Программа государственной итоговой аттестации



Скачать 433.95 Kb.
страница1/2
Дата27.06.2016
Размер433.95 Kb.
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»


УТВЕРЖДЕНО

решением совета факультета педагогики, социальной работы и физической культуры

от «11» июня 2015 г.,

протокол № 10

Декан факультета___________ Г.В. Палаткина



ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки


Направленность (профиль) подготовки «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»
Квалификация (степень) выпускника «Исследователь. Преподаватель-Исследователь»
Форма обучения очная/заочная




Астрахань – 2015

Программа разработана на основе: ФГОС ВО по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки/ направленности (профилю) «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»





Разработчики: Палаткина Г.В., профессор кафедры социальной педагогики и психологии

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры профессор кафедры социальной педагогики и психологии

Протокол № 10 от «04» июня 2015 г.

Заведующий кафедрой ______________________/Палаткина Г.В./



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Цель итоговой (государственной итоговой) аттестации

Итоговая (государственная итоговая)аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ, имеющих значение для профессиональной деятельности выпускников, в том числе для преподавательской и научной видов деятельности, требованиям соответствующего федерального государственного образовательного стандарта (далее –стандарт).

    1. Задачи итоговой (государственной итоговой) аттестации является:

  1. Проверка уровня сформированности компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом и ОП АГУ.

  2. Принятие решения о присвоении квалификации по результатам ИГА и выдаче документа о высшем образовании с присвоением квалификации: Исследователь. Преподаватель-исследователь.

    1. Виды итоговой (государственной итоговой) аттестации по направлению(государственный(е) экзамен(ы), выпускная квалификационная работа)

Итоговая (государственная итоговая) аттестация обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре проводится в форме (и в указанной последовательности):

государственного экзамена;

научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы(диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук и оформленной в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Государственный экзамен по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» представляет собой итоговое испытание по профессионально-ориентированным междисциплинарным проблемам, устанавливающее соответствие подготовленности выпускников ФГОСВО.

Государственный экзамен направлен на проверку сформированности следующих универсальных и профессиональных компетенций:

Универсальные компетенции выпускника по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (уровень подготовки: подготовка кадров высшей квалификации):

способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);



Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции выпускника по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (уровень подготовки: подготовка кадров высшей квалификации):

ПК-4 - готовность аспиранта к внедрению в социально-культурную деятельность инновационных технологий, разработке научно-методических материалов, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками;

ПК-5 - готовность аспиранта к осуществлению социально-культурного консалтинга, к использованию современных информационных технологий при осуществлении консалтинга, к оказанию консультационной помощи и разработки пакетов программ для инновационных проектов в социально-культурной деятельности;

Государственный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки аспирантов и должен учитывать общие требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС ВОпо направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности».

Государственный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку выпускника для ведения профессиональной деятельности.

К государственному экзамену по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»допускаются лица, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Государственный экзамен проводится в устной форме. В сформулированных ответах главным образом оценивается полнота раскрытия темы, научность и правильное использование терминологии. Члены экзаменационной комиссия вправе задать дополнительные вопросы, если есть сомнения в полноте раскрытия темы.

Аспиранты получают лист ответа, билет, содержащий задания (2теоретическихзадания (вопросы) и практическое задание (педагогическая ситуация)). Первый теоретический вопрос содержит материалы для оценки уровня готовности к преподавательской деятельности в высшей школе. Второй теоретический вопрос содержит материалы для оценки уровня готовности к самостоятельной научно-исследовательской работе, имеющей важное значение для профессиональной деятельности аспиранта. Оценка формируется на основе ответов на поставленные в билете вопросы (задачи).



Примерный перечень вопросов государственного экзамена:

Блок вопросов для оценки уровня готовности к преподавательской деятельности в высшей школе:

Сущность и структура профессиональной деятельности преподавателя-исследователя. Ситуационный анализ профессиональной деятельности. Функции преподавателя-исследователя. Нормативная база его профессиональной деятельности.

Понятие продуктивности, эффективности и качества профессиональной деятельности преподавателя-исследователя. Критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности преподавателя-исследователя. Социально-психологические риски профессиональной деятельности преподавателя-исследователя

История становления высшего образования. Современная система высшего образования: структура, основные проблемы и тенденции развития. Цели высшего образования: образовательные программы, учебные планы, федеральные государственные образовательные стандарты и их содержание. Система высших учебных заведений.

Динамика развития взглядов на психологическую сущность высшего образования. Структура и сущность педагогического процесса в вузах. Общая характеристика основных компонентов единого педагогического процесса в вузе. Психологические закономерности протекания единого педагогического процесса.

Основные направления обучения в современном высшем образовании. Социально-психологические условия реализации личностно-деятельностного подхода к обучению в ВО. Индивидуально-дифференцированный подход и способы его реализации в высшей школе.

Различия традиционной и инновационной стратегии организации обучения. Развивающее обучение в высшей школе. Социально-психологические условия реализации личностно-деятельностного и проблемно-развивающего обучения: формы, методы, технологии. Психологическая структура учебной деятельности. Понятие учебной задачи в практике преподавания. Виды, типы и структура учебных задач. Таксономия учебных задач (Д. Толлингерова). Понятие проектного и рефлексивного управления и процедуры таксации.

Понятие управления освоением знаний. Таксономия педагогических целей (Б. Блум). Проектирования и организации учебной ситуации. Особенности структурирования предметно-содержательного знания и системной организации учебных задач. Лекционно-семинарская система и социально-психологические особенности ее реализации в вузе. Традиционные и инновационные методы обучения: их психолого-педагогическая характеристика. Интерактивные форм и методов обучения студентов (равный обучает равных, работа в малых группах, кейс-метод и пр.) Проектирование и организация ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента.

Сущность и содержание воспитательной деятельности преподавателя высшей школы. Виды, формы, направления воспитания, методы и средства его осуществления в условиях функционирования вуза. Возрастные особенности студентов, их ведущая деятельность.

Понятие социализации личности. Соотношение понятий «социализация» и «социальное развитие», «воспитание личности». Социализация, асоциализация, десоциализация и ресоциализация. Концепции социализации: содержание, методологические принципы, основные положения.

Понятие «профессиональное общение», его сущность и содержание; основные психологические характеристики. Виды и формы профессионального общения. Функции профессионального общения в деятельности преподавателя-исследователя. Структура и динамика профессионального общения. Стили общения. Интегративные и дезинтегративные формы профессионального общения. Стереотипы общения преподавателей. Барьеры во взаимодействии преподавателя и студента.

Типы отношений преподавателя и студента. Основные социально-психологические теории отношений. Конфликты во взаимодействии преподавателя и студента: виды и их регулирование.

Современные подходы к исследованию поисковой и исследовательской деятельности: профессионально обусловленная структура деятельности. Цели и задачи поисковой деятельности. Сущность и структура поисковой деятельности студентов. Оценочно-смысловые компоненты поисковой деятельности. Социально-психологические теории оценки. Субъективная оценка трудностей поиска. Понятие смысла и смысловой единицы исследовательской деятельности.

Психологическая сущность и содержание поисковой деятельности. Структура поисковой деятельности. Теории решения учебно-профессиональных задач в поисковой деятельности студентов вуза.

Сущность и содержание информационного компонента поисковой деятельности. Приемы и способы поиска научной информации. Способы и приемы интерпретации информации. Роль когнитивных процессов в получении и поиске нужной информации и ее отборе.

Понятие творчества, творческого мышления, продуктов творчества. Специфика решения творческих задач в научно-исследовательской деятельности студентов. Основные понятия психологии инноваций. Инновации и инновационные процессы. Инновации в исследовательской деятельности.

Понятие и виды социальных отношений. Основания классификации социальных отношений. Отношения общественные, межгрупповые, межличностные: соотношение, зависимости. Разновидности отношений (производственные, бытовые, формальные, неформальные, экономические, правовые и др.). Психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент взаимоотношений. Ценностные отношения.

Объяснительные модели межличностного процесса. Явление аккомодации в межличностных отношениях. Феномен социального проникновения. Экология межличностных отношений. Коммуникативные свойства личности, их роль в оптимизации системы межличностных отношений. Проблема формирования конструктивных межличностных отношений. Понятие эмпатии и научной эмпатии.

Понятие деструктивных межличностных отношений. Психологические закономерности формирования и развития деструктивных отношений. Способы предупреждения развития деструктивных отношений. Технология установления контакта.

Профессиональная адаптация и профессиональное развитие. Профессиональная адаптация как процесс и как результат. Условия профессиональной адаптации преподавателя-исследователя. Основные теории профессиональной психической адаптации (М.А. Дмитриева, П. Медавар, Л.М. Митина, А.А. Реан). Взаимосвязь профессиональной адаптации с психическими новообразованиями личности преподавателя-исследователя. Психофизиологический, социально-психологический и профессиональный аспект профессиональной адаптации. Первичная и вторичная профессиональная адаптация. Адаптивное поведение: виды, особенности, факторы и механизмы его формирования.

Теории профессионального развития. Модусы профессионального развития: модус обладания, социальных достижений и служения.

Профессиональное самосознание личности преподавателя-исследователя. Теории самосознания. Соотношение сознания и самосознания. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность. Факторы формирования профессиональной идентичности. Влияние социально-психологических характеристик личности профессионального исследователя (самооценка, самоотношение, локус контроля и др.) на развитие его профессионального самосознания.

Понятие индивидуального ресурса профессионального преподавателя-исследователя. Бескризисное и стагнирующее профессиональное развитие: механизмы, факторы и условия. Кризисы профессионального развития личности преподавателя-исследователя. Кризис профессиональной идентичности.

Профессиональные риски труда преподавателя-исследователя. Понятие синдрома эмоционального выгорания: его симптомы, направленность и фазы развития. Виды профессиональной деформации личности преподавателя-исследователя. Детерминанты профессиональных деформаций. Технологии предупреждения развития профессиональных деформаций личности преподавателя-исследователя и их преодоления



Примеры педагогических задач (ситуаций):

Задача 1. Опишите предлагаемую Вам компетенцию (способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8) направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование) по уровням освоения и планируемым измеримым результатам обучения (см. Таблицу). Для каждого результата обучения сформулируйте дескрипторы, показывающие успешность достижения обучающимся данного результата обучения.



Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Уровень освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)



Критерии оценивания результатов обучения (дескрипторы)

2

3

4

5

Пороговый уровеньI

(ОПК-8)

(желательно конкретизировать формулировки компетенции)

Знать:

_____________З (ОПК-8) –I















Уметь:

____________У (ОПК-8) –I
















Владеть:_

____________В (ОПК-8) –I
















Базовый уровеньII

(ОПК-8)

(желательно конкретизировать формулировки компетенции)

Знать:

____________З (ОПК-8) –II

Уметь:

____________У (ОПК-8) –II



Владеть:

____________В (ОПК-8) –II
















Повышенный уровеньIII

(ОПК-8)

(желательно

конкретизировать формулировки компетенции)

Знать:

____________З (ОПК-8) –III

Уметь:

___________У (ОПК-8) –III



Владеть:

___________В (ОПК-8) –III
















Задача 2. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Предложите структуру программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», заполнив предлагаемую таблицу:



Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата

в зачетных единицах

Программа бакалавриата с присвоением квалификации

«прикладной бакалавр»

Блок 1


Дисциплины (модули)




Базовая часть




Вариативная часть




Блок 2

Практики




Блок 3

Государственная итоговая аттестация




Объем программы бакалавриата




Задача 3. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.01.01 Педагогическое образование определяет требования к кадровым условиям реализации образовательной программы магистратуры. Прочитайте эти требования и вставьте нужные цифры, задаваемые стандартом.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 00 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее: 00 процентов для программы академической магистратуры; 00 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 00 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее: 00 процентов для программы академической магистратуры; 00 процентов для программы прикладной магистратуры.

Аспирантам разрешается использовать во время проведения экзамена печатными материалами (нормативными и законодательными актами РФ в области образования, рабочими программами дисциплин по направлению подготовки).

Показатели и критерии оценивания компетенций, шкала оценивания.

В процессе ответов на вопросы оценивается уровень общепрофессиональной компетенции аспиранта (готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования).

При определении оценки учитывается грамотность представленных ответов, стиль изложения, способность ответить на поставленный вопрос по существу и с использованием профессиональной терминологии.

При проведении государственного экзамена по направлению подготовки устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:



«Отлично» - теоретическое содержание дисциплин, имеющих значение для профессиональной деятельности, освоено полностью, без пробелов, необходимые умения при анализе педагогических задач (ситуаций) сформированы.

«Хорошо» - теоретическое содержание дисциплин, имеющих значение для профессиональной деятельности, освоено полностью, без пробелов, умения при анализе педагогических задач (ситуаций) сформированы недостаточно.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплин, имеющих значение для профессиональной деятельности освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения при анализе педагогических задач (ситуаций) в основном сформированы.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплин, имеющих значение для профессиональной деятельности освоено частично или не освоено полностью. Необходимые умения при анализе педагогических задач (ситуаций) не сформированы. курса не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

Процедура проведения экзамена.

Аспиранты получают лист ответа, билет, содержащий задания (2 теоретических задания (вопросы) и практическое задание (педагогическая ситуация)). Оценка формируется на основе ответов на поставленные в билете вопросы (задачи).


Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания

Уровень освоения компетенции

Планируемые результаты обучения

(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)



Критерии оценивания результатов обучения (дескрипторы)

2

3

4

5

Пороговый уровеньI

(ОПК-8)

(желательно конкретизировать формулировки компетенции)

Знать:

_____________З (ОПК-8) –I















Уметь:

____________У (ОПК-8) –I
















Владеть:_

____________В (ОПК-8) –I
















Базовый уровеньII

(ОПК-8)

(желательно конкретизировать формулировки компетенции)

Знать:

____________З (ОПК-8) –II

Уметь:

____________У (ОПК-8) –II



Владеть:

____________В (ОПК-8) –II
















Повышенный уровеньIII

(ОПК-8)

(желательно

конкретизировать формулировки компетенции)

Знать:

____________З (ОПК-8) –III

Уметь:

___________У (ОПК-8) –III



Владеть:

___________В (ОПК-8) –III















Задача 2. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:



Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Предложите структуру программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», заполнив предлагаемую таблицу:



Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата

в зачетных единицах

Программа бакалавриата с присвоением квалификации

«прикладной бакалавр»

Блок 1


Дисциплины (модули)




Базовая часть




Вариативная часть




Блок 2

Практики




Блок 3

Государственная итоговая аттестация




Объем программы бакалавриата



Задача 3. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.01.01 Педагогическое образование определяет требования к кадровым условиям реализации образовательной программы магистратуры. Прочитайте эти требования и вставьте нужные цифры, задаваемые стандартом.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 00 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее: 00 процентов для программы академической магистратуры; 00 процентов для программы прикладной магистратуры.



7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 00 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее: 00 процентов для программы академической магистратуры; 00 процентов для программы прикладной магистратуры.

2.3. Основная литература и возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств.

  1. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс / Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас. – Томск: изд-во ТГПУ, 2010. – 265 с. Кузин, Ф. А. Диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты / Ф. А. Кузин. – М. : Ось, 2011. – 447 с.

б) дополнительная литература:

  1. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практ. пособие / Под ред. Н. И. Загузова. – М. :Гардарики, 2001.

  2. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /В.В.Краевский, Е.В. Бережнова. – М. «Академия», 2006. – 400 с.

  3. Методология и методы психологического исследования : учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – 5-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Академический проект :Трикста, 2006. – 352 с.

  4. Педагогическая психология: учеб. Пособие /[И.А. Баева и др.]; под ред. Л.А. Регуша, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 414 с.

  5. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов Издательство: Юнити-Дана, 2012.

  6. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: Доп. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб.для системы послевузовского проф. образ. / В. С. Степин. - М.: Гардарики, 2008.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. www.studentlibrary.ru ;

  2. www.book.ru;

  3. www.knigafund.ru;

  4. www.e.lanbook.com

  5. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  6. almanah.ikprao.ru – Альманах института коррекционной педагогики РАО

  7. http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  8. http://www.edu.ru – Российский федеральный портал

  9. http://agulib.adygnet.ru/ – библиотека АГУ

  10. http://mon.gov.ru/ - Сайт министерства образования и науки РФ

Аспирантам разрешается использовать во время проведения экзамена печатными материалами (нормативными и законодательными актами РФ в области образования, рабочими программами дисциплин по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки:«Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» (уровень подготовки: подготовка кадров высшей квалификации)).

2.4. Показатели и критерии оценивания компетенций, шкала оценивания.

В процессе ответов на вопросы оценивается уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций аспиранта.

При определении оценки учитывается грамотность представленных ответов, стиль изложения, способность ответить на поставленный вопрос по существу и с использованием профессиональной терминологии.

При проведении государственного экзамена по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:



«Отлично» - теоретическое содержание дисциплин, имеющих значение для профессиональной деятельности, освоено полностью, без пробелов, необходимые умения при анализе педагогических задач (ситуаций) сформированы.

«Хорошо» - теоретическое содержание дисциплин, имеющих значение для профессиональной деятельности, освоено полностью, без пробелов, уменияпри анализе педагогических задач (ситуаций) сформированы недостаточно.

«Удовлетворительно»- теоретическое содержание дисциплин, имеющих значение для профессиональной деятельности освоено частично, нопробелы неносят существенного характера, необходимые умения при анализе педагогических задач (ситуаций) восновном сформированы.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплин, имеющих значение для профессиональной деятельности освоено частично или не освоено полностью. Необходимые умения при анализе педагогических задач (ситуаций) не сформированыкурса не приведет ккакому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий.

2.5. Процедура проведения экзамена.

Аспиранты получают лист ответа, билет, содержащий задания (2теоретическихзадания (вопросы) и практическое задание (педагогическая ситуация)). Оценка формируется на основе ответов на поставленные в билете вопросы (задачи).


3. ПРОГРАММА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа направлен на проверку сформированности следующих универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:



Универсальные компетенции выпускника по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (уровень подготовки: подготовка кадров высшей квалификации):

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

Общепрофессиональные компетенции выпускника по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (уровень подготовки: подготовка кадров высшей квалификации):

владение методологией и методами педагогического исследования (ОПК-1);

владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2);

способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3);

способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития (ОПК-7);

Профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные) компетенции выпускника по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (уровень подготовки: подготовка кадров высшей квалификации):

ПК-4 - готовность аспиранта к внедрению в социально-культурную деятельность инновационных технологий, разработке научно-методических материалов, в соответствии с определенной процедурой, инструментарием и методиками;

ПК-5 - готовность аспиранта к осуществлению социально-культурного консалтинга, к использованию современных информационных технологий при осуществлении консалтинга, к оказанию консультационной помощи и разработки пакетов программ для инновационных проектов в социально-культурной деятельности;

3.1. Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработку и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.

Объектами профессиональной деятельности выпускниковявляются образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:

научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы;

преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.



3.2. Требования к научно-квалификационным работам.

Научно-исследовательская работа должна быть написана аспирантом самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты. Предложенные аспирантом решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

Результатом научного исследования должна быть научно- исследовательская работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития науки.

В научном исследовании, имеющем прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в научном исследовании, имеющем теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов.

Основные научные результаты научно-исследовательской работы должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях и журналах (не менее двух публикаций).

Выпускная квалификационная работа представляет собой защиту результатов научно-исследовательской работы, выполненной обучающимся, в виде научного доклада, демонстрирующую степень готовности выпускника к ведению профессиональной научно-педагогической деятельности.

Результаты выпускной квалификационной работы определяются оценками «зачтено», «не зачтено». Оценка «зачтено» означает успешное прохождение государственного аттестационного испытания.

Требования к выпускной квалификационной работе определяются ГОСТ Р 7.0.11-2011 и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки(уровень подготовки кадров высшей квалификации).

Выполненная выпускная квалификационная работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: - титульный лист; - оглавление (содержание); - введение; - основной текст (главы, параграфы); - заключение; - список литературы; - приложения. Объем основной части выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 60 с. печатного текста (без учета приложений). Оглавление (содержание) включает перечисление всех частей работы с указанием страницы начала каждой части. Введение, как правило, – короткий раздел объемом 6 – 10 страниц. И состоит из следующих подразделов:



  • Актуальность исследования (которая включает описание теоретических и практических предпосылок, формулировку противоречий).

  • Проблема исследования.

  • Тема исследования.

  • Объект исследования.

  • Предмет исследования.

  • Цель исследования.

  • Гипотеза исследования.

  • Задачи исследования.

  • Методологическая основа исследования.

  • Теоретическая основа исследования.

  • Методы исследования.

  • База исследования.

  • Основные этапы исследования.

  • Достоверность и обоснованность полученных результатов.

  • Основные результаты исследования, их научная новизна.

  • Теоретическая значимость результатов исследования.

  • Практическая ценность результатов исследования.

  • Положения, выносимые на защиту.

  • Апробация результатов исследования.

  • Внедрение результатов исследования.

  • Структура и объем ВКР.

Название каждого подраздела выносится в отдельный подзаголовок.

Основной текст работы состоит из глав и параграфов, количество которых определяется спецификой работы. Объем основного текста составляет примерно от 80% до 90% от общего объема работы (без учета приложений). В 1 главе основного текста обычно дается обзор источников соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме. В работах, представляющих теоретическое исследование, следует описать историю развития вопроса, раскрыть понятие и сущность изучаемого явления, рассмотреть существующие методические подходы к анализу данной проблемы и др. Рекомендуется остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, рассмотреть дискуссионные вопросы по теме. Текст ВКР не должен пересказывать существующие в научной литературе точки зрения, а свидетельствовать, что ее автор творчески их осмыслил и проанализировал. В работе следует обосновать почему автор придерживается той или иной концепции и аргументировать научную и практическую ценность результатов исследования. Во 2 главе следует представить характеристику объекта исследования, провести экономический, финансовый, статистический и иной анализ собранного материала в рамках избранной темы. Проводятся практические исследования с помощью тех или иных методов и методик, выбор которых обоснован. В 3 главе даются рекомендации к практическому применению полученных результатов и обосновывается их эффективность. Таблицы и графики могут быть включены как в основную часть работы, так и в приложения (при большом их объеме). Изложение содержания работы должно быть строго логичным. Следует обратить внимание на переход от одной главы к другой. Объем всех глав ВКР должен быть примерно равным. Особое значение должно придаваться ссылкам на использованные литературные источники. В теоретическом обзоре 1-й главы допустимо использовать любое количество цитат и заимствований текста, при условии обязательной ссылки на источник заимствования, который должен быть легко проверяем и, как правило, представлять авторитетное в научном мире, мнение. Все ссылки на источники обязательно должны быть правильно оформлены, т.е. в соответствии с правилами оформления ссылок. Как правило, это инициалы и фамилия автора, наименование работы, номер тома (если есть), город в котором издана работа (кроме журналов), наименование издательского органа, год (и/или номер) выпуска, страница, с которой была взята информация и т.д. Каждая глава выпускной квалификационной работы должна заканчиваться выводами (не более 1 стр). Текст каждого раздела работы следует начинать с нового листа. Заключение ВКР – часть научной работы, в которой показывается, из каких основных предпосылок и каких вспомогательных результатов следует основной результат. Содержит также перечень наиболее интересных и важных выводов, вытекающих из результатов и общего содержания работы. В заключении не следует приводить результаты, которые не были обоснованы в содержании работы, или выводы, не следующие из этого содержания, не надо вдаваться в подробные разъяснения и обоснования каких-либо положений. Заключение должно быть кратким. Объем заключения от 3 до 6 страниц.

Раздел «Заключение», как правило, должен содержать два подраздела: «Основные научные результаты научного исследования» и «Рекомендации по практическому использованию результатов».

В первом подразделе дается краткое изложение сущности научных результатов ВКР. В этом подразделе формулировка отличительных признаков новых научных результатов может быть представлена более подробно, чем в положениях, выносимых на защиту. В нем приводятся не только основные результаты, обладающие научной новизной, но и другие результаты (например, предложенные методики, созданные экспериментальные установки и другое), дополнительно характеризующие квалификацию аспиранта.

Во втором подразделе обсуждаются возможности практического применения полученных результатов. В нем же могут быть обсуждены перспективы дальнейшего развития данного научного направления. При наличии актов, справок об использовании (внедрении) полученных результатов, авторских свидетельств, патентов, других материалов, относящихся к объектам интеллектуальной собственности, зарегистрированным в установленном порядке, в соответствующих пунктах этого подраздела следует делать ссылки на эти документы.

Библиографический список (список литературы) включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании выпускной квалификационной работы. Список литературы должен содержать не менее 60 литературных источников, в том числе не менее 30% периодических изданий. Приветствуется использование научной литературы на иностранных языках, но в объеме не более 10% (если выпускная квалификационная работа не связана с изучением иностранных языков или зарубежного опыта). Печатные источники информации должны составлять большую часть библиографического списка (не менее 70%).

3.3. Примерная тематика и порядок утверждения тем научно-квалификационных работ.

Тематика научно-квалификационных работ определяется в соответствии с паспортом специальности 44.06.01 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности:

Содержанием специальности 44.06.01 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности является область педагогической науки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки,переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровняхобразовательных учреждений, предметных и отраслевых областях,включая вопросы управления и организации учебно-воспитательногопроцесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров сучетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.

Области исследований:



Области исследования определены с учетом дифференциации по отраслям и видам профессиональной деятельности.

        1. Актуальные проблемы управления социально-культурной деятельностью

        2. Содержание и основные методики, используемые в организационной работе исследовательского коллектива в социально-культурной области педагогических наук;

        3. Методология педагогического исследования социально-культурной деятельности.

        4. Проблемы педагогического исследования социально-культурной деятельности.

        5. Теоретические основы и принципы разработки программы научного исследования в социально-культурной сфере.

        6. Понятийный аппарат педагогического исследования и его характеристика в социально-культурной деятельности.

        7. Уровни педагогических исследований социально-культурной деятельности.

        8. Способы и средства решения проблем педагогических исследований социально-культурной деятельности.

        9. Психолого-педагогическая характеристика и мастерство исследователя.

        10. Основные компетенции педагога-исследователя социально-культурной деятельности.

        11. Гуманистическая парадигма и ее место в педагогическом исследовании.

        12. Структура социально-культурного исследования.

        13. Виды педагогических исследований социально-культурной действительности.

        14. Общая методология педагогического творчества.

        15. Классификация методов исследования.

        16. Технология организации и проведения педагогического исследования с учетом социально-культурной специфики.

        17. Выбор методов педагогический познания. Проектирование проспекта исследования.

        18. Подготовка и проведение экспериментального исследования.

        19. Структура, планирование и проведение исследования социокультурных проблем в мультикультурном обществе

        20. Логика и доказательства в педагогическом эксперименте.

        21. Понятие надежности и валидности теста.

        22. Апробация и внедрение результатов исследования.

        23. Методы исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы.

        24. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).

        25. Теоретические методы педагогического исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование.

        26. Сравнительно-исторические методы педагогического исследования: генетический, исторический и сравнительный.

        27. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.

Утверждение темы выпускной квалификационной работы аспиранта осуществляется приказом ректорана основании решения ученого совета факультета, за которым закреплена кафедра, проводящая подготовку аспирантов. Срок подготовки обоснования и утверждения темы ВКР аспиранта на заседании ученого совета факультета не должен превышать 3 месяцев с момента зачисления в аспирантуру.

Определение темы выпускной квалификационной работы (ВКР) аспирант осуществляет совместно с научным руководителем в соответствии с направленностью (профилем) образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации.

Перечень документов, необходимых для процедуры утверждениятемы выпускной квалификационной работы на ученом совете факультета:

1. Обоснование темы ВКР аспиранта.

2. Развернутый план ВКР.

3. Календарный план выполнения ВКР.

4. Выписка из протокола заседания кафедры.

3.4. Порядок выполнения и представления в государственную аттестационную комиссию научно-квалификационной работы.

Научно-исследовательская работа должна быть представлена в виде специально подготовленной рукописи, которая должна содержать титульный лист, введение с указанием актуальности темы, целей и задач, характеристики основных источников и научной литературы, определением методик и материала, использованных в научно-исследовательской работе; основную часть (которая может делиться на параграфы и главы), заключение, содержащее выводы и определяющее дальнейшие перспективы работы, библиографический список. Оформление научно-исследовательской работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым федеральным государственным образовательным стандартом.

После завершения подготовки обучающимся научно-квалификационной работы его научный руководитель дает письменный отзыв о выполненной научно-квалификационной работе (далее – отзыв).

Научно-квалификационные работы подлежат внутреннему и внешнему рецензированию. Рецензенты не позднее, чем за 10 дней до дня представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы, проводят анализ и представляют письменные рецензии на указанную работу (далее – рецензия).

Для проведения внутреннего рецензирования научно-квалификационной работы структурным подразделением, в котором выполнялась указанная работа, назначаются два рецензента из числа научно-педагогических работников по месту выполнения работы, имеющих ученые степени по научной специальности (научным специальностям), соответствующей теме научно-квалификационной работы.

Структурное подразделение, где выполнялась научно-квалификационная работа, обеспечивает проведение внешнего рецензирования научно-квалификационной работы. Внешние рецензенты назначаются из числа компетентных в соответствующей отрасли науки ученых, имеющих публикации в соответствующей сфере исследования. Назначаются два рецензента, из которых один должен быть доктором наук, а другой доктором или кандидатом наук.

Научный доклад об основных результатах подготовки научно-квалификационной работы проходит экспертизу на предмет некорректных заимствований без ссылок на авторов и (или) источник заимствования в системе «Антиплагиат». Порядок проведения экспертизы определяется локальным нормативным актом университета.

Университет обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 7 календарных днейдопредставления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы.

Перед представлением научного доклада об основных результатах научно-квалификационной работы не позднее, чем за 5 дней до дня представления доклада, указанная работа, отзыв научного руководителя и рецензии передаются в государственную экзаменационную комиссию.

Председателем государственной экзаменационной комиссии назначается лицо, не работающие в данной организации, имеющее ученую степень доктора наук по научной специальности, соответствующей направленности образовательной программы обучающегося.

В состав государственной экзаменационной комиссии включаются не менее 6 научно-педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, имеющих ученую степень по отрасли науки, соответствующей направлению подготовки обучающегося, из них не менее трех - по соответствующей научной специальности (научным специальностям). Среди членов государственной экзаменационной комиссии должно быть не менее двух докторов наук, один из которых должен иметь ученое звание профессора, а также не менее одного доцента, участвующих в реализации образовательной программы по соответствующему направлению подготовки.

3.5. Показатели и критерии оценивания научно-квалификационной работы.

Научно-квалификационная работа аспирантаоценивается по 100 балльной шкале. Члены государственной экзаменационной комиссии оценивают степень соответствия представленной квалификационной работы и ее защиты требованиям ФГОС направления подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, профиль подготовки: Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, по приведенным ниже показателям:

Постановка задачи, актуальность и новизна тематики;

Уровень анализа литературных данных по тематике работы;

Выбор и обоснование методов исследований, оценка их надежности и корректности;

Методика исследований (планирование эксперимента, отладка методики измерений или программы расчетов, анализ погрешностей);

Результаты НИР и уровень их обсуждения;

Степень самостоятельности и личный вклад аспиранта в выполняемую работу;

Качество оформления и представления работы;

Оценка по каждой из 7 позиций проводится по 10-балльной шкале. До 5 баллов - оценка рецензента, до 10 баллов – оценка руководителя квалификационной работы, до 10 баллов – оценка ответов на замечания рецензентов и вопросы членов комиссии.

Шкала перевода рейтинговых баллов в итоговую оценку


Сумма баллов по дисциплине

Оценка по 4- балльной шкале

90 - 100

5 (отлично), (зачтено)

85 – 89

4 (хорошо), (зачтено)

75 – 84

70 - 74

65 – 69

3 (удовлетворительно),

(зачтено)



60 - 64

Ниже 60 баллов

2 (неудовлетворительно),
(не зачтено)

3.6. Процедура защиты научно-квалификационной работы.

Процедура защиты включает следующие этапы:

1. Доклад аспиранта об основном содержании работы (до 15 минут).

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница