Программа отдыха и оздоровления детей с овз в условиях инклюзивной среды «Подари себе Солнце!»



Скачать 173.79 Kb.
Дата06.06.2016
Размер173.79 Kb.
Информационная карта программы

(для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья)




Полное название программы

Программа отдыха и оздоровления детей с ОВЗ в условиях инклюзивной среды «Подари себе Солнце!» в рамках комплексной программы отдыха и оздоровления «Пятая сторона света» детского оздоровительного лагеря «Восход»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Алексеева Ольга Олеговна – руководитель программы лагеря


Контактный телефон, электронный адрес

89211821832, o_bitnaya@mail.ru

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по образованию.

Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение

«Центр оздоровления и отдыха «Молодежный». Детский оздоровительный лагерь «Восход»


Наименование субъекта Российской Федерации

Санкт – Петербург

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

Социально – педагогическая

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента /если есть/, допустимость участия в программе детей с ОВЗ)

Участники программы

-Дети-инвалиды от 4 до 18 лет и сопровождающие их члены семьи

-Педагогический коллектив ДОЛ


Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

Программа «Подари себе солнце!» основана на комплексном подходе к интеграции детей с ОВЗ в социум. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что пять направлений подпрограммы: твои возможности, шаги к успеху, золото рук, сила жизни, семейный круг, которые взаимно дополняют друг друга, предоставляют возможность детям с ОВЗ развиваться, социализироваться и даже профориентироваться.

«Подарить себе солнце» - значит, научится радоваться новому открытию, удивляться бескорыстно, нараспашку реагировать на то, что дарит нам жизнь. Это возможность дать почувствовать себе, что мир прекрасен, он такой – каким мы его создаём.

Данная программа направлена на то, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья были приобщены к жизни общества, а не разобщены с ним. Наши мальчики и девочки, их родители не должны оставаться один на один с недугом. Только сообща, все вместе, взрослые и дети, инвалиды и здоровые, специалисты-профессионалы и добровольные помощники, мы можем сделать жизнь этих детей более светлой, более щедрой на радость. С нашей помощью, при нашей поддержке и любви каждый из ребят сможет ПОДАРИТЬ СЕБЕ СОЛНЦЕ



Обоснование актуальности программы

Актуальность данной программы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении полноценного отдыха.

.


Предполагаемый социальный эффект программы

Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Преимущества инклюзивной среды в ДОЛ

1. Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях.

2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки коммуникации.

3. В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями (и без особенностей) становится более обычным делом.




Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

ЦЕЛЬ:

- создание благоприятных условий для самореализации и самовыражения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, посредством вовлечения участников программы в разнообразную досугово - развивающую и социально-творческую деятельность, основанную на получении полноценного отдыха и оздоровления.



ЗАДАЧИ:

  1. Оздоровление детей специфическими средствами лагеря.

  2. Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным ценностям, развитие их творческого потенциала при различных видах деятельности

  3. Содействие процессу социальной адаптации и реабилитации ребёнка c ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной среды.

  4. Создание благоприятных условий для общения с семьёй имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлечение их в жизнь лагеря.

  5. Повышение уровня психолого-педагогической подготовленности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

  6. Подготовка педагогических кадров для работы с данной категорией детей и их родителями.

  7. Организация процесса сотрудничества и сотворчества всех участников подпрограммы.




Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

  1. Повышение уровня общего физического состояния и психологического благополучия детей и их родителей – участников подпрограммы.

  2. Установление безопасной и комфортной обстановки среди детей, созидание доверительной атмосферы.

  3. Определение путей и перспектив социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в ДОЛ.

  4. Приобретение детьми опыта творческой, познавательной и преобразовательной деятельности

  5. Наличие повышенного настроения, тёплое, тесное, эмоциональное взаимодействие, взаимопонимание и поддержка друг друга, отсутствие напряжённости между детьми с ОВЗ и здоровых детей в условиях инклюзивной среды.

  6. Создание очно-заочного клуба семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  7. Улучшение взаимодействия между членами семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.




Содержание программы: обоснованность реализации мероприятий программы на этапах программы:

- подготовительном;

- организационном;

- основном;

- итоговом.

Механизмы реализации программы
I . Подготовительный этап реализации программы – апрель – май 2015 г.
Этот этап характеризуется тем, что за месяц до открытия детского оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:


  • проведение совещания при директоре и по подготовке лагеря к летнему сезону;

  • подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).

II. Практический этап реализации программы - июнь - сентябрь 2015 г. Состоит в непосредственной реализации подпрограммы, 5 смен, каждая из которых включает в себя ряд этапов.
1. Организационный этап. Этот период короткий, состоит из 3 - 4 дней.

Его задача: адаптация детей, знакомство и сплочение отрядов, ознакомление с темой смены, студиями, секциями и их руководителями. Проводятся игры на сплочение отряда, отрядные огоньки, анкетирование, тренинги общения.

Внутренняя структура выстроена с учётом последовательных этапов адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности.

Вся деятельность педагогического коллектива направлена на изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, запросов, увлечений, состояния здоровья. В этот период происходит формирование первичных коллективов.

Основные мероприятия:

- игры на выявление творческого потенциала, коммуникативных и лидерских качеств, знакомство, сплочение отряда;

- коллективно – творческие дела малых форм: выявление готовности работать вместе, проявление творческого и лидерского потенциала, формирование навыков взаимоотношений;

- предъявление единых педагогических требований, установка единых правил и норм проживания;



  1. Основной этап – идёт сочетание массовых и внутриотрядных форм мероприятий различной направленности, стимулируя активность детей с ОВЗ. Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.

В течение смены проводятся соревнования отрядов, в которых они собирают определённое количество оценочных знаков. Ежедневно проводятся конкурсы, викторины и другие КТД. Жизнедеятельность лагеря отличается темпом и разнообразием. Эмоционально – нравственная атмосфера сотрудничества взрослых и детей, наличие традиций – всё это содействует успешному развитию ребёнка в течение основного периода смены.

3. Заключительный этап (последние 2-3 дня)

Основной идеей этого этапа является:



  • подведение итогов смен;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности детского оздоровительного лагеря в будущем.
    III этап. Аналитический этап реализации программы (сентябрь - октябрь 2015 г.) состоит в проведении аналитической работы по всей летней кампании ДОЛ.

Содержательная сторона подпрограммы «Подари себе солнце!» реализуется комплексом мероприятий, входящих в пять направлений деятельности.
Первое направление «Сила жизни» - направление связано с физкультурно – оздоровительной деятельностью. Дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

:

- организация режима с учётом индивидуальных особенностей детей



- рациональное питание;

- воздушные и солнечные ванны;

- процедуры закаливания

- занятия адаптированными спортивными играми («Бинго», волейбол, городки и т.д.);

- занятия лечебной физкультурой;

- психологические тренинги на общение;

- прогулки в лесу, на озеро, на реку.

Задачи:

- создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья, негативного отношения к вредным привычкам;

- пропаганда физической культуры здорового образа жизни

Формы:


  • утренняя зарядка

  • занятия ритмикой

  • спортивные праздники

  • эстафеты

  • игровые программы

  • акции протеста против курения, наркотиков

  • спортивные игры;

  • аттракционы;

  • водные процедуры;

  • ежедневный осмотр детей медицинским работником;

  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)

  • организация здорового питания детей;

  • организация питьевого режима детей;


Второе направление «Золото рук» направленно на реализацию творческого потенциала детей и их родителей, развитие и формирование художественных и ремесленно-прикладных умений и навыков.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер. Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идѐт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.



Задачи:

  • создание условий для творческой самореализации детей;

  • формирование художественного вкуса;

  • знакомство и пропаганда лучших образцов музыкальной и театральной культуры;

вовлечение детей в активное творчество

Формы:

  • театральные представления;

  • конкурсы мастеров художественного слова;

  • выставки работ декоративно-прикладного искусства;

  • конкурсы рисунков;

- праздничные программы;

- работа кружков и мастерских


Третье направление «Семейный круг» связано с задачей организации помощи и поддержкой родителей имеющих детей с ОВЗ и предполагает:

- совместное творчество родителей и детей;

- психологические тренинги;

- медицинские, психолого–педагогические, юридическая помощь;

- отдых родителей (автономно)
Четвёртое направление «Лира» предполагает участие детей в культурно-массовых мероприятиях, способствующих раскрытию индивидуальности, развитию творческих способностей, познанию себя, самоопределении.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.) Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.



Формы работы:

Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час;

Посещение музея; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека;

Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант; Занятия в кружках.



Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на

другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те

физические и духовный способности и склонности, которые не может

реализовать в труде и учебе.

Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, прогулки;



  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение

эмоционального подъёма и возможности открытого выражения своих

чувств.


  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным

ценностям. К самообразованию относятся: походы в библиотеку, экскурсии, деловые игры...

  • творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности.



  • общение является необходимым условием развития и формирования

личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

  • Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;

  • Альтернативного провождения времени

  • Свободного времени

  • Совместного планирования досуговой деятельности.

Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:



  • Уровень целостного детского коллектива смены;

  • Уровень отряда;

  • Уровень организации досуга в группах по интересам;

• Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Пятое направление «Мы вместе» ориентировано на создание инклюзивной среды. Оно нацелено на повышение психоэмоционального тонуса, налаживание межличностной отношений между детьми с ОВЗ и здоровых детей через организацию арт-педагогических форм деятельности, основанных на арт-терапевтических технологиях.

  1. Изотерапия

  2. Библиотерапия

  3. Сказкотерапия

  4. Драматерапия

  5. Видеотерапия

  6. Игротерапия

Успешность интеграции детей с ОВЗ в обычный лагерь зависит от множества факторов, однако, основным условием интеграции является – «включенность» в человеческие отношения. Каждый ребенок хочет быть услышанным, принятым и признанным другими, значимыми для него людьми.

Задача этого направления дать реальную возможность каждому ребенку высказать свое мнение и быть услышанным, реализовать творческие способности.

Содержание данного направления реализуется в разных формах:

-индивидуальные занятия со специалистами

- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)

- совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

-прием пищи

- детско-родительские группы

- праздники, конкурсы, экскурсии, прогулки

-беседы, диспуты

- совместное участие в пресс-центре лагеря «PRO-ВОСХОД» (сбор и обработка материалов; специальные выпуски газеты; выпуск



Кадровое обеспечение программы:

- перечень специалистов, реализующих программу;

- описание системы подготовки педагогического состава.


Начальник ДОЛ, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель программы, педагог-организатор, художественный руководитель, психолог, педагогический отряд «Байт», педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, организаторы физвоспитания, инструкторы по туризму, библиотекарь, звукооператор


Ресурсная обеспеченность программы

  1. ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, план-сетки.

        2. Должностные инструкции всех участников процесса.

        3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течении сезона.

        4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы Дидактические материалы :

  • Копилка заданий, упражнений, вопросов, викторин и т.д

  • Тематические подборки

  • Разработки досуговых мероприятий

  • Положения о массовых мероприятиях

  • Раздаточный материал (карточки, шаблоны и др.)

  • Фото и видео архив

  •  Библиотека

  1. Проведение ежедневных планёрок.

  2. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

2.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий для детей с ОВЗ.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.



Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

- Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию

- Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр оздоровления и отдыха «Молодежный»




Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

В социальных сетях и на сайте ДОЛ – анкетирование, опрос

По окончании смены проводится анкетирование воспиьтанников, родителей, педагогов



Механизм оценки эффективности реализации программы:

методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий (количественные, качественные)



Количественные:

  • Социометрический опрос

  • Социометрический анализ

  • Результаты медицинских осмотров

  • Статистический анализ

Качественные

  • Качественный анализ

  • Наблюдение

  • Опросы

Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения

1. Опросник М. И. Рожкова на выявление уровня социальной активности, социальной адаптированности, социальной автономности и нравственной воспитанности.

2. Самооценочный тест «Дембо- Рубинштейн»

3. Игротренинги

4. Арт- терапия



Наличие системы стимулирования участников (количество и качество регистрации достижений участников программы):

- развитие творческого потенциала детей;

- уровня спортивных достижений;

- пропаганды ЗОЖ;

- снижения уровня агрессивности в детской среде;

- профориентации;

- самоуправления;

- иные.


Основная идея игровой модели – дать возможность ребятам почувствовать, что Мир вокруг нас такой, каким мы хотим его видеть. Страна Солнца существует не только в детском воображении, она везде, где ее готовы видеть и замечать. За смену каждый ребенок попробует найти ключ в свою эту волшебную страну безграничных возможностей и творчества и стать.

Каждому ребенку по окончании смены выдаются свидетельства, где записаны все его достижения.

За каждое мероприятие отряд получает особый жетон – «ярилку».

Красная – за творческие дела

Зелёная – чистота в отрядах

Синяя – спортивные успехи

Оранжевая - за участие в интеллектуальных конкурсах

Желтая – за добрые дела

Выдача жетонов - ярилок учитывается в ведомости, которая выглядит следующим образом:

Отряд

Вид работы

Жетон

.

.

.

В конце смены отряд, получивший наибольшее количество жетонов - ярилок, награждается почётной грамотой, призом за активное участие в работе лагеря. Почётные грамоты могут быть в следующих номинациях:

«Самый добрый» (выполнение законов страны и за добрые дела),

«Самый творческий» (подготовка и участие в КТД),

«Самый спортивный» (участие в спортивных мероприятиях),

«Самый интеллектуальный» (участие в интеллектуальных конкурсах),

«Самый созидающий» (чистота и порядок в городе),

«Лучший город «Страны Солнца» (отряд, отличившийся во всех номинациях)

Система стимулирования личного роста

В процессе смены дети не просто участвуют во всех её мероприятиях. В «Стране Солнца» разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый участник смены может ежедневно получать грамоты, медали, сертификаты за активное участие в жизни своего отряда и в целом лагеря. Если за неделю набирается 5 наград, ребёнку выдаётся «Звезда Успеха».

В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество «Звёзд Успеха» в целом. По итогам победители получают подарок и грамоту с присвоением титула «Юный магистр Солнца»

Родителям отличившихся детей вручаются благодарственные письма.




Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на уровне ребенка;

- на уровне родителей (лиц, их заменяющих);

- на уровне администрации учреждений, реализующих программы детского отдыха и оздоровления;

- на уровне социального заказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в чьем ведении находятся вопросы оздоровительного отдыха детей и подростков.


На детском уровне – ежедневная «цветопись», рефлексия по итогам дня, анкетирвание, пресс-центр лагеря.

На родительском уровне – отзывы родителей об участии детей в том или ином мероприятии, об организации отдыха в целом.

На уровне администрации - подведение итогов смен, выработка перспектив деятельности организации, анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности детского оздоровительного лагеря в будущем, проведение аналитической работы по всей летней кампании ДОЛ.


Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)




Возможность тиражирования программы




Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

http:www.voshod.clan.su

http://vk.com/dolvoshod




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница