Программа организации отдыха и оздоровления детей «Экспедиция в лето»



Скачать 178.99 Kb.
Дата30.04.2016
Размер178.99 Kb.
Информационная карта программы

Полное название программы

Программа организации отдыха и оздоровления детей

«Экспедиция в лето»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Авторы:

Сафин Н.В., директор детского оздоровительного лагеря «Дружба»


Контактный телефон, электронный адрес

Электронная почта: soldol56@yandex.ru

Телефон: (3537) 33-40-79

Факс:(3537) 30-40-30

Сайт: https://vk.com/dryzba.orsk



Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Детский оздоровительный лагерь «Дружба»,

структурное подразделение общества с ограниченной ответственностью «Солнечная долина»

(ведомственный лагерь)


Наименование субъекта Российской Федерации

Оренбургская область

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

  • - техническая

  • - естественнонаучная

  • - физкультурно-спортивная

  • - художественная

  • - туристско-краеведческая

  • - социально-педагогическая

Характеристика целевой группы: возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)

Дети и подростки школьного возраста от 7 до 17 лет

В ходе реализации программного содержания обеспечивается охват детей из разных социальных групп:

- дети из социально-благополучных семей;

- дети из многодетных и малообеспеченных семей;

- одаренные дети, победители олимпиад и конкурсов;

- дети, имеющие трудности в социализации (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и внутрешкольном учете; дети с ограниченными возможностями здоровья)



Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

Программа ориентирована на создание условий позитивной социализации растущей личности посредством интеграции инклюзивного и дополнительного образования. Может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Новизна программы определяется выстроенной моделью взаимодействия всех участников воспитательного процесса в рамках детского оздоровительного лагеря, в основе которой лежит реализация образовательного компонента туристско-краеведческой направленности.

Содержание программы предоставляет возможности самоопределения подростков как в выборе видов деятельности, так и в определении содержания и характера предложенной деятельности. Каждая смена построена на игровом контексте – экипажи отправляются в экспедицию.

Срок реализации программы – летний сезон (смена – 21 день). Программа рассчитана на три творческие тематические смены (экспедиции): «Космическая экспедиция», «Олимпийская экспедиция», «Историческая экспедиция».

Основой каждой смены выступает образовательный компонент туристско-краеведческой направленности (основы туристской подготовки, ориентирование и топография, основы краеведения).



Обоснование актуальности программы

Сегодня проблема здоровой личности, обеспечения условий успешной социализации, создания стартовых возможностей для детей различных категорий определены в приоритетных направлениях развития образования Российской Федерации в качестве наиболее важных.

Детский оздоровительный лагерь как организация дополнительного образования и воспитания детей имеет потенциальные возможности для развития инклюзивной образовательной среды, которая характеризуется системой ценностного отношения к воспитанию и межличностному взаимодействию подростков с трудностями в социализации, совокупностью ресурсов их жизнедеятельности в условиях временного детского коллектива, направленностью на реализацию базовых потребностей растущей личности.

В ФГОС отмечается, что в целях обеспечения индивидуальных потребностей воспитанников вводится внеурочная деятельность, одним из приоритетных направлений которой является туристко-краеведческое.

Возможности краеведения позволяют решить проблему формирования гражданской позиции и экологической грамотности, воспитания толерантности. Вовлечение детей в туристическую деятельность способствует укреплению физического и психического здоровья детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности, положительной социализации и развитию коммуникативных качеств личности.

Означенные положения определяют актуальность разработанной программы, в основу которой легли следующие концептуальные идеи:

- человеческое в человеке: ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получится лучше – это «что-то» нужно искать;

- успех рождает успех: для всех достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- ценность человеческого общения: все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным;

- спортивно, креативно, позитивно: спортивный туризм + креативный досуг = позитивный опыт.


Предполагаемый социальный эффект программы

Предполагаемый социальный эффект программы связан с включением детей различных категорий, в т.ч. с трудностями в социализации, в комфортную образовательно-воспитательную среду детского оздоровительного лагеря, направленную на развитие подростка как личности, субъекта деятельности и общения в условиях временного детского коллектива.

Эффективность предложенной программы определяется повышением уровня социализированности, при этом под формированием опыта деятельности и отношений понимается не конечная стадия, а некий результативный процесс, обусловленный успешностью и личностным ростом каждого участника экспедиции (лагерной смены).




Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель программы – социализация детей и подростков посредством вовлечения их в туристко-краеведческую деятельность в условиях детского оздоровительного лагеря.

Задачи:


- создание атмосферы комфортности для социальной адаптации различных категорий детей в условиях временного детского коллектива;

- включение подростков в образовательно-воспитательную среду детского оздоровительного лагеря, используя потенциал дополнительного и инклюзивного образования;

- формирование опыта деятельности в общения воспитанников посредством вовлечения их в туристко-краеведческую деятельность в условиях лагерной смены;

- воспитание у детей ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края;

- развитие спортивно-туристических и коммуникативных навыков в процессе экспедиционной деятельности;

- самоактуализация и реализация личностного потенциала участников лагерной смены.




Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

Позитивные изменения в результате реализации программы будут связаны с освоением участниками смены основных компонентов адаптированного социального опыта:

- опыт деятельности и общения со сверстниками (реализация базовых потребностей личности и повышение уровня социализированности);

- опыт творческой самореализации;

- опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций (самоутверждение в подростковой среде, толерантное отношение друг к другу, коммуникативный рост);

- опыт осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу (навыки командного взаимодействия, практические умения и турнавыки, самоуправление и др.).

Исходя из этого, участники смены продемонстрируют свои возможности по следующим направлениям:

- личностный рост («участник экспедиции» - «навигатор» - «штабной»);

- творческая самореализация (творческие объединения «Арт-поляна», «На солнечной волне», «ИЗО-студия», спортивные секции «ТурГрад», «Скалодром», «Веревочный парк», конкурсы и соревнования);

- туристко-краеведческая деятельность (маршрут приключений, приключенческая тропа);

- коммуникативы (внутриколлективный, межличностный, межлагерный, в социальных сетях).



Содержание программы:

Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации программы:

- подготовительном;

- организационном;

- основном;

- итоговом.



Подготовительный этап (предварительная подготовка)

- Формирование педагогического состава (воспитателей, вожатых, инструкторов по туризму и спорту, руководителей творческих объединений) из числа педагогов учреждений дополнительного образования, детско-юношеской спортивной школы, станции юных туристов, общеобразовательных учреждений;

- Организация и проведение вожатских сборов с целью разработки организационно-методических материалов, соответствующих смысловой концепции смены;

- Подготовка методического обеспечения основных общелагерных мероприятий, предусмотренных планом работы;

- Списочное формирование отрядов (экипажей) соответственно возрасту детей.
Организационный этап смены

- Демонстрация стиля и тона отношений в экипажах, закрепление правил поведения и норм взаимоотношений в лагере;

- Выбор актива экипажа: штурман экипажа – командир, радист экипажа – пресс-центр, тренер экипажа – физорг, шкипер экипажа – ответственный за чистоту и дисциплину. В Совет Экспедиции (координационный орган детского самоуправления) входят штурманы, радисты, шкиперы и тренеры экипажей;

- В ходе организационного периода детям разъясняется характер и смысл игровой сюжетной линии Экспедиции;

- Запуск игровой сюжетной линии. Начало Экспедиции.
Основной период

- Началом основного периода является старт Экспедиции в яркое и незабываемое Лето. Путь проложен через Приключенческую тропу, проходя по которой участники экспедиции покоряют Вершины (творческие конкурсы и спортивные соревнования);

- Каждый экипаж (отряд) на старте получает Маршрут приключений, в котором указаны предстоящие вершины и привалы (досуговые мероприятия, отрядные огоньки), месторасположение «Источников силы» (спортивные секции) и «Источников настроения» (творческие объединения художественной направленности и декоративно-прикладного творчества);

- Приобретая знания и навыки в творческих и спортивных объединениях, на конкурсах и спортивных соревнованиях, каждый воспитанник сможет пройти следующие ступени роста: «участник экспедиции» (все отдыхающие) – «навигатор» (активист отряда) - «штабной» (активист лагеря);

- Чередование форм спортивно-массовой работы, мероприятий интеллектуально-творческого характера происходит параллельно с освоением основ туристской подготовки, топографии и ориентирования, основ краеведения. Воспитанникам предоставляется возможность попробовать свои силы в скалолазании в рамках работы «Источника экстремальных ощущений» (скалодром), научиться фигурному вождению на велосипеде, побывать на велотропе, испытать себя в «Верёвочном парке», научиться вязать узлы, управляться с карабинами, научиться сплавляться на катамаране;

- Ежедневные рефлексивные формы («огоньки») и «орлятские круги» поддерживают обстановку традиционного общения.



Итоговый период

- Максимизируется эмоциональная привлекательность общелагерных мероприятий;

- Подводятся итоги Экспедиции. Переживается опыт общественной оценки индивидуальных заслуг каждого ребёнка, самооценки и личностного роста каждого участника Экспедиции;

- Советом Экспедиции разработана система стимулирования успешности и личностного роста каждого участника Экспедиции. Каждый участник Экспедиции может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и Экспедиции в целом. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги. По итогам победители получают призы и награды. Самые активные участники Экспедиции получают Орден Дружбы.




Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов, реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация);

- описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования


Воспитательный процесс организован педагогическим отрядом «Салют», сформированным из педагогических кадров ДОЛ «Дружба». В состав педагогического отряда входят:

-воспитатели – квалифицированные педагогические работники образовательных учреждений города;

-вожатые – студенты Орского гуманитарно-технологического института и педагогического колледжа;

-инструкторы по физической культуре и спорту – преподаватели детско-юношеской спортивной школы;

- инструкторы по туризму – педагоги станции юных туристов г. Орска, мастера спорта по туризму;

- инструкторы по плаванию - мастер спорта по плаванию, преподаватели детско-юношеской спортивной школы;

- руководители творческих объединений (хореографического, декоративно-прикладных) – педагоги первой и высшей категории учреждений дополнительного образования г. Орска.


Ресурсная обеспеченность программы

- Месторасположение в загородной местности (15 км от г.Орска), экологически благоприятной для отдыха и развития детей, на берегу р.Урал вблизи с.Банное;

- комфортное проживание в одноэтажных корпусах, в 6-12 местных комнатах; каждый ребёнок обеспечен спальным местом, бельём, тумбочкой для хранения личных принадлежностей и общим шкафом для одежды;

- пятиразовое питание организовано по 10-ти дневному меню, составленному в соответствии с приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 г. №330, в ежедневном рационе детей свежие фрукты и натуральные соки (услуги по организации питания оказывает ООО «Комбинат школьного питания»);

- грамотно выстроенная система безопасности жизнедеятельности детей: корпуса снабжены противопожарным оборудованием, территория лагеря огорожена, находится под видеонаблюдением, в лагере имеется городская телефонная сеть, дежурный транспорт, жизнь и здоровье детей застрахованы (услуги по обеспечению безопасности оказывает ЧОП);

- круглосуточно работающий медицинский пункт, в котором квалифицированные специалисты наблюдают за состоянием здоровья детей и оказывают своевременную медицинскую помощь;

- разнообразные спортивные секции: «ТурГрад», «Футбол», «Баскетбол», «Фитнес», «Настольный теннис», творческие студии: «Эстрадная хореография», декоративного творчества «Арт-поляна», пресс-центр «На солнечной волне», «ИЗО-студия»;

- отличная инфраструктура, позволяющая создать активный досуг ребят: открытый плавательный бассейн (4х10м), скалодром (высота 6 м), тренажёрный зал, центр досуга, большая крытая эстрада, спортивные площадки, игровые комплексы.


Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

- Оренбургская областная общественная организация «Федерация детских организаций»;

- Министерство социального развития Оренбургской области;

- Министерство образования Оренбургской области;

- Оренбургская областная общественная организация «Союз оренбургских студентов»;

- Областной Дворец творчества детей и молодёжи им.В.П.Поляничко;

- МОАДОД «Дворец пионеров и школьников г.Орска».




Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

Все участники Экспедиции имеют возможность общения в группе «ДОЛ «Дружба», созданной в Контакте. Ребята делятся впечатлениями, обмениваются мнениями, фотографиями, видеороликами.

Представители родительской общественности имеют возможность обсудить итоги реализации программы и выразить мнение об удовлетворённости отдыхом детей, прислав письма на электронный адрес.




Механизм оценки эффективности реализации программы:

Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные)



Успешность реализации программы подтверждается как количественными, так и качественными показателями. В конце каждой смены проводится анкетирование детей и родителей с целью выявления уровня удовлетворённости качеством оказанных услуг и жизнедеятельностью временного детского коллектива. Показателем успешности реализации программы является наличие и количество наградной продукции, полученной детьми за период Экспедиции.

На эффективность реализации программы указывают творческие работы воспитанников, поделки, рисунки, а также продукты деятельности педагогического состава: разработки игр, мероприятий, сценарии, дидактический и раздаточный материал.

К информационно-констатирующим методам оценивания эффективности реализации программы относятся: определение уровня развития детского коллектива и социализированности участников лагерной смены, наблюдение и анализ взаимодействия детей, определение уровня межличностных отношений, а также анкетирование и письменные отзывы родителей как заказчиков услуг.


Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения

- Методика изучения уровня социализированности личности подростка, разработанная М.И. Рожковым;

- школа социального успеха в рамках психолого-педагогического практикума «Достижения»;

- веревочный курс;

- рефлексивные методики;

- анкетирование для педагогов и родителей «Ваше мнение о совместной деятельности здоровых детей и детей с особыми нуждами».


Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

- развития творческого потенциала детей;

- уровня их спортивных достижений;

- профилактики ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентации;

- самоуправления;

- иные.


Советом Экспедиции разработана система стимулирования успешности и личностного роста каждого участника Экспедиции. В организационный период внутри экипажей каждый ребёнок экспедиции получает Дневник участника Экспедиции, где фиксируются личные достижения и победы. Приобретая опыт деятельности и общения, каждый воспитанник сможет пройти следующие ступени роста: «участник экспедиции» (все отдыхающие) – «навигатор» (активист отряда) - «штабной» (активист лагеря).

Каждый участник Экспедиции может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и Экспедиции в целом. Если набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги. По итогам победители получают призы и награды. Самые активные участники экспедиции получают Орден Дружбы (фирменный знак отличия ДОЛ «Дружба»).



Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на детском уровне;

- на родительском уровне;

- на уровне администрации детских оздоровительных лагерей;

- на уровне социального заказа учреждениями отдыха и оздоровления детей субъекта РФ


На детском уровне:

- сформированность личностного потенциала участника лагерной смены (адаптированность и успешная социализация, сформированность социальных ориентаций, системы личностных отношений, коммуникабельность и толерантность, опыт командного взаимодействия).



На родительском уровне:

- удовлетворенность жизнедеятельностью временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря (комфортность пребывания ребёнка в лагере, эмоционально-психологическое положение в коллективе сверстников, выстроенное взаимодействие со взрослыми, содержательное сотрудничество в условиях лагерной смены).



На уровне администрации лагеря:

- выстроенность модели эффективного взаимодействия активных субъектов образовательно-воспитательного пространства детского оздоровительного лагеря (реализация концептуальных идей и основных программных положений, охват различных категорий детей системообразующими видами деятельности, ресурсное обеспечение реализации программы).



На уровне социального заказа учреждениям отдыха и оздоровления детей:

- социально-педагогическое сопровождение летнего отдыха и оздоровления детей, в т.ч. имеющих трудности в социализации (совершенствование практики в сфере детского досуга, программное обеспечение деятельности ДОЛ, интеграция дополнительного и инклюзивного образования на уровне реализации воспитательного потенциала).




Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)

Мероприятие

Уровень

Результат

Детская пожарно-спортивная эстафета

муниципальный

3 место

Городская ежегодная спартакиада детских оздоровительных лагерей г.Орска

муниципальный

2 место

Городской конкурс-смотр организации спортивно-туристической работы в ДОЛ

муниципальный

1 место

Областной смотр-конкурс детских оздоровительных лагерей «Лучший лагерь Оренбуржья-2014»

региональный

Победитель (номинация «лучший лагерь ведомственной принадлежности»)

Областной конкурс методических материалов по организации отдыха и оздоровления детей

региональный

1 место (номинация «лучшая методическая продукция»)

Губернаторский пресс-тур по вопросам организации летней оздоровительной компании

региональный

Базовая площадка (единственный ДОЛ в программе тура)

Областной фестиваль детского творчества детских оздоровительных лагерей «Лето без границ»

региональный

1 место (номинация «вокальное творчество»)

Всероссийского конкурса программ и научно-методических разработок "Наука и практика обеспечения детского и молодёжного отдыха - 2014"

федеральный

Лауреат (номинация «программа организации отдыха»)

Дипломант (номинация «программа развития»)



XIX Всероссийский Форум организаторов отдыха детей и молодежи (г.Анапа)

федеральный

Диплом за представленный опыт работы

VII открытый Международный конкурс вожатского мастерства «Вожатское сердце Сибири» (г.Новосибирск)

федеральный

Участие в мероприятиях конкурса

Всероссийский семинар руководителей ДОЛ «Клиентоориентированнный подход в работе детского лагеря: продукт, продвижение, потребители» (г.Новосибирск)

федеральный

Сертификат о прохождении спецкурса (24 часа)




Возможность тиражирования программы

Данная программа применима для любого детского оздоровительного лагеря с ресурсной базой, позволяющей реализовать туристко-краеведческий компонент.

Тиражирование возможно.



Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

дружба56.рф

https://vk.com/dryzba.orsk

http://www.msr.orb.ru/posts/17618

http://orsk.bezformata.ru/listnews/bilaya-druzhba-pererodilas-v-nechto/21443814/

1. «У лагеря «Дружба» новое руководство» Урал56.ru – 01.05.2014 г.

2. «Солнечные перспективы «Дружбы» (Официальный сайт Администрации г.Орска, orsk-adm.ru) - 05.05.2014 г.

3. «Лагерь «Дружба» передали в безвозмездное пользование ООО (Информационный портал Orsk.ru) – 10.05.2014 г.

4. «Лагерь коммунальщиков ушел в частные руки» «Орская хроника» - 08.05.2014 г.

5. «У «Дружбы» новая жизнь» (городская газета «Орский вестник») - 09.05.2014 г.

6. «Былая «Дружба» переродилась в нечто небывалое» (Городская газета «Орская хроника») - 26.96.2014 г.

7. «В «Дружбе» появился скалодром» (Городская газета «Орская газета») - 09.07.2014 г.

8. «Министр посетит детские лагеря» (Городская газета «Орская хроника») - 10.07.2014 г.

9. «Сертификат как средство отдыха» (Официальный сайт Администрации г.Орска, orsk-adm.ru) - 11.07.2014 г.

10. «Министр отправит внука лечиться в наш город» (Городская газета «Орская хроника») - 12.07.2014 г.

11. «Старший в лагере – дедушка Саша» (Городская газета «Орская газета») - 16.07.2014 г.

12. «Дружба» открыла спартакиаду» «ОХ» - 22.07.2014 г.

13. «В лагерях отдыхают таланты» (Городская газета «Орская хроника»)- 24.07.2014 г.

14. «Лето без границ» (Официальный сайт Администрации г.Орска, orsk-adm.ru) - 22.07.2014 г.



15. «Отдых с победой» (Официальный сайт Администрации г.Орска, orsk-adm.ru)- 26.09.2014 г.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница