Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов



Скачать 129.94 Kb.
Дата20.05.2016
Размер129.94 Kb.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа

курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов
«СПб.ru»

(экология города)

(20 часов)




Авторы-составители:

Алексеев Сергей Владимирович д.п.н., профессор

Гущина Эльвира Васильевна к.б.н., доцент

2005


Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-х классов. Данный курс предлагается как региональный компонент, который может быть реализован в рамках образовательных областей естествознания или технологии. Содержание курса имеет метапредметный, или надпредметный характер, практическую направленность; личностно ориентировано, так как возможно говорить о множественности уровней достижения результата (своего для каждого учащегося или группы учащихся), а также больших возможностях для познавательной самостоятельности школьников.

Получение достоверной информации по любой социально значимой проблеме – это залог правильной ориентации человека в действительности и реальной окружающей среде. Информация о городской среде и ее качестве является личностно значимой, так как позволяет сохранять здоровье, обеспечивать собственную безопасность, успешно адаптироваться в изменяющемся окружении.



Целью курса является формирование ключевых компетентностей поиска, обработки и анализа информации на основе актуального для учащихся социально-экологического содержания о качестве окружающей городской среды.

Задачи курса:

  • развитие потребности в понимании своего социально-природного окружения;

  • освоение умения решать учебно-познавательные задачи по изучению и анализу качества городской среды;

  • формирование умений осуществлять поиск, оценку различных источников и видов информации;

  • обоснование и осуществление учащимися реального выбора критериев оценки качества городской среды

  • формирование историко-прогностического взгляда на городскую среду и ее состояние.

Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации о качестве городской среды: научными и научно-популярными публикациями, официальными отчетами государственных, общественных и международных организаций, материалами СМИ, Интернет-сайтами.

Программой предусматривается использование различных форм занятий: бесед, семинаров, дискуссий, практических работ, проектной деятельности. При организации и проведении занятий целесообразно создавать творческие группы учащихся для выполнения заданий разной степени сложности и разной направленности.



Об успешности освоения программы можно судить на основании анализа заинтересованности и активности учащихся на уроках и в самостоятельной деятельности, выполнения практических работ и подготовленных проектов. Представление эколого-информационных проектов может быть проведено в форме конференции с выставкой стендовых докладов по каждому проекту. Целесообразно использовать самооценку учащихся по результатам различных видов деятельности.

Учебная программа рассчитана на 20 часов, из них практических занятий – 12 часов.


Учебно-тематический план



№ п/п

Тематика модулей



Всего

часов


В том числе

Формы занятий

Форма подведения итогов

Теория

Прак-

тика








1.

Городская среда и ее качество. Основные источники информации о городской среде. Интернет-сайты Правительства Санкт-Петербурга, общественных и международных организаций

4

2

2


Семинар,

практические работы



Обмен итоговой информацией по результатам практических работ

2.

Эволюция экологических проблем Санкт-Петербурга: исторический

экскурс


2

1

1

Беседа с элементами дискуссии, практическая работа

Анализ и самоанализ заинтересованности и активности в работе

3.

Экологические проблемы современного города и пути их решения

4

2

2

Беседа, практическая работа

Обмен краткими аналитическими справками по практическим работам

4.

Санкт-Петербург как объект природного и культурного наследия. Сайты ЮНЕСКО

4

2

2

Урок – видеоэкскурсия, практическая работа

Представление собственных экскурсионных маршрутов

5.

Метод проектов в экологическом образовании. Разработка эколого-информационного проекта

6

-

6

Урок, практическая работа

Представление эколого-

информационных

проектов





Итого:

20

8

12








Содержание программы


  1. Городская среда и ее качество. Основные источники информации о городской среде. Интернет-сайты Правительства Санкт-Петербурга, общественных и международных организаций (4 часа.).

Роль среды жизни человека. Сложность и многокомпонентность городской среды Качество городской среды как условие сохранения здоровья, удовлетворения потребностей и самореализации современного горожанина. Экология города (урбоэкология) как актуальное социально-экологическое научное направление современной экологии. Здоровье человека как интегральный показатель качества окружающей его среды.

Информация как один из основных ресурсов современного образования и жизнедеятельности. Способы анализа информации. Проблема достоверности информации и пути ее решения. Различные точки зрения на одну и ту же проблему и их сопоставление. Основные доступные источники информации о качестве городской среды:

- средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные передачи экологической тематики);

- официальные отчеты Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; Комитета по здравоохранению и др. Комитетов Правительства Санкт-Петербурга; специализированные книги и периодические издания.

- Интернет-сайты Правительства Санкт-Петербурга, общественных экологических организаций, международных организаций.

Поиск партнеров-единомышленников и обмен информацией в Интернете.



Семинар: Различные точки зрения на экологическую информацию, анализ и оценка ее достоверности.

Практические работы:

  • Определение соотношения объема экологической информации к общему объему информации в основных периодических изданий Санкт-Петербурга.

  • Сравнительная характеристика научной и научно-популярной экологической информации (на примере различных публикаций).

  • Поиск и характеристика основных экологических сайтов в Интернете.

Методические рекомендации

Обсуждение проблемы достоверности информации вообще и экологической в частности целесообразно провести со всей группой учащихся на основе заранее подготовленных кратких сообщений на темы: «Что такое официальная информация»; Чем отличаются научные и научно-популярные публикации». «Кто может и должен освещать социально-экологические проблемы». Для выполнения практических работ возможно деление учащихся на группы в зависимости от личных интересов, умения работать с компьютером, технических возможностей в школе или дома.

Дидактическим обеспечением данной темы могут служить самые различные публикации, содержащие экологическую информацию. Для поиска таких источников следует привлечь самих учащихся.

2. Эволюция экологических проблем Санкт-Петербурга: исторический экскурс

(2 часа).

Изменение природной среды. Расширение города и создание условий, благоприятных для жизни горожан. Основные демографические тенденции в истории Санкт-Петербурга. Пути решения основных социально-экологических проблем городской среды: проблемы жилья, питьевой воды, избавления от отходов, загрязнения основных сред жизни.



Беседа с элементами дискуссии: Демографическая ситуация как отражение качества городской среды.
Практическая работа:

  • Изменения природной и городской сред во времени (по картам разных исторических периодов).

Методические рекомендации

Для проведения беседы с элементами дискуссии следует подготовить цифровой материал по изменению демографической ситуации в Санкт-Петербурге (желательно в течение длительного промежутка времени /1/). Особое внимание следует обратить на причины снижения численности населения. Для проведения практической работы необходимо подобрать карты Санкт-Петербурга разных исторических периодов, начиная с его основания.



3. Экологические проблемы современного города и пути их решения (4 часа.).

Социально-экологический характер городских проблем и их многообразие. Понятие актуальности и приоритетности экологических проблем. Социологическое исследование как один из методов определения приоритетности городских экологических проблем для населения.

Определение общего перечня социально-экологических проблем (например, проблема отходов; загрязнение атмосферы, вод, почвы; растения и животные в городе; радиоактивное и химическое загрязнение; экологический контроль и его правовое обеспечение и др.). Краткий анализ приоритетных экологических проблем из общего перечня с использованием информации из разных источников. Обмен информацией.

Рассмотрение экологических проблем на разных уровнях: международном, государственном, городском, муниципальном, школьном. Формы деятельности по решению экологических проблем: целевые программы и проекты, акции и другие массовые мероприятия, ликвидация аварий и др. Реализация принципа: «Мыслить – глобально, действовать – локально».



Практические работы:

  • Проведение социологического опроса по проблемам городской среды среди учащихся, родителей и населения микрорайона.

  • Характеристика одной из городских экологических проблем на основе анализа различных источников информации.

Методические рекомендации

Особое внимание при рассмотрении данной темы следует обратить на социологические исследования: совместно с учащимися подготовить анкету (или несколько вариантов) в зависимости от задач опроса и категории респондентов. Целесообразно провести социологический опрос в семьях учащихся, среди сверстников, учителей, населения микрорайона. Следует напомнить о культуре межличностных взаимоотношений людей.

Глубина анализа экологических проблем может быть различной для отдельных учащихся или групп учащихся в зависимости от их заинтересованности, способности находить и анализировать информацию.

4. Санкт-Петербург как объект природного и культурного наследия.

Сайты ЮНЕСКО (4 часа).

Природное и культурное наследие как достояние исторических эпох, культур и Человечества в целом. Проблема сохранения природного и культурного наследия. Усилия государств и международных организаций по сохранению природного и культурного наследия. Возможности ознакомления с всемирным природным и культурным наследием (публикации, Интернет-сайт ЮНЕСКО). Исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его окрестностей.



Практическая работа:

  • Разработка экскурсионных маршрутов: «Исторические места и природа моего района», «Экологический взгляд на исторический центр Санкт-Петербурга» (по выбору учащихся).

Методические рекомендации

Для работы над данной темой следует как можно шире использовать различную видео продукцию (открытки, иллюстрированные книги, видеофильмы, Интернет-ресурсы), а также картографический материал.



5. Метод проектов в экологическом образовании. Разработка

эколого-информационного проекта (6 часов).

Сущность и условия применения метода проектов. Виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные и др. Индивидуальные и коллективные проекты. Методика проектной деятельности.



Методические рекомендации

Выбор темы и формы эколого-образовательного проекта должен основываться на знании возможностей всех учащихся и индивидуальном подходе. Представленная тематика в основном предполагает групповую работу над проектом. Для успешной работы в основе формирования групп наряду с возможностями и способностями учащихся следует, на наш взгляд, учитывать и желание (или нежелание) работать вместе.


Примерная тематика эколого-информационных проект

  • Электронная библиотека по экологии города.

  • Школьная экологическая газета.

  • «Наш общий выбор» (нахождение партнеров-единомышленников для тематических проектов или совместных мероприятий, таких как «День воды», «Школа – территория здоровья», «Энергоэффективная школа»и т.п.

  • Школьный сайт об экологических проблемах города.

  • «Общественные организации – за качество городской среды» (электронный каталог).

  • «Актуальная экологическая проблема моего города (района)» (экологический информационный листок).

  • Создание видеоролика по одной из актуальных проблем городской среды.


Информационное обеспечение программы

  1. http://www. gov.spb.ru – официальный портал Администрации Санкт-петербурга.

  2. http://www.spb.ecology.net.ru/eis/lencomec.htm - сайт Государственного Комитета по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

  3. http://www.greencross.org.ru – сайт Санкт-Петербургского филиала организации Зеленый крест.

  4. http://www.ccb.se – сайт коалиции Чистая Балтика.

  5. http://wwwbaltchild.org.ru – сайт организации Дети Балтики.

  6. Видеофильм «Есть ли будущее у Санкт-Петербурга».

  7. Лазерный диск «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга».

Основная литература

  1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Город и окружающая среда. Пособие для учителя. – СПб.: «Крисмас+», 1997.

  2. Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы: Учебное пособие /Под общ. Ред. А.К.Фролова. – СПб.: Политехника, 2000.

  3. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы /Под ред. С.В.Васильева, О.В.Гаврилова. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

  4. Даринский А.В. Прогулки по старому Петербургу. – СПб.: ЭКАМ, 1995.

  5. Даринский А.В., Старцев В.И. История Санкт-Петербурга. – СПб.: «Глагол», 2003.

  6. Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учеб. Для 10-11 кл. школ естеств.-научн. профиля. – М.: Просвещение, 1997.

  7. Книга о Санкт-Петербурге. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов петербургских школ/Под ред. О.Е.Лебедева, В.С.Ягья – СПб.: «Специальная литература», 1997.

Дополнительная литература

  1. Город над вольной Невой. Материалы из опыта проведения полицентрического интегративного Дня погружения в лицее №95 Калининского района Санкт-Петербурга/Под ред. Э.П.Бороненко, Н.В.Груздевой. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2003.

  2. Открытый город //Экологический вестник мегаполиса.

  3. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2003 году /Под ред. Д.А.Голубева, Н.Д.Сорокина. – СПб., 2004.

  4. Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге /Под ред. Д.А.Голубева Н.Д.Сорокина. – СПб.: «ФормаТ», 2004.

  5. Экология и образование // №1-2, 2004 и др. номера журнала.

  6. Экохроника //экологический журнал на русском и английском языке.

  7. Я и мой город. Методические материалы по проведению дня погружения в средней школе №62 Выборгского района Санкт-Петербурга/Под ред.Н.В.Груздевой, С.А.Одеровой. – СПб.: СПбГУПМ, 2001.

Литература для учащихся

  1. Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мониторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы: Учебное пособие /Под общ. Ред. А.К.Фролова. – СПб.: Политехника, 2000.

  2. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы /Под ред. С.В.Васильева, О.В.Гаврилова. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

  3. Даринский А.В. Прогулки по старому Петербургу. – СПб.: ЭКАМ, 1995.

  4. Даринский А.В., Старцев В.И. История Санкт-Петербурга. – СПб.: «Глагол», 2003.

  5. Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учеб. Для 10-11 кл. школ естеств.-научн. профиля. – М.: Просвещение, 1997.

  6. Книга о Санкт-Петербурге. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов петербургских школ/Под ред. О.Е.Лебедева, В.С.Ягья – СПб.: «Специальная литература», 1997.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница