Программа «Основы сопровождения непрерывного профессионального самоопредления обучающихся в профориентационной работе»



Скачать 408.23 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер408.23 Kb.
  1   2


Автономное образовательное учреждение

Вологодской области

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»






«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор


________ С.Б. Виноградова

«___» ____________ 20__ г.






Дополнительная профессиональная программа
«Основы СОПРОВОЖДЕНИЯ непрерывного ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ в профориентационной работе»

ВОЛОГДА

2014


  1. Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 №273-ФЗ); приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897); Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413); приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», содержанием «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Минтруда РФ от 18.10.2014 №544н).

Актуальность программы. Подготовка квалифицированных профессионалов во всех сферах – важнейшее условие модернизации экономики. Однако растущий разрыв между спросом и предложением на рынке труда, дисбаланс рынка образовательных услуг и рынка труда является серьезным препятствием для реализации задач инновационного развития экономики страны в целом и конкретного региона в частности. Решение данной проблемы следует искать не только на пути оптимизации структуры и содержания всех уровней системы профессионального образования, но в направлении повышения качества профориентационной работы с молодежью.

В настоящее время в системе образования идет переосмысление подходов к профориентационной работе. Однако многие руководящие и педагогические работники ориентируются на сложившуюся в советский период модель профориентации. В логике данной модели молодой человек, принимающий решение о выборе профессии, рассматривается как объект «разовой» профориентационной работы, заключающейся в психологической диагностике с помощью методик, позволяющих найти некое компромиссное решение между желанием, потребностями и реалиями жизни, выражающимися через понятия «могу», «хочу» и «надо». Для формирования профессиональных компетенций педагогов, которые должны решать задачи сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, этого недостаточно.

Кроме того, в системе повышения квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций наблюдается дефицит специализированных курсов, подготовка специалистов в области профориентационной работы не входит в число базовых дисциплин, учебных курсов и программ профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников.

С учетом имеющихся объективных затруднений в понимании педагогами как теоретико-методологических, так и практических основ сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и путей его реализации в условиях образовательной организации разработана настоящая программа.



Область применения: программа может использоваться при обучении педагогических работников основам сопровождения непрерывного профессионального самоопределения в рамках курсов повышения квалификации.

Категория слушателей: руководители и педагоги ресурсных центров на базе профессиональных образовательных организаций, мастера производственного обучения, заместители руководителей общеобразовательных организаций, ответственные за профориентационную работу, педагоги общеобразовательных организаций, осуществляющие сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, педагоги-психологи.

Цель: совершенствование профессиональной компетенции, необходимой для эффективного осуществления профориентационной деятельности в рамках имеющейся квалификации:



  • организация и проведение профориентационных мероприятий (в том числе, практикоориентированных) с различными категориями обучающихся;

  • осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения различных категорий обучающихся;

  • организация творческой, исследовательской, проектной, конкурсной, олимпиадной и других видов деятельности обучающихся в рамках профориентационной работы.

Планируемые результаты освоения программы. После прохождения повышения квалификации по данной программе слушатели самостоятельно смогут:

  • проводить информационные мероприятия для обучающихся различных категорий и их родителей по вопросам востребованности профессии/специальности на региональном рынке труда, направлениях трудоустройства, карьерного роста;

  • планировать сопровождение процесса профессионального самоопределения, осуществлять подбор форм и методов профориентационной работы в соответствии с категорией обучающихся, возрастом и задачами профессионального самоопределения на данном этапе;

  • обеспечивать организацию и проведение элективных курсов, профессиональных проб для школьников в рамках практикоориентированных профориентационных мероприятий;

  • взаимодействовать с педагогами общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, работодателями по вопросам профессиональной ориентации;

  • организовывать проектную, конкурсную, олимпиадную и другие виды деятельности обучающихся в рамках профориентационной работы.

Способность решать широкий круг практических задач будет опираться на знание:

  • нормативно-правового обеспечения профориентационной работы;

  • целей и задач деятельности по непрерывному сопровождению профессионального самоопределения;

  • основ педагогической поддержки обучающихся в процессе сопровождения профессионального самоопределения;

  • форм, методов, технологий профориентационной работы и особенностей профориентационного сопровождения образовательного процесса;

  • особенностей профориентационной работы с различными категориями обучающихся (школьники, студенты профессиональных образовательных организаций), в том числе, с особыми группами обучающихся (оставшимися без попечения родителей, имеющими ограниченные возможности здоровья);

  • специфики сопровождения профессионального самоопределения различными категориями специалистов (педагоги, мастера производственного обучения, педагоги-психологи, социальные педагоги);

  • принципов организации проектной, конкурсной, олимпиадной и других видов деятельности обучающихся в рамках профориентационной работы.

  • форм сотрудничества с педагогами общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, работодателями по вопросам профессиональной ориентации.

Объем курса: 36 часов, в том числе 16 аудиторных часов, из них 9 академических часов лекций, 7 академических часов практических занятий, 8 часов стажировка, 12 часов самостоятельной работы слушателей.

Форма обучения: очно-заочная.

Режим занятий: 2 дня по 8 часов аудиторной работы, 1 день 8 часов стажировка, 2 дня по 6 часов внеаудиторной самостоятельной работы.

Теоретические и практические вопросы сопровождения непрерывного профессионального самоопределения обучающихся будут изучаться в соответствии с содержанием теоретико-методологического и практико-ориентированного разделов программы. Базовая часть курса направлена на изучение теоретико-методологических основ и нормативно-правовой базы сопровождения непрерывного профессионального самоопределения обучающихся. Содержание профильной части включает в себя разъяснение специфики сопровождения профессионального самоопределения различных категорий обучающихся педагогическими работниками образовательных организаций; знакомство с наиболее эффективными формами, методами и технологиями профориентационной работы, соответствующим условиям общего и профессионального образования.

Курс имеет выраженную практическую направленность: на каждом занятии предусмотрено освоение новых средств развития профессиональных компетенций слушателей в области непрерывного сопровождения профессионального самоопределения молодежи.

Слушатели курса обеспечиваются комплектом методических материалов по темам занятий в электронном виде.



Формы промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточный контроль предусмотрен по завершению изучения слушателями раздела 1 программы «Теоретико-методологическое и нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в условиях непрерывности образования» в форме зачета по итогам выполнения теста. Тест выполняется индивидуально каждым слушателем в рамках самостоятельной внеаудиторной работы.

Итоговая аттестация слушателей проходит в форме итоговой зачетной работы. Данную работу слушатели выполняют письменно в рамках внеаудиторной самостоятельной работы. Преподаватели, ведущие занятия со слушателями, оценивают результаты выполнения индивидуальной письменной работы.



По завершении курсов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации в объеме 36 часов, выданное АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»



  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН






Наименование учебных разделов и тем

Всего

В том числе

Форма

промежуточной и итоговой аттестации

Лекции

П/з

С/р

Стажировка




1.

Теоретико-методологическое и нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в условиях непрерывности образования

8

2




6




Зачет

2.

Специфика сопровождения непрерывного профессионального самоопределения обучающихся в профессиональной образовательной организации

28

7

7

6

8




Итого

36

9

7

12

8







Итоговая аттестация
















Зачет



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Наименование учебных разделов и тем

Всего

В том числе

Формы

контроля

Лек-ции

П/з

С/р

Стажи-ровка

1.

Теоретико-методологическое и нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в условиях непрерывности образования

8

2




6




Зачет

1.1.

Ценностно-смысловые ориентиры профессиональной ориентации обучающихся в современных условиях

6







6







1.2

Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях непрерывности образования

2

2













2.

Специфика сопровождения непрерывного профессионального самоопределения обучающихся в профессиональной образовательной организации

28

7

7

6

8




2.1.

Сущность педагогической поддержки обучающихся в процессе сопровождения непрерывного профессионального самоопределения

2

2













2.2.

Особенности профориентационной работы с различными категориями обучающихся

2




2










2.3.

Методическое обеспечение профориентационной работы

4

2

2










2.4.

Принципы организации проектной, конкурсной, олимпиадной и других видов деятельности обучающихся в рамках профориентационной работы

2

2













2.5.

Формы и модели сотрудничества субъектов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся

2

1

1










2.6.

Стратегия эффективного поведения на рынке труда выпускников образовательных организаций

2




2










2.7.

Реализация практико-ориентированной составляющей профориентационной деятельности в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся с различными образовательными потребностями

8










8




2.8

Особенности содержания и организации профориентационной работы в практической деятельности педагога

6







6










ИТОГО

36

9

7

12

8







Итоговая аттестация

(0,25 часа на человека)
















Зачет



4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. Теоретико-методологическое и нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в условиях непрерывности образования
Тема 1.1. Ценностно-смысловые ориентиры профессиональной ориентации обучающихся в современных условияхсамостоятельная внеаудиторная работа

(6 часов)

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Ценностно-смысловые ориентиры профориентационной работы на современном этапе. Цели и задачи деятельности по сопровождению непрерывного профессионального самоопределения обучающихся.

  2. Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в новых образовательных условиях.

  3. Основные направления профориентационной работы на территории Вологодской области.

Перечень источников для самостоятельного изучения

(предоставляются слушателям в электронном формате)

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 №273-ФЗ).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 № 1897).

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413)

  4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (проект).

  5. Комплекс мероприятий, направленных на развитие системы профориентации молодежи в Вологодской области в 2013-2014 годах (постановление Правительства области от 04.02.1013 №119)

  6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России №544н от 18.10 2013)

  7. Профессиональный стандарт преподавателя (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании). Проект.

Результатом внеаудиторной самостоятельной работы будет являться конкретизация перечня компетенций, необходимых для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся при осуществлении индивидуальной педагогической деятельности в соответствии со спецификой типа образовательной организации (общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация дополнительного образования).
Тема 1.2. Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях непрерывности образования лекция (2 часа).
Предпосылки модернизации системы профориентации в России. Современное состояние и перспективы развития профессиональной ориентации в условиях непрерывности образования.

Направления и задачи работы по формированию системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи.


Раздел 2. Специфика сопровождения непрерывного профессионального самоопределения обучающихся в профессиональной образовательной организации
Тема 2.1. Сущность педагогической поддержки обучающихся в процессе сопровождения непрерывного профессионального самоопределения лекция (2 часа)

Понятие «педагогическая поддержка непрерывного профессионального самоопределения». Реализация позиции «педагогики сотрудничества» при осуществлении профессионального самоопределения обучающихся. Раскрытие личностного потенциала обучающегося как основная задача деятельности педагога, направленной на сопровождение профессионального самоопределения.

Условия педагогической поддержки непрерывного профессионального самоопределения: программно-методические, нормативно-правовые, организационные, кадровые, материально-технические.
Тема 2.2. Особенности профориентационной работы с различными категориями обучающихся
Практическое занятие (2 часа)

Цель: формирование компетенций в области выполнения задач сопровождения профессионального самоопределения различных категорий обучающихся.

Содержание занятия. Анализ целей и задач сопровождения непрерывного профессионального самоопределения различных категорий обучающихся в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями: обучающиеся общеобразовательных организаций на ступени основного общего образования, обучающиеся общеобразовательных организаций на ступени среднего (полного) общего образования, обучающиеся профессиональных образовательных организаций.

Специфика организации педагогического сопровождения непрерывного профессионального самоопределения указанных категорий обучающихся. Средства, использующиеся для реализации задач сопровождения профессионального самоопределения на каждом этапе.



Задания для слушателей:

  1. Используя текст проекта «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», а также текст Приложения 1 к концепции, выделите основные задачи сопровождения профессионального самоопределения каждой категории обучающихся: обучающиеся общеобразовательных организаций на ступени основного общего образования (5-7 и 8-9 класс), обучающиеся общеобразовательных организаций на ступени среднего (полного) общего образования (10-11 класс), обучающиеся профессиональных образовательных организаций.

  2. Проанализируйте инструменты, предлагаемые для реализации задач сопровождения профессионального самоопределения на каждом этапе.

  3. Выделите те из них, которые целесообразно использовать в рамках специфики вашей образовательной организации.

Методические пояснения. На первом этапе практической работы задание выполняется слушателями индивидуально. На втором этапе в минигруппах слушатели обсуждают содержание предлагаемых задач и инструментов, конкретные формы их реализации в рамках личной педагогической деятельности. Целесообразно предложить слушателями поделиться с коллегами опытом использования различным форм профориентационной работы, делая акцент на специфике категории обучающихся и задачах, которые выполняет данная форма.

Фронтальное обсуждение выполненного задания начинается с любой подгруппы. При этом все слушатели участвуют восприятии информации подгруппы, ее обсуждении и в оценке выполненного задания. Затем процедура обсуждения повторяется применительно к остальным подгруппам. Преподаватель делает итоговое обобщение по теме занятия, дает необходимые рекомендации.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница