Программа развития музея мггу на 2012-2014гг. Мурманск 2011



Скачать 277.79 Kb.
Дата01.05.2016
Размер277.79 Kb.


Министерство образования и науки РФ

Мурманский государственный гуманитарный университет


проект


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ МГГУ НА 2012-2014гг.

Мурманск

2011

Содержание


1. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И МИССИЯ МУЗЕЯ МГГУ

3

    1. Введение

3

    1. История музея

3

    1. Характеристика музея

4

    1. Проблемы развития музея и музейной деятельности в МГГУ

5

    1. Позиционирование музея и его миссия

6







2. ТРАЕКТОРИИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ МГГУ

7

    1. Траектории развития современного вузовского музея

7

    1. Цель и задачи развития музея МГГУ

10







3. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ МГГУ

12


3.1. Принципы реализации Программы

12

3.2. Механизмы реализации Программы

14







4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ МГГУ

15








Приложение 1. Направления научно-исследовательской и поисковой деятельности музея

16


Приложение 2. Целевые показатели эффективности реализации Программы развития музея МГГУ

17


Приложение 3. План-график основных мероприятий по реализации Программы развития музея МГГУ

19



1. СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И МИССИЯ МУЗЕЯ МГГУ
1.1. Введение
Программа развития музея МГГУ является организационной основой реализации комплекса мер в течение 2011-2014гг. По модернизации и развитию действующего структурного подразделения.

Программа разработана в соответствии с нормативными актами РФ и локальными документами МГГУ:

Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996года №12-ФЗ;

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.);



Закон РФ от 24 апреля 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ);

Письмо Министерства образования России «О деятельности музеев образовательных учреждений» № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.;

Примерное положение о деятельности музея образовательного учреждения, рекомендованное Письмом Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.;

Стратегия развития МГГУ на период 2011-2014 годы и дальнейшую перспективу (протокол № 8 Ученого Совета МГГУ от 9 марта 2011г.);

Программа развития НИР МГГУ на 2011-2014гг.» (протокол № 9 Ученого Совета МГГУ от 13 апреля 2011г.);

Программа развития образовательной деятельности МГГУ на 2011-2014гг.» (протокол № 9 Ученого Совета МГГУ от 13 апреля 2011г.).
1.2. История музея
Музей МГГУ является первым вузовским музеем старейшего высшего учебного заведения на Кольском полуострове, возникшим в 1939 году (Мурманский учительский институт, с 1956 г. Мурманский государственный педагогический институт, с 2003 г. Мурманский государственный педагогический университет, с 2010 г. Мурманский государственный гуманитарный университет). Первоначально музей возник как результат поисковой туристско-краеведческой деятельности школьников в 1970 году средней школы № 10 Мурманска. В 1982 году он был переведён в МГПИ как музей комплексного профиля (краеведческий) (Приказ ректора от № 37 от 13.05.82 года), а в 1991 году по совокупности систематизированных коллекций подлинных исторических источников и его роли в учебно-воспитательном процессе вуза, согласно заключению экспертной комиссии Мурманского областного краеведческого музея № 09-13/317 от 21.10.91 года и приказу ректора № 76 от 06.11.91 года, краеведческому музею был придан вид вузовского с присвоением названия «История народного образования Кольского края».

Музей МГГУ является одним из подразделений университета на протяжении более 30 лет и работает с преподавателями, студентами, аспирантами, сотрудниками вуза, учащимися и педагогами образовательных учреждений города и области, с учреждениями культуры и науки.

В связи с проведенным переименованием Мурманского государственного педагогического университета в Мурманский государственный гуманитарный университет, в 2011 г. музей был тоже переименован, получив новое название – музей МГГУ «Кольский Север: история, культура, образование» (Приказ ректора №561-об от 19.12.2011 года).
1.3. Характеристика музея
Музей МГГУ по своей видовой классификации является вузовским, по профилю краеведческим, по типу историко-краеведческим.

Экспозиционные площади музея составляют: отдельное помещение для экспозиции, фондовое помещение, аудитории, рекреации для стационарных выставок.

Музей МГГУ располагает объемными и плоскими витринами для выставок из фонда музея и личных коллекций. По состоянию на 01.01.2011 г. в музее насчитывается 7970 подлинных исторических источников, из которых 3215 – музейные предметы основного фонда.



Ежегодно музей посещают разные категории граждан – группы студентов, школьников, организаторов детского отдыха, руководителей общественных музеев, участники конференций, проводимых в университете, иностранные делегации, ветераны университета, педагогического труда ВОВ, учителя и работники народного образования края и др.

Основными видами просветительской деятельности музея являются: экскурсии; лекции; консультации, конференции, семинары и встречи, в том числе международные; музейная практика студентов-историков и студентов-культурологов; занятия по экологии (в рамках педагогической практики), в процессе которых ежегодно готовятся студенты-экскурсоводы по теме «Историко-природный маршрут в центре города Мурманска» и др. В стенах музея снимаются фильмы университетского учебного телевидения о ветеранах-педагогах, учебные фильмы, передачи мурманских телерадиокомпаний. Ежегодно готовится ряд публикаций в местные СМИ и ТВ по истории края, истории образования, краеведению и экологии.

Благодаря материалам музея вышли в свет около 100 методических и научно-популярных изданий – каталоги, буклеты, открытки, статьи, журналы, книги, учебные пособия.

За годы работы музей разработал и организовал более 70 самостоятельных выставок и разделов в совместных проектах (в том числе и международных) с другими музеями города и области. На сайте МГГУ размещены две виртуальные фотовыставки из фондов музея.

На сегодняшний день музей МГГУ обладает коллекцией предметов, которая состоит, в основном, из нормальных, статусных вещей, фотографий, документов. Коллекция ежегодно пополняется на 500-1000 единиц хранения. Многие экспонаты выходят за узкие рамки направленности музея как истории народного образования и несут в себе большую информацию по истории и культуре края.

Ежегодно музей, стационарные и передвижные выставки посещают более 8 тыс. человек; объем поступлений в фонды — до 1 тыс. ед.хр.; объем выданных экспонатов – до 500 ед.хр.; проводится около 80 экскурсий, 50 лекций, около 30 других мероприятий (семинары, конференции, встречи, консультации и др.)



В штате музея два сотрудника: директор и хранитель фондов.
1.4. Проблемы развития музея и музейной деятельности в МГГУ
Музейная среда, интегрирующая разные направления истории, культуры и образования, использующая современные аудиовизуальные и мультимедийные технологии, должна в настоящее время стать действенным средством гуманитарного, а для студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников ряда факультетов университета, и специального образования (культурология, русская филология, лингвистика, журналистика, история и др.)

Поскольку сегодня образование понимается как процесс становления гражданина, как существа био-психо-духовного, процесс восхождения от индивида к личности, который совершается в исторически определенном природно-социо-культурном пространстве, то и музей, являющийся составной частью этого пространства, не может не осуществлять культурно-образовательную деятельность.

В современных условиях, с учетом происходящих многоплановых перемен в вузовском образовании и государственным заказом на подготовку специалистов, поиск наиболее эффективного решения стратегических научно-исследовательских и образовательных задач консолидирует музей и все подразделения МГГУ.

Анализ предшествующей деятельности музея позволяет выделить ряд проблем, реализация которых возможна при условии междисциплинарного диалога и концепции гуманитаризации образования:



  1. Смещение акцентов в образовательной деятельности музея с распространения знаний в сторону формирования взглядов, оценок, развития творческих способностей личности, студента.

  2. Преодоление консерватизма по расширению пространства музея – не столько физического, сколько виртуального – в плане распространения своего культурно-образовательного потенциала.

  3. Ограниченность плоскостного материала экспозиции.

  4. Недостаточная возможность информирования и привлечения потенциальных посетителей музея такими средствами как реклама, каталоги, буклеты, диски и пр.

  5. Дистанцированность музея от проектной деятельности университета.

Подача материала в экспозиционном зале со временем морально устарела (старая мебель, громоздкие стенды, открытые витрины, отсутствие современной видеоаппаратуры и др.), тем не менее выставленные исторические источники являются привлекательными как для внутреннего, так и для внешнего потребителя, то есть находят живой интерес со стороны студентов, преподавателей, посторонних посетителей. Но в свете современных условий крайне необходима полная модернизации экспозиции.

 1.5. Позиционирование музея и его миссия


Историко-культурная, образовательная и научно-исследовательская деятельность музея, в которой реализуется просветительская миссия, являются одним из приоритетных направлений развития МГГУ, так как вузовский музей является аккумулятором экстрагированных культурных смыслов и средством адаптации человека в культурной среде. В связи с этим, он гуманитарен по своей сути, а его пространство, с овеществленной в музейных предметах информацией, концентрирует опыт культуры и образования предшествующих и современных поколений.

Музей МГГУ является доступной базой углубленного изучения истории, культуры и образования Мурманской области; истории становления и развития МГГУ.

Обозначая будущность, необходимо отметить, что миссия музея МГГУ — реализация университетской идентичности средствами музейной деятельности.

В связи с этим музей должен:

а) сохранять и передавать социальную «память» вуза: его эволюционные преобразования, закономерности и объективную необходимость этих процессов, преемственность в развитии всех вузовских структур, роль людей в жизни вуза;

б) способствовать сохранению корпоративных традиций, обогащенными новыми подходами и технологиями, рожденными многоуровневым обучением в высшей школе;

в) фиксировать и убедительно раскрывать в процессе своей работы новые тенденции учебно-воспитательной деятельности вуза, в связи с получением им статуса гуманитарного университета.

2.ТРАЕКТОРИИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ МГГУ
2.1. Траектории развития современного вузовского музея
Динамизм современной жизни, стремительно приближающийся рубеж столетий и переход человечества в новое тысячелетие заставляет нас пристально всмотреться в уходящую эпоху. На протяжении ХХ века революционные сдвиги в различных областях человеческой жизни происходили на глазах одного поколения людей. Сложность и противоречивость нынешней исторической ситуации также обусловлена кардинальной «сменой вех». Очевидно, что «просветительская» модель мира исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем истории, культуры и образования.

Культурологический подход предполагает создание условий для самоопределения личности. Культура – это результат творческой деятельности, она рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий её пласт. Данный подход позволяет трактовать образование как специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонентной социализации, характеризующейся приобретением культурной компетенции.

Элемент аккультурации становиться все более важным в современных образовательно-педагогических стратегиях. Кризис традиционной парадигмы образования, смена антропологических оснований педагогики, необходимость перехода к непрерывному образованию привели к формированию новой концепции образования, в основе которой лежит ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Целью образования становится не обеспечение человеческим фактором материального производства, а формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с идеями разных культур, готового к поликультурному диалогу.

Новая образовательная парадигма подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности. В этом её главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание. Переориентация образовательной парадигмы с когнитивно-информационной на аккультурирующую соответствует мировым тенденциям. Приоритетность развития современного образования подчеркивает тот факт, что XXI век объявлен ЮНЕСКО «Веком образования».

В этом ракурсе представляется актуальным взаимосвязь культуры и образования сквозь призму музея, обладающего, неисчерпаемым образовательным потенциалом. Он заложен в самом феномене музея, в имманентно присущих музею качествах, проявляющихся в реализации его социокультурных функций.

Образовательный процесс в музее имеет свои специфические особенности. Траектория образования в вузе лежит через присвоение информационных эталонов и формирование способностей к самостоятельному развитию в профессиональном и общекультурном плане. В вузовском музее образование осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с музейными предметами.

Вуз дает системное, рациональное знание, которое входит в жизнь человека через активную работу сознания. Музейное пространство задействует эмоции и чувства человека, который испытывает погружение в эпоху, ситуацию. Музейно-педагогический процесс, дает возможность не просто сохранить, но и культивировать наиважнейшее во внутренней жизни человека. Реализация личностного становления, раскрытие личностью её сущностных потенций возможно при условии развития воспитательных отношений, действенно выражающихся в музейных мероприятиях.

В меняющихся исторических и социальных условиях вузовские музеи, продолжая оставаться хранителями культурного наследия, переживают серьёзные трансформации:

- очевидные перемены в традиционной структуре музейной работы;

- превращение в открытую систему, ориентированную на удовлетворение запросов и исследований;

- установление вертикальных и горизонтальных связей для распространения накопленного культурно-образовательного потенциала1.

Создание нового имиджа музея МГГУ изменяет его функциональную направленность:



  • cохранение и актуализация историко-культурного наследия Мурманской области;

  • документирование (отбор событий, явлений, фактов на основе познания действительности) и сохранение общественной «системы памяти»;

  • интеграция ресурсов кафедр, методических кабинетов и музея в области информационных технологий в целях профессиональной и общегуманитарной подготовки студентов;

  • формирование толерантной личности музейными средствами.

Информационные и экспрессивные возможности воздействия музейных предметов на посетителей обуславливают исполнение его образовательной миссии, что вызывает необходимость разработки и внедрения наиболее эффективных подходов, которые проявляются:

    • в изменении идеологии экспозиции, основанной на концептуальном подходе или «сценарии», предполагающем разработку как научной, так и художественной концепции материала;

    • в активном использовании в экспозиции аудиовизуальных средств для усиления эмоционального воздействия (световое оформление, звуковые эффекты, полиэкран, видеокадры, мониторы);

    • дистанционно-информационное представление информации (указатели, каталоги, буклеты, путеводители, база данных и пр.);

    • организация досуга – проведение свободного времени в пространстве музея с учетом поливозрастной аудитории и комплексного характера (диалоговое общение), в том числе лиц, находящихся в особых формах общения; спектакли; хэппенинги; перформансы; музыкальная гостиница).

Изменения социально-культурной миссии музея МГГУ, в качестве определенных траекторий, можно обозначить следующим образом:

1. Музей становится средством адаптации человека к культурной среде, то есть является психологическим «убежищем» в быстроменяющейся обстановке, своеобразным антиподом «агрессии» массовой культуры.

2. Музей должен взять на себя функцию одного из оснований интеграции факультетов и кафедр в реализации долговременных комплексных образовательных программ и научных проектов, основанных на инновационных и информационных технологиях.

3. Музей должен превратиться в среду поддержания потребностей и интересов аудиторий с собственной рекреативно-познавательной спецификой и научно-исследовательской деятельностью.

4. Музей в современном вузе становится одной из опорных мотивационных площадок корпоративной, университетской культуры.

Исходя из этого, приоритетными направлениями деятельности современного вузовского музея можно определить следующие:



  1. Фондо-накопительное, связанное с созданием аудио- и видеоархива, комплектованием и предоставлением фонда материалов музея студентам и преподавателям (предметы музейного значения: иллюстративные материалы, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и пр.), организованные по типу «музей в чемодане», необходимых для проведения мероприятий и научной работы.

  2. Научно-поисковое — локальные архивно-поисковые исследования проблем социально-экономического, общественно-политического, историко-культурного развития Мурманской области.

  3. Научно-исследовательское — изучение, систематизация и подготовка к экспонированию и использованию материалов в научной деятельности преподавателями, студентами, сотрудниками.

  4. Научно-методическое по разработке системы взаимодействия музея с образовательным процессом: создание оригинальных программ гуманитарного цикла; разработка авторских программ и курсов лекций, тематических мероприятий с использованием музейного фонда преподавателями университета; справочно-библиографического аппарата по истории и современности Кольского края; создание информационной базы по краеведению.

  5. Научно-просветительское включает организацию учебно-воспитательского процесса и внеаудиторной работы, основанных на быте, культуре и традициях социально-экономических условий Мурманской области.

  6. Экспозиционно-выставочное — ориентированное в том числе и на тематику программных курсов действующих направлений подготовки специалистов (письменные памятники, вещественные реликвии, фотографии и пр.)

  7. Образовательно-воспитательное воздействие, связанное с передачей социальной памяти как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества хранителей и «пользователей», инициирование личностно-ориентированного образовательного подхода, развитие локальных культурно-исторических традиций (диалог поколений и культур).



2.2. Цель и задачи развития музея МГГУ
Целью развития музея является превращение его в современный, инновационный, научно-образовательный и культурно-просветительский центр МГГУ, способствующий повышению качества научно-исследовательской и образовательно-воспитательной деятельности, формированию корпоративной культуры на базе современных музейных технологий.
Задача 1. Интеграция музея в научно-исследовательское пространство.

Ожидаемый результат: активизация научно-исследовательской, поисковой деятельности музея, укрепление связи музея с исследователями.

Пути решения:


  • мотивация научно-исследовательской деятельности обучающихся к разработке и применению информационных ресурсов музея образовательного назначения на базе эффективного использования современных электронно-коммуникационных технологий;

  • систематическое пополнение фондов музея;

  • создание качественно новых музейных коллекций;

  • реализация научно-исследовательских проектов на базе музея;

  • научно-издательская деятельность;

  • привлечение к научно-исследовательской деятельности музея преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов.


Задача 2. Обеспечение фундаментализации и целостности качественной подготовки специалистов основного, послевузовского и дополнительного образования средствами музея.

Ожидаемый результат: возрастание роли музея в образовательном пространстве МГГУ.

Пути решения:


  • предоставление широкого открытого доступа к коллекциям музея через использование сетевых технологий;

  • предоставление студентам, аспирантам и слушателям, профессорско-преподавательскому составу ресурсов музея для использования в образовательном процессе, в т.ч. через систему учебных практик;

  • пополнение ресурсного потенциала культурно-образовательной среды музея.


Задача 3. Формирование гуманистической личности, разделяющей общечеловеческие, гражданские и корпоративные ценности.

Ожидаемые результаты: усиление воспитательного воздействия музея внутри университетского пространства.

Пути реализации:



Задача 4. Продвижение брэнда МГГУ во внешнюю общественную среду.

Ожидаемые результаты: укрепление связи МГГУ с общественной и гуманитарной средой Мурманской области.

Пути реализации:


  • участие в профориентационной работе;

  • участие в рекламных акциях;

  • выставочная деятельность музея за пределами МГГУ;

  • взаимодействие со СМИ;

  • забота о ветеранах МГГУ;

  • создание общества выпускников МГГУ;

  • организация совместной работы с музеями, библиотеками, школами, издательствами, предприятиями города и области (создание выставок, разработка видеопрезентаций, организация совместных мероприятий и пр.).



  1. ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ МГГУ


3.1. Принципы реализации Программы развития музея
Новое качество музея МГГУ предполагает внедрение специфических жанров как оптимального способа реализации своей самобытности и своих возможностей на уровне современных музейных технологий.

Можно выделить пять жанров, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования:




  1. Музей-экспозиция (выставка) — сложившийся комплекс предметов, малодоступных для интерактивного использования.

  2. Музей-мастерская (студия) — экспозиционное пространство выстраивается с обязательным нажимом рабочих зон для творческой деятельности студентов.

  3. Музей-лаборатория — наличие коллекций естественнонаучного и технического профиля.

  4. Музей-клуб, музей-театр — компактность и статичность экспозиции является фоном для внеаудиторной работы студентов.

  5. Музей-адаптационный центр с четко встроенной социально-психологической задачей – соединение атмосферы психологически комфортного общения и вовлечение студентов в различные виды деятельности.

Каждый из представленных жанров в «чистом виде» не существует. Музейные материалы будут представлены в сочетании через экспозиции, театральную деятельность, студию ремесел, научно-исследовательскую деятельность. Интеграция в учебно-воспитательный процесс придает музею более высокий статус.

В формате модернизированного музея возможно совмещение двух основных подходов: традиционного коллекционного музея и нетрадиционно-виртуального с использованием инновационных музейных и информационных технологий.

Реализация всех указанных перспектив возможна лишь при условии оборудования музея современными аудиовизуальными цифровыми средствами информационной презентации и новейшей экспозиционной мебелью.

Оборудование музея должно отвечать следующим требованиям:



    • Интерактивность, т.е. быстрота и удобство получения или создания информации. Реализуется аудиовизуальными средствами – цифровыми панелями, сенсорными киосками, мультимедиа-аппаратурой. Необходимо также создание нескольких компьютеризированных рабочих мест с выходом в интернет.

    • Модульность — способность экспозиционного оборудования изменять свои возможности путем использования функциональных блоков, выполняющих различные задачи. Реализуется трансформируемой экспозиционной мебелью, с помощью, которой можно конструировать различную музейную среду, вычленять те или иные зоны, варьировать общее пространство.

    • Вариативность — т.е. способность экспозиционного оборудования поддерживать одновременно несколько тем. Если мы говорим о музее-лаборатории, чья работа строится вокруг временных выставок, эта функция приобретает первостепенное значение. Реализуется также трансформируемой экспозиционной мебелью, например, шкафами со сменными блоками-витринами.

    • Мобильность — т.е. возможность быстрого перемещения оборудования, например, для возможности презентации выставки за пределами музея – передвижной выставки. Реализуется экспозиционной мебелью, установленной на шасси.

    • Многофункциональность — в нашем случае подразумевает совмещение функций экспонирования предмета с функцией хранения фондов. Реализуется музейной мебелью, совмещающей обе функции (витрины-шкафы).

В ближайшей перспективе (2010-2014гг.) вузовский музей должен отвечать следующим требованиям:

  1. Профилирование деятельности (Кольский Север: история, культура, образование).

  2. Обеспечение полноты коллекции в соответствии с выбранными профилями.

  3. Привлечение студентов к участию в музейном совете и музейной деятельности.

Учитывая современные требования, осуществляя функцию документирования, музей будет производить отбор событий, явлений и фактов, основанных на познании действительности и специфического (музейного) отношения к ней. Это отношение является ценностно-гносеологическим, ибо отбираются ценности высшего порядка, необходимые для сохранения в общественной «системе памяти». Таким образом, в музее будут аккумулироваться носители ценностей – музейные предметы (разнообразные социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ). Необходимо в ближайшие годы существенно расширить использование образовательного потенциала музея в решении комплекса задач, связанных с личностными проблемами — самореализацией, самообразованием, культурной самодеятельностью. Только при этих условиях музей МГГУ сможет одновременно оказывать воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активируя чувственное восприятие, используя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности. Такое воздействие музея откроет путь культурной инициации студентов, а сотрудников и посетителей к обретению ими потенциальной компетенции.

3.2. Механизмы реализации Программы
Механизм 1. Создание электронных музейных ресурсов нового поколения и инструментальных информационных систем для работы с контентом (в том числе и для дистанционного обучения).

Способ функционирования:



  • расширение тематического комплектования фондов;

  • усовершенствование каталогизации основного и вспомогательных фондов с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • осуществление переноса объемного, документального и фотофондов на электронные носители;

  • создание и пополнение электронного каталога фондовых коллекций;

  • составление научных паспортов предметов основного фонда с учетом возможности новых музейных технологий.


Механизм 2. Финансовое и материально-техническое обеспечение Программы развития музея МГГУ.

Способ функционирования:



  • разработка дизайн-проекта оформления экспозиции и стендов;

  • проведение модернизации музея с использованием современных информационных технологий;

  • приобретение музейной мебели (витрины, стенды, макеты); широкоэкранных плоских мониторов для визуальных материалов (слайдов, видео- и фотоматериалов, видеофильмов); сканеров, копировального аппарата, эл.диктофоны, эл.терминал; ноутбуков;

  • установка охранной сигнализации, камер видеонаблюдения;

  • оснащение музея системными блоками с записывающим устройством (для CD и DVD-дисков), звуковыми колонками для просмотра и прослушивания аудио- и видеоматериалов по формированию данного фонда.



4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 

 ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ МГГУ


Ожидаемым результатом реализации Программы станет превращение музея МГГУ в современный инновационный центр изучения истории, культуры и образования Мурманской области, существенный элемент научно-образовательного комплекса университета, фактор корпоративной культуры МГГУ, новое информационно-коммуника-ционное пространство, организованное в соответствии с новейшими технологиями.

Целевые показатели эффективности реализации Программы развития музея МГГУ представлены в Приложении 2.

Приложение 1
Направления научно-исследовательской и поисковой деятельности музея


    1. История и культура Кольского Севера.

    2. История народного образования Кольского Севера.

    3. История Мурманского государственного гуманитарного университета.

Приложение 2



Целевые показатели 

 эффективности реализации Программы развития музея МГГУ




Задачи музея

Наименование показателя

Единица
измерения

Контрольное значение

2012

2013

2014

1.Интеграция музея в научно-исследовательское пространство

Количество предметов,
поступивших в музейное
собрание в результате
выполнения работ по
выявлению и собиранию
музейных предметов и
музейных коллекций

предмет

500

550

600

Количество описаний музейных предметов
и музейных коллекций,
внесенных в электронную базу данных музея

Ед.

500

550

600

Количество научно-исследовательских проектов, в которых принял участие музей

Ед.

1

2

3

Количество научных публикаций со ссылками на использование фондов музея

Ед.

5

7

10

Количество публикаций, подготовленных сотрудниками музея

Ед.

3

4

5

2.Обеспечение фундаментализации и целостности качественной подготовки специалистов основного, послевузовского и дополнительного образования средствами музея

Количество учебных занятий, проведенных в рамках подготовки специалистов основного, послевузовского и дополнительного образования, с использованием ресурсов музея

Ед.

50

55

60

Количество студентов, прошедших на базе музея учебно-научную практику

Чел.

80

90

100

3.Формирование гуманистической личности, разделяющей общечеловеческие, гражданские и корпоративные ценности

Количество экскурсий и тематических бесед, проведенных на базе музея

Ед.

40

45

50

Количество социально-воспитательных мероприятий университета, факультетов (института) и кафедр, в которых принял участие музей

Ед.

5

6

7

4.Продвижение брэнда МГГУ во внешнюю общественную среду

Количество учащихся средних общеобразовательных учреждений, посетивших музей

Чел.

900

1000

1100

Количество выставок, организованных музеем за пределами МГГУ,

из них виртуальных



Ед.

5

2


6

3


7

4


Наличие на базе музея клуба выпускников университета

+/-

+

+

+

Приложение 3



План-график

основных мероприятий по реализации Программы развития музея МГГУ


№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Ответственные

1

Разработка концепции развития музея МГГУ

2012

рабочая группа

2

Подготовка, согласование, утверждение дизайн-проекта и сметы расходов по модернизации музея

2012

рабочая группа, администрация

3

Реализация модернизации музея

2012-2014

рабочая группа, администрация, дизайн-худож.

4

Создание электронного архива, виртуальной версии музея

2013


рабочая группа, администрация, ФМОИиП

5

Разработка виртуального выставочного проекта «История МГГУ в лицах», посвященного 75-летию МУИ-МГПИ-МГГУ

2014

музей, проректор по ИТ

6

Изучить потребности и возможные совместные направления деятельности музея, кафедр, факультетов

2012

музей, деканы,

зав. кафедрами

музей, отдел социально-воспитательной работы


7

Разработать, утвердить Положение о музее и создать студенческий музейный Совет

2012

музей, администрация

8

Разработать справочные материалы для студенческой практики по музееведению экскурсий по экспозиции музея, выставкам и историко-природным маршрутам в центре города и ул. Егорова

2012- 2013

музей, ЕФКиБЖ

9

Подключение к межвузовскому междисциплинарному научно-популярному интернет-каналу «Музеи мира»

2014

музей, УИТ

10

Содействие во внеаудиторной воспитательной работе со студентами в пространстве музея МГГУ

2012-2014

музей, деканы,

зав. кафедрами



11

Организация передвижных и виртуальных выставок

2012-2014

Музей, УИТ




1Под культурно-образовательным потенциалом понимается способность музея формировать, то есть «образовывать» культуру в её сложных связях и взаимодействиях.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница