Программа производственной (педагогической) практики



Скачать 446.35 Kb.
страница1/2
Дата27.04.2016
Размер446.35 Kb.
  1   2

Программа производственной (педагогической) практики

студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата

44.03.05 (050100.62) Педагогическое образование,

профиль Математика, Информатика

4 курс

__ Квалификационная форма проведения производственной практики, выполнение функций учителя-предметника и классного руководителя в средних учебных заведениях_

(формы и способ проведения практики)


Cроки и объем проведения практики

________ __ 6 недель – 9 ЗЕТ______________________________

(продолжительность практики в неделях и зачетных единицах)


1. Цели практики – Формирование умений и навыков студентов-бакалавров в обучающей, развивающей и воспитательной работе с учащимися. Основной целью практики является подготовка студентов-бакалавров к выполнению функций учителя математики 5-8 классов основной школы, которая необходима для успешного решения задач преемственных связей между ступенями начального и среднего обучения.
2. Задачи практики

  1. Формирование у студентов-бакалавров профессиональных умений и навыков в практической педагогической деятельности, необходимых для успешного решения практических задач математического образования и воспитания школьников.

  2. Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами-бакалаврами при изучении дисциплин математического цикла с учетом регионального компонента содержания образования, педагогических и специальных дисциплин в процессе практической деятельности.

  3. Воспитание профессиональных качеств личности учителя математики, владеющего современными (отечественными и зарубежными) технологиями образования и воспитания.

  4. Привитие интереса к научно-исследовательской работе, воспитательной работе с учащимися в детских коллективах, потребности к самообразованию.

  5. Накопление и пополнение в ходе стажерской педагогической практики личного методического фонда по образовательно-воспитательной работе.

  6. Отработка умений вести необходимую документацию, определяемую функциональными обязанностями учителя математики (классный журнал, планирование и др.).


3. Место практики в структуре ОП

Производственная практика является обязательным видом учебных занятий бакалавра, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Производственная практика является составной частью учебных программ подго­товки студентов бакалавриата и входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 (050100.62) Педагогическое образование, профиль Математика, Информатика. Производственная практика закрепляет знания и умения, приобретаемые бакалаврами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Производственная практика студента-бакалавра в соответствии с ОП базируется на полученных ранее знаниях по учебным дисциплинам гуманитарного, социального и экономического, математического и естественно-научного, профессионального циклов. Содержание производственной практики логически и методически тесно взаимосвязано с изученными дисциплинами, поскольку главной целью производственной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.




Предшествующие дисциплины

Последующие дисциплины

Педагогическая риторика

Информационные технологии в образовании

Основы педагогической диагностики

Математические методы в педагогических исследованиях

Основы коммуникативной культуры

Методика обучения математике

Инновации в системе

образования



Обучение информатике и ИКТ в старшей школе

Психология

Элементарная математика

Педагогика

Основы раннего обучения информатике

Основы математической обработки информации

Современные средства оценивания результатов обучения

Математический анализ

Системы управления обучением

История

математики



Практика производственная (педагогическая) в старших классах

Технические и аудиовизуальные средства обучения

Внеклассная работа по математике в средней школе

Решение задач повышенной сложности

Избранные главы методики обучения математике

Методика решения задач с параметрами в средней школе

Методика решения задач с модулем в средней школе

Избранные главы математического анализа

Методика преподавания векторно-координатного метода на плоскости

Методика обучения

математике



Организация внеклассной работы по информатике в школе

Элементарная математика

Курсовые работы

Алгебра

Выпускная квалификационная работа

Геометрия




Вводный курс математики




Избранные главы алгебры




Избранные главы геометрии





4. Место проведения практики

Производственная практика студентов проводится в образовательных учреждениях общего среднего образования: школах, гимназиях и лицеях.

В 20914-2015 учебном году: МБОУ гимназии № 2, № 5, МБОУ лицеи № 2, № 4, МБОУ школы № 5, № 37.

Практика осуществляется на основе договоров о прохождении производственной практики между МГГУ и образовательными учреждениями.


5. Содержание практики

  1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы:

  • беседы с администрацией, учителями, классным руководителем;

  • анализ расписания учебных занятий;

  • посещение уроков и внеклассных мероприятий, проводимых учителями и студентами-практикантами, и участие в их анализе;

  • проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных и лабораторных работ учащихся, проверка дневников.

  1. Изучение:

  • учебных программ, тематических и поурочных планов по специальности;

  • опыта работы учителя-предметника;

  • плана работы классного руководителя;

  • документации (классного журнала, медицинских карт, карты здоровья класса, личных дел учащихся);

  • отдельных учащихся и коллектива класса в целом.

  1. Проведение учебной и внеклассной работы по предмету специальности:

  • уроков разных типов (изучения нового материала, применения знаний, обобщения, контроля, комбинированных и т. п.);

  • разработка плана-графика проведения уроков в период практики;

  • разработка конспектов, развернутых планов уроков, кружковых занятий, мероприятий по предмету специальности;

  • подготовка дидактических материалов, наглядных пособий к урокам и внеклассным занятиям.

  1. Проведение внеучебной, воспитательной работы в классе:

  • разработка плана-графика проведения внеучебных воспитательных мероприятий в период учебной практики;

  • подготовка и проведение отдельных внеучебных занятий;

  • проведение консультаций для учащихся (индивидуальных, групповых), зачетных занятий;

  • работа с родителями учащихся.


Организация деятельности студентов-бакалавров:

1 неделя – наблюдательная практика.

  1. Установочная конференция.

  2. Ознакомление с задачами, направлениями работы общеобразовательной школы, с правами и обязанностями учащихся, с правилами внутреннего трудового распорядка.

  3. Распределение студентов-бакалавров по классам.

  4. Беседа с классным руководителем об уровне развития классного коллектива и личности отдельных учащихся, необходимого для организации образовательного и воспитательного процесса в классе.

  5. Беседа с учителем математики по ознакомлению студентов-бакалавров с планом учебной работы учителя математики. Составление на его основе плана-сетки собственных уроков математики и внеклассных мероприятий по предмету.

  6. Изучение программы, учебников, поурочного планирования по предмету; ознакомление с оборудованием кабинета, наглядными пособиями.

  7. Составление индивидуального плана работы студента-бакалавра на период практики.

  8. Посещение всех уроков в своём классе (рабочий день – 6 часов).

2-6 недели – активная практика.

  1. Практика на рабочем месте в качестве учителя математики (проводятся все уроки математики по расписанию).

  2. Наблюдение и запись уроков математики учителя, других студентов-бакалавров с анализом урока по методике системного анализа и оценки эффективности урока. Посещение открытых уроков.

  3. Проверка рабочих и домашних тетрадей учащихся, а также контрольных и зачётных работ.

  4. Подготовка, составление и проведение зачётов и контрольных работ.

  5. Индивидуальная работа с учащимися.

  6. Подготовка и проведение занятий кружка (факультатива).

  7. Включение во внеклассную работу в качества помощника учителя математики.

  8. Подготовка и проведение внеклассных математических мероприятий.

  9. Оформление кабинета математики (стенды, газеты, наглядные пособия и т.д.).

  10. Работа с родителями и семьями учащихся.

  11. Участие в организации и проведении Недели математики и других математических конкурсов.

  12. Участие в проведении родительского собрания.

  13. Заключительная конференция в школе.

  14. Подготовка и оформление отчетной документации по практике.



6. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Студенты-бакалавры должны уметь:

  1. Выполнять функции учителя математики:

  • планировать учебную работу и осуществлять подготовку к ней;

  • составлять конспекты уроков в соответствии с требованиями к ним;

  • подбирать к уроку необходимую методическую, педагогическую, психолого-педагогическую литературу, наглядность, использовать ТСО (видео-уроки, учебные фильмы, компьютерные обучающие программы, аудио-видео-технику, интерактивные доски, интерактивные планшеты и т.д.);

  • осуществлять методический и психолого-педагогический анализ проведенных уроков математики (Приложения 1-2);

  • организовать и проводить внеклассную работу с учащимися по предметам математического цикла.

  1. Повышать свой научно-методический уровень профессиональных знаний:

  • составлять библиографию и аннотировать новую и уже известную математическую, методическую, психолого-педагогическую литературу, а также другие издания по математике и методике преподавания математики, необходимые для профессионального роста;

  • использовать ее при написании дипломной работы;

  • обобщать персональный опыт организации процесса математического обучения и воспитания в школе, в которой проходит педагогическая практика.


7. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики

В процессе проведения производственной практики должны применяться современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии:

1) мультимедийные технологии (презентации – Microsoft PowerPoint).

2) дистанционные технологии (видео-уроки, обучающие программы, тестовые программы для средней школы, тренажеры, сайты для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, т.д.).

3) компьютерные технологии и программные продукты (текстовый, табличный процессор – Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel).

4) компьютерные программы «Динамическая математика для всех «GeoGebra»: www.geogebra.org, «Живая математика» и другие.

5) Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов-бакалавров на производственной практике являются:

учебная основная и дополнительная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам;

методические разработки для студентов-бакалавров, определяющие порядок прохождения и содержание производственной практики;

программные продукты, программное обеспечение и приложения (Microsoft Office, GeoGebra и др).

9. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

а) практикант должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях(ОК-9);

готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).



б) практикант должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);



в области педагогической деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).



10. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике
Общие сведения

1.

Кафедра

Математики и математических методов в экономике

2.

Направление подготовки

44.03.05 (050100.62) Педагогическое образование, профиль Математика, Информатика

3.

Дисциплина

Производственная (педагогическая) практика

4.

Тип заданий

Отчетная документация

5.

Количество этапов формирования компетенций (тем и т.д.)

3


Перечень компетенций

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях(ОК-9);

готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);



способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);

способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

- основные понятия и утверждения, входящие в содержание математических дисциплин,

- основные положения школьного курса алгебры, геометрии и начал анализа,

- способы и методы решения школьных задач,

- основные вопросы осуществления процесса обучения в средней школе,

- требования к современному уроку, структуру каждого его типа,

- современных образовательных технологий.


Умения:

- решать практико-ориентированные задачи по разделам школьного курса математики,

- применять теоретический материал при проведении уроков в школе,

- творчески подходить к решению профессиональных задач,

- составлять развернутые конспекты уроков по различным темам школьного курса математики 5-8 классов,

- строить математические модели задач, приводить их к нужному виду,

- выбирать и реализовывать наиболее рациональные методы обучения математике,

- анализировать содержание школьных учебников, тематического планирования, и методической литературы по математике,

- изготавливать наглядные пособия и дидактические материалы по различным темам к урокам математики,

- проводить внеклассные мероприятия по математике,

- выполнять анализ урока и других учебных занятий,

- проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.



Навыки:

- формирования у учащихся математических понятий, теорем, задач,

- владения вниманием детской аудиторией,

- установления правильных взаимоотношений с учащимися.

- владения базовыми профессиональными умениями,

- творческого подхода к организации и проведению урока математики



Опыт деятельности:

- должны владеть основами методической культуры учителя математики,

- базовыми профессиональными умениями (анализировать, конструировать, оценивать свою деятельность и деятельность учащихся),

- должны владеть разнообразными методами, приемами и способами организации деятельности учащихся,

- владеть основными методами решения школьных математических задач,

- владеть современными информационными технологиями при подготовке и проведении уроков математики.




Этапы формирования компетенций

1. Подготовительный этап

2. Производственный этап

3. Отчет о практике


Типовое контрольное задание

По результатам практики студент составляет индивидуальный письменный отчет по практике объемом не менее 10 страниц печатного текста. Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, проделанной в период практики, и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики.

Творческий отчет по учебной работе по предмету (по методике обучения математике) состоит из пяти разделов:


  1. Перечень проделанной работы по предмету – темы проведенных уроков с описанием трудностей, испытываемых при их подготовке и проведении, особенности класса, восприятия математического материала, часто встречаемых ошибках, допускаемых учениками на уроках, в домашней работе и т.д., уровне самостоятельной деятельности учащихся.

  2. Анализ проделанной работы по предмету. Творческий отчет о ходе практики, содержащий все наблюдения, касающиеся методики математики, понимания и усвоения математического материала учащимися, их трудности и особенности, методические находки учителей или собственные успешные методические решения на уроках и т.д.

  3. Классификаторы ошибок учащихся в свободной форме или по образцу (пособие «В помощь студенту-практиканту»), описать основные, часто встречаемые, наиболее распространенные ошибки учащихся. Как вы с ними боролись, свои находки и комментарии, т.е. должен быть анализ этих ошибок, проделанной работой по их разбору, предупреждению, исправлению и т.д.

  4. Также в отчете должно быть все конкретизировано. Какие темы, какие задания у детей вызывают наибольшие трудности и почему. Что именно вы увидели, заметили за время практики у нынешних детей, какие у них проблемы возникают в плане изучения и освоения математики и т.п.

  5. Замечания и предложения по поводу организации практики, как в общем плане, так и частные, личные впечатления.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводится последняя неделя производственной практики. Объем отчёта – не менее 10 страниц печатного текста. Рекомендуется следующий порядок размещения материалов в отчете:



        1. Титульный лист (общие сведения: фамилия, имя, отчество, группа, наименование и номер учебно-воспитательного учреждения, в котором студент проходил практику, сроки практики.

        2. Сведения о школе (классе): профиль учебно-воспитательной подготовки, задачи образовательного учреждения, тематика методической работы МО учителей математики.

        3. Учебная работа:

а) сколько проведено уроков математики, особенности подготовки уроков: использование наглядных пособий (какие), литературы, дидактических материалов, по каким разделам программы поведение уроков вызвало наибольшие затруднения, в чем причина;

б) по какому учебнику работали, тематическое планирование уроков по математике (на 4 недели);

в) сколько посещено уроков учителей-предметников, с какими затруднениями встретились при анализе уроков;

г) с какими документами учета, планирования, отчетности ознакомились и в какой мере овладели технологией их оформления.



        1. Внеклассная работа по математике:

а) какая помощь оказана учителю математики в проведении учебно-воспитательной работы по предмету;

б) какие внеклассные мероприятия по математике проведены, насколько удалось ли достигнуть поставленной цели;

в) участие в общешкольных мероприятиях и методической работе школы по математике.

6. Общее заключение о том, что дала практика студенту как будущему учителю математики. Предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

7. Дата составления отчета и подпись студента.

8. Приложения.


Вопросы к зачету/экзамену не предусмотрены.
11. Формы отчетности по практике

              1. Характеристика студента-бакалавра по учебному предмету и воспитательной работе, которая дается: классным руководителем, методистом, директором школы, учителем математики, заверенная подписями этих лиц и печатью учреждения.

              2. Конспект урока математики, оформленный в соответствии с требованиями к нему, с оценкой и подписью учителя.

              3. Анализ посещенного урока математики.

              4. Разработка внеклассного мероприятия по математике.

              5. Творческий отчет о проделанной работе по предмету.

              6. Дневник педагогической практики (Приложения 3, 4).

              7. Дифференцированный зачет на основании своевременности предоставления, полноты и качества выполнения всех отчетных документов.

Итоговая аттестация:

Критерии оценки за практику:

При оценке практики студентов-бакалавров учитываются:


  • уровень теоретической и практической подготовленности будущего учителя математики к самостоятельной педагогической деятельности;

  • степень эффективности проведенной студентом-бакалавром учебно-воспитательной работы;

  • уровень знания студентом-бакалавром основных задач, содержания и методики обучения и развития детей на современном этапе;

  • общественно-социальная активность студента-бакалавра;

  • отношение к педагогической профессии, к детям, к школе;

  • участие в методической работе школы;

  • работа студента-бакалавра на методических семинарах и консультациях;

  • выполнение требований, предъявляемых к практиканту;

  • качество отчетной документации по практике;

  • своевременность сдачи отчетной документации.

Оценка за конкретную учебную и внеурочную работу по предмету выставляется методистом по специальности в результате согласования ее с учителем-предметником.

За прохождение производственной практики выставляется от 1 до 100 баллов.

91-100 – “Отлично” ставится, если урок, занятие факультатива, кружка или внеклассное мероприятие достигло цели, проведены на высоком научно-методическом и организационном уровне, применялись разнообразные методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, самостоятельного овладения ими новыми знаниями, поддерживалась хорошая дисциплина, наблюдался полный контакт с классом; если студент-бакалавр свое глубокое знание психолого-педагогической теории умело использовал при проведении занятия, проявлял элементы творчества в подборе учебного и дидактического материала, в выборе средств и методов обучения, построении и проведении занятия.

81-90 – “Хорошо” ставится, если при выполнении всех названных ранее условий, кроме последнего (о творчестве), допущены незначительные ошибки в организации и проведении занятия (мероприятия), не в полную меру использовались средства обучения, недостаточно эффективно осуществлялась активизация мыслительной деятельности учащихся.

61-80 – “Удовлетворительно” ставится, если студент-бакалавр допускал серьезные ошибки, недостаточно эффективно применял психолого-педагогическую теорию, методы и приемы обучения, не всегда мог установить контакт с учащимися, при анализе не видел свои недостатки; но тем не менее план урока, в основном выполнял, значительная часть учащихся усвоила необходимый материал.

1-60 – “Неудовлетворительно” ставится, если допускались грубые ошибки в изложении материала, если студент-бакалавр не мог точно установить степень правильности ответа ученика, не видел его ошибок; цель урока не была достигнута, намеченный план не выполнен; не обеспечивалась дисциплина учащихся; студент-бакалавр некритически отнесся к своей работе.

В итоговой оценке за педагогическую практику учитываются степень эффективности проведенной студентом-бакалавром учебно-воспитательной деятельности, участие в методической работе школы, его отношение к педагогической профессии, к детям, к школе, качество отчетной документации.

Оценки проставляются в ведомость и в зачетную книжку.


11. Учебная литература и ресурсы сети «Интернет» для проведения практики
а) основная литература:

  1. Сборник программ учебно-исследовательской и педагогической практик студентов-бакалавров факультета физико-математического образования, информатики и программирования. – Мурманск: МГПУ, 2010.

  2. Иванчук Н.В. В помощь студенту-практиканту: учебно-методическое пособие для студентов факультета физико-математического образования, информатики и программирования МГГУ. – Мурманск: МГГУ, 2011.

  3. Теория и методика обучения математике в средней школе: [учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. вузов] / Малова И.Е., Горохова С.К., Малинникова Н.А., Яцковская Г.А. – М.: ВЛАДОС, 2009.

  4. Гончарова М.А. Образовательные технологии в школьном обучении математике: учеб. пособие по направл. 050100 Пед. образование / Гончарова М.А., Решетникова Н.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

  5. Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7-9 классах: пособие для учителей / Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Суворова С.Б., Шлыкова И.С. – М.: Просвещение, 2009.

  6. Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на Междунар. науч. конф. "61 Герценовские чтения" / [науч. ред. В. В. Орлов]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

  7. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика: 5-11 кл. / сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк; М-во образования РФ. – М.: Дрофа, 2004.

  8. Фефилова Е.Ф. Теория и методика обучения математике: систематизация знаний и умений по решению сюжетных задач: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032100-математика / Фефилова Е.Ф. – Архангельск: Помор. ун-т, 2004.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  10. Методика обучения геометрии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; Под ред. В.А. Гусева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  11. Мордкович А.Г. Беседы с учителями математики: учеб. - метод. пособие / Мордкович А.Г. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ОНИКС 21 век, 2005.

  12. Иванчук Н.В. В помощь студенту-практиканту: учеб.-метод. пособие для студ. фак. физ-мат. образования, информатики и программирования / Иванчук Н.В.; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. – Мурманск: МГГУ, 2011.

  13. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032100 "Математика" / Виноградова Л.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  14. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подгот. к ЕГЭ и к др. формам выпускного и вступ. экзаменов / сост. Г.И. Ковалёва [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2008.

  15. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050201 (032100) "Математика" / Якиманская И.С. – М.: Академия, 2004.

  16. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. Вузов / Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. – М.: Академия, 2007.

  17. Методическая газета для учителей математики «Математика» (Издательский дом «Первое сентября») за 2010–2014 гг.

  18. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе» 2010–2014 гг.

б) дополнительная литература:



  1. Темербекова А.А. Методика преподавания математики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032100 "Математика" / Темербекова А. А. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.мат. спец./ А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. Мишин. – М.: Просвещение, 1987.

  3. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, Е.Л. Мокрушин и др. – М.: Просвещение, 1977.

  4. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005.

  5. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум: учеб. пособие для студентов матем. факультетов пед. университетов / под науч. ред. В.В. Орлова. – М.: Дрофа, 2007.

  6. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002.

  7. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1990.

  8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  9. Мордкович А.Г. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеоб­ра­зоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.

  10. Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2009.

  11. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2009 (+CD).

  12. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2005.

  13. Атанасян Л.С. Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. сред. шк. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009.

  14. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2010.

  15. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. Для 7-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

  16. Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

  17. Карп А.Н. Даю уроки математики. – М.: Просвещение, 1992.

  18. Волович М.Б. Наука обучать / Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS, 1995.

  19. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя матема­тики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

  20. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обу­чении математике: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1991.

  21. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе: В по­мощь начинающему учителю.  М.: Просве­щение, 1985.

  22. Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 кл. общеобра­зоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2008.

  23. Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 11 кл. общеобра­зоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2008.

  24. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. – М.: Просвещение, 2003.

  25. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993.

  26. Дорофеев Г.В. Алгебра и начала анализа. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч.1. /Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А. Седова. – М.: Дрофа, 2003.

  27. Бевз Г.П. и др. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. общеобразоват. учреждений. / Г.П. Бевз, В.Г. Бевз, Н.Г. Владимирова. – М.: Просвещение, 1994.

  28. Геометрия: учебное пособие для 6 – 8 классов сред. шк. /А.Н. Колмогоров, А.Ф. Семенович, Р.С. Черкасов; Под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение 1981.

  29. Иванчук Н.В. Использование компьютерной программы GeoGebra на уроках математики в 7-11 классах: Методическое пособие. – Мурманск: МГГУ, 2008.

  30. Иванчук Н.В. Сборник задач по математике (для учащихся 5-9-х классов): Методическое пособие. – Мурманск: МГГУ, 2009.

  31. Задачи по математике, составленные на краеведческом материале Мурманской области: учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГГУ, 2014.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Программные продукты (текстовый, табличный процессор – Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel).

2. Компьютерные программы «Динамическая математика для всех «GeoGebra»: www.geogebra.org, «Живая математика» и другие.

3. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

4. электронные образовательные ресурсы (ЭОР):



  1. http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library.htm – Электронная библиотека сайта EqWorld

  2. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_natural-science_8.html – Высшая математика (бесплатные учебники по высшей математике)

  3. http://eek.diary.ru/p47594145.htm?from=240 – Решебники по высшей математике (руководства по решению задач)

  4. http://www.padabum.com/index.php?id=2693&start=50 – Электронные версии учебников по математике

  5. электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. http://ibooks.ru/ Электронная библиотечная система учебной и научной литературы.

  2. http://e.lanbook.com/ Электронно-библиотечная система. Издательство «Лань».

  3. http://biblioclub.ru/index.php?page=main_ub Университетская библиотека ONLINE.

  4. https://mshu.bibliotech.ru/ Электронная библиотека издательства «КДУ».


12. Материально-техническая база, необходимая для проведения практики

Оборудованные для проведения уроков математики школьные кабинеты, чертежные инструменты, интерактивные доски, проекторы, экраны, ПК, интернет ресурсы, пакеты обучающих программ, другое материально-техническое обеспечение необходимое для полноценного прохождения производственной практики студентами.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема анализа урока
Анализ урока – разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон. Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания и внедрения чего-то нового в практику работы учителей школы; как средство контроля и обучения учителя в работе; для методической подготовки студентов-бакалавров; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Анализ урока, проведенного учителем, самим студентом-бакалавром или его товарищами по группе, должен включать в себя следующие отправные положения.



1. Школа, класс, предмет, фамилия учителя.

2. Тема урока, образовательно-воспитательные задачи урока, обоснование избранной учителем последователь­ности изложения, соответствие применявшихся на уроке пособий характеру поставленной задачи, правильность организации ученического коллектива на достижение поставленной цели.

3. Организационное начало урока:

а) готовность учителя к уроку (наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, оборудования и т.п.);

б) подготовленность учащихся к уроку (дежурные, наличие у учащихся необходимых тетрадей, учебников, пособий, письмен­ных принадлежностей, чертежных инструментов и пр.);

в) подготовленность классного помещения к уроку (чистота, классная доска, мел и т.п.).



4. Организационная структура урока:

а) четкость всей структуры урока и законченность отдельных его этапов;

б) соответствие структуры урока содержанию учебного материала, последовательность, взаимосвязь и соотношение частей темы урока;

в) насыщенность урока и темп его проведения;

г) контакт учителя с классом;

д) активность учащихся во время урока.



5. Анализ содержания учебного материала урока:

а) научность изложения материала;

б) соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

в) соотношение практического и теоретического материала;

г) систематичность изложения;

д) вопросы историзма и выявление роли отечественных и зарубежных ученых;

ж) связь с жизнью и практикой.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку и их выполнение:

а) цель урока и соответствие плана (конспекта) урока постав­ленной цели;

б) соответствие применяемых методов поставленной цели;

в) соблюдение единства процессов обучения и воспитания;

г) выделение главного, основного, подведение итогов;

д) многообразие методов, характер их сочетания, педагогическая обоснованность их выбора;

е) усвоение материала на уроке;

ж) техническое оборудование урока;

з) подбор упражнений по нарастающей степени трудности;

и) использование учителем наглядных пособий и технических средств обучения (интерактивная доска, проектор, компьютер, мобильный компьютерный класс) на уроке;

к) учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, специфических особенностей данного коллектива;

л) приемы воспи­тания интереса к математике;

м) связь работы на уроке с внеклассной и внешкольной рабо­той учащихся;

н) выявление внутрипредметных связей, межпредметных свя­зей в учебном материале;

о) моменты урока, способствующие нравственному и эстетиче­скому воспитанию учащихся, формированию их мировоззрения;

п) учет знаний учащихся.



7. Деятельность учителя:

а) поведение учителя на уроке (контакт учителя с классом, эрудиция, авторитет учителя, речь учителя, педагогический такт);

б) изложение учителем новых знаний;

в) организация закрепления нового материала;

г) организация самостоятельной работы учащихся;

д) проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;

е) вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

ж) внимание учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

з) работа учителя со слабоуспевающими;

и) руководство познавательной и практической деятельностью учащихся;

к) порядок и дисциплина во время урока, эффективность мето­дов, с помощью которых учитель поддерживает рабочее настрое­ние в классе;

л) использование учителем на уроке новейших достижений в области преподавания математики, опыта лучших учителей;

м) использование учителем технических средств на уроке.

8. Деятельность учащихся на уроке:

а) подготовка рабочего места;

б) поведение учащихся на уроке (дисциплина, прилежание, речь, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой);

в) сосредоточенность и устойчивость внимания на всех этапах работы в классе;

г) степень и характер участия в работе на уроке коллектива в целом и отдельных учащихся;

д) взаимоотношения учителя и учащихся на уроке;

е) самостоятельная работа учащихся;

ж) знание учащимися теории, вычислительная культура, созна­тельность усвоения учебного материала, сообразительность, про­странственные представления, умение обосновать мысль, развитие учащихся, грамотность.



9. Подведение итогов урока:

а) объем домашнего задания, пояснения к его выполнению;

б) объявление, мотивировка и комментарий оценок.

10. Общая оценка урока:

а) выполнение плана урока;

б) достижение цели урока;

в) выполнение задач урока;

г) особенное, интересное и поучительное на уроке;

д) что произвело на уроке особенно сильное впечатление;

е) какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему.

11. Выводы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика системного анализа и оценки эффективности

проведенного урока
Примерный план беседы по анализируемому уроку, а также для заполнения карты анализа и оценки эффективности уроков.




ЧТО ОЦЕНИВАЕТСЯ

Балл

I

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ







  1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом.

  2. Уровень педагогического и методического мастерства.

  3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

  4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.

  5. Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения.




II

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ









  1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.

  2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

  3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

  4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.




III

ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ







  1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала.

  2. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой).

  3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).

  4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.




IV

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ УРОКА







  1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередование и смена видов деятельности.

  2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.

  3. Степень рациональности и эффективности использованных на уроке методов и организационных форм работы.

  4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.

  5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

  6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

  7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися на уроке.




V

ОЦЕНКА ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА







  1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока.

  2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

  3. Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились).

  4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию).

  5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию).



Данная методика системного анализа и оценки эффективности урока позволяет не только вербальную, но и математическую характеристику проведенного урока. По итогам проведенных преподавателем- практикантом занятий заполняется следующая карта анализа и оценки эффективности урока.


КАРТА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА


параметра



Дата проведения анализа и оценки эффективности урока

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

1.1 ....

1.5 ....


















































2.1 ....

2 4


















































3.1 ....

3.4 ….


















































4.1 ....

4.7 ....



































5.1….

5.5….


















































Эффектив-ность урока
















































Примечание: "а" – графа для самооценки урока преподавателем-практикантом;

"б" – графа для оценок преподавателя / руководителя практики (методиста).

Для количественной оценки и самооценки эффективности урока применяется 4-х балльная шкала:

4 балла – данный параметр оценивается на "отлично",

3 балла – "хорошо",

2 балла – "удовлетворительно",

1 балл – "неудовлетворительно".

Если за урок получено 85% баллов или выше, то урок отличный,

если 65-84% баллов, то урок хороший,

если 45-64% баллов, то урок удовлетворительный,

если ниже 45% баллов, то урок неудовлетворительный.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образец
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Мурманский государственный педагогический университет”



(МГПУ)

Кафедра математики и математических методов в экономике
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница