Программа «Психология детей с зпр»



страница1/7
Дата27.04.2016
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
В содержание курса включены общие теоретические вопросы психологии детей с ЗПР, практические задачи обучения студентов-дефектологов. Основным в процессе обучения является использование экспериментально-психологических методов дошкольного обучения, воспитания, развития детей с ЗПР и способностью адаптировать их в соответствии с индивидуальными типологическими особенностями детей с ЗПР. Программа «Психология детей с ЗПР» включает следующие разделы:

-Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с ЗПР.

- Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР.

- Возрастные особенности детей с ЗПР (динамика развития, психологические критерии)

- Психологическая помощь детям с ЗПР.

Основными задачами курса являются:

– изучение необратимости нарушений познавательной деятельности при ЗПР, структуры дефекта, соотношения первичного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии этих детей;

– изучение общих и специфических закономерностей развития психики детей с ЗПР;

– изучение особенностей развития разных групп детей с ЗПР;

– знакомство с особенностями познавательной, эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с ЗПР.

В результате изучения данного курса студенты приобретают знания о своеобразии аномального психического развития детей с ЗПР, необходимые для успешной психокоррекционной работы с ними.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1)Знать:



  • теорию специальной психологии;

  • основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной психологии, ее место в структуре психологического знания;

  • предметные области специальной психологии и ее связь с другими науками:

  • научные основы специальной психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические;

  • историю развития специальной психологии как системы научных знаний;

  • принципы, содержание, методы психолого-педагогического изучения детей с особыми образовательными проблемами;

  • сущность профессиональной деятельности специального психолога системы специального образования;

2)Уметь:

  • анализировать возможности оказания психологической помощи детям в периоды возрастных кризисов;

  • анализировать структуру дефекта;

  • формулировать задачи психологической помощи в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья;

  • осуществлять дифференцированный подход к диагностике и коррекции развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений;

3)Владеть:

  • навыками работы с учебной и научной психологической литературой;

  • методами организации и проведения психологического исследования в условиях учебно-воспитательного процесса;

  • навыками анализа психики ребенка на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения;

  • классификацией специальных образовательных учреждений для лиц с различными отклонениями в развитии;

  • навыком выбора форм организации диагностики и коррекционно-психологической помощи.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов







Форма контроля




1.

1.1

1.2

1.3


1.4

Раздел 1.

Тема: История развития психологической помощи детям с ЗПР.

Тема : Дети группы риска. Дизонтогенез
Тема: «Исследования аномального детства, проведённые Л.С.Выготским»

Тема: «Основные направления психологической помощи детям с проблемами в развитии»



См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.
Контрольная работа «Сущность концепции детерминации психического развития аномального ребёнка как «противовес» биологизаторской концепции»

Вопросы для самостоятельного изучения:



  1. Раскройте структуру системы психологической помощи детям и подросткам с ЗПР (в виде схемы).

  2. Сущность психологического консультирования.

Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям.

10







2.

2.1

2.2

2.3


2.4

2.5


2.6
2.7
2.8

2.9


2.10

2.11



Раздел 2.

Тема: «Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР».

Тема: «Методы психологических исследований».

Тема: «Особенности деятельности детей с ЗПР».

Тема: «Особенности внимания. Синдром гиперактивности».

Тема: «Особенности ощущений и восприятия».

Тема: «Особенности памяти».

Тема: «Особенности мышления».

Тема: «Особенности речевого развития».

Тема: «Особенности эмоционально-волевой сферы».

Тема:«Клинические характеристики ЗПР».

Тема: «Клинико-психологические характеристики детей с ЗПР церебрально-органического генеза».


См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.
См.задания для самостоятельной работы.
См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.


См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.
См.задания для самостоятельной работы.
Контрольная работа. Тема: «Сравнительный анализ классификаций ЗПР» (В.В.Ковалёва, Г.Е.Сухаревой, М.С.Певзнер).
Реферат. Тема: «Использование нейро-психологических методик с целью развития гностико-праксических, мнемических и мыслительных функций»


10

Проверка контрольных работ.




3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5


3.6

3.7


3.8

3.9


3.10

3.11


3.12
3.13

Раздел 3.

Тема: «Возрастная динамика развития детей на первом году жизни».

Тема: «Психологическая диагностика детей второго года жизни».

Тема: «Психическое развитие детей третьего года жизни».

Тема: «Психическое развитие детей 4-5 года жизни».

Тема: «Психическое развитие детей 6 лет».

Тема: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

Тема: «Воспитание детей с ЗПР в семье».

Тема: «Возрастная динамика развития детей с ЗПР на первом году жизни».

Тема: « Психологическая диагностика детей второго года жизни».

Тема: «Психическое развитие детей третьего года жизни»

Тема: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Тема: «Современные технологии психофизического развития детей младшего школьного возраста».

Тема: «Современные технологии психофизического развития школьников с ЗПР».


См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.
См.задания для самостоятельной работы.
См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.




  1. Дайте характеристику психического развития детей первого года жизни.

  2. Заполните таблицу: «Показатели нервно-психического развития у младенцев с ЗПР разной степени тяжести в сравнении с нормально развивающимися детьми» (по И.И.Мамайчук).

Заполните таблицы:

  1. «Психологическая диагностика детей от12 до 15 месяцев».

  2. «Психологическая диагностика детей от15до 18 месяцев».

  3. «Психологическая диагностика детей от18 месяцев до 2 лет».

Сделать подбор методик для детей 2-3-х лет с целью исследования следующих функций:

- конструирование

- дифференцировка геометрических форм, величины

- развитие памяти

- бытовые навыки

- словарный запас

- развитие моторики

- особенности общения


Реферат. Тема: «Психологический анализ трудностей обучения у младших школьников с ЗПР».
Проект «Система коррекционно-развивающих занятий с детьми…» (Возраст по выбору студента).

Опишите содержание работы по формированию:



  • мотивационной сферы

регуляционной сферы

10

Проверка контрольных работ.

Защита рефератов.





4

4.1


4.2

4.3


Раздел 4

Тема: «Концепция психологического сопровождения».

Тема: « Современное состояние психологической помощи».

Тема: «Основные направления психологической помощи детям с ЗПР».


См.задания для самостоятельной работы.


См.задания для самостоятельной работы.

См.задания для самостоятельной работы.





13

Собеседование по вопросам.

Собеседование по вопросам.

Защита проектов.

Защита рефератов.

Защита проектов.

Круглый стол.






ИТОГО:

43











Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Занятие 1. Дети группы риска

План:

  1. История развития психологической помощи детям с проблемами в развитии

  2. ЗПР: история выделения из детской популяции, время выделения, критерии выделения. Представленность в популяции.

  3. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей (отечественная и зарубежная).

  4. Клинико-педагогические исследования ЗПР.

  5. Этиопатогенетическая классификация ЗПР К.С.Лебединской.

  6. Современные подходы к изучению ЗПР.

  7. Дифференцированная диагностика ЗПР от сходных состояний.

Задания для самостоятельного изучения:

  1. Словарь терминов по теме

  2. Определение ЗПР, признаки, характеристика ЗПР.

  3. Значение биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

  4. Классификация ЗПР.

  5. Особенности ВНД детей с ЗПР. Потенциальные возможности развития психики детей с ЗПР.

  6. Проблемы диагностики интеллекта.

Литература:

  • Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с ЗПР. – СПб, 2004.

  • Обучение детей с ЗПР / Под ред.В.И.Лубовского. – Смоленск, 1994.

  • Основы коррекционной педагогики / Под ред. А.Д.Гонеева, Н.И.Лифинцевой. – Москва: Академия. – 1999.

  • Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.

  • Дети группы риска как объект социальной охраны и социальной профилактики // Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. – М., 1993. – С.20-36.

  • Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород, 1994. – С. 21-31.

  • Коробейникова И.А.Специальный стандарт образования - на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / Коробейникова И. А. // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 10-17. (конспектирование)

  • Мамайчук И.И.Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста / Мамайчук И.И. // Дефектология. - 2002. - №6. - С.17-25. (конспектирование)

  • Марковская И.Ф.Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / Марковская И.Ф. // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 28 - 34 (конспектирование)

  • Маршалкин А.П.Современные подходы к диагностике различных форм задержки психического развития / Маршалкин А.П. // Специальное образование. - 2011. - № 1. - С. 57-65. (конспектирование)


Занятие 2. Методы психологических исследований

План:

  1. Современные взгляды на исследование психики детей с ЗПР (Лубовский В.И., М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева, Е.М.Мастюкова, С.Д.Забрамная, Г.Б.Шаумаров и др.).

  2. Особенности применения методов психологического изучения в работе с детьми с ЗПР.

  3. Метод наблюдения. (на примере анализа протоколов наблюдения)

  4. Изучение продуктивной деятельности учащихся (письменные работы, рисование, лепка, конструирование, трудовые задачи).

  5. Методы беседы. Анкетирование. Виды анкетирования.

  6. Экспериментально-психологические методы.

  7. Психологические тесты.

  8. Психологический методы. Математические методы в психологии.

Задания для самостоятельного изучения:

  1. Словарь терминов по теме

  2. Подготовить реферативное сообщение на тему “Современные взгляды на исследование психики детей с ЗПР”.

  3. Подготовить анкету для психологических исследований.

  4. Конспектирование статей: И.Ю. Левченко «Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с задержкой психического развития». / Специальная психология. - 2006. - №1. - С. 19 - 33.

Литература:

  1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. – М., издательство УРАО, 1999.

  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.

  3. Лубовский В.И.Психические проблемы диагностики аномального развития детй. М.:Педагогика, 1989. – С. 81 - 97.

  4. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического развития // Практикум по патопсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987, С. 13 - 157.

  5. Новакова К. Соотношение разных форм мыслительной деятельности как диагностический показатель нарушения умственного развития // Дефектология, 1983. - № 4.

  6. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии — 1989. - № 1.

  7. Переслени Л.М., Мастюкова Е.М., Чупрова Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Абакан: Изд-во АГПИ, 1990.

  8. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М., 1986. С. 202 — 227.

  9. Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. - М.: Педагогика., 1989, 1989. – С. 3 - 16.

  10. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология., 1979. - № 6.

  11. Левченко И.Ю. Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Левченко И.Ю. // Специальная психология. - 2006. - №1. - С. 19 - 33. (конспектирование)

  12. Белопольская Н.Л. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития / Белопольская Н.Л., Клейменова Н.П. // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 36-43. (конспектирование)

  13. Борякова Н.Ю.Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада / Борякова Н.Ю., Касицина М.А. // Коррекционная педагогика. - 2003. - №2. - С.33-43. (конспектирование)

Занятие 3. Особенности саморегуляции познавательной деятельности и внимания детей с ЗПР

План:

  1. Психическая и когнитивная деятельности детей с ЗПР.

  2. Физиологические основы внимания. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

  3. Особенности направленности и сосредоточенности сознания как проявление внимания.

  4. Особенности основных свойств внимания детей с ЗПР: концентрация, устойчивость внимания, рассеянность внимания и её причины, распределение внимания, переключаемость внимания и подвижность нервных процессов (Л.И.Переспелин, П.Б.Шошин).

  5. Диагностика внимания у детей с ЗПР.

  6. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию внимания детей с ЗПР.

Задания для самостоятельного изучения:

  1. Словарь терминов по теме

  2. Конспектирования источников (Л.И.Переспелин, П.Б.Шошин).

  3. Подобрать методики по диагностике и коррекции внимания для детей с ЗПР 5-7 лет. (с дидактическим материалом)

Литература:

  1. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения / Бабкина Н.В. // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 18-31. (конспектирование)

  2. Луговых Н.О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С.76-77.

  3. Ульенкова У.В.Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития / Ульенкова У.В., Кисова В.В. // Дефектология. - 2001. - № 1. - С.26-33. (конспектирование)

  4. Летова Е.А. Оценка возможностей коррекции внимания у детей с задержкой психического развития средствами физической культуры / Летова Е.А. .// Специальное образование. - 2012. - № 3. - С. 58-63. (конспектирование)

  5. Переспелин Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и ЗПР // Дефектология. - 1993. - № 5.

Занятие 4. Особенности саморегуляции познавательной деятельности, ощущений и восприятия детей с ЗПР.

План:

  1. Особенности восприятия детей с ЗПР. Нарушение целостности восприятия. Замедленность, неточность, бедность восприятий. Узость восприятий. Восприятие формы, величины, объёма, положения предметов в пространстве. Особенности восприятия картин, обозрение и действие.

Задания для самостоятельного изучения:

  1. Словарь терминов по теме

  2. Составить словарь справочник терминов по теме «Особенности ощущений и восприятия детей с ЗПР».

  3. Подготовить реферат на тему «Возрастные и индивидуальные особенности разви- тия восприятия у детей с ЗПР».

Литература:

  1. Сурнина О.Е. Особенности восприятия времени у детей с ЗПР // Дефектология. - № 4.

  2. Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх, 1999. - № 4.

  3. Шанин П.Б. Опознание простых изобретений детьми с ЗПР // Дефектология, 1972. - № 4.

  4. Шамарина Е.В.Дифференциация младших школьников с задержкой психического развития по возможностям обучения / Шамарина Е.В. // Специальная психология. - 2008. - № 4. - С. 55-59. (конспектирование)


Занятие 5. Особенности саморегуляции познавательной деятельности и памяти детей с ЗПР

План:

  1. Современная позиция отечественных и зарубежных специалистов в вопросе о физиологических и психологических механизмах памяти детей с ЗПР.

  2. Особенности памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (Т.В.Егорова, Н.Г.Поддубная, В.А.Подобед).

  3. Замедленность формирования новых условных связей и трудности видоизменений условных связей как основная причина затруднений при усвоении учебного материала.

  4. Виды памяти.

  5. Запоминание. Сужение объема запоминаемого материала, замедленный темп запоминания, недостаточная осмысленность и последовательность запоминания.

  6. Особенности непреднамеренного и преднамеренного запоминания детей с ЗПР. Развитие осмысленного запоминания.

  7. Воспроизведение. Общая характеристика процесса воспроизведения детей с ЗПР. Зависимость воспроизведения от преднамеренности запоминания.

  8. Особенности использования логических связей при запоминании и воспроизведении. Особенности воспроизведения словесного материала. Переосмысление и привнесение при воспроизведении у детей с ЗПР.

  9. Возрастные и индивидуальные особенности развития памяти детей с ЗПР.

  10. Динамика механической и логической памяти в процессе коррекционного обучения.

Задания для самостоятельного изучения:

  1. Словарь терминов по теме

  2. Составить схему «Особенности воспроизведения словесного материала».

  3. Подготовить реферативное сообщение на тему «Современная позиция отечественных и зарубежных специалистов в вопросе о физиологических и психологических механизмах памяти детей с ЗПР».

  4. Аннотирование источников.

Литература:

  1. Егорова Г.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М., 1973.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1966.

  3. Ульенкова У.В.Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития / Ульенкова У.В., Кисова В.В. // Дефектология. - 2001. - № 1. - С.26-33. (конспектирование)

  4. Черемошкина Л.В.Мнемические способности детей 7-12 лет с задержкой психического развития / Черемошкина Л.В., Мурафа С.В. // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 34-44. (конспектирование)

Занятие 6. Особенности саморегуляции познавательной деятельности и мышления детей с ЗПР

План:

  • Мышление как форма психического отражения окружающей действительности. Специфические особенности мышления детей с ЗПР в трудах отечественных психологов (Т.В.Егорова, В.И.Лубовский).

  • Виды мышления. Соотношения наглядно-действенного, наглядно-образного, и словесно-логического мышления у детей с ЗПР. Индивидуальные и возрастные проявления.

  • Специфические особенности мышления детей с ЗПР.

  • Мыслительные операции детей с ЗПР. Формы мышления (понятия, суждения, умозаключения). Соотношение мышления и знаний детей с ЗПР.

Задания для самостоятельного изучения:

  1. Словарь терминов по теме

  2. Составить таблицу «Виды мышления. Их соотношение у детей с ЗПР.»

  3. Основные понятия темы выписать в словарь-справочник терминов.
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница