Программа государственной итоговой аттестации по педагогике, психологии и методикам начального образования для студентов, обучающихся по специальности



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.87 Mb.
  1   2   3   4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

ФГБОУ ВПО «МГГУ»

ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКАМ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для студентов, обучающихся по специальности

050708.65 Педагогика и методика начального образования,

с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»


Утверждено на заседании

кафедры педагогики ППИ

протокол № 2 от 16.10.2014 г.
Зав. кафедрой педагогики

__________________ Н.А. Рычкова



Утверждено на заседании Совета ППИ

протокол № 3 от 31.10.2014 г.

Директор ППИ

________________ Т.В. Кузьмичева





Авторы-составители:
А.П. Авдеев, к.п.н., доцент, А.В. Белошистая, д.п.н., проф., И.А. Мещерова, к.п.н., доцент, О.Н. Богаевская, к.п.н., доцент; А.Н. Кохичко, д. филол.н., проф.; И.А. Синкевич, к. психолог. н., доцент.


Рецензенты: Берченко Т.В., к.п.н., доцент

Игнатович И.И., к.п.н., доцент



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача экзамена по педагогике, психологии, и методикам начального образования - выявление уровня сформированности педагогической культуры будущих учителей.

Содержание экзамена разработано на основе материалов учебных программ базового педагогического образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Экзамен носит комплексный характер и включает вопросы по разделам основных педагогических дисциплин: «Общие основы педагогики», «Управление образовательными системами», «История педагогики и образования», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Теория обучения детей младшего школьного возраста», «Теория и методика воспитания младших школьников», «История воспитания и начального образования»; психологических дисциплин «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» и методических дисциплин «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания математики».
Особенности построения билетов междисциплинарного экзамена.

В основе содержания междисциплинарного экзамена лежит положение о том, что готовность к педагогической деятельности может быть определена на основе решения двух видов задач:

- задачи, позволяющие выявить уровень образовательной подготовки специалиста начального образования;

- задачи, проверяющие уровень готовности к педагогической деятельности.

Для реализации первой задачи в структуру билетов государственного экзамена включены два вопроса, направленные на выявление уровня усвоения студентами теоретического материала. Третий вопрос предполагает определение степени практической готовности выпускника к анализу, оценке и проектированию решений различных психологических, педагогических и методических задач. Оценка сформированности соответствующих умений осуществляется по следующим критериям:

- степень соответствия предлагаемого выпускником решения поставленной проблеме;

- уровень анализа условий задачи;

- степень вариативности при принятии решений;

- степень доказательности решений.
Основные требования к ответу студентов на междисциплинарном экзамене.

• понимание целей и задач образования и воспитания в современной школе;

• оперирование научно-педагогической, психологической и методической терминологией;

• рассмотрение вопросов в теоретическом, историческом, психологическом и методическом аспектах и подтверждение основных положений ответа примерами из практики обучения и воспитания;

• осведомленность в области актуальных проблем образования, психологии и методики, знание современной психолого-педагогической и методической литературы;

• креативность педагогического мышления, способность анализировать, прогнозировать и оценивать педагогические явления и системы исходя из закономерностей психолого-педагогической и методической наук, сущности педагогических теорий;

• понимание общих закономерностей развития и проявления психической деятельности человека;

• различение психологического и педагогического аспектов образовательного процесса;

• осознанная готовность применять психологические знания в педагогической деятельности по развитию личности младших школьников;

• актуализация системы практических умений по принятию оптимальных решений в различных педагогических ситуациях с учетом особенностей организации образовательного процесса в начальной школе;



• проявление заинтересованности к проблемам совершенствования педагогического процесса, стремления к профессиональному самообразованию и самосовершенствованию.
Критерии оценки ответов студентов на междисциплинарном экзамене по педагогике, психологии и методикам.

«Отлично» - глубокие знания учебного материала в пределах программы; психолого-педагогическая и методическая эрудиция; осознанный и обобщенный уровень ответа; последовательное изложение вопросов с опорой на разнообразные источники; определение своей позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме, их сравнительный анализ; показ значения разработки теоретических вопросов для образовательной практики; высокий уровень решения практических вопросов, который свидетельствует о том, что анализируемые факты, конструируемые педагогические явления рассматриваются как проявление общих закономерностей, причем каждый из этих фактов оценивается с позиций современной психолого-педагогической и методической науки, указывается возможность разных подходов к решению, отмечаются рациональные из них.

«Хорошо» - знание учебного материала в пределах программы, наличие некоторых неточностей, незначительных ошибок, которые исправляются самим студентом; осознанный и обобщенный уровень ответа; раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме, опора при построении ответа на обязательную литературу, включение соответствующих примеров из педагогической практики; логичность, последовательность изложения.

«Удовлетворительно» - знание программного материала на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме при недостаточно осознанном и обобщенном уровне овладения теорией; недостаточно высокий уровень культуры речи, логичности, последовательности изложения материала; умения применять имеющиеся знания при решении практических задач.

«Неудовлетворительно» - отсутствие или недостаточное знание программного материала, искажение смысла понятий и определений, неумение связать теорию с практикой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПСИХОЛОГИИ
Раздел 1. «Психология»

Общая психология

Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Психология как естественная и гуманитарная дисциплина. Научная и житейская психология, их сравнительный анализ. Житейские психологические знания как конкретные знания, субъективные, имеющие интуитивный характер, с трудом передающиеся от человека к человеку, основанные на наблюдении, ограниченные по объему и содержании. Научные психологические знания как обобщенные, объективные, рациональные и осознанные, накапливающиеся и передающиеся, основанные на эксперименте, постоянно расширяющиеся. Значение термина «психология». Предмет и объект исследования в психологии. Психология как наука о психике и психических явлениях. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Классификация психических явлений: психические процессы (познавательные (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышление, речь, воображение), эмоциональные (радость, злость, негодование и пр.), волевые (принятие решений, борьба мотивов, преодоление трудностей и пр.)), психические состояния (подъем, утомление, монотония, паника, бодрость и пр.), психические свойства (направленность личности, темперамент, характер, способности). Функции психики: отражение окружающей среды, обеспечение целостности организма, регуляция поведения. Свойства психики.

Принципы психологического исследования. Детерминизм как один из главных объяснительных принципов научного познания, требующих объяснить изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов. Системность - объяснительный принцип научного сознания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Развитие как объяснительный принцип предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна. Принцип развития сознания в деятельности.



Методология психологии. Общее представление о методологии и методе психологического исследования. Понятие о методе науки как пути, способе, средстве познания изучаемой реальности. Различение научного подхода, конкретно-исследовательского метода, частной методики в психологии. Субъективные и объективные методы. Методы объяснительной психологии. Наблюдение, эксперимент, тесты, анализ продуктов деятельности, опросные методы. Методы описательной психологии. Методы практической психологии. Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Личность, ее структура и проявления. Понятие личности в психологии и различные подходы к пониманию сущности личности. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, субъект, индивидуальность. Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Человек в системе общественных отношений. Социализация индивида в онтогенезе. Роль общественно-исторического опыта в развитии личности. Личностное и психологическое развитие. Роль активности в формировании личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности. Направленность и ее психологические проявления. Потребности. Мотивация.

Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности. Понятие о деятельности. Предметный характер деятельности человека. Деятельность и активность субъекта. Общественная природа и совместный характер деятельности человека. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Структура деятельности. Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели. Действия и движения. Управление действием и его контроль. Единство сознания и деятельности. Теория деятельности С.Л.Рубинштейна. Происхождение внутренней психической деятельности из деятельности внешней и практической. Интериоризация как механизм перехода внешних практических действий во внутренние психические акты. Экстериоризация как механизм перехода внутренних психических действий во внешние практические действия. Освоение деятельности. Возникновение умений. Формирование навыков. Привычки и их роль в поведении человека. Основные виды деятельности. Психологические особенности игровой, учебной и трудовой деятельности. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и обучение. Способности и деятельность.

Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики. Общение. Понятие общения. Виды общения. Особенности общения в современном мире. Уровни общения. Диалогическое и монологическое общение. Социальные и социально-психологические функции общения. Критерии удовлетворенности общением. Педагогическое общение.

Познавательная сфера. Виды, свойства, закономерности ощущений. Понятие об ощущении – как форме чувственного отображения отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущения. Понятие об анализаторах как активных органах, рефлекторно перестаивающихся под воздействием раздражителей. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений А.Р. Лурия: интероцептивные (органические ощущения, ощущения боли), проприоцептивные (ощущения равновесия и ощущения движения) и экстероцептивные (дистантные: зрительные, слуховые, обонятельные; контактные: вкусовые, температурные, тактильные и осязательные) ощущения. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Чувствительность и ее измерение. Сенсорная адаптация как изменение чувствительности из-за приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Компенсаторные возможности в области ощущений.

Характеристика, свойства, особенности восприятия. Понятие о восприятии как отражении предметов во всей совокупности их свойств и качеств. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Апперцепция. Активный характер восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности. Объект и фон восприятия. Классификация основных видов восприятия: по модальности (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое); по форме существования материи (восприятие пространства, времени, движения). Типы восприятия: аналитическое – синтетическое, объяснительное – описательное, объективное – субъективное. Зрительные иллюзии.

Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Понятие о памяти. Теории памяти. Физиологические основы памяти. Память и представления. Виды памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая); по характер целей (произвольная, непроизвольная); по продолжительности сохранения материала (долговременная, кратковременная, оперативная) и типы памяти. Ассоциация как один из видов памяти. Память и деятельность. Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Мотивы запоминания. Связь запоминания с особенностями деятельности. Память и мышление. Рациональные приемы заучивания материала. Воспроизведение и забывание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминания. Закономерности сохранения и забывания. Реминисценция. Ретроактивное и проактивное торможение. Способы управления памятью. Индивидуальные особенности памяти. Память и личность.

Виды, процессы, формы, свойства мышления.

Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Социальная природа мышления. Мышление и чувственное познание. Мышление и речь. Мышление и личность. Детерминация мышления. Изучение мышления в психологии и логике. Виды мышления: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое); по характеру (теоретическое, практическое); по степени развернутости (интуитивное, дискурсивное); по степени новизны результата (репродуктивное, продуктивное). Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, сравнение, конкретизация. Этапы протекания мышления и формы фиксации его результатов. Проблемная ситуация и задача. Мышление и решение задач. Мышление и практическая деятельность. Индивидуальные особенности в развитии мышления. Мышление и эмоции.



Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Понятие о речи и языке. Речь как процесс словесного общения. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь. Основные виды речи (монологическая - диалогическая, устная - письменная, пассивная - активная). Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Основные этапы формирования речи. Роль взрослого в формировании речи у детей. Развитие речи в процессе изучения языка. Соотношение мышления и речи. Роль слова в формировании понятий

Виды, функции, свойства, природа воображения. Понятие о воображении. Роль воображения в жизни человека. Виды воображения по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное); по результату (воссоздающее и творческое); по степени активности (активное и пассивное). Основные этапы формирования воображаемых образов. Формы синтеза информации: агглютинация, схематизация, гиперболизация, акцентировка. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

Сущность, виды, характеристики внимания. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Внимание как направленность и сосредоточенность деятельности. Внимание и сознание. Теории о внимании. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, способствующие их возникновению. Свойства внимания: устойчивость, объем, переключение, распределение внимания. Рассеянность и ее виды. Внимательность как свойство личности. Условия и пути развития и формирования внимания. Теории внимания. Виды внимания. Методы исследования внимания

Эмоции, чувства, воля. Понятие об эмоциях. Эмоции как переживания субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей и внутренней действительности. Связь эмоций с потребностями личности. Основные функции и теории эмоций. Формы переживания чувств. Чувственный тон. Эмоции. Аффекты. Настроение. Стресс. Высшие чувства как результат развития личности. Формы выражения чувств. Проблема управления эмоциями. Эмоциональные черты личности. Роль эмоций в познавательной и практической деятельности. Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях. Воля и произвольность. Понятие о воле как процессе сознательного регулирования поведения. Регулирующая, стимулирующая и сдерживающая функции воли. Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Структура волевого действия: выбор или постановка цели, борьба мотивов, принятие решения, исполнение, преодоление трудностей, оценка и анализ результатов. Волевое усилие. Локус контроля. Ответственность. Волевые качества (сила воли, выдержка, самообладание, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, последовательность, и пр.) и их формирование. Значение воли в жизнедеятельности человека.

Темперамент. Темперамент. Понятие о темпераменте. Роль темперамента в поведении. Физиологические основы темперамента. Исследования темперамента в научных школах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова. Обзор основных учений о темпераменте: учение о темпераменте Гиппократа, типология Э. Кречмера, концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Основные свойства и проявления темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Психологическая характеристика типов темперамента по Я. Стреляу. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.

Характер. Характер как прижизненное образование. Понятие о характере. Закономерности формирования характера. Структура характера. Понятие о чертах характера, Классификация черт характера. Характер как система проявления отношений человека к социальной действительности, к труду, к другим людям, к себе, к вещам. Природа и проявления характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты характера. Формирование характера и его трансформация в течение жизни. Самовоспитание и труд в формировании характера. Характер и темперамент. Характер и направленность личности. Сила, глубина, устойчивость, динамичность и цельность характера. Акцентуации характера как крайняя степень выраженности отдельных черт характера. Формирование характера. Мотивация и характер.

Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы. Понятие о способностях. Определение способности по Б.М. Теплову. Классификация способностей: общие и специальные; учебные и творческие. Уровни развития способностей. Врожденные задатки и их развитие. Склонности. Способности. Талант. Гениальность. Роль игры в формировании способностей. Особенности семейного воспитания и развитие способностей. Условия макросреды и развитие способностей.

Основная литература

  1. Бордовская Н.В. Педагогика.- СПб.: Питер, 2011. - 299 с.

  2. Веракса Н. Е. Методологические основы психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. - М.: Академия, 2008. - 235 с.

  3. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец. - М.: Юрайт, 2012. - 607 с.

  4. Немов Р.С. Общая психология: учебник для студ. психол. фак. пед. вузов: в 3 т.: Т. 2: Познавательные процессы и психические состояния. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 1007 с.

  5. Немов Р. С. Психология: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. спец. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.

  6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник для студ. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 575 с.

  7. Оконешникова О.В. Методология и методика психологического исследования: монография; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М.: АПКиППРО, 2011. - 319 с.

  8. Психология и педагогика: учебник для студ. / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 714 с.

  9. Психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология"; отв. ред. А. А. Крылов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 743 с.

  10. Психология: учебник по дисц. "Психология" цикла "Общепроф. дисц." для студ. вузов, обуч. по пед. спец. /Под ред. Б.А. Сосновского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 799 с.

  11. Синкевич И.А., Тучкова Т.В. Практикум по общей психологии. - Мурманск: МГГУ, 2012.

  12. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: учебное пособие по дисц. "Психология и педагогика" для студ. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 671 с.

Дополнительная литература

  1. Бандурка А.М., Тюрина В.А., Федоренко Е.И. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 251 с.

  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец.. - 5-е изд. - М. : КДУ, 2005. - 336 с.

  3. Гуревич П. С. Психологический словарь / под общ. науч. ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

  4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. юрид. акад. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 440 с.

  5. Журова Л.Е. Шестилетний ребенок в школе: какой он и как с ним работать? // Начальное образование . - 2008. - № 5. - С. 39-44.

  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студ. вузов. - 19-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 671 с.


Возрастная и педагогическая психология

Предмет, задачи, методы. Цели, задачи и пути образования. Возрастная психология как наука о психическом развитии человека. Предмет возрастной психологии. История становления возрастной психологии. Социально-историческая природа детства (Ф. Арьеса, Д.Б. Эльконина). Актуальные проблемы современной психологии развития. Связь возрастной психологии с другими науками. Возрастная психология в системе психологической науки. Методологические принципы изучения процессов развития психики человека. Специфика исследования в возрастной психологии. Организация исследования в возрастной психологии; этапы психологического исследования. Стратегии исследования в возрастной психологии: поперечных срезов, лонгитюд, комбинированный (когортно-последовательный). Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Кросс-культурные и биографические исследования. Наблюдение, его виды и принципы организации. Эксперимент, его виды и принципы организации. Лабораторный и естественный эксперимент. Использование опросных методов в возрастной психологии. Метод анализа продуктов деятельности. Социометрический метод в исследовании межличностных отношений. Тесты, их характеристика, виды, особенности их использования в возрастной психологии. Кросс-культурные, биографические исследования. Близнецовый метод и его роль в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики человека. Специфика изучения детей педагогом. Этика научного исследования в возрастной психологии

Особенности и парадигмы образовательного процесса. Возникновение возрастной психологии в середине XIX в. Систематические наблюдения за ребенком Ч.Дарвина, В. Прейера, И. Тэна, Б. Перэ. Становление идеи развития в возрастной психологии (Г.В. Лейбниц, Гегель Г., Г.Спенсер и др.). Роль эволюционной теории Ч.Дарвина и открытий в естественных науках в становлении возрастной психологии. Натуралистические концепции психического развития человека. Биогенетическое направление в исследовании психического развития. Биогенетический закон Э. Геккеля. Теория рекапитуляции С. Холла, Д. Болдуина. Периодизация психического развития К. Гетчинсона. Нормативный подход к психическому развитию. Теория созревания А. Газелла. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Теория конвергенции двух факторов психического развития В. Штерна. Этологический подход к психическому развитию. Исследование инстинктивного поведения и импринтинга (К. Лоренц). Теория привязанности Дж. Боулби. Фазы развития привязанности. Развитие теории привязанности в работах М. Эйнсворт. Основные типы привязанности.

Теории научения. Законы научения. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Исследование эмоций Дж. Уотсона. Б.Ф. Скиннер. Теории социального научения. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Научение через наблюдение. Косвенное подкрепление. Проблема самоэффективности. Исследования социализации. Теория Р. Сирса. Формы зависимого поведения.

Психическое развитие с позиций классического психоанализа. Модель психики З. Фрейда и ее становление. Стадии психосексуального развития. Проблема фиксации и регрессии. Роль раннего опыта в формировании личности: концепции З. Фрейда и А. Адлера. Проблемы развития в концепции К. Юнга. Кризис середины жизни. Эпигенетическая концепция развития личности (теория психосоциального развития) Э. Эриксона. Понятие идентичности. Синдром социальной патологии идентичности. Психосоциальные кризисы развития. Понятие психического моратория. Хронология развития моральных чувств. Характеристика восьми стадий психосоциального развития личности (Э. Эриксон).

Развитие взглядов Ж. Пиаже на интеллектуальное развитие ребенка.

Эгоцентризм и его феномены. Проблема эгоцентрической речи и мышления в отечественной и зарубежной психологии. Критический анализ представлений Ж. Пиаже Л.С. Выготским. Операциональная концепция развития интеллекта. Ассимиляция и аккомодация. Развитие интеллекта ребенка: периоды и стадии развития. Характеристика стадий сенсомоторного интеллекта. Особенности дооперационального интеллекта. Характеристика особенностей интеллекта на уровне конкретных и формальных операций. Стадии нравственного развития по Л. Колбергу. Гендерные различия в развитии нравственности (К. Джиллиган).

Возникновение и становление возрастной психологии и психологии развития в России. Роль К.Д. Ушинского в разработке психологических проблем воспитания и обучения. Материалистический подход И. М. Сеченова к формированию психических процессов у ребенка. Рефлексологический подход к проблеме психического развития (В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов). Становление и развитие возрастной психологии после 1917 года. Педологический подход к изучению проблем детства (М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.В. Залкинд). Исследование социальных условий развития ребенка (С.С. Моложавый, А.С. Залужный и др.). К.Н. Корнилов о проблемах возрастной психологии. Вклад Л.С. Выготского в развитие возрастной психологии. Законы психического развития. Генетические аспекты культурно-исторической теории развития высших психических функций. Понятие о «зоне ближайшего развития» и «уровне актуального развития». Системное и смысловое строение сознания. Деятельностный подход к психическому развитию (С.Л.Рубинштейн, Г.С. Костюк, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). История становления методов возрастной психологии. Основные направления исследований в отечественной и зарубежной возрастной психологии на современном этапе.



Проблема возраста и возрастная периодизация. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сензитивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации.

Исторический, диалектический подход к проблеме детства. Понятие возраста: житейское, социальное и научное. Паспортный, биологический и психологический возраст. Структура и динамика возраста. Стабильные, переходные, кризисные периоды. Значение кризисов для психического развития. Понятие кризиса возрастного развития, социальной ситуации развития, новообразований. Акселерация и ее причины. Периодизация психического развития в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, А.В.Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков). Критерии выделения эпох периодов и фаз в развитии. Современное состояние проблемы периодизации в отечественной и зарубежной психологии.



Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Категория развития. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности человека. Понятие о ведущей деятельности. Роль различных видов деятельности в психическом развитии. Ориентировочная и исполнительская часть деятельности. Гипотеза о происхождении внутренней деятельности (интериоризация).

Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Понятие о психическом развитии с точки зрения диалектики. Биологические предпосылки психического развития: наследственные и врожденные особенности. Социальные условия психического развития. Психическая активность ребенка как важнейшее условие его развития. Неравномерность и стадиальность психического развития. Понятие о сенситивных периодах. Пластичность психики, способность к компенсации. Дифференциация и интеграция психических процессов. Противоречия как движущие силы психического развития.



Механизмы развития личности. Психическое развитие и общение. Детерминированность психического развития ребенка общением со взрослыми и сверстниками. Понятие о госпитализме и его причинах. Основные виды общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Психическое развитие, воспитание и обучение. Роль воспитания и обучения в психическом развитии. Проблема единства воспитания, обучения и развития. Обучение и сенситивные периоды развития психики. Основные концепции психического развития.

Дошкольный возраст: кризисы и ведущие деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Особенности развития игры. Виды игр. Структура сюжетно-ролевой игры, ее развитие на протяжении дошкольного детства. Влияние игры на психическое развитие. Развитие продуктивных видов деятельности. Особенности детского рисунка. Освоение разных видов конструирования. Музыкальная деятельность дошкольника: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Развитие бытовой и трудовой деятельности. Формы общения со взрослыми и сверстниками. Взаимоотношения с ровесниками в разных видах деятельности. Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности внимания, становление его произвольности. Освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий. Этапы развития произвольной памяти. Развитие знаковой функции сознания. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Моделирование. Развитие логических форм мышления. Детские рассуждения и вопросы. Особенности воображения и его проявление в разных видах деятельности. Речевое развитие дошкольника: звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй речи. Формы и виды речи у детей. Осознание речи как предпосылка к обучению грамоте. Развитие личности дошкольника. Возникновение борьбы, соподчинения мотивов. Эмоционально-волевое развитие. Становление высших чувств и произвольности. Особенности образа “Я” и самооценки. Моральное развитие дошкольника. Особенности темперамента в дошкольном детстве. Развитие общих и специальных способностей у ребенка 3-7 лет. Психологические особенности детей 6-7 лет. Психологическая готовность к обучению в школе: интеллектуальная, волевая, личностная, социально-психологическая.

Младший школьный возраст. Кризис семи лет. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника. Кризис 7 лет, его показатели. Социальная ситуация развития младшего школьника. Особенности и типы адаптации ребенка к обучению в школе. Значение режима дня на первых этапах обучения в школе. Главные приобретения и основные направления психического развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника. Роль учебной деятельности в психическом развитии. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника. Особенности общения с родителями и учителями. Взаимоотношения между сверстниками в классном коллективе и вне его. Дружба и товарищество у младших школьников. Индивидуальные и половые различия в общении и поведении. Интеллектуализация психических процессов. Развитие сенсомоторных навыков, освоение сенсорных эталонов. Ориентировка во времени и пространстве. Особенности восприятия условных обозначений. Развитие наблюдательности. Внимание младшего школьника: виды и свойства. Причины рассеянности внимания. Развитие произвольной, опосредованной памяти. Освоение приемов запоминания. Рост продуктивности мнемических функций. Специфика мышления младших школьников. Развитие наглядно-образного мышления, а также обобщающей и абстрагирующей функции мышления. Овладение понятиями. Роль практических действий в решении интеллектуальных задач. Развитие знаково-символической функции сознания. Особенности видов, процессов и образов воображения. Развитие устной речи. Слушание как вид учебной деятельности. Освоение письменной речи. Личностное развитие младших школьников. Эмоционально-волевые особенности. Нарастание самостоятельности и инициативности. Развитие самосознания и самооценки. Возникновение и развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Моральное развитие младшего школьника. Особенности поведения детей с разной успеваемостью и социальным статусом в классе. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток. Основные проблемы подросткового возраста. Социальная ситуация развития подростка. Кризис подросткового возраста. Главные приобретения и основные направления психического развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности, и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростка. Физическое Я подростка. Психосексуальное развитие подростка, полоролевая идентификация и взаимоотношения полов. Осознание норм жизни взрослых. Становление нового типа взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Интимно-личностное общение с ровесниками. Развитие потребности в одобрении, самоутверждении, признании. Дружба подростков и особенности ее развития. Первая любовь. «Неформальные» объединения. Развитие личности подростка. Особенности самосознания. Нравственные убеждения и ценностные ориентации, их формирование. Негативные установки, конфликтность и причины их возникновения. Уровень притязаний. Развитие оценочного отношения с взрослым и сверстникам. Эмоционально-волевое развитие в подростковом возрасте. Проблема самовоспитания. Идеалы и интересы, мировоззрение. Особенности развития характера, способностей и темперамента. Специфика познавательной сферы подростка. Рост произвольности внимания, восприятия, памяти. Развитие творческого, рассуждающего мышления. Совершенствование форм и функций речи. Воображение и творчество в разных видах деятельности. Учебная деятельность подростка, отношение к учебе, мотивы учения. Освоение способов учебной деятельности.

Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение. Социальная ситуация развития в ранней юности как «порог взрослой жизни». Главные приобретения и основные направления психического развития в ранней юности. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Личностное развитие в ранней юности. Проблема профессионального и личностного самоопределения. Построение жизненных планов, осознание временной перспективы. Развитие самосознания и самооценки. Стремление к самоопределению и самовыражению. Осознание собственной психической жизни. Чувство одиночества. Самопознание, самовыражение и самообразование в ранней юности. Юношеские дневники и их значение. Развитие позитивного самовосприятия. Мировоззрение, мотивы, идеалы, ценностные ориентации юношей и девушек. Развитие творческого потенциала личности. Особенности эмоционально-волевой сферы. Этапы, условия и закономерности выбора профессии. Осознание планов на будущее, временной перспективы. Единство познавательных и профессиональных интересов. Общение с родителями и учителями. Развитие оценочных отношений со взрослым. Взаимоотношения с ровесниками, между юношами и девушками. Неформальные юношеские объединения. Юношеская субкультура. Дружба, товарищество, любовь. Ранние браки. Психосексуальное развитие. Специфика познавательной сферы в ранней юности. Овладение способами умственной деятельности. Развитие внимания, памяти, наблюдательности. Развитие теоретического мышления, способности к обобщению и абстрагированию, качеств ума. Философская, отвлеченная направленность мышления. Стиль умственной деятельности. Знаково-символическая функция сознания. Творческая активность в разных видах деятельности. Научное, техническое, художественное творчество и развитие способностей. Совершенствование форм и функций речи. Особенности трудовой деятельности и специальной подготовки (техникумы, училища и пр.) в ранней юности.

Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Общие условия перехода к зрелости. Психологическая характеристика понятия «зрелая личность». Возможность и необходимость психического развития в зрелом возрасте. Социальное значение периода зрелости. Критика понимания зрелости как «психологической окаменелости». Периодизация периода зрелости. Молодость как начало зрелости. Поиск себя, оформление индивидуальности, осознание своих прав и обязанностей. Конкретизация планов на будущее: специализация в области выбранной профессии и вступление в брак. Кризис 30 лет. Период расцвета как возраст переоценки ценностей и смены основ образа жизни. Распад ранних браков, смена профессии. Анализ достижения юношеских целей. Проблема смысла жизни. Удовлетворенность жизнью. Самоактуализация и самореализация. Расцвет – «золотой возраст», «возраст бури и натиска». Кризис 40 лет – «взрыв в середине жизни». Осознание утраты молодости, снижение работоспособности. Оценка правильности прожитой жизни. Кризис 50-55 лет. Социальная активность и творческая деятельность в зрелом возрасте. Формы участия в общественной жизни. Типы коллективов взрослых. Семья, производственные коллективы, объединения по интересам. Значение профессиональной деятельности для психического развития в период зрелости. Особенности самосовершенствования. Индивидуальные и половые различия психического развития взрослых.

Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Старость как социальная и психологическая проблема. Биологические и социальные критерии, факторы старения. Роль личностного фактора в процессе старения. Периодизация старения. Психологические изменения в старости и профилактика старения. Потребности в передаче накопленного опыта, уважении, самоутверждении и самореализации. Жизненная мудрость. Трудности периода старости. Выход на пенсию как критический этап в жизни человека. Психологическая готовность к выходу на пенсию и адаптация к нему. Проблема одиночества и стремление к общению. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте. Эмоциональная сфера в старческом возрасте. Специфика познавательных процессов, творческой деятельности в старости. Проблема трудовой деятельности в старческом возрасте. Удовлетворенность жизнью в период старения и старости и ее факторы. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия и профилактика старения. Влияние истории жизненного пути на процесс старения. Психологические условия активной старости.

Обучение: сущность, методы. Психология обучения. Основные понятия, описывающие процесс приобретения индивидуального опыта (научение, учение, обучение, учебная деятельность), их специфика и соотношение Концепции обучения и их психологические основания. Бихевиористская концепция учения. Основные направления исследований в области программированного обучения. Ассоциативно-рефлекторная теория. Обучение как организация познавательной активности. Обучение как управление мыслительной деятельностью учащихся. Основные этапы процесса усвоения; условия усвоения учебного материала. Теория поэтапного формирования умственных действий. Концепция формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина как теоретическая основа анализа развивающей функции обучения. Теория содержательного обобщения. Проблемное обучение. Активизация творческой активности учащихся как основной психологический принцип проблемного обучения. Психологические сложности организации проблемного обучения. Психологическая теория общего развития в начальном обучении (Л.В. Занков). Понимание общего развития как развития способностей школьников. Показатели общего развития: наблюдательность, логическое мышление, освоение практических действий. Психолого-дидактические принципы обучения: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп усвоения программного материала, работа над развитием всех учащихся. Развивающий эффект «системы Занкова».

Учебная деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов. Место и функция учебной деятельности в системе других видов человеческой деятельности. Функциональная структура учебной деятельности: побудительные, программно-целевые, действенно-операционные, контрольно-регулирующие компоненты. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Виды учебных действий в структуре учебной деятельности: действия информационного поиска; чтения и порождения текстов; действия планирования и контроля; мнемические и репродуктивные действия; моделирование, решение творческих задач и др. Действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Выделение этих действий в качестве особого предмета формирования в учебном процессе.

Мотивы учения. Психологические характеристики мотивационной сферы учения. Сущность и виды мотивов учебной деятельности. Внутренние, внешние и личностные источники (детерминанты) учебной активности. Изменение учебной мотивации в ходе индивидуального и возрастного развития. Строение мотивационной сферы. Методы выявления мотивации учения. Использование методов изучения мотивации учения в практике работы школьного психолога. Пути формирования мотивов учебной деятельности на занятиях. Роль содержания учебного материала в формировании мотивации учения. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.

Психологические основы развивающего обучения. Виды обучения и типы развития. Учение Л.С. Выготского о двух зонах психического развития. Сравнительная эффективность современных концептуальных подходов к проблеме когнитивного развития в процессе обучения. Вклад концепций Ж.Пиаже, Б.Ф.Скиннера, Дж. Брунера, П.Я.Гальперина - Н.Ф.Талызиной, В.В.Давыдова - Д.Б. Эльконина в решение проблемы взаимосвязи обучения и развития. Редукционистские тенденции в каждом из направлений психологического анализа обучения; вред универсализации концепций и монополизации их права на истину.

Ученик как субъект учебной деятельности. Школьная отметка и оценка. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу. Роль воспитания в формировании личности. Проблема социализации. Категории «воспитание», «формирование», «развитие». Структура процесса воспитания (цели, задачи, содержание, субъект и объект воспитания). Психологические требования к процессу воспитания. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа. Диагностика воспитанности в практике работы педагога-психолога.

Психологические механизмы формирования личности. Вопросы становления и развития личности в отечественной педагогической психологии. Проблема развития личности в работах зарубежных психологов. Психологические механизмы формирования свойств личности: сдвиг мотива на цель, идентификация, принятие и освоение социальных ролей, механизмы самосознания. Динамика свойств в структуре целостной личности. Неравномерность формирования свойств - источник временной противоречивости личности ребенка.

Психологические аспекты воспитательных технологий. Способы психологического воздействия Формы и методы выявления эффективности воспитательных воздействий. Элементы психокоррекции в деятельности педагога. Значение и пути практического применения аутотренинга в педагогической деятельности. Организация формирующих и мобилизующих взаимовлияний детского коллектива и личности.

Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность. Развитие и воспитание духовности.



Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Профессионально-педагогическая направленность как интегральное свойство личности учителя, объединяющее его потребности, интересы, склонности, способности и нравственные качества и определяющее ведущие мотивы педагогической деятельности. Внешняя и внутренняя мотивация педагогической деятельности. Педагогические цели, планирование, организация и руководство их реализацией в учебной деятельности учащихся. Динамика мотивов педагогической деятельности в процессе ее осуществления. Мотивы и удовлетворенность педагогической деятельностью. Педагогические способности. Психофизиологические и психологические предпосылки деятельности педагога. Общий состав педагогических способностей. Уровни педагогических способностей. Педагогические способности и успешность педагогической деятельности. Стили педагогического руководства. Характеристика основных стилей педагогического руководства. Черты демократического, либерального и авторитарного руководства в педагогическом взаимодействии. Отношение учащихся к педагогу в связи со стилем его руководства. Осознание учителем стиля своего взаимодействия с учениками в целях его оптимизации.

Педагогическое общение. Понятие педагогического общения. Педагогическое общение как способ реализации методов и приемов обучения и воспитания. Форма и виды общения в процессе обучения. Особенности диалогического общения. Стиль общения учителя с учащимися и его влияние на формирование личностных качеств учащихся. Влияние целей обучения и воспитания, содержания обучения и воспитания, соответствия личности педагога тем ценностям, которые он намеревается передать ученику, на эффективность педагогического общения. «Смысловые барьеры» в общении между учителем и учеником. Психология поведения в конфликтных ситуациях педагогического общения.



Индивидуальные стили педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности учителя и его психологическая структура. Психологические и психофизиологические предпосылки формирования индивидуального стиля деятельности. Характеристика основных стилей педагогической деятельности. Влияние стиля педагогической деятельности на межличностные отношения, мотивацию учебной деятельности, активность учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Учитель как субъект педагогической деятельности. Проблема психологической готовности к освоению педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности учителя. Педагогически направленное мышление учителя. Уровни развития педагогического мышления. Формирование профессионального сознания и самосознания педагога. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Проблемы профессиональных деформаций личности педагога. Самосовершенствование педагогической деятельности. Специфика самообразовательной деятельности учителя. Психология педагогической саморегуляции.

Основная литература

  1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.

  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов /под общ. ред. М. В. Гамезо. - Изд. 2-е. - М.: Пед. о-во России, 2009. - 512 с.

  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

  4. Двоеглазова М.Ю. Психология развития. – М.: МГГУ, 2012. - 124 с.

  5. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.

  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008; 2007. - 382 с.

  7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб: Питер, 2010. – 940 с.

  8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования.– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 606 с.

  9. Обухова Л.Ф.   Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. «Возрастная психология». - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.

  10. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010. - 324 с.

  11. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.

  12. Сластенин В.А. Педагогика: Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессиональная компетентность и культура педагога. Учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования /Под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. - 576 с.

  13. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

  14. Урунтаева Г.А.   Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. – 367 с.

  15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007. – 352 с.

Дополнительная литература

  1. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия : учеб. пособие для студ. пед. вузов /сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - Изд. 3-е, стер. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

  2. Калашникова М.Б. Хомякова О.В. Психологическая компетентность педагога как основа гуманизации образовательного процесса // Психология обучения. - 2008. - № 7. - С. 9-17.

  3. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. - Дубна: Феникс+, 2001. - 350с.

  4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Академия, 2003. - 448 с.

  5. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов/ Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.

  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология /Акад. гуманит. наук РФ . - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.

  7. Халидов М.М. Формирование учебной деятельности как фактор успешности обучения младших школьников // Искусство и образование. - 2008. - № 5. - С. 91-97.

  8. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Установка на поиск как развивающий эффект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 30 – 41.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности М.: Директ-Медиа, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/39143/

  2. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., 2006 // http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya

  3. Гамезо М. В. Петрова Е. А. Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие Под редакцией: Гамезо М. В. Издание 2-е. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с. http://www.biblioclub.ru/book/93279/

  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school

  5. Диксон Уоллес 20 великих открытий в детской психологии// http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies

  6. Казанская К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. Учебное пособие М.: А-Приор, 2010. http://www.biblioclub.ru/book/56289/

  7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития //

http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija

  1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child

  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога // http://www.koob.ru/malkina/vozrastnie_krizisi_spravochnik_prakticheskogo_psihologa

  3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития//

http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology

  1. Пиаже Жан Речь и мышление ребенка //

http://www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka

  1. Реан А.А. Психология детства //

http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva

  1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология //

http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko

  1. Умнов В. С. Курс лекций по дисциплине «Возрастная психология» Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2007. http://www.biblioclub.ru/book/88688/

  2. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии //

http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология //

http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1

  1. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология //

http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая компьютерная оболочка Competentum Magister

  3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  4. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  5. htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психологии

  6. htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

  7. http://polpred.com/ База данных polpred

  8. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  9. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  10. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online


Вопросы по разделу «Психология»

  1. Предмет, задачи, методология, методы и структура современной психологии.

  2. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

  3. Общее понятие о личности, основные факторы и механизмы развития личности.

  4. Потребности. Мотивация.

  5. Деятельность: структура, виды, характеристики. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

  6. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики.

  7. Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы.

  8. Виды, свойства, закономерности ощущений.

  9. Характеристика, свойства, особенности восприятия.

  10. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти.

  11. Виды, процессы, формы, свойства мышления.

  12. Виды, функции, характеристики речи.

  13. Виды, функции, свойства, природа воображения.

  14. Сущность, виды, характеристики внимания.

  15. Эмоции, чувства, воля.

  16. Темперамент, мотивация и характер.

  17. Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.

  18. Предмет, задачи, методы возрастной и педагогической психологии. Особенности и парадигмы образовательного процесса.

  19. Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы.

  20. Особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  21. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

  22. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника.

  23. Подростковый возраст: проблемы общения, самосознание подростка, потребность в самоутверждении.

  24. Период юности: формирование мировоззрения, профессиональное самоопределение.

  25. Этапы взрослости: кризисы на этапе взрослости, возраст и проблемы смысла жизни.

  26. Функции, стили педагогического общения.

  27. Обучение: сущность, методы. Ученик как субъект учебной деятельности: психологические причины школьной неуспеваемости, психологическая готовность к обучению.

  28. Психологическая сущность воспитания, его критерии.

  29. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы.

  30. Учитель как субъект педагогической деятельности.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница