Программа государственной итоговой аттестации по дополнительной специальности «социальная педагогика» для студентов, обучающихся по специальности



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

ФГБОУ ВПО «МГГУ»

ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
для студентов, обучающихся по специальности

050708.65 Педагогика и методика начального образования,

с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»


Утверждено на заседании

кафедры педагогики ППИ

протокол № 2 от 16.10.2014 г.
Зав. кафедрой педагогики

__________________ Н.А. Рычкова



Утверждено на заседании Совета ППИ

протокол № 3 от 31.10.2014 г.

Директор ППИ

________________ Т.В. Кузьмичева




Составители:

И.В. Рыжкова, Т.Д. Тегалева, С.Г. Тишулина, Е.Н. Шовина



Рецензенты: Е.В. Пчелинцева, к.п.н., доцент; В.П. Манухин, к.п.н., профессор

Пояснительная записка
Целью государственной итоговой аттестации по дополнительной специальности «Социальная педагогика» для студентов, обучающихся по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования, с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Программа государственной итоговой аттестации составлена на основе оценочных и диагностических средств для государственной итоговой аттестации выпускников вузов.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной итоговой аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности.

Результатом подготовки студентов должны стать следующие умения:

– интегрировать знания социологии, психологии, социальной политики, педагогики и методики социального воспитания и др.;

– использовать исторический опыт педагогики и психологии в решении конкретных проблем социально-педагогической деятельности;

– владеть основами организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и социально-педагогической деятельности;

– работать с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами и отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите;

– отбирать адекватные социально-педагогическим задачам формы, методы и технологии;

– грамотно применять социально-педагогические технологии в различных видах деятельности (научно-методической; социально-педагогической; воспитательной; культурно-просветительской; коррекционно-развивающий; управленческой и др.);

– прогнозировать последствия принятия педагогических решений;

– анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

– стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

– выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и социальных служб;

– организовывать деятельность социально-педагогических служб в образовательных и социальных учреждениях для несовершеннолетних детей;

– поддерживать контакт с родителями детей и подростков и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.

Основой формирования вышеперечисленных умений является овладение следующими знаниями:

– основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

– истории становления педагогики как социальной науки в России и за рубежом;

– основных направлений и перспектив развития образования и социальной педагогики, ее связи с другими науками;

– современной ситуации в области образования и воспитания, о характере и специфике воспитательной деятельности основных институтов общества;

– международных, российских законодательных актов, направленных на защиту прав и интересов человека;

– основ правового обеспечения профессиональной деятельности социального педагога;

– основных форм, методов, базовых и частных технологий работы социального педагога.


Методические рекомендации по проведению государственного итогового экзамена

Цель государственного итогового экзамена - определить степень профессиональной подготовки выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на уровне, требуемом государственным образовательным стандартом.

Государственный итоговый экзамен по социальной педагогике проводится в II этапа.

Для оптимизации и повышения эффективности работы государственной аттестационной комиссии в порядке эксперимента предлагается использовать бланк оценочной ведомости, в котором членами государственной аттестационной комиссии отмечается соответствие ответа выпускника критериям, предъявляемым к данному виду аттестационных испытаний.
I этап – проверка уровня теоретической подготовленности выпускника по вопросам экзаменационных билетов.

Экзаменационный билет включает в себя:



  • вопрос по научно-историческим основам социальной педагогики;

  • вопрос по научно-теоретическим основам социальной педагогики;

  • вопрос по технологическим основам социальной педагогики;

  • ситуационную задачу по социальной педагогике.

При комплектовании билетов учитывается содержание вопросов, требующее от студентов различных умений изложения материала: проблемного, сравнительного, аналитического, историко-хронологического, а также умения интегрировать знания, полученные при изучении различных дисциплин.

II этап – решение ситуационных задач в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Длительность устного ответа на три вопроса итогового государственного экзамена и изложение решения ситуационной задачи должна составлять не более 30 минут.

Нормативный срок подготовки выпускника к ответу на итоговом государственном экзамене – 1 час.
«Примерные критерии оценки ответа студента на устном междисциплинарном государственном экзамене».

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. Студент свободно оперирует терминами, ориентируется в дополнительных источниках информации по данной проблеме.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, продемонстрировавший систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при ответе на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из педагогической практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако допускающий неточности и незначительные ошибки.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, представивший знание основного программного материала на основе изучения одного из подходов к рассматриваемой проблеме и допустивший фактические ошибки в ответе при выполнении экзаменационных заданий, в том числе в определении терминологии и в форме построения ответа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕ­НА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Раздел «Научно-исторические основы социальной педагогики»

Цельопределить уровень сформированности у выпускника системных знаний об истории социальной педагогики как науки и практики, как области познания и практической деятельности.

Данный раздел включает комплекс дисциплин, направленных на приобретение будущим специалистом аналитических навыков изучения концептуальных основ социально-педагогических теорий и взглядов, формирование способности к использованию исторического опыта в практической социально-педагогической деятельности, а также освоение необходимых социальному педагогу профессиональных знаний о предмете социальной педагогики и его развитии.

В данный раздел включены основные положения таких дисциплин, как философия, педагогическая антропология, отечественная история, история образования и педагогической мысли, история социальной педагогики и социальной работы и др.



Практика социального воспитания в античном мире

Спартанская и Афинская системы воспитания. Государственно-общественный характер воспитательных систем. Военно-политический строй Спарты, его влияние на характер и систему воспитания. Социально-педагогический аспект воспитания спартиатов. Этапы спартанского воспитания, их специфика. Реализация принципа общественного контроля. Взаимосвязь процессов воспитания и социализации. Основные направления социального воспитания в Афинах и Спарте. Специфика мусического и гимнастического воспитания. Сопоставительный анализ систем.



Социально-педагогические модели античных философов

Предпосылки создания философской системы Платона: особенности общественно-политической ситуации, специфика господствующей философии. Работы Платона «Государство», «Законы». Воспитание граждан как основная задача государства. Сословия в государстве Платона, распределение социальных ролей. Концепция Аристотеля о роли семьи и государства в воспитании. Воспитание как одно из средств сохранения существующего государственного строя. Государственное воспитание свободнорождённых граждан. Цель воспитания, типы воспитания, своеобразие этапов. Вклад Сократа в развитие социально-педагогической мысли. Высшая цель педагогической работы – самосовершенствование каждого ученика в отдельности.



Социально-педагогический потенциал в истории христианства

Принципы христианской религии, определяющие социально-педагогический воспитательный потенциал христианства: открытость, перспектива, равенство и др. Нравственное воспитание человека в христианстве. Объединительная функция христианской религии. Основные принципы христианского воспитания (основные заповеди, понятия «смертный грех», «добродетель»). Целостность педагогического процесса в христианской педагогике.



Проблема социального воспитания эпохи Средневековья

Эпоха средневековья – 5 – 16 века в Центральной, Западной и Южной Европе. Общая характеристика периода. Специфика процесса воспитания в Средневековье. Человек как представитель сословно – корпоративной субкультуры. Динамика усвоения социальных норм. Воспитание верой – доминанта средневековой педагогики. Соединение с Богом как главное призвание человека («социальное призвание»). Критерии и добродетели «социально-функционального» воспитания. Проблемы воспитания в учении Иоанна Златоуста (354 – 407). Средневековая педагогика как основа гуманистических воззрений эпохи Возрождения.



Идеалистические проекты социалистов-утопистов

Социализм-утопизм. Общая характеристика учения. Критика пороков существующего общества. Частная собственность как источник социальных бедствий. Пути построения Общества Гармонии. Основные представители направления: Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Т. Оуэн, Г. Бабёф и др. Проблема взаимодействия индивида и общества. Проблема воспитания молодого поколения — социальная проблема. Свободный, творческий труд в концепции Т. Мора («Утопия»), «социальное предназначение» человека в концепции Ш. Фурье («Трактат о домашней и земледельческой ассоциации», 1822г.). Проблема нравственного воспитания в работах социалистов-утопистов (III. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн и др.) Условия целостной социализации личности.



Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского

Я.А.Коменский — основатель научной педагогики. «Народная» социальная педагогика Коменского. Гуманизм и демократизм учения педагога. «Великая дидактика» (1632г.) — «универсальная теория учить всех всему». Социально-педагогическое значение работы. Усовершенствование окружающей жизни человеком — важнейшая цель воспитания. Всеобщность и обязательность образования. Возрастная периодизация Коменского. Соотношение социального статуса человека и типа школы. Задачи каждого периода. Трактовка принципа природосообразности. «Материнская школа» - первый в мире научно-педагогический труд для родителей по воспитанию ребёнка до 6 лет. Основные пути развития личности ребёнка. Системный характер учения Коменского.



Социально-педагогическая направленность концепции Д. Локка

Социально-экономические предпосылки концепции Д. Локка «воспитание джентльмена». Отношение Д. Локка к теории «возрождённых идей». Сенсуализм Локка. Своеобразие трактовки воспитания в философском и социальном контексте. Приоритет индивидуального, личностного начала. Основные направления критики школьного воспитания и образования. Концепция семейного воспитания джентльмена. Детство — период реализации особых воспитательных возможностей. Принцип природосообразности в концепции Д. Локка. Воспитание как целевой и организованный компонент процесса социализации. Трактат «Мысли о воспитании» — программа подготовки делового человека капиталистического мира (1993 г.). Новаторство Локка.



«Социально-педагогическая» модель воспитания Ж.Ж. Руссо

Ж.Ж. Руссо — писатель, педагог, музыкант, просветитель. Идея естественной первородности красоты и добра в человеке — трактат «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.). Взаимосвязь социальных и природных условий с процессом развития личности и формированием гражданина. Проблема воспитания свободной личности. Система взглядов Руссо, изложенная в романе «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.). Гуманизм, естественность, последовательность, полезность и доступность — основные принципы педагогической концепции Руссо. Возрастная периодизация. Внутренняя противоречивость концепции.



Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци

И.Г. Песталоцци как один из основателей социальной педагогики. Практическая деятельность И.Г. Песталоцци по воспитанию детей из бедных семей. Приют в Станце (1798 г.). Бургдорфский институт (1800 г). Теория элементарного образования как «метод» педагога. Роман «Лингард и Гертруда», басни «Фигуры к моей азбуке», «Лебединая песнь» и др. Социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения — ведущая цель социальной педагогики И.Г. Песталоцци. Принципы педагогики И.Г. Песталоцци: природосообразности, социальной обусловленности развития человека. Единство теории и практики социально-педагогической концепции И.Г. Песталоцци.



Вклад Ф.А. Дистервега в развитие социальной педагогики

Ф.А. Дистервег как один из основателей социальной педагогики как науки. Социально-педагогическая поддержка учителям народных школ как новое направление в социальной педагогике, открытое Дистервегом. Журнал «Рейнские листки». «Педагогическое общество» (1832 г.) и социально-педагогическая деятельность Дистервега в нём. Статья «Что требует современность от школы» (1830). Программа социальных реформ Дистервега. Концепция единой национальной школы Германии. Принципы природосообразности и культуросообразности, их взаимосвязь. Работа «Руководство немецким учителям». Роль Ф.А. Дистервега в популяризации идей И. Г. Песталоцци.



Социально-педагогический проект Р. Оуэна

Педагогическая теория и практика Р. Оуэна как часть разработанной им системы утопического социализма. Связь воспитания с формами общественного устройства («Опыты»). Рациональность и всеобщность государственной системы воспитания. Внеконфессиональность школ. Организация и характер воспитания молодёжи в коммунистической общине. Воспитание «разумного характера». Социально-педагогический эксперимент в Нью — Лэнарке.



Воспитание и общество в концепции П. Наторпа

Социальная педагогика как «воспитание в обществе, через общество и для общества». Общество (община) как решающее условие воспитания. Воспитание как решающее условие жизнедеятельности общества. Разграничение понятий «общество» и «общность», «индивидуум» и «общество». Взаимовлияние факторов. Анализ педагогики как социально-направленной и социально обоснованной теории. Работа «Социальная педагогика».



Социально-педагогические идеи педагогики реформаторства

Реформаторская педагогика конца 19 начала 20 века. Многообразие научных направлений. Представители социальной педагогики — Э. Дюркгейм, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер и др. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы» (С. Феррье, О. Декроли и др.). Социально-педагогическая направленность прагматической педагогики (концепции Д. Дьюи и др.).



Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

Древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племён как отражение общинных принципов жизнедеятельности. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах. Традиции гуманного отношения к немощным и обездоленным. Становление «народной педагогики».



Социально-педагогические идеи древнерусской литературы

Обобщение социально-педагогического опыта России в древнерусской литературе. «Поучение Владимира Мономаха»: вопросы организации государственной жизни, проблемы семейного воспитания. Концепция человека, отражённая в «Поучении». «Слово о вскормлении дитяти»: организация заботы о детях. «Домострой». Связь вопросов образования и воспитания с вопросами государственного строительства. Социальный аспект проблемы. «Гражданство обычаев детских» - трактат о детском воспитании 17 века.



Социальная политика эпохи Петра 1

Эволюция государственного строя России и утверждение государственно-административных подходов к общественному и частному призрению. Приказная, губернская, коллежская системы как этапы становления государственного управления. Активизация политики в отношении профессионального нищенства. Становление системы социальной защиты. Указ 1691 г - меры по борьбе с профессиональным нищенством. Указ 1712г - меры по развитию закрытого призрения в России. Указ 1715 г — организация домов для «зазорных младенцев». Указ 1722 г - проблема призрения военных.



Социальная политика эпохи Екатерины П. Практика организации воспитательных домов

Основные направления социальной политики эпохи Екатерины II. Открытие Вольного экономического общества — 1765 г. Организация Приказов общественного призрения. Институты поддержки и институты контроля. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» И.И. Бецкого. Утверждение Екатериной II «Генерального плана императорского Воспитательного дома». Структура учреждения, организация приёма младенцев. Основные направления образования и воспитания.



Социально-педагогическая деятельность И.И. Бецкого

Идеи французского Просвещения и их влияние на мировоззрение И.И. Бецкого. Основание необходимости организации учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Кадетский корпус. Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре. Благотворительная деятельность И.И. Бецкого. Практика организации Воспитательных домов в Москве и Петербурге.



Социально-педагогические идеи М.В. Ломоносова

Энциклопедичность природы таланта М.В.Ломоносова. Общедоступность и бессословность — ведущие принципы школы и образования. Практика организации Академической гимназии. «Регламент Академической гимназии». Цель гимназического обучения. Система требований, предъявляемых к учителю.



Социально-педагогические идеи В.Г. Белинского

Идеи общечеловеческого воспитания, одинакового для всех; всеобщее гуманистическое просвещение и свободное развитие личности. Принцип народности в концепции В.Г. Белинского. Разграничение понятий «нация» и «народ». Организация земских школ. Многообразие типов воспитания в статье «О воспитании детей». Типы родительской любви. Значение идей В.Г. Белинского для развития социально-педагогической мысли России.



Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания (Ж.-Ж.Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель)

Понятие «педагогика ненасилия». Идеи ненасилия в педагогической традиции. Концепция Ж.Ж. Руссо. Вопрос свободного обучения и воспитания в работах Л.Н. Толстого. Практика создания Яснополянской школы. Трактовка образования в статье «Воспитание и образование». «Дом ребёнка» К.Н. Вентцеля. Специфика построения учебно-воспитательного процесса. Социальное воспитание в учреждении.



Социально-педагогические идеи творчества К.Д. Ушинского

Основные этапы педагогической деятельности К.Д. Ушинского. Принцип народности как доминанта педагогической системы. «О народности в общественном воспитании». Критика современной школы. «Свободный, личный труд» в концепции педагога. «Труд в его психическом и воспитательном значении». Средства воспитания привычки к труду. Социально-педагогическое значение творчества К.Д. Ушинского.



Педагогика среды С.Т. Шацкого. Анализ социально-педагогической концепции

Общественно-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Детский клуб «Сетлмент» (1907 г.) — первая попытка создания детского куба в России. Общество «Детский труд и отдых» (1908 г.). Летняя колония «Бодрая жизнь» (1911 г.). Структура первой Опытной станции по народному образованию (1919 г.). Традиции Л.Н. Толстого и Д. Дьюи в творчестве С.Т. Шацкого. Проблема «социальной наследственности». Влияние микросреды на процесс социализации ребёнка. Характер и направления педагогической работы в микросреде. Концепция школы — центра воспитания в социальной среде. С.Т. Шацкий о детском коллективе.



Концепция социального воспитания и проблема детского воспитывающего коллектива в наследии А.С. Макаренко

Специфика методологии А.С Макаренко. Отношения между воспитанниками и воспитателем в различных видах деятельности как предмет педагогики. Соотношение биологических и социальных факторов. Трактовка причин девиантного поведения ребёнка. А.С. Макаренко о целях и задачах воспитания. Проблема воспитания личности в коллективе. «Педагогика индивидуального действия». Проблема трудового воспитания.

Новаторство А.С. Макаренко в решении проблемы коллектива. Основные признаки коллектива. Разграничение понятий «сформированный коллектив», «формирующийся коллектив», «группа людей». Этапы формирования коллектива. Метод перспективных мнений. Метод параллельного действия.

Педагогика сотрудничества В.А. Сухомлинского. Анализ социально-педагогических идей

Роль В.А. Сухомлинского в возрождении обновлённой педагогики сотрудничества. Социально-педагогическая деятельность в Павлышской средней школе. Специфика подхода педагога к проблеме воспитания. Нравственное воспитание как одна из проблем, раскрываемых в творчестве Сухомлинского. Сотрудничество семьи и школы в деятельности педагога.


Раздел «Научно-теоретические основы социальной педагогики»

Цель – определить уровень сформированности у выпускника системных знаний о теории и методологии социальной педагогики как научной дисциплины и практической деятельности.

Данный раздел содержит теоретические основы социальной педагогики, научные аспекты социального формирования личности, теории социальных отклонений, характеристику среды жизнедеятельности социализирующейся личности.



Социальная педагогика как наука, ее предмет и задачи

Введение термина «социальная педагогика» в научный оборот (А. Дистервег). Возникновение социальной педагогики как отдельной отрасли научного знания (П. Наторп). Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания теории и практики. Основные категории социальной педагогики: социальное воспитание, социализация, социально-педагогическая деятельность, социальное развитие и др. Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Определение объекта и предмета социальной педагогики в отечественной педагогике (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик). Принципы социальной педагогики. Основные функции социальной педагогики как науки: теоретико-преобразовательная, гуманистическо – прикладная. Задачи социальной педагогики (теоретические, прикладные). Социальная педагогика в системе наук о человеке.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница