Программа освоения детьми и подростками социального опыта



Дата07.06.2016
Размер90.7 Kb.
Информационная карта программы

(для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья)




Полное название программы

Программа освоения детьми и подростками социального опыта, формирования мотиваций здорового образа жизни и безопасного поведения в условиях детского оздоровительного лагеря «В поисках «Жемчужины»

(Детский оздоровительный лагерь «Жемчужина», г.Омск, Омская область) (далее Программа)



ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Татьяна Анатольевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе детского оздоровительного лагеря «Жемчужина»,

Грошева Алена Юрьевна, старшая вожатая детского оздоровительного лагеря «Жемчужина»



Контактный телефон, электронный адрес

8-904-829-99-27

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности




Наименование субъекта Российской Федерации

Омская область

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

Социально-педагогическая

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента /если есть/, допустимость участия в программе детей с ОВЗ)




Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

Программа содержит обоснование ее введения; описание ролевой игры как главной формы организации детского коллектива, характеристику этапов формирования социального опыта; структуру детского самоуправления; характеристику основных направлений деятельности по формированию мотиваций здорового образа жизни и безопасного поведения, перечень мероприятий; ожидаемые результаты; критерии оценки успешности выполнения Программы; приложения

Обоснование актуальности программы

Успешная организация дополнительного образования дает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; поддержки не только одаренных детей, но и детей других особых категорий (группы риска, с ограниченными возможностями здоровья).

Выбор собственного пути самореализации способствует развитию личности подростка, поможет преодолеть субъективные и объективные противоречия, связанные с психологическими особенностями этого возраста.



Предполагаемый социальный эффект программы

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.

Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель:

Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и всестороннего развития детей и подростков.

Задачи:

- способствовать формированию у воспитанников стремления к участию в новых социальных отношениях, взаимодействию, коллективной творческой деятельности;

- развивать представления ребенка о нормах, способах, вариантах организации проведения досуга;

- включить школьников в разнообразную деятельность на принципах добровольности, свободы выбора, самодеятельности

- способствовать формированию лидерского потенциала детей, овладению ими навыками межличностной коммуникации;

- помочь каждому ребенку раскрыть свои творческие способности;

- обеспечить сохранение и укрепление здоровья отдыхающих;

- культивировать осмысленное и преобразовательное отношение к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому;

- воспитывать активную гражданскую позицию, стремление к здоровому образу жизни;

- вовлечь в регулярные занятия физкультурой и спортом.

- создать ситуацию успеха для каждого участника программы.



Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

1. Качественное эмоционально – насыщенное оздоровление в экологически чистом районе детей и подростков, закрепление ими навыков здорового образа жизни

2. Массовое привлечение детей к занятиям физкультурой.

3. Формирование установки на регулярные занятия физическими упражнениями, сознательное применение их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

4. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья: воздержание от курения, пивного алкоголизма.

5. Расширение информационного поля и практических навыков активного отдыха у детей и подростков, мотивация саморазвития личности.

6. Воспитание толерантных отношений; создание условий для решения психологических проблем подростковой среды, упрочение атмосферы доверия и чувства защищенности перед невзгодами жизни, обретение уверенности в своих силах.

7. Получение детьми навыков коллективной и индивидуальной творческой деятельности, самоуправления, социальной активности.


Содержание программы: обоснованность реализации мероприятий программы на этапах программы:

- подготовительном;

- организационном;

- основном;

- итоговом.


Подготовительный этап

- подбор кадров для участия в реализации программы;


- проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;
- формирования единого пространства, деятельности, взаимопонимания, творчества;
- подготовка методических материалов;
- подготовка материально-технической базы

Организационный этап

- формирование отрядов;

- обследование заехавших детей (медики);

- мотивация на смену и ее основную идею (вожатые);


- знакомство с режимом работы центра и его правилами;

- запуск игры (объяснение сути игры, выбор ролей, органов соуправления,


- презентация творческий объединений и спортивных секций

Основной этап:

- развитие сюжета игры;

- самоопределение детей в своих интересах, отраженных в кружках;

- включение детей в процесс коллективной деятельности;

- мотивация и создание условий к позитивной самореализации;
- методическая работа с воспитателями, педагогами дополнительного образования и вожатыми.

Обсуждение и корректировка Программы на основе аналитических данных (анкетирования, опросов, бесед, экрана настроения, медицинской и психолого-педагогической диагностики) в течение сезона в ходе педагогических и вожатских советов.



Заключительный этап

- закрытие смены (выход из игры);


- подведение итогов и анализ деятельности;

- рефлексия;

- награждение организаторов и активных участников смены.


Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов, реализующих программу;

- описание системы подготовки педагогического состава.


Организация отдыха и оздоровления детей, на базе которой реализуется программа полностью укомплектована кадрами как педагогическими, так и специальными сотрудниками. (Раздел 6 Программы).

Ресурсная обеспеченность программы

Ресурсное обеспечение программы включает (Раздел 5 Программы):

- Кадровый ресурс

- Территориальный ресурс

- Материальный ресурс

- Информационный ресурс


Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

При реализации программы задействованы педагоги системы дополнительного образования детей, а также досуговых детских организаций.

Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).


Механизм оценки эффективности реализации программы:

методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий (количественные, качественные)



Количественные:

Социометрический опрос

Социометрический анализ

Результаты антропометрии и медицинского осмотра

Статистический анализ
Качественные:

Качественный анализ

Наблюдение

Опрос


(Приложение 3)


Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения

1. Принцип ценностно-смыслового равенства.

У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности; позиция равенства. Ведущим у взрослого в отношении ребёнка является принцип «первый среди равных».

2. Принцип природосооб-разности.

Воспитание детей ведется сообразно их возрасту, полу; формируется ответственность за результаты собственного развития, за последствия своих действий.

З. Принцип креативности.

Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке, условиях эмоционального комфорта отношений, при участии педагога творящего.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания.

Педагог призван помочь воспитаннику осуществить своё право самому выбирать сферу самореализации, саморазвития и самоутверждения с учётом внутреннего развития каждой личности.

5. Принцип демократизации воспитательного процесса.

Одинаковое соблюдение законов и правил педагогом и воспитанником. Воспитательный процесс не должен ущемлять права взрослого и ребёнка.

6. Принцип коллективности.

Педагогу необходимо воспитывать социально-значимые качества у воспитанника, развивать его как члена общества, коллектива.

7. Принцип культуросооб-разности.

Очень важна опора на национальные традиции, уклад жизни, нормы и ценности этнической культуры, которые не имеют противоречий с общечеловеческими ценностями.


Программа предусматривает применение различных методик стимулирования, диагностику реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).


Наличие системы стимулирования участников (количество и качество регистрации достижений участников программы):

- развитие творческого потенциала детей;

- уровня спортивных достижений;

- пропаганды ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентации;

- самоуправления;

- иные.


В рамках реализации программы основным является принцип детского самоуправления. Кроме того, применяется рейтинговая система участия детей в мероприятиях, входящих в программу, по итогам осуществляется диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова). (Приложение 1 Программы)


Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на уровне ребенка;

- на уровне родителей (лиц, их заменяющих);

- на уровне администрации учреждений, реализующих программы детского отдыха и оздоровления;

- на уровне социального заказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в чьем ведении находятся вопросы оздоровительного отдыха детей и подростков.


В течение смены ведется:

- ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива;



- педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.


Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)




Возможность тиражирования программы




Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница