Программа производственной практики



Скачать 289.86 Kb.
Дата29.04.2016
Размер289.86 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

____________________И.А. Архип

«___»______________20___г.



ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Комплексная психолого-педагогическая практика

(наименование производственной практики)


Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)


Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 14 июня 2011 г.)

Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

Утверждено на заседании

Совета факультета (института) _______

Протокол № ____ от __________ 20 __ г.

Директор института

________________ А.В. Гущина



Программа производственной практики

студентов, обучающихся 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)

__________________________________________________________

(форма проведения производственной практики: учебно-педагогическая, стажерская, преподавательская в МПК и др. структурах средних и высших учебных заведений, квалификационная, преддипломная, технологическая и др.)


Сроки проведения практики: 6 недель

(продолжительность практики в неделях*)


  1. Цели производственной практикиосвоение студентами профессиональной позиции педагога-психолога образовательного учреждения.


Задачи производственной практики:

  1. Сформировать умения и навыки психолого-педагогического обследо­вания учащихся образовательного учреждения.

  2. Сформировать умения и навыки планирования, организации и реа­лизации коррекционно-развивающих занятий с детьми.

  3. Сформировать умения и навыки в области психологического консульти­рования.

  4. Сформировать умения и навыки в сфере психопрофилактики.




  1. Место производственной практики в структуре ООП ВПО: диагностическая практика базируется на дисциплинах «Психолого-педагогическая диагностика», «Общая и экспериментальная психология», «Психология развития».



  1. Место проведения производственной практики: учреждения образования г. Мурманска и Мурманской области.


5. Содержание и характер деятельности студентов:

Студенту предоставляется возможность самостоятельного выбора од­ного из пяти направлений деятельности на период практики. Указанные проблемы определяются актуальным запросом современной системы об­разования. Выбор конкретного направления работы студента должен быть согласо­ван с программой работы психолога. Кроме того, выбор темы кор­рекционной работы и консультации зависит от непосредственного запроса со стороны администрации образовательного учреждения, роди­телей, педа­гогов, самих детей.

В содержании работы выделяется обязательная и вариативная часть. К обязательной части относится составление коррекционной программы и плана консультации. Вариативная часть работы касается формы написания отчета о реализованной программе коррекции и консультации.

При написании коррекционной программы рекомендуется пользовать­ся стандартными документами психологической службы образовательного учреждения.



Студентам на выбор предлагаются следующие темы коррекционной работы.

  1. Проблемы развития эмоционально-волевой сферы дошкольника: раз­витию эмоционально-волевой сферы способствуют все виды дея­тельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. До­школьник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок мо­жет сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные со­стояния. Маленький ребенок не умеет управлять своими эмоциями и волевой. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают, а контролировать свое поведение становится все сложнее. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более ра­циональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ре­бенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Наиболее частыми проблемами в работе с дошкольниками являются: проблема снижения тревожности, агрессивности; проблемы эмоцио­нальной нестабильности; застенчивости; гиперактивность.

  2. Проблема школьной дезадаптации: термином «школьная дезадапта­ция» определяются фактически любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Наибольший риск школь­ной дезадапта­ции возникает в момент поступления ребенка в школу и в период усвое­ния им новых требований, связанных с новой соци­альной ситуацией. Именно в этом возрасте заметно повышается ко­личество невротических реакций и психосоматических расстройств. К ним относятся: агрессив­ность, гиперактивность, чувство неполно­ценности, упрямство, страхи, тревожность, сверхчувствительность, конфликтность, повышенная воз­будимость, нарушения внимания, эмоциональные расстройства, лжи­вость, и др. Основной задачей пси­холога в школе является раннее выяв­ление нарушений адаптации, определение структуры этих нарушений для целенаправленной кор­рекции имеющихся отклонений

  3. Проблемы общения со сверстниками в подростковом возрасте: уме­ние общаться с другими людьми, владеть необходимыми навыками комму­никаций, способность определить для себя оптимальную пози­цию в от­ношениях с окружающими чрезвычайно необходимо для любого учени­ка, так как учебная деятельность носит коллектив­ный характер. Несфор­мированность этих способностей или наличие отрицательных личност­ных качеств порождает проблемы общения – отвержение одноклассни­ками, либо изоляцию. Как результат отмеча­ется переживание глубокого психологического дискомфорта. Трудно­сти в коммуникациях часто свя­заны с личностными особенностями подростков, которые способны на длительное время определять ха­рактер взаимоотношений в коллективе. К таким характеристикам от­носятся самооценка и уровень притязаний. Поскольку первичная оценка ребенка зависит от мнения учителя, необ­ходимо проводить профилактическую работу и индивидуальные консультации с учите­лями, работающими в данной учебной группе.

  4. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников: по­мощь в профессиональном самоопределении старшеклассника сводится к формированию у него внутренней готовности к осознан­ному и само­стоятельному планированию, корректировке и реализа­ции своих про­фессиональных планов и корректив. При этом профес­сиональный вы­бор рассматривается как элемент профессионального самоопределения. На первый план выдвигается ценностно-нрав­ственное самоопределение личности. Необходимо помнить, что осо­бенностями современного периода являются сильное влияние пре­стижности профессии, изменение смысла труда, снижение свободы выбора из-за материальных ограничений. Специфика работы психо­лога по данной проблеме определяется основными приоритетами: формирование умения прогнозировать развитие современных выби­раемых профессий в ближайшей перспективе, отказ от ориентации на моду по отношению к ограниченному числу профессий, помощь в нахождении личностных смыслов по отношению к выбираемой про­фессии, подбор адекватных средств формирования готовности к пол­ноценному самоопределению.

  5. Проблема профилактики приобщения к психоактивным веществам: программа профилактики строится с учетом актуальных проблем об­разовательного учреждения. В зависимости от его специфики выби­рают форму работы, которая может проводиться в виде лекций (с пе­дагогами), в форме тренинговых групп (с детьми). Современные про­граммы профилактики направлены на личностное и социальное раз­витие уча­щихся. Традиционные информационные программы, кото­рые представ­ляли ученикам фактическую информацию, нередко име­ли обратный эф­фект. Возросшие знания не сдерживают начало по­требления и не снижа­ют существующий уровень, но возбуждают лю­бопытство. Создание программ нового поколения – поведенческих программ, отличается бо­лее полным пониманием причин приобще­ния. Формирование социаль­ных и психологических навыков является сутью поведенческого подхо­да к профилактике. Для дости­жения реального эффекта, необходимо ра­ботать с потенциальными мотивами потребления психоактивных ве­ществ и обеспечить учени­ков необходимыми навыками сопротивления негативному социально­му давлению.


*Примечание: трудоемкость практики рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам (кредитам).
6. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике

Содержание практики соотнесено с реальной деятельностью и должностными обязанностями психологов образовательных учреждений (далее ОУ), являющихся базами практики, и включает:



  1. Общеорганизационный блок.

  • знакомство с системой работы образовательного учреждения (цели, зада­чи, модель учебно-воспитательного процесса, управление и организация жизнедеятельности ОУ, материально – техническая база);

  • знакомство с системой работы психологической службы ОУ (беседы с психологом, социальным педагогом, изучение психологической документа­ции, посещение коррекционных, развивающих занятий, психопрофилакти­ческих и просветительских мероприятий);

  • знакомство с учащимися и педагогами (посещение учебных занятий, вне­классных и внеурочных мероприятий, беседы с учениками, педагогами).

2. Профессионально-содержательный блок.

  • изучение запросов и проблем ОУ, исследование образовательной среды;

  • планирование психолого-педагогической работы (составление календар­ного плана работы на период практики, составление схемы коррекционной программы, конспектов (проектов) психопрофилактических мероприятий для педагогов и родителей учащихся);

  • психодиагностическое обследование учащихся (индивидуальное или групповое, в соответствии с запросом);

  • реализация программы действий по оказанию психологической помощи;

  • оформление психолого-педагогической документации в соответствии с установленными требованиями к документам психологической службы ОУ;

  • анализ проведенной работы и составление отчета по результатам практи­ки.

Студенты-практиканты осуществляют работу с учащимися школы по следующим направлениям:

  • проблема готовности к школе:

  • прогноз и профилактика проблем адаптации учащихся 1-х и 5-х классов;

  • преодоление неуспеваемости школьников в целом и по отдельным пред­метам;

  • диагностика и профилактика социально-психологических проблем;

  • оптимизация личностного развития учащихся;

  • профилактика подростковых проблем и др.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике

В течение всей практики студент должен вести дневниковые записи по предложенной форме. В конце практики обязательно заверяется руко­водителем практики от ОУ и методистом по практике. Дневник является документом строгой отчетности и вкладывается вместе отчетными доку­ментами по практике.

Дневник необходимо заполнять своевременно, лучше каждый день, чтобы не упустить важные моменты и детали. При проведении занятий и мероприятий студенту необходимо фиксировать замечания, отмеченные ру­ководителем практики.

В ходе оформления дневника студенту-практиканту необходимо обя­зательно указывать цели, проводимых им мероприятий.

Схема оформления ежедневного планирования

Дата

Мероприятие

Цель

15.09.09

Организационный день

познакомиться с системой образовательного учреждения: нормативная документация, планом учебно-воспитательной работы, планом работы психолого-педагогического консилиу­ма, технической базой, педагогическим коллекти­вом.

16.09.09

Беседа с педагогом-психо­логом

познакомиться с системой работы психологической службы.

17.09.09

Методическая работа

познакомиться с детьми, уточнить их личностные особенно­сти, осуществить наблюдение за стилями поведения учащих­ся;

составить индивидуальный план прохождения практики, по­знакомить администрацию ОУ с планом будущей работы.



18.09.09

Диагностика тревожности младших школьников

провести диагностическое исследование, выявляющее инди­видуальные особенности тревожности (или ее отсутствия) у каждого ребенка.

19.09.09

Обработка результатов диагностики

обработать полученные результаты, скорректировать плани­руемую деятельность с учетом особенностей тревожности учеников данной группы.

20.09.09

День самостоятельной ра­боты

подобрать литературу (игры и упражнения) для корррекци­онной программы.

22.09.09

Подготовительная деятель­ность

Занятие № 1.



подготовиться к проведению занятий, собрать дополнитель­ный материал.

установить в группе спокойную атмосферу, и сконцентриро­вать внимание детей.



23.09.09

- - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - -

Последние

1-2 дня прак­тики



Методическая работа

составить отчет о прохождении практики, собрать отчетную документацию (включая анкеты, анализы наблюдений, ре­зультаты диагностик, продуктивные виды деятельности де­тей, конспекты занятий, просветительских и профилактиче­ских мероприятий и т.д.)



Методические рекомендации по оформлению учетной карточки:

Учетная карточка студента-практиканта является документом стро­гой отчетности.

Студент разборчивым почерком заполняет графы, где указаны Ф.И.О., факультет, курс, № школы, класс, фамилия, имя, отчество руково­дителя практики в ОУ, сроки прохождения практики.

Также студент-практикант вносит записи (с указанием даты) о прове­дении воспитательных и учебных мероприятий. Все графы заполняются в соответствии с их назначением.

Педагоги-психологи ОУ оценивают каждое проведенное студентом мероприятие и заверяют оценку подписью. Помимо этого оформляют ха­рактеристику на студента-практиканта, которая носит развернутый харак­тер и отражает динамику его профессионального становления.

Учетная карточка обязательно заверяется подписями руководителя­ми практики от ОУ и директором, а также гербовой печатью учебного заве­дения.




Методические рекомендации к оформлению отзыва-характеристики:
Отзыв-характеристика составляется руководителем практики от учебного заведения.

В отзыве-характеристике должны быть отражены:



  1. Ф.И.О. студента;

  2. название практики;

  3. степень теоретической и практической подготовки студента;

  4. степень реализации целей и задач практики;

  5. количественную и качественную характеристику выполнения пла­на прохождения практики;

  6. заинтересованность студента-практиканта;

  7. дисциплинированность;

  8. профессиональная любознательность;

  9. оценка работы (выводы по итогам работы и возможные перспекти­вы дальнейшего совершенствования профессиональной деятель­ности);

Заверяется отзыв подписью руководителя практики от ОУ и печатью предприятия.

Методические рекомендации к оформлению отчета по практике:

В отчете по практике должны быть отражены:



  1. Ф.И.О. студента;

  2. название практики;

  3. база и сроки прохождения практики;

  4. цели и задачи практики, степень их реализации;

  5. обзор диагностических методик, отчетных и плановых мероприя­тий;

  6. степень выполнения запланированных задач в соответствии с зада­ниями на практику и содержанием основных блоков практики;

  7. анализ причин неуспешного выполнения заданий по практике;

  8. самостоятельная оценка работы (выводы и рекомендации по ито­гам работы);

  9. возможные перспективы дальнейшего совершенствования профес­сиональной деятельности.

Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики. Отчет может быть дополнен приложениями (фотографиями, рисунками, схемами, графиками, копиями документов ОУ и пр.)

На последней странице отчета ставиться дата и подпись студента-практиканта, отчет заверяется печатью учебного заведения.
Методические рекомендации к составлению

коррекционной программы
Основные требования к составлению коррекционной программы


  1. Четко формулировать цели и задачи коррекционной программы.

  2. Выбрать стратегию и тактику проведения работы.

  3. Определить форму работы (индивидуальная, групповая, смешанная).

  4. Выбрать методы и техники работы.

  5. Определить время, частоту, длительность работы.

  6. Разработать общую программу и содержание занятий.

  7. Планировать в работе участие других лиц (педагогов, родителей, специалистов разного профиля).

  8. Обеспечить адекватные методы контроля динамики коррекционного процесса.

  9. Подготовить необходимые материалы, для внесения дополнений и изменений в программу при возможных затруднениях.


Общая характеристика составления коррекционной программы
При составлении программы необходимо придерживаться основной схемы:

  • констатировать наличное состояние клиента (группы);

  • наметить цели работы;

  • определить средства для достижения желаемого результата.

Для коррекционной программы необходимо продумать методы оценки эффективности. Рекомендуется использовать сочетание разных методов для сопоставления: наблюдение родителей, педагогов, учеников, оценка независимых экспертов, тестовые процедуры, методы основанные на самоотчете.

Составление программ может быть стандартизированное (четко расписанные этапы коррекции), или свободное (поисковый характер работы, цели работы определяются по результатам каждого занятия, индивидуализация работы).


Модель стандартизированной коррекционной программы

Диагностический блок

Цель - выявить индивидуально-типологические проявления нарушений учащихся, проследить взаимосвязь нарушения с реальными достижениями учеников, положением в группе, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  1. Уточнить запрос заинтересованных лиц.

  2. Определить критерии оценки проявлений нарушения.

  3. Составить план исследования проблемы.

  4. Определить основные стратегические линии коррекционной работы: коррекционная группа, индивидуальная коррекция, консультирование родителей, учителей.

  5. Разработка основных коррекционных подходов.

Подбор методик проводить на основе запроса родителей, учителей, классного руководителя. По итогам диагностического заключения составить “портрет” группы учеников или ученика.

Установочный блок.

Цель - создать установку у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные ме­ханизмы.

Методы:

  • собрание родителей, обсуждение основных направлений работы с такими детьми дома;

  • индивидуальные беседы с родителями с целью создания установок на коррекционную работу с детьми;

  • проведение индивидуальной беседы с учениками с элементами коррекции, определение необходимости групповой работы;

  • комплектование коррекционной группы.


Коррекционный блок

Цель - постепенное устранение симптомокомплекса, по­вышение уверенности в себе, уровня адаптированности к различным видам деятельности и взаимоотношениям.

Методы:

  • изменение отношения учителей к проблемам детям (создание си­туаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, при­влечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);

  • рациональное объединение учеников для выполнения определенной дея­тельности;

  • активизация положительного “общественного мнения”, позитивных оце­нок других учеников;

  • обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком до­ма, нацеливание их на изменения отношения к ребенку;

  • использование специальных психотерапевтических форм, методов и приемов (психогимнастика, релаксация, игротерапия, тренинг и др.).

При составлении коррекционных занятий необходимо подобрать игры и психотехники, сответствующие основной проблеме:

  • игры –активаторы,

  • игры, ориентированные на получение обратной связи,

  • игры социально-перцептивной направленности,

  • коммуникативные игры,

  • техники, ориентированые на решение проблем,

  • медитативные техники.


Оценочный блок.

Цель - оценка эффективности проведенной коррекционной работы.

Методы - используются методы диагностического блока, прослежива­ются изменения по всем параметрам (внешнее проявление неуверенности, из­менения по тестовым ладным, по отзывам родителей и воспитателей, по по­вышению статуса в группе).

К психокоррекционной программе подготовить приложение, с указанием конкретных психодиагностических методик и упражнений по ре­лаксации, психогимнастике, тренинга и др.



Рекомендации к проведению консультационной работы
При проведении консультации рекомендуется действовать по следующему алгоритму:

  • анализ информации, полученной в ходе первичной беседы с родителями,

  • сбор информации из других источников (о состоянии здоровья),

  • наблюдение за ребенком, психологическое обследование,

  • обработка данных, анализ результатов,

  • составление психологического заключения,

  • составление психолого-педагогического заключения,

  • повторное консультирование.

При составлении диагностического заключения учитывать уровень актуального и ближайшего развития.

Этапы

кон­­сультиро­вания

Задачи этапа

Рекомендации психологу

1.Первич­ная беседа

1. Установление неформаль­ного контакта с родителями.

2. Объяснение родителям за­дач и форм консультативной работы. Составление плана совместной работы.

3. Формирование у родите­лей установки на сотрудни­чество и принятие ответ­ственности в процессе анали­за проблем ребенка, разра­ботке и реализации страте­гии помощи.

4. Оказание родителям эмо­циональной поддержки.



1. Исключение всех видов не­гативной обратной связи ро­дителям относительно их ре­бенка или их собственных действий и представлений.

2. Избегать формирования у родителей установки на по­лучение готового рецепта, легкости в разрешении труд­ностей.

3. Желательно заключение с родителями письменного со­глашения о целях совместной работы и конкретных этапах и сроках работы.


2.0сновная беседа-интервью


1. Совместное составление истории развития ребенка на предыдущих эта­пах его жиз­ни.

2. Получение информации о состоя­нии здоровья ребенка.

3. Сбор информации о соци­альной обстановке жизни ре­бенка и обстоя­тельствах со­циально-бытового плана.

4. Обсуждение особенностей поведе­ния, общения и дея­тельности ребенка в ситуаци­ях внутри- и внесемейного взаимодействия.

5. Обсуждение особенностей внутри­семейного общения и стилей воспитания.

6. Оказание родителям эмо­циональной поддержки.

7. Информирование о на­правлениях и задачах диаг­ностического обследования ребенка.


1. Четко дифференцировать фактические сведения от ин­терпретации или оценки их родителями и помнить, что для понимания реальных проблем ребенка важны как те, так и другие.

2. Не заменять интервью са­мостоятельным заполнением родителями письменной ан­кеты.

3. Рассматривать данную бе­седу как специфический этап консультирования и обучения родителей: стимулировать осознание родителями истин­ных причин обращения, вер­бализацию внутренних стра­хов и опасений, обсуждение

стилей семейного воспитания и родительских требований и т.д.

4. Выразить родителям ува­жение и признательность в связи с той серьезной анали­тической работой, которую они смогли осуществить.


З.Углуб­ленное психоло­гическое обсле­дование ребенка

Анализ социально-психологического статуса ребенка по следующим на­правлениям:

1. Соотношение с возрастной нормой развития.

2. Наличие отклонений в развитии и психологическом состоянии.

3. Предполагаемые причины откло­нений в поведении, развитии и пси­хическом состоянии.

4. Рекомендуемые психокоррекци­онные мероприятия. Наличие выра­женных пси­хологических особен­ностей ребенка и рекомендации по обучению взаимодействию с ним.


Предоставление родите­лям письменного заключения по итогам углубленного пси­хологического обследования ребенка, содержащего под­робный анализ социально-психологического статуса ре­бенка.


4.Заклю­чительная беседа



1.Обсуждение итогов прове­денного обследования, ха­рактера, степени и причин выявленных проблем и осо­бенностей развития ребенка.

2. Совместная разработка си­стемы конкретных мер помощи или коррекционной работы.

3. Обсуждение перспектив развития ребенка в ситуации реализации стратегии помо­щи и без нее.

4.Обсуждение проблем, чувств и переживаний роди­телей, их отношения к труд­ностям ребенка.

5. Планирование следующих встреч.


1. Необходимо помочь близ­ким ребенка снять чувство тревоги с одновременным усилением чувствительности к потребностям ребенка.

2. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями.

3. Стратегия помощи должна быть представлена в пись­менной форме с указанием сроков и конкретных дей­ствий психолога и родителей.

4. Рекомендуется посещение семьи дома. 5. Очень часто одной беседы бывает недостаточно, осо­бенно если речь идет об изме­нении стиля воспитания и общения в семье.


Отчет о проведенной консультации пишется в свободной форме по основным элементам схемы, изложенной выше.


8. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

  • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

  • способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

  • способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7);

  • готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);

  • готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);

  • способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).


9. Формы отчетности и итоговая аттестация

Отчетная документация.

  1. Учетная карта студента-практиканта, характеристика с оценкой и печатью ОУ (заполняется психологом ОУ, заверяется печатью ОУ и подписью руководителя).

  2. Дневник практики с циклограммой работы.

  3. Коррекционная программа.

  4. Конспекты просветительских мероприятий.

  5. Проекты психопрофилактических мероприятий.

Практическую деятельность студента оценивает педагог-психолог образовательного учреждения по следующим параметрам:



  1. качество профессиональной деятельности практиканта;

  2. соблюдение рабочего режима ОУ;

  3. соблюдение этических норм деятельности педагога-психолога.

Преподаватель кафедры оценивает правильность заполнения, теоре­тическую грамотность и качество представленной отчетной документации.

Общая отметка за практику выставляется на основе анализа и обоб­щения результатов деятельности студента, заносится в учетную карту, за­четную ведомость и зачетную книжку студента.


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

Основная литература

  1. Андрушенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционная работа психолога: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2003.

  2. Афанасьева Н. Тест мотивации достижений детей 9-11 лет// Школьный психолог- 2001.-№22. (специальная вкладка).

  3. Ахутина Т., Меликян З. Копирование перспективного рисунка (Диагно­стическая проба для старших дошкольников)// Школьный психолог. - 2002.-№16.- С..8-9.

  4. Ахутина Т., Пылаева Н. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 6-7 лет// Школьный психолог. - 2002.- №15.- С.8-9.

  5. Бадак А. Безопасный рисунок. Использование рисунков на тему «Я и наркотики» для диагностики степени сопротивляемости детского кол­лектива употреблению наркотиков// Школьный психолог.-2003.- № 25-26.- С. 4-5.

  6. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.

  7. Баранова О. Применение теста Р. Жиля для исследования межличност­ных отношений детей в семье// Школьный психолог.-2001.- № 41. (спе­циальная вкладка).

  8. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье// Школьный психолог. - 2001.- № 29. (специальная вклад­ка).

  9. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004.

  10. Битянова М. Теоретический конструкт нормы// Школьный психолог. – 2000.- № 36.- С.7.

  11. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости// Школьный психолог. - 2000.-№ 30. (специальная вкладка).

  12. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Со­вершенство, 1998.

  13. Богоявленская Д.Б. Проблемы диагностики креативности// Психологи­ческая диагностика. –2004.- № 3.- С..3-19.

  14. Вачков И.В. Введение в профессию «Психолог»: Учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б, гриншпуна. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.

  15. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.- 160с. (рисунок человека - С16-60; рисунок несуществующего животного - С.61-115; рисунок се­мьи – С.116-142).

  16. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2001.- 160с. (первичная беседа-С.5-13; анализ результатов обследования - С.68-103; психологические реко­мендации – С.104-125.)

  17. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта рабо­ты психологов УЦ «Перспектива». Вып.2 / Под ред. Н.В. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива», 2000.

  18. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. Учеб. пособ. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО « МОДЭК», 2003.- 192с. (личностный опросник Р. Кеттелла – С.29-57; тест Р. Амтхауэра - С.65-119; тест- опросник, направленный на измерение мотивации достижения А. Мехрабиана - С.130-140; тест- опросник самоотношения В.Столина, С. Пантелеева - С.151-161; мето­дика Т. Лири – С.171-184).

  19. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.

  20. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 199.-182с (методика М. Куна - С.18,31; Опросник Р.Кеттелла – С.33-54; личностный опросник Айзенка – С.55-58; «Тест самооценка»- с.61; методика изучения школьной мотивации - С.62-65; методика «Ценностные ориентации и направленность личности» Л.Н.Селантье­вой – С.66-68; адаптированный подростковый опросник Шмишека -С.85-88).

  21. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основа­ния, цели и средства// Психологическая наука и образование.2001. №2.

  22. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности-2-е изд, испр. и пере­раб.- Спб: Питер.2002.- 512с. (тест руки – С.310-328; методики для изу­чения темперамента – с.164-202; методики для изучения тревожности, депрессии и др. св-в личности – С.205-243).

  23. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное»// Школьный психолог. - 2000.- № 26. (специальная вкладка).

  24. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: Per Se, 2006.

  25. Иванова Профориентационная профессиография. – М.: Высш. школа психологии, 2005.

  26. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл; Издатель­ский центр «Академия», 2005.

  27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

  28. Косарецкий С.И. Психолого-педагогические и медико-социальные цен­тры России // Народное образование. – 2001. - № 5. – С. 236-241.

  29. Кравцова Е.Е. Диагностика уровня развития познавательных процессов и эффективности обучения// Школьный психолог. -2004.- № 35, 36.

  30. Крюкова С В., Слободяник Н.С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хваста­юсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

  31. Лебедева Л., Лебедева О. Жила-была рябина…диагностический потен­циал детских рисунков в арт-терапии// Школьный психолог. – 2001.- № 32,33.

  32. Лукьянова М.И. Мнение различных участников образовательного по­цесса о критериях эффективности деятельности психологической служ­бы // Психологическая наука и образование. – 2000. - №3. – С.67-71.

  33. Майсак Н.В. Возможности теста Р.Кеттела (Вариант CPQ) в определе­нии первичных отклонений в поведении и развитии младшего под­ростка// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2000.- № 4.-С..33-41.

  34. Мижеревиков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую дея­тельность: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заве­дений. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  35. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. 2000.

  36. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образова­ния / Под ред. И.М.Каманова. М., 2002.

  37. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  38. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М. 2000.

  39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.

  40. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М. 2000.

  41. Павлова Т.А. Введение в профессию: Психолог: учеб. пособие для сту­дентов вузов/ Т.А. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  42. Пракическая психология образования. Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998.

  43. Практикум по возрастной психологии/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Ры­балко.- Спб.: Речь. 2001.-688с. (тест структуры интеллекта Амтхауэра – с.207-233; тест Розенцвейга – С.336-248; «Ценностные ориентации» М. Рокича - С.509-512; исследование самооценки по методике Дембо-Ру­бинштейн в модификации А.М.Прихожан – С.549-551; опросник Р.Ке­телла – С.553-579; тест-опросник Шмишека - С.579-585; опросник «Из­мерение родительских установок и реакций» – С.642-650; методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви – С.669-671).

  44. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2007.

  45. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А.Реана. СПб.,2003.

  46. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, ра­ботающих с персоналом /Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г. Лап­тева. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.

  47. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., 2000.

  48. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1999.

  49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.1999.

  50. Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современ­ное состояние и перспективы развития // Вопросы психологии. – 2003. - №6.

  51. Сапогова Е.Е. Консультативная психология: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Е.Е. Сапогова. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2008.

  52. Семаго М. Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии// Школьный психолог.-2004.- № 6.- С.6-8.

  53. Семаго М. Что такое диагностическая гипотеза и как ее построить// Школьный психолог.-2004.- № 36. – С.6-8.

  54. Семаго Н., Семаго М. Методы, подходы, оценки. Виды диагностических материалов и организация диагностического процесса// Школьный пси­холог.-2004.- № 7.- С.14-17

  55. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов// Школьный психо­лог.-2002.- № 9. (специальная вкладка).

  56. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. 2000.

  57. Собчик Л. Вербальный фрустрационный тест. Метод определения агрессивности и значимых ценностей у старшеклассников// Школьный психолог. - 2002.- № 9 (специальная вкладка).

  58. Собчик Л. Индивидуально-типологический опросник// Школьный пси­холог. - 2001.- № 11. (специальная вкладка).

  59. Собчик Л. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО)// Школьный психолог. - 2002.- № 5. (специальная вкладка).

  60. Спорный вопрос: Отбор// Школьный психолог. - 2002.- 23-28 февр.-С..5-12.(целый номер посвящен проблемам психологического отбора детей в школу).

  61. Степанов С. О чем говорят рога и клыки// Школьный психолог.-2001.- № 18. (специальная вкладка по методики «Несуществующее животное»).

  62. Степанов С. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллек­та// Школьный психолог. - 2002. - № 46 (специальная вкладка).

  63. Торохтий В.С. Перспективы семьи: методика оценки устремленности на семейное долголетие// Вестник психосоциальной и коррекционно-реа­билитационной работы.-2000.- № 4.- С..13-25

  64. Туник Е. Опросник креативности Джонсона. - 2000.- №47.- С.8-9.

  65. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты// Школьный психолог. - 2001.- №45. (специальная вкладка).

  66. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы// Во­просы психологии. 2001. - №1. - С.5-12.

  67. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

  68. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследо­вания личности. - Спб.:Питер,2004.- 336с. (методика Дембо-Рубин­штейн.- С.31-57; исследование уровня притязаний по Ф. Хоппе - С.58-73; структура психологического заключения – С.77-85; тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга - С.86-124; методика незавершенных предложений - С.125-144; тематической апперцепции тест – С.145-194; рисунок «Несуществующее животное» - С.195-268)

  69. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методическое руководство. СПб., 2001.



Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая компьютерная оболочка Competentum Magister

  3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  4. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  5. htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  6. htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

  7. http://polpred.com/ База данных polpred

  8. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  9. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  10. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online


Программное обеспечение:

  1. Адаптивная система тестирования «АСТ-тест»

  2. Система дистанционного обучения LMS Moodle.


11. Материально-техническое обеспечение производственной практики: банк диагностических методик

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной основной образовательной программы (Пр ООП) ВПО по направлению и профилю подготовки студентов, обучающихся по направлению


подготовки бакалавриата (магистратуры) 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)

Автор: Науменко А.В.

Рецензент(ы)




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница