Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 – «Экономика и управление народным хозяйством» (экономика предпринимательства) общие положения



Скачать 340.21 Kb.
Дата07.06.2016
Размер340.21 Kb.


ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством»

(экономика предпринимательства)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа кандидатского минимума по специальности 08.00.05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими системами и конкретной (предметной) области специализации в рамках данной специальности.

Экзаменационные билеты включают: один вопрос из раздела «Общая экономическая теория» (Приложение 1), один вопрос из раздела программы «Основы теории управления экономическими системами» (Приложение 2), два вопроса из программы по специализации. В экзаменационные билеты включены также вопросы по тематике выполняемого диссертационного исследования.

В программе приведён общий список литературы по областям исследований.

На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими системами, включая знание основных теорий и концепций всех разделов дисциплины специализации. Он также должен показать умение использовать теории и методы экономической науки для анализа современных социально-экономических проблем по данной специальности и избранной области предметной специализации.


ВВЕДЕНИЕ
Целью подготовки по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» является обеспечение различных сфер экономики и управления хозяйством научными и научно-педагогическими кадрами, а также высококвалифицированными специалистами-практиками, владеющими современными научными методами экономического анализа и принятия управленческих решений.

Данная специальность охватывает методологические, методические и прикладные вопросы формирования экономических систем, управления ими и прогнозирования их развития. Ее предметом являются управленческие отношения, возникающие на различных стадиях жизненного цикла экономических систем (формирования, развития и дезинтеграции/распада).

При этом в отличие от других экономических специальностей, в частности 08.00.01 – Экономическая теория, специальность 08.00.05 предусматривает анализ экономических систем исключительно в качестве объектов управления, в качестве которых могут выступать хозяйственные системы различного масштаба, уровня, сфер экономики и форм собственности. Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления).

Основу настоящей программы составили ключевые положения следующих дисциплин: «Основы предпринимательства», «Экономика фирмы», «Управление рисками в предпринимательской деятельности», «Стратегическое управление», «Интегрированные системы управления предприятиями», «Бизнес планирование на предприятии», «Инновационный менеджмент».

При разработке программы-минимум использовались материалы программы, составленной Институтом экономики УРО РАН, совместно с Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации, рассмотренной Учебно-методическим объединением по образованию в области «Менеджмента» и одобренной экспертным советом по экономике Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ.

1. Развитие методологии и теории предпринимательства; разработка методики организации предпринимательской деятельности в различных формах предпринимательства

Понятие предпринимательства как экономической категории. Оп­ределение сущности предпринимательства. Историческое развитие форм предпринимательства и его роль в экономическом развитии. Организаци­онные предпосылки развития предпринимательства в рыночном хозяйстве России.

Основные определения («предпринимательство», «бизнес», «пред­принимательские методы»). Субъекты предпринимательства («предпринимательские структуры», «предпринимательская организация», «фирма»). Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности, основ­ная предпринимательская структура. Роль и место фирмы (предприятия, организации) в системе предпринимательства.

Классификация предпринимательских структур по виду хозяйствен­ной деятельности, формам собственности, масштабам деятельности, с точ­ки зрения отраслевой сферы и территориального (регионального) разме­щения. Предпринимательство как процесс. Специфика предприниматель­ской деятельности в разных отраслях, сферах хозяйственной деятельности.


2. Основные направления развития экономической мысли в сфере предпринимательства

Становление теории предпринимательства в трудах Кантильона, Бодо, Сея, Уокера. Инновационный подход к исследованию предприниматель­ства Шумпетера. Взаимосвязь организаторских способностей и инициати­вы с риском в предпринимательстве в трудах Д. Макклелланда и П. Друкера, А. Шапиро. Многоаспектный подход к исследованию предпринима­тельства К. Веспера. Фирмы-новаторы и фирмы-консерваторы: основные характеристики и их роль в эволюции предпринимательства (Г. Пиншот).


3. Анализ закономерностей и тенденций развития современного предпринимательства

Эволюция товарных форм, оргструктур, форм дохода и главных целей бизнеса как методологический инструмент исследования законо­мерностей развития предпринимательства. Инновационный, информа­ционный и финансовый аспекты в формировании тенденций развития современного предпринимательства. Инновационный менеджмент и его значимость в формировании новейших тенденций развития предприни­мательства.


4. Прогнозирование будущих изменений тенденций развития современного предпринимательства

Параметры новой экономики и их отражение в эволюции предпри­нимательства. Электронный бизнес и его влияние на трансформацию форм предпринимательства. Минимизация трансакционных издержек и ее влияние на формирование тенденций развития современного предприниматель­ства. Характерные сдвиги в структуре активов фирм новой экономики и их влияние на эволюцию предпринимательства. Оффшорное программиро­вание как новейшая форма современного предпринимательства и его ме­сто в современной России.


5. Исследование процесса современного предпринимательства в единстве его основных компонентов: личностного (способность предпринимателей к инновационной, рисковой деятельности), экономического (формирование и развитие предпринимательского дохода), организационно-экономического (формирование и развитие предпринимательского стиля управления)

Характерные черты предпринимателя как личности. Характеристи­ка предпринимателя с точки зрения экономиста, психолога, другого пред­принимателя, политика. Предприниматель и менеджер. Мотивация пред­принимательской активности. Тенденции развития духа внутрифирменно­го предпринимательства, понятие интрапренерства и его значимость в эво­люции предпринимательства. Понятие предпринимательского дохода, сущ­ность премии за риск.


6. Становление и развитие форм предпринимательства: организационно-правовых; по масштабу предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство); по сферам предпринимательской деятельности (производства, обмена, финансовой и др.) и т.д.

Основные организационно-правовые формы предпринимательских структур, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федера­ции. Отношения собственности в предпринимательской деятельности.

Индивидуальное предпринимательство. Формы индивидуального частного предпринимательства: индивидуальная трудовая деятельность; индивидуальное частное предприятие; семейное частное предприятие. Специфика, сравнительный анализ различных форм индивидуального пред­принимательства. Выбор оптимальной формы индивидуального предпри­нимательства.

Формы коллективного предпринимательства. История развития форм предпринимательства. Общность и различие товариществ и обществ, в том числе акционерных обществ.

Товарищества. Виды товариществ. Участники товарищества, харак­тер ответственности участников в различных видах товариществ.

Хозяйственные общества. Виды хозяйственных обществ. Создание и управление в хозяйственных обществах.

Акционерные общества. Акционерная форма хозяйствования. Общее и различия между открытыми и закрытыми акционерными обществами. Уставный капитал. Виды акций.

Унитарные предприятия. Виды государственных унитарных пред­приятий: основанное на праве хозяйственного ведения; основанное на праве оперативного управления (казенное). Различие прав и ответственности раз­личных видов унитарных предприятий.

Производственный кооператив. Понятие производственного коопе­ратива. Образование производственного кооператива. Имущество произ­водственного кооператива. Управление в производственном кооперативе и специфика распределения доходов.

Факторы, определяющие выбор оптимальной формы для ведения предпринимательской деятельности. Обоснование выбора наиболее эф­фективной организационно-правовой формы и сферы деятельности. Спе­цифика предпринимательства в сферах торговли и финансов. Формы пред­принимательской деятельности на российском рынке ценных бумаг.

Филиалы и представительства предприятий как формы обособлен­ных подразделений предприятий. Отличие филиала от цеха. Взаимоотно­шения предприятия с его филиалами и представительствами. Критерии от­несения предприятий к дочерним и зависимым обществам. Понятие конт­рольного пакета акций. Сущность и виды холдингов.

Малое предпринимательство. Проблема определения понятия «ма­лый бизнес» в нормативно-правовых документах. Критерии отнесения фирм к малому бизнесу в различных отраслях экономики России. Налоговые режимы для малого бизнеса в России: основные характеристики и пробле­мы выбора. Развитие малого бизнеса в России.


7. Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности

Понятие инфраструктуры обеспечения бизнеса и ее базовые эле­менты. Информационная инфраструктура российского бизнеса, электрон­ные справочные правовые информационные системы (СПИС), перспекти­вы их развития. Эффективность использования СПИС в предприниматель­ских структурах. Организационная составляющая инфраструктуры. Финансовая инфраструктура российского бизнеса, место национального фи­нансового рынка в развитии предпринимательства. Инфраструктура под­держки малого предпринимательства.


8. Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности (сущность, принципы, формы, методы); основные направления формирования и развития системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства

Государственное регулирование деятельности предпринимательс­ких структур: формы и методы. Стимулирование производства и торговли. Законодательное обеспечение бизнеса в России: общая характеристика и текущее состояние. Состав учредительных документов и порядок государ­ственной регистрации предпринимательских структур в России. Система государственного контроля предпринимательской деятельности в России. Таможенное регулирование, валютный контроль, нетарифное регулирова­ние предпринимательской деятельности.

Разработка политики развития предпринимательства. Сочетание методов государственного регулирования (на федеральном, региональном и местном уровнях) с рыночным механизмом саморегулирования. Госу­дарственная политика в сфере малого предпринимательства.
9. Хозяйственный риск в предпринимательской деятельности (сущность, виды, риск-менеджмент); основные направления формирования системы риск-менеджмента в сфере предпринимательства

Понятие риска и неопределенности. Классификация рисков по фун­кциональному воздействию на хозяйственную деятельность фирмы; по характеру учета; по возможности их снижения. Практические методы уче­та рисков: качественная оценка и количественный анализ рисков. Взаимо­связи риска и дохода предпринимателя.

Риск-менеджмент или менеджмент риска: сущность и характерис­тика объекта управления. Понятие основных инструментов риск-менед­жмента: диверсификация активов и видов деятельности; лимитирование рискованных сделок; хеджирование; приобретение дополнительной ин­формации.
10. Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур

Матрица Бостонской консультативной группы как метод оценки позиции фирмы на рынке. Сущность ресурсного подхода в оценке конку­рентоспособности предпринимательских структур. Понятие критически важных ресурсов, обеспечивающих конкурентоспособность фирмы. Кри­терии ресурсов, обеспечивающих устойчивые конкурентные преимуще­ства в современном предпринимательстве. Ключевые компетенции как результат накопления знаний. Оригинальность, трудноимитируемость и труднозаменимость знаний как важнейшие факторы долговременной кон­курентоспособности предпринимательских структур.


11. Формирование и развитие конкурентоспособной системы управления предпринимательскими структурами

Характеристика «аутсайдера рынка» и его задачи по нормализации бизнеса. Возможные стратегии повышения конкурентоспособности фир­мы со слабой конкурентной позицией. Особенности стратегий поддержа­ния конкурентоспособности фирм с сильной конкурентной позицией и «лидера рынка». Накопление знаний и их трансформация в конкурентные преимущества как стратегический путь развития конкурентоспособной системы управления современными предпринимательскими структура­ми. Виды деятельности менеджмента знаний и их характеристика. Транс­ферт знаний в системе управления бизнесом.


12. Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах

Структура процесса разработки и принятия управленческих реше­ний. Анализ исходной ситуации в бизнесе как основа разработки целей предпринимательской структуры, технология SWOT-анализа. Порядок фор­мулирования задач для достижения поставленных целей. Классификация управленческих решений по лицу, принимающему решение, по направле­нию решения, уровню принятия решения, глубине воздействия, количе­ству целей. Дерево решений как метод оптимального достижения постав­ленных целей.


13. Формирование и развитие благоприятной предпринимательской среды

Понятие и основные характеристики внешней среды функциониро­вания фирмы: взаимозависимость факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

Фирма как целостность, состоящая из взаимозависимых частей. Подсистемы фирмы, их взаимосвязь с внешней средой.

Основные факторы внешней среды (природно-климатические ус­ловия; наличие сырьевых и трудовых ресурсов; степень развития произ­водственной, социальной и рыночной инфраструктуры; динамика цен на товарных рынках; кредитные возможности; налоговые ставки и др.). Дина­мичные изменения внешних условий в рыночном хозяйстве, необходи­мость их оперативного учета в управлении фирмой.

Среда прямого воздействия. Факторы, непосредственно влияющие на функционирование фирмы: поставщики, потребители, конкуренты и государственные институты.

Основные факторы косвенного воздействия: экономические, демог­рафические, природные, научно-технические, политические, социокультур­ные. Законодательная база развития предпринимательской инициативы.

Факторы международной среды. Глобализация хозяйственной дея­тельности и формирование новых интегрированных структур организации бизнеса.

Влияние изменений факторов внешней среды на экономическое поведение фирмы и эффективность ее функционирования. Хозяйствен­ный климат и его основные параметры.


14. Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности

Структура программы маркетинговой деятельности и порядок ее разработки.

Прогнозирование и исследование рынка товаров и услуг. Краткос­рочные и долговременные факторы, влияющие на формирование рынка. Формирование и анализ перспективных целей фирмы. Анализ и прогнози­рование рынков продуктов и услуг. Внутренние и внешние рынки продук­тов и услуг. Формирование «дерева целей» фирмы. Анализ динамики це­лей фирмы, последовательная смена целей. Влияние внешних факторов на выбор целей фирмы. Стратегическое планирование: сущность, содержа­ние, основные этапы.

Бизнес-планирование проектов развития фирмы. Бизнес-план как обоснование перспектив развития фирмы. Этапы разработки, структура и содержание основных разделов бизнес-плана: план маркетинга, план про­изводства, организационный план, финансовый план, план исследований и разработок. Балансирование бизнес-плана: критерии, подходы и методы обеспечения.


15. Организация системы взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого предпринимательства, формирование и развитие предпринимательских сетей

Организационно-экономическая сущность развития взаимодействия интересов малого и крупного бизнеса. Налоговый фактор и фактор риска как фундаментальная основа взаимодействия малого и крупного бизнеса в современной России. Роль информации во взаимодействии малого и круп­ного бизнеса. Формы взаимодействия между малым и крупным бизнесом по продвижению своих продуктов на рынке. Лизинг как форма взаимодей­ствия между крупным и малым бизнесом. Подрядные отношения крупно­го и малого бизнеса в России. Network marketing как теоретическая основа трансформации вертикальной интеграции бизнеса в виртуальные корпо­рации. Бизнес-триада как организационная основа сетевого бизнеса. Перс­пективы развития сетевых форм взаимодействия предпринимательских структур. Понятие компании-интегратора и характеристика ее потенциала.


16. Организация и управление совместным предпринимательством

Объединения предприятий как форма управления совместной дея­тельностью в условиях рыночной экономики. Принципы организации и деятельности объединений предприятий между резидентами, формы объе­динений предприятий. Организация и управления совместным предпри­нимательством посредством простого товарищества. Совместное предпри­нимательство резидентов и нерезидентов. Соглашение о разделе продук­ции и его нормативное регулирование в России. Особенности совместно­го предпринимательства ТНК и российских фирм. Оффшорный бизнес в системе современного предпринимательства.


17. Состояние и перспектива развития международной, национальной и региональной систем предпринимательства и их взаимосвязей

Экономическая глобализация как фундаментальный фактор фор­мирования современных систем предпринимательства, параметры и ме­ханизмы экономической глобализации. Эволюция факторов бизнеса в условиях экономической глобализации. Пространство и время как сис­темообразующие факторы современного предпринимательства. Харак­теристика предпринимательства на современном геоэкономическом ат­ласе мира, особенности разделения труда. Концентрация и трансгранич­ные перетоки капитала и знаний как фундаментальная основа формиро­вания метарынков. Характеристика хозяйственных связей между пред­принимательскими структурами на метарынках, неустойчивость хозяй­ственных связей как атрибут метарынка. Основные противоречия меж­ду международными, региональными и национальными системами пред­принимательства в условиях экономической глобализации, проблемы защиты от внешней конкуренции.


18. Теоретические, методологические и методические основы формирования и развития организационной культуры в системе предпринимательства

Предпринимательская культура в обществе. Легитимность базо­вых интересов предпринимателя как фундаментальная основа предприни­мательской культуры в обществе. Модели корпоративного управления и их роль в формировании организационной культуры предпринимательства. Предпринимательская этика: сущность, виды и ее отражение в миссии фирмы. Российский кодекс корпоративного управления. Этические аспек­ты в аудиторской, оценочной деятельности и других видах предпринима­тельства.


19. Организационная структура управления предпринимательскими формированиями

Понятие организационной структуры фирмы, этапы ее построения в системе горизонтального и вертикального разделения труда.

Горизонтальное деление организации на функциональные сферы деятельности, формирование подразделений.

Преднамеренное вертикальное разделение труда. Формирование иерархических уровней управления (технический, управленческий, инсти­туциональный). Руководители высшего, среднего и низового звена управ­ления и их характеристики.

Понятия делегирования полномочий и ответственности. Взаимоот­ношение полномочий, пределы полномочий. Линейные и аппаратные (штабные) полномочия, их характеристики. Типы административного (штаб­ного) аппарата. Скалярный процесс (цепь команд). Принципы единонача­лия и ограничения нормы управления.

Определение должностных обязанностей как совокупности опреде­ленных задач и функций. Распределение задач среди сотрудников.

Влияние сферы и масштабов хозяйственной деятельности, формы собственности на выбор наиболее рациональной организационной струк­туры фирмы.

Критерии формирования рациональных организационных структур: адекватность и эффективность взаимодействия с внешней средой, взаимо­связь с выбором стратегии фирмы.

Общая классификация организационных структур. Бюрократичес­кие (механистические) структуры, их основные характеристики, виды, сфе­ра использования.

Дивизиональные структуры: продуктовая, региональная, ориенти­рованная на потребителя.

Программно-целевые структуры как новые современные органи­зационные структуры и факторы, обусловившие их зарождение. Виды про­граммно-целевых структур: адаптивные и структуры, ориентированные на нововведения. Проектная и матричная формы адаптивных структур.
20. Венчурный капитал в системе предпринимательства

Венчурный капитал в системе инновационного менеджмента. По­нятие классической венчурной триады. Венчурный капитал как альтерна­тивный источник финансирования нового бизнеса. Сущность венчурного капиталиста. Признаки инвестирования венчурного капитала. Принципы разделения совместных рисков между венчурным инвестором и предпри­нимателем. Институты венчурного финансирования: ассоциации венчур­ного капитала, венчурные фонды, венчурные фирмы, бизнес-ангелы. Типы венчурного финансирования. Особенности финансирования инкубаторов, технопарков и технополисов. Состояние венчурного финансирования в России и перспективы его развития.


21. Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности

Сущность эффективности бизнеса. Общетеоретический подход к оценке результативности бизнеса на основе сравнения темпов роста дохо­дов, оборота и активов. Ресурсный подход к оценке эффективности бизне­са и проблемы его практического применения. Понятие производствен­ной, инвестиционной и финансовой эффективности предпринимательс­кой деятельности. Коэффициентный анализ эффективности бизнеса, ос­новные группы коэффициентов и их характеристика. Рейтинговый анализ эффективности бизнеса. Понятие эффективности предпринимательской деятельности с позиций концепции добавленной стоимости.


22. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур

Законодательное оформление взаимодействия государственных слу­жащих с предпринимательскими структурами в России. Бизнес-ассоциа­ции и союзы в России и их миссия в обеспечении эффективного взаимо­действия бизнеса и власти. Лоббирование предпринимательских интере­сов во властных структурах: формы, методы, технологии.


23. Формы и методы внутриорганизационного поведения в системе предпринимательства (стимулы, мотивы, корпоративная структура и т.д.)

Предпринимательские мотивы и стимулы и их реализация в класси­ческих моделях корпоративного управления. Эволюция классических мо­делей корпоративного управления и трансформация внутриорганизаци­онного поведения в системе предпринимательства. Российская модель кор­поративного управления и ее характерные черты. Х-эффективность как характерная черта внутриорганизационного поведения в российском пред­принимательстве.


24. Закономерности и тенденции развития хозяйственных связей предпринимательских структур

Характеристика хозяйственных связей в классических системах В2В, В2С и В2Е и их эволюция в условиях экономической глобализации. Разведение труда и капитала в пространстве как фундаментальная основа трансформации хозяйственных отношений в хозяйственные связи. Осо­бенности хозяйственных связей в бизнес-сетях и тенденции их развития


25. Методология, методика и организация исследования рыночной конъюнктуры в системе предпринимательства

Понятие конъюнктурных исследований. Задачи конъюнктурных ис­следований. Выбор объекта и цели исследования. Определение мирового научно-технического уровня и базовых образцов. Формирование конъюн­ктурного образа объекта. Выбор потенциального рынка сбыта. Оценка кон­курентоспособности объекта на конкретном рынке. План мероприятий по продвижению объекта на рынок. Этапы организации отдела конъюнктур­ных исследований на фирме.


Рекомендуемая литература

Основная

  1. Волков, О.И. Экономика предприятия: курс лекций; учеб. пособие для вузов / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 280 с.

  2. Журавлев, П.В. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности / П. В. Журавлев, С. А. Банников, Г. М. Черкашин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2008. – 542 с.

  3. Пирогов К.М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс]: электрон. учебник / К. М. Пирогов, Н. К. Темнова, И. В. Гуськова. - Электрон. дан. - М. : КНОРУС, 2008. - 1 эл. опт. диск : цв., зв.

  4. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: учебник для вузов / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.

  5. Смагин, В.Н. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов / В. Н. Смагин. - 2-е изд., испр. - М.: КноРус, 2007. - 160 с.

  6. Экономика предприятия [Электронный ресурс] : электрон. учебник / Т. А. Симунина [и др.]. - Электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2010. - 1 эл. опт. диск: цв., зв.

Дополнительная

  1. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.

  2. Ерохина, Л.И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. - М.: КноРус, 2007. - 304 с.

  3. Романенко, И.В. Экономика предприятия / И. В. Романенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 264 с.

  4. Филатов, О.К. Экономика предприятий (организаций): учебник / О. К. Филатов, Т. Ф. Рябова, Е. В. Минаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 512 с.

  5. Экономика предприятия: учеб. пособие / Т.А. Симунина, Е.Н. Симунин, В.С. Васильцов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2008. - 256 с.

  6. Экономика предприятия. Сборник задач: учеб. пособие / Н.Ф. Ревенко, А.Г. Схиртладзе, К.Д. Гайворонская.; под ред. Н.Ф. Ревенко. - М.: Высшая школа, 2007. - 191 с.

  7. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации : учеб. пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 335 с.


Приложение 1.

ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа кандидатского экзамена по любой специальности должна состоять из двух обязательных разделов: общей экономической теории и области исследования в рамках этой специальности (по специальности 08.00.05 дополнительно включаются раздел теория управления экономическими системами).

В случае если по решению совета Вологодского института бизнеса аспиранты (соискатели) сдают дополнительный экзамен по экономической теории, вопрос (вопросы) из раздела «Общая экономическая теория» в экзаменационный билет не включается.

В приведенной общей программе (первом разделе) предлагается общий список литературы по экономической теории.

На экзамене кандидатского минимума по экономической теории аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической теории, знания основных теорий и концепций всех разделов дисциплины, умение использовать теории и методы экономической науки для анализа современных социально-экономических проблем.


ВВЕДЕНИЕ

Основу раздела составили ключевые положения разделов «Общей экономической теории»: Политическая экономия, Микроэкономическая теория, Макроэкономическая теория, Институциональная и эволюционная экономическая теория.

При разработке раздела использовались материалы программы, составленной Научным советом Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова по современной экономической теории, Институтом экономики РАН и кафедрой экономической теории Финансовой академии при Правительстве РФ.

Освоение экономической теории является основой для выявления и осмысления новых или ранее известных фактов, процессов и тенденций, характеризующих формирование, эволюцию и трансформацию социально-экономических систем и институтов, национальных и региональных экономик в исторической ретроспективе, а также анализа направлений и этапов развития экономической мысли во взаимосвязи с социально-экономическими условиями соответствующих периодов и особенностями различных стран и народов.

Объектом исследований экономической теории являются реальные экономические связи и процессы, имеющие общезначимый характер; опыт и результаты экономической деятельности в рамках различных социально-экономических систем, цивилизаций, переходных эпох, стран, регионов, отраслей и сфер хозяйства, а также учения и теории, раскрывающие содержание и основные черты экономических отношений, процессов и закономерностей экономического развития.

1. Политическая экономия

Структура и закономерности развития экономических отношений. Соотношение материального и нематериального в экономических отношениях. Производительные силы: структура, закономерности и формы развития. Место и роль человека в экономике. Мотивация и целевая функция экономической деятельности человека. Внеэкономические факторы в мотивации экономической деятельности.

Способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность. Индивидуальное и общественное производство и воспроизводство в структуре способа производства. Воспроизводство общественного и индивидуального капитала. Эффективность общественного производства.

Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур.

Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Факторы и закономерности эволюции экономических систем. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании».

Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах. Национально-государственные экономические системы. Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем. Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики (стратегии) государства.

Гуманизация экономического роста. Социальная подсистема экономики: элементы и отношения. Экономическая система и хозяйственный механизм.

Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем. Теоретическая проблема экономической безопасности.

Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства.

2. Микроэкономическая теория.

Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие. Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение. Поведение потребителя в рыночной экономике: постановка проблемы и основные предпосылки анализа. Государственное регулирование рынка.

Теория фирмы. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция. Неоклассическая теория фирмы. Факторы производства и производственная функция. Производительность факторов производства и научно-технический прогресс. Выбор производственной технологии и принцип наименьших затрат. Концепция X-эффективности. Доход фирмы и ее издержки. Издержки кратко- и долгосрочного периодов. Равновесие (оптимум) фирмы в кратко- и долгосрочном периодах. Неоинституциональная теория фирмы: предпосылки анализа. Значение трансакционных издержек.

Теория организации рынков. Рыночная структура: понятие и определяющие признаки. Классификация рыночных структур. Концентрация и централизация капитала и производства. Слияния и поглощения. Диверсификация. Интеграционные процессы на отдельных рынках.

Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Монопольная власть и ее измерение. Ценовая дискриминация. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс.

Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли. Модели олигополистического рынка (дуополия Курно, модель Бертрана, ломаная кривая спроса» олигополистов). Ценовая политика олигополий. Неценовая конкуренция на олигополистических рынках.

Монополистическая конкуренция: особенности рыночной структуры. Равновесие на монополистически конкурентном рынке. Ценовая и неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция и общественная эффективность. Особенности рыночных структур в российской экономике.

Рынки факторов производства: труда, капитала, земли. Особенности формирования спроса и предложения на рынках факторов производства. Концепция производного спроса. Индивидуальное и рыночное предложение на рынке труда. Модели рынка труда: конкурентное и неконкурентное равновесие на рынке труда. Трудовые доходы и их распределение. Теория «человеческого» капитала и эффективной заработной платы. Особенности рынка капитала. Капитал и ссудный процент. Дисконтирование, инвестиционные решения фирмы. Оценка эффективности инвестиций. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов.

Информация как ресурс, ее отличия от других ресурсов. Неполнота информации. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации. Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов». Риск и неопределенность. Экономический выбор в условиях неопределенности и риска. Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель. Предпринимательство и неопределенность. Особенности рынков ресурсов в современной российской экономике.

Теория общего экономического равновесия. Взаимодействие рынков: частичное и общее равновесие. Общее равновесие и эффективность распределения ресурсов. Экономический и социальный оптимум. Парето-оптимальность. Распределение благосостояния при совершенной и несовершенной конкуренции.

Теория экономики благосостояния. Факторные доходы и их распределение. Теория благосостояния Пигу. Эффективность и социальная справедливость.

3. Макроэкономическая теория

Теория национального счетоводства. Система счетов национального дохода: основные показатели и их взаимосвязь. Способы и методы расчета макровеличин. Номинальные и реальные величины. Уровень цен и его показатели. Модель «затраты-выпуск» (В. Леонтьев).

Теория макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская. Мультипликационные эффекты в национальной экономике.

Теория экономического роста. Экономический рост как обобщающий показатель функционирования экономики. Рост и эволюция структуры национальной экономики. Источники, факторы и показатели экономического роста. Моделирование экономического роста: набор переменных, особенности факторного анализа. Кейнсианские модели экономического роста. Эффекты мультипликатора и акселератора. Неокейнсианские модели экономического роста: обоснование неустойчивости роста и необходимости его государственного регулирования. Неоклассическая модель роста Р. Солоу: предпосылки и ограничения, инструментарий, факторы и динамика роста. НТП как фактор экономического роста. Проблема границ экономического роста.

Теория деловых циклов и кризисов. Экономическая динамика и ее типы. Циклический характер развития современной экономики. Виды циклов. Марксистское объяснение причин кризисов. Кейнсианская трактовка цикличности производства. Колебание уровня инвестиций как фактор неустойчивости макроэкономического равновесия. Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора. Монетарная концепция экономических циклов. Экономический цикл как следствие борьбы за перераспределение национального дохода.

Теория денег. Деньги: традиционное и современное понимание природы, сущности, функций и форм. Денежная масса и ее структура, денежные агрегаты. Денежный рынок. Спрос на деньги: кейнсианское и монетаристское объяснение. Количественная теория денег. Предложение денег банковской системой. Регулирование денежной массы. Равновесие на рынке денег и факторы его нарушения. Монетарная политика: инструменты, направления, эффективность.

Теория макроэкономической нестабильности: инфляция и безработица. Теория инфляции. Инфляция: понятие, показатели, виды. Кейнсианская и монетаристская трактовки причин инфляции. Экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на распределение дохода, эффективность производства, предпринимательскую активность. Экономические издержки инфляции. Нарушение экономически рационального целеполагания и Парето - оптимального распределения ресурсов. Антиинфляционная политика: правила, виды, эффективность.

Теория безработицы. Понятие «полной» занятости и естественная безработицы. Гистерезис (естественный уровень безработицы как результат фактической истории). Потери от безработицы (закон Оукена). Взаимосвязь инфляции и безработицы. Адаптивные и рациональные ожидания.



4. Институциональная и эволюционная экономическая теория.

Институциональная структура общества, институты: процессы, структуры, побуждения, правила. Природа, культура и экономика; экономика и институты; индивид и общество в институциональной системе.

Образ жизни и поведение человека, непрерывность человеческой активности и; объективное и субъективное в поведении человека; пределы свободы индивидуального выбора.

Технологические основания институциональной структуры экономики; технологические детерминанты фирм, отраслей, структуры экономики. Теория современной корпорации. Наука как социально-экономический институт. Теория коллективных (общественных) действий. Теория трансакций и трансакционных издержек. Технологические уклады, их развитие и смена – материальная основа институционального и экономического развития; инструментальная теория ценности.

Теория прав собственности. Спецификация и размывание прав собственности. Историческая эволюция форм собственности.

Теория трансакционных издержек. Трансакционные издержки: сущность и классификация.

Институциональная теория фирмы. Контрактная концепция. Типы контрактов. Неоинституциональная теория фирмы: теория соглашений.

Эволюционная теория экономической динамики (Д. Норт и др.). Создание и эволюция институтов: условия, модели и последствия.

Теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем. Многообразие внутренних и внешних факторов трансформаций. Социально-экономические альтернативы. Типы новых переходных экономик. Структура и модели преобразований. Проблемы формирования российской национальной модели экономики.

 

Рекомендуемая литература



Основная

  1. Капканщиков С.Г. Макроэкономика: учеб. пособие/ С. Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2007. -336 с.

  2. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс - курс : учеб. пособие/ Е.А. Киселева. -М.: КноРус, 2008. -384 с.

  3. Конотопов М.В. История экономики России [Текст]: учебник для вузов / М. В. Конотопов, С. И. Сметанин. - 7-е изд., стер. - М.: КноРус, 2008. - 352 с.

  4. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие/ Л. М. Куликов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 400 с.: ил

  5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ ФА при Правительстве РФ; ред.: А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная. - 4-е изд., стер. - М.: КноРус, 2007. - 688 с.

  6. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ ФА при Правительстве РФ; ред.: А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов. - 7-е изд., стер. - М.: КноРус, 2007. - 624 с.

  7. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник/ [кол. авт.]; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 5-е изд., стер. - М.: КноРус, 2009. -704 с.

  8. Носова С.С. Экономическая теория: электрон. учебник/ С.С. Носова. -М.: КНОРУС, 2008. - 683 МБ

  9. Носова С.С. Экономическая теория: учебник/ С. С. Носова. - М.: КноРус, 2007. -800 с.

  10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2009. - 576 с.

  11. Сафрончук М.В. Микроэкономика : учеб. пособие для вузов/ М. В. Сафрончук. -М.: КноРус, 2007. - 256 с.

  12. Сборник задач по экономике. К курсу экономики Р.М. Нуреева [Текст] / гл. ред. Р. М. Нуреев. - М.: Норма, 2008. - 432 с.

  13. Симунин, Евгений Николаевич. Макроэкономика Ч. 1: учеб. пособие/ Е. Н. Симунин, Т. А. Симунина. - 176 с.

  14. Симунин, Евгений Николаевич. Макроэкономика. Ч. 2/ Е. Н. Cимунин, Т. А. Симунина, Симунин Е.Н. - 180 с.

  15. Экономическая теория: учеб. пособие/ ред.: А. Г. Грязнова, В. М. Соколинский. -3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2007. - 464 с.

  16. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2: учебник для вузов/ ред. Г.П. Журавлева. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К°, 2007. - 934 с.

  17. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2: учебник для вузов/ ред. Г.П. Журавлева. -4-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К°, 2008. - 934 с.

  18. Экономическая теория (Политическая экономия): учебник для вузов / ред.: И. К. Ларионов, Н. Н. Пилипенко, В. Н. Щербаков. - 3-е изд. - М.: Дашков и К°, 2010. - 732 с.

Дополнительная

  1. Бакалавр: макроэкономика: электрон. обучающий курс/ ред. Н.Н. Думная. -М.: КноРус, 2008. - 683 МБ

  2. Бакалавр: микроэкономика: электрон. учебник/ ред. А.Ю. Юданов. -М.: КноРус, 2008. - 683 КБ

  3. Борисов Е.Ф. Экономика : электрон. учебник/ Е. Ф. Борисов. -М.: КНОРУС, 2009. -1 o=эл. опт. диск

  4. Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений [Текст] : учебник для вузов / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. - 3-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2009. - 383 с.

  5. История и философия экономики : учеб. пособие для аспирантов/ ред. М. В. Конотопов. -2-е изд., стер.. -М.: КноРус, 2008. -664 с.

  6. История экономических учений [Текст] : учеб. пособие для вузов / ред.: В. С. Автономов, О. И. Ананьин, Н. А. Макашева. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 784 с.

  7. История экономических учений (современный этап): учебник для вузов / ред. А.Г. Худокормов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 733 с.

  8. История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник: учеб. пособие/ [кол. авт.] ; ред.: Н. Н. Думная, О. В. Карамова. - М.: КноРус, 2007. -416 с.

  9. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда: учебник для вузов/ Р. Г. Мумладзе, Г. Н. Гужина; общ. ред. Р.Г Мумладзе. - М.: КноРус, 2007. - 328 с.

  10. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие для вузов/ Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю. В. Вертакова ; ред. Э. Н. Кузьбожев. - 4-е изд., стер. - М.: КноРус, 2008. - 272 с.

  11. Толмачева Р.П. Словарь по экономической истории: термины, понятия, имена, хронология [Текст] / Р. П. Толмачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К°, 2008. - 184 с.

  12. Экономическая история мира. Европа [Текст] / Под общ. ред. М.В. Конотопов; Рос. АН, Ин-т Европы. - М.: Дашков и К°. Т. 2 / кол. авт. ; ред. М.В. Конотопов. - 4-е изд. - 2009. - 636 с.

  13. Экономическая история мира. Европа [Текст] / Под общ. ред. М.В. Конотопов; Рос. АН, Ин-т Европы. - М.: Дашков и К°. Т. 3 / кол. авт. ; ред. М.В. Конотопов. - 2-е изд. - 2008. - 352 с.

  14. Экономическая история мира. Европа [Текст] / Под общ. ред. М.В. Конотопов; Рос. АН, Ин-т Европы. - М.: Дашков и К°. Т. 4 / кол. авт. ; ред. М.В. Конотопов. - 2-е изд. - 2008. - 648 с.

  15. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник для вузов/ Я.С. Ядгаров. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с.


Приложение 2.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Предмет, сущность и содержание теории управления

Сущность и функции управления. Наука управления, ее методы познания. Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации. Эволюция теорий управления, современные теории управления. Управление и менеджмент. Этапы развития теории и практики менеджмента. Современные теории организации. Принципы управления. Научные подходы и виды управления экономическими системами (традиционный или проблемно-ориентированный, процессный, системный, ситуационный, синергетический). Понятие системы управления.



Объекты и субъекты управления

Экономические системы как объект управления. Понятие, структура и классификация экономических систем по различным признакам (масштаб, сфера действия, формы собственности). Основные подсистемы и элементы экономической системы как объекты управления. Жизненный цикл экономической системы (формирование, развитие, дезинтеграция/распад) и прогнозирование развития экономических систем. Фазы развития экономической системы как объекты управления. Субъекты управления экономическими системами. Государство и корпорации. Транснациональные и региональные субъекты управления. Менеджеры как субъекты управления.



Функции управления

Функции управления: сущность и объективные предпосылки их развития. Место и роль функций в управленческом процессе. Классификация функций управления.



Анализ как функция управления. Анализ организации и внешней среды ее деятельности.

Планирование и прогнозирование в системе управления. Виды и системы планирования (нормативное и индикативное; программно-целевое и стратегическое; долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование). Подходы к прогнозированию и виды прогнозов.

Организация и координация как функции управления. Содержание и принципы организации управления.

Мотивация и стимулирование как функции управления. Природа, содержание и структура мотивации. Модели мотивационного управления. Мотивационное управление и результативность труда.

Коммуникация как функция управления. Понятие коммуникации, ее основные характеристики. Значение коммуникации в постиндустриальном обществе.

Контроль как функция управления. Сущность и виды контроля. Бенчмаркинг и современные тенденции развития контроля.

Организация управления

Организационно-правовые формы различных коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе виртуальных), их объединений (ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы, сети и др.) Стадии жизненного цикла организаций. Новые формы функционирования и развития' организаций как объектов управления. Теория и практика управления интеграционными образованиями. Управление в государственной организации и в коммерческой фирме: общее и особенное. Организационные формы управления. Сущность организационной структуры управления. Виды организационных структур. Система органов управления. Пути развития системы управления в новых условиях.



Методы управления

Основные методы управления, их классификация. Взаимосвязь функций управления, процессов принятия и осуществления управленческих решений. Методы выполнения функций управления. Методы и этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения. Методы решения слабо структурированных и сильно структурированных проблем. Построение дерева целей. Информационные системы поддержки принятия управленческих решений. Реализация решения. Контроль осуществления решения и получения ожидаемых результатов. Методы координации и формы регламентации управленческой деятельности.



Основные виды и технологии управления в организациях

Управление (руководство) организацией в целом. Культура организации и стиль руководства. Понятие, сущность и функции культуры организации, ее место в системе управления. Понятие и виды стиля руководства организацией. Роль лидерства и основные черты эффективного лидера.

Управление изменениями и нововведениями. Концепция организационной подвижности. Теория и практика слияния и поглощения компаний. Реформирование предприятий: концепция, модель, программа. Реструктуризация: понятие, виды и возникающие проблемы. Организация мониторинга и контроль хода изменений. Сущность инновационного менеджмента, управленческие и технологические инновации. Принципы, методы и процесс организации нововведений.

Управление риском. Понятие и критерии риска. Виды и факторы рисков. Анализ и оценка риска. Методы регулирования и оптимизации риска.

Управление качеством. Понятие управления качеством. Принципы и виды управления качеством. Международные системы управления качеством.

Управление человеческими ресурсами и кадровые технологии. Понятия человеческих ресурсов. Развитие человеческих ресурсов. Системы управления человеческими ресурсами организации. Обучение персонала. Управление человеческими ресурсами в концепции всеобщего управления качеством. Сущность, структура и специфика кадровых технологий. Содержание и основные функции оценки персонала. Отбор как кадровая технология. Управление карьерой персонала.

Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Сущность и функции маркетинга. Основные субъекты и виды маркетинга. Особенности некоммерческого маркетинга. Основные технологии маркетинга. Перспективы маркетинга в XXI веке.

Мониторинг и технологии мониторинга в менеджменте. Сущность и функции мониторинга. Основные субъекты и виды мониторинга. Особенности мониторинга в государственном и муниципальном управлении. Основные технологии мониторинга.

Информационные и коммуникационные технологии в менеджменте. Понятие и сущность информационных и коммуникационных технологий. Виды информационных и коммуникационных технологий. Роль геоинформационных (ГИС) и Интернет технологий в управлении организациями.

Современные тенденции развития экономических систем и управления экономическими системами

Понятие и характерные черты новой экономики («экономики знаний»). Изменение в содержании традиционных функций и форм управления. Понятие интеллектуального капитала и его роль в новой экономике. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала; менеджмент знаний. Обучение как функция управления. Новые свойства информационного ресурса и роль информационных и коммуникационных технологий в производстве и управлении. Современные и перспективные формы и структуры организации управления (сетевые, виртуальные).


Рекомендуемая литература

Основная

  1. Беляев, Виктор Иванович. Маркетинг: основы теории и практики : учебник для вузов / В. И. Беляев. - 3-е изд., стер. - М. : КноРус, 2009. - 672 с.

  2. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика : учеб. пособие / Т. С. Бронникова. - М. : КноРус, 2007. - 208 с.

  3. Веснин В.Р. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов / В. Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 512 с.

  4. Годин, Александр Михайлович. Маркетинг : учебник для вузов / А.М. Годин. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К°, 2010. - 672 с.

  5. Ерёмин, Виктор Николаевич. Маркетинг: основы и маркетинг информации : учебник для вузов / В. Н. Ерёмин. - М. : КноРус, 2009. - 656 с.

  6. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: учебник для вузов / В.И. Кнорринг. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2009. - 544 с.

  7. Котлер, Филип. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - 2-е европ. изд. - М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2003. - 944 с.

  8. Основы менеджмента: учеб. пособие/ Л. В. Плахова [и др.]. - М.: КноРус, 2007. -496 с.

  9. Основы менеджмента: электрон. учебник/ Л. В. Плахова [и др.]. -М.: КНОРУС, 2008. - 1 o=эл. опт. диск

  10. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов/ В. Л. Полукаров. - М.: КноРус, 2007. - 244 с.

  11. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник для вузов / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2009. - 576 с.


Дополнительная

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов/ И. Н. Герчикова. - 4-е изд.. перераб. и доп.. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.

  2. Жигалов В.Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности/ В. Т. Жигалов, Н. М. Паршин. - Белгород: Кооперативное образование, 2005. - 323 с.

  3. Маркетинг : учеб. пособие для вузов / А. П. Мищенко, А. И. Банников, М. Х. Биктемирова ; ред. А. П. Мищенко. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2008.

  4. Маркетинг : учебник для вузов / ред. Т. Н. Парамонова. - 5-е изд., стер. - М. : КноРус, 2008. - 360 с.

  5. Морозов, Юрий Владимирович. Основы маркетинга : учеб. пособие / Ю.В. Морозов. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К°, 2008. - 148 с.

  6. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник/ А.К. Семенов, В.И. Набоков. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2005. - 300 с.

  7. Семенов А.К. Основы менеджмента: практикум/ А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Дашков и К°, 2005. - 476 с.

  8. Соловьев, Борис Александрович. Маркетинг : учебник / Б. А. Соловьев. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 383 с.

  9. Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник/ А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. - М.: КноРус, 2006. - 416 с.

  10. Успешное ведение переговоров: учебный видеофильм/ Решение: учебное видео. - СПб.: Решение: учебное видео, 2005. - 1 o=эл. опт. диск (CD-ROM)




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница