Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»



Скачать 306.15 Kb.
Дата27.04.2016
Размер306.15 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»




Государственный университет – Высшая школа экономики

Программа дисциплины



«Социальные индикаторы»

для направления «Экономическая социология»

(третья ступень высшего профессионального образования)

Москва 2003

Программа дисциплины «Социальныые индикаторы» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.

Авторы (составители): д.э.н. профессор академик РАЕН Бородкин Фридрих Маркович, доктор ф.-м. н. профессор Айвазян С.А.


Настоящий курс пока что единственный и первый в российских вузах. В то же время, при наступившей сейчас необходимости измерения многих социально-экономических параметров, резко отличающихся от традиционных для отечественной статистики, а также характеристик как населения в целом, так и отдельных демо-социальных групп и общностей, остро проявилась нужда в грамотном подходе к формированию нужных показателей (индикаторов). Выход России на мировую арену требует также создания системы показателей, допускающей сравнение ее состояния в разнообразных сферах и аспектах с состояниями других стран. Этим и обусловлено появление курса по социальным и экономическим индикаторам как одного из обязательных для студентов, специализирующихся в области экономической социологии.

Курс представляет собой синтетическое изложение трудностей и проблем в разработке, измерении, интерпретации и использовании социально-экономических индикаторов (далее сокращенно – «социальных индикаторов» или «СИ») в описании, анализе, прогнозировании, исследовании социально-экономических процессов и феноменов на глобальном, национальном и местном уровнях. Трудности и проблемы увязываются с построением исходных концепций и теорий, способами получения информации и ее характером, назначением СИ. Полученные знания находят в течение курса практическое применение в построении индикаторов оценки различных социальных ситуаций и состояний отдельных демо-социальных групп населения по разным аспектам жизни.

В силу сложности курс вряд ли может быть усвоен студентами без наличия достаточных знаний в определенных дисциплинах. Поэтому участие в курсе зависит от того, насколько успешно ими были освоены следующие учебные курсы:


  • высшая математика (включая элементы теории чисел и теории функций, теории графов, дифференциальное и интегральное исчисление, начала математической логики);

  • прикладная математика (элементы распознавания образов, эвристическое моделирование, методы интерполяции и экстраполяции);

  • математическая статистика (многомерный анализ, теория выборки, статистические оценки, испытание гипотез);

  • теория статистики;

  • социальная статистика;

  • основы социальной политики;

  • обработка статистической информации (полное владение наиболее распространенными статистическими пакетами, такими как SPSS, STAT и др.);

  • основы макроэкономики и макроэкономические модели;

  • основы микроэкономики;

  • оптимальное программирование (планирование);

  • социологическая теория (включая знание классических парадигм в социологии);

  • теории и модели потребностей и потребления.

Однако в данном курсе отдельные элементы названных дисциплин будут вновь излагаться в логике, обеспечивающей усвоение курса «Социальные индикаторы».

По курсу будет проведена одна контрольная работа, и студентами будет написано одно эссе. Контрольная работа направлена на проверку умения студентов самостоятельно разрабатывать, рассчитывать и интерпретировать социальные индикаторы на реальной информационной базе с помощью специализированных статистических пакетов. Эссе представляют собой результат коллективной (групповой) работы по изучению и обобщению литературы по отдельным темам курса. Как контрольные работы, так и эссе должны быть представлены в письменном виде, эссе должны докладываться во время занятий, а тексты эссе после их обсуждения будут рассылаться все студентам с помощью электронной почты.


Формы контроля.

Текущий контроль. Текущий контроль осуществляется с помощью учета посещений лекций и представления студентами, пропустившими лекцию, 2-3-хстраничного реферата по данной теме. Отсутствие такого реферата при пропусках рассматривается как невыполнение учебного плана и ведет к неаттестации.

Промежуточный контроль. Эссе (групповые) распределяются на первых же занятиях и должны представляться на занятиях в заранее определенное время. Контрольные работы представляют собой индивидуальный пролонгированный контроль, осуществляемый представлением кратких отчетов о проделанной работе на трех этапах: (1) выбор темы будущего индикатора и краткая его характеристика; (2) определение и анализ системы шкал, необходимых для расчета индикатора; (3) запись алгоритма и правил интерпретации результатов расчета индикатора. Первый этап заканчивается на третьей неделе семестра, второй и третий – друг за другом через две недели соответственно, т.е. на пятой и на седьмой неделях. Представление таких отчетов обязательно. Непредставление отчета в срок ведет к снижению итоговой оценки на 1 балл.

Итоговый контроль и оценка. Итоговый контроль производится суммированием оценок за эссе и контрольную работу с учетом представленных во время отчетов по трем этапам.

Итоговая оценка=0,5К+0,25Э+0,25Эк-Н,

Где К – оценка за контрольную работу; Э – оценка за эссе (групповую работу), одна и та же для всех членов данной группы, Эк – оценка за экзамен, Н={1,2,3} – количество этапов, на которых отчет не был сдан в срок.

В случае если итоговая оценка оказалась неудовлетворительной или если студент хочет повысить итоговую оценку, он должен будет сдать экзамен в форме теста. Тест будет состоять из двух частей:

- дать определения некоторых основных понятий;

- ответить на вопросы, выбрав предлагаемые альтернативные ответы.

Тексты теста во избежание недоразумений будут готовиться специально к окончанию каждого курса.




  1. Тематический расчет часов



№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Контр. и/или курсовые работы

Самостоятельная работа

Всего часов

Лекции

Семинары

или практ. занятия



Всего




1

Введение в дисциплину. Логика курса. Примеры социальных индикаторов. Простейший индикатор учебного характера. Элементарные определения социальных индикаторов.

2

2

4







4

2

Классические дополнения.

Элементы теории измерения. Система классических парадигм в описании и анализе общества.



4




4




4

8

3

Парадигмы и модели. Параллели в классических парадигмальных представлениях социологов и экономистов. Социальные блага и социальные беды.

2




2

Контр.

2

4

4

Определения социального индикатора.

Социальный индикатор как производная шкала. Одномерные и многомерные социальные индикаторы. Социальные индикаторы со структурой (системы производных шкал). Формирование и анализ структуры. Технология конструирования и классификации социальных индикаторов. Источники искажений и ошибок в формировании индикаторов.



4

3

7







7

5

Требования к социальным индикаторам, критерии отбора.

3




3







3

6

Методологические подходы к конструированию социальных индикаторов: агрегация и дезагрегация. Методы агрегации (свертки) социальных показателей и социальных индикаторов.

4

2

6

Эссе

6

12

7

Сферы применения.

Социальная политика и социальные индикаторы. Типы социальной политики в терминах парадигм и моделей. Идеологическая окраска индикаторов. Межрегиональные и межстрановые статические и динамические сравнения и анализ. Академические исследования и социальные индикаторы. Индикаторы в мониторинге социальных проектов.



6

2

8




4

12

8

Международные стандарты систем социальных индикаторов.

Системы ООН, OECD. Принципы построения индикаторов.



2




2




2

4




Всего часов:

27

9

36




18

54

Ш. Содержание курса

Тема 1. Введение в дисциплину.

Индикаторы как показатели состояния социальной группы, социальной ситуации, института, построенные на концептуальной базе. Простейший индикатор учебного характера – тест на остаточные знания у студентов (проведение и обработка в аудитории силами студентов, обсуждение концепции и результата). Реальные примеры международных наиболее распространенных социальных индикаторов из практики ООН, OECD, индикаторы качества жизни, человеческого развития.

Элементарные определения социальных индикаторов. Социальный индикатор как результат измерения в рамках социальных теорий различного типа, в рамках различных моделей размышления и оценки. Социальные индикаторы как результат концептуализации и установления эмпирических коннотаций и, наоборот, концептуализации того, что было обнаружено как социальный факт, как данность в ощущениях. Простейшее определение – социальный индикатор есть показатель для диагноза состояния благополучия (благосостояния) той или иной части социума и социума в целом Социальные индикаторы – характеристики системы и ее акторов.

Движение за социальные индикаторы в связи с активным становлением в мире социальной политики.

Социальные индикаторы и социальная статистика. «Превращение» широко известных статистических показателей в социальные индикаторы через их включение в социально-экономический контекст либо специальной модели, либо теории. Примеры подобных превращений – показатели социально-демографических изменений, соотношений темпов изменений ВВП, потребительского накопления, реального и располагаемого доходов и т.п.

Социальные индикаторы, не являющиеся предметом регулярной статистики: оценки бедности; подавляющее большинство индикаторов общественного мнения; рейтинги политиков, кандидатов в избирательных кампаниях, средств массовой информации и т.п.; оценки уровня культурного развития; оценки социального напряжения и конфликтности и другие.

Цели построения социальных индикаторов: оценка качества жизни (межрегиональные сравнения), межстрановые и межрегиональные сопоставления и рейтингование, оптимизация адресности социальной помощи малоимущим слоям населения, оценка социальной напряженности, уровня коррупции, социальной патологии, имущественной дифференциации населения для анализа и управления социально-политическим здоровьем общества и т.д.

Тема 2. Классические дополнения

Элементы теории измерения. Эмпирические и числовые системы с отношениями. Изоморфизм и гомоморфизм систем. Свойства отображения эмпирической системы с отношениями в числовую. Существование и единственность отображения. Типы шкал. Первичные и производные измерения, шкалы. Ранги производных шкал. Системы шкал и их свойства.



Параллельные части курса

Для экономистов. Система классических парадигм в описании и анализе общества равновесное (структурно-функционалистское интеракционистское) и неравновесное (конфликтное и обменное) представления субъекта-системы и множественных субъектов-акторов.

Для социологов. Социально-экономические индикаторы и проблема измерения полезности. Функция полезности. Социально-экономические индикаторы в роли эндогенных переменных моделей экономического развития (макро-, мезо- и микроуровни). Равновесные (включая многокритериальные) и неравновесные модели экономики макро-, мезо- и микроуровней – общие понятия, подходы, наиболее распространенные модели.

Тема 3. Парадигмы и модели

Параллели в классических парадигмальных представлениях социологов и экономистов.

Т. Парсонс (структурно-функциональные представления о социальной системе, функциональные моральные императивы и социально-экономическая устойчивость) и Нейман, Моргенштерн и Купманс (экономическое равновесие, оптимальное развитие).

К.Маркс, М.Вебер (конфликтные социальные структуры, власть и дефицит благ) и Джоан Робинсон (модели неравновесного развития, несовершенная конкуренция в условиях монополии).

Дж. Мид (обменный подход в интеракционистской парадигме) и Дж. Катона (экономическая психология) и Дж. Шэкл (модели).

Концептуальные основания для формирования систем социальных индикаторов в комбинациях различных подходов.

Модели потребления. Основания и прикладное развитие модели П.Маслоу. Критика и модель Дж. Тэлли. Скрытое использование модели Маслоу в большинстве оценок уровня потребления. Модель Тэлли как развитие и отрицание модели Маслоу.

Социальные блага. Отношения между рыночными, нерыночными и социальными благами. Товаризованные и нетоваризованные социальные блага. Коллективные социальные блага. Отражение в официальной статистике в России и в странах OECD.



Тема 4. Определения социального индикатора и подходы к операционализации этого понятия.

Социальный индикатор: определение как производной шкалы, гомоморфной специальной эмпирической системе с отношениями. Область последней – социальные блага. Одномерные и многомерные социальные индикаторы. Социальные индикаторы со структурой (системы производных шкал). Отображение структуры графом. Формирование и анализ структуры. Причинный анализ. Причинность в моделях, основанных на структурно-функциональном и конфликтном подходах.

Технология конструирования социальных индикаторов через операционализацию концепций оценки и сравнительного анализа. Базовые принципы операционализации и их отображение в конструировании социальных индикаторов.

Классификации социальных индикаторов и практическое применение классификаций. Классификация социальных индикаторов как способ идентификации самих индикаторов в качестве инструментов для



  • определения пригодность индикатора в измерении отслеживаемых характеристик;

  • выбора способа и технологии измерения индикатора;

  • ограничения класса первичных шкал, допустимых для заданных индикаторов, начальных, входных индикаторов при известных (нужных) выходных, типы выходных индикаторов при заданных типах входных;

  • интерпретации результатов измерения;

  • фиксирования позиции при передаче результатов измерения и их публикации.

Возможные классификации социальных индикаторов: субъективные и объективные; количественные и качественные; входные, промежуточные и выходные; динамические и статические; дескриптивные и оценочные (нормативные); простые и сложные (составные); одномерные и многомерные.

Проблемы, возникающие при формировании индикаторов с многоэтапным преобразованием начальной информации (входных индикаторов). Этапы как специальные механизмы преобразования информации: формирование концепции, операционализация концепции, перевод переменных в конкретные шкалы, формулирование вопросов, обращенных к источнику информации, интерпретация вопросов источником информации, формирование ответов, интерпретация ответов получателем информации, переработка ответов в значения переменных, агрегация значений переменных в индикаторы.

Коммуникации между исследователем и источником (носителем) информации. Свойства и проблемы коммуникации. Асимметрия коммуникации. Критические (проблемные) точки коммуникаций. Межкультуральные нестыковки и возможные искажения.

Источники искажений и ошибок в формировании индикаторов: концептуальная непрозрачность и теоретическая неточность; неясная идентификация переменных и гипотез; выбор неверных индикаторов для измерения переменных; ошибки в формировании выборки; недостаточное внимание к проблемам конструирования измерений и шкал; к проблемам надежности валидности; отсутствие альтернативных интерпретаций данных; неоправданное преувеличение роли психологических переменных по сравнению с социальными структурными переменными; непроверенные предположения, основанные на политических соображениях.



Тема 5. Требования к социальным индикаторам, критерии отбора

Главные критерии отбора индикаторов



  • ориентация на финальные результаты реализации программ;

  • релевантность относительно социальной политики, уместность и валидность;

  • возможность длительного многоразового (регулярного) использования;

  • возможность описания индивидуального благополучия и использования некоторых неделимых социальных благ;

  • независимость от частных (независимых) институциональных изменений;

  • возможность межрегиональных и динамических сравнений;

  • возможность формирования части мозаичного портрета всей социальной сферы, единственность, минимальная избыточность, точность и надежность;

  • релевантность относительно рассматриваемого (анализируемого) социального предмета, полнота, ясность и понятность, возможность хотя бы частичного управления через избранные индикаторы;

  • возможность использования для формирования интегрированной системы определений, спецификаций, статистических руководящих указаний, дезагрегаций, конкурентоспособных по отношению к другим демографическим и социальным статистическим показателям как по содержанию, так и по цене;

  • доступность информации в период времени, необходимый для принятия решений.

Показатели социальной статистики как социальные индикаторы.

Тема 6. Методологические подходы к конструированию социальных индикаторов. Их агрегация и дезагрегация.

Социальный индикатор как измеритель одной из синтетических категорий качества или образа жизни населения. Примеры иерархических систем социально-экономических показателей и социальных индикаторов.

Методы агрегации (свертки) социальных показателей и социальных индикаторов: агрегация как переход от многокритериальной схемы анализа к однокритериальной и некоторые условия возможности такого перехода; методы свертки в условиях наличия или отсутствия «обучающих выборок»; принцип «некомпенсационного предпочтения» и его учет при агрегации социальных индикаторов; приемы отбора базового набора социальных показателей («частных критериев») при их агрегации с целью построения социального индикатора.

Тема 7. Сферы применения.

Социальная политика и социальные индикаторы. Власть, политика, социальная политика. Типы социальной политики в терминах парадигм и моделей. Процесс принятия и реализации политических решений: стадия ценностного конфликта и его разрешение, анализ и принятие решений, реализация решений. Сопровождающие индикаторы. Индикаторы в социальной политике разных типов. Политики, общественное мнение и индикаторы. Субъективная оценка и социальные индикаторы. Два типа субъективных индикаторов: внутренние исследовательские индикаторы; целевые индикаторы на входе исследования. Идеологическая окраска индикаторов. Два способа учета предпочтений политиков: историческая (ретроспективная) основа и прямой опрос.

Межрегиональные и межстрановые статические и динамические сравнения и анализ. Социальная асимметрия и ее территориальный аспект. Интегральные индикаторы качества жизни населения региона. Унификация шкал для исходных показателей и частных критериев качества жизни. Интегральная оценка качества жизни населения стран на основе специальной свертки частных показателей качества жизни и с помощью многокритериального ранжирования. Показатели авто- и межстрановой динамики интегральных свойств качества жизни.

Академические исследования и социальные индикаторы. Ключевые переменные социального исследования и социальные индикаторы. Проблемы сравнимости информации первичного исследования, вторичного анализа и опубликованных данных. Академический и политический анализ.

Индикаторы в мониторинге социальных проектов. Социальные проекты и программы - определения и сущность. Оценка социальной программы или проекта как изучение их ценности или качества. Проекты как часть программ. Оценка проектов. Оценка программ как интегральная оценка проектов и самостоятельная оценка программ. Три стадии оценки: (1) оценка планирования, (2) оценка хода выполнения и исполнения, (3) заключительная оценка. Цели и технологи оценки. Проблемы измеримости и измерения различных характеристик и аспектов программ и проектов. Оценки с позиций заказчиков, инвесторов, исполнителей и получателей (пользователей). Индикация входов и выходов (результатов). Инструментарий для сбора информации. Обработка информации и презентация результатов.

Тема 8. Международные стандарты систем социальных индикаторов.

Системы ООН, OECD. Принципы построения, рекомендуемые международными организациями. Состав индикаторов. Индикаторы качества жизни. Индикаторы человеческого развития.



Темы контрольных работ

Контрольные работы представляют собой результат индивидуальной работы. В магистратуре допускается написание контрольной работы на тему, предлагаемую самим.



  1. Оценки динамики человеческого капитала домохозяйств разных типов в городской и сельской местностях России (по данным RLMS).

  2. Оценки динамики качества жизни в городской и сельской местностях России (по данным RLMS).

  3. Динамика индекса человеческого развития в городской и сельской местностях России (по данным RLMS).

  4. Динамика качества питания в домохозяйствах разных типов в городской и сельской местностях России (по данным RLMS).

  5. Система индикаторов для мониторинга реформы жилищно-коммунального хозяйства.

  6. Динамика социальной структуры России (по данным RLMS).

  7. Индикаторы счастья.

  8. Качество жизни детей в домохозяйствах разных типов в городской и сельской местностях России (по данным RLMS).

  9. Качество образования населения России (по данным RLMS).

  10. Система индикаторов оценки социальной эксклюзии в России (по данным RLMS).

  11. Проблемы, возникающие при формировании индикаторов с многоэтапным преобразованием начальной информации.

  12. Показатели социальной статистики как социальные индикаторы.

  13. Индикаторы занятости, в т.ч. теневой

  14. Социальное самочувствие

  15. Измерение социального неблагополучия

  16. Индикаторы здоровья населения

  17. Измерения человеческого капитала применительно к домашним хозяйствам

  18. Адаптированность населения к рынку труда

  19. Острота бедности

  20. Благосостояние детей

  21. Доступность лекарств

  22. Доступность высшего образования

  23. Неконсистентность социального статуса

  24. Качество жизни: сравнение России с другими странами

  25. Качество жизни в России: межрегиональный анализ

  26. Оценка роли экономической ситуации в человеческом развитии

  27. Демографическая ситуация как индекс человеческого развития

  28. Социальное самочувствие населения: посткризисная динамика

  29. Самозабота о здоровье

  30. Самоидентификация россиян

  31. Уверенность в будущем

  32. Социальная вовлеченность

  33. Источники благополучия

  34. Источники неблагополучия

  35. Роль образования в оценке человеческого развития

  36. Статусное самоопределение – концепция и измерение

  37. Качество образования и образованность населения

  38. Богатство, здоровье и доступность медицинских услуг

  39. Количественный анализ состояния домохозяйств: сбор и оценка данных

  40. Реструктуризация домашних хозяйств – постсоветская динамика

  41. Связь между развитием рынка факторов производства и возможностями домашних хозяйств

  42. Состояние домохозяйств: распределение доходов и имущества.

  43. Занятость, рынок труда, человеческий капитал в России в переходный период

  44. Измерение социально-демографических последствий экономических реформ

  45. Динамика и механизмы распределения доходов и имущества между регионами, поколениями, социальными группами

  46. Инвестиции в человеческий капитал: образование, здоровье, питание, деторождение и планирование семьи

  47. Динамика занятости и безработицы: локализация, зависимость от демографических и социальных показателей, уровня экономической активности и инвестиций

  48. Измерения процессов на рынке труда (региональный, отраслевой, возрастной, семейный, гендерный аспекты).

  49. Процессы инфляции и стабилизация российской экономики и качество жизни

  50. Проблемы коммунальных неплатежей со стороны населения: причины, масштаб, возможные выходы

  51. Оценка реформирования пенсионной системы

  52. Оценка реформирования ЖКХ

  53. Оценка реформирования системы образования

  54. Оценка реформирования системы здравоохранения

  55. ВВП и другие макроэкономические агрегаты - пригодность в оценке социальной ситуации

  56. Распределения прав и обязанностей между регионами и Центром в сфере производства и распределения социальных благ

  57. Развитие инфраструктуры и предоставление услуг в сфере образования.

  58. Развитие инфраструктуры и предоставление услуг в сфере здравоохранения

  59. Развитие инфраструктуры и предоставление услуг в сфере, социального обеспечения.

  60. Развитие инфраструктуры и предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства

  61. Обеспеченность качественным жильем

  62. Социальные беды макро- мезо и микроуровней и их оценка

Темы эссе

  1. Агрегация и дезагрегация в построении индикаторов.

  2. Социологические парадигмы и экономические модели

  3. Социально-экономические индикаторы и проблема измерения полезности.

  4. Социальные индикаторы в макроэкономических моделях.

  5. Социальные индикаторы в микроэкономических моделях.

  6. Социальные индикаторы: шкалы и измерения.

Примерные вопросы для экзамена-теста

    1. Методы агрегации (свертки) социальных показателей и социальных индикаторов.

    2. Человеческий капитал – сущность и способы оценки.

    3. Индекс человеческого развития.

    4. Интегральные индикаторы качества жизни населения региона.

    5. Критерии отбора индикаторов.

    6. Социальная асимметрия и ее территориальный аспект.

    7. Источники искажений и ошибок в формировании индикаторов.

    8. Производные и первичные шкалы. Типы шкал.

    9. Система шкал, ее отображение и анализ

    10. Индикаторы в социальной политике.

    11. Классификации социальных индикаторов.

    12. Определения и операционализация социальных индикаторов.

    13. Модели потребления – содержание и возможные индикаторы.

    14. Концептуальные основания для формирования систем социальных индикаторов.

    15. Субъективные социальные индикаторы, способы их измерения и области применения.

    16. Интегральная оценка качества жизни населения как свертка частных статистических показателей.

    17. Системы социальных индикаторов, рекомендуемых ООН, OECD: содержание и принципы построения.

    18. Социальные блага различного типа

    19. Измерение благосостояния

    20. Социальное неблагополучие и его измерение

    21. Индикаторы уровня жизни и благосостояния: возможное измерение и критика.

    22. Макроиндикаторы благосостояния.

ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения. ЦЭМИ, Москва 2000, 121 стр., Хрестоматия

  2. Богомолова Т., С.Саблина. Статусная рассогласованность как аспект социальной стратификации. Хрестоматия.

  3. Бородкин. Ф.М. Статистический анализ связей экономических показателей. 192 стр. Москва, "Статистика" 1968

  4. Бородкин Ф.М. Социальная политика в России сегодня. Хрестоматия.

  5. Бородкин Ф.М. Преодоление социальной эксклюзии: новые подходы. Хрестоматия

  6. Бородкин Ф.М, Кудрявцев А.С. Человеческое развитие и человеческие беды . Хрестоматия

  7. Быченко Ю. Культурный капитал // Электронная версия журнала "Человеческие ресурсы" №4 2001г. http://muc.renet.ru/jornal/number13/bichenko.htm, Хрестоматия.

  8. Елисеева, И.И., М.М. Юзбашев. Общая теория статистики. М., Финансы и статистика, 2001

  9. Лапин Н.И., Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. Теория и практика социального планирования. Политиздат, М. 1975 (Выдержки) Хрестоматия.

  10. Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Социально-демографические индикаторы самоощущения неблагополучия. 1998 http://biology.krc.karelia.ru/misc/atl/ra44d.htm , Хрестоматия

  11. Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Политическая поляризация как индикатор социального недовольства и этнической напряженности в регионах России. http://koi.sci.aha.ru/ATL/ra44e.htm. Хрестоматия.

  12. Масаков В. Асимметрия и направления совершенствования управления в социальной сфере http://ieie.nsc.ru:8101/~tacis/masakov.htm. Хрестоматия.

  13. А.Маслоу Самоактуализация. http://web.psychology.ru/library, Хрестоматия

  14. Михайловская, И.Б. (Ред.) Система показателей социальной статистики: концепция, методология, практика. М., ИСЭПН АН СССР, 1991

  15. Молокоедов В.В. Атласы преступности (отражение моральной статистики) в сети интернет как индикатор социального самочувствия и социального контроля http://www.russianlaw.net/law/doc/a73.htm. Хрестоматия.

  16. Овчарова, Л.Н., Турунцев Е.В. Бедность – где порог? Альтернативные оценки уровня малообеспеченности в переходный период. //Вопросы экономики, 1997, №2

  17. Ореховский П. Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города // http://rels.obninsk.com/cd/sdc/free/c-03/lea.htm. Хрестоматия.

  18. Рывкина, Р.В. Социология и статистика. // Вопросы статистики. 1995, №1

  19. Сваффорд М.С., М.С.Косолапов, П.М.Козырева. Всероссийский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ): измерение благосостояния россиян в 90-е годы. Мир России, 1999, №3

  20. Селигмен, Б. Основные течения современной экономической мысли. «Прогресс», М. 1968

  21. Соградов А.А. Теория и методы изучения качества населения. Изд-во “Гуманитарный фонд”, М.: 1995.

  22. Суппес П., Дж. Зинес Основы теории измерений. // Психологические измерения. «Мир», М. 1967, с. 9-109 (Hadbook of Mathematicai Psychology, Edited by R. D. Luce, R. R. Bush and E. Galanter, vol 1, New York and London, John Wi]ey and Sons, 1963, p. 1—76), Хрестоматия

  23. Теория человеческих потребностей Уильяма Тэлли [части 1, 2] http://psyberia.ru/mindterritory/mailto.php4?num=mindterritory/tally01, Хрестоматия

  24. Толстова Ю.Н, Е.В. Масленников. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/articles/tolstova_sociologiya/default.asp. Хрестоматия.

  25. Хекхаузен, Х. Мотивация власти. http://flogiston.df.ru/arch/hechauzen2.shtml Х. //Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т. 1, "Педагогика", 1986., Хрестоматия

  26. Ценёв, Вит. Теория человеческих потребностей Уильяма Тэлли [часть 2], www.psyberia.ru. Хрестоматия.

  27. Camdessus, Michel. Worldwide Crisis in the Welfare State: What next in the Context of Globalization? Address, October 15, 1998, Хрестоматия

  28. Carmen Sirianni and Lewis Friedland. Social Capital // http://www.cpn.org/cpn/sections/tools/models/social_capital.html. Хрестоматия.

  29. Clifford W. Cobb and Craig Rixford. Lessons learned from the history of social indicators. November 1998 http://www.rprogress.org/publications/pdf/SocIndHist.pdf. Хрестоматия.

  30. Fukuyama, Francis. Social Capital and Development: The Coming Agenda SAIS Review vol. XXII no. 1 (Winter–Spring 2002). // http://www.saisreview.org/Fukuyama.pdf. Хрестоматия.

  31. Payne, G., J. Payne and M. Hyde (1996) '"Refuse of All Classes"? Social Indicators and Social Deprivation', Sociological Research Online, vol. 1, no. 1, http://www.socresonline.org.uk/socresonline/1/1/3.html, Хрестоматия

  32. Rodriguez Andres. Socio-political structure and economic growth in the OECD. Хрестоматия.

  33. Sharpe Andrew. A Survey of Indicators of Economic and Social Well-being. Background Paper prepared for Canadian Policy Research Networks. Хрестоматия.

  34. Social indicators for the European community. Хрестоматия.

  35. Smikun, Emanuel (2000). Timeless Moral Imperatives in Causal Analysis of Social Functioning. Electronic Journal of Sociology: 5, 1 http://www.icaap.org/iuicode?100.5.1.4, Хрестоматия

  36. The German System of Social Indicators. http://www.gesis.org/en/social_monitoring/social_indicators/Data/. Хрестоматия.

Дополнительная

    1. Бородкин Ф.М. On a General Scheme of Causual Analysis. // A/Aganbegian et al. (eds) Quantative Sociology. International Perspectives on Mathematical and Statistical Modeling”, 643 p., Academic Press, New York, 1975

    2. Бородкин Ф.М.и др. Общая концепция развития в проблемно-программном прогнозировании. «Наука», Сибирское отделение, Новосибирск 1987, 166 стр.

    3. Герасимова И.А. и др. Демография, экономика, экология: некоторые аспекты сравнительного анализа регионов Российской Федерации. М.: ЦЭМИ РАН, 1997.

    4. Егоршин, А.П. «Концепция стратегического развития региона» // Народонаселение, №1, 2001, стр.102-117

    5. Захаров С.В. Когортный анализ смертности населения России (долгосрочные и краткосрочные эффекты неравенства поколений перед лицом смерти). 1998 http://www.demoscope.ru/statia/zacharov/zachar_rus.html , Хрестоматия

    6. Моргенштерн, Оскар. О точности экономико-статистических наблюдений. «Статистика», М. 1968, 293 с.

    7. Нестерович С.Р. (ред.) Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. БГЭУ, Минск 2000

    8. Нормативный подход в социальном планировании. Тезисы научно-практического семинара 1 и 2 том. Комитет по научной организации труда Пермского областного совета научно-технических обществ, Советская социологическая ассоциация, Пермский филиал Уральского отделения. Пермь, 1980

    9. Попова, Р.И и др. Методические рекомендации к построению сводного баланса доходов и потребления населения на перспективу. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1989

    10. Прокофьева, Л.М. Благосостояние российских семей. //Население и общество, 1996, №11

    11. Римашевская Н.М. Стратегия социально защиты населения России. //Народонаселение, №1, 2001, сс.4-25

    12. Римашевская Н.М. (ред.) Россия 1993, Россия 1994, Россия 1995, Россия 1996, Россия 1997, Россия 1998, Россия 1999, Россия 2000. Социально-демографическая ситуация. Ежегодные доклады. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН.

    13. Сваффорд М.С., М.С.Косолапов, П.М.Козырева. Международные стандарты оценки качества социологических обследований. Мир России, 1999, №1-2

    14. Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века) http://www.gks.ru/history/4.htm, Хрестоматия

    15. Abbott Lamoyne Ferriss. Indicators of Change in the American Family. Russell Sage Foundation / January 1970

    16. Blalock, H “Indirect measurement in social science – some non-additive models” // Blalock at al. (eds) Quantative soviology – International perspectives on mathematical and statistical modelling, New York Academic Press, 1975

    17. Carley, Michael. Rational techniques in policy analysis. Heynemann, London 1980

    18. Foster J., Greer J., Thorbeck E. A Class of Decomposable Poverty Measures. — “Econometrica”, 52(3), 1984, pp. 761—766.

    19. Henriot, Peter J. Political Aspects of Social Indicators: Implications for Research. Social Science Frontiers Occasional Publications Reviewing New Fields for Social Science Development, 41, Russell Sage Foundation, 1972, 34 р.

    20. Johnston, Denis F. Basic disaggregation of main social indicators. OECD, Paris 1977, 43 p.

    21. Land, K.C. “On the definition of social indicators” // The American Sociologist, vol.6, 1971, pp. 322-325

    22. Gary O. Carman,Brian J. Farragher. Quality Indicators for Residential Programs: A Survey Instrument. Child Welfare League Of America, Inc. / January 1994


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница