Программа курсов повышения квалификации для педагогов-психологов «Профессиональная ориентация выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях»



Скачать 222.72 Kb.
Дата26.06.2016
Размер222.72 Kb.


Программа курсов повышения квалификации для педагогов-психологов «Профессиональная ориентация выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях»


Москва 2013

Авторы:

Н.В. Немова, к.п.н. заместитель руководителя Центра методологии профессионального образования и подготовки кадров ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании АПК и ППРО;

Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «Федеральный институт развития образования», член межведомственного совета по профессиональной ориентации Министерства образования и науки и Министерства труда и социальной защиты РФ.

Е.Ю. Пряжникова, д.п.н, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета.



1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9классы), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», содержанием Единого квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».



Актуальность программы

Подготовка квалифицированных профессионалов во всех сферах – важнейшее условие модернизации экономики. Однако растущий разрыв между спросом и предложением на рынке труда, дисбалансом рынка образовательных услуг и рынка труда, ожиданиями работодателей и квалификацией работников представляет серьезную угрозу экономической безопасности страны. Сегодня этот дисбаланс особенно очевиден в сфере подготовки кадров для юриспруденции и управления (избыток) и производства (дефицит).

Решение данной проблемы следует искать не только на пути оптимизации структуры и содержания системы профессионального образования всех его уровней, но и с помощью повышения качества профориентационной работы с молодежью, в первую очередь, с выпускниками девятых классов, выбирающими профессию и пути ее получения.

Выбор профессии выпускниками школ часто происходит под влиянием противоречивых профессиональных мотивов и жизненных ценностей, а также разнонаправленных внешних факторов, дезориентирующих молодых людей.

В наиболее трудной ситуации оказываются выпускники девятых классов, проживающие в сельских малодоступных территориях. Их выбор профессии и путей ее получения ограничивается спектром профессиональной деятельности, востребованной в регионе и осложняется дефицитом полной, объективной информации о потребностях регионального рынка труда, профессионально важных качествах, содержании, медицинских противопоказаниях для востребованных в регионе профессиях, ограниченных способах получения необходимого образования.

Решению данной проблемы могли бы способствовать квалифицированные педагоги-психологи, работающие в школах. Однако число таких специалистов в связи с переходом организаций на подушевое финансирование значительно сократилось. Эффективность профориентационной работы психологов снижает дефицит специализированных курсов с связи с тем, что профессиональная подготовка специалистов в области профориентационной работы не входит в число базовых дисциплин, учебных курсов и программ профессионального и дополнительного профессионального образования психологов, а самообразование педагогов-психологов осложняется отставанием академической науки от запросов практики.

В настоящее время идет переосмысление подходов к профориентационной работе, хотя многие ученые руководствуются сложившейся еще в советский период моделью профориентации, в которой молодой человек, принимающий решение о выборе профессии, рассматривается как объект разовой профориентационной работы, заключающейся в психологической диагностике с помощью методик, позволяющих найти некое компромиссное решение между желанием, потребностями и реалиями жизни, выражающимися через понятия «могу», «хочу» и «надо». Для подготовки педагога-психолога, который должен решать задачи психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся этого недостаточно.

В предлагаемой к апробации программе повышения квалификации «Профессиональная ориентация выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами уточнены подходы к решению образовательных задач, обозначены основные принципы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы, подобраны технологии, направленные на развитие психологической готовности учащихся девятых классов к выбору, профессии и путей ее получения.

Развивая возможности прежней модели, авторы данной программы повышения квалификации предлагают подход к решению задач профессионального самоопределения молодежи, смысл которого заключается в смещении акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на ценностно-смысловую сферу и развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом профессиональной и личностной успешности. Недостаточно решить, «кем быть?» - не менее важно сделать выбор «каким быть?» Молодые люди, стоящие перед выбором профессионального и жизненного пути, рассматриваются авторами программы не как «человеческий капитал», «ресурс» или «рабочая сила», призванная решить экономические проблемы, а как высшая цель и ценность общественного развития.

Целью курса является обучение основам теории и практики профориентационной работы педагогов-психологов образовательных организаций, расположенных в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, передача новых технологий профориентационной работы, расширяющих представление о профориентационной работе.

Задачи курса


  • изучение специфики профориентационной работы в образовательных организациях;

  • освоение современных форм и методов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи;

  • разработка практикоориентированных проектов.

Объём курса: 72 ак. ч, в т.ч. 24 ак. ч лекций, 24 ак.ч практической работы, 24 а.ч самостоятельной работы.

Форма обучения: с отрывом от работы

Режим занятий: 6 дней по 8 ак. часов аудиторной работы.

Теоретические и практические вопросы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения выпускников девятых классов будут изучаться в соответствии с содержанием теоретико-методологического и практико-ориентированного разделов программы, составляющих структуру данного курса:

1. Теоретико-методологический раздел (24 ак.ч., в т.ч. 12 ак.ч лекционных занятий, 6 ак.ч практической работы и 6 ак.ч самостоятельной работы)

2. Практико-ориентированный раздел (48 ак.ч., в т.ч. 12 ак.ч лекционных занятий, 18 ак.ч практической работы и 18 ак.ч самостоятельной работы)



После прохождения повышения квалификации по данной программе слушатели самостоятельно смогут:

  • проводить мониторинг профессиональных намерений, мотивов выбора и жизненных ценностей учащихся, анализировать полученную информацию и строить профориентационную работу с учетом полученных данных;

  • отбирать необходимые и достаточные методы психологической диагностики учащихся в целях уточнения их профессиональных интересов и склонностей, интеллектуальных и личностных особенностей, значимых для выбора профессии и профиля обучения;

  • готовить справку по результатам групповой психологической диагностики;

  • корректно информировать о результатах психологической диагностики администрацию и родителей учащихся;

  • эффективно использовать тренинговые методы профориентационной работы;

  • планировать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников девятых классов с учетом потребностей самих учащихся и возможностей образовательной организации и ее социальных партнеров, потенциала информационно-коммуникационных технологий;

    • создавать программы предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, ориентированные на своевременный, осознанный, самостоятельный, непротиворечивый и реалистичный выбор профиля обучения, профессии и путей ее получения в условиях перехода на ФГОС;

    • определять условия (нормативные правовые, организационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, информационные), необходимые для эффективной профориентационной работы с учащимися девятых классов, проживающих в сельских, отдаленных территориях с учетом функциональных обязанностей разных категорий руководителей и педагогических работников;

    • оценивать и корректировать собственную профориентационную работу с точки зрения готовности выпускников девятых классов к своевременному, осознанному, самостоятельному, непротиворечивому и реалистичному выбору профиля обучения, профессии и путей ее получения в условиях перехода на ФГОС.

У слушателей курсов также будет сформирован операциональный компонент компетенций, состоящий в овладении:

  • методиками разработки и проведения мониторинга профессиональных намерений и процесса самоопределения учащихся девятых классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях;

  • психодиагностическими методами профориентационной работы;

  • методами планирования психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся девятых классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях;

    • методами разработки программы предпрофильной подготовки как компонента профориентационной работы, построения учебного плана предпрофильной подготовки и профильного обучения школы;

  • технологией разработки эффективной модели профессиональной ориентации учащихся девятых классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях.

Способность решать широкий круг практических задач будет обеспечиваться сформированностью ориентировочной основы деятельности для решения указанных практических задач, опирающейся на знание:

  • содержания психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы;

  • основных принципов и подходов к решению задач выбора профессии и планирования профессиональной карьеры;

  • основ психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей, особенностей характера и мышления, значимых для профессиональной деятельности;

  • современных технологий профессионального самоопределения;

  • принципов и методов индивидуальной и групповой психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей;

 перспектив модернизации Российского образования в контексте Болонского процесса и требованиях к качеству образования в едином Европейском образовательном пространстве;

  • с одержания ФГОС основного и среднего общего образования, содержание требований к планируемым результатам, структуре ООП и условиям ее реализации;

  • нормативных документов, регламентирующих профориентационную работу;

  • специфики профессиональной ориентации учащихся девятых классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях.

 особенностей регионального рынка труда и возможностях трудоустройства выпускников девятых классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях.

Кроме этого, слушатели курсов приобретут опыт практической деятельности в области создания программ профориентационной работы в девятых классах.

Для достижения целей программы будут использованы разнообразные методы обучения: деловые и ролевые игры, элементы тренинга и элементы психологической самодиагностики, самостоятельная работа с литературными источниками и видеоматериалами, разработка и защита проектов.

Курс имеет выраженную практическую направленность: на каждом занятии предусмотрено освоение новых форм и методов развития профессиональных интересов, склонностей и способностей, мотивов и потребностей, смыслов и ценностей девятиклассников.

Представители площадок, участвующих в апробации и организации курсов повышения квалификации, разрабатывают и проводят свои модули программы с учетом региональной специфики и запросов слушателей курсов (региональный компонент).

Курс предполагает активную позицию самих слушателей, их готовность к апробации полученных технологий, а также к разработке собственных проектов: программ, методик, тренингов, подготовленных с учетом специфики работы образовательных организаций, расположенных в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях.

Слушатели курса обеспечиваются полным комплектом авторских методических материалов по темам занятий, в том числе видеоматериалами, учебными и методическими пособиями в электронном виде.

По завершении курсов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часа, выданный ФГАУ «Федеральный институт развития образования».



2. Учебный план курса





Наименование учебных разделов

Всего

часов

Лекции


Практи-ческие занятия

Самостоятельная работа

Формы контроля

1.

Теоретико-методологический раздел

24


12

6


6

Собеседование

2.

Практико-ориентированный раздел

48


12

18

18

Собеседование

3.

Итого

72

24

24

24




4.

Итоговый контроль

6








Зачет (защита проекта)



3. Учебно-тематический план курса





Наименование учебных разделов и модулей




Всего

В том числе

Лекции


Практи-ческие занятия

Самосто-ятельная работа

Формы контроля




1

2




3

4

5

6

7

1.

Теоретико-методологический раздел «Теоретические аспекты профориентационной работы»

24

12

6

6

Контрольная работа



Модуль 1.1.

Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности.



6

4

2




Собеседование

1.2

Модуль 1.2.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение в условиях ФГОС элемент профориентационной работы.



6

4

2




Собеседование,



Модуль 1.3.

Региональные аспекты профориентации. Специфика регионального рынка труда и стратегии трудоустройства.



6

4

2




Собеседование

1.4

Модуль 1.4.

Анализ потребностей регионального рынка труда и возможностей трудоустройства.



6







6

Собеседование

2.

Практико-ориентированный раздел «Технологии профориентационной работы»

48

12

18

18

Тест

2.1

Модуль 2.1.

Психологическая диагностика личностных особенностей учащихся как компонент профориентационной работы.



6

3

3

-

Собеседование

2.2

Модуль 2.2.

Самодиагностика личностных особенностей психолога.



6







6

Собеседование

2.3

Модуль 2.3.

Специфика групповых форм работы с учащимися 9-х классов. Развивающие занятия и активизирующие методы профессиональной ориентации.



6

2

4




Собеседование

2.4

Модуль 2.4.

Апробация игровых методов профессиональной ориентации школьников.



6







6

Собеседование

2.5

Модуль 2.5.

Информационно-компьютерные технологии профориентационной работы.



6

2

4

18

Собеседование

2.6

Модуль 2.6.

Основы организации и планирования профориентационной работы. Условия эффективной системы профориентации в образовательной организации



6

3

3




Собеседование

2.7

Модуль 2.7.

Региональный опыт разработки и проведения профориентационных мероприятий.



6

2

4




Собеседование

2.8

Модуль 2.8.

Разработка организационно-содержательного обеспечения профориентационной работы образовательной организации.



6










Собеседование

3.

Итого: 72 часа, в т.ч.

72

24

24

24




4.

Итоговый контроль (защита проекта)

6

Зачет
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Теоретико-методологический раздел «Теоретические аспекты профориентационной работы»

Тема 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности

Становление и развитие системы профессиональной ориентации в России и за рубежом.

Анализ подходов к решению задач профессионального самоопределения молодежи. Механизмы самоопределения. «Кризисы перехода» из одной образовательной среды в другую в системе непрерывного профессионального образования. Основные направления, формы и методы психолого-педагогического сопровождения самоопределения молодежи.



Тема 2. Предпрофильная подготовка и профильное обучение в условиях ФГОС как важный элемент профориентационной работы.

Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения. Концепция профильного обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки в девятых классах. Структура учебного плана профильного обучения и ее составляющие согласно требованиям ФГОС. Взаимодействие семьи школы в вопросах выбора профиля обучения.



Тема 3.1 Региональные аспекты профориентации. Специфика регионального рынка труда и стратегии трудоустройства.

Тема 4 (самостоятельная работа) Анализ потребностей регионального рынка труда и возможностей трудоустройства.

  1. Практико-ориентированный раздел «Технологии профориентационной работы»

Тема 5. Психологическая диагностика личностных особенностей учащихся как важнейший компонент профориентационной работы.

Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы. Подготовка заключения по итогам психологической диагностики. Групповая справочно-информационная консультация «Скорая помощь в выборе профессии». Программа экспресс-диагностики «Время выбирать профессию».



Тема 6 (самостоятельная работа). Апробация сценариев классных часов «Беседы о самоопределении»

Тема 7. Специфика групповых форм работы с молодежью.

Развивающие занятия и активизирующие методы профориентационной работы. Психолого-педагогические условия проведения развивающих занятий и использования активизирующих методов профориентационной работы. Ролевые игры и тренинги. Профориентационная игра «Древо профессии». Ролевая игра «Парад профессий».



Тема 8 (самостоятельная работа)

Апробация игровых методов профессиональной ориентации школьников.

Тема 9. Информационно-компьютерные технологии профориентационной работы.

Перспективы использования ИКТ в целях профессионального самоопределения молодежи. Обзор интернет-ресурсов по вопросам самоопределения и планирования карьеры. Видеокурс «Время выбирать профессию». Электронный учебник «Профессия и карьера».



Тема 10. Основы организации и планирования профориентационной работы.

Условия эффективной системы профориентации в образовательной организации. Проектная технология реализации модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения. Организация работы педколлектива по реализации модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения.



Тема 11.2 Региональный опыт разработки и проведения профориентационных мероприятий.

Тема 12 (самостоятельная работа) Разработка организационно-содержательного обеспечения профориентационной работы образовательной организации.


  1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР

    1. Требования к разработке и презентации проектов

Проекты, разрабатываемые слушателями, должны быть направлены на повышение эффективности профессионального самоопределения учащихся девятых классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, и разработаны с учетом специфики конкретной образовательной организации.

Структура проекта должна включать следующие элементы.



  1. Обоснование актуальности предлагаемых мероприятий.

  2. Цели и задачи проекта.

  3. Содержание проекта и механизм его реализации.

  4. План реализации проекта, ожидаемые результаты, участники и сроки выполнения.

Презентация проекта может происходить в форме десятиминутного выступления, подкрепленного презентацией из 5-10 слайдов, раскрывающих содержание проекта.

    1. Возможная тематика проектов3

  1. Отбор в профильные классы как средство формирования реалистичных представлений о будущей профессиональной деятельности

  2. Взаимодействие классного руководителя и психолога в профориентационной работе

  3. Развитие социального интеллекта школьников в ходе занятий по профессиональному самоопределению

  4. Психолого-профориентационное просвещение. Работа с родителями 8-9 классов

  5. Психолого-профориентационное просвещение. Работа с педколлективом

  6. Взаимодействие с учителями-предметниками в вопросах профессиональной ориентации

  7. Использование активизирующих методов профессионального самоопределения как средства развития реалистичных представлений о себе и профессиональной карьере

  8. Мониторинг профессиональных планов, мотивов выбора профессии и жизненных ценностей выпускников школ

  9. Взаимосвязь между жизненными ценностями, интересами и профессиональными намерениями молодежи

  10. Возможности групповых форм работы с молодежью на уроках и во внеурочной работе


6. ПЕРЕЧНЬ БАЗОВЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ4

Теоретико-методологический раздел «Теоретические аспекты профориентационной работы»

  1. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (рег. в Минюсте России от 20.08.2013 N 29444)

  2. Квалификационные характеристики должностей работников образования (раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих). Сборник нормативных правовых актов с комментариями. М, 2009

  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012. N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53)

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9классы), утвержденный пр. Минобрнауки России от 17.12. 2010 г. № 1897

  5. Афанасьева Т. П., Ерошин В. И., Немова Н.В., Пуденко Т. И. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М., Классик, 2006.

  6. Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. М., АРКТИ, 2000.

  7. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: ИПК, 2002.

  8. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего об­разования - Школьные технологии, 2002, № 4.

  9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., Воронеж, 2003.

  10. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. М., АПКиПРО, 2003.

  11. Немова Н.В. Управление профильным обучением в школе. Приложение к журналу «Директор школы», М., Сентябрь, 2006.

  12. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., Академия, 2005.

  13. Романова Е.С., Психодиагностика, Спб., Питер, 2009.

Практико-ориентированный раздел «Технологии профориентационной работы»

  1. Резапкина Г.В. Готовимся к родительскому собранию. Родителям о самоопределении детей и подростков. Вестник практической психологии образования, №№1-3, 2012.

  2. Резапкина Г.В. Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и родителей) Библиотека журнала «Директор школы», № 5, 2011.

  3. Резапкина Г.В. Программа предпрофильной подготовки в 9-м классе «Профессия и карьера». М., Генезис, 2010.

  4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии, М., Генезис, 2010.

  5. Резапкина Г.В. Как найти свою будущую профессию в Интернете. Журнал «Образовательная политика», № 3 (53) 2011

  6. Резапкина Г.В. Экспресс-диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 8–9 классов. Школьный психолог, №3, 2012.

  7. Резапкина Г.В. Как помочь детям найти свое место в жизни. Стратегии воспитательной работы в школе, М. ФИРО, 2013.

  8. Романова Е.С., 99 популярных профессий, Спб, Питер, 2006.

  9. Комплект презентаций О.В. Детковской к программе предпрофильной подготовки в 9-м классе «Профессия и карьера»

  10. Видеокурс «Время выбирать профессию»

  11. Электронный учебник «Профессия и карьера».

1 Региональный компонент.

2 Региональный компонент.

3 Окончательные темы проектов формулируются на основе потребностей образовательных организаций, специалисты которых проходят курсы повышения квалификации.

4 Предполагается расширение перечня за счет учебно-методических пособий, разработанных специалистами площадок, принимающих участие в апробации и проведении курсов повышения квалификации.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница