  87. Семья как психологическая система.

  88. Жизненный цикл семьи: понятие, характеристика.

  89. Семейные кризисы: понятие, характеристика.

  90. Воспитательный потенциал семьи: сущность, компоненты. Психолого-педагогические основания семейного воспитания.

  91. Психологическое консультирование как вид психологической помощи: принципы, цели, задачи. Виды психологического консультирования.

  92. Организационные аспекты психологического консультирования. Этапы и фазы психоконсультационного процесса.

  93. Психокоррекция как вид психологической помощи: принципы, цели, задачи, виды.

  94. Особенности составления и реализации психокоррекционных программ.

  95. Психокоррекционный процесс: сущность, специфические черты. Этапы и фазы психокоррекционного процесса.

  96. Психопрофилактика и ее основные принципы. Психопрофилактика в работе социального педагога.

  97. Психолого-педагогическое исследование: понятие, общая характеристика, виды.

  98. Методологические характеристики психолого-педагогического исследования.

  99. Методологические принципы психолого-педагогического исследования как научные ориентиры его осуществления.

  100. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования.

  101. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования.

  102. Эксперимент как метод психолого-педагогического исследования.

  103. Опрос как метод психолого-педагогического исследования.

  104. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования.

  105. Истолкование, апробация и оформление результатов психолого-педагогического исследования.

  106. Социальная политика: понятие, цели, принципы, субъекты и объекты. Взаимосвязь социальной политики государства, социальной работы, социальной защиты населения и социальной педагогики.

  107. Социальная политика в отношении различных категорий детей в истории государства российского.

  108. Государственная политика в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, спорта и туризма.

  109. Типы социальной политики: территориально-государственный (федеральный, региональный, муниципальный), сферный, демографический.

  110. Социальная защита населения как основное направление социальной политики государства.

  111. Социальная политика государства в отношении семьи: понятие, направления, принципы, механизмы взаимодействия с государством.

  112. Социальное партнерство в контексте социальной политики государства: сущность, содержание и принципы.

  113. Управление социальными системами в Российской Федерации: понятие, объект, субъект, структурные компоненты, эффективность.

  114. Профориентация в работе социального педагога: сущность, виды, уровни, методы и средства.

  115. Профконсультирование как технология работы социального педагога: сущность, виды, уровни, методы и средства.

  116. Человек как предмет педагогической антропологии.

  117. Антропологически целесообразные образовательные технологии: антропоориентированные педагогические установки; характеристика личностно-ориентированных технологий: педагогической поддержки (О.С. Газман); коллективного взаимообучения А.Г. Ривина; разноуровневого обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ (ЗАДАЧИ)

  1. Родители семилетнего Васи ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием ребенка, нигде не работают, имеют большие задолженности по оплате за квартиру, живут на пособие по инвалидности отца Васи, все деньги тратят на алкогольные напитки. Когда пришло время отправлять Васю в школу, они этого не сделали, объяснив это тем, что нет денег на покупку одежды и школьных принадлежностей. К каким последствиям может привести подобное поведение родителей? Какие меры по отношению к Васе и его родителям необходимо принять социальному педагогу?

  2. Первоклассник Костя плохо учится. Он — неорганизованный, неопрятный мальчик, непричастный к активности класса, часто нарушает правила школьной жизни, дружит с нарушителями дисциплины, жадничает, плаксив. Что должен предпринять социальный педагог в данном случае?

  3. В обеспеченной семье Максимовых мать – домохозяйка, отец работает на высокой должности и хорошо зарабатывает. У матери всегда были очень доверительные отношения с дочерью. И все в семье было благополучно. Однако в возрасте примерно 12 лет дочка стала хуже учиться, чаще пропускать занятия, если раньше она интересовалась животными, читала много художественной литературы, то теперь ей стало нравиться ходить по магазинам, встречаться с подружками, ходить в кафе и на дискотеки. К 14 годам девочка практически забросила учебу, испортились отношения с родителями. На слова мамы «Тебе нужно учиться, получить профессию», девочка ответила «Зачем мне учиться? Я буду также, как и ты, сидеть дома и ничего не делать!». Охарактеризуйте основные проблемы, возникшие в семье Максимовых. Что должен предпринять социальный педагог в этом случае?

  4. Олег, 15 лет, в последнее время стал избегать своих друзей, мотивируя это тем, что у него появились новые, «взрослые дела». Одноклассники отмечают, что Олег стал замкнутым, все разговоры с ним сводятся к высказываниям Олега о бессмысленности социальной жизни, о необходимости делать выбор в пользу жизни в отдалении от больших городов. На что следует обратить внимание и какие действия необходимо предпринять социальному педагогу в данной ситуации?

  5. Семеновой Галине Ивановне позвонили из школы и спросили, почему ее 15 летний сын Олег уже 2 недели не ходит в школу. Такой вопрос ее несколько шокировал, так как все это время ее сын каждый день собирал портфель и уходил якобы в школу, а затем возвращался в положенное время. В тот же вечер когда сын пришел якобы из школы между ним и Галиной Ивановной произошел скандал, в ходе которого выяснилось, что Олег все это время играл в компьютер у своего друга из параллельного класса, родителей которого в течение дня не бывает дома. Как должна проводиться социально-педагогическая работа в данном случае?

  6. В шестом классе — романтическая дружба девочки и мальчика. Страдает их успеваемость, а одноклассники смеются над ранней любовью. Чем может социальный педагог помочь в этой ситуации?

  7. У семилетней Ани ДЦП. Так как ее семья живет в небольшой деревне, то у нее нет возможности обучаться в специальной школе, и родителям пришлось отдать Аню в обычную школу. Какие трудности в обучении могут возникнуть у Ани? Какие условия необходимо создать для ее обучения?

  8. У семилетней Наташи слепота после перенесенного в возрасте 4-х лет тяжелого заболевания. Так как ее семья живет в небольшой деревне, то у нее нет возможности обучаться в специальной школе, и родителям придется отдать Наташу в обычную школу. Какие трудности в обучении могут возникнуть у Наташи? Какие условия необходимо создать для ее обучения?

  9. Вася сирота и является воспитанником детского дома. В возрасте 3-х лет его усыновила семья из Испании. Спустя год после усыновления Васю вернули в детский дом, так как приемные родители не справлялись со своими обязанностями. Какую работу с ребенком необходимо провести психологу и социальному педагогу детского дома?

  10. В классе мальчик из многодетной семьи, который при каждом удобном случае напоминает о своих правах и привилегиях. Что может порекомендовать социальный педагог в общении с этим мальчиком?

  11. Александр Иванович – отец-одиночка – воспитывает двух дочерей дошкольного возраста. До недавнего времени он работал на высокой должности, хорошо зарабатывал и мог оплачивать услуги няни. Теперь в связи с кризисом он потерял работу и, следовательно, лишился средств к существованию. Какую помощь социальный педагог может оказать ему и его детям?

  12. Юле 15 лет, внешне выглядит старше своего возраста, имеет образование 5 классов, нигде не учится. Живет с мамой в комнате в общежитии. Мать Юли страдает алкоголизмом, часто приводит домой мужчин. Юля уже три года занимается предоставлением сексуальных услуг (проституцией). С ее слов, она занимается этим добровольно, ей это нравится, и бросать это занятие она не собирается. Каковы причины асоциального поведения Юли? Какие действия необходимо предпринять социальному педагогу в данной ситуации?

  13. Вы устроились на работу в качестве социального педагога в учреждение дополнительного образования детей (дом детского творчества). В этом учреждении работает целая социально-педагогическая служба, состоящая из 5 социальных педагогов. В чем будет состоять специфика работы социального педагога и социально-педагогической службы в УДО? Как будут распределяться обязанности между социальными педагогами в составе службы?

  14. Вы работаете социальным педагогом в детском доме. Один из ваших подопечных совершил уголовное правонарушение (грабеж), и вас вызывают в суд в качестве законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого. У вас на работе в этот день очень важное совещание. Какие функции вы будете выполнять в суде? Имеете ли вы право не явиться в суд? Будет ли вам оплачиваться то рабочее время, которое вы пропустите из-за необходимости присутствия в суде?

  15. Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном ухудшились. Каковы должны быть действия социального педагога?

  16. Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занимается бабушка. В 1 класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у учителя сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К третьему классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок». Каковы должны быть действия социального педагога?

  17. Девочка 14 лет, отличница, спортсменка, после гибели родителей в автокатастрофе стала посещать вместе с любимой бабушкой собрание секты. В настоящее время психические и поведенческие реакции не изменились, однако старшая сестра-опекун обратилась за консультацией к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  18. Девушка 15 лет, учится в школе в 9 классе. В начале учебного года выясняется, что она беременна. Имя отца ребенка она скрывает. Родители девушки настаивают на аборте, но она против этого. Родители обратились за консультацией к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  19. С раннего детства Марине внушали, что она музыкально одаренна, что ее ожидают известность и слава. На уроках музыки она получала только отличные оценки, пела в хоре. В 4 классе появилась возможность выступить на концерте, однако учительница не включила Марину в список выступающих. С тех пор девочка стала раздражительной, вспыльчивой, никого не слушает. Каковы должны быть действия социального педагога?

  20. Девочке 12 лет. Родители за последние несколько месяцев стали замечать в ее поведении нетрезвость, резкую смену настроения, потерю интереса к учебе. Девочка стала поздно возвращаться домой, много времени проводить вне дома. Родители обратились к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  21. Девочка 10 лет, перешла в новую школу по причине переезда семьи на новое место жительства. Девочка имеет дефекты речи, она не может влиться в коллектив. Классный руководитель, молодой специалист, сам справится не может, обратился к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  22. К социальному педагогу обратилась девушка 18 лет, воспитанница детского дома с ребенком 8-ми месяцев. У нее нет денег на оплату квартиры и содержание ребенка. Ее посещают мысли сдать ребенка в детдом. Она спрашивает, что ей делать. Каковы должны быть действия социального педагога?

  23. Мальчик 15 лет, воспитывается одинокой мамой. Семья живет в рабочем поселке. В последние полгода мальчик стал плохо учиться, пропускать уроки, дерзить близким, не ночевать дома. Классный руководитель и мама обратились за помощью к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  24. В неблагополучной семье двое детей. Старший сын, 17 лет, недавно освободился из колонии несовершеннолетних. Младший сын, 14 лет, хорошо учится, занимается спортом, принимает активное участие в жизни класса и школы. Мальчик стыдится своей семьи, стал редко бывать дома, зачастую не ночует. Бабушка обращается к социальному педагогу за помощью. Каковы должны быть действия социального педагога?

  25. Олег учится в 8 классе. Ученик он слабый, но старается. Характер у него мягкий и доброжелательный. Отец недоволен оценками сына, постоянно ругает его и называет мямлей, тугодумом, слюнтяем. Мальчику важно мнение отца. Мать обращается за помощью к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  26. Алексей долгое время болел и лежал в больнице. Отстал по школьной программе и в интеллектуальном плане. Из-за этого над ним стали насмехаться в классе. Узнав о происходящем, классный руководитель поговорил с классом. После беседы класс стал нормально относиться к Алеше, но в опалу попал Андрей, который дразнил постоянно Алешу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  27. В 7 классе происходит смена классного руководителя. Прежний уходит в связи со сменой места жительства. Новый классный руководитель — молодой специалист. Родители недовольны. Главный аргумент — молодость и неопытность. Молодой педагог обращается за помощью к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  28. Молодые люди, Анна ( 25 лет) и Виктор (27 лет), проживают в совместно снимаемой ими квартире, брак не зарегистрирован. Анна находится на 5-м месяце беременности. Свои доходы молодые люди сообща распределяют на хозяйственные и личные нужды. Можно ли эту пару назвать семьей? Обоснуйте свой ответ. С какими проблемами могут столкнуться молодые люди в дальнейшем?

  29. К школьному социальному педагогу за советом обратилась А. Ее сын В., 16 лет, по мнению матери, попал под влияние «секты», как она называет эту группу, и часто не приходит домой ночевать. Свое отсутствие сын объясняет тем, что «дома плохая энергетика, а там, где он находится, ему хорошо». Мать очень переживает за сына, но отчим мальчика (второй муж матери) пытается ее успокоить, говоря, что «парень уже взрослый, нечего так над ним трястись, пусть сам решает, как ему жить». Как поступить в данном случае социальному педагогу?

  30. К классному руководителю обратилась за советом мама пятиклассника О. Мальчик, по словам мамы, перед каждой контрольной или опросом стал испытывать приступы паники и сильного удушья и из-за этого участились пропуски занятий. В классе мальчик принадлежит к так называемой группе «изгоев». Посоветуйте, как следует поступить классному руководителю?

  31. Школьник М. получил инвалидность после ДТП. Как социальный педагог может помочь мальчику и что может порекомендовать его родителям?

  32. Семиклассница Е. за последний месяц сильно снизила успеваемость, ее поведение стало отличаться резкой сменой настроения, грубостью по отношению к взрослым, ее часто стали замечать в компании курящих старшеклассников. При беседе с девочкой выяснилось, что ее родители находятся в процессе развода. Что социальный педагог может сделать в данном случае?

  33. Второклассница А., по наблюдениям педагогов, стала в разговоре часто упоминать с негативными чувствами своего недавно родившегося братика, а однажды сказала, что хочет от него избавиться, он мешает. Как поступить социальному педагогу в данном случае?

  34. В класс из другой школы переведен шестиклассник Д. В сопроводительной характеристике было отмечено, что мальчик отличается неустойчивым характером, частыми перепадами настроения, в общении с другими детьми допускает грубость и жестокость. Что вы посоветуете предпринять социальному педагогу, как организовать работу? С кем еще может сотрудничать социальный педагог в данном случае?

  35. В педагогическом коллективе школы назревает конфликт между классом и одним из учителей-предметников. Учитель в силу собственной повышенной эмоциональности иногда допускает нелицеприятные комментарии к ответам учеников. Что может предпринять в данном случае социальный педагог?

  36. В 8-м классе на перемене возникла драка между учениками, и Вы были свидетелем ее начала. Каковы будут Ваши дальнейшие действия как социального педагога?

  37. В 7-м классе учениками был «объявлен бойкот» (молчаливое игнорирование) молодой учительнице, пришедшей на замену любимого классом заболевшего педагога. Что вы можете предпринять как социальный педагог в данном случае?

  38. Родители одного из второклассников дают каждый день сыну на личные расходы крупную сумму (до 100 рублей в день). Семья имеет высокий уровень доходов. Больше в классе подобных детей нет. Что может предпринять социальный педагог в этом случае?

  39. В 3-й класс пришел мальчик С., чья семья недавно переехала из другого города. С. имеет на лице рубцы после сильного ожога и очень стесняется этого. Дети в классе не принимают его в свои игры, перешептываются за спиной. Что может предпринять социальный педагог в данном случае?

  40. Константин, молодой мужчина (27 лет), состоит в браке четвертый год. Имеет 2-летнего сына. Константин очень мало уделяет внимания своему сыну, часто возвращается домой слишком поздно, занят собой, много времени проводит с приятелями. В ответ на требование супруги — уделять больше внимания сыну — гулять с ним, разговаривать, читать ему, Константин говорит, что сын еще слишком мал, он ничего не понимает, сейчас с ним должна прежде всего быть мать, а его время для общения с сыном еще не настало. Что может предпринять в данной ситуации социальный педагог?
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница