Программа разработана на основе: фгос по направлению/профилю



страница1/5
Дата07.06.2016
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»




УТВЕРЖДЕНО

решением совета факультета от «26» июня 2014 г.,

протокол № 12
Декан факультета

____________Л.Ю. Касьянова





           


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

(наименование)


Направление подготовки 45.06.01. – Языкознание и литературоведение

Направленность (профиль) подготовки Русская литература

Квалификация (степень) выпускника «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Форма обучения очная

Астрахань – 2014

Программа разработана на основе: ФГОС по направлению/профилю



45.06.01. – Языкознание и литературоведение

профиль Русская литература


Разработчики:


Боровская А.А., профессор кафедры литературы

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры литературы

Протокол № 11 от «19» июня 2014 г.


Заведующий кафедрой ______________________/ Исаев Г.Г. /




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины «Проблемы эволюции русской литературы ХХ века»: сформировать у аспирантов системные знания и представления о литературном процессе ХХ века в его внутренних эстетических закономерностях и во взаимосвязи с особенностями культурно-исторического развития России, о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в литературе ХХ века.
Задачи освоения дисциплины (модуля): «Проблемы эволюции русской литературы ХХ века»:

  • представить стадиальность исторического развития отечественной литературы ХХ века в сопряжении с гражданской историей и историей культуры России;

  • выделить закономерности литературной эволюции, обозначив художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохой, художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;

  • выявить причины разделения русской литературы на несколько ветвей: ангажированная литература, литература эмиграции (литература периферии), «потаенная» или подпольная литература, изучить как единый процесс русскую литературу трёх потоков;

  • рассмотреть основные философские и социологические концепции ХХ века, оказавшие влияние на литературу изучаемого периода;

  • определить жанрово-стилевой своеобразие литературы ХХ века в контексте экспериментальных поисков, изучить социально-политические и философско-эстетические программы различных литературных групп и объединений.

  • охарактеризовать монографически творчество наиболее крупных прозаиков, поэтов и драматургов рассматриваемого периода;

  • развивать у аспирантов навыки филологического прочтения отдельных художественных произведений и в целом творчества поэтов и писателей;

  • фиксировать в сознании студентов особенности трансформации ведущих литературных жанров, их языка и синтаксиса, когда осознается традиционное и новаторское в индивидуальном стиле, стиля направления или литературной школы;

  • способствовать овладению студентами навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в области филологического знания.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Проблемы эволюции в русской литературы ХХ века» относится к циклу дисциплин:



  • направленных на приобретение универсальных / профессиональных компетенций.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Философия и истории науки.

(наименование предшествующей(их) учебной(ых) дисциплин(ы) (модуля))

А также знания, умения и навыки, полученные при изучении историко-литературных дисциплин бакалавриата и магистратуры.



Знания: основных литературоведческих понятий и методов литературоведческого анализа художественного произведения, основных процессов жанрообразования, определение понятий реализма, модернизма, постмодернизма;

Умения: использовать литературоведческую терминологию в профессиональной деятельности, анализировать произведения в контексте литературной и исторической эпохи, применять различные методы анализа художественного произведения (лирического, эпического, драматического, лиро-эпического), определять место и значимость писателя, поэта, критика, драматурга в литературе ХХ века;

Навыки и (или) опыт деятельности: владения современной литературоведческой терминологией и методами анализа художественного произведения, проведения сопоставительного анализа произведений разных эпох русской литературы.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:



- Историческая поэтика;

- Русская литература;

- Жанрология;

- Текстология;

- Проблема автора в литературоведении;

- Производственная (научно-исследовательская практика);

- Педагогическая практика.

(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

«Проблемы эволюции русской литературы ХХ века» в тесной связи с дисциплиной «Актуальные проблемы русской литературы XIX века», а также научно-исследовательской работой.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): универсальные, общепрофессиональные и профессиональные.



Код и наименование компетенции

Результаты освоения дисциплины

Знать

Уметь

Владеть

ПК-7 – готовность проводить исследование явлений русской литературы в культурно-историческом контексте

  • закономерности и этапы исторического развития России, их взаимосвязь с историко-литературным процессом ХХ века;

  • различные подходы к периодизации русской литературы ХХ века;

  • основные этапы развития русской литературы ХХ века;

  • процессы и факторы, определяющие эволюцию русской литературы ХХ века

  • ориентироваться в историко-литературном процессе,

  • осуществлять отбор литературного материала;

  • составлять типологию эволюционных процессов и литературных явлений

  • навыками систематизации и классификации литературного материала, закономерностей развития русской литературы ХХ века;

  • навыками и стратегиями комплексного анализа текста

ПК-4 – готовность проводить исследование значимых художественных явлений и текстов русской литературы с опорой на имеющийся опыт в области методологии

  • различные направления, течения, объединения и группировки в русской литературе ХХ века в диалогическом сопряжении;

  • творчество наиболее значительных русских писателей ХХ века в их эволюционной динамике

  • осуществлять комментирование, обобщение результатов научных исследований в области теории и истории литературного процесса

  • навыками анализа и интерпретации литературных произведений

Аспирант, освоивший программу дисциплины, должен удовлетворять следующим требованиям.

Знать:

  • о ведущих жанрово-стилевых тенденциях развития отечественной литературы ХХ века;

  • об особенностях литературных направлений, течений, групп и объединений в литературе ХХ века; проблемах литературной традиции и литературного новаторства;

  • о формировании соцреализма, его эстетике и поэтике, о дискуссионности самого понятия;

  • об идейно-тематическом содержании и проблематике литературных произведений; о соотношении художественного метода и мировоззрения автора;

  • о творческой биографии поэтов и писателей ХХ века;

  • о работах ведущих критиков изучаемого периода.


Уметь:

  • уметь применять полученные общие и специальные филологические знания;

  • в анализе конкретного художественного текста;

  • анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, поднимаемые авторами в художественных произведениях; выявлять авторскую позицию;

  • обнаруживать влияние художественной литературы на формирование личности, системы её нравственных ценностей и принципов; понимать диалектику борьбы литературных направлений;

  • учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • использовать теоретические и практические знания разных литературоведческих дисциплин при анализе художественного произведения, идентификации литературных явлений и категорий; учитывать методические закономерности работы с художественным текстом;

  • уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на русском и иностранном языках.


Владеть:

  • навыками и методикой литературоведческого анализа;

  • навыками публичного выступления; нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения;

  • категориальным аппаратом теории и истории литературы.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетная единица, 108 часов.




п/п


Наименование радела (темы)

Семестр

Неделя семестра

Контактная работа

(в часах)



Самостоят. работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Л

ПЗ

ЛР

ГК

ИК

АИ







1

Эволюционные процессы в русской литературе ХХ века

3

1

1
















8

Устный опрос.

Собеседование.



2

Судьбы эпических жанров в контексте литературного развития ХХ века

3

1

1

1













8

Проблемно-поисковые

задания.


Устный опрос.

Собеседование.

Практикум по анализу текстов


3

«Неклассическая» проза: наследование и развитие традиций символизма и авангарда.

3

2

1

1













10

Устный опрос.

Собеседование.

Тестовые

задания.


Контрольная работа №1


4

Факторы и механизмы эволюции жанровых форм в русской поэзии конца XIX – ХХ вв.

3

2

1
















8

Проблемно-поисковые

задания.


Устный опрос.

Собеседование

Контрольная работа №3


5

Жанрово-стилевые тенденции в русской литературе 1920-1930х гг.

3

3

1

2













10

Устный опрос.

Собеседование.

Проблемно-поисковые

задания.


Практикум по анализу текста

Контрольная работа №2



6

Литература социалистического выбора: мифотворчество советской эпохи

3

3

1

1













8

Проблемно-поисковые

задания.


Контрольная работа №2

7

Трансформация «положительного героя» в русской литературе 1960 – 1970-х годов

3

4

1

2













10

Устный опрос.

Собеседование.

Проблемно-поисковые

задания.


Практикум по анализу текста

8

Типы повествования в русской литературе 1950 – 1970-х годов.

3

4

1
















8

Устный опрос.

Собеседование.

Проблемно-поисковые

задания.


Практикум по анализу текста

9

Обнажение приема и игровая поэтика в постмодернистской литературе

3

5

1

1













8

Проблемно-поисковые

задания.


Контрольная работа №4

10

Авторские жанры и авторские жанровые формы в русской прозе конца ХХ – начла XXI вв.

3

5

1

2













10

Устный опрос.

Собеседование.

Тестовые

задания.


Проблемно-поисковые задания.

Практикум по анализу текстов.

Контрольная работа №5


ИТОГО




5

10

10













88

Зачёт

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница