Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования



Скачать 211.24 Kb.
Дата27.04.2016
Размер211.24 Kb.
Примерная программа

профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования

Автор: А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Разработка примерной программы профессиональной ориентации обучающихся осуществлена на основе требований ФГОС к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Примерная программа направлена на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

Примерная программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:


  • пояснительную записку, в которой определяются цели, задачи программы на данной ступени образования;

  • содержание программы, нацеленное на формирование у обучающихся представления о требованиях современного общества к выпускникам учреждений общего и профессионального образования; развитие у обучающихся отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессиональной деятельности; овладение обучающимися способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута; приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося и профилю его дальнейшего обучения;

  • планируемые результаты реализации программы, отражающие представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека; рынке профессионального труда и образовательных услуг; возможностях получения образования; психологических основах принятия решения о выборе профиля обучения; умение находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие задания, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.



Пояснительная записка

Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника:



  • представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;

  • универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;

  • общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона в котором школьник живет и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны;

  • способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки.

Такие результаты профориентации школьников на ступени основного общего образования должны достигаться за счет создания условий для инициативного участия каждого учащегося в специфические виды деятельности во время уроков и вне уроков, которые обеспечивают развитие рефлексивных действий и овладение ими различными инструментальными средствами (технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной культуры), способствуя в конечном счете их становлению как субъектов собственной деятельности (в частности, дальнейшего образования и профессиональной деятельности).

Цель примерной программы: описать совокупность условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников на ступени основного общего образования.

При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому целью профориентационной программы является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.



Задачами профориентационной программы являются:

  • предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;

  • ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;

  • способствовать личностному развитию учащихся;

  • выявление природных задатков и трансформации их в способности;

  • ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;

  • совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;

  • способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.

При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой профессии были определены следующие принципы:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;

  • научность и достоверность информации;

  • доступность предлагаемой информации;

  • адресность;

  • индивидуальный подход;

  • современность и актуальность материалов;

  • сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.)

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в примерной ООП учитывать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров;

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое;

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

На основе этих принципов и должна строиться программа профориентации подростков.

 

1. Характеристика содержания программы

Содержанием программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.

Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках клубных пространств, в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации:



  • методическое выстраивание учебных курсов в виде последовательности учебных задач, постановка и решение которых становится содержанием познавательной деятельности учащихся;

  • организационное обеспечение возможности учащимся выстраивать образовательные коммуникации в рамках учебных занятий и вне их со своими сверстниками;

  • организационное обеспечение возможности выстраивания учащимися образовательных коммуникаций в разновозрастных группах;

  • системное выстраивание рефлексии учащимися собственной деятельности в ретраспекции учебного занятия и (или) цикла учебных занятий;

  • выстраивание взаимосвязи академических знаний с технологиями их использования;

  • организационное обеспечение реализации части учебных программ в процессе технологических практик (практикумов) в том числе на базе производственных, научных, образовательных и иных организаций и предприятий;

  • интеграция ресурсов информационных сетей (в том числе сети Интернет), а также технологий работы с информацией в информационных сетях в структуру и содержание учебных занятий.

Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:

  • коммуникативная компетентность;

  • способность к адекватному самооцениванию;

  • оперативное и перспективное планирование;

  • отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;

  • создание текстов для самопрезентации;

  • анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы

  • и др.

Основные формы и методы работы с содержанием образования:

  • работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);

  • работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;

  • работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;

  • работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы, муниципалитета, региона;

  • работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;

  • индивидуальная работа с тьюторами (другими подготовленными педагогами) по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.

  • профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе. На профориентационных уроках рассматривают теоретические и практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии. На уроках используют разные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, самостоятельное составление профессиограм, отчетов о профориентационных мероприятиях;

  • профориентационная беседа - наиболее распространенный метод. Она должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учеников, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Эмоциональной расцвет беседе добавляют цитирования известных ученых, изобретателей, писателей, которые отвечают теме беседы, применения наглядных методов профориентационной работы. Тематика профориентационных бесед должна отвечать вековым особенностям школьников и охватывать круг интересов учеников;

  • выставки. Их проведение целесообразно во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч, со специалистами но др.);

  • экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.

2. Этапы реализации программы и механизм ее реализации

Программа реализуется в три этапа, которые частично пересекаются друг с другом и реализуются не строго последовательно, а по мере появления индивидуальных показаний в отношении каждого учащегося осуществляется плавный переход от доминирования видов и форм деятельности, специфичных одному этапу к постепенному доминированию видов и форм деятельности: специфичных следующему этапу.



1 этап – овладение универсальными компетентностями, способствующих успешной профориентация.

2 этап – этап «безопасной» пробы различных профессиональных ориентаций;

3 этап – проектирование и реализации индивидуальных образовательных программ в соответствии с выбранной профессиональной направленностью.

На первом этапе реализации программы необходимо обеспечить:



  • единство технологии работы педагогического коллектива общеобразовательного учреждения по формированию у учащихся универсальных компетентностей на материале учебных дисциплин в соответствии с образовательной программой ступени общеобразовательного учреждения;

  • разработку и функционирование открытой системы оценки освоения учащимися содержания образования программы профессиональной ориентации на первом этапе ее реализации;

  • разнообразие клубных пространств, в рамках которых возможно формирование универсальных компетентностей учащихся.

На втором этапе реализации программы необходимо обеспечить формирование меняющихся образовательных пространств, в которых учащиеся смогут применить освоенные или осваиваемые компетентности вне учебных или преимущественно во внеучебных ситуациях и целях. Это могут быть ситуации выстраивания отношений следующих типов: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-технология» и др.

Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации учащихся на втором этапе реализации программы должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. В этом случае роль педагогического сопровождения будет заключаться не только в организационном обустройстве пространства «безопасной» пробы учащимися своей субъектной позиции в деятельности, но и в продуцировании большого количества содержательных рамок, которые будут помещаться в эти пространства и задавать сюжеты, на которых будет происходить становление субъектной позиции учащихся. Предполагается, что эти сюжеты должны быть взяты из различных профессиональных сфер деятельности человека.

Синтетической формой, удерживающей задаваемый сюжет могут быть различные школьные и внешкольные проекты социальной направленности (например, школьное издательство, школьный сайт, школьное научное общество и др.) Такого рода синтетические формы организации внеурочных пространств учащихся многоаспектны и многопозиционны и могут выводить учащихся на осознание особенностей тех или иных профессий, взаимосвязанных друг с другом (например, школьное издательство: копирайтер, верстальщик, дизайнер, редактор, корректор и др.).

Организация внеурочных пространств «безопасной» пробы (оцениваемой индивидуально и содержательно в процессе рефлексии) различных профессионально ориентированных видов деятельности должна быть выстроена так, чтобы учащийся мог достаточное количество раз занимать субъектную позицию при осуществлении различных видов (в том числе и предпрофессиональной – деятельность общего характера, осуществляемая людьми целого кластера профессий) деятельности для понимания круга своих интересов и индивидуальных возможностей.

На третьем этапе реализации программы необходимо обеспечить образовательные пространства, в которых учащиеся основной школы могут в соответствии с собственными замыслами проектировать индивидуально или совместно со сверстниками при сопровождении тьюторов (или специально подготовленных педагогов) индивидуальные образовательные программы, а затем реализовывать их, отслеживать собственные результаты освоения программы, при необходимости корректировать программы.

Проектирование индивидуальных образовательных программ должно стать самостоятельным видом деятельности, в процессе которого учащиеся, с одной стороны, осваивают способ построения индивидуальных познавательных траекторий и способы отслеживания эффективности реализации индивидуальной образовательной программы, а с другой стороны, реализуют собственные образовательные предпочтения в связи с выбранным профессиональным (или предпрофессиональным) ориентиром.

Организация деятельности учащихся в рамках программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования осуществляется в рамках часов, отведенных на учебные занятия (преимущественно первый этап реализации программы профессиональной ориентации школьников), а также в рамках часов внеурочной деятельности (преимущественно второй и третий этапы реализации программы профессиональной ориентации школьников), которые определены федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Переход от этапа к этапу реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования не фиксируется единой датой для всех школьников, а происходит индивидуально. Необходимость и своевременность перехода школьника от одного этапа к другому этапу программы профессиональной ориентации определяется рекомендациями тьюторов, учителей-предметников и психологической службы школы.

В качестве среднестатистического ориентиров продолжительности каждого этапа реализации программы профессиональной ориентации предлагаются следующие (таблица 1):

1 этап – 1-3 года;

2 этап - 3-4 года;

3 этап – 2-3 года.



Таблица 1

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1 ЭТАП

 

 

 

2 ЭТАП

 

 

3 ЭТАП

 

3. Требования к условиям реализации программы

А. Кадровые условия

Для реализации программы рекомендуется иметь социально-психологическую службу, включающую следующих специалистов: психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, тьюторы. Количественный состав службы определяется конкретным наполнением программы профессиональной ориентации.



Б. Программно-методические условия

Для реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования рекомендуется ежегодно проектировать школьные пространства для профориентации для чего составлять:



  • план работы профориентационных клубных пространств;

  • план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках;

  • план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы;

  • план курсовой подготовки по программам повышения квалификации учителей-предметников, психологов, социальных педагогов, тьюторов, реализующих программу профориентации школьников на ступени основного общего образования.

В. Материально-технические условия

Требования к материально-техническим условиям реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования определяются необходимостью появления у школы:



  • в здании - свободно конструируемых многофункциональных клубных пространств, оснащенных трансформерной мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);

  • оборудованных партнерских площадок, позволяющих вводить учащихся в специфическую среду профессиональной деятельности (на базе учреждений культуры и спорта, производственных предприятий, научных и образовательных организаций и др.)

Г. Информационные условия

Для реализации программы обязательно наличие:



  • оснащенной школьной библиотеки, имеющей комплект литературы из области специальных и профессионально ориентированных знаний;

  • свободного доступа к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время.

 

4. Оценка результатов по профориентации подростков

После того как описаны возможные мероприятия, направленные на профориентацию подростков в образовательном учреждении, необходимо, знать, насколько эффективными они оказались в подростковой группе, для этого должна осуществляться диагностика уже сформировавшихся в ходе реализации программы профориентационных взглядов подростков.

Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Одним из диагностических методов в определении профориентации в подростковой группе является наблюдение. Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой невозможность) повторного наблюдения. Предметами наблюдения выступают ориентация подростков в сфере профессиональной пригодности после реализации программы профориентации подростков в общеобразовательном учреждении.

Наблюдение должно проводиться систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды. Наблюдение среди подростков является неосознанным. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью. Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Метод экспертных оценок предполагает решение задач по изучаемому вопросу на основе суждения (мнения) высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний. Сущность применяемого метода по данной проблеме заключается в индивидуальном и логическом анализе суждения экспертов и количественной их оценке по решаемой проблеме. Для сбора и анализа информации выбранным экспертам предлагаются анкеты, опросники и т.д.

Одним из методов используемых экспертами для определения знаний подростков по профориентации и способах профессионального самоопределения является анкетирование. Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим -- анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться следующими способами:


  • анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально;

  • групповое заполнение в присутствии сборщика;

  • опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;

  • «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы для выбраковки неудачных вопросов.

Так же одним из способов сбора информации об эффективности мероприятий направленных на профориентацию подростков является беседа. Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди подростков, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с подростком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий.

Одним из методов диагностики является опрос. Опрос - метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях. Цель опроса - получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяются выборочные опросы. Методики опроса можно свести к двум основным типам: анкетированию и интервьюированию.

Таким образом, основными методами оценки эффективности профориентационных мероприятий является наблюдение, метод экспертных оценок, при котором основными методами сбора информации для группы экспертов является анкетирование, беседа и опрос.



5. Планируемые результаты освоения программы профориентации

 


  • Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования.

  • Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.

  • Сформированные рефлексивные действия:

-        способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий;

-        способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;

-        способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами.


  • Выпускник основной школы сможет:

-        проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);

-        устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;

-        работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.

-        совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;



-        выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.

Библиографический список «Профориентация учащихся на современном этапе»

  1. Родионов,В. Мотивационный профориентационный тренинг /В. Родионов //Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№6.-С.11

  2. Новак, М. Профориентационная методика «Ради»/М. Новак //Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.40-41

  3. Методики определения степени эффективности организации профориентационной работы со старшеклассниками/Л.С.Козыренцева, Л.М. Волкова.- Минск: Красико - Принт, 2010.- С.103 (Деятельность классного руководителя)

  4. Ильина, Т.И. Подготовка школьников к сознательному выбору профессии /Т.И. Ильина //Биология. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.- №15.-С.9-12

  5. Косогоров, В. Выбор жизненного пути /В. Косогоров //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№10.-С.27-29

  6. Сухарева, Е. Без ошибок: Занятия по профориентации для старшеклассников /Е. Сухарева //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№5.-С.20-21

  7. Резапкина, Г. Акцентуация и выбор профессии /Г. Резапкина //Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.- №20.-С.25-32

  8. Симонян, Р. Выбор профиля и психолого-педагогическая поддержка девятиклассников //Школьное планирование.- 2008.- №6.-С.43-50

  9. Резапкина, Г. Профориентация школьников/ Г. Резапкина //Классное руководство. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2007.- №21.-С.39-43

  10. Программа модуля «Мои профессиональные намерения» //Профильная школа.- 2007.-№4.-С.58-59


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница