Программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учетом возрастных особенностей учащихся. Для обучающихся данной возрастной группы характерно формирование теоретического и рефлексивного видов мышления



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4   5




Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089 и авторской программы по биологии А. И. Никишова.

Предлагаемая программа по биологии для основной общеобразовательной школы составлены с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В них сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого (растения, бактерии, грибы, животные, человек) и заключительный общебиологический раздел.

Главная цель совершенствования российского образования ‒ повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учетом возрастных особенностей учащихся. Для обучающихся данной возрастной группы характерно формирование теоретического и рефлексивного видов мышления, развитие учебной и познавательной деятельности на основе саморазвития и самообразования личности.
Общая характеристика курса

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Основные цели программы курса «Биология»:



  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации, а так же общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.);

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Место курса биологии в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Природоведение», изучаемый в 5-м классе и включающий основные понятия биологии, физики, химии астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию – в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.

Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья. Данный курс выступает основой для изучения общих закономерностей и законов развития живой природы в старшей школе.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Общее число учебных часов за период обучения с 6 по 9 класс составляет 272 часа.

Основное школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих разделов:

1. Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники - 68 ч (VI кл.).

2. Биология. Животные - 68 ч (VII кл.).

3. Биология. Человек и его здоровье - 68 ч (VIII кл.).

4. Общая биология. Основные закономерности жизни - 68 ч (IX кл.).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии:



  • в 6 классе отводится 34 часа и выделено 34 часа из школьного компонента на изучении краеведческого материала (гербария местной флоры, натуральных объектов и т.п.), который изучается не отдельным блоком, а в контексте содержания основного курса в соответствующих темах. Таким образом, система, многообразие и эволюция живой природы изучается на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов своего региона. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

  • в 7 классе отводится 68 часов. В программе представлен краеведческий материал. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

  • в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

  • в 9 классе отводится 68 часов. В программе представлен краеведческий материал. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

В разделе "Растения, бактерии, грибы и лишайники" (VI кл.) сохранена традиционная и оправдавшая себя структура материала: вначале рассматриваются цветковые растения (строение, жизнедеятельность, систематика), а затем отделы растений в порядке усложнения их организации, бактерии, грибы и лишайники.

Основное отличие этого раздела программы заключается в изменении структуры материала о строении и жизнедеятельности цветковых растений. Его предлагается изучать не по отдельным органам и их системам, а по таким блокам, как "Общее знакомство с цветковыми растениями", "Внешнее строение органов цветковых растений", "Клеточное строение растения", "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений", "Размножение и расселение цветковых растений". Такое распределение материала вводится впервые и дает возможность рассматривать растения как целостные организмы. При этом каждая изученная тема подготавливает учащихся к изучению последующей. Ознакомление с цветковыми растениями заканчивается рассмотрением их многообразия и классификации: материал дается по семействам, традиционно включаемым в школьный курс биологии.

Содержание материала по отделам растений, царствам бактерий и грибов не претерпело принципиальных изменений. Заключительная тема раздела посвящена изучению растительных сообществ и их охраны.

Раздел "Животные" (VII кл.) включает материал по всем основным типам и классам животных, начиная с одноклеточных и кончая высокоорганизованными многоклеточными животными. Особое внимание в нем уделено ознакомлению с многообразием и единством животного мира, жизненными отправлениями животных, усложнением их организации в процессе исторического развития, приспособлениями к средам жизни и конкретным местообитаниям, выяснению родственных отношений животных изучаемых типов и их происхождения. Материал раздела логично развивает знания, заложенные в программе по естествознанию и в разделе программы, выделенном на изучение растений, бактерий и грибов, и подготавливает учащихся к изучению биологии в последующих классах.

Раздел «Человек и его здоровье» (VIII кл.) содержит основные сведения по морфологии, анатомии, физиологии, гигиене и экологии человеческого организма. Кроме того, учитывая сложную биопсихосоциальную природу человека, в программу включены начальные сведения о психофизиологии, видах и мотивах деятельности, поведении и межличностных взаимоотношениях.

Последовательность тем программы обусловлена логикой формирования у учащихся базовых понятий об уровнях организации человеческого организма, слагающих эти уровни биологических и психосоциальных структурах и происходящих на них процессах.

Материал программы опирается на знания и умения учащихся, приобретенные ими при изучении окружающего мира в начальной школе, естествознания (природоведения) и систематических разделов в основной школе. Содержащиеся в программе начальные сведения о родстве человека с животными, эволюционном усложнении систем органов, антропогенном влиянии на окружающую среду и экологических адаптациях человека подготовят учащихся к восприятию информации предпрофильного раздела курса биологии основной школы и создадут базу для общеобразовательного и профильного изучения биологии в старшей школе. Психолого-физиологические, санитарно-гигиенические и валеологические аспекты раздела помогут учащимся вести здоровый образ жизни, соблюдать здоровьесберегающие технологии при выполнении физического и умственного труда, формировать культуру межличностных взаимоотношений.

Раздел "Общая биология" (IX кл.) включает материал, завершающий курс биологии основного общего образования. В основу его построения положено представление об уровнях организации живой материи и процессах, происходящих на этих уровнях. Учебный материал расположен в восходящем порядке - от молекулярно-генетического уровня организации жизни до биосферно-биоценотического. При этом на каждом уровне организации жизни рассматриваются основные структуры живого: ген, клетка, организм, вид, сообщество, экосистема, биосфера и биологические процессы: реализация генетической информации, клеточный метаболизм и деление, размножение и жизнедеятельность организмов, генетикоэволюционные процессы, происходящие внутри видов, круговорот веществ и поток энергии в экосистемах и биосфере. Материал каждой крупной темы раздела подводит к выводам о биологическом значении структурной организации живого и процессах, происходящих на каждом ее уровне. В разделе прослеживаются преемственность с предыдущими разделами курса биологии и устанавливаются межпредметные связи с другими учебными дисциплинами естественнонаучного цикла.

Предлагаемая программа основного биологического образования обеспечит подготовку школьников к овладению в старших классах профильной средней школы углубленным курсом биологии или интегрированным курсом естествознания.

Материал, программы ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, естественнонаучного мировоззрения и решение других воспитательных и развивающих задач, способствующих всестороннему развитию личности школьника.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников.

Программы включают необходимые демонстрации, лабораторные работы, экскурсии.




п/п

Форма организации обучения

Класс

6

7

8

9

1

Лабораторные работы

21

7

5

5

2

Практические работы

3

-

-

2

3

Экскурсии

2

-

-

1

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, экскурсии. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. В рабочей программе приведен перечень наблюдений и демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др. Вышеперечисленное создает условия для реализации учащимися умений и навыков учебно-познавательной компетентности учащихся, обучая приемам самостоятельной учебной деятельности.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Для изучения курса «Биология» применяются классические типы уроков: вводный, изучение нового материала, самостоятельное изучение нового материала, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина. Практико-ориентированный подход реализуется через практические занятия, лабораторные работы, участие в семинарах и других интерактивных формах обучения: работа в парах, группах.

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:


  • создание оптимальных условий обучения;

  • исключение психотравмирующих факторов;

  • сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  • развитие положительной мотивации к освоению программы;

  • развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:



  • текущий контроль (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

  • тематический контроль (тестирование, проверочные работы);

  • итоговый контроль;

  • формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Программа способствует социализации личности школьников. Тестовые работы спланированы на основе уровневой дифференциации: базовый, повышенный и высокий уровень.
6 КЛАСС (68 часов, 2 часа в неделю)

Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники.
Содержание программы

1. Общее знакомство с цветковыми растениями (4 ч.)

Что изучает биология? Царства организмов. Ботаника - наука о растениях. Значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека. Необходимость знаний о растениях, бактериях, грибах и лишайниках.

Характерные признаки цветковых растений. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Жизненные формы цветковых растений Орловской области: деревья, кустарники, травы. Продолжительность жизни цветковых растений: однолетние, двулетние и многолетние.

Растительные сообщества и растительный покров на территории растений Орловской области.



Демонстрации: живых цветковых растений и гербарного материала.

Лабораторная работа: 1. Изучение вегетативных и генеративных органов цветкового растения.

Экскурсия: 1. Ознакомление с жизненными формами цветковых растений Орловской области и осенними явлениями в их жизни
2. Внешнее строение органов цветковых растений (12 ч.)

Корень. Главный, боковые и придаточные корни. Внешнее строение корня. Типы корневых систем растений Орловской области. Формирование корневой системы при выращивании растений. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни и другие.

Побег. Внешнее строение побега растений Орловской области. Стебель как осевой орган растения. Лист как боковой орган побега. Узлы и междоузлия. Разнообразие побегов растений Орловской области. Листорасположение. Листовая мозаика. Почки, их строение и разнообразие. Развертывание почки. Спящие почки. Формирование системы побегов.

Видоизменения побегов. Надземные видоизмененные побеги: столоны, клубни, усики, колючки. Побеги насекомоядных растений. Подземные видоизмененные побеги: корневища, столоны, клубни, луковицы.



Внешнее строение листа растений Орловской области. Листья черешковые и сидячие. Разнообразие листовых пластинок у простых листьев. Жилкование листьев. Сложные листья и их разнообразие.

Цветок. Центральные (главные) части цветка. Околоцветник, цветоложе. Цветки обоеполые и однополые. Однодомные и двудомные растения Орловской области. Соцветия растений Орловской области и их биологическое значение.

Плоды растений Орловской области. Образование и строение плода. Классификация плодов. Сочные и сухие плоды. Соплодия.

Семена. Строение семян цветковых растений Орловской области. Запасные органические вещества семени.

Демонстрации: стержневых и мочковатых корневых систем, видоизменений корней, разнообразия надземных и подземных побегов, простых и сложных листьев, различных типов листорасположения (на комнатных растениях), сухих и сочных плодов; опытов, доказывающих наличие в семенах минеральных и органических веществ.

Лабораторные работы: 2. Изучение строения почек и их расположения на побегах. 3. Изучение строения цветка. 4. Изучение строения плодов. 5. Изучение строения семян.
3. Клеточное строение растения (5 ч.)

Растительная клетка. Строение растительной клетки (на примере кожицы чешуи лука, листа элодеи, плода томата). Клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком. Запасные органические вещества клетки.

Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Типы и виды растительных тканей (образовательные, покровные, проводящие, основные). Межклетники.

Клеточное строение листа. Строение кожицы листа. Устьица. Строение мякоти и жилок листа. Световые и темновые листья.

Клеточное строение стебля. Строение молодого побега липы. Строение трехлетнего побега липы.

Клеточное строение корня. Корневой чехлик. Строение корня в зонах деления и растяжения, всасывания и проведения.

Обобщающий урок по теме «Растение - целостный организм».

Демонстрации: микропрепаратов клеточного строения листа, корневого волоска и чехлика; спилов стеблей древесных растений.

Лабораторные работы: 6. Приготовление и изучение микропрепаратов под микроскопом.
4. Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений (9 ч.)

Питание растений. Поглощение растением воды и минеральных веществ. Проведение воды и минеральных веществ по стеблю растения. Корневое давление. Образование в листьях органического вещества и его использование в питании растений. Доказательства образования крахмала в листьях на свету, поглощения листьями углекислого газа. Использование растением образуемых органических веществ. Образование растениями кислорода в процессе фотосинтеза.

Дыхание растений. Значение дыхания в жизни растений. Использование знаний о дыхании растений при их выращивании.

Испарение воды растениями. Условия, влияющие на испарение воды растениями. Листопад и его значение в жизни растений.

Рост и развитие растений. Деление клеток и их специализация по выполняемым функциям. Рост и развитие вегетативных органов.

Повторение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение и жизнедеятельность растений».

Демонстрации: опытов или их результатов, доказывающих: передвижение воды и минеральных солей по древесине и органических веществ по коре; движения листьев к свету; поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода; образование крахмала и испарение воды; дыхание растения, рост побега и корня.
5. Размножение и расселение цветковых растений (8 ч.)

Вегетативное размножение растений. Виды размножения растений. Вегетативное размножение растений Орловской области в природе: корневыми отпрысками, надземными побегами, подземными видоизмененными побегами, листьями. Значение вегетативного размножения в жизни растений. Вегетативное размножение культурных растений Орловской области.

Генеративное размножение растений Орловской области. Опыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Искусственное опыление растений. Образование половых клеток. Оплодотворение. Образование семени и плода. Распространение плодов и семян растений Орловской области в природе. Надземное и подземное прорастание семян. Питание проростков. Основные периоды жизни цветковых растений. Семенное размножение культурных цветковых растений. Подготовка семян растений Орловской области к посеву. Посев семян. Уход за выращиваемыми растениями.

Демонстрации: способов вегетативного размножения растений; опытов, доказывающих необходимость для прорастания семян воды, воздуха и тепла; проростков растений с подземным и надземным прорастанием семян.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница