Программа первичной профилактики наркотизации учащихся



Скачать 322.64 Kb.
Дата30.04.2016
Размер322.64 Kb.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР Директор МБОУ СОШ №11

____________/О.Ю. Савельева/ ____________ /Н.В.Кучумова/

«____» ____________2014 г «____» ___________2014 г




Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы

по предупреждению приобщения учащихся

к употреблению наркотических средств

«В жизнь без наркотиков».

Срок реализации: ежегодно

Возраст учащихся: 7-17 лет


Паспорт

учебно-воспитательной профилактической программы

«В жизнь без наркотиков».
1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического направления

Адрес: г. Рязань, ул. Куйбышевское шоссе д.2/1

Телефон: 44-22-67

Директор: Кучумова Надежда Васильевна

2. Сведения об авторах программы:

3. Направление программы психолого-педагогическое. Программа призвана помочь учащимся приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость негативному и вредному влиянию.

4. Возраст детей: 7-17 лет.

5. Срок реализации: обучение рассчитано на ежегодную реализацию.


Структура программы


  1. Основание для разработки.

  2. Обоснование выбора проблематики.

  3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.

  4. Ожидаемые результаты реализации.

  5. Основные положения содержания и направления профилактической деятельности.

  6. Критерии оценки эффективности программы.

  7. Методики, положенные в основу данной программы.

Приложения

  1. Программа первичной профилактики наркотизации учащихся

1-4 классов,

5-6 классов,

7-9 классов,

10-11 классов.

2. Учебная программа антинаркотического воспитания в школе (по предметам).

3. Программа антинаркотического воспитания школьной психологической службы.

4. Схема психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе.
Основание для разработки

В соответствии с Федеральным Законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года №44 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2002-2004 годы.



Плана дополнительных мероприятий на 2010-2011 учебный год.
Обоснование выбора проблематики программы

В настоящее время наркомания стала одной из серьезных проблем общества. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.

В этих условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.

Чтобы сформировать устойчивые антинаркотические установки, способствовать достижению и развитию личности ребенка, необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений.

Концептуальные основы программы, цели и задачи
В современных условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности.

Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по профилактике наркомании в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование гармоничной личности, развитие осознанных систем целей жизни с разработкой индивидуальных алгоритмов и критериев достижения успеха, с выделением негативной роли ПАВ, препятствующих успешности и являющихся критерием, снижающим уровень жизни и адаптацию в основных значимых сферах - социальной, микросоциальной, интрапсихической.

Подобный подход к профилактической работе с подростками старшего возраста по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, нивелировать факт искусственной эйфории как критериев отдыха, радости и достижения успеха, сформировать рациональные системы опознания удовольствия.

Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с наркотизацией.


Цели программы:

- создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;

- пропаганда здорового жизненного стиля;

- предотвращение начала наркотизации у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к наркогенному соблазну;

- формирование мышления, направленного на достижения своих жизненных целей за счет оптимального использования своих ресурсов по вопросам здоровья;

- формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью – основе успешного становления личности, потребности быть принятым и

понятым в обществе.

Задачи программы:

- предупредить возникновение у подростков установки на желание

попробовать наркотик;

- обеспечить эффективность занятий в системе дополнительного образования детей девиантного поведения;

- внедрить разработанные учебные программы по ряду предметов, содержащих антинаркотическую информацию;

- совершенствовать методы совместной работы школы с органами системы

профилактики наркомании и правонарушений;

- привлечь родителей к вопросам профилактики наркомании;

- стимулировать работу Совета по профилактике наркомании и предупреждение безнадзорности и правонарушений обучающихся.
Содержание программы отвечает следующим

принципам:


Системность- построение программы базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение детей в отношении сбережения собственного здоровья.

Активность в усвоении информации

Дифференциация- деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.

Увлекательность- информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.

Порциальность - профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.

Персонификация целевого воздействия - к организации профилактической подготовки могут привлекаться люди, для которых проблема наркотизма имеет личностную значимость.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или токсикоманические вещества;

- укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков;

- обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в

решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков;

- повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся;

- поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении;

- проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся.
Основные положения содержания и направления

профилактической деятельности

Природа не терпит пустоты, и каждый педагог знает: для того, чтобы запрет сработал, у человека должна быть альтернатива. Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.

Программа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, поэтому содержание программы в основном нацелено на обучение и помощь молодым людям в социальной адаптации (освоение навыков конструктивного общения, рационального выбора, принятие решений в конфликтных ситуациях, преодоление стресса). То есть наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения.

При реализации программы используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность.

Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.

Объективизация состояния здоровья детей осуществляется на основе физиологического мониторинга. Он помогает выявить ряд характеристик организма, исключить знакомство ребенка с наркотиками.

Социальный мониторинг позволяет отслеживать изменения в окружающей ребенка социальной среде.

Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой, а для детей имеющих недостатки физического развития - ЛФК - одно из приоритетных направлений программы.

Учитывая, что основной деятельностью школы является образовательная деятельность, а основной ведущей организационно-педагогической формой образовательной деятельности является урок, в школе реализуется школьная учебная программа антинаркотического воспитания. В основу этой программы положена программа авторов Н. Ю. Вомжской, В. В Губенко, Е. А. Прянишниковой, Е. В. Данченковой и И. Ю. Семеновой, адаптированная для данной школы. Суть этой программы заключается в том, что вся учебная деятельность средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Учитель может находить убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках литературы, биологии, лбществознания, химии и других предметов.

Учителя начальной школы формируют навыки личной гигиены и труда по самообслуживанию, воспитывают чувство ответственности школьников за свои поступки, учат правильно действовать в ситуации, когда им предлагают наркотические вещества.

На уроках естественного цикла рассматриваются конкретные примеры влияния алкоголя и наркотиков на физиологические процессы, происходящие в организме человека. Необходимо специально остановиться на так называемых молодежных аспектах наркотизма. Разговоры с молодыми, здоровыми людьми о проблемах здоровья, как правило, не имеют успеха. Однако вопросы любви, брака и деторождения интересуют молодежную аудиторию, особенно в старших классах. И здесь обязательно надо говорить о влиянии наркотических веществ на потомство.

Гуманитарные дисциплины дают большие возможности эмоционального воздействия на школьников, на их нравственные и эстетические чувства, представления, на их общественные убеждения. Впечатляющие изображения распада личности, преступлений, очерствения души человека, утраты интереса к окружающим, как постоянных спутников алкоголизма и наркомании, а также изображение людей честных, трезвых, принципиальных - все это должно быть выявлено в ходе анализа тех литературных произведений, которые дают для этого богатый материал. На уроках литературы и обществознания должен быть раскрыт следующий круг вопросов:

- народ в своем фольклоре, обычаях и традициях всегда выступал с осуждением нетрезвого образа жизни;

- пьянство и наркомания во все века были несовместимы с созидательной

трудовой и познавательной деятельностью людей;

- пьянство во многих конкретных исторических ситуациях приводило к трагическим и разрушительным последствиями для целых народов;

- наркомания несовместима с движением человечества вперед по пути экономического и социального прогресса.

Научность и личностный смысл - вот основные принципы при выборе содержания и формы урока. В средней школе рекомендуем максимальное использование наглядности, демонстрационных опытов, в старшей - активные формы обучения, привлечение школьников как носителей информации.

Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача - добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, нравственно-правовых норм нашего общества, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни.


Работа с детьми

В работе выделяется информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент.

Информационный компонент включает в себя все сведения об аспектах наркотизма, которые позволят предотвратить знакомство с наркогенными веществами (влияние на организм, физическое и психическое здоровье, социальный статус).

Оценочный компонент базируется на определенном негативном восприятии ребенком явления, факторов, связанных с ним.

Поведенческий компонент представляет собой комплекс вариантов поведения, обеспечивающих реализацию потребности в удовольствии за счет социально- ценных источников.
Реализация этого направления

Включение специальных сведений в содержание традиционных курсов. Организация тренингов, шоу, агитбригад, конкурсов рисунков. Проведение тематических дискуссий, заседаний круглого стола, лекций, встреч со специалистами.

При организации педагогической профилактики целый ряд важных функций выполняет анкетирование. При помощи вопросов определяется актуальность профилактики для данной группы детей, преимущественные направления, а так же анкетирование служит показателем эффективности работы.

Привлечение учащихся школы к занятиям в спортивных секциях школы и детской спортивной школы.

Проведение уроков здоровья. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся.

Работа с родителями

Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения) и образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).

Формы работы:

- лекторий;

- индивидуальные консультации;

- привлечение родителей к участию в психолого-педагогических программах, осуществляемых на базе школы;

- участие в работе Совета по профилактике.
Создание по принципу «партнер» структуры взаимоотношений, исходя из комплексного подхода к проблеме профилактики наркомании

Наркологический кабинет.

Физкультурно – оздоровительный комплекс ООО «Атаманское».

Центр детского творчества ЦДОД №2

Детский реабилитационный центр детей и подростков.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Библиотека станичного поселения

Дом культуры.
Критерии оценки эффективности программы

Для оценки эффективности программы главным критерием является развитие личности ребенка, сформированность у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.

Это определяется:

- фондом знаний о вреде наркотических веществ;

- высоким развитием личных качеств учащихся;

- умение принимать решения в разных условиях;

- быть физически и психически здоровым.

Качественный анализ эффективности антинаркотической программы осуществляется мониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности школьников.

Методики, положенные в основу данной программы

Система работы школы по профилактике приобщения учащихся к употреблению наркотических веществ строится на основании следующих методик:



  1. Методика проведения занятий по программе первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости со школьниками 7 классов.

Автор: Иванова Е.Л.

Методика направлена на развитие гибкости ролевого поведения, формирование адекватной самооценки и отношения к ощущению собственной автономности, взаимоотношения с родителями.

Темы занятий, проводимых в школе по заданной методике:


  1. Моё место среди других людей.

  2. Роли в группе. «Дурная компания».

  3. Понятие самооценки.

  4. Я могу ошибаться и терпеть неудачи.

  5. Быть принятым другими – не значит быть, как все.

  6. Одиночество.

  7. Взаимоотношения с родителями.

  8. Взаимоотношения с противоположным полом. Любовь.

  9. Курение. Курение и общество.

  1. Методика проведения занятий по программе первичной позитивной профилактики всех видов химической зависимости со школьниками 8 классов.

Авторы: Шарапова Н.В., Танаков О.Ю.

Данная методика направлена на разъяснение подросткам понятий о существовании личностных и групповых ценностей, о нормах и правилах функционирования коллектива, информацию о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о конфликтных ситуациях и путях разрешения конфликта, выработку навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни.

В школе проводятся следующие занятия по данной методике:



  1. Кто я – ребенок или взрослый? Особенности подросткового возраста.

  2. Мой стиль учения.

  3. Конфликты.

  4. Наркотики.

  5. Умение сказать «нет» наркотикам.

  6. Антиреклама наркотиков. Реклама жизни, свободной от наркотиков.

  1. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения.

Автор: Трубицына Л.В.

Методика рассчитана на работу со школьниками 5-9 классов.




  1. Методические рекомендации по проведению занятий с родителями.

Авторы: Кабисова А.Д., Терёхин В.Л., Романенко А.Э., Нечепаева М.Г.

В школе широко используется программа «Пантера», целью которой является первичная профилактика употребления алкоголя, наркотиков, курения детьми и подростками.

Особенности этой программы связаны с тем, что занятия ведут не учителя, а сотрудники милиции, инспектора ПДН ОВД и КДН.

Программа занятий, проводимых в школе на основе программы «Пантера»:



Дети 7-9 лет.

Я.

Что полезно, что вредно.



Кому я могу доверять.

Я умею говорить «нет».


Дети 10-11 лет.

  1. Мои права.

  2. Табак, алкоголь, наркотики.

  3. Сопротивление давлению сверстников.

  4. Доверять или нет? (Как оценивать информацию.)

  5. Принятие решений.

Подростки 12-15 лет.

  1. Я среди других.

  2. Что такое наркотики.

  3. Алкоголь, наркотики и закон.

  4. Как бороться со стрессом и скукой.

  5. Я сам принимаю решения.

Использованная литература



1. Моделирование воспитательных систем: теория и практика. – М.,1995 г.

2. Соколова Н.Д. Гуманистические идеи в педагогических теориях, системах

и технологиях. – Шадринск, 1999 г.

3. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. –

М.,1987 г.

4. Щуркова М.В. Программа воспитания. – М.,1998 г.

Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории – Казань, 2000 г.

Приложение №1

Программа первичной профилактики наркотизации
Программа разработана в соответствии с особенностями каждой возрастной группы учащихся:

для учащихся 1-4 классов; Все программы составлены

5-6 классов; на основе методических пособий

7-9 классов; А.Г. Жиляева и Т.И. Паначевой.

10-11 классов.

Дети младшего школьного возраста мало информированы о психоактивных веществах. Поэтому основную роль в системе занятий для учащихся младшего школьного возраста занимают информационно-дидактический материалы о вреде наркотиков на организм человека как критерия нездоровья вследствие измененного состояния и снижении возможности достижения успеха с последующей коррекцией в режиме метафорического тренинга с привлечением материалов из сказок.

Таким образом, осуществляется информирование детей данной возрастной категории о вреде наркотиков на уровне ассоциативного образа без упоминания наркотиков и формируется ассоциативно-негативная карта наркотизации.

Содержание предлагаемого курса для младших школьников охватывает широкий спектр тем, интересных детям, от умения общаться, дружить до поиска ответов на вопросы: «Для чего человеку необходимо здоровье?», «Какие существуют методы сохранения и укрепления здоровья

Занятия учитывают возрастные особенности детей и носят развивающий характер, в них активно используются приёмы группового взаимодействия: ролевые игры, дискуссии, упражнения «Умей распознать» и т.п. подобный подход к изучаемому материалу настраивает детей на активную самостоятельную работу, позволяет открыто высказывать свои мысли по обсуждаемым вопросам, формировать у учащихся адекватные антинаркотические установки с расширением возможностей социальной адаптации.

Программа курса для учащихся начальной школы состоит из 12 занятий. Для проведения подобных занятий не подходит обычная форма проведения уроков. Необходимо, чтобы на занятиях присутствовала дружеская беседа между равноправными партнёрами.




Наименование занятия

Кол-во часов

Занятие 1. Знакомство. Правила групповой работы.

1

Занятие 2. Учимся общаться.

1

Занятие 3. Учимся понимать друг друга.

1

Занятие 4. Ты и твои друзья.

1

Занятие 5. Твои эмоции.

1

Занятие 6. Проективная методика «Что делает человек, когда ему плохо/хорошо».

1

Занятие 7. Курение и его последствия.

1

Занятие 8. Действие алкоголя на человека.

1

Занятие 9. Скажи уверенное «Нет!»

1

Занятие 10. Твоё здоровье.

1

Занятие 11. Учимся быть успешными.

1

Занятие 12. Завершение курса.

1


Для учащихся 5-6 классов при осуществлении профилактической работы по проблеме наркомании необходимо сделать акцент на формировании личности подростка, на осознании им жизненных ценностей и развитие его поведенческих навыков, позволяющих подросткам выбрать осознанную жизненную позицию.

Программа рассчитана на 20 часов.

Наименование занятия

Количество

часов на тему

Занятие 1. Знакомство: умение общаться с незнакомыми людьми, ритуалы знакомства.

2

Занятие 2. Общение, его роль в достижении жизненного успеха.

2

Занятие 3. Способы и виды общения. Социальные роли, умение спорит, конфликты и способы их решения.

2

Занятие 4. Эмоции, их роль в общении. Чувства и интеллект. Позитивная и деструктивная роль эмоций при стрессе. Стрессоустойчивость и приёмы её повышения.

2

Занятие 5. Здоровье – условие самореализации личности. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

2

Занятие 6. Методы укрепления здоровья. Необходимость сохранения здоровья. Единство психологического и физического здоровья. Приёмы самооценки и самокоррекции.

2

Занятие 7. Употребление табака: психологические и физиологические аспекты и последствия табакокурения.

2

Занятие 8. Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголизации.

2

Занятие 9. Удовольствие в жизни. Способы получения удовольствия и радости. Отличие радости и удовольствия от суррогатов эмоций: эйфории, опьянения, возбуждённости.

2

Занятие 10. Успешный человек. Достижение успеха в жизни и гармония личности. Условия гармоничного развития.

2


Программа 7-9 классов включает в себя 9 основных тем. На занятиях вопросы злоупотребления психоактивными веществами рассматриваются лишь в рамках данных тем, чтобы не спровоцировать исследовательский интерес у подростков. Например, на занятии «Умеете ли вы общаться?» учащиеся дают характеристику общительному человеку, называют черты, которые помогают и мешают нормальному общению. Далее в связи с этим обсуждается вопрос «Может ли быть наркоман успешным в общении?» В ходе обсуждения группа приходит к выводу, что у наркомана один стиль общения – агрессивный, это форма постоянного конфликта, превращение конфликтов в оправдание употребления наркотиков.


Наименование занятия

Кол-во

часов

Занятие 1. Знакомство. Правила групповой работы.

2

Занятие 2. Умеем ли мы слушать?

2

Занятие 3. Почему мы конфликтуем?

2

Занятие 4. Как вести себя в конфликте?

2

Занятие 5. Что я ищу в дружбе?

2

Занятие 6. Как воздействует табак на организм человека?

2

Занятие 7. Как воздействует алкоголь на организм человека?

2

Занятие 8. Что мы знаем о психологическом здоровье?

2

Занятие 9. Как быть уверенным в себе?

2

Занятие 10. Умеем ли мы уважать себя?

2

В старших классах тяжесть и отрицательная динамика социальной патологии в приобщении к наркотикам, обусловлена, в основном, социально-экономическими и геополитическими факторами.

Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие молодёжью догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения.

Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым приобщению к наркотикам. С учетом этого и подобрана тематика 12-часового курса занятий для 10-11 классов.



Наименование занятия


Количество часов на тему

Занятие 1. Знакомство.

1

Занятие 2,3. Группа и правила поведения в ней.

1

Занятие 4. Взаимодействие с другими людьми.

1

Занятие 5. Способы общения: вербальное и невербальное.

1

Занятие 6. Слушание как коммуникативное качество личности.

1

Занятие 7. Эмоции.

1

Занятие 8. Роль удовольствия для человека.

1

Занятие 9. Любовь как человеческая ценность.

1

Занятие 10. Дружба как человеческая ценность.

1

Занятие 11. Последствия употребления алкоголя, табака, наркотиков.

1

Занятие 12.Успех и его составляющие.

1



Учебная программа антинаркотического воспитания

Предмет класса.

Тема.

Цель.

Используется пословица.

1 Класс. Знакомство с окружающим миром.

1.Твоя семья.

Воспитание заботливого и внимательного отношения к членам семьи.

При солнце – тепло, при матери - добро.

Где любовь да совет, там и счастье, и свет.

2. Труд кормит, а лень портит.

Научить имитировать положительные эмоции при выполнении определенных видов труда.

Труд кормит, а лень портит.

Век живи - век учись.

Жизнь дана на добрые дела.

3.Заботиться о других - долг, и радость.

4.Что такое здоровье?

5.Режим дня.

Учить помогать другим людям, прежде всего - своим родным. Формирование навыков личной гигиены и труда по самообслуживанию.

Всякий человек в деле познается. Мало хотеть, надо уметь. Здоровью цены нет. Здоровому все здорово. Здоровье дороже денег.

1 класс. Внеклассное чтение.

1. Русская народная сказка «Сестрица Алешка и братец Иванушка»

Научить эмоциональное реагировать на прочитанное, радоваться, сочувствовать , высказывать собственное мнение, мысли.

Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви.

Каждое дело любовью освещается.

2.Басня И..А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Воспитание ответственности за свои поступки.

Делу время – потехе час.
Всякий человек в деле познается.

2 класс. ОБЖ

1.Мир, в котором ты живешь.

2.Опасность вредных привычек..


Учить правильно обращаться с вещами, предвидеть опасность. Систематически вырабатывать у детей умение и навыки падения, формирование правильного отношения к окружающему. Формирование навыков здорового образа жизни. Уметь распознавать «что такое хорошо, а что такое плохо».

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Опытный реже ошибается. Знание приобретешь -не пропадешь.

Тот не дурак, кто знает ,что и как.

2 Класс. Чтение.

1.Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

2.А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учиться не только эмоционально реагировать на прочитанное, радоваться и сочувствовать, но и анализировать и оценивать поступки героев.

Сначала подумай, а потом делай. Упрямые все делают наоборот. Жадность всякому горю начало.



Страх силу отнимает.

У страха глаза велики.

Здоровью цены нет.

Сначала подумай, а потом делай.

Жадность всякому горю начало.

Упрямый всё делает наоборот.

Дал слово - держи!

Делу время - потехе час.

Всякий человек в деле познаётся.

За худую привычку и умного дураком обзывают.




Учить правильно действовать в случае любой опасности.

Выбрать представление о пользе физкультуры и закаливания.

Формирование навыков личной гигиены.

Учить оценивать не только поступки героев сказки, но и свои.

Учить оценивать свои поступки и отвечать за них.

Знать первичные сведения об алкоголизме, табакокурении, наркомании.

Учить не поддаваться соблазну вредных привычек.

Формировать самодисциплинированность,

самоконтроль.

Дать первичные сведения о пагубном влиянии алкоголя, наркотиков и табака на организм.

1. Умение преодолевать страх.

2. Учись быть здоровым.

1. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2. Остер Г. Б. «Вредные привычки».

1. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

2. А. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1. Чем и как можно отравиться. Как избежать отравления. Как оказать первую помощь при отравлении.

2. Что влияет на здоровье.

Организм человека.

Нервная система. Органы чувств, гигиена нервной системы. Вредное влияние алкоголя, курения, употребления наркотиков на нервную систему человека.

3 класс

ОБЖ


3 класс

Чтение


4 класс

Чтение


4 класс

ОБЖ


4 класс

Природоведение




Класс, тема

Тема урока

Содержание антинаркотической информации

9-й класс. Тема 5. Подгруппа углерода.

Оксид углерода (II) и оксид углерода(IV)

Образование угарного газа при курении и действие его на организм.

10-й класс. Тема 6.

Спирты и фенолы.

Применение

метилового и этилового спиртов

Особенности физических свойств (растворимость в полярных и неполярных растворителях), проникновение спиртов в ткани и органы, ядовитость спиртов, их губительное действие на организм.

10-й класс. Тема 9.

Углеводы.

Целлюлоза

Демонстрация опыта термического разложения древесины как пример процессов, происходящих при курении.

11-й класс. Тема 11. Белки. Нуклеиновые кислоты.

Свойства белков: гидролиз, денатурация

Демонстрация опыта осаждения белка ацетоном как пример ценэтурации белка при токсикомании.

11-й класс. Тема 27. Роль химии в жизни общества.

Химическая зависимость: условия возникновения и способы профилактики

Алкоголизм, наркомания, токсикомании, курение, лекарственная зависимость как примеры зависимости от химических веществ. Личность и общество в борьбе против химической зависимости.

Химия

Биология



Класс

Темы

Тема урока

Содержание антинаркотической информации

Ботаника. 6 -7-е классы

Тема 7. Многообразие растений и их классификация.

Урок 44. Семейства пасленовых и бобовых.

Вред, наносимый организму курением.

Биология.

9-й класс. Человек

Тема 1. Общий обзор организма человека.

Урок 1. Место и роль человека в природе.

Связь физиологических и психологических функций.

Тема 2. Регуляция процессов жизнедеятельности.

Урок 14. Особенности высшей нервной деятельности, речь и мышление, эмоции и память!

Нарушения высшей нервной деятельности вследствие курения и употребления алкоголя, наркотиков.

Урок 16. Обобщающий урок. Роль нервной и гуморальной регуляции в обеспечении взаимосвязи органов и систем органов.

Значение здорового образа жизни. Самовоспитание.

Тема 3. Жизнедеятельность организма.

Урок 11. Иммунитет.

СПИД. Наркотики как причина СПИДа.

Урок 22. Обобщающий урок. Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем.

Изменения в функционировании кровеносной и дыхательной систем вследствие курения и употребления алкоголя, наркотиков.

Урок 28. Гигиена пищеварения.


Влияние алкоголя на органы пищеварения.

Урок 37. Система органов размножения. Оплодотворение внутриутробное развитие.

Патология развития как следствие алкоголизма и наркомании. Курение.




Тема 4. Профилактика заболеваний человека.

Урок 1. Закаливание организма.

Необходимость и способы закаливания организма, система в закаливании. Значение закаливания организма для профилактики заболеваний человека.

Урок 2. Питание и здоровье человека.

Режим питания. Полноценность и качество питательных продуктов.

Урок 3. Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека.

Особенность умственного и физического труда. Необходимость чередования разных видов труда. Особенность работы с компьютером. Содержательный отдых.

Урок 5. Обобщающий урок. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье.

Здоровый образ жизни как физическое и психическое здоровье.

Общая биология. 11-й класс

Тема 1. Клетка – структурная и функциональная единица живого.

Урок 15. Вирусы-неклеточные формы. Вирус СПИДа.

Заражение СПИДом при наркомании, беспорядочных половых связях.

Урок 20. Наследственная информация в клетке.

Разрушение генетического кода при алкоголизма и наркомании.

Тема 2. Общие признаки живого организма.

Урок 15. Биосоциальная сущность человека.

Влияние социальных причин на здоровье человека.


Литература

Класс


Тема

Содержание



5-й класс

1. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки.

Бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного.

2. И.С. Тургенев «Муму».

Образ Капитона. Несчастная судьба Татьяны.



6-й класс

1. Библия для детей. Новый завет.


Притча о блудном сыне.

2. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

Продолжение темы «блудных детей». Трагическая судьба Самсона Вырина.

7-й класс

М. Горький «Детство».

Изображение «свинцовых мерзостей жизни».


8-й класс

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Учитель Петруши Гринева мосье Бопре. Первые самостоятельные шаги героя. Проповедь Савельича (1-я глава).

2. Н.В. Гоголь «Ревизор».


Опьянение Хлестакова.

9-й класс

Н.В. Гоголь «Мертвые души».


Чичиков у Ноздрева (гл. IV).


10-й класс

1. А.Н. Островский «Гроза».

«Жестокие нравы» города Калинова. Монологи Кулигина. Образы Цикого и Тихона Кабанова.

2. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Якима Нагого. Причины народного пьянства (часть I, глава III, «Пьяная ночь»).

3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Исповедь Мармеладова, история его несчастной семьи (ч.1, гл. II).

11-й класс

1. А. Блок «Незнакомка».

Тема «страшного мира» в стихотворении, картина обывательских буден.

2. М. Горький «Мать».

Путь Власова-отца – путь пьянства и бессильного ожесточения.

3. М. Горький «На дне».


Трагическая судьба Актера.

4. Современная литература.


Ч. Айтматов «Плаха».


Основы безопасности жизнедеятельности


(Учебники: И.К. Топоров «ОБЖ для 5-9-х классов», В.Я. Синьков «ОБЖ для 9-х классов»)

Класс,

количество часов

Наименование

раздела и темы

занятий

Содержание антинаркотической

информации

4-й класс, 6 часов.

II раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.

Начальные сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Вред пассивного курения.

9-й класс,

14 часов.

I раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Критерии состояния здоровья, понятие о резервах здоровья, здоровье физическое и духовное. Пути достижения высокого уровня здоровья. Психологические и физиологические особенности организма подростка. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Правила выработки умений управлять своими чувствами. Профилактика переутомления. Получение знаний по основным формам самоконтроля нагрузок. Правила личной гигиены подростка и рационального питания.

11-й класс, 5 часов.

II раздел. Основы медицинских знаний. Основы здорового образа жизни.

Личная заинтересованность каждого человека в сохранении здоровья. Меры укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Возрастные особенности подростка. Девушки и юноши в период полового созревания. Физиологическая и психологическая перестройка организма. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка.


Обществознание


Класс, тема

Цель, задачи

Основные понятия

5-й класс.

Наркомания, ее опасность.

1. Дать общее представление о наркомании и ее последствиях.

2. Способствовать формированию мотивации к здоровому образу жизни.


Наркотик, наркоман, наркоделец, наркотическое опьянение, опиум.

3-й класс.

Токсикомания и наркомания.

1. Расширить представления учащихся о вреде наркомании и токсикомании.

2. Развить мотивацию на стремление к здоровому образу жизни.

Токсикоман, галлюцинация, героин, притон, психическая зависимость, физическая зависимость.

7-й класс. От бездуховности – к наркотикам.

1. Показать основные источники формирования бездуховности как одной из причин наркомании.

2. Раскрыть опасность бездуховной жизни для развития личности.

Духовная нищета, порнография, аморализм, допинг, гашиш, марихуана.

3-й класс.

Наркомания – чума ХХI века.

1. Рассмотреть причины наркомании и меры борьбы с этим злом.

2. Развить навыки анализа деятельности и поступков в повседневной жизни.

Психотропные вещества, гедонизм, психический дискомфорт, абстинентный синдром.

9-й класс.

Семья и наркотики.

1. Показать отрицательные социально – психологические последствия наркомании для семьи.

2. Развить мотивацию на самосовершенствование личности.

Медицинское использование наркотиков, «домашние кражи», «заем без отдачи», ответственность по УК РФ.

11-й класс.

Наркомания – глобальная проблема современности.

1. Проследить взаимосвязь глобальных проблем, волнующих человечество.

2. Развить мотивацию к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни.

Деградация, СПИД, преступность, демографическая ситуация, международный терроризм.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница