Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Детство в Югре»



Скачать 150.07 Kb.
Дата30.04.2016
Размер150.07 Kb.
Информационная карта программы

(для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья)




Полное название программы

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

«Детство в Югре»



ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Лукьянцева Алена Станиславовна, методист

Николаева Наталья Анатольевна, заместитель директора



Контактный телефон, электронный адрес

8(922)4489332

Alena19752007@mail.ru



Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Департамент образования администрации Сургутского района, муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Сургутского района «Центр детского творчества»

Наименование субъекта Российской Федерации

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

Социально-педагогическая

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента /если есть/, допустимость участия в программе детей с ОВЗ)

- дети от 6 до 17 лет;

- 75 человек



Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

- необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

- модернизацией старых форм работы и введением новых;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере отдыхают 75 обучающихся.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6 –17 лет.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.



Обоснование актуальности программы

Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно же, придут дети и в школьный лагерь. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.

Предполагаемый социальный эффект программы

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества, приобретут новые знания, будут развиты творческие способности, детская самостоятельность и самодеятельность.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.


Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель программы: создание условий для организованного отдыха детей в летний период и обогащения знаний детей о родном крае.

Задачи:

  • расширить знания детей о родном крае;

  • разить у детей лидерские и организаторские способности;

  • укрепить здоровье, сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, содействовать полноценному физическому и психическому развитию;

  • обогатить опыт коллективной творческой деятельности;

  • сформировать умение работать в команде;

  • формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллектив;

  • приобщить к творческим видам деятельности, способствовать развитию творческого мышления.

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

- знание правил и техники безопасного поведения в путешествии;

- понимание приключенческих рисков и границ своих возможностей в них;

- умение работать в команде, принимать коллективные решения, нести ответственность за часть командной работы;

- опыт коллективной творческой деятельности.



Содержание программы: обоснованность реализации мероприятий программы на этапах программы:

- подготовительном;

- организационном;

- основном;

- итоговом.


Любой ребёнок хочет отправиться в путешествие. В основу организации работы в лагере положена игра-путешествие на поезде. Путешествуя, ребята побывают на семи станциях – семи чудесах Сургутского района, где будет происходить много интересных событий.

В течение смены планируется реализация программы по станциям и остановкам:

  • нефть;

  • река Обь;

  • Юганский заповедник;

  • Югорский мост;

  • Барсова гора;

  • Русскинской музей Природы и Человека имени А.П. Ядрошникова;

  • люди Сургутского района.

Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка: 
- творческий поиск и талант;
- нестандартное решение проблем;
- дружные и сплочённые отношения в отряде;
- активная позиция в игре;
- ответственные действия и поступки и др.

Так как в путешествие команды отправляются на поезде, то в связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с железнодорожными терминами:



Начальник лагеря – машинист поезда;

Вожатая – диспетчер;

Воспитатели – проводники;

Отряд – экипаж;

Дети – пассажиры;

Столовая – ресторан;

Кабинеты – вагоны;
План работы – маршрут поезда;

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка.

Карта путешествия на поезде вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Рядом с картой путешествия планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

Каждый член поезда должен соблюдать Законы и Заповеди.



Законы:

  • Закон точного времени.

  • Закон доброты.

  • Закон дружбы.

  • Закон безопасности.

  • Закон взаимовыручки.

Заповеди:

  • Экипаж – одна семья.

  • Один за всех и все за одного.

  • Порядок, прежде всего.

  • Каждое дело вместе.

  • Всё делай творчески, а иначе зачем?

  • Даже если трудно, доведи дело до конца.

  • Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Ежедневно в конце дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршрут экипажа.

На совете предлагаются задания:


  • спортивные;

  • творческие;

  • интеллектуальные;

  • изобретательские;

  • общественно-полезные

Вся игра-путешествие делится на три этапа:

- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - «Давайте познакомимся»;



- ОСНОВНОЙ - «По дороге путешествий»;

  • ИТОГОВЫЙ - «Что узнали, чему научились».

В организационный этап игры основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально – личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этот период длится 3-4 дня и заканчивается мероприятием, посвященным старту сюжетно-ролевой игры, на котором принимаются законы совместной деятельности в течение игры, происходит знакомство с главными героями игры и идеей.

Основной этап занимает большую часть времени, 10-11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития.

Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводятся отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела (КТД), отрядные сборы, огоньки и др.

В итоговый период изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов.



Система стимулирования: после старта поезда каждый отряд (экипаж) оформляет свой вагон. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой вагон в виде флажка.

Механизм реализации.



п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:



  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по подготовке Центра к летнему сезону;

  • издание приказа по учреждению об открытии летнего оздоровительного лагеря;

  • разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);

  • прохождение медицинского осмотра работниками лагеря.

март –

май

заместитель директора,

методист, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования



2.

Организационный этап.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:


  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Детство в Югре»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

  • сплочение отрядов;

  • формирование законов и условий совместной работы;

  • подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

июнь

заместитель директора,

методист,

педагог-организатор, педагоги дополнительного образования


3.

Основной этап.

Реализация основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:



  • познают, отдыхают, трудятся;

  • делают открытия в себе, в окружающем мире;

  • помогают в проведении мероприятий;

  • учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

  • развивают способность доверять себе и другим;

  • укрепляют свое здоровье.

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.


июнь

заместитель директора,

методист, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования



4.

Заключительный этап.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

июнь-

июль

заместитель директора,

методист, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования






Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов, реализующих программу;

- описание системы подготовки педагогического состава.


Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:

•начальник лагеря;

•воспитатели;

•аккомпаниатор;

•инструктор по физической культуре.


Ресурсная обеспеченность программы

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией Центра. Перед началом лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы. На каждом отряде работает два воспитателя, все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану.

Непосредственное руководство лагерем осуществляет начальник лагеря, назначенный приказом директора по МАОУДОД «ЦДТ».

Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

Начальник лагеря, вожатая, воспитатели, аккомпаниатор, инструктор по физической культуре осуществляют свою деятельность на основе должностной инструкции.



Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы




Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)




Механизм оценки эффективности реализации программы:

методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий (количественные, качественные)



Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

• постановка реальных целей и планирование результатов программы;

• заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

• удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

• творческое сотрудничество взрослых и детей.


Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения




Наличие системы стимулирования участников (количество и качество регистрации достижений участников программы):

- развитие творческого потенциала детей;

- уровня спортивных достижений;

- пропаганды ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентации;

- самоуправления;

- иные.


Формы отслеживания результатов.

Массовая форма отслеживания.

Все дети делятся на три отряда. По итогам мероприятий выявляется победитель. Ежедневно подводятся итоги работы каждого отряда и отражаются на общей карте успеха (награждение флажком).

Каждый флажок имеет свой цвет и значение:

- красный цвет – 1 место;

- синий цвет – 2 место;

- зеленый цвет – 3 место;

- за особые заслуги – жёлтый.

Задача каждого экипажа – собрать как можно больше флажков, что может выявить лучший экипаж по номинациям:

- «Самый творческий»;

- «Самый интеллектуальный»;

- «Самый спортивный»;

- «Супер-экипаж».

Индивидуальная форма отслеживания.

Кроме общей карты успеха отряда существует своя карта успеха, где отображают личные результаты каждого участника. В конце дня, при подведении итогов, в ней отмечают отличившегося участника, который получает золотую звезду. К окончанию лагерной смены каждый участник накапливает определённое количество золотых звёздочек, что стимулирует творческую деятельность детей. По результатам на закрытие лагеря самых активных награждают грамотами.

Критерии:

• посещаемость детей;

• занятость детей;

• степень участия в мероприятиях;

• инициативность;

• качество и ответственность.


Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на уровне ребенка;

- на уровне родителей (лиц, их заменяющих);

- на уровне администрации учреждений, реализующих программы детского отдыха и оздоровления;



- на уровне социального заказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в чьем ведении находятся вопросы оздоровительного отдыха детей и подростков.




Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)




Возможность тиражирования программы




Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница