Программа педагогической практики по воспитательной работе студентов IV v курсов



страница1/3
Дата07.06.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПО

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ IV - V КУРСОВ

Авторы: С.Г. Орлова, В.В. Дранишников, М.В. Игнатенко

Педагогическая практика - важное звено в системе подготовки сту-


дентов к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.
Ее цели, задачи, содержание, формы работы определены в соответствии с
требованиями Государственного стандарта содержания педагогического
образования в высшей школе, законами и нормативно-правовыми доку-
ментами по образованию: Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о
правах ребенка», «Концептуальными основами содержания деятельности
классного руководителя (воспитателя)», письмом Министерства образова-
ния РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ», госу-
дарственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2001 2005 годы», «Национальной доктриной образования в РФ», «Кон-
цепцией модернизации российского образования на период до 2010 года».

Сроки проведения практики: на IV курсе в течение 6 недель в феврале - марте, на V курсе в течение 7 недель в октябре - ноябре.

Цель педагогической практики - подготовить студентов к профес-
сиональной деятельности в образовательных учреждениях (СШ, гимнази-
ях, лицеях, школах-интернатах, учреждениях дополнительного образова-
ния) в качестве классных руководителей, воспитателей; помочь им
адаптироваться в условиях многовариативности содержания образования и
рыночных отношений.

Задачи педагогической практики:

1. Научить студентов выполнять функции классного руководителя в СШ, гимназиях, лицеях.

2. Ознакомить с учебно-воспитательным процессом современных образо-
вательных учреждений в условиях Кольского Севера.

3. В практической деятельности с детьми усвоить на новом качественном уровне теоретические знания предметов психолого-педагогического цикла.

4. Способствовать самоопределению студентов в многообразии педагоги-
ческой культуры, выработать у них систему педагогических ценностей.

5. Развить элементы педагогического мастерства и педагогической этики.


6. Ознакомить с массовым и передовым педагогическим опытом работы образовательных учреждений г. Мурманска и Мурманской области.

7. Способствовать формированию у студентов интереса к практической педагогической деятельности, желания в будущем работать в образова-
тельных учреждениях.

На V курсе дополнительно решаются следующие задачи:


  • развивать способности научно-исследовательской работы;


  • готовить студентов к инновационной деятельности.



Содержание и характер деятельности студентов

На IV курсе студенты выполняют функции помощника классного


руководителя в 5 - 8 классах, на V курсе - стажерская практика, на которой
студенты выполняют функции учителя-предметника и классного руково-
дителя в 9 - 11 классах. Практика проходит в образовательных учреждениях
г. Мурманска и Мурманской области.

Программой практики предусматриваются следующие основные на-


правления в работе студента-практиканта.

1. Учебная работа - планирование, подготовка, проведение и анализ


уроков; подготовка и проведение индивидуальных и групповых внекласс-
ных занятий с учащимися; изготовление наглядных пособий и дидактиче-
ских материалов; проверка тетрадей и т.п.

2. Воспитательная работа в качестве помощника классного руково-


дителя - изучение документации; проверка дневников учащихся; органи-
зация различных видов деятельности школьников (трудовой, спортивной,
художественно-эстетической, познавательной); ознакомление с методикой
работы с родителями и ученическими организациями и т.п.

3. Учебно-исследовательская работа по психологии и педагогике -


применение комплекса методов психолого-педагогического исследования
при изучении личности учащегося и ученической группы (класса).

Содержание воспитательной работы представлено следующими на-


правлениями:

  • нравственное воспитание и формирование мировоззрения школьн-
    иков (классные часы на темы: «Быть воспитанным - это...», «Об умении
    думать о других», «Добру откроется сердце»; диспуты «Что такое поря-
    дочность (еще раз о вечном)?», «Ценности. Что человек должен ценить?»;
    беседы «Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций)», «Когда и
    как говорить "нет"» и др.);

  • гражданское воспитание (правовые семинары; встречи с ветера-
    нами войны и труда; месячники военно-патриотического воспитания;
    смотры строя и песни; военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;
    факельные шествия; создание школьных музеев; «Вахта памяти», про-
    смотр видео- и кинофильмов о войне);

  • трудовое воспитание и профессиональное самоопределение (суб-
    ботники, самообслуживающий труд; изготовление наглядных пособий; бе-
    седы «Как правильно выбрать профессию?»; профессиональная диагно-
    стика; организация встреч со специалистами различных отраслей знаний; знакомство с учебными заведениями г. Мурманска: посещение МГПУ,
    МГТУ, МПК и т.д.);

  • эстетическое воспитание (беседы «Знаменитые художники»,
    «Что такое культура?»; «Театр — это...»; экскурсии в театр, кино, художе-
    ственный музей; литературные викторины, вечера поэзии, драматические
    инсценировки; музыкальные гостиные, концерты, художественная само-
    деятельность, творческие конкурсы; галереи шедевров изобразительного
    искусства; походы к историческим и художественным памятникам; встре-
    чи с деятелями искусства); экологическое воспитание (создание экологических троп; эколо-
    гические операции «Родничок», «Муравейник», «Первоцвет»; экологиче-
    ские конференции, диспуты; озеленение участков; конкурс плакатов на
    экологическую тему; игры по станциям, КВН; устные журналы, стенгазе-
    ты);

  • работа по краеведению (классные часы на темы «Чем и кем сла-
    вен наш город?», «Город мой широкоплечий»; экскурсии по городу, в
    краеведческий музей; конкурс сочинений «Объяснение в любви родному
    городу»; конкурс фантастических проектов «Мурманск в будущем»; вик-
    торина «Мой город»; встречи со старожилами Мурманска);

  • физическое воспитание («Веселые старты», эстафеты, соревнова-
    ния, подвижные игры; спортивные праздники, лыжные прогулки; беседы
    по формированию здорового образа жизни: «Правильное питание», «По-
    чему нужно заниматься физкультурой», «Давление среды (наркотики, ал-
    коголь, сигареты)», встречи со спортсменами).

Организация деятельности студентов

Практика в школе начинается с наблюдательно-аналитической неде-


ли. Ее содержание:

1. Установочная конференция в школе: знакомство с представите-


лем администрации (директор, завуч по воспитательной работе), который
знакомит студентов с особенностями школьного коллектива, уровнем
учебно-воспитательной работы ОУ, проблемами, традициями, материаль-
но-технической базой, правилами внутреннего трудового распорядка; рас-
крывает содержание ближайших общешкольных мероприятий.

Беседа с классным руководителем об особенностях классного кол-


лектива: уровне познавательной активности, сплоченности коллектива,
иерархии духовно-нравственных ценностей. Классный руководитель зна-
комит с активом класса, дает характеристику отдельных учащихся, расска-
зывает о задачах и проблемах класса.

Представление студентов учащимся «подшефных» классов.

2. Изучение коллектива класса в процессе посещения уроков, воспи-
тательных мероприятий, общения с учениками, знакомства с документацией (классным журналом, журналом посещения факультативов, кружков,
спортивных секций).

Изучение класса ведется по схеме: класс; состав класса по возрасту;


состав класса по полу (мальчики, девочки); учащиеся с ослабленным здо-
ровьем; структура класса (микрогруппы, включающие только мальчиков,
только девочек, тех и других); характер отношений между группами; тра-
диции класса; характеристика деятельности класса (какие виды деятельно-
сти предпочитают в классе); место класса в школе; цели и задачи работы с
классом.

3. Анализ плана воспитательной работы заколы и класса.

4. Составление индивидуального плана воспитательной работы
студентом по схеме: номер недели, воспитательное мероприятие (его тема
и направленность), место и время проведения, кто организует, кто участву-
ет, отметка или оценка о его выполнении.

Существуют разные формы планирования воспитательной работы в


классе:

I. Традиционная форма планирования:

  • характеристика класса;

  • конкретные воспитательные задачи;

  • педагогическая помощь активу класса;

  • организация познавательной деятельности;

  • гражданское воспитание школьников;

  • нравственное воспитание;

  • экологическое воспитание;

  • организация сотрудничества с родителями;

  • эстетическое воспитание;

  • физическое воспитание.

II. Планирование по приоритетным направлениям «Базовой
культуры»:


  • культура жизненного самоопределения;

  • культура семейных отношений;

  • экономическая культура и культура труда;

  • политическая, демократическая и правовая культура;

  • интеллектуальная, нравственная и культура общения;

  • экологическая культура;

  • художественная культура;

  • физическая культура.

III. Планирование по целевым программам: «Здоровье», «Обще-
ние», «Учение (НОТ)», «Досуг», «Образ жизни (семья, класс, болезни, мо-
да)».

IV. Планирование «Ключевых дел»: туристический слет; юбилей
школы, города; месячник военно-патриотического воспитания и т.д.

План воспитательной работы, составленный студентом, после


согласования с классным руководителем, в конце наблюдательно-
аналитической недели заверяет методист кафедры педагогики, согласовы-
вая день и время проведения зачетного мероприятия.

Независимо от формы планирования содержание плана воспитатель-


ной работы студента должно включать:

1) мероприятия по гражданскому воспитанию школьников;

2) краеведческие мероприятия;

3) организацию экскурсий (например, в Областной краеведческий музей

(пр. Ленина, 90), в музей Краснознаменного Северного флота (Роста,
ул. Торцева, 15), в Художественный музей (ул. Коминтерна, 6), в Музей
ПИНРО океанографический (ул. Книповича, 6), в Музей полярных
олимпиад (ул. Книповича, 23а), в музей «Истории народного образова-
ния Кольского края» (МГПУ, ул. Егорова, 16), в Городской выставочный
зал (ул. Коммуны, 18}, в Центр народных ремесел (ул. С. Перовской, 3),
в Воскресную школу Областной детско-юношеской библиотеки
(ул. Буркова, 30), на Пожарно-техническую выставку (ул. Шевченко,
32), в Центр образовательных услуг и творчества молодежи (ул. Подста-
ницкого, 1), в Мурманскую Областную Универсальную библиотеку
(ул. С. Перовской, 21а), в Областной Центр медицинской профилактики
(пр. Ленина, 55), в Океанариум (пр. Героев-Североморцев, 21) и т.д.);

4) внеклассную работу по предмету: проведение учебных встреч, олимпи-


ад, предметных недель, КВН, игр по станциям, оформление кабинета,
выпуск газет и т.д.;

5) профориентационную работу: проведение тестирования по теме «Как выбрать профессию?»; беседы о профессиях нашего региона; организа-


ция встреч со специалистами различных отраслей знаний; знакомство
с учебными заведениями г. Мурманск; посещение МГПУ, МГТУ,
МПК и т.д.;

6) работу с родителями (беседы, родительские собрания, посещение семей);

7) текущую работу классного руководителя (в течение всей практики): ве-
дение классной документации; организацию самообслуживания, дежур-
ства; индивидуальную работу со школьниками; проверку дневников;
оформление класса и т.д.

Для удобства фиксирования процесса прохождения воспитательной


и стажерской практики целесообразно сделать из общей тетради дневник.
Он оформляется следующим образом:

1 страница: Титульный лист


МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ДНЕВНИК
педагогической практики
студента ____ курса

Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________


Факультет ______________________________________________________________________________________

Группа _________________________________________________________________________________________

Специальность __________________________________________________________________________________

Групповой руководитель __________________________________________________________________________


2 страница

СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ

Школа __________________________________________________________________________________________

Научно-методическая проблема школы ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Директор школы _________________________________________________________________________________
Завуч школы ____________________________________________________________________________________

Организатор внеклассной и внешкольной работы _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Класс __________________________________________________________________________________________



Классный руководитель ___________________________________________________________________________
Учитель по специальности ________________________________________________________________________
РАСПИСАНИЕЗВОНКОВ


Начал

Конец

1 урок




2 урок




3 урок




4 урок




5 урок




6 урок





РАСПИСАНИЕ УРОКОВ В ПРИКРЕПЛЕННОМ КЛАССЕ


Уроки

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1 урок



















2 урок



















3 урок



















4 урок



















5 урок



















6 урок




















3 страница

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ КЛАССА (ГРУППЫ)


№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Выполняемое
общественное
поручение

Успевае-
мость


Интересы

Участие е
кружках,
секциях и др.

1
















2
















3
















4
















5
















6
















7















Обязательный минимум содержания педагогической практики (вос-


питательной работы):

  • 3 часа общения с классом (группой) в стенах школы;

  • 2 досуговых мероприятия в стенах школы;

  • 1 досуговое мероприятие вне школы;

  • выступить на родительском собрании (выполнить другое задание
    куратора практики, связанное с работой с родителями).

Беседа по профориентации - ориентация на педагогическую профес-
сию (рассказ об университете, своем факультете; экскурсия в музей
МГПУ; выявление профессиональных интересов учащихся; исследова-
тельские методики, тестирование, экскурсии и т.д.).

Проведение внешкольного мероприятия (экскурсии, посещение му-


зеев, выставок, кино, театра и т.д.).

Работа с родителями (участие в подготовке тематического или ито-


гового собрания, посещение семьи ученика, беседа для родителей, состав-
ление библиографии для классного руководителя и т.д.).

Заключительная анкета для школьников «Студент-практикант
глазами школьников (воспитанников)»:

1. Что Вам больше всего запомнилось (понравилось) за период нашего об-


щения во время практики?

2. Что, по Вашему мнению, практиканту удавалось лучше всего?


3. Что, на Ваш взгляд, удалось меньше и, как Вы думаете, почему?


4. Ваши пожелания студенту-практиканту.



Ожидаемые результаты

Умения, которыми должен овладеть студент в процессе воспита-


тельной практики:

  • гипотетические (выделять, анализировать, оценивать компоненты
    воспитательного процесса в школе и классе);

  • коммуникативные (устанавливать педагогически целесообразные
    отношения с учащимися, учителями, родителями, администрацией);

  • диагностические (наблюдение, включенное наблюдение, анкети-
    рование и другие опросные методы изучения школьников, беседа, анализ
    документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих ра-
    бот учеников (сочинения, рисунки, фотографии) с целью психолого-
    педагогического изучения отдельных учеников и классного коллектива);

  • аналитические (критический анализ и оценка опыта своей педаго-
    гической деятельности студентов, работающих в одной параллели, воспи-
    тательной деятельности учителей школы);

  • методические умения проведения воспитательной работы:

- умения определять и формулировать цель и задачи воспитательной ра-
боты в классе и каждого воспитательного мероприятия;

- умения планировать и конструировать процесс воспитательной деятель-


ности, корректируя его содержание в соответствии с общешкольным
планом работы, желаниями детей, советами классного руководителя и
своими желаниями, которыми основываются на своем социальном и пе-
дагогическом опыте, личностных интересах и умениях;

  • умения проводить основные классные воспитательные мероприя-
    тия: классные часы в разной форме (беседы - этические, эстетические,
    краеведческие, профориентационные и т.д., классные собрания); виктори-
    ны, КВН, игры по станциям, экскурсии в музеи, на выставки, предприятия
    и т.д.; организация встреч с интересными людьми (старожилами города,
    ветеранами войны и труда, деятелями культуры и искусства, известными
    спортсменами и т.д.);

  • умения использовать в воспитательной работе краеведческий ма-
    териал, раскрывающий особенности исторического, культурного и соци-
    ально-зкономического развития Кольского Севера.

Отчетная документации

По окончании воспитательной практики студент сдает следующую


документацию:

1. Правильно оформленную личную учетную карту. В ней должен


быть отражен минимум содержания воспитательной работы. После каждо-
го проведенного мероприятия должна стоять отметка и роспись классного
руководителя, учителя или администратора школы.

В учетной карте дается характеристика воспитательной деятельности


студента, которая пишется по схеме:

  • фамилия, имя, отчество студента, место и сроки прохождения
    практики;

  • содержание и качество воспитательной работы студента (какие
    мероприятия провел самостоятельно, в подготовке и проведении каких ме-
    роприятий принимал участие: классные часы (в разной форме), викторины,
    КВН, игры по станциям, экскурсии, культпоходы, ведение журнала, про-
    верка дневников, занятия с отстающими, выпуск газет, работа с родителями (посещение учеников на дому, участие в подготовке родительского со-
    брания) и т.д.;

  • отношение студента к работе (добросовестность, исполнитель-
    ность, самостоятельность, инициативность, творчество и т.д.);

  • проявление личных качеств профессиональной пригодности (лю-
    бовь к детям, умение устанавливать контакт с детской аудиторией, круго-
    зор, речь студента, умение держаться перед аудиторией, внешний вид и
    т.д.);

  • недостатки в работе студента;

  • пожелания в целях формирования учительских качеств;

  • дифференцированная оценка работы студента.

Учетная карта подписывается директором школы и заверяется печа-
тью учебного заведения.

2. Творческий отчет по схеме:

1) как встретили в школе (с точки зрения организации, отношения адми-
нистрации, учителей школы, сразу ли приступили к работе или были
сложности; Ваши пожелания по организации установочной конферен-
ции в школе и др.);

2) насколько успешно прошла практика по воспитательной работе в пер-


вую неделю:

  • была ли возможность присутствовать на всех уроках;

  • была ли возможность ознакомиться с планом работы школы,
    классного руководителя;

  • была ли возможность спланировать совместно с классным руко-
    водителем работу с классом на оставшийся период практики;

  • наличие условий для организации неформального общения с
    классом;

  • способ (форма) представления классным руководителем Вас как
    нового воспитателя и др.;

3) с какими трудностями Вы встретились в общении с детьми:

  • при знакомстве, установлении контакта с ними;

  • в нахождении темы для общего разговора;

  • в реагировании на ответы, реплики школьников;

  • в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций;

  • в выборе Вашей педагогической профессии;

  • в результатах Вашего общения;

  • в регулировании внутриклассных отношений и др.;

4) по каким вопросам Вам чаще всего приходилось общаться со школь-
никами (дисциплина, отношение к учебе, жалобы учителей, организа-
ция мероприятий, проведение дежурства, внешний вид, культура взаи-
моотношений, просьба ученика дать совет и т.д.);

5) насколько удовлетворяли Вас взаимоотношения с классным руководителем и учителями (полностью; не совсем — почему?; совершенно не удовлетворяли - почему?);

6) какие из проведенных Вами мероприятий охотно воспринимались детьми:


  • экскурсии, походы в кино, театр и т.д.;

  • беседы, диспуты, вечера и т.д.;

7) в какой мере Вы владеете экспрессивно-перцептивной функцией и элементами педагогической техники (умение снять собственное на-
пряжение, быстро актуализировать себя в конфликтной ситуации, спо-
собность распределять внимание, умение сдержать свое раздражение, владение голосом и т.д.). В чем Вы испытывали наибольшие трудно-
сти? Как Вы думаете, почему?

8) с какими трудностями Вы столкнулись в работе с родителями учащих-


ся:

  • в знакомстве, установлении контакта;

  • в определении темы разговора;

  • в изучении особенностей взаимоотношений детей и родителей;

  • в выявлении наиболее авторитетного для ребенка члена семьи и
    установлении с ним контакта;

  • в подготовке и проведении беседы на родительском собрании.

Что при этом удавалось лучше и, как Вы считаете, почему?
9) Ваши общие замечания и предложения по организации и проведению педагогической практики.

3. Разработка (конфликт) зачетного воспитательного мероприя-


тия, оформленного по схеме:

1) тема, указание возраста детей, обоснование выбора темы мероприя-


тия;

2) воспитательные задачи;

3) место и время проведения;

4) оборудование: использование ТСО, оформление аудитории, использо-


вание наглядных пособий и т.д.;

5) описание подготовительного этапа;

6) ход проведения мероприятия (конспект-сценарий);

7) отражение в содержании конспекта приемов установления контактов с аудиторией учащихся (опора на социальный опыт детей: примеры из жизни классного коллектива, использование риторических вопросов и т.д.);

8) анализ проведенного мероприятия;

9) список использованной литературы.

4. Задание по психологии (IV курс - составление характеристики на
ученика, V курс - составление характеристики классного коллектива).

5. Материалы для итоговой факультетской конференции (фото-


графии, результаты анкетирования школьников, классные газеты, нагляд-
ные материалы проведенных воспитательных мероприятий).

Литература
(в помощь студентам и методистам)

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.

2. Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы. - Минск, 2001.

3. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современ-


ной школе. - Ярославль, 1997.

4. Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000.

5. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1998.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Сте-


панова. - М., 2001.

7. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2003.

8. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М., 2002.

9. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспита-


тельной работы в школе. - М., 1996.

10. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления дея-


тельности. - М., 2001.

11. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5 - 11 класс). - М., 2004.

12. Дранишников В.В. Теория и методика воспитательной работы в школе. - Мурманск, 2002.

13. Ильина Т.В. Педагогическое планирование s образовательных учреж-


дениях. - Ярославль, 1995.

14. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.

15. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос-
питание... Воспитание! - М., 1996.

16. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожнова. - М., 1999.

17. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. E.Н. Степанова. - М., 2000.

18. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. - СПб, 2003.

19. Коч Л.Д. Креативная этика: психология освоения подростками этиче-
ских норм и понятий. - М., 2000.

20. Ксенова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000.

21. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современ-
ной школе. - М.; Ростов н/Д, 2000.

22. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подро-


стками. Взрослые игры для детей. - М., 2001.

23. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. - М., 1999.

24. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов / Авт.-сост. Е.И. Лунина, Н.С. Щепурева. - Ростов н/Д, 2001.

25. Организация внешкольного досуга: Сценарии, программы игр и пред-


ставлений. - Ростов н/Д, 2002.

26. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., 1996.

27. Поляков С.Д. Технологии воспитания. - М., 2002.

28. Рожков М.И., Байбородов Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000.

29. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М., 2000.

30. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М., 2001.

31. Суворов О.М. Сценарии школьных праздников. - М., 2003.

32. Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника. - Казань, 2000.

33.Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М., 2000.

34. Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. - М., 1999.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. V КУРС

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕР ИСТИКА
ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ


Автор: K.М. Зубрицкая

Изучать детей, воспитывая и обучая


их,

с тем чтобы воспитывать и обучать изу-


чая их,

- таков путь единственно полно-


ценной

педагогической работы и наиболее


плодотворный

путь познания психологии


детей.

С.Л. Рубинштейн
Принцип индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения
и воспитания является ведущим в личностно ориентированной концепции
образования. Выполнение этого принципа подразумевает «наиболее пол-
ное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка,
укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его
личностью» (Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубро-
виной. - М., 1997. - С. 109). В практической деятельности педагога осуще-
ствление принципа индивидуального подхода начинается с изучения ин-
дивидуально-психологических особенностей учащихся.

По мнению большинства ведущих отечественных психологов


(С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.И. Щербаков, К.К. Платонов), изуче-
ние личности школьника следует проводить в естественных условиях обу-
чения и воспитания. Основой такого изучения должны быть материалы
психологического наблюдения за поведением, конкретной деятельностью
и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Воз-
можность регулярно осуществлять такое наблюдение имеется только у
учителя (в отличие от психолога), Поэтому необходимым компонентом
педагогического мастерства учителя является умение разбираться в инди-
видуальных особенностях учеников, «видеть» психологическую подоплеку
их поступков.

Настоящее задание имеет цель научить студентов отслеживать


индивидуально-психологические особенности учащихся, грамотно их ин-
терпретировать и учитывать при проведении учебной и воспитательной
работы.
Структура задания

1. В течение всего периода практики студент проводит наблюдение


за одним из учеников класса с целью изучения личности последнего
(см. Программа наблюдения. Прил. 1). Результаты наблюдения фиксиру-
ются в «Психологическом дневнике» (Прил. 2).

2. На основании материалов наблюдения студент заполняет «Карту-


схему психологической характеристики ученика» (Прил. 3). Для получения
более объективных данных студент предлагает заполнить «Карту-схему...»
на данного ученика классному руководителю или учителю-предметнику.

3. Материалы наблюдения и сведения из «Карты-схемы...» студент


обобщает и представляет в психологической характеристике учащегося
(схему характеристики см. Прил. 4).

4. Задание по психологии практикант оформляет в отдельной тетра-


ди. Готовая работа должна включать:

- Психологический дневник наблюдений за учащимся.

- Заполненные «Карты-схемы психологической характеристики личности ученика» (2 экз.).

- Психологическую характеристику учащегося, заверенную подписью классного руководителя.



Приложение 1

Примерная программа изучения ученика в
процессе учебной деятельности

Характеристика отношения школьника к своей учебной деятельно-


сти. Мотивы этого отношения. Отношение к различным учебным предме-
там и причины различного отношения. Влияние этого отношения на ре-
зультаты учебной деятельности.

Особенности восприятия, памяти, мышления и речи школьника, про-


являющиеся в процессе учебной деятельности. Роль воображения школь-
ника в процессе усвоения и использования знаний. Особенности внимания
школьника.

Степень самостоятельности школьника в учебной деятельности.


Проявления творческого характера использования знаний. Проявление во-
левых качеств школьника в учебной деятельности. Мера владения школь-
ником учебными навыками.

Общие или специальные способности, характерные для данного


школьника, конкретные примеры их проявления и возможные пути даль-
нейшего развития.

Характеристика взаимоотношений школьника с товарищами в про-


цессе учебной деятельности. Значение для данного ученика оценки его
учебной работы со стороны учителя, классного коллектива, отдельных
учеников.

Приложение 2

Схема оформления психологического дневника наблюдений за
поведением учащегося



Дата

Предмет

Тема урока

Поведение
ученика


Возможные причины поступков
учащегося
















В «Психологическом дневнике» студент отмечает предмет, дату и


тему посещенного урока. В графе "Поведение ученика" наблюдатель фик-
сирует все замеченные поступки, эмоциональные проявления, высказыва-
ния учащегося. В графе «Возможные причины поступков учащегося» сту-
дент указывает наиболее вероятные, на его взгляд, причины замеченного
поведения ученика. Для получения объективных данных практикант дол-
жен посетить не менее 10 уроков.

Приложение 3

Психологическая характеристика ученика (карта-схема)

Цель: наиболее точно и наглядно определить индивидуальные осо-
бенности ученика, которые должны учитываться при организации воспи-
тательного процесса.

Предварительная подготовка: заготовить два бланка «Карты-схемы...».

Инструкция: Вам предстоит заполнить «Карту-схему психологиче-
ской характеристики ученика (Ф.И.). Внимательно прочитайте текст. При
заполнении Раздела 1 внесите необходимые данные в соответствующие
строки схемы. Отвечая на вопросы Раздела 2 и Раздела 3, выберите наибо-
лее подходящее, на ваш взгляд, высказывание из пяти представленных в
схеме и отметьте его любым символом.

Приложение 4

Схема оформления психологической характеристики ученика
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧАЩЕГОСЯ …….. КЛАССА …….. ШКОЛЫ г. МУРМАНСКА
ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО (в родительном падеже)
В характеристике делается вывод об индивидуальных особенностях
личности ученика на основании материалов наблюдения и сведений из
«Карты-схемы...». Психологическая характеристика завершается выводами, в которых необходимо указать:

1) ведущие качества личности, которые определяют характер учебной деятельности ученика, его поведения и отношения к окружающим и самому себе;

2) возможные причины отмеченных качеств личности школьника;

3) особенности деятельности, поведения и отношений ученика, которые желательно преодолеть или изменить;

4) меры педагогического воздействия, которые могут оказаться наибо-
лее эффективными в дальнейшем обучении и воспитании данного ученика;

5) вероятные перспективы развития личности данного школьника и возможные направления эффективной его профориентации (для старших классов).


Дата Подпись студента-практиканта
Подпись классного руководителя
БЛАНК «КАРТЫ-СХЕМЫ...»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница