Программа организации работы детского летнего оздоровительного лагеря «Юный Строитель» «100 лет лета»



Скачать 364.71 Kb.
Дата30.04.2016
Размер364.71 Kb.
OOO «ДОЛ «Юный Строитель»

Программа

организации работы детского летнего оздоровительного лагеря

«Юный Строитель»

«100 лет ЛЕТА»

Санкт – Петербург

2015

Содержание

Информационная карта программы…………………………………………...3

Цель и задачи программы……………………………………………………...4

Пояснительная записка…………………………………………………………5

Новизна программы…………………………………………………………….6

Принципы реализации программы…………………………………………....6

Нормативное обеспечение реализации программы……………………….....7

Кадровое обеспечение программы…………………………………………….8

Материально-технические условия реализации программы……………......8

Механизмы реализации программы…………………………………………..9

Основные педагогические технологии в реализации программы…………11

Педагогические формы и методы реализации программы…………………11

Уникальность программы…………………………………………………….12

Основное содержание программы…………………………………………...13

Ожидаемые результаты……………………………………………………….33

Критерии оценки эффективности программы……………………………….34

Список методической литературы…………………………………………...36

Приложение…………………………………………………………………….38



Информационная карта программы

Название программы: «100 лет ЛЕТА»

Направленность программы: творческая, нравственно – патриотическая, спортивно – оздоровительная

Наименование организации-заявителя: OOO «ДОЛ «Юный Строитель»

Юридический адрес заявителя: Санкт - Петербург, Курортный район,

пос. Смолячково, пер. П.Морозова, д.11, корп. лит. К



Номер телефона: 951-43-28

Факс: (812)433-21-05

e-mail: lager-us@mail.ru

homepage: http://unstroi.ru/

ВКонтакте: http://vk.com/club37814649

Авторы программы: Вадим Иванов, председатель Совета директоров, вице-президент Санкт-Петербургской Ассоциации «Взрослые и дети»; Антон Омелюхин, заместитель директора ДОЛ «Юный Строитель», учитель истории и обществознания; Валентина Герасимова, педагог ДОЛ «Юный Строитель», бакалавр кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

География программы:

Лагерь может принять на оздоровительный летний отдых 300 человек в смену - детей и подростков, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в том числе:



  • дети, родители которых работают на ведущих предприятиях города

  • дети из малообеспеченных семей

  • дети, занимающиеся в спортивных и творческих коллективах

  • одаренные дети

Сроки реализации программы:

1 смена: 4 июня - 24 июня 2015 г
2 смена: 25 июня - 15 июля 2015 г
3 смена: 16 июля - 5 августа 2015 г
4 смена: 6 августа - 26 августа 2015 г
Цель программы:

Создание необходимых условий, благоприятных для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их личностного потенциала, формирования активной гражданской позиции воспитанников через включение их в общественно - значимую творческую и спортивную коллективную деятельность.
Задачи программы:

  • Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период, профилактике заболеваний, а также формированию необходимости вести здоровый образ жизни;

  • Создать условия для раскрытия внутреннего потенциала и самореализации детей и подростков в различных видах деятельности;

  • Приобщить детей к бережному отношения к природе и истории страны и родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям;

  • Способствовать формированию у воспитанников чувства патриотизма, активной жизненной позиции, а также ответственности и самостоятельности;

  • Организовать сотрудничество детей и взрослых;

  • Способствовать приобретению и усвоению детьми навыков поведения в коллективе, культуры взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • Воспитывать у детей и подростков гуманистические качества, чувство толерантности, уважения к окружающим;

  • Выявлять и развивать организаторские и лидерские способностей детей путем включения в систему самоуправления, подготовки и проведения общих дел в отряде и лагере;

  • Развивать интеллектуальный потенциал личности, стимулировать интерес к получению новых знаний;

  • Способствовать успешному усвоению детьми навыков самообслуживания в условиях социально – бытовой жизни, соблюдения режима дня и правил гигиены.


Пояснительная записка:

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и подростков. Этот период довольно благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к национальным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Для родителей и педагогов это время связано с особой ответственностью в решении непростого вопроса: с помощью каких форм и технологий организовать время каникул так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, приобрели новые знания, умения и навыки, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых.

Задача оздоровительного лагеря - не просто создать условия для летнего отдыха ребёнка, а помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и общества. Поэтому деятельность летнего оздоровительного лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения.



Воспитательные функции программы нашего лагеря направлены на формирование гражданственности, трудолюбия,  нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе. Спросив сегодня ребёнка: «Что такое Родина?», можно услышать множество ответов, и все они будут по-своему правильными. Родина – это наша семья, наш дом, наши друзья, наш двор и город, наша страна. Все эти понятия неразрывно связаны друг с другом. И лишь тогда, когда каждая из ступенек будет надежной и прочной, ребёнок сможет встать на следующую, и с уверенностью смотреть в будущее и строить свое время согласно интересам своего народа.

Кроме того, 2015 год в России объявлен годом литературы. Включение в данную программу следования этой идее так же способствует решению одной из поставленных воспитательных задач - формирование уважения к историко-культурному наследию своей Родины. Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, народных традиций, обычаев, возрождения национальных идеалов.
Новизна программы:

Новизна данной программы, разработанной для детского оздоровительного лагеря «Юный Строитель», заключается во включении воспитанников и педагогического состава лагеря в участие в реализации проектной деятельности (см. основное содержание). А также в использовании других современных педагогических форм и технологий.



Принципы реализации программы:

  1. Принцип самореализации детей  (осознание детьми целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого);

  2. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения (обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня);

  3. Принцип свободы творчества;

  4. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий (режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня);

  5. Принцип гуманизма (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху);

  6. Принцип  дифференциации  и индивидуализации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей);

  7. Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»);

  8. Принцип уважения и доверия;

  9. Принцип  безопасности; 

  10. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности;

  11. Принцип научности;

  12. Принцип социальной активности;

  13. Принцип взаимосвязи управления и самоуправления;

  14. Принцип включения семьи в единый педагогический процесс.

Нормативное обеспечение реализации программы:

  • Конституция РФ

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Закон РФ об образовании

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Кадровое обеспечение программы:

  • Директор лагеря

  • Заместитель директора

  • Старший вожатый

  • Воспитатели, вожатые

  • Руководители кружков, педагоги дополнительного образования

  • Библиотекарь

  • Инструктор по физической культуре

  • Хореограф

  • Музыкальный руководитель

  • Медицинские работники

Материально-технические условия реализации программы:

  • 4 жилых детских корпуса, оборудованные всеми удобствами

  • клуб с мультимедийным оборудованием

  • библиотека

  • кружковые помещения

  • стадион

  • спортивные площадки для игры в футбол, волейбол и баскетбол

  • спортзал

  • 4 беседки

  • костровое место

  • игровые городки

  • столовая

  • душевые

  • медпункт

Механизмы реализации программы:

Реализация программы в лагере «Юный строитель» происходит за 4 смены. Каждая смена является тематической. В «Юном строителе», что отличительно, на каждой смене свой руководитель. Каждый руководитель смены реализует собственное видение эффективности воспитательного процесса и вводит свою креативную линию в организацию досуга и развития временных детских объединений. Смена составляет 21 день. Кроме того, каждая смена условно подразделяется на три периода: организационный основной и заключительный, и каждый из них отличается своими механизмами реализации деятельности. Немаловажен также и особый период подготовки, подход к механизмам реализации которого требует немалых временных, материальных затрат и высокой ответственности.



  • Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы,  разработка программ работы творческих кружков, объединений, установление внешних связей, согласование плана с учреждениями культуры и дополнительного образования, организационные собрания, приобретение необходимого инвентаря, проведение инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря и т.д.)

  • Организационный период. Он охватывает первые 3-5 дней смены. Весь дух, настрой и творческий потенциал смены определяют эти первые дни, когда дети привыкают соблюдать установленный график: в определенное время вставать, делать зарядку, поддерживать чистоту своего личного пространства, и все это в постоянном процессе раскрытия новых талантов, личностных и коллективных достижений и побед. Оргпериод - переход из одной жизни в другую. Главная задача в нём - помочь детям успешно пройти социальную адаптацию в лагере. Необходимо:
    1. Познакомить детей друг с другом. Для этого проводятся игры и отрядные мероприятия, способствующие интенсивному знакомству.
    2. Приучить детей к выполнению распорядка дня, соблюдению санитарных норм с помощью озвучивания единых педагогических требований.
    3. Составить с помощью детей план работы и мероприятий разной направленности: спортивной, литературной, художественно-прикладной, трудовой, творческой. Это помогает детям в самореализации во время пребывания в лагере.

  • Основной период. Это пора реализации планов организационного периода, подготовки и проведения, запланированных детьми мероприятий и реализация действий по самоуправлению в лагере и отрядах. Сюда входит работа над проектами, поисково-исследовательская деятельность, деятельность кружков и творческих объединений, изучение природы, культуры и истории своей Родины, турниры, соревнования, экскурсии, ключевые мероприятия событийного характера и другое.

  • Заключительный период (рефлексивно-аналитический). Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ. Этому периоду свойственны так называемые дела-прощания: прощальные отрядные огоньки, прощальные вожатские концерты, прощальные песни, последняя прогулка, прощание с лагерем, лесом, заливом, костром.

Основные педагогические технологии в реализации программы:

  • развивающие технологии;

  • коллективная система воспитания;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • проектные методы воспитания;

  • технология сотрудничества;

  • ситуативные технологии;

  • исследовательские методы в воспитании;

  • технология использования игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Педагогические формы и методы реализации программы:

  • Коллективные  творческие дела (КТД)

  • Игры (сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуально-познавательные, психологические, стратегические, деловые, трудовые и др.)

  • Театрализация  (костюмированные шоу, театральные постановки)

  • Проектная деятельность

  • Творческие  кружки, мастер - классы

  • Мероприятия

  • Состязания, соревнования

  • Турниры

  • Конкурсы

  • Викторины

  • Концерты

  • Праздники

  • Фестивали

  • Прогулки, экскурсии

  • Психологические тренинги, упражнения

  • Арт – педагогика (арттерапия)

  • Отрядные огоньки

  • Орлятский круг (ВСО)


Уникальность программы:

Одной из важных задач реализации программы в лагере является воспитание будущих вожатых лагеря из детей и подростков, которые приезжают сюда отдыхать. В связи с этим при ДОЛ «Юный Строитель» проходят обучающие курсы для подготовки будущих вожатых. Кроме того, в рамках программы реализуются мероприятия, КТД и другие формы взаимодействия детей и подростков, предусматривающие освоение воспитанниками навыков вожатского мастерства. Особенно активно это реализуется с самыми старшими воспитанниками лагеря – 1 отрядом, вся жизнедеятельность которого построена в лагере по принципам своей особой идеологии, так называемой «Бро-концепции» («bro» - от «brother»; «брат», «братство», «единство»).



В ДОЛ «Юный строитель», что отличительно, на каждой смене свой руководитель. Каждый руководитель смены реализует собственное видение эффективности воспитательного процесса и вводит свою креативную линию в организацию досуга и развития временных детских объединений.

Основное содержание программы:

1 смена – «Наша первая глава»
2 смена – «Нас выбрало время»
3 смена – «По следам Первого капитана или тайна 10-ти планет»
4 смена – «ВСтроителе»

Основное содержание программы включает в себя коллективные творческие дела в отрядах, огромное количество различных тематических мероприятий, как отрядных, так и общелагерных, и других форм коллективного взаимодействия детей и взрослых. Многие общелагерные мероприятия связаны непосредственно со знаменательными датами, такими как:

6 июня - Пушкинский день в России

12 июня - День России

15 июня – День медицинского работника

22 июня – День памяти и скорби

27 июня – День молодежи России

8 июля - День семьи, любви и верности

13 июля - День Российской почты

27 июля – День Военно-морского флота России

2 августа - День ВДВ

8 августа – День физкультурника

9 августа – День Строителя

12 августа - День ВВС

22 августа – День Государственного флага Российской Федерации

Кроме того, в ДОЛ «Юный строитель» накоплен достаточный социально-педагогический потенциал – результат совместной деятельности взрослых, детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, сирот, детей из многодетных и малообеспеченных семей. Лагерь «Юный Строитель» - это целостная социально-педагогическая система, на базе которой возможно сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. Правильно организованный детский отдых является помимо всего прочего еще и профилактикой детской безнадзорности и криминализации, если выполняет три основные функции:



Релаксация – снижение физического тонуса и психологическое расслабление;

Рекреация – восстановление и развитие физических сил, израсходованных за учебный год;

Компенсация – возврат детям утраченного, например физическая активность вместо интеллектуальной нагрузки.

Проектная деятельность

Впервые в 2015 году в ДОЛ «Юный строитель» будет осуществляться проектная деятельность. Разработаны проекты, направленные на решение основных педагогических задач. В течение всех смен летней оздоровительной кампании 2015 года воспитанники ДОЛ становятся участниками одного или нескольких проектов. Проекты: «Движение-жизнь» (спорт, ЗОЖ), «СМИ как свобода слова» (творчество, журналистика), «Танцы, танцы, танцы» (творчество, хореография, актерское мастерство), «Креативная группа» (самоуправление, организация мероприятий). На протяжении всей смены проектные группы реализуют свои задачи, которые перед ними поставит их старший товарищ, ответственный за проект (вожатый, старший вожатый, помощник вожатого). В конце смены подводятся итоги проектов, по окончанию которых дети награждаются грамотами, призами и дополнительными личными кириками (денежный эквивалент ЮС).



Проект «ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ»

Актуальность:

Здоровье - ни с чем несравнимая ценность, которую надо беречь с самого рождения. Если дома о здоровье ребёнка заботятся родители, то когда он попадает в другую среду, например летний лагерь, задача заботы о здоровье ребёнка становится перед педагогами и вожатыми лагеря. Для этого ведутся профилактические меры, контроль соблюдения детьми режима дня и правил гигиены, и, конечно, совместные занятия спортом. С помощью этого проекта мы хотим привлечь детей и подростков к ведению здорового образа жизни, к занятиям спортом, как одной из основных составляющих ЗОЖ.



Цель проекта:

Цель данного проекта - актуализировать тему здорового образа жизни среди детей и подростков, побудить их к ведению здорового образа жизни, к занятиям физической культурой и спортом, а так же пробудить интерес к теме Олимпийских игр.



Задачи проекта:

  • развитие познавательного отношения и интереса к изучаемой теме;

  • формирование навыков ЗОЖ;

  • приобщение детей к спорту, как одной из основных составляющих ЗОЖ;

  • проявление детьми своих способностей;

  • возможность воспитанников попробовать свои силы в любом из предлагаемых спортивных направлений;

  • развитие навыков работы в команде, а также развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, стремления достижения цели;

  • повышение уровня самоорганизации и самоуправления воспитанников.

Участники проекта:

Участниками проекта являются воспитанники ДОЛ «Юный Строитель».



Основная идея:

Проведение для воспитанников лагеря спортивного мероприятия в форме мини-олимпиады 2015 по различным видам спорта (лёгкая атлетика, прыжки в длину, бег, метание, эстафеты и др.)



Планирование деятельности (этапы, формы, содержание, способы организации):

  • Информирование о проекте, вводная беседа на тему ЗОЖ в каждом отряде;

  • отбор участников, формирование команд;

  • Подготовка детей к участию в Олимпиаде;

  • Проведение спортивного мероприятия;

  • Подсчёт результатов (в соответствии с возрастной категорией и полом участников), распределение призовых мест, выявление чемпионов;

  • Церемония награждения участников;

  • Подведение итогов, рефлексия.

Ресурсное обеспечение:

  • Спортивная площадка (спортивный зал);

  • Спортивный инвентарь;

  • медицинское обеспечение;

  • Фото – видео техника;

  • Звуковое обеспечение;

  • награды и подарки участникам проекта.

Ожидаемый результат:

С реализацией проекта у детей появится познавательное отношение и интерес к данной проблеме, увлечённость темой ЗОЖ, возможно, даже её пропаганда, стремление к сохранению здоровья, как к наиважнейшей ценности человека, интерес к занятию спортом.



Проект «СМИ как свобода слова»

Цель проекта: Создание в лагере органа СМИ, деятельность которого осуществляется воспитанниками лагеря, представителями разных отрядов, под руководством вожатых/старших-вожатых.

Задачи проекта:

  • Предоставление возможности детям попробовать себя в сфере журналистики, реализовать свои творческие способности на практике;
    Расширение рамок кругозора молодого поколения; 

  • Развитие навыков грамотно излагать свои мысли, коммуникативных навыков;

  • Подача представление о работе журналиста, редактора, ведущего «изнутри»;

  • Способствование созданию современных качественных информационных продуктов детских СМИ;
    Развитие навыков работы в коллективе;

  • Предоставление возможности профориентационного самоопределения подростков;

  • Информирование воспитанников о событиях в лагере в нестандартной, творческой форме, передача её глазами детей;

  • Совершенствование умения проявлять находчивость, находить нестандартные решения проблем;

  • Развитие интереса воспитанников к событиям и делам, происходящим в лагере, привлечение их к участию в общелагерной жизни;

  • Развитие организаторских способностей, воспитание самостоятельности, ответственности.

Основной замысел:

Замысел реализации данного проекта заключается в создании в лагере органа СМИ, в составе которого будут представители разных отрядов, готовые и способные проявить себя в работе СМИ (выпуск общелагерного печатного издания с новостями лагеря и отрядов, информацией о предстоящих событиях, отчётах о прошедших делах, отзывами, интервью, фото и др, а также съёмка и выпуск видеорепортажа в качестве отчёта о проделанной работе). Работа данного органа регулируется ответственными компетентными педагогами (вожатыми).



План реализации Проекта (содержание работы):

Этапы

Планируемые результаты

Информирование детей и вожатых о проекте, объявление о наборе детей в общелагерный орган СМИ

Отбор рабочей группы детей из разных отрядов для деятельности в СМИ лагеря

Организационное собрание

Вводная беседа, знакомство участников с проектом, требованиями к работе в СМИ, коллективное придумывание название для органа СМИ, печатного и видео изданий лагеря, планирование деятельности, поручения и задания участникам для дальнейшей работы

Работа членов органа СМИ над печатной продукцией

Под руководством компетентной группы педагогов сбор информации, , ведение записей, коллективное обсуждение, подготовка статей, фото-видео-материалов, редактирование, создание первого (и последующих)печатного выпуска.

Выпуск печатной продукции СМИ

Выпуск творческого, яркого печатного продукта, заинтересованность воспитанников лагеря изданиями СМИ, оценка деятельности органа СМИ, самооценка рабочей группы, рефлексия, составление рекомендаций.

Работа членов органа СМИ над видео-продуктами

Под руководством компетентной группы педагогов распределение обязанностей, подготовка текста ведущих, выбор места съёмки, ведение интервью, запись на видеоносители, подготовка фото-видео-материалов, работа со звукоматериалом видеомонтаж, создание итогового продукта – видеорепортажа.

Выпуск итогового видео-продукта СМИ

Создание качественного, информативного, интересного для зрителей видеоролика, овладение навыками работы с видео, рефлексия

Получение сертификата (или др. документа) подтверждающего участие в проекте

Овладение всеми необходимыми техническими знаниями, умениями и навыками, развитие творческих, коммуникативных, организаторских способностей, а также другими значимыми личностными качествами. Возможность использовать полученный опыт в будущем, возможность при необходимости использовать информацию о созданных продуктах в качестве портфолио для какой-либо деятельности.

Ресурсное обеспечение:

  • Помещение для собраний и работы членов органа СМИ над продуктом;

  • Фото – видео – аудио техника, мульти-медиа техника;

  • Канцелярские принадлежности;

  • Материалы для творчества;

  • Библиотечные ресурсы;

  • Сертификаты (грамоты, свидетельства или др.) участникам проекта

Научно-техническая и практическая ценность результатов реализации Проекта:

Возможность использования продуктов и результатов Проекта заключается в деятельности воспитанников в будущем, где полученный опыт пригодится им на практике, возможно, в освоении будущей профессии. Значимость предполагаемых продуктов и результатов Проекта велика как для участников проекта, так и для других детей и лагеря в целом. Они содержат основную информацию о проделанной в лагере работе и о тех или иных событиях, которую можно презентовать, на основе которой можно проделывать анализ проделанной работы и составить рекомендации или планирование деятельности на будущее.



Проект «ТАНЦЫ, ТАНЦЫ, ТАНЦЫ»

Цель Проекта:

Подготовка на протяжении всей смены и проведение танцевального шоу с участием воспитанников лагеря разных возрастов с выявлением победителей в различных номинациях.



Задачи Проекта:

- предоставление возможности детям и подросткам проявить свои творческие способности;

- развитие навыков творческого соперничества (стремление к победе, умение быть проигравшим и т.п.), а также делового сотрудничества;

- обмен хореографическим опытом;


- популяризация танцевального творчества;

- эстетическое воспитание (чувство гармонии музыки, танца, костюма и т. д.);

- развитие навыков работать в коллективе;

- развитие организаторских способностей, умения давать объективную оценку, высказывать и культурно отстаивать своё мнение;

- выявление ярких, талантливых исполнителей.

Основной замысел:

Основной замысел реализации данного проекта заключается в подготовке и проведении среди воспитанников детского оздоровительного лагеря танцевального мероприятия, для участия в котором готовятся дети из разных отрядов. Их выступления могут быть как групповыми, так и сольными. Каждый отряд может заявить на участие в шоу больше одного номера(количество номеров, а также временной регламент устанавливаются в зависимости от количества участников). В рамках мероприятия осуществляются различные формы представления и оценивания (конкурс порядковых выступлений с оцениванием по номинациям, танцевальные батлы и др.). Для оказания помощи в организации мероприятия, а также для работы в экспертной комиссии, также призываются к сотрудничеству несколько воспитанников, не участвующих в танцевальном шоу. Данная деятельность происходит под руководством компетентного педагогического состава в целях эффективности подготовки мероприятия. По итогам мероприятия участники и победители награждаются призами. По окончанию мероприятия необходимо коллективное проведение рефлексии отрядов вместе с вожатыми.



План реализации Проекта (содержание работы):

Этапы работ

Планируемые результаты

-изучение литературы по организации творческих мероприятий (в т.ч. танцевальных)


- Выявление основных тенденций в данной деятельности;

- Использование полученных теоретических знаний в работе по подготовке и проведению мероприятия



Организационное собрание педагогического состава

- Вводный семинар по подготовке к проведению мероприятия

- Ознакомление с целями, задачами и требованиями проекта

- выбор рабочей группы

- отбор воспитанников, компетентных в помощи вожатым в организации мероприятия и оценке результатов;

- распределение обязанностей

- планирование деятельности



-проведение с воспитанниками, участвующими в организации мероприятия, подготовительного занятия (беседы)


В процессе занятия воспитанники не только совершенствуют свои творческие способности, но и приобретают организаторские, коммуникативные навыки, получают новые теоретические знания, а также воспитывают в себе самостоятельность и привычку ответственно относится к делу, как к коллективному, так и индивидуальному

Подготовка и представление рабочей группой выполненных заданий по подготовке к мероприятию, корректирование результатов по необходимости

- Готовый сценарий мероприятия

- Установление регламента мероприятий, требований к участию и проведению

- Создание экспертных бланков, установление критериев

- Отбор членов жюри для мероприятия



Реализация запланированного творческого мероприятия

- успешное проведение танцевального мероприятия;

- проявление творческих способностей, а также приобретение других необходимых умений и навыков воспитанниками лагеря;

- проявляли объективности, требовательности, справедливости, логичности, адекватности оценивания участников со стороны членов жюри;

- удовлетворённость участников результатами мероприятия, адекватное восприятие оценок жюри;

- положительные впечатления и эмоции участников и зрителей от танцевального представления


Рефлексия

- Коллективное подведение итогов вожатыми, воспитанниками, участниками, членами жюри конкурса

- Получение отзывов

- Составление рекомендаций


Ресурсное обеспечение:

  • Помещение для репетиций участников и проведения танцевального мероприятия(зал) с местами для зрителей;

  • аудио – фото - видео –аппаратура;

  • костюмы, декорации и другой реквизит, необходимый участникам шоу;

  • канцелярские принадлежности (составление бланков, планов, объявлений и т.д.);

  • призы для участников и победителей танцевального шоу летней смены.

Научно-техническая и практическая ценность результатов реализации Проекта:

Новизна продуктов и результатов Проекта заключается в одновременном освоении подростками не только хореографических навыков и проявлении творчества, но и приобретение новых знаний, умений и навыков, например, организаторских, коммуникативных, умения работать в команде, брать на себя ответственность за подготовку и реализацию мероприятий и др.

Возможность использования продуктов и результатов Проекта на практике заключается в возможности использования разработанного в рамках проекта сценария по подготовке и проведению творческого мероприятий.

Значимость предполагаемых продуктов и результатов Проекта заключается в возможности популяризации танцевального творчества



Перечень научной, технической и другой документации, представляемой по окончании Проекта:

- Методическая разработка

- Сценарий мероприятия

- Заявка на участие в мероприятии

- Отчёт о проведенном мероприятии

- Фото – видео отчёт



Проект «КРЕАТИВНАЯ ГРУППА»

Цель проекта: Формирование в лагере «креативной группы», состоящей из представителей разных отрядов для самостоятельной организации ими и проведения комплекса общелагерных мероприятий (в закрытых и открытых помещениях).

Задачи проекта:

  • предоставление возможности детям и подросткам проявить свои творческие способности, воплотить в жизнь творческие идеи и замыслы;

  • развитие организаторских способностей;

  • развитие навыков работать в команде;

  • развитие навыков грамотно излагать свою позицию, коммуникативных навыков;

  • развитие и совершенствование умения проявлять находчивость, находить нестандартные решения проблем;

  • развитие лидерских качеств;

  • воспитание самостоятельности, ответственности детей и подростков;

  • привлечение воспитанников к участию в общелагерной жизни;

  • установление сотрудничества взрослых и детей.


Основной замысел:

Замысел данного проекта состоит в создании в лагере особого органа самоуправления, состоящего из представителей каждого отряда, творческих ребят, умеющих мыслить креативно, находить нестандартные решения проблем, так называемой «креативной группы». Данная группа ведёт самостоятельную коллективную работу по подготовке, организации и проведению общелагерных мероприятий. Деятельность «креативной группы» регулируется компетентным взрослым (педагогом/вожатым/старшим вожатым).



План реализации проекта:

Этапы

Планируемые результаты

Запуск проекта, информирование вожатых о создании группы

Отбор вожатыми творческих и деятельных представителей разных отрядов, их желание и готовность принимать активное участие в реализации проекта

Организационное собрание «креативной группы»

Общий сбор группы, вводная беседа, знакомство с замыслом проекта и требованиями к участникам, коллективное планирование деятельности, распределение обязанностей и поручений

Подготовка сценария общелагерного мероприятия

Выполнение ребятами поручений, обмен идеями, коллективное обсуждение и составление сценария мероприятия, распределение обязанностей по подготовке к проведению запланированного мероприятия

Проведение общелагерного мероприятия «креативной группой»

Выполненные поручения всех участников «креативной группы», подготовка необходимого реквизита, успешное проведение нового мероприятия для всего лагеря с учётом всех необходимых требований, заинтересованность других участников новыми идеями и работой креативной группы, рефлексия

Последующее проведение и организация мероприятий, созданных «креативной группой» самостоятельно

Заинтересованность группы своей деятельностью, новизна идей, успешная реализация задуманного, совершенствование навыков, умений, учёт замечаний, исправление ошибок, выполнение плана

Ресурсное обеспечение:

  • Помещение для сборов и работы креативной группы;

  • Фото – видео – аудио техника, мульти – медиа техника;

  • Канцелярские принадлежности;

  • Материалы для творчества;

  • Библиотечные ресурсы;

  • реквизит, необходимый для проведения мероприятий.

Научно-техническая и практическая ценность результатов реализации Проекта:

Возможность использования продуктов и результатов Проекта заключается в создании воспитанниками лагеря уникальных авторских сценариев мероприятий, которые могут быть использованы ими, педагогами, другими воспитанниками в последующей организаторской деятельности, воспитанники смогут воплощать в реальность и другие свои творческие задумки. Кроме того, значимость предполагаемых продуктов и результатов реализация данного проекта состоит в том, что он может дать возможность профориентационного самоопределения подростков, а также послужить помощью в подготовке будущих вожатых.



Кружковая деятельность

Организация воспитательной работы в программе дополнительного образования летнего лагеря «Юный Строитель» осуществляется в рамках развивающих творческих кружков, каждый из которых обладает своей уникальностью и выполняет комплекс определённых обучающих и воспитательных функций. Деятельность творческих кружков лагеря обеспечивает личностный рост каждого ребёнка, способствует в жизненном самоопределении, раскрытии и реализации творческого потенциала и культуры личности воспитанников.



Кружок «Хозяюшка»

В лагере оборудована настоящая домашняя кухня со всеми необходимыми для приготовления пищи инструментов и механизмов. Опытный преподаватель объясняет основные законы приготовления тех или иных блюд, правила хранения и обработки продуктов, правила сервировки стола, уборки помещения после приема пищи, мытья посуды и так далее. В процессе занятия дети сами, под руководством педагога, готовят салаты и десерты, делают выпечку, готовят вторые блюда. Потом сами юные повара дегустируют приготовленное, оценивают работу друг друга, убирают со стола, моют посуду – словом, проделывают все то, что обычная хозяйка делает каждый день. В заключении они описывают весь процесс приготовления, составляя коллективную поваренную книгу.

Кружок пользуется огромной популярностью, причем не только у девочек, но и у мальчиков.

Кружок «Ателье мод»

В этом кружке, оборудованном всеми необходимыми инструментами и механизмами, вплоть до раскройного стола, дети учатся шить на руках и на швейных машинках, электрических и ножных, производить ремонт своей одежды, штопать, подшивать шторы, постельное белье. Тут же шьется инвентарь для концертов, выступлений, праздников, отрядные флаги. Ребята получают практические, необходимые любому хозяину и хозяйке навыки и умения. Кружок пользуется заслуженной популярностью, причем помимо образовательной и воспитательной функции он выполняет и функцию хозяйственную – постельное белье и спецодежда лагеря, в случае необходимости, ремонтируется именно здесь.



«Школа эстетики и моды»

Этот кружок является фирменным знаком лагеря «Юный строитель». На протяжении ряда лет здесь открывается летний филиал профессионального модельного агентства «Арт-виза». Опытные педагоги проводят занятия с девочками, объясняя им законы моды и красоты, секреты макияжа, секреты правильной осанки, красивой походки. В процессе девочки и мальчики знакомятся с основами актерского мастерства, культуры речи, общей культуры поведения, умения общаться с окружающими. Завершает обучение «Шоу Мод», выпускной показ с демонстрацией созданных моделей одежды. Всем участникам показа вручается свидетельство об окончании ускоренного курса обучения в модельном агентстве «Арт-виза».



«Библиотека»

В лагере «Юный Строитель» это направление работы считается очень важным. Культура чтения, подбор литературы – это важнейшая составляющая образованного человека, носителя русского языка. Надо сказать, что библиотека пользуется большой популярностью, ребята охотно и много читают.

Библиотека оказывает неоценимую помощь при подготовке тематических мероприятий посвященных истории России и Санкт-Петербурга, мероприятий патриотической направленности, а также конкурсов, викторин, КВН.

Кружок «Лепка»

Деятельность данного кружка даёт воспитанникам лагеря, проявляющим склонность и интерес, возможность окунуться в удивительный мир популярной в прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки, глубже узнать народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества; овладеть приёмами работы с глиной, техникой декоративного оформления, приёмами стилизации, особенностями образа в декоративном искусстве. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.



Кружок «Батик»

Занятия в кружке «Батик (роспись по ткани)» дают возможность детям проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником и создать своими руками прекрасные авторские, эксклюзивные вещи.

Деятельность данного кружка ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному и декоративно - прикладному искусству, развивая творческое воображение и мышление; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, а также научить самой росписи по шёлку. Особое внимание уделяется развитию творческих умений и навыков. Дети овладевают различными приемами изобразительного искусства и реализуют свои творческие замыслы.

Кружок «Роспись по дереву»

Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. В процессе обучения в данном кружке ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для  себя волшебный мир  декоративно-прикладного искусства, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Педагог знакомит детей с историей развития ремесла, творческими работами народных мастеров. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное,  отражают собственное видение.

Кружок «Выжигание по дереву»

 В этом кружке ребят с самых азов учат работать с материалом (деревом и фанерой) и выжигателем, знакомят со стилями и приемами, которыми можно разнообразить рисунок. С помощью пирографии ребята украшают различные деревянные изделия: кружки и солонки, рамы для картин, кухонные разделочные доски и другие предметы домашнего обихода.



Организация режима дня

Организация режима дня в лагере – не только организующий, но и важный оздоравливающий элемент, который может стать основой здорового образа жизни. В организации режима дня ДОЛ «Юный Строитель» соблюдается учёт ряда факторов, таких, как:

  • санитарные правила и нормы

  • использование в работе с детьми и подростками естественных природных факторов: игр на свежем воздухе, походы и прогулки, занятия спортом и пр.

  • чередование нагрузок и отдыха воспитанников, использование дневного отдыха в форме тихого часа

  • регулярность и системность проведения оздоровительных режимных моментов

  • использование в работе с детьми и подростками разнообразных форм деятельности с обязательным учётом возрастных особенностей, состояния здоровья и функциональных возможностей и др.



Примерный распорядок дня

8.30 - 8.45

Подъем, время личной гигиены, оздоровительные и закаливающие процедуры

8.45 - 9.00

Утренняя гимнастика на свежем воздухе или в помещении (в зависимости от погоды)

9.00 - 10.00

Завтрак

10.00 - 10.30

Уборка комнат

10.30 - 13.00

Мероприятия (общелагерные или отрядные) различной направленности на свежем воздухе, в клубе, на стадионе, посещение творческих кружков, воздушные и солнечные ванны, прогулки, купания

13.00 - 14.00

Обед

14.00 - 16.00

Тихий час

16.00 - 16.30

Свободное время, работа в отрядах

16.30 - 17.00

Полдник

17.00 - 19.00

Мероприятия различной направленности, время работ в отрядах, оздоровительные и медицинские процедуры

19.00 - 20.00

Ужин

20.00 - 21.30

Вечернее общелагерное мероприятие (в клубе или на свежем воздухе), дискотека, просмотр кинофильма, отрядные огоньки

21.30 - 21.40

Второй ужин

21.40 - 22.00

Работа в отрядах, вечерний сбор отряда, рефлексия

22.00 - 22.30

Время личной гигиены, подготовка ко сну

22.00 - 23.00

Отбой (поотрядно)

Перспективная программа смен сезона Лето-2015

в ДОЛ «Юный строитель» (см. Приложение)

Ожидаемые результаты:

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников, повысится социальная активность детей и подростков, понимание и принятие ими ответственности за собственные поступки и действия.

Успешность детей в различных мероприятиях даст уверенность в своих силах и талантах, поможет воспитанникам в реализации и развитии своих индивидуальных способностей в разных видах деятельности: творческой, познавательной, спортивной, социальной, коммуникативной.

При хорошей организации питания, медицинского наблюдения и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровление детей и своевременно обращение внимания на проблемы со здоровьем, если они существуют, выработка у детей потребности в ведении здорового образа жизни.

Реализация программы поможет детям в развитии ценностного отношения к людям, природе, творчеству, культуре, правилам поведения, труду, в желании принимать активное участие в социально – полезной деятельности. Осуществление экскурсий, походов, тематических мероприятий помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Повысится уровень социальной адаптированности детей и подростков, что будет проявляться в принятии ими норм и правил поведения, в лёгком установлении контактов с людьми, в умении эффективно взаимодействовать с ними, в знании своих сильных сторон и использовании их в целях самореализации.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Критерии оценки эффективности программы:

Для того чтобы программа работала эффективно, необходимо создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и воспитанники) нашел свое место в жизни лагеря, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:



  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • Заинтересованность педагогов, вожатых и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

  • Творческое сотрудничество взрослых и детей

Критерии отслеживания:

  1. через результаты выполненных контрольных мероприятий, экран роста статуса отряда, количество заработанных за день/смену условных денежных единиц (кириков);

  2. через практическую деятельность детей по организации и проведению мероприятий;

  3. через участие в творческих кружках, мониторинг посещаемости.

Критерии отслеживания реализации творческого потенциала личности ребёнка:

1. через анализ (итоговые таблицы, анкеты):

2. наличие творческой активности;

3. результативность участия в отрядных и общелагерных мероприятиях, КТД (в трудовых делах, конкурсах, театрализованных представлениях, в реализации проектной деятельности, в работе детского самоуправления).



Критерии отслеживания формирования устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности здоровья и ведения здорового образа жизни. Анализ:

1. качественный и количественный показатель проведения оздоровительных зарядок и их системность;

2. качественный и количественный показатель участия детей в специализированных проектах, мероприятиях спортивной направленности.

Критерии отслеживания проявления позитивного отношения к самообслуживанию, общественно полезному труду

Анализ:

1. качественный показатель результативности экрана чистоты;

2. качественный показатель полученных результатов участия в мотивационно-трудовых играх;

3. количественный и качественный показатель участия детей в трудовых десантах;

4. анкетирования детей в начале и в конце смены;

5. динамика развития статуса отряда.



Критерии отслеживания формирования патриотически-воспитанной личности:

1. Качественный и количественный показатель участия в мероприятиях (через рейтинг проведенных мероприятий);

2. Качественный и количественный показатель участия в творческих кружках (мониторинг посещаемости);

3. Качественный показатель позитивного отношения к истории традициям своей Родины (анкетирование, наблюдение);

4. Проявление самостоятельной творческой позиции в организации мероприятий патриотической направленности (через самоуправление);

5. Желание детей реализовывать полученные знания в постлагерный период (проведение анкетирования).

6. Усвоение базовых знаний, умений и навыков по изучению традиционной народной культуры.

Список методической литературы:

1. Сборник программ – победителей Первого Всероссийского конкурса программ и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи. - Москва, 2014

2. Программы и методические материалы АНО «Областной детский оздоровительно – образовательный центр «Ребячья республика»/ Н. В. Тарасова, С. А. Коваль – М.: Федеральный институт развития образования, 2014

3. Лето. Каникулы. Лагерь / С.А. Шмакова. – Липецк, 1998

4. Программа лагерной смены: технология разработки и оформления. Методическое пособие/ Г. Н. Кудашов – Тюмень: «Ребячья республика», 2015

5. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря / Московское городское педагогическое общество. – М., 2000

6. Гузенко А.П., Караваева О.В., Юров А.В. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материалы авторских смен. – М., 2002

7. «Орленок» Книга вожатого / Джеус А. и коллектив «Орленка». – М.: Собеседник. – 2002

8. Территория игры: сборник программ организации летних оздоровительно – образовательных смен 2013 года/ Е. Н. Чеканова. – Тюмень «Ребячья республика», 2013

9. Е.А. Гурбина Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база. Планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности. Учитель., Волгоград

10. КультуРАдости: сборник программ летних оздоровительно - образовательных смен 2014 года. / Е. Н. Чеканова, Г. Н. Кудашов. – Тюмень. «Ребячья республика», 2014

11. Ребячьи забавы: сборник сценариев игровых программ. / Закладная Л. К. - Тюмень, 2008

12. Волохов А. В. Кочергин В.Н. Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород, 2007

13. От идеи до воплощения: Методический сборник под ред. Шиловой Л.В. – Тюмень, 2008

14.  Возжаев С. Н., Возжаева Е.И. «Слагаемые успеха лагерной смены» - М., 2002.

15. URL: http://summercamp.ru/ Моделирование деятельности ДОЛ



Приложение.

P.S.: Название нашей программы происходит от названия 1 отряда - «100 лет ЛЕТА», ведь именно он становится примером для всех воспитанников нашего лагеря. Это те ребята и девчонки, которые хотят в ближайшем будущем посвятить свою жизнь работе и общению с «себеподобными», детьми, до наступления совершеннолетия. Ну а чуть позже - стать хорошим другом и товарищем лагерю «Юный строитель», а точнее – вожатым, и так все 100 лет каждого ЛЕТА в нашем втором доме – ДОЛ «Юный строитель». Стремление ребят и девчонок стать старше, почувствовать всю ответственность настоящих вожатых, вдохнуть воздух, будучи вторым родителем, наставником для «своих» детишек в отряде, берется не просто так, оно исходит от нас, от настоящих, нынешних воспитателей, организаторов, руководителей и вожатых «Юного строителя». И те и другие получают нескончаемое удовольствие от того, чем занимаются, что творят, что любят – это наше летнее счастье, которое будет длиться 100летиями.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница