Программа «Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности БелГУ»



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3




5.3. Целевая программа «Учебно-методическое обеспечение

образовательной деятельности БелГУ»

Система образования России в настоящее время находится в стадии очередной реформы. Отличительными ее особенностями являются многочисленные внешние и внутренние факторы экономической, политической и социальной природы, которые оказывают определяющее воздействие на стратегию и тактику образовательной деятельности. Они неоднозначны по масштабу и значимости. К этим факторам следует отнести: процесс интеграции России в международное образовательное пространство; бурное расширение в последние годы перечня и рынка образовательных услуг, необходимость обеспечения высокого качества конкурентоспособности национального образования; введение, начиная с 2003 г., госзаказа на подготовку специалистов, а также введение многоступенчатой системы подготовки, переход к ЕГЭ и ГИФО; информатизация образования, бурное развитие инновационных технологий в образовании; изменение экономических условий в системе высшего образования; надвигающийся демографический спад и снижение количества потенциальных абитуриентов; необходимость интеграции образования и науки в университетах и ряд других.

Программа учебно-методического обеспечения образовательной деятельности БелГУ (далее – Программа) разработана с учетом проводимой в Российской Федерации образовательной политики и направлена на решение главной цели Университета – подготовки нового поколения специалистов, отвечающих по уровню своего личностного развития и профессионализму новым социально-экономическим, политическим и культурным требованиям.

Программа подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Национальной доктриной образования Российской Федерации, Федеральной программой развития образования, другими нормативными документами.



Целью Программы является содействие повышению качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов на основе обеспечения учебно-методического сопровождения образовательного процесса направлений и специальностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:



  1. Осуществление координациии и регулирования образовательной деятельности университета и его структурных подразделений в соответствии с государственными образовательными стандартами.

  2. Научно-методическое обеспечение разработки, освоения и модернизации всех видов программ дисциплин в соответствии с учебными планами специальностей и направлений подготовки.

  3. Стимулирование и коррекция инновационных процессов в университете, направленных на повышение качества подготовки специалистов.

  4. Анализ качества подготовки специалистов, ведение статистического учета и создание баз данных по образовательной деятельности.

  5. Ориентация преподавателей на повышение общего уровня их профессионально-педагогической культуры.

  6. Оказание методической и консультативной помощи факультетам и кафедрам по подготовке и организации образовательного процесса.

  7. Содействие инновационной направленности в деятельности профессорско-преподавательского состава университета, проявляющееся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки.


1. Состояние учебно-методического обеспечения

образовательной деятельности БелГУ
Основные направления модернизации педагогического образования в университете обусловлены инновационными процессами, происходящими в системе образования в целом и высшего образования, в частности.

В настоящее время БелГУ реализует программы по 57 специальностям и 27 направлениям (13 бакалаврских и 14 магистерских) высшего профессионального образования, а также осуществляет подготовку по программам дополнительного образования, позволяющим получить дополнительную квалификацию «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Перечень действующих в университете основных профессиональных образовательных программ охватывает 9 профилей: естественные науки и математика, гуманитарные науки, педагогические науки, медицинские науки и здравоохранение, сервис, технический профиль (инженерный), экономика и управление, транспорт и связь, прочие направления.

Профессиональную образовательную подготовку студентов осуществляют 76 кафедр, из которых 53 выпускающие.

Cостояние учебно-методического обеспечения образовательной деятельности БелГУ характеризуется существенными положительными результатами. Однако имеется еще ряд нерешенных проблем. С целью их определения сделана попытка выявить расхождение между желаемым и действительным результатом данной деятельности. Параметром, который был подвержен анализу, является профессиональная компетентность преподавателей университета. В отношении определения данного понятия мы придерживаемся подхода Р.Х. Гильмеевой, которая профессиональную компетентность преподавателей представляет как интегративную характеристику их профессиональных и личностных качеств, совокупность знаний, умений и опыта в динамично развивающейся системе их профессиональной педагогической деятельности.

Показателями для ее определения являются: степень освоения и развития педагогом профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы; развитие и саморазвитие личности педагога; готовность педагога к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умение овладеть новыми технологиями.

С целью выявления проблем, требующих разрешения на уровне учебно-методического обеспечения образовательной деятельности, был произведен анализ целого «профессиональная компетентность преподавателей университета», состоящий из двух частей. Первая часть – анализ в логике «условия → результат» для изучения положительных факторов, стимулирующих положительную динамику профессиональной компетентности, и вторая часть – анализ в логике «результат → условия» для определения факторов, сдерживающих, тормозящих развитие профессиональной компетентности субъектов образовательной деятельности.



Анализ условий, обеспечивающих развитие профессиональной

компетентности преподавателей университета


  • Организационные изменения в структуре. Для обеспечения основных направлений учебно-методической работы необходима действенная и эффективная структура учебно-методического обеспечения образовательного процесса в университете. Структура учебно-методической работы представлена следующими видами профессиональных объединений профессорско-преподавательского состава: методический совет, постоянно действующие семинары, творческие группы, школа молодого преподавателя, школа кураторов, внутриуниверситетские конкурсы профессионального мастерства.

  • Изменения в планировании учебно-методической работы. Анализ состояния учебно-методического обеспечения образовательного процесса показывает, что по всем специальностям и направлениям подготовки имеются учебные планы, рабочие учебные планы (РУП), которые прошли экспертизу в учебно-методическом управлении университета, одобрены Ученым советом университета и утверждены ректором. Вышеназванные планы согласованы с соответствующими УМО при лицензировании специальностей и направлений подготовки, на что имеются заключения УМО.

Планирование работы ППС осуществляется на основе созданной и успешно функционирующей базы данных рабочих учебных планов специальностей и направлений подготовки, реализуемых в университете. Наличие базы данных позволяет формировать учебную нагрузку кафедр по действующим нормативам, следить за правильностью составления и выполнения учебных поручений преподавателями кафедр, анализировать кадровый состав ППС, участвующий в образовательном процессе.

Дважды в год (по окончании осеннего семестра и учебного года) заведующие кафедрами отчитываются о выполнении нагрузки ППС. Отчеты «Справка о выполнении объема учебных поручений кафедры» и «Индивидуальный план работы преподавателя» (с информацией о выполнении нагрузки) представляются в УМУ, где нагрузка ППС сравнивается с реальной, исходя из учебных планов, рабочих учебных программ, расписаний занятий и данных кафедральных журналов.

Вместе с тем необходимо более полное использование возможностей имеющейся системы управления базы данных (СУБД) рабочих учебных планов университета:


  • внесение информации по пропускной способности аудиторного фонда и особенностям индивидуальной загрузки профессорско-преподавательского состава и составление расписания учебных занятий в полуавтоматическом режиме;

  • слияние базы данных рабочих учебных планов с базой данных управления кадров, что позволит проводить мониторинг успеваемости студентов, формировать зачетно-экзаменационные ведомости, списки задолжников и др.

По всем учебным дисциплинам разработаны учебные программы в соответствии с требованиями ГОС ВПО. В рабочие учебные программы дисциплин включены все необходимые элементы. Разработчиками рабочих учебных программ дисциплин являются ведущие преподаватели кафедр. Содержание рабочих программ дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов учебных планов имеет профессиональную направленность. Программы дисциплин общепрофессионального и специального циклов отражают взаимосвязь изучаемых дисциплин с дисциплинами других циклов.

Таким образом, учебные планы и учебные программы дисциплин в основном соответствуют установленным требованиям.

В то же время имеется ряд замечаний и предложений, вытекающих из результатов анализа организационно-методической документации:


  • в ряде рабочих учебных программ дисциплин в качестве обязательной литературы указываются устаревшие учебники;

  • нуждается в совершенствовании содержание методических рекомендаций для преподавателей и студентов по реализации рабочих программ дисциплин.

  • Повышение квалификации. Развитию профессиональной компетентности было также подчинено и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава через систему повышения квалификации и организацию учебно-методической работы в межкурсовой период.

Процесс повышения профессиональной компетентности преподавателей университета осуществлялся путем их вовлечения в работу постоянно действующих методических факультетских и кафедральных семинаров, практикумов, творческих групп, школы молодого преподавателя, школы кураторов, обобщение педагогического опыта, конкурсы.

  • Постоянно действующие семинары, практикумы. Одной из действенных форм профессиональной подготовки преподавателей в межкурсовой период является проведение семинарских занятий, тематика которых определялась на основе их запросов, выявленных путем опроса.

В университете проводятся постоянно действующие учебно-методические семинары: «Проблемы учебно-методического обеспечения образовательного процесса БелГУ», «Технологии подготовки специалистов в вузе», «Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза».

В целях оказания методической помощи председателям методических комиссий и семинаров факультетов (кафедр) в рамках методического совета университета работает семинар-практикум. Участниками семинаров являются заместители деканов по учебной работе, заведующие кафедрами, председатели методических комиссий факультетов, кафедральных методических семинаров и преподаватели.



  • Творческие группы. Распространенной формой работы по созданию собственных концепций деятельности в университете стали творческие группы. Доброй традицией является работа в группах на уровне различных подразделений: целевые, проблемные группы, объединенные на основе единства интересов к какой-либо проблеме; временные творческие группы, созданные для разработки и внедрения конкретных образовательных проектов, методов изучения персонала, организации и проведения конкурсов профессионального мастерства; реализация программы «Андрагогика» на курсах модераторов; доступ к Интернету; различные формы доступа к базам данных в библиотеке; размещение материалов на сайте университета (деловые, ролевые игры, материалы публичных лекций преподавателей-конкурсантов и т.д.); видео-конференции.

  • Школа молодого преподавателя (ШМП). Одна из важных составляющих учебно-методической деятельности в университете – работа с молодыми специалистами. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие преподаватели в своей профессиональной деятельности. Главной целью работы ШМП является содействие быстрой адаптации молодых преподавателей в системе высшей школы, оказание помощи в развитии и совершенствовании профессиональных педагогических умений и навыков. Всего за три года обучено 172 молодых преподавателя, из них 104 – в 2002-2003 учебном году, 54 – в 2003-2004 учебном году; 14 – в 2004-2005 учебном году.

  • Школа кураторов. Впервые в истории университета в 2005г. создана школа кураторов. Назначение школы – совершенствование психолого-педагогической и методической компетенции кураторов университета, содействующих личностному и профессиональному росту будущих специалистов. В 2004-05 учебном году обучение в школе успешно завершили – 44 куратора.

  • Обобщение педагогического опыта. Повышению профессиональной компетентности преподавателей университета способствует изучение, обобщение и пропаганда педагогического опыта, выявленного в ходе изучения состояния образовательного процесса.

С целью его обобщения и систематизации в университете создан и обновляется банк методических идей, позволяющий определить ведущую динамику развития и использования творческих, педагогических и методических идей преподавателей университета.

Ежегодно в университете выходит методический буклет-брошюра «Палитра мастерства», в которой обобщается методическая система работы лучших преподавателей. В 2005 году выпущены буклеты: доцента кафедры общей филологии, кандидата педагогических наук Татьяны Федоровны Новиковой («Палитра мастерства» № 1); доцента кафедры английского языка, кандидата филологических наук Игоря Владимировича Чекулая («Палитра мастерства» № 2); доцента кафедры немецкого языка Елены Владимировны Шерстюковой («Палитра мастерства» № 3). Опыт Г.М. Благасовой по использованию рейтингового контроля в обучении обобщен в учебно-методическом пособии (с грифом УМО) «История русской литературы XIX- начала XX века» в 2003 году.

Но наряду с этим необходимо:


    • активизировать создание на кафедрах фондов лекций по дисциплинам учебных планов специальностей и направлений подготовки, частных методик преподавания конкретных дисциплин в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ подготовки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

    • совершенствовать деятельность учебно-методического управления по выявлению и обобщению передового опыта преподавателей университета, рекомендовать создание банка новых авторских методических систем подготовки специалистов в вузе.

  • Конкурсы. Выявлению талантливых, творчески работающих преподавателей, активизации роста их профессионального мастерства способствуют проводимые в университете конкурсы «Лучший преподаватель БелГУ», «Лучшая публичная лекция БелГУ», «Лучшие учебно-методические материалы».

Сотрудники учебно-методического управления университета принимают активное участие в разработке и реализации конкурсных проектов, грантов. За последние три года были разработаны и апробированы в деятельности университета следующие проекты (руководитель проектов к.п.н. Ситникова М.И.): 2003-2004 гг. – внутривузовский грант «Прогнозирование и проектирование образовательной деятельности вуза на основе мониторинга качества профессиональной подготовки»; 2005 г. – внутривузовский грант «Разработка программно-методического обеспечения системы менеджмента качества в БелГУ».

Важным направлением в деятельности учебно-методического управления современного классического университета является осуществление мониторинга качества профессиональной подготовки специалистов. О продуктивном результате этой работы в университете говорят следующие факты: в 2004 году БелГУ стал финалистом, после прохождения внешней экспертизы – дипломантом конкурса Министерства образования и науки «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.02.2005 № 342).


Качество знаний студентов как результат проявления

профессиональной компетентности преподавателя
Профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава, несомненно, нашла свое отражение в качестве знаний студентов и выпускников университета (табл. 1).

Таблица 1



Сводная таблица успеваемости выпускников БелГУ

за последние пять лет обучения (зимние сессии)


Шифр

Специальность

Среднее значение успеваемости (в %)

Среднее значение успеваемости на "4"и"5" студентов 5-х курсов БелГУ за 5 лет обучения

Успеваемость студентов-выпускников по итогам зимних сессий за время
обучения в университете


Динамика успеваемости пятикурсников классических специальностей по
результатам зимних сессий (за время обучения в университете)


010100

Математика

77,4

70,5

011000

Химия

82,0

30,0

011600

Биология

90,2

61,5

012500

География

71,8

58,6

013400

Природопользование

89,9

68,5

020400

Психология

84,1

60,0

021700

Филология

97,0

61,8

Динамика успеваемости пятикурсников

педагогических специальностей по
результатам зимних сессий (за время обучения в университете)


030100

Информатика

73,7

55,5

030900

Дошкольная педагогика и психология

76,4

64,3

031200

Педагогика и методика
начального образования

90,8

58,1

032100

Математика

80,3

52,9

032200

Физика

84,7

58,4

032300

Химия-биология

91,4

67,8

032500

География – биология

79,2

51,2

032600

История

91,4

50,1

032900

Русский язык и литература

94,2

53,8

033100

Физическая культура

83,5

50,5

033200

Иностранный язык

95,7

85,1

Динамика успеваемости пятикурсников непедагогических специальностей по результатам зимних сессий (за время обучения в университете)

021100

Юриспруденция

80,2

53,9

040100

Лечебное дело

91,3

57,7

060400

Финансы и кредит

92,9

63,4

060500

Бухгалтерский учёт, анализ и
аудит

90,6

56,2

060600

Мировая экономика

81,9

58,8

060800

Экономика и управление на предприятии (ГХ)

91,0

63,5

061000

Государственное и муниципальное управление

96,5

66,0

061100

Менеджмент организации

96,5

66,0

061100

Менеджмент организации
(уп-е культ.)

97,3

84,0

350500

Социальная работа

94,7

73,5

Результаты качества знаний выпускников университета свидетельствуют о неустойчивости его положительной динамики. Хорошо известно, что качество подготовки обучающихся непосредственно зависит от профессиональной компетентности преподавателя. Возникает необходимость ее повышения. Исходя из этого, учебно-методическому управлению целесообразно продумать систему мер в плане возможного изменения своей организационной структуры, содержания деятельности по повышению квалификации преподавателей, внедрению в образовательный процесс активных форм и методов, инновационных технологий обучения.


Инновационные процессы как основа для усиления результатов

деятельности университета
Переход профессиональных образовательных учреждений в новое качественное состояние обусловлен необходимостью формирования нового содержания образования, апробации новых современных учебно-методических комплексов (УМК), реализации инновационных педагогических технологий, создания условий для формирования каждым преподавателем индивидуальной профессиональной траектории. В связи с этим в образовательной деятельности университета наряду с традиционными используются новые технологии, методы и формы подготовки будущих специалистов. К числу приоритетных современных образовательных технологий необходимо отнести: технологию игрового обучения, информационно-компьютерные технологии, технологию рейтингового контроля, технологии с использованием психологического воздействия на обучаемых.

Важное место в образовательной системе занимает использование преподавателями нетрадиционных методик и техник, таких как: методика развития критического мышления студентов; использование модерационных немецких техник; методика мозгового штурма (брейнсторминг); ассоциативный метод обучения; метод проектов с их последующей защитой. Стало традицией использование видеозаписей уроков, тренировок, судебных заседаний и других форм на учебных занятиях.

Наряду с традиционными методами, формами и средствами обучения преподавателями университета используются и новые интерактивные методы и формы: диалоговые лекции; проблемные лекции; лекции-провокации; лекции-конференции.

В практику работы университета внедряются также новые формы семинарских занятий: семинар диалог-культур; семинар дискуссионная площадка и семинар деловая игра.

В университете разрабатываются частные методики преподавания конкретных дисциплин. Примерами таких методик являются: «Методика преподавания географии» (Крутов В.И.), «Методика организации полевых практик» (Григорьев Г.Н.), «Методика преподавания химии» (Голдовская Л.Ф.), «Методика модульно-блочного изучения экономики» (Сопрыженков А.А., Ягуткин С.М.) и др. Всего в наличии имеется более 30 частных методик. В настоящее время в образовательный процесс университета внедрена новая обучающая система «Менеджмент. Мастер-класс», разработанная Московской Академией экономики и права. Эта система основана на новейших разработках в области теории принятия решения, психологии творчества, экономической теории. В рамках этой обучающей системы на факультете управления и предпринимательства при кафедре «Менеджмент организации» создана студия творческой мысли.
Факторы, препятствующие развитию профессиональной
компетентности субъектов образовательной деятельности

В ходе проблемно-ориентированного анализа обнаружилось, что образовательные интересы и запросы педагогических работников на данный момент гораздо шире, чем это представлено в сформированной в настоящее время методической сети. Так, данные анкетирования свидетельствуют о том, что недостаточно полный перечень форм работы с педагогами уже не отвечает их профессиональным потребностям. Все большее количество преподавателей изъявляют желание участвовать в мастер-классе, в кружках творчества, в школе исследователя и т.д.

Выявлена проблема недостаточного влияния деятельности методических семинаров на ход и результаты образовательных и инновационных процессов в университете.

Анализ показывает, что в деятельности постоянно действующих и временных групп преобладает «работа с преподавателями и для преподавателей». Следовательно, возникает проблема внедрения в практику активных форм обучения педагогов через использование современных инновационных технологий.

Анализ результатов различных конкурсов, говорит о том, что наблюдается отсутствие активности при участии в профессиональных конкурсах, слабая заинтересованность в обобщении и распространении опыта работы, в определении его ценности. Сложившаяся в университете ситуация обострила потребность в развитии творческой индивидуальности преподавателя.

В связи с введением новых показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений по методической работе – 100% обеспечение учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическими комплексами – возникает проблема разработки и внедрения в образовательный процесс УМК учебных дисциплин.

Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован интересами личности. Эта система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные программы. Двухуровневая система задает свои требования к качеству образования на каждом уровне, содействует более рациональному распределению финансовых и материально-технических ресурсов между программами бакалавриата и магистратуры или подготовки специалиста. Для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстоит в 2005-2010 годах предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования:



  • двухуровневой системы высшего профессионального образования;

  • системы зачетных единиц для признания результатов обучения;

  • сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;

  • внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению, и развития академической мобильности студентов и преподавателей.

Вместе с тем, реализация университетом программы перехода к двухуровневому образованию и кредитно-модульной системе обучения требует разработки соответствующего программного, учебно-методического обеспечения. Такое положение определяет проблему разработки программного, учебно-методического обеспечения процесса подготовки бакалавров и магистров.

Таким образом, в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса БелГУ есть ряд нерешенных проблем:

  1. Необходимо реализовать комплекс мер, включающий разработку учебных планов и программ, учитывающих региональные особенности развития и задачи, которые предстоит решать выпускникам на конкретных рабочих местах:

  • ориентация выпускающих кафедр специальностей (направлений) подготовки на долгосрочное сотрудничество с предприятиями (учреждениями) в организации и проведении всех видов практик;

  • обеспечение практической направленности тематики курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ с учетом интересов будущих работодателей, экономики региона;

  • разработка и дальнейшее использование возможностей имеющейся системы управления базами данных (СУБД) рабочих учебных планов университета.

  1. Нуждается в совершенствовании содержание методических рекомендаций для преподавателей и студентов по реализации рабочих программ дисциплин.

  2. Требуется создание на кафедрах фондов лекций по дисциплинам учебных планов специальностей и направлений подготовки, частных методик преподавания конкретных дисциплин в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ подготовки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

  3. Являются целесообразными разработка и внедрение совместно с выпускающими кафедрами и управлением НИР новых и качественно усовершенствованных инновационных образовательных программ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

  4. Учебно-методическое управление недостаточно ориентировано на повышение уровня готовности профессорско-преподавательского состава к инновационной и опытно-экспериментальной педагогической деятельности, раскрытию способов ее концептуального проектирования, реализации концептуальных схем, новых технологий и результатов их осмысления.

  5. В недостаточной степени выявляется, изучается, обобщается педагогический опыт согласно современным требованиям; недостаточно эффективно осуществляется практическое внедрение преподавателями активных образовательных и инновационных технологий и изучение результативности их внедрения.

  6. Являются неоптимальными педагогические условия активизации профессионального развития и саморазвития преподавателей университета.

  7. Требуется создание банка новых и авторских методических систем подготовки специалистов в вузе.

Обобщая состояние и существующие проблемы учебно-методического обеспечения образовательной деятельности университета, можно определить следующие приоритетные направления ее развития:

  • Анализ содержания подготовки специалистов по направлениям и специальностям.

  • Координирование методического сопровождения инновационного обновления образовательной деятельности университета.

  • Влияние научных исследований в вузе на качество подготовки специалистов.

  • Анализ результатов образовательной деятельности.

  • Создание информационно-методической базы для реализации образовательных инициатив на факультетах и кафедрах.


2. Концепция развития системы учебно-методического обеспечения
образовательного процесса БелГУ

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования преподавателя как условие его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач. Преподаватель вуза сегодня не может быть пассивным слушателем, принимающим на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные планы, формы занятий и т.п. Учебно-методическая деятельность на современном этапе должна быть ориентирована на личность, развитие ее творчества, необходимого для получения эффективных результатов в образовательной деятельности.

Исходя из этого, учебно-методическое управление университета имеет потенциальные возможности для решения самых сложных проблем современного образования. Возникшее противоречие между действующей системой управления образовательными процессами в университете и реальными потребностями профессорско-преподавательского состава в повышении своей квалификации привело нас, прежде всего, для разрешения данного противоречия к необходимости концептуального представления.
Концептуальные подходы

и принципы учебно-методической деятельности БелГУ
При проектировании новой модели учебно-методической деятельности университета в качестве теоретической основы нами были использованы подходы Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, Р.Х. Гильмеевой.

Современная образовательная ситуация требует от преподавателя вуза сформированности педагогической культуры как сущностной характеристики его личности и деятельности, системы педагогических ценностей, способов деятельности и его профессионального поведения (Е.В. Бондаревская).

Профессионально-педагогическая культура преподавателя представляет собой интериоризированную общую культуру, специфически спроектированную в сферу педагогической деятельности (И.Ф. Исаев). Составляющими модели профессионально-педагогической культуры являются аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.

В качестве профессионально-педагогических ценностей выступают знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы.

Педагогическая деятельность по своей природе технологична, ее целесообразно рассматривать как решение определенной совокупности педагогических задач: аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих. Приемы и способы решения этих задач и составляют технологию профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Преподаватель, осваивая ценности педагогической культуры, способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности.

Интегративная характеристика профессиональных и личностных качеств преподавателя, совокупность его знаний, умений и опыта в динамично развивающейся системе его профессиональной педагогической деятельности представляют собой, с точки зрения Р.Х. Гильмеевой, профессиональную компетентность преподавателя.

Содержание понятия «профессиональная компетентность преподавателя» включает в себя три «блока» качеств и свойств личности:



  • профессионально-личностный, связанный с освоением и развитием профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы;

  • профессионально-деятельностный, связанный с развитием личности и созданием условий для ее саморазвития;

  • профессионально-творческий, связанный с готовностью учителя к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением овладевать новыми технологиями.

В основу отбора содержания учебно-методической деятельности нами положен культурологический подход, реализация которого должна обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.

Для реализации культурологического подхода необходимо использование целого ряда концептуальных идей: гуманитарного, личностно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ориентированного, системного, процессного и ситуативного подходов.

Реальное осуществление вышеуказанных подходов обеспечивается реализацией соответствующих принципов:


  • гуманизации, фундаментализации, непрерывности, интеграции образования;

  • дифференциации, приоритета положительной обратной связи, реалистичности;

  • диалога, открытости образовательного процесса;

  • структурирования задач и содержания управления, единства координации и специализации деятельности участников образовательного процесса;

  • партисипативности, комплексности, объективности, оптимальности, опережения, перспективности.



Механизм реализации концепции

Структура учебно-методической деятельности. В процессе поиска новой организационной структуры учебно-методической деятельности университета использован подход И.В.Жуковского. Мы исходим из того, что линейное (вертикальное) управление функциональными органами закрепляется за одними и теми же уровнями управления. При наложении специально созданных временных целевых структур на постоянные элементы структуры учебно-методической работы происходит ее трансформирование с вертикального уровня на уровень матричной структуры.



Постоянными в нашем случае являются методический совет, экспертный совет, школа молодого преподавателя, школа куратора, постояннодействующие семинары. Новым элементом являются временные группы, создающиеся для решения наиболее актуальных на данный момент проблем и способные инициировать ведение экспериментальной работы в университете, обеспечивать научно-методическое сопровождение инновационных процессов: проектные команды; модульные команды; целевые, проблемные или творческие группы.

  • Проектные команды планируются для разработки программ локальных экспериментов, концепций или новых проектов, программ системного преобразования университета с изменением его миссии, статуса, предназначения, содержания образования, организации образовательного процесса, технологии обучения, воспитания и развития, а также системы управления, взаимодействия с фирмами-производителями учебно-методических комплексов.

  • Модульные команды призваны обеспечивать функционирование и развитие одной из подсистем (модулей) в рамках конкретного проекта.

  • Целевые, проблемные или творческие группы – объединяются на основе единства интереса в какой-то проблеме.

На наш взгляд, матричная структура учебно-методической работы позволит рационально распределить функциональные обязанности между субъектами образовательной деятельности, оптимально сочетать вертикальную и горизонтальную координацию, ускорить принятие решений, повысить ответственность за конечный результат деятельности. Однако перед построением модернизированной структуры методической службы предполагается предварительное изучение степени ее рациональности по следующим показателям:

  • степень централизации структуры;

  • рациональность распределения функциональных обязанностей между сотрудниками;

  • делегирование полномочий структурным подразделениям;

  • координация горизонтальных и вертикальных связей;

  • способность структуры к инновационным изменениям (наличие команд и групп);

  • диапазон управленческого контроля.

Проектирование технологии формирования и развития новой модели учебно-методической деятельности университета ориентировано на приоритетные цели, обновленное содержание деятельности по всей совокупности управленческих функций. Технология включает в себя 4 этапа с выходом на конечный результат деятельности: информационно-аналитический; мотивационно-целевой и планово-прогностический; организационно-исполнительский; контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный.
I этап. Информационно - аналитический:

  • Определение места учебно-методической деятельности в общей структуре университета.

  • Самоэкспертиза состояния учебно-методической деятельности.

  • Проблемный анализ организационной структуры.

  • Сбор, обработка информации (мониторинг) по проблемам учебно-методической деятельности, рефлексия.

  • Разработка и утверждение диагностических материалов.


II этап. Мотивационно-целевой и планово-прогностический:

  • Сбор информации, ранжирование ценностей и мотивов повышения профессиональной компетентности преподавателей.

  • Изучение спроса на педагогические и методические услуги.

  • Определение готовности методических и управленческих подразделений к переходу на новую модель управления, рефлексия.

  • Разработка предложений по созданию адаптивной системы управления на уровне «кафедра – факультет – учебно-методическое управление».

  • Составление перечня структурных подразделений в соответствии с функциональными полномочиями, а также в связи с возникшими задачами проектной деятельности; определение органов штабных полномочий МС (методический совет, экспертный совет и т.п.).

  • Проектирование оргструктуры учебно-методической деятельности, соотнесение координации связей по вертикали и горизонтали.

  • Прогнозирование по схеме оргструктуры возможностей для гибкого реагирования на изменения; разработка коллегиальных решений, предусматривающих модернизацию структуры; утверждение модернизированной структуры.

  • Разработка программ по индивидуальным траекториям повышения профессиональной компетентности преподавателей университета.


III этап. Организационно - исполнительский:

  • Формирование подсистем обеспечения и поддержки.

  • Определение основных приоритетов в содержании учебно-методической работы для решения выявленной проблематики.

  • Организация целенаправленной работы по обучению и внедрению технологии управления по конечным результатам.

  • Рациональное распределение обязанностей среди функциональных подразделений МС, а также в связи с делегированием ряда полномочий советам факультетов.

  • Формирование органов штабных полномочий.

  • Создание проектных групп преподавателей для реализации проектов, разработанных в рамках методической службы, и комплексно-целевых программ.

  • Организация курсовых мероприятий, семинаров, конференций, консультаций, на основе спроса на педагогические и методические услуги.

  • Отслеживание промежуточных результатов, внутренняя и внешняя рефлексия.


IY этап. Контрольно-диагностический, регулятивно-коррекцион-ный:

  • Диагностика, анализ работы проектных групп, учебно-методической деятельности в целом по разработанным критериям и показателям эффективности.

  • Обобщение опыта работы проектных групп, распространение положительного опыта, подготовка методических рекомендаций, реклама реальных профессионально-педагогических достижений через публикации и выступления в средствах массовой информации, на научно-практических конференциях.

  • Организация профессиональных конкурсов для материального и морального стимулирования творчества преподавателей.


Содержание и формы организации

учебно-методической деятельности БелГУ
Содержание учебно-методической деятельности БелГУ опосредовано культурологическим подходом к образованию и представлено информационно-методической базой для реализации образовательных инициатив на уровне деятельности преподавателей университета. При его отборе учитывается соответствие между постоянно растущими социальными требованиями к личности преподавателей и всех субъектов внутривузовского управления и их деятельности и уровнем готовности к выполнению профессиональных и должностных функций; ориентация преподавателей университета на реализацию следующих социально-педагогических функций учебно-методической работы: диагностической, компенсаторной, инновационной, развивающей, прогностической (моделирующей). Непосредственно содержание будет нацелено на решение задач Концепции модернизации российского образования до 2010 года, областных программ «Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006-2010 годы» и «Развитие единой информационной образовательной среды».

На этой основе предполагается использование блочно-модульного подхода к осуществлению учебно-методической деятельности (модуль I – диагностико-коррекционная деятельность, модуль II – реализация личностно-деятельностного подхода к повышению профессиональной компетентности педагогов и руководителей ОУ, модуль III – организация защиты продуктов педагогической деятельности в межкурсовой период через обучение «действием») (табл. 2).



Блочно-модульный подход ориентирован на:

  • устранение пробелов в базовой подготовке субъектов профессиональной деятельности и управления, внесение корректив в их теоретические знания, умения и практический опыт;

  • модернизацию профессиональной компетентности профессорско-преподавательских кадров и ориентацию субъектов управления на введение в профессиональную деятельность различных инноваций в связи с новыми социальными потребностями, достижениями науки и передового опыта;

  • развитие профессионально-значимых качеств личности: гибкого управленческого мышления, аналитических способностей, творческого потенциала, исследовательского подхода к педагогическим явлениям и др.;

  • развитие у субъектов управления способностей предвидеть тенденции положительной динамики педагогических явлений и процессов управляемого объекта, разрабатывать опережающие конструктивные модели развития образовательных учреждений и протекающих в них процессов, прогнозировать последствия принимаемых управленческих решений;

  • раскрытие связей между итогами учебно-методической работы и качеством подготовки выпускников вуза.



Таблица 2

Блочно-модульный подход к повышению профессиональной

компетентности преподавателей университета


Модуль I

Модуль II

Модуль III

Диагностико-коррекционная

деятельность:


  • диагностико-коррекционная работа с субъектами управления: выявление их личностных и профессиональных позиций, ценностных ориентаций, уровня профессиональных знаний и умений;

  • актуализация мотивов межкурсового обучения;

  • апробация разработанных в науке и создание авторских диагностических методик по выяснению профессиональных затруднений и проблем субъектов образовательной деятельности: входная диагностика, индивидуальные и фронтальные собеседования, презентация учебно-методических разработок и др.;

  • формирование информационного поля запросов, потребностей и интересов преподавателей вуза;

  • отслеживание результатов педагогического поиска, инноваций

Реализация личностно-деятельностного подхода к повышению профессиональной компетентности

преподавателей:

  • актуализация потребностей и интересов в информации на личностном уровне по принципу «к внешнему через внутреннее»;

  • отбор содержания межкурсового обучения с учетом значимости, практической целесообразности, новизны профессиональной информации, потребностей в ней со стороны обучающихся;

  • реализация различных форм обучения преподавателей: интегративной, дифференцированной, модульной, авторской;

  • методическая учёба преподавателей в практике своей деятельности и пропаганде педагогических инноваций;

  • разработка каждым участником межкурсового обучения программы педагогической деятельности как индивидуальной профессиональной траектории

Организация защиты продуктов профессионально-педагогической деятельности в межкурсовой период через обучение «действием»:

  • защита педагогического проекта;

  • представление опыта своей творческой деятельности;

  • защита собственной программы дальнейшей профессиональной деятельности;

  • разработка новых дидактических материалов;

  • представление апробированных в образовательном процессе инновационных технологий и современных методик;

  • представление авторской педагогической творческой лаборатории или собственной методической системы


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница