Программа курса «Цветоведение»



Скачать 162.63 Kb.
Дата01.05.2016
Размер162.63 Kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины
ФТД.2. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050602 Изобразительное искусство со специализацией

«Живопись и живописная композиция»

Пояснительная записка

Программа курса «Цветоведение» является составной частью подготовки высококвалифицированного специалиста для педагогической, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительской работы. В программе обобщены и систематизированы закономерности восприятия цвета, которые помогут глубоко постичь искусство живописи. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет.



Цели освоения дисциплины

Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности.

Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой.

Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса.

Курс предусматривает изучение и объяснения явления цвета: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения цвета при различном освещении и на различных расстояниях, смешение, взаимодействие цветов и основы их гармонизации.

Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Процесс выполнения практического задания включает следующие этапы: а) разработка фор-эскизов постановки в карандаше и цвете; б) выполнение этюда в цвете; в) работа над подготовительным рисунком и живописью основного задания. Нельзя допускать чтобы студент выполнял задание в сокращенные сроки, удовлетворялся чисто внешней стороной дела.

Вся система занятий по «Цветоведению» в тесной связи с занятиями по рисунку, живописи и композиции ведет к развитию таких творческих способностей студентов, как художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление, творческое воображение, чувства цвета и цветовых отношений. Она призвана заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для самостоятельной работы. Накопление практических навыков и развитие понимания задач реалистического искусства. Правдиво в ярких художественных произведениях отражающею окружающую действительность, составляет единый учебно-воспитательный процесс, где учебные задачи не могут быть отделены от формирования творческой личности. В результате студенты должны владеть рисунком, уметь использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их живописные работы; владеть принципами выбора техники исполнения конкретной живописной картины; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы с цветом и цветовыми композициями.

Задачи.


  • опираясь на законы цветоведенияи, учитывая опыт художников разных школ, решить проблему применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности.

  • духовно - эмоциональное обогащение личности;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие профессиональных навыков, через формирование практических умений;

  • познакомить с видами цветовых гармоний и их эмоционального воздействия на зрителя:

  • познакомить с психологией восприятия цвета;

Курс цветоведения - один из основополагающих в системе подготовки художников - педагогов.Педагоги, постигающие эстетическую сторону цвета, также должны обладать знаниями в области физиологии и психологии цвета.
Студент должен:

Знать:

- Понятие «колорит»;

- Понятия ахроматического и хроматического цветов;

- Основные цвета в палеолитической живописи;

- Античную философию цвета;

- Взаимоотношение формы и цвета в живописи в искусстве разных времён и народов;

- Соподчинённость основных цветов и основных геометрических форм;

- Степени светлотности воспринимаемых глазом человека.



Уметь:

- Использовать семантику цвета в творческой практике;

- Объяснить физическое и философское значение колорита , используя толкования учёных;

- Использовать знания цветоведения в формировании цветового климата интерьеров;

- Использовать знания природы цвета в практической деятельности;

- Выполнять таблицы смешения цветов основных и дополнительных;

- Составлять живописные работы определённых типов колорита.

Владеть:

- Принципами гармонии в искусстве колорита базирующегося на античной философии.

- Умением использовать теоретические знания восприятия цвета в творческой практике;

- Методом анализа произведений изобразительного искусства.


Содержательный компонент теоретического материала.
ТЕМА 1. История науки о цвете.

Задачи науки цветоведение. Отношение первобытного человека к цвету. Амбивалентность и полисемантичность слов, вещей и цвета древних цивилизаций. Сферы использования цвета. Учение о цвете в странах Древнего Востока. Понятия и принципы гармонии в Древней Греции и Риме. Классификация цвета в Средневековье. Основы закономерностей восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Методы изучения цветовых явлений в 17-18 веках. Основные направления науки о цвете и свете в 20 веке.



ТЕМА 2. Природа света и цвета.

Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Период классической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.



ТЕМА 3. Основные понятия о цвете.

Понятие «ахроматического цвета» Форма контраста ахроматических цветов. Использование ахроматических цветов в искусстве. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: пространственные, весовые, температурные, фактурные. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Электромагнитный спектр, Цвет как диапазон волновых колебаний. Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Матовые и блестящие предметы. Прозрачные и непрозрачные поверхности. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов. Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Психология восприятия цвета. Символика цвета.



ТЕМА: 4. Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета.

Взаимоотношение цвета и формы. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов. Рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета. Индивидуально-психологическое восприятие цвета и формы. Схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.



ТЕМА: 5. Цветовой климат искусственной среды обитания человека.

Гармония как эстетическая категория. Принципы гармонии в колористике искусства, базирующегося на классической античной традиции. Понятие «цветовая гармония». Классификация цветовых гармоний. Типы колорита по Гёте: гармонический; могучий (мажорный); нежный (минорный); пёстрый; фальшивый; слабый. Цветовой диссонанс. Цветовые гаммы: родственные (сближенные), контрастные, смешанные.

Проектирование цветового климата. Основные принципы моделирования цветового климата. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в жилище.

ТЕМА: 6. Педагогические аспекты колористики.

Освоение теоретических основ в процессе практических занятий. Связь колористики с историей, философией и мифологией. Значение индивидуального подхода к учащимся в освоении колористики. Разнообразие методов и форм работы с разными возрастными категориями учащихся.


Вопросы для самоконтроля
Тема: История развития науки о цвете – колористике.

  1. Причины возникновения цветовых ощущений.

  2. Какие цвета относятся к ахроматическим цветам.

  3. Фактор воздушной среды и расстояния.

  4. Тональный, светлотный контраст; краевой контраст; последовательный контраст.

  5. Чем отличаются способы «отмывки» и «заливки».

Тема: Природа света и цвета.

  1. Научить передавать градации цветовой насыщенности (пастельная, малонасыщенная, патированая).

  2. Научить смешивать основные краски и выработать навыки в получении нового цвета.

  3. Вырабатывать навыки в работе цветом.

  4. Научиться выполнять постепенный переход одного цвета в другой.

  5. Определять и воспроизводить виды контраста.

Тема: Основные понятия о цвете.

Выполнить таблицы соотношения ахроматические цветов (белый, чёрный, серый)



Тема: Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета.

  1. Что такое спектр. Зависимость цвета от освещения.

  2. Какие цвета входят в цветовой круг.

  3. Какова последовательность расположения цветов в цветовом круге.

  4. Какие гаммы существуют в цветовом круге.

  5. Свойства тёплых и холодных цветов.

  6. Дополнительные цвета и их свойства.

  7. Виды хроматического контраста.

  8. Особенности акварельной техники живописи.

  9. Виды техники живописи акварелью.

Тема: Цветовой климат искусственной среды обитания человека.

  1. Цветовые иллюзии формы и пространства.

  2. Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета.

  3. Изобразительная функция цвета в живописи.

  4. Психология цвета. Символика цвета.

  5. Выразительность цвета и чувственное действие цвета.

  6. Колористическое соотношение цветов гармонического пространства.

  7. Выявление ритма, тектоники, композиционного центра.

Тема: Педагогические аспекты цветоведения.

Выполнить различные колористические решения натюрморта.



Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения

1.

История науки о цвете.


1. Основные задачи науки цветоведения;

2. Определите понятия и принципы гармонии Античности;

3. Значение научно-исследовательских трудов по теории цвета Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте;

4. Какие основные направления науки о цвете и свете ХХ века;

существуют в живописи?

3


Коллективное обсуждение вопросов. Защита рефератов.


2



Природа света и цвета.


1.Взгляд на природу света и цвета философов классического периода.

2. Средневековые исследования природы света.

3.Опыты по измерению цвета и света.

4. Открытия Ньютона о природе цветов.

5. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля.

6.Квантовая теория света. Фотоны.

7.Электромагнитная природа света.

8.Период классической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.



3

Просмотр

3



Основные понятия о цвете.



  1. Какие цвета входят в группу ахроматических цветов?

  2. Форма контраста ахроматических цветов?

  3. Как используются ахроматические цвета в изобразительном искусстве?

  4. Визуальное восприятие ахроматических цветов.

  5. Гармонизация ахроматических и хроматических цветов;

  6. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

  7. Что называют спектров. От чего зависит цвет освещения?

  8. Какие гаммы существуют в цветовом круге?

  9. Дополнительные цвета и их свойства.

  10. Виды хроматического контраста.

  11. На чём основано оптическое смешение цветов?

3

Просмотр

4.



Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета.


1.Каковы взаимоотношения цвета и формы.

2. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов.

3. От чего зависит рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета.

4. Как воспринимается цвет и форма в зависимости от пространственного влияния.

5 Как строится схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.

3


Просмотр

5.



Цветовой климат искусственной среды обитания человека.



  1. Цветовые иллюзии формы и

пространства.

  1. Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета.

  2. Изобразительная функция цвета в живописи.

  3. Психология цвета. Символика цвета.

  4. Выразительность цвета и чувственное действие цвета.

  5. Колористическое соотношение цветов гармонического пространства.

Выявление ритма, тектоники, композиционного центра.

3


Просмотр

6.


Педагогические аспекты колористики.


  1. Освоение теоретических основ в процессе практических занятий.

  2. Связь колористики с историей, философией и мифологией.

  3. Значение индивидуального подхода к учащимся в освоении колористики.

  4. Разнообразие методов и форм работы с разными возрастными категориями учащихся.



3


Коллективное обсуждение вопросов. Защита рефератов.


7.

Творческая работа.

Выполнить творческую работу на свободную тему в технике масляной живописи на подрамнике 75*55.

22

Просмотр

ИТОГО

40





Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- основная

1. Алексеев С.С. Цветоведение. – М.: Искусство. 1962.

2. Алексеев С.С. О цвете и красках. – М.: Искусство. 1962.

3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство. 1984.

4. Зайцев А.И. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство. 1986.

5. Итен Иоханнес. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов. 2001.

6. Кабо В.Р. Синкретизм первобытного искусства: Ранние формы искусства. - М., 1972.

7. Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись.-М.: Лёгкая промышленность. 1983.

8. Гёте И.В. Трактат о цвете. Избранные произведения. М., АН СССР.1972.

9. Серов Н.В. Античный хроматизм. Санкт-Петербург. ЛИСС. 1994

10. Тернер В.У. Символ и ритуал. — М,, 1983.

11. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: АСТ. 2001.

12. Художественные модели мироздания. – М.: НИИ РАХ. 1997.

13. Ящухин А.П., Ломов С.П. Живопись. – М.: Агар. 1999.

14. КудинП.А. Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката.

М.: Плакат, 1987.

15. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев.: Высшая школа. 1987.

16. Цветовая система «Колороид». «ТЭ», 1981, № 1.

17. Устин В. Б. Композиция в дизайне Учебное пособие МГАЛП, 1997.

18. Современная наука о цвете и проблемы цветового проектирования. М., 1989.

19. Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. М.: 1986.

20. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: 1978.

21. Артюшин Л.Ф. Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии. М.: 1970.

22. Мешков В.В., Матвеев А.Б. Основы светотехники. М.: 1989.

23. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

24. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. М.: 1985.



-дополнительная

1. Киплик Д.И. Техника живописи. «Сварог и К». 1999.

2. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение.2000.

3. Леонардо да Винчи. О живописи. Избранные произведения. М.: 1999

4. Кияненко К. В. Социальные основы архитектурного формирования жилой среды: Учебное пособие. — Вологда, ВоГТУ, 1999.

5. Кучмар А. Основы архитектурного формообразования / Пер. М.: Стройиздат, 1984.

6. Сомов Ю. С. Композиция в технике. Издательство, М., 1987.

7. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. – М.: Искусство.1964.

8. Энциклопедия художника. - М.: СИГМА АСТ. 2000.

9. Комарова И. И. Архитекторы. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000. — 576 с.

10. Сост. А. Стригалева и И. Коккинаки. — М.: Искусство, 1985.

11. Крашенинников А. В. Жилые кварталы: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1988

12. Стили интерьера от классицизма до авангарда –М., Ниоло-Пресс. 1998.

13. Вавилов С.И. Глаз и солнце. М.: 1986.

14. Луизов А.В. Физика зрения. М.: 1986.

Формы и методы освоения материалов дисциплины
Основным видом изучения дисциплины является работа над длительными проектами. В них решается весь комплекс задач, связанных с изучением психологии восприятя цвета, организации пространственной среды, интерьера и методов их изображения. Вместе с тем система практических упражнений включает задания, выполняемые в более короткие сроки: за один- два сеанса – это карточки – задания, упражнения, схемы, таблицы. Их назначение – решение какой-либо частной задачи, связанной с выполнением длительного задания (например, наблюдение за явлениями цветового и тонового контраста, за изменением цвета предмета в зависимости от изменения освещения и т.д.). Как правило, кратковременные задания носят тренировочно-ознакомительный характер и выполняются перед длительным заданием. В отдельных случаях они полезны и в процессе выполнения основного задания.

Получаемые на теоретических и практических занятиях знания закрепляются и развиваются в процессе самостоятельной работы студентов. Роль кафедры - организовать и направить эту работу (создавать условия для занятий, осуществлять методическое руководство и т.д.).

Система практических упражнений, включающая различные виды учебной работы, направлена на развитие творческих способностей студентов.

Вся система занятий по «Колористике» в тесной связи с занятиями рисунком, живописью и композицией ведет к развитию таких творческих способностей студентов. Как художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление, творческое воображение, чувства цвета и цветовых отношений. Она призвана заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для самостоятельной работы. В конечном итоге студент должен обрести знания и профессиональные умения для самостоятельного решения творческих и дизайнерских задач, стоящих перед искусством и общеобразовательной школой.

Качество знаний, умений и навыков студентов проверяется в результате проведения систематических просмотров и оценки работ, бесед и устных опросов.

К зачетному просмотру представляется все материалы, связанные с выполнением учебного задания. Оцениваются все работы студента за определенный период ( за семестр). При оценке работы следует учитывать не только формальное выполнение задания, но и прежде всего степень проработки формы, решение поставленных задач.




Примерное содержание самостоятельной внеаудиторной работы студентов


  1. Повторение и закрепление теоретического материала по конспектам лекций преподавателя.

  2. Разработка упражнений.

  3. Анализ литературы по одному из жанров изобразительного искусства

  4. Выполнение наглядных пособий по методике обучения декоративному искусству (презентация).

  5. Выполнение творческой работы на свободную тему в технике заливки, отмывки (по выбору студента).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница