Программа педагогической (преддипломной) практики для студентов, обучающихся по специальности 050708. 65



Скачать 113.24 Kb.
Дата27.04.2016
Размер113.24 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

для студентов, обучающихся по специальности 050708.65

«Педагогика и методика начального образования со

специализацией Обучение информатике в начальной школе»


Очная форма обучения

Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Кафедры педагогики Совета ППИ

Психолого-педагогического института

(протокол №8 от 14.03.2013 г.) (протокол №7 от 29.03.2013 г.)
Зав.кафедрой Председатель Совета ППИ

___________ (Н.А. Рычкова) ___________ (Т.В. Кузьмичева)



1. Автор-составитель — Мананкова Л.Б.

Составной частью профессиональной подготовки учителя начальных классов является практическое освоение всех элементов педагогической деятельности. Практика осуществляется с учетом основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов учитель начальных классов. Практика направлена на отработку профессионально-педагогических, научно-исследовательских умений и формирование личностных качеств будущих специалистов и является средством развития педагогического мышления, творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки их теоретической подготовки. Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.


2. Цель преддипломной практики студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования».

Педагогическая практика имеет целью сформировать у студентов профессиональные педагогические умения и навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.




3. Задачи преддипломной практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста;

- выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья школьников;

- подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеучебной работы по всем предметам начального образования с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей;

- подготовка к выполнению функций классного руководителя;

- отработка методов установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

- овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста;

- анализ и обобщение передового педагогического опыта, использование его в самостоятельной педагогической деятельности.

Педагогическая практика проводится на базе начальной школы в учреждениях среднего общего образования.
4. Место преддипломной практики в структуре ООП

Данная практика является обязательным видом учебной работы специалиста по направлению подготовки 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» и рассматривается как важная форма связи процесса обучения в университете с будущей практической и научной деятельностью.

Преддипломная практика проводится в условиях, приближенных к реальной обстановке будущей профессиональной деятельности с опорой на знания студентов по изученным дисциплинам профессионального цикла.

Преддипломной практике предшествует изучение следующих дисциплин:



  • гуманитарные и социально-экономические;

  • общие математические и естественнонаучные;

  • общепрофессиональные;

  • предметной подготовки;

  • факультативные,

а также курсов по выбору студентов, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Педагогическая практика является логическим завершением изучения данных дисциплин и базируется на изучении всех дисциплин учебного плана.

Логическая взаимосвязь преддипломной практики с другими частями ООП прослеживается в наличии одинаковых терминов, в соответствующих тезаурусах, схожих компонентов понятийно-терминологических систем, единых общенаучных подходов к решению возникающих проблем (деятельностный подход, системный анализ).


Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении преддипломной практики:

Студент, приступая к освоению преддипломной практики, должен знать:



  • научные основы работы в образовательных учреждениях;

  • основные способы математической обработки информации;

  • основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

  • ценностные основы профессиональной деятельности в сфере начального образования;

  • сущность и структуру образовательных процессов;

  • методологию педагогических исследований проблем начального образования;

  • теории и технологии обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

  • способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

  • способы профессионального самопознания и саморазвития.

уметь:

  • системно анализировать и выбирать образовательные компетенции;

  • использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;

  • учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности младших школьников;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям развития личности;

  • использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

  • использовать теоретические знания для генерации новых идей в области начального образования;

владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (СПС, журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.)

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения;

  • технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных,

социальных, экономических и профессиональных знаний;

  • навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

  • различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

  • основными методами обработки информации;

  • навыками работы с программными средствами.

Преддипломная (производственная) практика проводится на 5 курсе в 9 семестре с отрывом от аудиторных занятий.
5. Формы проведения преддипломной практики

Практика проходит в рамках исполнения учебного плана подготовки специалистов. Организация преддипломной практики специалистов заключается в том, что за ними закрепляется руководитель педагогической практики из числа ведущих преподавателей кафедры педагогики.

Руководитель практики от кафедры планирует, организует и контролирует педагогическую деятельность студента, поручая ему исполнение намеченных данной программой конкретных процедур обучения. Специалист в данном случае исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в образовательной деятельности школы.

Преддипломная практика проводится на базе муниципальных государственных образовательных учреждений.


6. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в педагогической практике

Практическая и опытно-экспериментальная работа студента-практиканта, первичная обработка материалов и окончательная интерпретация данных, рекомендации и предложения по организации воспитательно-образовательной работы, внеаудиторная самостоятельная работа студента под руководством группового руководителя (написание конспектов и отчета по практике), анализ нормативно-правовой документации, анализ детских работ, проведение анкетирования, обработка полученных данных, подготовка и частичная апробация социально-педагогических проектов.

Предусматривается использование комплекса методов с учетом методики проведения эксперимента, математической обработки количественных данных, проведения различных видов наблюдения за участниками образовательного процесса.

1. Информационные ресурсы Интернет для осуществления диагностической, развивающей, просветительской, коррекционной и консультативной деятельности (учебная и учебно-методическая информация, представленная в научных электронных журналах и на сайтах библиотек).

2. Ресурсы программы Exсel, SPSS, Statistica, Stadiya для обработки данных, полученных в ходе диагностического обследования.

3. Программа Microsoft Office PowerPoint для создания презентаций, применяемых на уроках.


7. Материально - техническое обеспечение производственной (преддипломной) практики

Для проведения преддипломной практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение: доступ к библиотечным и «Интернет-ресурсам», консультации с преподавателями и научным руководителем в режиме «onlinе».


8. Структура и содержание преддипломной практики
1 неделя:

  • студент изучает особенности кабинета информатики в данной школе, знакомится с его аппаратным, программным и методическим обеспечением;

  • беседует с классным руководителем о задачах и системе воспитательной работы в классе, психолого-педагогических особенностях класса;

  • посещает учебно-воспитательные занятия в прикрепленном классе и изучает классный журнал;

  • посещает и анализирует учебные занятия по информатике;

  • знакомится с педагогическим и методическим опытом учителя;

  • определяет степень активности учащихся на уроках; намечает методы и способы активизации деятельности;

  • определяет методы, средства и организационные формы обучения, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся;

  • намечает методы контроля за деятельностью учащихся и обучения их самоконтролю и самоанализу в процессе работы;

  • выявляет уровень дисциплины и работоспособности в классе в целом, наиболее дисциплинированных и недисциплинированных учеников в отдельности;

  • определяет уровни развития у учащихся умений и мотивов учебных действий;

  • проводит пробный урок по предмету.


2 – 4 недели:

  • посещает и анализирует уроки по информатике, проводимые учителем и другими студентами;

  • проводит все учебные занятия по информатике в определенном классе, которые записываются в учетную карту и оцениваются учителем;

  • осуществляет работу с отстающими учащимися;

  • по плану учителя проводит занятия кружка или факультативные занятия, неделю информатики и т.д., а также помогает учителю в оформлении кабинета;

  • под руководством учителя осуществляет проверку практических и контрольных работ учащихся; оценивает знания, умения и навыки учеников по предмету;

  • участвует в проведении внеклассных мероприятий, организуемых учителем и другими студентами;

  • оформляет отчетную документацию о прохождении педагогической практики по информатике.

Задание на преддипломную практику дается научным руководителем в соответствии с темой дипломной работы выпускника.
Ожидаемые результаты:

За время педагогической практики студенты 5 курса должны: отработать навыки проведения различных по форме внеклассных мероприятий; приобрести умения и навыки, соответствующие профессиональной деятельности учителя в ОУ; овладеть методикой проведения учебных занятий, используемой учителем-предметником.



Отчетность по преддипломной практике.

По результатам прохождения практики студент не позднее пяти дней после окончания практики (включая выходные и праздничные дни) предоставляет руководителю от практики кафедры педагогики следующие материалы:



  1. Письменный отчет по практике, отражающий методологическую часть (описание разработанной модели, базы данных, хранилища данных, проекта), инструментальную часть (особенности реализации разработанной модели, базы данных, хранилища данных, проекта в конкретном программном продукте), обобщающую часть (выводы по результатам выполнения задания);

  2. Презентация по выполненному заданию, демонстрирующая особенности реализации проекта в программном продукте и обосновывающая выводы;

  3. Конспекты проведённых уроков, в том числе 1 зачётного урока с самоанализом (Приложение 1);

  4. Конспект 1 внеклассного занятия;

  5. Учётная карта, отражающая учебную и воспитательную деятельность стажёра, оценки и характеристики учителя, общую оценку за практику, заверенная директором школы и печатью учебного заведения.



Приложение 1

Дидактический анализ урока

(схема анализа разработана профессором РГПУ Вергелес Г.И.)


  1. Тема урока. Его место в системе уроков данной темы.

  2. Основная дидактическая цель урока. Тип урока, соответствие типа урока поставленной цели.

  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Правильность их постановки в соответствии с содержанием программного материала и особенностями учащихся данного класса. Создание условий для принятия учащимися образовательной и развивающей задач урока.

  4. Структура урока, ее рациональность, распределение времени на уроке.

  5. Отбор учебного материала на уроке:

  • соответствие содержания урока его основной цели;

  • научная направленность изучаемого учебного материала, связь научных знаний с жизнью, с личным опытом учащихся;

  • доступность, систематичность и последовательность в изучении материала, реализация внутрипредметных и межпредметных связей;

  • отражение взаимосвязи теории и практики, достаточность упражнений для выработки умений и навыков;

  • соответствие объема учебного материала программным требованиям, возможностям учащихся.

Методы и приемы работы учителя на уроке:

    1. соответствие используемых методов целям и задачам урока, содержанию учебного материала, возрастным особенностям учащихся;

    2. сочетание репродуктивной и творческой деятельности на уроке;

    3. в какой мере и как используемые приемы способствовали развитию памяти, мышления, речи, внимания учащихся, их учебно-познавательных интересов, активности и самостоятельности;

    4. целесообразность способов контроля за деятельностью учащихся на уроке;

    5. объективность, своевременность: разнообразие форм оценки деятельности учащихся;

    6. характер приемов, использовавшихся для подведения итогов каждого этапа урока, всего урока в целом.

Общая оценка урока:

  • решение во взаимосвязи всех задач урока: образовательных (в качестве усвоения знаний, уровень сформированности конкретных умственных действий), развивающих (овладение приемами и способами умственной деятельности, развитие памяти, мышления, внимания и т.п., формирование учебной деятельности в единстве всех ее компонентов: содержательного, операционного и мотивационного), воспитательных (формирование основ научного мировоззрения, широких социальных и учебно-познавательных интересов, формирование необходимых свойств личности: организованности, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, инициативы, и т.п.);

  • атмосфера урока (отношение учащихся к предмету, взаимоотношение учителя и учащихся;

  • организационная, логическая и психологическая завершенность урока.



Предложения по повышению эффективности урока:

  • по улучшению управления учебной деятельностью учащихся;

  • формирование положительного отношения младших школьников к учению;

  • формирование учебной деятельности, необходимых свойств лич­ности.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница