Программа «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья»



Скачать 118.19 Kb.
Дата30.04.2016
Размер118.19 Kb.
ПРОГРАММА

вступительного испытания

по направлению подготовки

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа

«Психолого-педагогическая реабилитация лиц

с ограниченными возможностями здоровья»
Общие положения

Магистерская программа «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» открыта в ППИ МАГУ с 2016 года в рамках направления подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Магистерская программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № 904.

Необходимость подготовки в МАГУ магистров по программе «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» определяется, с высокой необходимостью для региона подготовки высоко квалифицированных кадров в области адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, готовых к работе в новых условиях развития российского общества.

Выпускники магистратуры будут востребованы в образовательных организациях, организациях здравоохранения и социальной защиты населения Мурманской области и других регионов РФ.

Поступающий должен продемонстрировать профессиональные и общеличностные компетенции в сфере специальной психологии и специальной педагогики, сформированность гуманистического мировоззрения и общечеловеческих ценностей, понимание общероссийских и региональных тенденций развития специальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.


Общая характеристика образовательной программы

Подготовка магистров по направлению, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение специального, инклюзивного образования» осуществляется в течение 2 лет (ОФО), 2 года 6мес. (ЗФО). Ее трудоемкость составляет 120 зачетных единиц.

В процессе обучения магистранты осваивают дисциплины общенаучного цикла, особое внимание уделяется изучению современных технологий психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с инвалидностью, сопровождению их семей. Наряду с базовыми курсами магистранты изучают дисциплины по выбору, отражающими приоритеты в развитии специальной помощи лицам с ОВЗ на федеральном и региональном уровне.

Важнейшей частью подготовки магистра является прохождение практики, также написание и защита выпускной квалификационной работы.

Подготовка магистров в МАГУ ведется высококвалифицированными специалистами, имеющими ученые степени и звания по направлению подготовки.
Поступление в магистратуру

Поступление в магистратуру осуществляется на основании Положения о приеме в магистратуру МАГУ, утверждено Ученым советом МАГУ (протокол № 3 от 11 ноября 2015 г.). В магистратуру университета принимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ высшего профессионального образования и имеющие документ государственного образца:



  • диплом бакалавра;

  • диплом специалиста;

  • диплом магистра.

Прием для обучения по программе магистратуры проводится по заявлениям граждан согласно результатам вступительных испытаний, проводимых университетом.

В конкурсе на места, финансируемые из средств федерального бюджета, имеют право участвовать лица, имеющие документ о высшем профессиональном образовании, подтверждающий присвоение лицу квалификации (степени) «бакалавр».

Лица, имеющие диплом магистра, принимаются в магистратуру университета только на условиях полной оплаты стоимости обучения.

Прием в магистратуру по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование проводится на основе собеседования.

Содержание программы вступительных испытаний, вопросы для собеседования представлены в программе. С ней можно ознакомиться на сайте МАГУ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1.Специальная психология с основами нейро- и патопсихологии

Предмет специальной психологии. История становления специальной психологии. Концепция дизонтогенез.

Норма развития: среднестатистическая, функциональная, социокультурная, социально-психологическая, идеальная. Структурные компоненты индивидуальности.

Основные принципы строения мозга. Теория динамической локализации высших психических функций. Нейропсихологические симптомы и нейропсихологические синдромы. Зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Апраксии. Афазии. Принципы и методы восстановительного обучения. Методики нейропсихологического обследования (принципы построения, процедура обследования, интерпретация результатов). Нейропсихологическое исследование детей с органическим поражением мозга. Возможности использования нейропсихологических знаний в психологической коррекции детей с различными отклонениями в развитии.

Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка.

Дифференциальная диагностика ЗПР. Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР.

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости.

Роль зрения в познании окружающего мира. Классификация нарушений зрительной функции. Слепые, слабовидящие, слепорожденные; рано и поздно ослепшие. Причины нарушений зрения. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Ориентировка в пространстве и лабильности. Осязание.

Роль слуха в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, поздно оглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха. Вторичные отклонения при повреждениях органов слуха.

Речевые нарушения. Структура речевого дефекта. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений. Психологические особенности детей с различной речевой патологией. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности.

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП). Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Особенности формирования высших корковых функций. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения. Пространственные нарушения. Особенности личностного и социального развития при ДЦП.

Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Расстройства аутистического спектра.

Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте. Акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями.

Соотношение понятий «дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура дефекта психического развития». Многообразие сложных дефектов. Этиология сложных дефектов. Проблемы психологического изучения и дифференциальной диагностики детей данной категории. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Соотношение понятий «патопсихология», «психопатология», «специальная психология». Теоретические и методические основы патопсихологии. Соотношения распада и развития психики. Внутренняя картина болезни. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологии (эксперимент, наблюдение, беседа с больными). Экспериментально-психологические методики. Метод тестов, проективные методы, личностные опросники и их роль в патопсихологических исследованиях. Нарушения психических процессов и личности при психических заболеваниях. Патопсихологическое изучение детей и подростков. Организация и содержание работы патопсихолога.

Психологически проблемы интеграции и инклюзии. Социальная и образовательная интеграция. Социальная инклюзия и инклюзивное образование.


РАЗДЕЛ 2. Специальная педагогика

Специальная педагогика как наука. История становления специальной педагогики. Принципы специальной педагогики.

Роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррекционная направленность обучения. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Коррекционно-образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание. Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, в дошкольном и школьном возрасте. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, умственно-отсталых детей, детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, детей со сложными недостатками развития. Проблемы интегрирования обучения.

Специфика решения диагностических, коррекционных, профилактических и организационно-просветительских задач в образовательной деятельности с лицами с ОВЗ.

Содержание работы по обеспечению предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную и социокультурную среду на разных возрастных этапах развития. Современные технологии специального педагогического сопровождения.

Инклюзивное образование как процесс развития общего образования. Социализация лиц с инвалидностью.

Типы семейного воспитания детей с ОВЗ. Основные проблемы семей воспитывающих лиц с ОВЗ. Родительский стресс. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями детей с ОВЗ.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР)
- http://almanah.ikprao.ru/

- Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа первая «Лента времени», ИКП РАО

- Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа вторая «В городском дворе», ИКП РАО

- Специализированная обучающая компьютерная программа «Моя жизнь» ч.1. События важные и неважные ч.2. События приятные и неприятные ч.3. События и настроения ИКП РАО

- Специализированная обучающая компьютерная программа «Состав числа». Версия 3, ИКП РАО
ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ (ЭБС),

БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ:
электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

- http://biblioclub.ru/

- https://mshu.bibliotech.ru/

- http://e.lanbook.com/

- http://ibooks.ru/
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

РАЗДЕЛ 1. Специальная психология с основами нейро- и патопсихологии

1.Специальная психология как отрасль психологической науки. 2.Специальная психология в системе гуманитарного и естественнонаучного знания.

3.Категория развития в специальной психологии.

4.Категория деятельности в специальной психологии.

5.Перпективные задачи и пути развития специальной психологии.

6.Общие и специфические закономерности нарушенного развития.

7. Понятие нормы.

8.Классификации дизонтогенеза.

9.Ранние проявления отставаний в психическом развитии.

10.Факторы нарушений развития.

11.Теории компенсации.

12.Принципы и этапы анализа нарушенного развития.

13.Ретардация, асинхрония, регресс.

14.Нейропсихологическая диагностика.

15.Мозг и психика.

16.Внутренняя картина болезни Основные патопсихологические синдромы.

17. Психологические проблемы развития инклюзивных практик.

18.Теории о дефекте и компенсации.

19.Организация патопсихологического обследования.

20.Влияние нарушений психофизического развития на формирование личности.

21.Особенности психического развития детей и подростков групп риска.

22.Теория системной динамической организации высших психических функций.

23.Теория функциональных систем.

24.Культурно-историческая теория развития высших психических функций.

25.Методы нейропсихологической диагностики.
РАЗДЕЛ 2. Специальная педагогика

1.Специальная педагогика как отрасль педагогической науки. История становления специальной педагогики.

2.Социокультурные аспекты специальной педагогики.

3.Взаимосвязи специальной педагогики с другими науками.

4.Перпективные задачи и пути развития специальной педагогики.

5. Предметные области современной специальной педагогики.

6.Особые образовательные потребности и содержание специального, инклюзивного образования.

7.Правовые основы специального образования.

8.Современная система специального образования.

9.Принципы специальной педагогики.

10.Теоретико-методлогические основы специальной педагогики.

11.Технологии и методы специального образования.

12.Специальные условия образования лиц с нарушениями интеллекта.

13. Специальные условия образования лиц с множестенными нарушениями.

14.Специальные условия образования лиц с нарушениями слуха.

15.Специальные условия образования лиц с нарушениями зрения.

16.Специальные условия образования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

17.Специальные условия образования лиц с расстройствами аутистического спектра.

18.Специальные условия образования лиц с нарушениями речи.

19.Организация сотрудничества с семьей ребенка с ОВЗ.

20.Система раннего вмешательства.

21.Медико-социально-педагогическицй патронаж.

22.Формы организации специального образования.

23.Интеграция и инклюзия в образовании лиц с ОВЗ.

24.Проблемы социальной адаптации лиц с множественными нарушениями развития.

25. Семейное воспитание и социализация детей с ОВЗ.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Веракса А. Н. , Гуторова М. Ф. . - М. : Мозаика - Синтез, 2011. – 131с.

  2. Дети с множественными нарушениями развития [Текст] : учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л.М. Шипицыной и Е.В. Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии»,2012. - 239 с.

  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : методическое пособие [Текст] / М. С. Староверова [и др.] ; [под ред. М. С. Староверовой]. - М. : ВЛАДОС, 2012. - 166,с.

  4. Караванова Л.Ж.Психология.Учебное пособие для бакалавров [Текст] / Л.Ж. Караванова. - М.: Владос, 2014. - 264 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221288&sr=1

  5. Кулганов В. А. Основы клинической психологии : для бакалавров и специалистов : [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. 050100 "Педагогическое образование"] / Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. - СПб. : Питер, 2013. - 456 с.

  6. Общая патопсихология : [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] [Текст] / А. Б. Холмогорова . - М. : Академия, 2012. - 457, [1] с.

  7. Орлова Е. А. Клиническая психология : [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] [Текст] / Орлова Е. А., Колесник Н. Т. ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с.

  8. Орлова Е. А. Патопсихология : [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология", "Патопсихология", "Педагогическая психология", "Социальная педагогика", "Социальная работа"] [Текст] / Орлова Е. А., Козьяков Р. В., Козьякова Н. С. - М. : Юрайт, 2011.-321 с.

  9. Патопсихология. Теория и практика : [учебник для студентов учреждений ВПО, обучающихся по направлениям подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" и др.] [Текст] / Левченко И. Ю., Ткачева В. В., Юсупова Г. Х., Бутко Г. А. ; под ред. И. Ю. Левченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2013.- 215 с.

  10. Специальная психология : учебник для студ. вузов для направл. подгот. Бакалавров [Текст] / Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Лубовский В. И., Исаев Д. Н., Михаленкова И. А., Мамайчук И. И., Защиринская О. В., Демьянчук Р. В., Ростомашвили Л. Н. ; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб : Речь, 2013 ; 2010. - 252 с.

Дополнительная:

  1. Защиринская О.В. Нарушения поведения и развития у детей [Текст] / О.Ф.Защиринская. -М.: Каро, 2011.- 176 с.

  2. Исаев Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? [Текст]/ Д.Н.Исаев.-СПб:Речь, 2012.-187 с.

  3. Логопатопсихология [Текст]: [учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. вузов] / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 463 с.

  4. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие [Текст]/ А.В.Семенович.-М.: Генезис, 2013.- 320 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236299&sr=1

  5. Лебединская В.В., Лебединский К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие [Текст]/ В.В. Лебединский, К.С.Лебединская.- М.: Академический проект, 2011.- 304 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137611&sr=1


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница