Программа курса по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов



Скачать 99.98 Kb.
Дата30.04.2016
Размер99.98 Kb.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального педагогического образования

Научно-методический центр Московского района


Программа


курса по выбору предпрофильной подготовки

для учащихся 9 классов

«ЭКОЛОГИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

(16 часов)


Автор-составитель


Кузьмин Дмитрий Александрович

2005
Пояснительная записка.


Программа элективного курса «Экология в моей жизни» объемом 16 часов адресована учащимся 9 класса. Программа данного ориентационного межпредметного элективного курса актуальна в условиях предпрофильной подготовки учащихся.

Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора учеником естественнонаучного профиля обучения.

Задачи: 1) ознакомить школьников с различными аспектами современной экологии;

2) предоставить возможность учащимся реализовать свой интерес в области экологии;

3) обеспечить формирование практического опыта у учеников в области экологии;

4) предоставить возможность учащимся объективно оценить свои возможности и способности к продолжению образования по естественнонаучному профилю, ориентирующего на дальнейшую профессиональную деятельность в сфере экологии.

Реализация содержания курса основывается на активных методах обучения, в том числе проектных, исследовательских, игровых. Предусмотрены различные виды самостоятельных работ учащихся с разнообразными источниками информации.

Критериями успешного освоения элективного курса можно считать:

- усвоение школьником содержания курса;

- развитие интереса к изучаемым аспектам экологии;

- качество выполнения учебного проекта в ходе обучения;

- выбор учащимся естественнонаучного профиля в старших классах.

В качестве формы итоговой аттестации учащихся по окончании курса предлагается проведение смотра учебных проектов.
Самостоятельная деятельность учащихся в ходе освоения курса.
В течение обучения по программе данного курса учащимся предлагает-ся самостоятельно выполнить учебный проект. Для выполнения проекта учащиеся могут объединяться в пары или группы. Возможные темы проектов:

1. Образ жизни и профессиональная карьера человека.

2. Условия труда и здоровье человека.

3. Природа и права человека.

4. Общество и окружающая среда.

5. Экология и война.

6. Здоровье человека и окружающая среда.

7. Биоритмы и работоспособность человека.

8. Загрязнение окружающей среды.

9. Современные проблемы охраны природы.


Учебно-тематический план.


Содержание


Кол-во часов








Всего

Теорет.

Практ.

1

Окружающая среда и человек.

7

2

5

2

Будущее человечества под угрозой.


4

1

3

3

На пути к новой цивилизации.


5

1

4




Итого:

16

4

12

Поурочно-тематический план.


Содержание


Кол-во часов








Всего

Теорет.

Практ.



1


Окружающая среда и человек.


7


2


5

1.1

Введение. Экология – наука об окружающей среде.

1

1




1.2

Окружающая среда и качество жизни человека.


2




2

1.3

Стресс и адаптация.

2




2

1.4

Профессиональная карьера, условия труда и здоровье.

2

1

1



2


Будущее человечества под угрозой.


4


1


3

2.1

Социальные проблемы и среда жизни человечества.

1




1

2.2

Экологические проблемы и пути их решения.

3

1

2



3


На пути к новой цивилизации.


5


1


4

3.1

Выбор пути развития цивилизации.

1




1

3.2

Экология и экономика.

2

1

1

3.3

Экология и общество.


1




1

3.4

Смотр учебных проектов. Подведение итогов.

1




1



Итого:

16

4

12


Содержание программы.
1. Окружающая среда и человек.

Введение. Экология – наука об окружающей среде. Разделы экологии, объекты и методы их изучения. Ознакомление с технологией учебного проекта.

Окружающая среда и качество жизни человека. Влияние состояния окружающей среды на здоровье и продолжительность жизни человека. Радиация и здоровье. Видимая среда как экологический фактор. Здоровый образ жизни и его составляющие. Работа над учебными проектами: формулирование темы, выбор форм, методов и средств реализации, составление плана работы.

Стресс и адаптация. Причины и механизм развития стресса, его виды и последствия. Профилактика стресса. Биоритмы и работоспособность человека. Профилактика переутомления. Работа над учебными проектами: ознакомление с источниками информации, самостоятельная работа с ними.

Профессиональная карьера, условия труда и здоровье. Здоровье человека и выбор профессии. Ограничение проф. пригодности. Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру. Риск и популярные профессии. Условия профессионального труда. Профессиональные заболевания. Работа по выполнению учебных проектов: самостоятельная работа учащихся с разнообразными источниками информации.

2. Будущее человечества под угрозой.

Социальные проблемы и среда жизни человечества. Рост народо-населения. Продовольственная проблема. Энергетическая проблема. Глобальный сырьевой кризис.

Экологические проблемы современности и пути их решения. Загрязнение окружающей среды. Биологическое разнообразие: причины утраты и пути сохранения. Работа по выполнению учебных проектов: самостоятельная работа учащихся с разнообразными источниками информации.

3. На пути к новой цивилизации.

Выбор пути развития цивилизации. Глобальные модели экоразвития. Нравственный императив как условие выживания цивилизации. Устойчивое развитие.

Экология и экономика. Экологизация экономики. Инженерная экология. Малоотходное, безотходное и экологичное производство. Мониторинг окружающей среды. Оценка качества окружающей среды Работа по выполнению учебных проектов: самостоятельная работа учащихся по обобщению материалов и их оформлению.

Экология и общество. Общественно-экологические отношения и необходимость их правового регулирования. Экологические права и обязанности граждан. Опосредованное влияние состояния природной среды на политические процессы. Экологическая политика. Общественное экологическое движение.



Смотр учебных проектов. Подведение итогов.
Библиография.
Алексеев С.В. Экология: Уч.пособие для 9кл. СПб.: СМИО Пресс, 1997. – 350с.

Алексеев С.В. Экология: Уч.пособие для 10-11 кл. СПб.: СМИО Пресс, 1997. – 320с.

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экология. Информационно-развивающие дидактические задания для учащихся 9-11 классов./ Под ред. С.В. Алексеева. СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 192с.

Алексеев С.В., Гущина Э.В. Город и окружающая среда. Пособие для учителя. СПб «Крисмас+» , 1997 -123с.

Алексеев С.В. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: Монография. СПб.: СпецЛит, 2001, - 205с.

Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы: Учебное пособие/ Под общ. ред. А.К. Фролова. СПб.: Политехника, 2000. – 95с.

Белова Н.Н., Наумова Н.Н. Экология в мастерских.- СПб.: Паритет, 2004 – 224с.

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. для 10-11 кл. проф. шк. - М.: Просвещение, 1998 – 270с.

Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. – М.: Школьная Пресса, 2002 – 112с.

Иванов В.П., Обуховская А.С., Кричевская И.Е., Романюк В.П. Экология человека. Уч. пособие СПб.: СПбГМА, 1997 -234с.

Кузнецов В.М. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М.: Дрофа, 2002, - 128 с.

Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Уч.пособие для 9-11 кл. – М.: «Школа-Пресс», 1996 – 464с.

Основы антропоэкологии/ Под ред. В.Л. Обухова и В.Б. Сапунова: Уч. Пособие для 10-11 кл. к курсу «Человек и окружающая среда» - СПб: Химиздат, 2000. – 288с.

Природа и мы. – МН.: Изд.ООО «Красико-Принт», 2004 – 128с.

Природопользование: Проб. Учеб. для 10-11 кл. профильных шк. / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. М.: Просвещение, 1995 – 255с.

Радиация. Дозы, эффекты, риск: Пер. с англ. – М.: Мир, 1990 – 79 с.

Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. /Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005 – 96с.

Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995 – 96с.

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. / М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М.: Просвещение, 2005 – 159с.

Чернова Н.М. и др. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) Кл. /Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов; Под ред. Н.М. Черновой М.: Дрофа, 2001, -304 с.



Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. М.: МЦ «Видеоэкология». 1997 – 320с.
Аннотация.

Обучение по программе элективного курса «Экология в моей жизни» (16 ч.) ориентирует учащихся 9 класса на выбор естественнонаучного профиля обучения в старших классах. В процессе изучения различных аспектов современной экологии, школьники выполняют учебные проекты. В программе курса уделяется внимание изучению учета состояния здоровья человека при выборе профессии, влиянию профессиональной карьеры на здоровье.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница