Программа по направлению подготовки научно-психологических кадров в аспирантуре 37. 06. 01 «Психологические науки»



Скачать 281.58 Kb.
Дата26.06.2016
Размер281.58 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»


УТВЕРЖДЕНО

решением Ученого совета

факультета психологии

от «1» июля 2015 г.,

протокол № 15




ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

Направление подготовки 37.06.01. Психологические науки

Направленность (профиль) подготовки Педагогическая психология

Квалификация (степень) выпускника Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения очная, заочная

Астрахань – 2015


Программа разработана на основе: ФГОС по направлению

37.06.01. Психологические науки

Направленности (профилю)



Педагогическая психология

Разработчики:


Ермолаева Т.Н. кандидат медицинских наук, доцент

Халифаева О.А. кандидат психологических наук, доцент

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры общей и когнитивной психологии;

Протокол № 1 от «24» июня 2015 г.

Заведующий кафедрой ______________________/О.А. Халифаева/




  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Цель итоговой (государственной итоговой) аттестации

Итоговая государственная аттестация (ИГА) направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников по образовательной программе конкретного направления подготовки (специальности) требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Программа по направлению подготовки научно-психологических кадров в аспирантуре 37.06.01 «Психологические науки», профиль «Педагогическая психология» разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 37.06.01 «Психологические науки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.07.2014 г., № 897.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается высшим учебным заведением и доводится до сведения аспирантов всех форм обучения не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускников к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускников, полностью соответствуют образовательной программе высшего профессионального образования, которую аспирант освоил за время обучения. Общие требования к итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 37.06.01. «Психологические науки» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) изложены в п. ФГОС ВПО.


    1. Задача итоговой (государственной итоговой) аттестации

В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Универсальные компетенции:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).



Общепрофессиональные компетенции:

способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

Профессиональные компетенции:

способность применять в профессиональной деятельности базовые знания и навыки по основам психологической теории и методам психологического исследования (ПК-1);

способность к обоснованию гипотез и постановке задач исследования в областях психологии (ПК-2);

способность к модификации и адаптации существующих методов и технологий научно-исследовательской и практической деятельности в областях психологии (ПК-3).




    1. Виды итоговой (государственной итоговой) аттестации по направлению (государственный(е) экзамен(ы), выпускная квалификационная работа)

Итоговая (государственная итоговая) аттестация выпускников по направлению 37.06.01. «Психологические науки», обучающихся по программам подготовки научно-психологических кадров в аспирантуре включает (и в указанной последовательности):

государственный экзамен;

защиту выпускной квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук и оформленной в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

2.1. Характеристика государственного экзамена, форма его проведения.

Государственный экзамен является формой контроля знаний аспирантов и позволяет выявить уровень их теоретической подготовки к решению профессиональных задач, достигнутый в процессе освоения учебных дисциплин ОП.



Задачами государственного экзамена являются:

- определение уровня сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые способствуют решению научно-исследовательских, практических и инновационных задач на основе оценки качества подготовки аспирантов по направлению подготовки 37.06.01 «Психологические науки», профилю подготовки «Педагогическая психология», квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»;

- определение уровня сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые способствуют решению научно-исследовательских, психологических, организационно-управленческих задач на основе оценки освоения учебных дисциплин ОП по направлению подготовки 37.06.01 «Психологические науки», профилю подготовки «Педагогическая психология», квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Форма проведения государственного экзамена: устная.

Методические рекомендации к подготовке и сдаче итогового государственного экзамена. Программа предлагает следующую последовательность подготовки к итоговому государственному экзамену. Прежде всего, заблаговременно приобрести все необходимые источники информации, которые могут понадобиться при подготовке к экзамену; ознакомиться с предложенными примерными вопросами по дисциплинам: «Введение в педагогическую психологию», «Психология учения», «Психология воспитания», «Теоретические и прикладные основы психологии личности», «Теории возрастного развития», «Педагогика и психология высшей школы», «Информационные технологии в науке и образовании» и наличием проблем, которые предопределяют структуру ответа на экзамене. Затем обратиться к материалам установочных лекций, учебникам и учебным пособиям, иной рекомендованной в программе специальной литературе.

Подготовка к экзамену может проводиться в формах, как устного повторения пройденного курса (с использованием собственных лекционных и семинарских конспектов, учебных пособий, дополнительной литературы и т.д.), так и дополнительного конспектирования этих источников по перечню вопросов, выносимых на итоговый экзамен. Конспектирование целесообразно в случае, если вопросы по подготовке отличаются от тех вопросов, которые изучались в течение учебного периода, либо ранее не были предметом тщательного изучения.

Подготовку к экзамену необходимо организовать по четкому плану (с распределением рабочего времени по неделям, дням, часам), внося соответствующие коррективы в план самостоятельной работы на день; нелишне учитывать и своё настроение и, если нужно войти в рабочую форму, то можно начинать занятия с наиболее интересной темы.

Перед экзаменом надо обязательно придти на консультацию, чтобы узнать о возможных изменениях в ходе его проведения, а также проконсультироваться у преподавателя по тем вопросам, которые вызвали затруднения при подготовке. В связи с этим на консультацию следует приходить, изучив весь или почти весь требуемый материал, заранее сформулировав вопросами к преподавателю.

Последние 12 часов перед экзаменом должны быть распределены на подготовку организма, поэтому накануне вечером следует отдохнуть, заняться отвлекающим делом, а ночью хорошо выспаться. Вещи необходимые для сдачи экзамена собрать вечером, чтобы не искать их утром.

Для преодоления экзаменационного волнения существует ряд методов. Первый метод - заключается в моделировании во время подготовки к экзамену его обстановки (в частности, конспектирование ответов на экзаменационные вопросы). При этом привыкнув к естественному, спокойному состоянию, можно стать менее чувствительным во время настоящего экзамена. Второй метод – учить «с запасом», то есть продолжать заниматься даже при наличии ощущения достижения полного знания и понимания материала. Третий метод – собираясь на экзамен надо выйти из дома чуть раньше обычного времени. Придя в университет побыть среди сдающих аспирантов (избегая панических разговоров), чтобы снизить давление новой обстановки, снять эмоциональное напряжение.


2.2. Требования к профессиональной подготовке выпускника.

В процессе сдачи государственного итогового экзамена аспиранты должны показать знание ключевых понятий и основополагающих принципов в деятельности психолога, а также умение правильно применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Выпускник, освоивший программу аспирантуры по направлению 37.06.01 «Психологические науки» должен решать следующие профессиональные задачи:

универсальные:

критически анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;

участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;

планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;



общепрофессиональные:

самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;

быть готовым к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;

профессиональные компетенции:

применять в профессиональной деятельности базовые знания и навыки по основам психологической теории и методам психологического исследования;

обосновывать гипотезы и ставить задачи исследования в областях психологии;

модифицировать и адаптировать существующие методы и технологии научно-исследовательской и практической деятельности в областях психологии.



2.3. Основная литература и возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств.

1. Бадмаев Б.Ц. Психология воспитания // Психология в работе учителя. В 2-х частях. Психологический практикум для учителя. – М., 2009.

2. Борытко, Н.М.   Методология и методы психолого-педагогических исследований: рек. Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учеб. пособ. Для студентов вузов / Н. М. Борытко, Моложавенко, А.В., Соловцова, И.А.; под ред. Н.М. Борытко. - М. : Академия, 2008. - 320 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности: монография / Л.В. Андреева, Н.Г. Брюхова, Е.В. Кочетовская и др. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. – 169 с. – С.95–150.

4. Габай, Т. В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

5. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 560 с.

6. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования:– 5-е изд. испр. – М.: Академия, 2008. – 206 с.

7. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. Вузов, обуч. По пед. И психол. спец. - Изд. 2-е, доп., испр. И перераб. - М.: Логос, 2008.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М: Логос, 2009.

10. Иващенко Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие для вузов. Минск, 2013. – 356 с.

11. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.

12. Казанская, В. Г. Педагогическая психология. – СПб. и др.: Питер, 2005. – 365 с.

13. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 308 с.

14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Спб, Питер, 2010. – 944 с. – IBSN – 978-5-49807-639-3

15. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. – М.: Ось-89, 2011. – 448 с.

16. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 480 с.

17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М., ТЦ «Сфера», 2008. – 464 с.

18. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.В. Михеева. – М.: «Проспект», 2014. – 448с.

19. Наследов А.Д. SPSS 15: Профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2008. – 416 с.

20. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том III: Психология личности. –М.: Издательство Юрайт,  2012. – 740 с.

21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: / Л.Ф. Обухова. – М.: МГППУ, 2010. – 259с.

22. Пастернак Н.А. Психология воспитания: учеб. пос. для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

23. Педагогическая психология : доп. УМО …в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обуч. По направлению Педагогика / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб. : Питер, 2011. – 416 с.

24. Педагогическая психология: учеб. Пособие /[И.А. Баева и др.]; под ред. Л.А. Регуша, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – 414 с.

25. Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи / под ред. Е.Д. Божович. – М. : Памятники исторической мысли, 2013. – 294 с.

26. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. Под ред. А.А. Реана. – СПБ., Питер, 2007. – 656 с.

27. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. – М.: ФГУП «Стандартинформ», 2012. – 11 с.

28. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 393 с.

29. Современные образовательные технологии / колл. Авт.; под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.

30. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология/ Н.Ф. Талызина. – М: Академия, 2010.

31. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании /Трайнев В.А., Теплышев В.Ю. – Издательство: «Дашков и К», 2012. – 319с.

32. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2009. – 349с. – ISBN – 978-5-8297-0176-5.

2.4. Показатели и критерии оценивания компетенций, шкала оценивания.

Ответ аспиранта на итоговом государственном экзамене оценивается экзаменационной комиссией по четырех балльной системе.

Оценка «отлично» выставляется аспирантам, ответы которых отличаются системным и глубоким знанием программного материала, эрудицией, содержательностью, осознанностью, психологической грамотностью, точным владением научной терминологией, знанием методологических и методических основ научно - исследовательской работы в разных сферах деятельности.

Оценка «хорошо» выставляется аспирантам, ответы которых содержат полное знание программного материала, но имеют незначительные погрешности в каком-либо параметре; демонстрируют готовность к работе в сфере научно-исследовательской деятельности; ответы отличаются научным языком и знанием основной профессиональной терминологии.

Оценка «удовлетворительно» выставляется аспирантам, ответы которых содержат серьезные недостатки в одном или нескольких параметрах; ответы могут быть в основном правильными, но отличаются фрагментарностью, отсутствием четкости в обосновании научно-исследовательских мероприятий, поверхностным и схематичным изложением материала

Оценка «неудовлетворительно» выставляется аспирантам, ответы которых не соответствуют вышеизложенным требованиям, содержат серьёзные проблемы в знаниях программного материала, умениях организации и проведении научно – исследовательских мероприятий.


2.5. Процедура проведения экзамена.

Ответ аспирантов на итоговом государственном экзамене оценивается коллегиально на закрытом заседании итоговой аттестационной комиссии. Объявление результатов государственного экзамена проводится на открытом заседании итоговой аттестационной комиссии после ответа всех аспирантов.


3. ПРОГРАММА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

3.1. Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программы аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»: научно-исследовательская деятельность в области психологических наук; преподавательская деятельность в области психологических наук.

Выпускник квалификации «Исследователь. Преподаватель - исследователь» по направлению подготовки 37.06.01 «Психологические науки», направленность «Педагогическая психология» в соответствии с профильной направленностью ОП и видами профессиональной деятельности должен решать следующие профессиональные задачи:



универсальные:

критически анализировать и оценивать современные научные достижения, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;

участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;

планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;



общепрофессиональные:

самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;

быть готовым к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;

профессиональные компетенции:

применять в профессиональной деятельности базовые знания и навыки по основам психологической теории и методам психологического исследования;

обосновывать гипотезы и ставить задачи исследования в областях психологии;

модифицировать и адаптировать существующие методы и технологии научно-исследовательской и практической деятельности в областях психологии.


3.2. Требования к научно-квалификационным работам.

Требования к выпускной квалификационной работе изложены в п. ФГОС ВПО.

Диссертация представляет собой научно-квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующее о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки.

Выпускная квалификационная работа является законченным научным исследованием. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методических приемов и методик к решению научных проблем, их теоретическое обоснование.

Диссертация аспиранта предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, навыков экспериментально-методической работы. Содержание диссертации должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ФГОС ВПО.



Структура научно-квалификационной работы

Научно-квалификационная работа должна быть представлена в форме рукописи.



В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки 37.06.01. «Психологические науки», направленность «Педагогическая психология» диссертация должна включать в себя следующие структурные элементы: введение, 2-3 главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

  • Введение. Обоснование темы исследования, ее актуальности и практической значимости, формулирование целей и задач работы, определение понятийной базы и методов исследования.

  • Глава 1. Теоретическая часть работы. Анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования.

  • Глава 2. Аналитико-практическая часть работы. Анализ и классификация привлекаемого материала на базе избранной выпускником методики исследования.

  • Глава 3. Экспериментальная часть работы обязательна для диссертационных исследований, имеющих научно-методическую, практико-ориентированную тематику. Описание хода и результатов проведенного эксперимента, формулирование выводов и рекомендаций.

  • Заключение. Перспективы дальнейшей разработки проблемы.

  • Библиографический список.

  • Приложения. Дополнительные материалы (материалы эксперимента, программы опытного обучения и др.).


Требования к оформлению научно-квалификационной работы

  • Оформление страниц. Текст работы должен быть набран на компьютере 14 шрифтом. Объем диссертации не должен превышать 75 страниц машинописного текста через 1,5 интервала или не больше 135 тыс. символов, набранных на компьютере, исключая рисунки, таблицы, схемы, список использованной литературы и оглавление;

  • к рукописи прилагается аннотация (автореферат) объемом в одну страницу машинописного текста, в котором должны быть отражены основные положения, выносимые на защиту.

  • Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

  • Обязательна сквозная нумерация страниц. Номера страниц проставляются сверху посередине, номер на первой странице (титульном листе) не ставится. Размер шрифта, используемого для нумерации, должен быть меньше, чем у основного текста. Тип шрифта лучше использовать тот же самый.

  • Примеры оформления титульного листа и содержания приведены в Приложении 1 и 2. Содержание нумеруются с третьей страницы. Нумерация страниц заканчивается на последней странице списка литературы, страницы приложения не нумеруются.

  • Шрифтовое оформление. Размер шрифта (кегль) – 14 пт. Для оформления основного текста работы шрифт Times New Roman.

  • Иллюстрации, цифровые, табличные и прочие иллюстрированные материалы могут быть внесены в приложение.

  • На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. Иллюстрацию следует выполнять на одной странице.

  • Таблицы. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

  • Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф. Все таблицы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись с номером. Тематический заголовок располагают посредине страницы, пишут с прописной буквы, без точки на конце.

  • Приложения. Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слов Приложение и номера арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме.

  • Библиографические ссылки. Библиографические ссылки употребляют: при цитировании; при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций; при анализе в тексте опубликованных работ.

  • При ссылке на книгу обычно опускаются: подзаголовочные данные (кроме указания на повторность издания и номера тома); наименование издательства.

  • По месту расположения относительно основного текста работы библиографические ссылки бывают: внутритекстовые (оформляются в круглых скобках); подстрочные, т.е. внизу страницы (оформляются более мелким шрифтом); затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения.

  • Список литературы должен иметь сквозную порядковую нумерацию документов, включенных в него.

  • Способы группировки источников. Наиболее распространенным способом является алфавитный способ, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей.

  • В начале списка рекомендуется располагать официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования. При включении в список архивных материалов необходимо указывать полное название архива или учреждения, где хранится документ, наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов. При использовании в работе электронных документов из Интернета, в источнике опубликования указывается адрес сервера или базы данных.


3.3. Примерная тематика и порядок утверждения тем научно-квалификационных работ.

Примерная тематика научно-квалификационных работ по направлению подготовки 37.06.01. «Психологические науки», направленность «Педагогическая психология» должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:



  • проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

  • обоснование, разработка и апробация программ интервенции и превенции в психолого-педагогических исследованиях;

  • разработка и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;

  • обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.


3.4. Порядок выполнения и представления в государственную аттестационную комиссию научно-квалификационной работы.

Научно-квалификационная работа представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи. При его выполнении аспирант должен показать способности и умения, опираясь на полученные знания, решать на современном уровне задачи профессиональной деятельности, грамотно излагать специальную информацию, докладывать и отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.

Цель защиты научно-квалификационной работы – установление уровня подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к квалификационной характеристике и уровню подготовки выпускника по конкретному направлению подготовки.

Темы выпускных научно-квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой и утверждаются ректором вуза. Аспиранту может быть предоставлено право самостоятельного выбора темы выпускной научно-квалификационной работы. Для подготовки выпускной научно-квалификационной работы аспиранту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Выпускные научно-квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию.

Руководитель выпускной работы: выдает задание; оказывает аспиранту помощь в организации и выполнении работы; проводит систематические занятия с аспирантом и консультирует его; проверяет выполнение работы; дает письменный отзыв о работе.

За актуальность, соответствие тематики выпускной работы профилю (направленности) ОП, руководство и организацию ее выполнения несет ответственность, выпускающая кафедра и непосредственно руководитель работы.

Отзыв руководителя должен содержать как критическую часть, так и краткую характеристику работы, отмечать степень самостоятельности, проявленную соискателем при выполнении работы, давать характеристику научно-исследовательской (практической деятельности) соискателя, его умения организовать свой труд, отмечать наличие публикаций и выступлений на конференциях, их перечень, фиксировать срок работы соискателя по данной теме. Отзыв состоит из двух частей: формализованной, в которой руководитель оценивает уровень компетентности соискателя в отдельных видах работы, и произвольной части, в которой руководитель может выразить собственную оценку и пожелания соискателю.

Рецензент по отношению к научно-квалификационной работе выступает в роли эксперта. В соответствии с этим его отзыв должен содержать более разностороннюю характеристику работы. В отличие от руководителя, он дает оценку степени актуальности темы работы, соответствие представленного материала техническому заданию, подтверждает наличие публикаций, участие в научно-технических конференциях, награды за участие в конкурсах (на основании наличия копий или оригиналов работ), оценивает уровень выполнения работы.

ГАК присваивает квалификацию и выставляет итоговую оценку ВКР по результатам выступления претендента. ГАК оценивает грамотность построения речи, степень владения профессиональной терминологией, умение квалифицированно отвечать на вопросы, полноту представления иллюстративных материалов выступления и уровень представления материалов в пояснительной записке, уровень знания претендента.

При формировании заключения об уровне представленной работы и подготовке специалиста ГАК ориентируется на мнения экспертов ГАК, учитывая мнения руководителя и рецензента.

3.5. Показатели и критерии оценивания компетенций, шкала оценивания.

Критерии оценки выпускных научно-квалификационных работ:



  • обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

  • уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов и обобщений;

  • четкость структуры работы и логичность изложения материала;

  • методологическая обоснованность исследования;

  • новизна экспериментально-исследовательской работы;

  • объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

  • соответствие формы представления диссертации всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

  • содержание отзывов руководителя и рецензента;

  • качество устного доклада;

  • глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.



3.6. Процедура защиты научно-квалификационной работы.

Защита выпускной научно-квалификационной работы проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса высшего учебного заведения. Защита научно-квалификационной работы проводится на открытых заседаниях ГАК с участием не менее 2/3 членов от полного списочного состава комиссии, утвержденного руководством вуза. Секретарь ГАК представляет выпускника, его квалификационную работу (наличие, тема), отмечая допуск работы к защите соответствующей кафедрой, наличие подписанных и заверенных отзывов руководителя и рецензента. Далее слово предоставляется выпускнику для сообщения. После доклада (10 - 15 минут, определяемые регламентом работы ГАК) аспиранту могут быть заданы вопросы всеми присутствующими на заседании.

Руководитель и рецензент выступают с отзывами, в которых оценивается научно-квалификационная работа и уровень соответствия компетенций выпускника требованиям ФГОС по направлению подготовки. При отсутствии научного руководителя и рецензента, отзыв и рецензию зачитывает председатель. Выпускнику предоставляется возможность ответить на высказанные ими замечания или вопросы.
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОВТОРНОЙ ИТОГОВОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

Процедура проведения повторной итоговой государственной аттестации сохраняет общий порядок.


5. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ

По результатам ГИА выпускник, участвовавший в ГИА, имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения ГИА и (или) несогласии с ее результатами (далее – апелляция).

Апелляция подается лично выпускником в апелляционную комиссию факультета психологии АГУ.

Апелляция о нарушении порядка проведения ГИА подается непосредственно в день проведения ГИА.

Апелляция о несогласии с результатами ГИА подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов ГИА.

Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента ее поступления.

Состав апелляционной комиссии утверждается факультетом психологии АГУ одновременно с утверждением состава ГЭК.

Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа преподавателей факультета психологии АГУ, имеющих степень кандидата наук, не входящих в данном учебном году в состав ГЭК. Председателем апелляционной комиссии является декан факультета психологии АГУ.

Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей ГЭК.

Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.

Рассмотрение апелляции не является пересдачей ГИА.

При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА апелляционная комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:

- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения ГИА выпускника не подтвердились и/или не повлияли на результат ГИА;

- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения ГИА выпускника подтвердились и повлияли на результат ГИА.

В последнем случае результат проведения ГИА подлежит аннулированию, в связи с чем, протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную комиссию для реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти ГИА в дополнительные сроки, установленные факультетом психологии АГУ.

Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА, полученными при защите научно-квалификационной работы, секретарь не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию выпускную научно-квалификационную работу, протокол заседания ГЭК и заключение председателя ГЭК о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию выпускника. В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА апелляционная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата ГИА, либо об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата ГИА.

Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов ГИА выпускника и выставления новых.

Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии является решающим.

Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.

Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.

Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем апелляционной комиссии и хранится в архиве АГУ.
6. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).

При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

- проведение ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении ГИА;

- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами ГЭК);

- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;

- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дополнительно при проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке ГИА оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге рельефно точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно- точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.



Выпускники не позднее, чем за 3 месяца до начала ГИА подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении ГИА.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница