Программа социально-педагогической направленности «Лига добровольцев России»



Скачать 161.98 Kb.
Дата01.05.2016
Размер161.98 Kb.
Информационная карта программы

Всероссийского детского центра «Орлёнок»

«Лига добровольцев России»


Полное название программы

Программа социально-педагогической направленности «Лига добровольцев России»

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Бибикова Людмила Викторовна,

начальник детского лагеря «Солнечный»,

Юрова Ольга Анатольевна,

методист управления образовательных программ,

педагогический коллектив детского лагеря «Солнечный».


Контактный телефон, электронный адрес

8(86167)91200, uop@orlyonok.ru – управление образовательных программ,

8(86167)91110, soln@orlyonok.ru – начальник детского лагеря «Солнечный».



Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Орлёнок».

Наименование субъекта Российской Федерации

Краснодарский край.

Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.)

Социально-педагогическая.

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)

Подростки 11-15 лет, как имеющие, так и не имеющие опыт добровольческой деятельности. Среди тех, кто имеет опыт добровольческой деятельности – лидеры добровольческих организаций и детских общественных объединений России, победители всероссийского конкурса «Социальный проект в действии», организуемого ВДЦ «Орлёнок».

Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)

Программа «Лига добровольцев России» была направлена на формирование социальной активности подрастающего поколения. В рамках смены подростки смогли включиться в интересное им направление социально полезной деятельности: экология и благоустройство территории, организация досуговых программ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пропаганда здорового образа жизни и т.д. Начинающие добровольцы лагеря прошли обучающий «Курс добровольца», где познакомились с современными технологиями, историей и принципами добровольчества, узнали, как разработать и реализовать социальный проект, организовать праздничную программу. Также результатом программы стало осознание ценности доброго отношения к миру и людям, поддержки и ответственности. Подростки, имеющие опыт добровольческой деятельности, обменялись опытом и представили успешные социально значимые проекты.

Обоснование актуальности программы

В основе программы детского лагеря «Солнечный» лежат четыре взаимосвязанных между собой аспекта, актуализирующие содержание программы: стратегические задачи государства в области образования и воспитания подрастающего поколения, концептуальные идеи ВДЦ «Орлёнок», идеи, принципы и концептуальные подходы добровольчества, и опыт детского лагеря в организации добровольческой деятельности.

Задачи государственной политики – популяризация добровольческого движения, развитие социальной активности подрастающего поколения, формирование нравственных ценностей, таких как добро, уважение, сопереживание, ответственность, нашли своё отражение в программе.

Добровольческая деятельность несёт в себе огромный потенциал как для общества, так и для каждого человека, участвующего в ней:

- добровольчество является той социально ориентированной деятельностью, участие в которой способствует успешной адаптации и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества, формированию уважительного отношения к людям разных культур и национальностей, формированию общечеловеческих ценностей, таких как ответственность, честность, доброта, отзывчивость;

- организация добровольческой деятельности в детском лагере способствует поиску новых идей, технологий, форм и методов работы с подростками,

- добровольчество играет особо ценную роль в формировании первичных знаний, опыта, практических умений.



Предполагаемый социальный эффект программы

Программа содействует развитию детского и молодёжного добровольческого движения в Российской Федерации. Полученная в течение смены информация о деятельности добровольческих организаций, адреса организаций и объединений в регионах России, полученный опыт участия в данной деятельности, становятся для подростка мотивом дальнейшей добровольческой деятельности после смены.

Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель:

Формирование у подростков личностных нравственных ценностей, социальной активности, ценности здорового образа жизни, посредством популяризации добровольчества и вовлечения подростков в многообразную социальную практику.



Задачи, направленные на взаимодействие с подростком:

1.Актуализировать для подростков значимость таких ценностей как ответственность, честность, сопереживание, доброта, социальная активность, здоровый образ жизни;

2.Информировать подростков о проблемах общества и роли добровольческого движения в решении данных проблем;

3.Информировать подростков о потенциальных возможностях личностного развития в процессе участия в добровольческой деятельности;

4.Организовать деятельность, способствующую формированию позитивного отношения к образу добровольца;

5.Организовать аналитический процесс, позволяющий подросткам критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки, коллективную деятельность;

6.Организовать пространство, удовлетворяющее потребность подростков в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

7.Организовать образовательный процесс, способствующий получению подростками знаний и умений в области добровольческой деятельности;

8.Организовать образовательный процесс, направленный на обучение подростков основам самоорганизации;

9.Способствовать реализации подростками коллективных и индивидуальных социальных инициатив, подготовке и реализации социальных проектов.



Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

Предполагаемые результаты для подростка:

- Подросток демонстрирует позитивное отношение к добровольческой деятельности, к ценности здорового образа жизни, ответственность, честность, сопереживание и доброе отношение к людям,

- Подросток понимает значимость добровольческой деятельности для собственного развития и для общества в целом;

- Подросток приобрёл знания и умения, необходимые для ведения добровольческой деятельности: знание спектра современных общественных проблем, знание алгоритма социального проектирования, знание современных технологий ведения добровольческой деятельности (в том числе масштабные общероссийские добровольческие акции), умение использовать данные знания в деятельности;

- Произошло позитивное изменение позиции подростка в специально организованной деятельности;

- Подросток умеет ставить цель и определять этапы её достижения;

- Подросток умеет оценивать собственные намерения, мысли, поступки, коллективную деятельность, выражать и отстаивать собственную точку зрения;

- Подросток приобрёл опыт участия в добровольческой деятельности, в реализации социальных инициатив и проектов, опыт участия в масштабных общероссийских добровольческих конкурсах, акциях, движениях;

- Подросток зарегистрировался в федеральной добровольческой базе;

- Подросток удовлетворён реализацией двигательной активности.



Содержание программы:

Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации программы:



  • подготовительном;

  • организационном;

  • основном;

  • итоговом

На подготовительном этапе каждый воспитатель получил опыт участия в добровольческой деятельности, узнал правила организации добровольческих инициатив, разработал «Курс добровольца», ориентированный на конкретную возрастную категорию детей, зарегистрировался в федеральной добровольческой базе. К заезду детей было готово оформление детского лагеря как Добровольческого центра, где каждый подросток может стать не просто зрителем происходящего, но и активным участником, созидателем основных событий смены.

1 этап смены (организационный) «Добровольчество. Почему это важно?». Уже с первых дней пребывания в лагере ребёнок узнал, что на базе детского лагеря «Солнечный» работает Координационный Добровольческий центр, который предоставляет разнообразный выбор деятельности, а координаторами и специалистами этого центра являются его вожатые. Вся деятельность Добровольческого центра в организационный период направлена на раскрытие перспектив и демонстрацию разнообразия предлагаемой деятельности, возможностей самореализации, дополнительного образования и, конечно же, популяризацию добровольческого движения.

Подросток совместно с педагогом ставить цель на смену, определяет этапы ее достижения и осознанно определяет свою миссию на смену. Организационный период заканчивается тем, что подросток осознал всю серьёзность и значимость его пребывания в лагере, определился с ролью, обозначил пути развития, ответил на вопрос «Добровольчество. Почему это важно?». В организационный период желающие участники смены зарегистрировались в федеральной базе добровольцев.



Второй (основной) этап смены условно называется «Лига добровольцев» и включает в себя два периода, которые проходят параллельно друг с другом: учебно – демонстрационный и демонстрационно – закрепляющий, то есть теория подкрепляется практикой и наоборот. Участник чувствует себя частью одного целого сообщества – Лиги.

В течение всего основного периода задача Координационного Добровольческого центра – предоставить подросткам возможность реализовать свои способности и интересы в разных направлениях добровольчества, получить знания и умения социального проектирования и современных социальных технологий добровольчества. Координаторы проводят обучающий блок «Курс добровольца», который даёт возможность каждому подростку стать автором социального проекта, инициативы. Подростки совершали добрые дела во благо своей компании (отряда) и лагеря. Кульминационным моментом стал выход подростка со своей инициативой на более высокий уровень – Центр, район, различные категории населения (ветераны, пожилые, дети инвалиды и т.д.). В том случае, если ребёнок не готов стать добровольцем, на базе Координационного Добровольческого центра он посещал «Клубы интересных дел «Солнечного» по различным видам деятельности. В любой момент, когда подросток осознавал необходимость заниматься добровольческой деятельностью, желание помогать другим, он присоединялся к добровольцам. На уровне компании-отряда происходило воспитание ценностей дружбы и ответственности, ценностей семьи.



Третий этап (итоговый) «Я – доброволец России». В итоговый период подростки совместно с педагогами анализировали свои достижения, раскрывали дальнейшие перспективы развития себя как добровольца России. Ребята делились своим опытом с подростками из других детских лагерей.

Результатом этапа становится то, что у подростков формируется устойчивый мотив на участие в добровольческой деятельности у себя в регионе, на создание объединений и на нахождения единомышленников, которые смогут поменять мир в лучшую сторону.



План – график (план - сетка) программы

См. приложение №1

Кадровое обеспечение программы:

  • перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация);

  • описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования.

В реализации программы участвовали:

- представители административной группы детского лагеря: начальник детского лагеря, заместитель начальника по образовательной работе, заместитель начальника по научно – методической работе, заместитель начальника по административно-хозяйственной работе, старший воспитатель. Они являлись организационным и координационным органом лагеря. Обязанности каждого члена административной группы зафиксированы в должностных инструкциях. Административная группа в рамках игровой модели взаимодействия являлась руководителями Координационного добровольческого центра, действующего в лагере, руководила другими органами соуправления. Так как программа была реализована несколько раз, то состав административной группы менялся.

Для реализации отрядной деятельности необходимо 20 воспитателей из расчёта 2 человека на один отряд. Обязанности отрядного воспитателя зафиксированы в должностных инструкциях. В рамках игровой модели взаимодействия воспитатель являлся специалистом-координатором добровольческой деятельности и входил в состав Координационного Добровольческого Центра. Все педагоги перед началом педагогической деятельности прошли курс обучения в Школе педагогических работников ВДЦ «Орлёнок».

Для реализации внеотрядной и межотрядной деятельности, которые направлены на приобретение подростками профильных знаний, умений, реализацию собственных возможностей и интересов («Клубы интересных дел «Солнечного», творческие и инициативные группы, кружки, спортивные часы), необходимы два инструктора по физкультуре, педагог-организатор, звукооператор, хореограф. Также привлекаются специалисты других отделов и служб Центра (отдела детского творчества, школы, библиотеки). Деятельность инициативных и творческих групп координируют отрядные воспитатели.

Ресурсная обеспеченность программы

Особенности материально-технического обеспечения программы:

- ПК, цифровой фотоаппарат;

- видеоаппаратура, аудиоаппаратура;

- мультимедийный проектор, экран;

- канцелярские товары;

- ноутбук;

- конверты (500 шт.);

-методическая литература по добровольческому движению;

- Личные книжки добровольца «Орлёнка»;

- баннер с логотипом программы «Лига добровольцев» (2 шт.);

- диски (по количеству регионов в каждой смене);

- наградная и сувенирная продукция (по количеству участников смены);

- бейджи (200 шт. на смену);

- учебно – демонстрационные плакаты;

-футболки и кепки с логотипом «Лига добровольцев»;

- спортивный инвентарь;

- тематические плакаты;

- раздаточный материал (листовки, буклеты).



Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

Молодёжный кадровый центр Краснодарского края:

- организация обучающих занятий по добровольческой деятельности с педагогами и подростками лагеря;



Центр развития социально – культурных проектов «Своя траектория» Краснодарского края

- методическое сопровождение программы;



Российский центр развития добровольчества г. Москва

- методическое сопровождение программы;

-организация семинара по подготовке специалистов координаторов добровольческой деятельности;

- подготовка программных документов.



Школы Туапсинского района, Краснодарского края – реализация социальных инициатив подростков в течение смены; обмен опытом между подростками (мастер – классы);

Детские дома, реабилитационные центры, школы - интернаты Туапсинского района – реализация социальных инициатив подростков в течение смены.


Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

- Отчёты о реализации социальных проектов, которые были защищены в рамках смены и реализованы в регионах. Подростки, представившие лучшие отчёты, становятся победителями Всероссийского конкурса «Социальный проект в действии», организованного детским лагерем «Солнечный», и награждаются путёвкой в ВДЦ «Орлёнок» на одну из смен добровольческой тематики.

- официальная страничка детского лагеря на сайте «Вконтакте»: vk.com/best_sunny_camp



Механизм оценки эффективности реализации программы:

Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий (количественные, качественные)



- Методика оценки удовлетворённости детей пребыванием детском лагере «Твой взгляд на детский лагерь»,

- Карта фиксации результатов программы, заполняющаяся с помощью наблюдения за каждым подростком,

- Входные и итоговые анкеты, заполняющиеся детьми,

- Карта оценки ключевых дел смены,

- Количество детей, участвующих в организации добровольческой деятельности,

- Количество детских добровольческих инициатив.



Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения

-Методика совместной творческой деятельности детей и взрослых,

- Методика, ориентированная на достижение подростком в течение смены поставленной цели.



Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

  • развития творческого потенциала детей;

  • уровня их спортивных достижений;

  • профилактики ЗОЖ;

  • снижения уровня агрессивности в детской среде;

  • профориентации;

  • самоуправления;

  • иные

Большое значение играет система мотивации подростков, основанная на принципах организации добровольческой деятельности: личный пример педагога, добровольное участие подростка в деятельности, привлекательность добровольческой деятельности, выбор деятельности и позиции в этой деятельности, успешность подростка (благодарность в адрес подростка, его родителей и учителей от педагогов лагеря и благополучателей). Те дети, которые не хотят принять на себя роль добровольца, смогут реализовать свои возможности и способности в других пространствах, которые для них организует педагог.

Система стимулирования включает два уровня: индивидуальный и коллективный и носит название «Вектор добровольчества». Индивидуальный уровень. Приехав в лагерь, подросток становится активным участником событий смены и вступает в ряды ДОБРОВОЛЬЦЕВ-СТАЖЁРОВ лагеря. После участия в пяти делах стажёр получает значок «Солнечный Доброволец». В результате активного участия и реализации своего авторского проекта, организации команды ДОБРОВОЛЕЦ переходит на ступень выше и становится ДОБРОТВОРЦЕМ, о чём будет свидетельствовать наличие значка «Солнечный Добротворец». Если опыт работы подростка-добротворца предполагает возможность преподавания, курирования других групп, то он переходит в статус ДОБРОМАСТЕРА, о чём говорит наличие соответствующего значка.

Все достижения подростка фиксируются в «КНИЖКЕ ДОБРОВОЛЬЦА «ОРЛЁНКА». По приезду подростка домой и получению им Книжки волонтёра российского образца данные из «Книжки добровольца Орлёнка» могут быть перенесены в эту книжку.



Коллективный уровень. Звание «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ» получает компания (отряд), которая максимально соответствует следующим критериям: количество организованных добровольческих инициатив их качественная организация, наличие результата (конкретный продукт, написанный проект) и количество благодарностей, которые получают подростки отряда за помощь сверстникам и педагогам. Между компаниями проходит соревнование на «САМУЮ СОЛНЕЧНУЮ КОМПАНИЮ». Критерии: активное участие в событиях смены, дисциплинированность, дружелюбность, отзывчивость и т.д. Критерии обсуждаются с Советом командиров на их первых сборах.

Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

  • на детском уровне;

  • на родительском уровне;

  • на уровне администрации детских оздоровительных лагерей;

  • на уровне социального заказа учреждениям отдыха и оздоровления детей субъекта РФ

- Положительные отзывы детей и родителей, отсутствие отрицательных,

- Удовлетворённость детей пребыванием в лагере согласно результатам диагностики,

- Положительные показатели достигнутых результатов программы, замеряемые в течение смены,

- Наличие отчётов от подростков о реализации социально значимых инициатив в регионах,

- Повышение профессионального уровня педагогов лагеря в реализации базовых для программы технологий и механизмов,

- Востребованность педагогического опыта детского лагеря другими лагерями Центра, внешними организациями.



Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)

- При представлении программы «Лига добровольце России» начальник детского лагеря Бибикова Л.В. получила Диплом I степени в номинации «Специалист центра (лагеря), осуществляющий работу в сфере отдыха и оздоровления молодёжи» на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики, г.Новосибирск, 2012 г. Организатор - ФА по делам молодёжи.

- Диплом I степени в номинации «Лучшая программа организации социально значимой деятельности в условиях отдыха и оздоровления 2013 года» на первом Всероссийском конкурсе программ и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи. Организатор - ФИРО, г.Москва, 2014 г.



Возможность тиражирования программы

Тиражирование программы возможно при следующих условиях: наличие у педагогов и ряда детей опыта добровольческой деятельности, наличие социального заказа или потребностей окружающего мира в помощи.

Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

- официальный сайт ВДЦ «Орлёнок»: http://center-orlyonok.ru/

- официальная страничка детского лагеря «Солнечный» на сайте «Вконтакте»: http://vk.com/best_sunny_camp




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница