Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №11 с углубленным изучением отдельных учебных предметов»



Скачать 244.91 Kb.
Дата03.05.2016
Размер244.91 Kb.
Программа развития

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Школа №11 с углубленным изучением отдельных учебных предметов»

(Анализ, проблемы, ближайшие перспективы обучения и воспитания)

Есть только два способа

прожить свою жизнь.

Первый – так, будто

никаких чудес не бывает.

Второй – так, будто

всё на свете является чудом.

Эйнштейн.
Обсуждение итогов сделанного, определение задач, выбор приоритетов, стратегии развития будущего – непременное условие вхождения школьного педагогического сообщества в новый 2015-2016 учебный год. Педагогический коллектив старался целенаправленно действовать с позиций «открытого общества»: прислушивался к общественному мнению, учитывая его при разработке учебных и воспитательных программ, вел продуктивный диалог со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, учителями.

Открытость МБОУ «Школа № 11» к внешним запросам подтверждается еще и тем, что нам чрезвычайно важно видеть точку зрения на нашу работу и других представителей общественности: жителей микрорайона, работников других образовательных учреждений, региональных, муниципальных руководителей, выпускников школы, с которыми мы ведем диалог о проблемах и перспективах современного образования.

Для образования в нашей школе характерны стабильность, сочетание инновационных процессов со сложившимися традициями. Гражданская ответственность, ежедневный упорный труд, высокий профессионализм педагогов школы обеспечивают поступательное развитие образования. Слово «результат» – ключевое в нашей работе.

Контингент обучающихся.

В 2014 – 2015 учебном году образовательную организацию закончили 708 учащихся.

Учебный год

Количество обучающихся

Всего обучающихся

Всего классов

Средняя наполняемость

1 – 4 кл.

5 – 9 кл.

10 – 11 кл.










2011 – 2012

272

337

56

665

24

28

2012 – 2013

294

343

91

728

26

28

2013 – 2014

291

325

71

687

25

27,5

2014 – 2015

304

341

63

708

25

28,3

На начало 2015 – 2016

310

353

52

715

25

28,6

Удовлетворение меняющихся образовательных потребностей населения способствует расширению спектра образовательных услуг образовательной организации.

Наряду с общеобразовательными классами в школе функционировали классы художественно – эстетической направленности (общеэстетические); классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов (русский язык, обществознание).

Выбыло (2 – 8, 11 кл.) за лето 8 человек. Из них 3 отличника, 4 хорошиста (5а, 8а, 8б, 11а классы). Так же выбыло из 10 класса 15 человек, обучающихся на «хорошо» и «отлично». Причины: на уроках нет дисциплины, плохо решаются организационные моменты, не всегда считаются с личностью ученика, часто кричат, у ребенка теряется интерес, отбивается желание хорошо учиться, не обращают внимания на индивидуальность сильного ученика. Прибыло за лето 14 человек. И лишь 6 человек обучается на «хорошо».

За последние три года процент выпускников 9-х классов, продолжающих получать среднее образование в нашей школе снизился на 13%.





Учебный год

2012 – 2013

2013 – 2014

2014 – 2015

Численность обучающихся 10-х классов

всего / в шк. № 11


39

38


31

28


27
24



Процент от выпуска

9-х классов

всего / в шк. № 11

52,7%


51,3%

47.6%


43%

42%
38%


Итоги успеваемости по школе за 2014-2015 учебный год и движение обучающихся представлены в таблице:




Парал-лель

Число учащихся на 01.09.

2014


Прибыло с 01.09.

2014


Выбыло с 01.09.

2014


Число учащихся на конец года

Имеют по итогам 2014/2015 учебного года следующие отметки

«5»

«4» и «5»

«4» и «3»

всего

всего

в том числе с одной «4»

всего

в том числе с одной «3»

1

94

0

1

93

0

0

0

0

0

2

65

0

2

63

9

47

5

7

1

3

77

0

2

75

15

36

4

4

5

4

74

0

1

73

11

37

3

25

11

1 - 4

309

0

6

304

35

120

12

36

17

5

83

1

1

83

7

32

1

43

8

6

61

6

6

61

5

24

0

33

5

7

68

8

6

69

2

21

0

46

9

8

66

1

3

64

3

18

1

43

6

9

65

2

3

64

3

20

2

41

6

5 - 9

343

18

19

341

20

115

4

206

34

10

28

0

0

28

5

9

1

14

6

11

35

0

0

35

8

10

1

17

4

10 - 11

63

0

0

63

13

19

2

31

10

1 - 11

715

18

25

708

68

254

18

273

61

Качество знаний в 1 – 4 классах 73,4%, 5 – 9 классы 39,5%, 10 – 11 классы 50,7%. Беспокоит тот факт, что качество знаний в основной школе снижается на 30% (с 73% до 40%).

Сравним итоги успеваемости за последние три года:



Учебный год

Всего обучающихся

Аттестовано

Отличников

Хорошистов

Из них с одной "4"

Из них с одной "3"

Качество знаний

Успе-вае-мость

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2011-2012

665

596

64

11

246

41

15

2,5

33

5,5

52

100

2012-2013

728

646

90

13,9

293

45,3

19

2,9

34

5,2

59

99,8

2013-2014

687

625

71

11,4

238

38

19

3

41

6,5

49,4

99,5

2014-2015

708

615

68

11

254

41,3

18

2,9

61

9,9

52,3

99,8

Выводы:

  • Успеваемость стабильная, аттестованы все учащиеся. Однако, в последние три года имеются учащиеся, которые не выполняют образовательные программы в основной школе.

  • Качество знаний за последний год повысилось на 4%.

  • Имеются учащиеся с одной, двумя тройками (до 60 человек).

Задача учебной части, педагогического коллектива с целью обеспечения повышения качества знаний продолжить работу по увеличению качества знаний во 2 – 11 классах. Особое внимание уделять 4 классам, 5 – 9 классам. Сохранить особое внимание к подготовке и проведению тестирований по технологиям ЛАТ (система Статград, ЕГЭ), по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

Необходимо для повышения качества образования активнее использовать современные педагогические технологии, методы обучения, индивидуальные, дифференцированные формы обучения, разноуровневые виды домашнего задания, усилить работу со способными, слабоуспевающими обучающимися. Следует помнить: неуспеваемость ученика – это брак учителя, классного руководителя. Любое обращение к администрации школы родителя, ученика по учителю – это удар по его авторитету, авторитету классного руководителя, имиджа учреждения.

Конечным результатом совместного труда учителей и обучающихся является независимая оценка качества (региональные мониторинговые исследования в 4-х классах, государственная (итоговая) аттестация 9-х, 11-х классов). И прежде, чем перейти к анализу результатов, хочу поблагодарить всех педагогов, заместителей директора по учебной работе, кто обеспечил качественную организацию проведения мониторинговых работ, организовал наших выпускников на государственную итоговую аттестацию, кто качественно работал на ППЭ (по 5 предметам).

Казалось бы, в 2015 году картина благоприятная. Однако, реальная картина далека от идеальной в нашем городе: не справилось с работой по математике 5,3% девятиклассников, и это при том, что минимальный порог всего 5 баллов. Если бы был установлен рекомендованный ФИПИ порог в 8 баллов, то не справившихся с заданием было бы значительно больше. В нашей школе 8 девятиклассников, обучающихся на дому переписывали работу. В этом году 10 учащихся школ 6, 16, 38, 47, 58, 64, 67, 71 были удалены с экзамена за использование шпаргалок и мобильных телефонов. За 10 лет проведения единого государственного экзамена было внесено много изменений в процедуру экзамена, содержание контрольно-измерительных материалов. В этом году впервые:



  • проведено итоговое сочинение в выпускных классах как часть системы допуска к государственной итоговой аттестации;

  • экзамен по математике сдавался на базовом и профильном уровне;

  • на экзамене по иностранному языку появилась часть «говорение»;

  • все пункты проведения экзаменов оснащены стационарными металлодетекторами и системами онлайн-наблюдения.

Нарушений на ППЭ в школе № 11 не выявлено.

Анализ результатов мониторинговых исследований по русскому языку и математике в 4-х классах показал следующее:

Средний балл за выполнение основной и дополнительной частей (max 34 балла)

Из приведенных данных видно, что учащиеся начальной школы показали в 2015 году результаты выше городских.

Средние баллы по русскому языку и математике за 2012- 2015 годы

9 класс


Результаты по русскому языку в текущем году выше среднегородских, по математике – на уровне города (ниже на 0,29)

Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за 2009 – 2015 годы

(средние тестовые баллы по школе)



Средние тестовые баллы за последние 5 лет по русскому языку увеличились с 60 до 74; по математике – с 40 до 46.

Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за 2013, 2014, 2015 годы



Результаты по указанным предметам за последние три года стабильные.




Выводы по результатам ЕГЭ, ОГЭ 2015 года:

  • повысить ответственность педагогов, родителей, учащихся 9-х, 11-х классов в период подготовки к итоговой аттестации;

  • проводить диагностические работы максимально приближенно к процедуре ЕГЭ, ОГЭ;

  • стимулировать учащихся 9-х классов и их родителей к сдаче экзаменов по выбору с учетом профилизации и продолжения обучения в старшей школе.

Выводы по результатам оценки качества результатов обучения учащихся 1 – 8, 10 классов:

  • необходимо перейти на внешнюю оценку качества обучения по основным предметам;

  • ежегодно проводить мониторинг знаний учащихся 4 – 8 , 10 классов по различным предметам.

При планировании на следующий учебный год, мы учитываем, что ориентиры, которые ставит перед нами федеральный стандарт, должны быть основой преемственности дошкольного и начального общего образования, начального общего образования и основного общего образования. Социологические опросы показывают, что критерии, которыми пользуются родители при выборе школы, далеко не исчерпываются результатами обучения.

В равной степени родителей интересуют и доступность обучения, и безопасность, и организация досуга детей, и уважительное отношение к ученику.

В числе новых приоритетов появляются возможность индивидуального развития, получения дополнительных образовательных услуг. Для обеспечения успешности каждого обучающегося школа как общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных учебных предметов предоставляет возможность для качественного дифференцированного обучения. В муниципалитете изменилась сеть общеобразовательных учреждений:

В нашем образовательном учреждении организованы группы адаптации детей дошкольного (предшкольного) возраста, созданы условия для осуществления учебного процесса с учётом психофизиологических возможностей каждого обучающегося. Для детей с ограниченными возможностями здоровья было организовано обучение на дому. Таких учащихся в школе – 15. Проведены работы по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов через реализацию государственной программы Рязанской области «Социальная защита и поддержка населения» (освоено средств федерального, регионального, муниципального бюджетов в сумме 1 454 776, 33 рублей).

Базовое содержание образования не ограничивает возможности для талантливых детей. Проявить свои способности учащиеся могут в олимпиадах, конкурсах.

Более 400 учащихся приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам базисного учебного плана. Большее количество приняли участие в олимпиадах по обществознанию, истории, русскому языку, биологии, физической культуре. Победителей и призеров – 12 человек. За последние пять лет количество увеличилось с 2 до 10.

Из них три участника – призеры, победители регионального этапа Всероссийской олимпиады (по литературе, математике). В этом заслуга учителей:

Комиссаровой Л.В., Яковлевой С.А., Михалевой Н.Ю., Борзенко О.И., Мелехова А.А., Полуниной О.М., Куприной С.М., Севостьяновой Т.Ю., Горюновой Я.В., Васильевой Г.В.

57% учащихся (в 2014 – 49%) – участники внеурочных конкурсов, конференций: «Учись предпринимать», «Павловские чтения», «Ступени», «По странам и континентам вслед за английским», «Человек и природа», «Покормите птиц», «Семейные ценности», «Ступеньки», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «В содружестве с компьютером», «Калйдоскоп идей», «Альбрус – 2015», «Инфознайка», «Классиики», «Эрудиция» и др.

На школьную научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» представлено 29 работ.

Сравнительные данные за 3 года
Выводы:


  1. Учащиеся продемонстрировали умения работать с информацией, проводить исследования, создавать информационный продукт.

  2. Однако некоторые работы носят, в основном, реферативный характер, не имеют исследовательской части.

Было рекомендовано:

  1. Активизировать деятельность педагогов по формированию исследовательских компетенций учащихся.

  2. Активизировать участие учащихся 9 – 11-х классов.

  3. Провести обучающий семинар для учителей по подготовке учащихся к защите работ.

  4. Представление работ сопровождать инсценированием сюжетов.

Имея достаточную квалификацию учителей в школе, показывая хорошую результативность на едином государственном экзамене по русскому языку, на олимпиаде по данному предмету наши учащиеся показали удовлетворительные результаты. Не лучше ситуация с олимпиадами по информатике, биологии, географии, начальной школе. Нельзя сказать, что нет интереса к данным предметам. Появляется проблема в качестве обучения.

Руководителям методических объединений необходимо проанализировать и внести изменения в школьную систему выявления и поддержки интеллектуально одаренных учащихся, шире используя возможности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Дополнительное образование – это образование по выбору. Проведенная работа по расширению современных программ, направленных на вовлечение учащихся в активную работу по саморазвитию и удовлетворению спроса населения на дополнительные образовательные услуги, позволила увеличить в этом году на 10% численность детей, занимающихся дополнительным образованием в школе – 97%; в других учреждениях – 82%.

Мониторинг занятости обучающихся

дополнительным образованием по направлениям

0%

10%



20%

30%


40%

50%


60%

70%


80%

90%


2012-2013

2013-2014

2014-2015

художественно-эстетическая

направленность

физкультурно-

оздоровительная

направленность

военно-патриотическая

направленность


За последние три года занятость обучающихся дополнительным образованием по направлениям увеличилась: художественно-эстетическим направлением – с 71% до 83%; физкультурно-оздоровительным – с 32% до 45%; военно-патриотическим – с 40% до 50%.

Многое зависит от вовлеченности детей в систему дополнительного образования в рамках технической направленности. Именно там чаще всего происходит реальное знакомство ребенка с миром механизмов, проявляется интерес к конструированию, моделированию. Несмотря на изменения учебного плана (введение предмета «компьютерное моделирование»), участие в пилотном проекте по использованию интерактивного мобильного комплекса «R.BOT», приближенное к школе нахождение городской станции юных техников (ул.Халтурина, д.4), занятость детей в объединениях технического профиля составляет 4% от общего числа занимающихся.

Таким образом, одной из основных задач, которые нам предстоит решать в новом учебном году – это вовлечение детей в кружки, секции, особенно технической направленности и организация профориентационной работы по формированию интереса у детей к инженерным специальностям.

Для координации профориентационной работы на базе муниципального учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный центр города Рязани» создан центр сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. За последние три года уменьшилось число учащихся, занимающихся в свободное время и получающих профессиональные свидетельства с 15 до 5 человек. Классным руководителям 8 – 10-х классов данный вопрос взять на вооружение.

Модернизация образования выступила фактором повышения профессиональной компетенции педагогов и активизации кадровой политики.

Количественный и качественный состав педагогических кадров

за последние два года






Возрастной состав

Всего (%)

20 – 39 лет

40 – 55 лет

Свыше 55 лет

Всего педагогических работников

7 – 17%

7 – 16,2%



24 – 57%

21 – 49%


11 – 26%

10-23%





высшая к/категория

2

3


19

17


6

5


64

58


первая к/категория

1

1


2

5


1

1


10

16


аттестованы на соответствие

4

2


2

0


3

7


26

21


не аттестованы

0

2


0

0


0

0


0

5


Молодых специалистов – 5 человек.

Процент педагогического пенсионного возраста снизился с 41% до 23%.

Процент педагогов в возрасте до 30 лет за последние три года увеличился с 2% до 13%.

За последние два года увеличилась на 2% доля педагогических работников, имеющих высшее или среднее педагогическое образование, на 13% - имеющих квалификационные категории, аттестованных на соответствие должности.

Педагогам созданы условия для повышения квалификации на базе высших учебных заведений города Рязани, Москвы, Рязанского института развития образования, а также с использованием потенциала муниципальных учреждений.

Последние три года на различных курсах повысили квалификацию 65% учителей.

С целью обновления педагогического состава разработана дорожная карта по развитию кадрового потенциала общеобразовательного учреждения.

Если повышение квалификации учителя – существенный ресурс школы, то рост заработной платы педагога является необходимым условием обеспечения системы образования квалифицированными кадрами.

Последние годы наблюдается ее рост с 21 292 рублей (2012г.) до 35 107 рублей (2015г.).

Анализируя заработную плату и нагрузку учителей, можно сказать, что рост заработной платы складывается из увеличения количества учебных часов и внеурочной деятельности классного руководителя.

Но увеличение учебной нагрузки педагога имеет разумный предел, за которым следует падение качества обучения, поэтому руководителям методических объединений, заместителям директора по учебной работе необходимо создавать условия для профессионального развития педагогов: планировать распространение их опыта работы, стимулировать участие в муниципальных и региональных мероприятиях, публикацию научно-методических работ, в том числе путем введения эффективного контракта. Вопросы подобного характера должны находиться на постоянном контроле моих заместителей, руководителей методических объединений, председателя профсоюзного комитета.

Инновационная активность и творческое начало учителя отмечаются различными наградами:



  • правительственными Российской Федерации, Рязанской области – 7%;

  • наградами министерства образования Российской Федерации – 56%;

  • министерства образования Рязанской области – 21%;

  • управления образования и молодежной политики администрации г.Рязани – 23%;

  • денежными поощрениями (на основании локального акта «Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в МБОУ «СОШ №11»). За последний учебный год выплачено премий из ФОТ, стимулирующего фонда на сумму 289 400 рублей.

Необходимое условие для проявления творческой активности педагогов – работа учреждения в режиме развития. Проведение конференций, конкурсов, семинаров – это возможность учителя продемонстрировать свое мастерство и повысить профессиональный рейтинг.

Школа является участницей международного, муниципального инновационного сетевого проекта «Школа против насилия: система противодействия буллингу в образовательной среде», российского пилотного проекта по использованию интерактивного мобильного комплекса «R.BOT».

За последние пять лет участие педагогов школы в конкурсах, фестивалях, семинарах, различных уровней, профессиональных сообществах стабильно (11 – 15ч.)

Однако, следует отметить крайне низкий показатель участия педагогов в профессиональных конкурсах за последние три года – 1 человек «Сердце отдаю детям», 2 человека «Педагогический дебют». Не участвовали в муниципальных этапах Всероссийского конкурса «Учитель года», «Самый классный классный».

Говоря о воспитательной работе в школе, которая является неотъемлемой частью нашего учебно-воспитательного процесса, должна сказать, что в школе накоплены традиции, создана развивающая среда, идет работа по целевым программам, развивается самоуправление школьников, волонтерское движение, и все это делается на основе углубления традиций школы.

Общегородские, общешкольные социально значимые проекты – один из способов организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Наиболее значимым мероприятием в юбилейный год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне стало участие школьников, родителей, педагогов в областной патриотической акции «Парад победителей». (От школы приняли участие более 50 человек. Хочется отметить высокую гражданскую позицию коллектива 1а класса, учитель Сибагатуллина Г.П.).

В удовлетворенности обучающихся школьной жизнью, удовлетворенности родителей образовательным процессом наблюдается положительная динамика за последние три года. Общий индекс удовлетворенности учащихся – 4,2 из 5; родителей – 76,7 из 100%.

Взаимодействие с семьями – одно из самых сложных направлений деятельности образовательного учреждения как социального института.

Для современной семьи авторитет образовательного учреждения педагога не является абсолютной категорией и прежние формы работы с родителями часто становятся источником конфликта, что подтверждается обращениями граждан в администрацию школы, другие структуры.

Классным руководителям 1 – 11 классов необходимо обратить внимание на активизацию обратной связи с родителями для решения возникающих проблем на месте и оперативно.

Без участия семьи невозможна и эффективная реализация программ воспитания детей.

В школьной системе образования предоставлены широкие возможности для реализации познавательных интересов детей и организации их внеурочной деятельности, но остается актуальной проблема асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, проблема особой работы с неблагополучными семьями.

Основные направления развития воспитания представлены в стратегии воспитания детей на период до 2025 года, утвержденной 1 июня 2015 года Правительством РФ.

Надеемся, что данная стратегия станет основной для дальнейшей разработки и реализации программ воспитания каждой возрастной группы учащихся.

Выводы по организации воспитательной работы в школе:



  • недостаточное внимание уделяется развитию познавательных интересов учащихся в научно-технической, исследовательской деятельности;

  • недостаточно активно ведется работа классными руководителями по включению учащихся старших классов в социальные проекты города, волонтерское движение;

  • требует дальнейшего развития система ученического самоуправления.

Эффективность работы образовательного учреждения определяется не только видимыми для общественности результатами, но и грамотной организацией финансовой деятельности.

Объем бюджетных средств, выделяемых учреждению растет ежегодно (с 25 130 077 руб., 2012 г. до 32 465 436 руб, 2015г.).

Фонд заработной платы увеличился на 3 000 000 рублей (2012г. – 18 188 463 руб., 2015г. (6 месяцев) – 15 698 960 руб.).

Расходы на приобретение оборудования, учебно-наглядных пособий поступают соответственно количеству обучающихся в школе. За последние четыре года израсходовано 5 268 680 руб. (из них – в 2015 году – 1 350 000 руб.).

Размер средней педагогической ставки вырос на 2 059 рублей (составляет 4 959 руб.). Средняя заработная плата увеличилась на 13 815 рублей (составляет 35 107 руб.).

Проводились финансовые проверки различными органами. В 2014 году контрольно-аналитический отдел администрации г.Рязани проверял правильность ведения бухгалтерского учета и состояния документооброта, порядок ведения кассовых операций, достоверность и законность банковских операций по всем счетам, наличие оправдательных документов и соответствие их требованиям действующего законодательства, осуществления расчетов по оплате труда, соблюдения трудового законодательства, учета и оформления имущественных операций, питания детей, проводился анализ договоров поставки товаров (выполнение работ, оказания услуг). Серьезных нарушений не выявлено. В городе по результатам финансовых проверок. Отчета по заработной плате привлечены к дисциплинарной ответственности главные бухгалтера трех учреждений.

Поэтому современные работники (директор, заместители, главный бухгалтер, учителя, заведующая библиотекой) должны быть компетентными не только в педагогике, но и в правовых, финансовых вопросах.

Исходя из результатов анализа итогов 2014-2015 учебного года и выявленных проблем в 2015-2016 учебном году деятельность образовательного учреждения будет направлена на решение следующих задач:

1. Расширение возможности образовательного учреждения для предоставления качественного общего образования, дополнительного образования, развитие вариативных форм предоставления образовательных услуг.

2. Создание условий для безопасного и комфортного пребывания обучающихся в школе.

3. Создание условий, стимулирующих педагогов к повышению профессионального мастерства и инновационной деятельности, способствующих привлечению в образовательное учреждение молодых кадров.

4. Реализация программы развития образовательного учреждения на 2015 – 2020 г.г.

5. Развитие воспитательной системы в рамках стратегии развития воспитания детей на период до 2025г.

Актуальные культурологические проекты 2015 – 2016 года:



  • Год литературы в России.

  • 120-летие со дня рождения русского поэта С.А.Есенина.

  • Год исторического наследия.

  • 55-летие первого в истории полета космонавта Советского Союза Ю.А.Гагарина в открытый космос.

Уважаемые коллеги!

Убеждена, что совместными усилиями, каждый на своем месте, мы сможем добиться решения обозначенных задач деятельности школы. Сегодня система образования – одна из самых динамично развивающих отраслей. Практически ежедневно происходят события, существенно меняющие материальную основу образования, содержание образовательного процесса, технологии и методики обучения. Но, как и много лет назад, неизменной остается роль педагога – учить и воспитывать детей. Правда, сегодня это другой педагог – педагог новой формации.

Каждый учитель обязан менять мышление, совершенствовать знания, использовать современные образовательные технологии, участвовать в создании образовательных программ, повышающих у ученика интерес к учебе.

1 сентября давно стало для нас символом добрых начинаний, смелых экспериментов, открытий и свершений. Я желаю вам в новом учебном году плодотворной работы, реализации творческих планов, здоровья, любви близких!





Слова, как признание доброго чувства,

Хочу я сегодня произнести

В честь тех, труд которых подобен

искусству,

Что могут людей за собой повести.

Пусть год грядущий будет годом счастья,

Улыбок, радости, надежд!

Пусть отведет от дома тень ненастья!

Здоровья крепкого на много-много лет!

Пусть будет радостной всегда

Труда прекрасного дорога.

И пусть не меркнет никогда,



Святое звание педагога!


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница