Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов



Скачать 171.27 Kb.
Дата30.04.2016
Размер171.27 Kb.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ОРГАНИЗАТОРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа

курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов



«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

(18 часов)




Автор-составитель:

Груздева Наталья Владимировна к.п.н., доцент


2005

Пояснительная записка

Элективный курс «Экология человека» разработан для образовательной области «Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах развития природы и правилах оптимального взаимодействия человека и природы ( с позиций Концепции коэволюции природы и общества, образования для устойчивого развития природы и общества).

Данный курс рассчитан ࡺࡠ@ࢆࢎࡠ࢒ࡰࢊࢂ࢞@ࡨࡪࡤ࢞ࢄ࢖ࢊ@ࡴࡶࡠࢂࢂࡼࡤ@ࡰ@ࡸࡼ࡬ࡪࢄ@ࢂࢄࡠࢄ࢘@ࡴࡼࡸࡾࡼࡺࡪࡺࢄࡼࡸ@ࡾࢀࡪࡨࡾࢀࡼ࢈ࡰࡶ࢘ࡺࡼࡲ@ࡾࡼࡨࡦࡼࢄࡼࡤࡴࡰ@࢐ࡴࡼࡶ࢘ࡺࡰࡴࡼࡤ@ࡤ@ࡴࡠࢎࡪࢂࢄࡤࡪ@ࡾࢀࡪࡨࡸࡪࢄࡺࡼZࡼࢀࡰࡪࡺࢄࡰࢀࢆ࢜࢒ࡪࡦࡼ@@PࡾࢀࡼࡢࡺࡼࡦࡼR@ࡰࡶࡰ@ࡼࡢ࢒ࡪࢀࡠ࡮ࡤࡰࡤࡠ࢜࢒ࡪࡦࡼ@ࡴࢆࢀࢂࡠ@@ࡤ@࡮ࡠࡤࡰࢂࡰࡸࡼࢂࢄࡰ@ࡼࢄ@@࡮ࡠࡾࢀࡼࢂࡼࡤ@ࢆࢎࡠ࢒ࡰࢊࢂ࢞@@ࡰ@ࡦࡶࢆࡢࡰࡺ࢖@ࡰ࡮ࢆࢎࡪࡺࡰ࢞@ࡸࡠࢄࡪࢀࡰࡠࡶࡠ\@ࡂࡼࡨࡪࢀ࡬ࡠࡺࡰࡪ@ࡴࢆࢀࢂࡠ@ࡸࡼжет быть интересно учащимся, ориентированным на медицинские профессии или на работу в области экологии. Кроме того, курс углубляет и расширяет знания учащихся по биологии ( раздел «Человек и его здоровье»), по химии и физике.

Интеграция содержания из нескольких предметов способствует развитию надпредметных умений учащихся, которые слабо формируются в традиционном предметном обучении, что составляет принципиальную новизну курса..

Раскрытие содержания необходимо вести с учетом регионального аспекта, на примере экологической ситуации и экологических проблем Санкт-Петербурга.

Методика занятий предполагает активное участие учащихся в раскрытии содержания курса: подготовка сообщений, ролевые игры, подготовка и презентация проектов, составление индивидуального и коллективного кодекса здоровья, программы самосовершенствования здорового образа жизни и др.



Цель курса как предметно-ориентирующего компонента учебного плана: расширить знания учащихся об экологических факторах, влияющих на здоровье населения в городе, выработать рекомендации по ведению здорового образа жизни.

Задачи курса:



  • Расширить и обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в условиях городской среды в Санкт-Петербурге;

  • Выработать рекомендации по здоровому образу жизни и активно использовать их для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • Развивать умения учащихся по самообразованию, использованию различных источников информации, переносу знаний из разных учебных предметов для решения конкретных учебных и жизненных задач; развивать коммуникативную культуру школьников, их умения проектной деятельности

Распределение времени, глубины и объема решения тех или иных задач курса дано ориентировочно. При реализации курса оно определяется учителем совместно с учащимися в зависимости от уровня их интереса, социальных запросов, доступности различных источников информации.

Образовательные результаты элективного курса фиксируются в портфолио ученика в форме отзывов педагогов о результатах выступлений участников курса с сообщениями, по работе над проектами, в виде отзывов самих учащихся об итогах их продвижения в процессе изучения курса. Желательно представить программу самосовершенствования ученика с отметками по ее выполнению, разработанный индивидуально или коллективно Кодекс здоровья.

Оценки в балльной системе выставлять не рекомендуется.


Прогнозируемые результаты

Курс позволит раскрыть важные аспекты эколого-валеологического образования, которые не включены в программы курсов федерального компонента содержания образования и развивать общеучебные и надпредметные умения учащихся.


  • расширить знания учащихся об экологических факторах, влияющих на здоровье населения в городе, на примере Санкт-Петербурга;

  • выработать рекомендации по ведению здорового образа жизни и активно использовать их для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • развить умения учащихся по самообразованию,

  • учить использованию различных источников информации,

  • развить умения переноса знаний из разных учебных предметов для решения конкретных учебных и жизненных задач,

  • развить коммуникативную культуру школьников,

  • приобщать учащихся к проектной деятельности.

Целесообразно реализовывать курс на базе опорных школ в системе сетевой организации предпрофильного обучения или в школе силами учителя биологии и/ или учителя экологии.

Для реализации курса имеются учебные пособия, которые были изданы для классов с углубленным изучением биологии или лицеев естественнонаучного профиля.

Учебно-тематический план программы




п/п

Название тем

Кол-во часов

Лекц Практ


Рекомендуемая основная форма занятия

Форма подведения итогов по каждой теме

1.

Экология человека и ее связь с другими науками. Экологические факторы и механизмы их действия.

1

3

Беседа, мини-дискуссия «Здоровье: мое личное дело или проблема социальная»; составление опорных конспектов

Промежуточный зачет по участию в дискуссии и имеющимся конспектам занятий

2.

Химические и биологические факторы и их влияние на здоровье человека

1

5

Ролевая игра «Стрессы рядом с нами»; семинар, деловая игра

«Международный эколого-медицинский симпозиум»




Промежуточный зачет на основе участия в ролевых играх и семинарах,

3.

Компоненты городской среды: воздух, вода, шум




3

Регламентированная дискуссия, сообщения учащихся

Мини- проекты «Экология и экономика в моей квартире»

4.

Здоровый образ жизни – наш выбор




5

Сообщения учащихся, практикум, «антиреклама» курению и наркомании, деловая игра «Заседание школьного парламента», составление Кодекса здоровья и индивидуальных программ самосовершенствования

Дифференцированный зачет




ИТОГО

2

16








ПРОГРАММА КУРСА ( 18 часов)

  1. Экология человека и ее связь с другими науками.

Экология человека как комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека. Система « Человек—Окружающая среда». Понятие «здоровье». Мини-дискуссия «Здоровье: мое личное дело или проблема социальная?».

Методический совет.. Сначала дети разделяются на три группы в зависимости от их точки зрения: здоровье – личное дело, здоровье – социальная проблема, третья группа - и личное дело, и общественно значимо. Обсуждают в группе свои позиции и предъявляют их другими группам. Потом детей снова просят встать в одну из групп, отрефлексировать, изменилось ли их понимание проблемы, какие аргументы были для каждого из них самыми важными.


История развития экологии человека как науки. Биолого-гигиенический, медико-географический, синтетический (интегративный) этапы.

Связь экологии человека с другими науками.



Методический совет. . Учащимся выдаются по их желанию или путем жеребьевки карточки с названиями различных областей знаний (география, биология, медицина, химия, физика, математика, техника, правоведение) и предлагается выявить, как они связаны с экологией человека.

  1. Экологические факторы и их классификация ( абиотические, биотические, антропогенные) и примеры влияния этих факторов на человека.

Экологически опасные и экологически безопасные факторы, относительный

характер этой классификации.



Методический совет. Желательно использовать заранее подготовленные схемы с подробной классификацией различных видов факторов внутри этих групп ( см. 5, Экология человека, С. 16 – 19). Эти схемы будут своеобразным опорным конспектом для школьников на последующих уроках и основой для выбора учащимися своей проблемы для подготовки сообщения или выполнения мини-проекта.

  1. Механизмы влияния вредных факторов на клеточном уровне.

Антиоксиданты (естественные и синтетические), профилактика антиоксидантной недостаточности. Ксенобиотики и механизмы защиты от них в организме человека. Барьерные функции кожи, эпителия желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. Гистогематический барьер. Действие печени, почек как защитных систем организма. Ферментные системы и тканевые депо организма.

Методический совет. В связи со сложностью и опережающим изучением материала рекомендуем эту тему раскрыть учителю в форме лекции или рассказа с элементами беседы. Учащиеся конспектируют материал, готовя себя к восприятию материала в старшей школе и вузе.

  1. Биологические ритмы у человека.

Периодичность как одно из универсальных свойств природы. Периодические явления в неживой природе. Суточные, сезонные, лунные, солнечные ритмы. Исследования А.Л. Чижевского о влиянии солнечной активности на проявления жизни на Земле.

Биологические часы. Биологические ритмы у человека. «Жаворонки», «совы» и «голуби». Исследования Г. Свободы, В. Флейса о трех циклах активности человека: физическом ( 23 дня), эмоциональном ( 28 дней) и интеллектуальном ( 33 дня).



Методический совет. Можно предложить учащимся начать вести дневники самонаблюдений по проявлениям трех циклов активности в своей жизнедеятельности. Можно ограничиться тремя уровнями оценки: высокая, средняя, низкая. Обязательно надо предусмотреть графу «Примечания», где отмечать существенные, с точки зрения ученика, внешние факторы, которые могли повлиять на оценку самочувствия (болезнь, печальное или радостное событие, стресс и др.).

  1. Стресс и здоровье человека.

Концепция Г. Селье. Механизм адаптационного синдрома Селье. Стресс как медико-социальная проблема современного общества. Стресс и здоровье человека. Рекомендации по борьбе со стрессом, управлению и снятию стресса.

Методический совет. Особое внимание необходимо обратить на культуру межличностного общения в группе сверстников, в семье, в школе. В качестве домашнего задания ( по желанию учащихся) можно предложить рассмотреть одно из стрессовых событий с точки зрения его участников, желательно с указанием изменений, которые произошли в организме каждого из участников события, сделать выводы. Работы по желанию авторов могут быть проверены педагогом.

6—7. Химические экологически опасные факторы и их влияние на здоровье человека.

Основные механизмы воздействия вредных веществ на здоровье человека.

Виды производств и экологически опасные химические вещества-загрязнители, которые они производят. Возможные последствия для организма попадания загрязнений из производственной среды.

Тератогенное, мутагенное и канцерогенное действие отдельных загрязнителей на взрослый организм и будущее потомство.

Методы предотвращения загрязнения производственной среды, рабочей зоны человека.



Методический совет. Полезно предложить участникам курса заранее выяснить условия труда в той области, где бы они хотели работать в будущем, проанализировать, какие вещества могут отрицательно повлиять на их здоровье и здоровье будущих детей

8—9 . Биологические экологически опасные факторы и их влияние на здоровье человека.

Классификация биологических факторов: природные (возбудители инфекционных и паразитарных заболеваний, цветение, несвежие продукты питания и т.п.) и загрязнения окружающей среды биологическими продуктами производственной деятельности человека (продукты биотехнологии, генной инженерии, микробиологической промышленности, крупных птицефабрик и животноводческих комплексов и т.п.). Опасность грибковых заболеваний и микотоксинов, разнообразных пестицидов.

Животные- паразиты ( дизентерийная амеба, малярийный плазмодий,

печеночный сосальщик, аскарида и др.); способы профилактики от заболевания.

Возбудители энцефалита, чесотки, тифа, педикулеза и меры предупреждения от этих заболеваний. Возможные последствия от пчел и ос, меры первой помощи.

Аллергены (пыльца, тополиный пух, продукты питания, споры грибов, пыль, лекарства, косметические товары и др.) и аллергические реакции. Профилактика аллергии, оказание первой помощи пострадавшим.

Методический совет. Целесообразно провести двухчасовую ролевую деловую игру под примерным названием «Международный эколого-медицинский симпозиум», на котором учащиеся будут представлять свои небольшие «доклады», по каждому из которых возможна «научная дискуссия» с выяснением позиции автора по интересующим «коллег-специалистов» вопросам. Ряду учащихся, не интересующихся медицинскими проблемами, можно предложить написать по итогам состоявшейся игры заметку (статью) для средств массовой информации ( газету, телевизионный канал или радиопрограмму учащиеся выбирают по желанию).

10. Воздух, которым мы дышим.

Защита атмосферного воздуха от загрязнения.Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в городе ( на примере Санкт-Петербурга): автотранспорт (75—77 % от общего загрязнения), промышленные предприятия и тепловые электростанции. Основные загрязнители от автотранспорта, их воздействия на организм взрослого человека и ребенка. Система мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха.

Методический совет. Можно провести обсуждение проблемы в виде регламентированной дискуссии (конференции гетерогенных групп). Участники элективного курса разделяются на несколько групп по 5 - 6 человек в каждой. Сначала группы по очереди называют загрязнители от автотранспорта и характеризуют вред, который они производят. Представители других групп могут сделать добавления или задать вопросы по содержанию выступления. Оцениваются по 5-балльной системе выступления групп, дополнения и вопросы – по двухбалльной системе. Время на основной ответ и количество дополнений регламентируются правилами, принятыми участниками занятия. Затем в обратном порядке группам предоставляется возможность по очереди высказать предложения по сокращению загрязнения воздуха, остальные группы задают уточняющие вопросы или делают дополнения. При подведении итогов учитель подсчитывает количество баллов, набранных каждой группой, дает дополнения к ответам учащихся, делает заключения о характере работы учащихся в группах.

11. Вода и здоровье человека.

Вода – самое необыкновенное вещество на планете. Сохранение водного баланса в организме человека. Полезное значение водных процедур. Водные ресурсы Санкт-Петербурга и их экологическое состояние. Водопотребление и сбережение воды в квартире. Влияние загрязнения воды на здоровье человека. Меры по предотвращению загрязнения воды в нашем быту.

Методический совет. Занятие можно вести в форме регламентированной дискуссии, как на предыдущем уроке. Желательно организовать изучение количества воды, которая используется одним членом семьи в каждой квартире. Важно измерить, какое количество воды проходит через кран при обычном напоре за единицу времени, и проводить систематический учет каждого потребления воды всеми членами семьи в течение недели. Полученные данные сравнивают на следующем занятии как между отдельными семьями, так и с установленной в городе нормой водопотребления.

12. Городской шум и борьба с ним.

Понятие шума. Источники шума и допустимые нормы уровня шума в городе днем и ночью. Воздействие шума на организм человека. Профилактика шумового загрязнения. Воздействие громкой музыки на организм подростка и взрослого человека.

Методический совет. Материал занятия учащиеся могут проработать самостоятельно, подготовив сообщения: «Источники шума и допустимые нормы шума»,

«Механизмы воздействия шума на организм человека и их возможные последствия», «Профилактика шумового загрязнения».

13. Медицинские аспекты экологии человека в условиях города (обобщение по теме).

Ведущие факторы воздействия на организм человека в городе: высокая плотность населения, контактов между людьми; высокий уровень потоков информации; социальные условия трудовой деятельности, жилья, медобслуживания; двигательный режим (в основном – гиподинамия); нарушение природных ритмов освещенности; физические факторы (в том числе – электромагнитные излучения); биологические факторы. Продолжительность жизни горожан, младенческая смертность, первичная заболеваемость населения как показатели качества жизни в городе

Методический совет. Можно провести в форме обобщающей беседы с учащимися, но лучше провести занятие в форме семинара или симпозиума по рассмотрению проблемы «Здоровье человека в городе» (можно уточнить: в Санкт-Петербурге). Полезные сведения по данной проблеме можно использовать из сборников ( ).

14 – 15. Образ жизни человека как фактор здоровья.

Питание и здоровье человека. Качественный состав продуктов питания. Продовольственная корзина россиян. Диеты, их польза или вред. Экологически грамотное потребление товаров. Болезни, возникающие при неправильном питании.

Методический совет. Наряду с обсуждением предложенных в программе аспектов, необходимо провести практические работы по изучению индексов пищевых добавок в продуктах питания, содержания нитратов в овощах и фруктах, проверки подлинности товара по штрих-коду, экологически грамотному выбору упаковок товаров ( см. ).

16. Курение или здоровье?

Вредные факторы курения. Специфика воздействия курения на женский и мужской организм. Курение подростков как социально опасное явление. Способы уменьшения риска приобрести пагубную привычку курить. Способы прекратить курение. Акция « Некурящий класс», «Некурящая школа». Курить в современном мире – немодно. Экономические потери от курения. 7 апреля – Международный День борьбы с курением.

Методический совет. Наряду с сообщениями учащихся полезно для убедительности показать демонстрационный опыт, доказывающий, сколько вредных веществ попадает в легкие человека при курении. Можно оживить занятие рисованием плакатов, комиксов, направленных против курения, подготовкой театрализованных представлений для выступления в школе и / или перед населением микрорайона. Удачным будет и жанр «антирекламы» курения, например на телевидении.

17. Наркомания – угроза современного мира. Алкоголь как наркотик. Механизмы действия алкоголя на организм человека. Мутагенное действие алкоголя на половые клетки и здоровье плода. Алкоголь и дети. Алкоголь и преступления. Другие наркотики. Способы обнаружения приема наркотиков и профилактика наркозависимого поведения.



Методический совет. Желательно обсуждение этих аспектов вести в контексте разработки заседания Школьного парламента, Школьного совета или аналогичных органов детского самоуправления по проблеме профилактики в школе случаев наркомании в любых ее проявлениях. Предложения детей должны быть краткими, но научно обоснованными. Сформулированные предложения надо направить администрации школы и в орган школьного самоуправления. Полезно выступить с инициативой проведения в школе акций по профилактике наркозависимости.

18. Составление Кодекса здоровья и программ самосовершенствования в области здоровьесбережения.



Методический совет. Составление Кодекса здоровья проводится совместно всеми участниками элективного курса и представляется в оформленном виде в школьную газету или в форме плаката вывешивается на видном месте в школе. Программы самосовершенствования каждым составляются самостоятельно и являются закрытыми для других, включая учителя. Важно убедить учащихся, сто поставленные задачи надо выполнить в запланированные сроки, чтобы потом уважать себя. Поэтому программу следует составлять с включением таких граф: Что я хочу изменить в себе, Мероприятия, которые этому способствуют, Прогнозируемые сроки выполнения, Достигнутый результат, Отметка о выполнении.

Рефлексия. Чем мне был полезен элективный курс, какие пожелания по

организации и содержанию занятий на будущее я могу предложить.

Методический совет. Рефлексия участников может стать компонентом портфолио каждого школьника. Поэтому надо настроить учащихся на глубокий анализ занятий, предложить обязательно довести до конца программу самосовершенствования и приложить (если есть желание) к материалам портфолио.

Предложения учащихся по совершенствованию занятий учителю надо внимательно изучить и учесть на будущее.
Литература для учащихся


  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Город и окружающая среда. – СПб, : Крисмас+,

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Практическая экология для всех. – СПб.: Крисмас +, 2005.

  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника.: Учеб. пособие для учащихся. -- Самара: Корпорация « Федоров», 2005

  4. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцир. Обучения: 9 кл. / Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997.

  5. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области 8—9 классы.—М.: МГУ, 2004.

  6. Иванов В.П., Обуховская А.С., Кричевская И.Е., Романюк В.П. Экология человека./Под ред. д.м.н., проф. В.П.Иванова. - СПб.: СПбГМА, 1997.

  7. Учебный географический атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга – СПб. : ВСЕГЕИ, 1997.

  8. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001.

  9. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.


Литература для учителя

( в дополнение к литературе для учащихся)
1.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника.:

Метод. пособие для учащихся. – Самара: Корпорация « Федоров», 2005.

2. Камерилова Г.С. Экология города . Учебник для учащихся 10 кл. – М.: Просвещение,

1998.


3. Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. – СПб.: «Банк

Петровский», 1996.



4. Экогруппа. Руководство по домашней экологии. – СПб.: «Прин Лайн», 1996.

  1. Экология и питание. Аппетит с едой приходит, а здоровье? / В.А.Лисовский, З.Я.

Зандукели, И.СМ.Мухин и др.. – СПб.: Лениздат, 1998.

  1. Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге/ Под ред. Д.А. Голубева,

Н.Д. Сорокина. – СПб.: Форма Т, 2004.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница