Программа развития муниципального общеобразовательного



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4

Программа развития

муниципального общеобразовательного

учреждения Веселовская средняя общеобразовательная школа № 1

на 2010-2015 годы 

I. Концептуальные основы программы

 

Настоящий документ представляет собой третью Программу развития муниципального образовательного учреждения Веселовская средняя общеобразовательная школа №1 на период 2010-2015 годы. Предыдущие программы определяли направления развития школы в период 2001-2006 и 2006-2010 годы. Программа обосновывает направления развития образовательного пространства учреждения в условиях модернизации образования, определяет векторы изменений и преобразований, формулирует цели и задачи, выявляет ресурсные возможности развития. В Программе представлены принципы и технологии изменений, основанные на анализе различных факторов, влияющих на образовательное пространство школы.



При разработке Программы учитывались основные направления государственной политики России в области образования, соответствие с Законом РФ «Об образовании», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», результаты достижений. С учетом достижений, целевых установок предшествующей Программы развития школы сформулирована тема: «Управление качеством образования в социально ориентированной поселковой общеобразовательной школе». В определении перспектив развития школы мы исходили из того, что развитие не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря высокопрофессиональному педагогическому коллективу и в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения образовательного учреждения. Развитие школы предусматривает не ломку того позитивного, что имеется, а органическое вхождение нового в систему наших ценностей и традиций.

Социальный компонент не является чем-то особенным для образовательных учреждений. В постиндустриальном обществе человеческая жизнь в сумме своих составляющих стала главной ценностью, и стратегическое планирование индивидуальной линии жизни становится актуальным для ученика и его семьи. В связи с этим ключевыми становятся такие ориентиры как «социальная успешность» личности во всех ее проявлениях. Социальная успешность создается суммируемыми действиями. Для выпускников школы перспектива социальной успешности зависит от качества деятельности образовательного учреждения, образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ученика, возможностей среды, в которой идет процесс социализации. Следовательно, школа «по умолчанию» становится субъектом социальной ответственности.

Проблема социальной ответственности давно сформулирована и в России и за рубежом. Социальная ответственность как институциональный принцип способна органично соединить накопленные идей управления качеством образования с принципами общественно-государственного управления при ориентации именно на общественный заказ

 

В российском образовании главную функцию социальной ответственности брало на себя государство, но оно отставало от вызовов социума. Школа, в отличие от государства, является непосредственным оператором, в системе образовательных услуг действующим в условиях конкретных установок, находясь в непосредственной близости от потребителя.



Развитие образовательного пространства МОУ Веселовская СОШ №1 в условиях существующих различий содержания общественного заказа и действующих государственных требований на протяжении последних 10 лет, привело к необходимости создания собственных стандартов качественного образования в значениях социальной ответственности.

Основанием для формирования концепции деятельности стал комплексный анализ педагогических, социологических, медицинских исследований, результатов мониторинга образовательной системы школы.

Определяя миссию школы как создание достаточных и необходимых образовательных условий для полноценного психического развития ребенка, развития его интеллекта, воли, эмоций, способностей, что в совокупности явится предпосылкой его социальной успешности, мы исходим из того, что существуют четыре группы формирующие заказ к образовательным системам. Это государство, которое формирует свои требования исходя из государственных интересов; семья (родители), которая ориентируется на образование детей как семейный инвестиционный проект; учащиеся, которые реализуют личные и общественные потребности, связанные с успешной социализацией; работодатели, которые через требования к персоналу начинают формировать требования к выпускнику школы.

Несмотря на различие целевых установок, требования этих групп, возможно свести к важному основанию – требованиям к результатам деятельности образовательного учреждения, представленным в модельных характеристиках его выпускников.

Описывая и сопоставляя идеальную модель выпускника с фактически сложившейся системой требований к профессиям и социокультурным компетентностям гражданина, мы определили объем и содержание значимых направлений образования учащихся через их модельные характеристики.

Модельные характеристики – это набор измеряем качеств выпускника, которые должны позволить ему:



  1. Успешно продолжить образование;

  2. Точно выбирать уровни и содержание профессионального образования;

  3. Реализовывать принципы свободы географического перемещения, академической и профессиональной мобильности;

  4. Достигнуть предполагаемого социального статуса.

  5. Приобрести ожидаемое качество жизни; применять освоенные культуры в практике повседневной жизни.

Социокультурную составляющую модельных характеристик выпускника определяют особенности гражданского общества. В нем актуальны следующие навыки и умения:

  1. наличие четкой жизненной концепции, базирующейся на принципах индивидуальности и нестандартности;

  2. умение действовать самостоятельно, а, значит, осуществлять выбор;

  3. навык быть толерантным, воспринимать и уважать другие культуры;

  4. умение создавать планы (программы, проекты) собственной жизни, в которых реализуется принцип социальной ответственности;

  5. умение организовать самообразование;

  6. умение пользоваться информацией и вовлеченность в современную информационную культуру;

  7. понимание основ современной культуры;

  8. владение этнокультурной традицией и историческим кругозором.

Специфика социально-экономических отношений, в которых предстоит действовать выпускнику, предполагает наличие совокупности качеств, делающих выпускника конкурентным:

  1. экономическую и правовую готовность к действию;

  2. ориентацию на измеряемый и объективный результат, способность конкретизировать проблему, анализировать риски принимаемых решений;

  3. лидерство как комплекс качеств, направленных на действия в рыночных условиях.

«Качество» выпускника не является единственным критерием качества образования. В науке о качестве, квалитологии, принцип динамизма предполагает единство качества процесса (деятельности) и качества результата.

Образовательный процесс представляет собой сложный комплекс взаимодействующих элементов. Мы выбрали модель, которая позволяет выделить ключевые объекты контроля его качества: качество управления образовательным процессом, образовательной среды, содержания образования, методов обучения; организации образования, используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса персонала, целеполагания образовательной деятельности, жизни в семье; факторы социального и культурного воздействия. Выделенные объекты не являются бесспорными, но они имеют преимущество в виде возможности их количественных измерений с помощью систем индикаторов.

 

 

Необходимо иметь показатели двух измерений качества: образовательной услуги и образовательного результата.



Образовательную услугу мы рассматриваем как комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей. Эти возможности позволяют приобретать определенные знания, умения, компетентности для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей.

Полученный в ходе многолетних наблюдений материал позволяет выявить две ключевые проблемы, на решение которых направлена данная Программа развития.



Первая—обеспечение качества результата образовательной деятельности. При этом результат должен быть обеспечен как услуга (комплекса обязательных действий в рамках образовательного процесса), и продукт (модельных характеристиках выпускника). Решение этой проблемы зависит от принятия всеми субъектами образовательного процесса школы понятных и измеряемых стандартов выполнения школой обязательств по качеству процесса и результатов.

Вторая — управление качеством образовательного процесса. Реализация идей качества и управления качеством в школьной практике имеет ряд трудностей: проблемы качества в образовании решаются в отрыве от всеобщих вопросов качества. Управление качеством образования есть новая парадигма управлением образованием вообще. Без мониторинга качества образования в России невозможны политика качества и управление качеством в сфере образования.

Под управлением качеством образования П.И.Третьяков предлагает понимать «целенаправленный, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по достижению качества прогнозированных результатов». В этой связи следует отметить, что сегодня в школе, в том числе и нашей, происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную по результатам деятельности. В основе деятельности школы лежит не столько достижение заранее определенных целей, которые нередко являются личностно отчужденными, а обеспечение устойчивого развития всей образовательной системы, выявление поля проблем, которые препятствуют этому, и поля ресурсов для их решения. При таком подходе качество образования может рассматриваться как мера достижения цели, при том что «цель (результат) задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника». Основными аспектами анализа проблемы управления качеством образования являются:

•   определение целевых ориентиров процесса управления качеством образования;

•   выявление и оценка имеющихся ресурсов, способных обеспечить достижение качества образования;

•   построение программы управления качеством образования;

•   проектирование системы взаимодействий управляющей и управляемой подсистем и др.

Результатом процесса управления качеством образования в условиях школы явится устойчивое развитие образовательной системы, направленное на оптимизацию образовательного процесса, что обеспечивает личностный рост и социальную адаптацию личности школьника к складывающимся социально-экономическим условиям жизни.

Механизмами управления процессом достижения нового качества образования в условиях школы являются:

административный: обеспечение нормативно-правового регулирования деятельности школы в условиях реализации данной программы;

•   организационно-управленческий: выбор оптимального стиля руководства коллективом школы, образовательным процессом и его компонентами; создание условий для достижения нового качества образования;

•   ресурсный: укрепление и обновление материально-технической базы школы как условия повышения качества образовательного процесса и его результатов; усиление кадрового потенциала образовательного учреждения;

•   социально-педагогический: создание условий, способствующих достижению качества образования на уровне отдельных субъектов образовательного процесса (в первую очередь учащихся); обеспечение удовлетворенности родителей и социума предоставляемыми школой образовательными услугами;

•   психолого-педагогический: сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе;

•   мониторинговый: сбор, обработка, хранение и распространение информации об образовательной системе школы и ее отдельных компонентах; информационное обеспечение управления, позволяющее непрерывно отслеживать состояние педагогического процесса в целях оптимального выбора и коррекции образовательных целей, задач и средств их решения в условиях достижения нового качества образования.

Перечисленные механизмы образуют системную модель оперативного управления качеством образования, основанную на принципах открытости, целенаправленности, целостности, функциональности.

Анализ деятельности образовательных учреждений в контексте системы качества предполагает оценку следующих составляющих качества образования:

      организационные структуры управления качеством;

      административные процедуры управления качеством;

      обеспеченность основными ресурсами (кадры, финансы, материально-техническая база и др.);

      анализ и оценка основного и вспомогательного процессов управления качеством образования;

      результаты образовательного процесса и его участников, степень их соответствия нормам и стандартам (обученность, воспитанность и компетентность выпускников, личные достижения педагогов и руководителей, выполнение планов и программ);

      анализ и оценка документации образовательного учреждения.

Первые четыре позиции — это собственно элементы системы качества. Проверка этой системы показателей — функция самого образовательного учреждения; две другие позиции — функции экспертов.

Еще один подход к выделению критериев оценки качества образования предлагается в программе развития нашей школы, в рамках которой определяются следующие показатели качества:

      качество выпускников (потенциальное и актуальное);

      качество кадрового и научно-исследовательского потенциалов школы;

      уровень качества материально-технического, информационного, библиотечного, учебно-методического обеспечения;

      уровень развития и внедрения систем управления качеством в школе;

     уровень конкурентоспособности школы.

Определение критериев оценки управления процессом достижения нового качества образования должно основываться на базе стратегических

направлений развития школы и тех прогнозируемых результатах, которые будут отражать новый уровень качества всей образовательной системы, образовательных услуг, результатов образования.

Следует отметить, что при определении критериев и показателей оценки качества образования необходимо выделять не только общие, но и частные, отражающие специфику деятельности конкретного образовательного учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа управления качеством образования является тем механизмом, который позволяет определить не только стратегию деятельности школы по достижению нового качества образования, но и тактику реализации данного процесса на практике с учетом того, что:

      качество образования в условиях школы приобретает конкретные очертания, в роли которых выступают основные направления перспективного развития данного образовательного учреждения, способные сделать его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг;

      качество образования — динамическое явление, поэтому при сохранении ряда устойчивых традиционных показателей некоторые критерии его оценки будут меняться;

      качество школьного образования обладает проектной природой, то есть выступает в роли общественного критерия результативности функционирования школы, следовательно, должно прогнозироваться, проектироваться и планироваться как некая стратегия развития школы;

      достижение нового качества образования в условиях школы — это создание условий, способных обеспечить благоприятную адаптацию, социализацию и интеграцию школьника (выпускника) в систему социальных отношений;

      управление качеством образования означает создание действенных механизмов, способных обеспечить устойчивое и продуктивное развитие школы в соответствии с запросами всех субъектов образовательного процесса и основными направлениями государственной политики в области образования.

 

II. Информационная справка о школе.

 

МОУ Веселовская СОШ №1 – по-прежнему остается лидером среди образовательных учреждений района. Комфортные условия обучения, высокий уровень образования, эмоционально привлекательная воспитательная среда, яркие традиции – все это сделало МОУ Веселовская СОШ №1 особо востребованной учащимися и их родителями.



В настоящее время школа включает в себя три ступени образования: начальную школу (учащихся, классов), основную школу (учащихся, классов), старшую школу (учащихся, 4 класса). Образовательное учреждение позволяет на практике реализовать важнейшее положение программы концепции модернизации российского образования, приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - обеспечение доступности качественного образования т.е. представление большему числу потребителей качественного обучения и воспитания.

Наиболее значимыми положительными итогами деятельности МОУ Веселовская СОШ №1 считаем:

     за достигнуты показатели в образовательном процессе, активное участие и результативность в областных и районных мероприятиях, организацию и внедрение передового педагогического опыта по итогам последних пяти лет признание школы лидером среди образовательных учреждений в районе;

     успешную экспериментальную деятельность педагогического коллектива по темам: «Апробация материалов ФГОС начального общего образования», «Проектирование условий для творческого развития учащихся как основы построения образовательного пространства школы»;

     получение учителями школы грантов, направленных на поддержку лучших учителей России и Дона

     активное участие образовательного учреждения в программе XIII Донского образовательного фестиваля-выставки «Образование. Карьера. Бизнес» (баннер, рассказывающий о деятельности школы, участие в тематической программе: диплом фестиваля выставки);

     активное участие педагогов школы во Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах

     Публикации учителей на порталах «Сеть творческих учителей» - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»,

 

Общая характеристика образовательного учреждения

МОУ Веселовская СОШ № 1 реализует права граждан на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего полного общего образования. Школа имеет лицензию на образовательную деятельность /К № 0001424, регистрационный № 12224 от 11.07.2008 г./,свидетельство об аккредитации /ОБ № 0001172 от 14.04.2000 г./.



В школе 33 класса - комплекта. К сожалению, за последние годы наблюдается снижение численности учащихся, прежде всего за счет уменьшения численности первоклассников. Педагогический коллектив состоит из 60 педагогов. Численность персонала вспомогательной, обслуживающей и эксплуатационной служб – 20 человека.

 

Количество обучающихся на одного учителя

. Расходы на одного ученика

2007-2008

13

19561,75 тыс. рублей

2008-2009

13

22489,29 тыс. рублей

2009-2010

12

 

Формы получения образования:

формы обучения

2007/2008 учебный год

2008/2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Классно-урочная

785 учащихся

758

696

Семейное обучение

6

7

6

Обучение на дому по состоянию здоровья

3

2

1

экстернат

4

2

2

Количество учащихся по параллелям:

Параллели

2007/2008 учебный год

2008/2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Всего

Средняя наполняемость

Всего

Средняя наполняемость

Всего

Средняя наполняемость

1-4 классы

218

22

225

23

243

23

5-9 классы

432

22

379

21

348

20

10-11 классы

135

19

140

20

105

21

Итого

785

21

758

21

696

21
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница