Программа производственной (преддипломной) практики образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4
c:\users\ahapkina.irina\desktop\титульные листы пр и гиа\img_3588.jpg

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ


образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата

040700.62 Организация работы с молодёжью

(набор 2011 г.), очная форма обучения



Утверждено на заседании кафедры социальных наук
протокол № 12 от 26.06.14 г.
Зав. кафедрой_____________

(В.Р. Цылев)




Утверждено на заседании Совета ФИиСН

протокол № 1 от 09.09.14 г.


Декан _______________

(А.И. Виноградов)



МП.



Программа производственной (преддипломной) практики

студентов 4 курса по направлению

040700.62 «Организация работы с молодежью»

Авторы-составители:

Петошина С.И., к.ф.н., доцент кафедры социальных наук,

Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры социальных наук

Сроки проведения практики: 2 и 2/3 недели, 7 семестр.
Цель учебной практики: совершенствовать профессиональные умения и навыки в процессе самостоятельной организации деятельности с различными возрастными группами молодежи учреждениях/организациях по работе с молодежью.

Задачи:

  1. систематизировать теоретические и практические знания в сфере организации работы с молодежью, развивать умения применять полученные знания при решении конкретных задач в работе с молодежной аудиторией;

  2. способствовать совершенствованию личностных и формированию профессиональных качеств, необходимых в практике работы с различными категориями молодежи для решения профессиональных задач;

  3. развивать умения разрабатывать общую концепцию научно-практического исследования, планировать его этапы, выбирать адекватные поставленной цели методы исследования;

  4. формировать навыки организации и проведения научно-исследовательской работы по программе дипломного проекта;

  5. обобщать результаты научно-практического исследования, формулировать выводы, разрабатывать рекомендации;

  6. отрабатывать профессиональные навыки в работе с молодежью в форме стажировки в качестве штатного работника организации (учреждения, объединения);

  7. продолжать развивать и закреплять базовые умения и навыки по специальным дисциплинам;

  8. приобретать навыки в разработке, внедрении и успешном управлении профильными молодежными проектами.



Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
Общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике) (ПК-1);

Профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью) (ПК-2);

Проективные компетенции (умение организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; способность выявлять проблемы в молодёжной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи; умение организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; способность участвовать в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений; готовность участвовать в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи; владеть навыками содействия деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; владение навыками организации досуговой деятельности) (ПК-3);

Управленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодёжи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; способность использовать на практике методы социальной педагогики) (ПК-4);

Инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодёжных программ; владение педагогическими приёмами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодёжи) (ПК-5).

Ожидаемые результаты практики:

В ходе практики студенты должны продемонстрировать следующие знания:



    • основные направления и приоритеты молодежной политики в России и за рубежом;

    • организационные структуры работы с молодежью (государственный и негосударственный секторы);

    • основные направления работы с молодежью в регионе;

    • нормы законодательства, регулирующие защиту детей, подростков и молодежи;

    • модели комплексных, специализированных служб, ориентированных на работу с молодежью, их особенности;

    • принципы планирования и организации различных видов деятельности;

    • организацию различных видов деятельности с молодежными группами;

    • формы и направления взаимодействия с другими учреждениями, занимающимися решением проблем молодежи;

    • методы и технологии организации и проведения исследовательской деятельности.


Умения и навыки практической работы, которыми должны овладеть студенты:

    • применять на практике междисциплинарные подходы, методы и технологии в процессе изучения и решения молодежных проблем;

    • использовать нормативно-правовые и законодательные документы и материалы;

    • самостоятельно организовывать работу в различных молодежных аудиториях;

    • применять системный подход при исследовании и решении различных молодежных проблем;

    • прогнозировать, проектировать и моделировать при организации работы с молодежью;

    • разрабатывать варианты оценки деятельности учреждения/организации молодежной сферы и принятия управленческих решений по совершенствованию его/ее работы с учетом потребностей молодежи и имеющимся ресурсом учреждения/организации;

    • грамотно выражать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать профессиональными понятиями и категориями;

    • выделять проблему, формулировать цель, задачи, объект и предмет исследования, использовать современные научные знания;

    • вести научно-исследовательскую деятельность в области работы с молодежью;

    • отбирать, анализировать, классифицировать и обобщать информационный и практический материал для дипломной работы.



Место практики в структуре ООП ВПО

Практика направлена на практическое применение полученных в процессе обучения профессиональных знаний и умений для осуществления комплексных задач социального развития молодежи и реализации молодежной политики.

Содержание практики составлено с учетом изученных студентами учебных дисциплин и предполагает наличие знаний, умений и компетенций, освоенных студентами в процессе изучения следующих курсов:

Б1.Б.3 Социология;

Б3.Б.6 Государственная молодежная политика в Российской Федерации;

Б3.Б.3 Психологические основы работы с молодежью;

Б3.Б.4 Педагогическое обеспечение работы с молодежью;

Б3.Б.5 Социология молодежи;

Б3.Б.7 Правовые основы работы с молодежью;

Б3.Б.8 Экономические основы работы с молодежью;

Б3.Б.9 Менеджмент в молодежной политике;

Б3.Б.11 История и современное состояние молодежной политики за рубежом;

Б3.Б.12 Социальные технологии в работе с молодежью;

Б3.Б.14 Карьерные стратегии молодежи;

Б3.Б15 Управление проектами;

Б3.Б16 Региональная и муниципальная молодежная политика;

Б3.В.1 Социальное прогнозирование и проектирование;

Б3.В.2 Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе;

Б3.В.4 Молодая семья – объект молодежной политики;

Б.3.В.5 Профилактика девиантного поведения;

Б3.В.6 Философия социальной безопасности молодежи;

Б3.В.8 Социальное обслуживание молодежи;

Б3.В.13 Психология управления.
Данная практика также опирается на опыт, полученный студентами в результате учебных практик за 4 семестр (2 курс) и 5 семестр (3 курс), и предполагает закрепление и расширение полученного ранее опыта практической деятельности.
Место проведения производственной практики: базовые учреждения для прохождения учебной и производственной практик кафедры социальных наук МГГУ.
Примерный список базовых учреждений для прохождения практики


  1. Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области.

  2. Комитет по социальной поддержке, взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи администрации города Мурманска.

  3. МБУ Молодежной политики «Объединение молодежных центров и клубов».

  4. Мурманский областной Дворец культуры и народного творчества им. С.М.Кирова.

  5. ГАОУМОДОД "МОЦДОД «Лапландия».

  6. МБОУ ДОД «Дом детского творчества им. А. Торцева».

  7. МАУК Кольский районный Центр культуры.

  8. Дом молодежи «Mr.Pink».

  9. Дом молодежи – SOS Мурманск.

  10. НОУ «Детская Деревня – SOS Кандалакша».

  11. НОУ ДОВ «Центр семейных форм устройства детей».

  12. ГОУСОССЗН «Мурманский центр социальной помощи семье и детям».

  13. ГОБУСОН «Социальный приют для детей и подростков «Берегиня» Кольского района» п. Кильдинстрой.

  14. ГОБОУ «Мурманский детский дом «Ровесник».

  15. ГОБОУ «Мончегорский детский дом «Теплый дом».

  16. МБОУ Гимназия №5 г. Мурманска.

  17. МБОУ Гимназия №4 г. Мурманска.

  18. МБОУ Гимназия №1 г. Североморска.

  19. МБОУ СОШ №275 г. Гаджиево.

  20. ГАОУ МО СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота».

  21. ГОБУЗ «Мурманский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».

  22. Мурманское областное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест».

  23. Мурманская региональная молодежная общественная организация «Гуманистическое движение молодежи».

  24. Общественная организация «Надежда», социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов.

  25. Отдел внутренних дел по Первомайскому административному округу города Мурманска.

  26. Отдел внутренних дел (полиции) (ОВД) Терского района Мурманской области (Терский РОВД Мурманской области).

  27. ГОБУ Центр занятости населения г. Мурманска.

  28. и др.


Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность


п/п


Название практики

Курс/Семестр

Трудоемкость/ЗЕТ

Количество недель

Форма отчета

1.

Учебная

4/7

4

3

Зачет/

диф. зачет


Трудоемкость: 3 недели / 4 зачетных единиц

(из расчета 1 ЗЕТ на 1 неделю; по 1,5 ЗЕТ 2-3 недели)

Содержание и характер деятельности студентов


Задания

Виды деятельности

Сроки

Форма отчётности

1

2

3

4

Подготовительный этап

Ознакомиться с программой практики, распределением по организациям, учреждениям или объединениям.

Участие в работе установочной конференции.

Установочная конференция проводится за неделю до начала практики

Оформить в «Дневнике практики» (см. Приложения 3, 3а):

• цель и задачи практики,

• содержание заданий,

• адресные данные базы практики, ф.и.о. руководителей учреждения или организации.



Основной этап

1. Изучить специфику работы учреждения (организации, объединения).

2. Изучить программы, формы, методы и технологии работы в молодежной аудитории.

3. Составить общий совместный план организации стажерской работы и проведения научно-исследовательской деятельности.


1. Встреча с представителями администрации, коллективом специалистов учреждения (организации или объединения). Ознакомление с правилами внутреннего распорядка; составление и заполнение «Визитной карточки» учреждения.

2. Согласование плана стажерской и научно-исследовательской работы студента на время прохождения практики с администрацией и групповым руководителем практики.

3. Распределение обязанностей, ответственности за предстоящие виды деятельности на период прохождения практики.

4. Консультирование студентов-стажеров специалистами учреждения (организации или объединения) по вопросам организации и проведения предстоящих видов деятельности.




Первая неделя

В «Дневнике практики»:

- указать перечень нормативно-правовых и законодательных документов, регламентирующих деятельность учреждения (организации или объединения);

- оформить «Визитную карточку» учреждения (см. Приложение 7);

- отметить основные направления деятельности учреждения (организации или объединения);

- составить схему внутренней структуры учреждения;

- записать наиболее эффективные формы, методы и технологии работы в молодежной аудитории;

- записать общий план (график) совместной деятельности на время прохождения практики (см. Приложение 5).


1. Составить индивидуальный план проведения научно- исследовательской деятельности (по программе дипломного проекта).

1. Совместно с групповым руководителем и специалистами учреждения (организации или объединения) составить план проведения научно-исследовательской работы, наметить мероприятия, задания, порядок и сроки их выполнения, утвердить график проведения экспериментального научного исследования (по теме выпускной квалификационной работы).

Первая неделя

В «Дневнике практики»:

- записать согласованный план научно-исследовательской работы (по согласованию с научным и групповым руководителями) (см.Приложение 5).




1. Проанализировать собственные действия при организации и проведении молодежных мероприятий.


1. Участие в планировании, организации и проведении мероприятий для подростков и молодежи. Совместная работа со специалистами учреждения (организации или объединения), подготовка и проведение мероприятий. Выполнение конкретных поручений специалистов, помощь специалисту в его повседневной работе.

Вторая неделя

В «Дневнике практики»:

- зафиксировать мероприятия, проведённые совместно со специалистами учреждения (организации или объединения), указать целевую группу (для кого проводилось мероприятие), цель и задачи деятельности;

- дать краткую оценку проведенной деятельности.


1. Организация и проведение научно-исследовательской работы в условиях учреждения, ориентированного на работу с молодежной аудиторией.


1. Научно-исследовательская работа (по плану дипломного проекта).

2. Составление примерного плана рекомендаций по результатам проведенного

исследования.


Вторая, третья недели

В «Дневнике практики»:

- кратко проанализировать промежуточные результаты исследования;

- написать примерный инновационный проект по итогам исследования.


1. Проанализировать деятельность учреждения и специалистов (на основании ранее разработанных критериев).


1. Составление отчета о деятельности учреждения (организации или объединения); отчета о деятельности специалиста, работающего с молодежью (за месяц).

Третья неделя

В «Дневнике практики»:

- отразить итоги анализа деятельности учреждения (организации или объединения).



Итоговый этап

1. Обобщить полученные в ходе прохождения преддипломной практики результаты.

1. Обобщение результатов своей практической деятельности, подготовка доклада (презентации) для выступления на заключительной конференции.

Первая неделя после окончания практики

1. Оформление отчетной документации:

- «Дневник практики»;

- отчета по практике в установленной форме (см. Приложение 9);


2. Подготовить и осуществить на заключительной конференции тематическое выступление.

Выступление на заключительной конференции (см. Приложение 11).

Вторая неделя после окончания практики

- оформление характеристики-отзыва у группового руководителя (см. Приложение 12).



Организация деятельности студентов

Преддипломная практика представляет собой стажировку студента в качестве специалиста, работающего с молодежью в учреждении/организации, а также предполагает сбор и анализ материалов по определенной теме исследования в рамках дипломной работы, проведение исследования и выработку методических рекомендаций по его итогам.

База практики определяется в соответствии с выбранной темой дипломной работы. На период практики каждый студент закрепляется за определенным специалистом учреждения, с которым согласовывает свой график работы.

За время прохождения преддипломной практики студент осваивает содержание деятельности и специфику работы в учреждении/организации.

В соответствии со спецификой учреждения студент участвует в его работе, реализует указанные выше задачи преддипломной практики.

В течение всего периода практики студент ведет «Дневник практики». Заполнение дневника осуществляется в конце каждого дня практики. Записи должны отражать содержание работ, выполненных в течение дня, описание событий дня, деловых контактов, личных наблюдений.

Материалы, собранные в дневнике практики, в последующем могут быть использованы в ходе научно-исследовательской работы студента:


  • в выступлении на отчетной конференции по практике,

  • в написании дипломной работы,

  • в подготовке и участии в студенческих конференциях,

  • в осуществлении коллективных социальных исследований.

Преддипломная практика может быть организована на базе образовательных и социальных учреждений, центров социального обслуживания молодежи, детских подростковых клубов, культурно-досуговых учреждений, различных фондов, организаций, объединений (см. Приложение 1).
Во время практики студенты имеют право:

- обращаться к руководителю практики от базы практики и руководителю практики от университета для разрешения различных вопросов возникающих в ходе практики;

- вносить предложения по вопросам организации проведения практики;

- в период практики работать в библиотеке или с литературой научно-методического фонда кафедры для успешного выполнения программы практики и подготовки отчета по практике;

- занимать оплачиваемые должности при наличии вакансий, а также участвовать в хоздоговорах, выполняемых базовым учреждением практики (с разрешения администрации учреждения).
Во время практики студенты обязаны:

- присутствовать на организационном собрании по практике;

- перед выходом на практику ознакомиться с программой учебной практики;

- выполнять все виды работ, предусмотренные программой учебной практики, тщательно готовится к каждому рабочему дню и проведению запланированных мероприятий, выполнять указания руководителя практики в учреждении;

- подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения – базы практики, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики;

- вести ежедневные записи в дневнике о полученных новых знаниях и выполненной работе, отмечать свои впечатления;

- проявлять активность и стремление к наиболее глубокому изучению содержания деятельности учреждения;

- в соответствии с программой практики студент обязан своевременно в течение недели после завершения практики представить отчетную документацию, подготовить материалы для выступления на отчетной конференции по практике.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница