Программа учебной дисциплины этнопсихология для студентов, обучающихся по специальностям



Скачать 138.59 Kb.
Дата30.04.2016
Размер138.59 Kb.
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

_________________Архип И.А.

«____»___________200__г.



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

030900.00

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ


Утверждено на заседании кафедры

психологии

Факультет дошкольного воспитания

(протокол № 5 от 25.02.2004 г.)

Зав. кафедрой

_____________________________
МУРМАНСК

2004





Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Форма отчетности

Трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам работа

1

Дошкольная педагогика и психология

5

9

52

26

14

12




26

зачет

Тематический план спецкурса «Этнопсихология»





№ п/п

Тема


ИФФ

ФДВ

Лк

Лк

Пр

1.

Предмет и методы этнопсихологии

6

2

4

2.

История этнопсихологии

2

2




3.

Сравнительно-культурные исследования мышления

4

2

2

4.

Сравнительно-культурные исследования личность

2

2




5.

Сравнительно-культурные исследования общения

4

2

2

6.

Этническая идентичность

4

2

2

7.

Межэтническое восприятие

6

2

4




Всего часов

26

14

12


Содержание спецкурса «Этнопсихология»

1. Предмет, задачи и методы этнопсихологии.

Этническое возрождение как характерная черта развития человечества во 2-ой половине ХХ столетия. Возрастание роли этнопсихологических факторов в современном мире. Всплеск национального самосознания в нашей стране. Понятие этноса и три уровня его характеристик: этнообразующие факторы, этнические признаки, этническое самосознание. Междисциплинарный статус этнопсихологии. Предмет и основные направления исследований. «Эмичный» и «этичный» подходы в этнопсихологии. Методы этнопсихологических исследований.

2. Предпосылки возникновения этнопсихологии как науки. Развитие этнопсихологии в России.

Античные авторы о народном характере. Идея народного духа в немецкой философии и истории. М.Лацарус и Г.Штенталь о психологии народов, как науке о народном духе. Психология масс в интерпретации Г.Лебона. Психология народов В.Вундта. Сравнительно-культурные исследования У.Риверса.

Изучение психологической этнографии в Русском Географическом обществе. Русские философы и историки о русском национальном характере. Развитие идеи психологии народов в трудах А.А.Потебни. Г.Г. Шпет о предмете и задачах этнической психологии. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского. Этнопсихологические экспедиции в Узбекистан под руководством А.А. Лурия.

3.Развитие зарубежной этнопсихологии.

Этапы развития этнопсихологии как субдисциплины культур антропологии. Теория «культура и личность», ее методы и задачи. Современные этнологические концепции, имеющие психологический аспект. Основные направления психологической антропологии.

Сравнительные исследования социализации детей (М.Мид, Б. и Д. Уайтинги).

Исследования национального характера:

- «конфигурации культур» (Р.Бенедикт)

- «базовая личность» (А.Кардинер)



  • «модальная личность» (К.Дюбуа, Р.Липтон, А. Инкельс)

  • изучение народов современного индустриального общества (Дж. Торер, К.Клукхон, Э.Эриксон)

  • Анализ норм психического здоровья, этнокультурной специфики психических заболеваний и измененных состояний сознания (Э.Бургиньон)

4. Межкультурные различия и исторические изменения в мышлении.

Релятивизм, как подчеркивание различий в сфере психического: гипотеза Л.Леви-Брюля о существовании качественных различий между первобытным (дологическим) и современным мышлением.

Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: М.Коул о связи функциональных познавательных систем с конкретными формами культурной практики и определенными видами деятельности.

Универсализм, как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция К.Леви-Стросса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ и исторических эпох.

Развитие психики в истории. Экологическая функция психики. Психогенез культуры – культурогенез психики. Культура история тела (действия). Язык и речь в истории. Письменное сознание и письменная ментальность. Психологическая история образов или восприятие в культуре.

Память в истории. Мышление: от сверхчеловеческого к человеческому порядку. Современность как прошлое и настоящее. Детство и культурно-исторические вариации характера. Постиндустриальная перспектива человечества: информационное общество.

5. Сравнительно-культурные исследования этнокультурных различий.

Сравнительно-культурные исследования этнических различий: традиционный подход. Психологический склад этноса: национальный характер, национальный темперамент, национальное сознание. Национальные традиции и обычаи, национальные вкусы и чувства, как статические этнические признаки. Некоторые местные концепции национального характера: американцы, японцы, англичане, французы, немцы, итальянцы. Славяне и народы Кавказа.

Сравнительно-культурные исследования этнокультурных различий: социально-психологический подход.

Этнические стереотипы, этнические установки (диспозиции), этнические ценности и этнические экспектации как динамические, процессуальные, этнические признаки. Межкультурные различия в процессах протекания социального восприятия. этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации. Различия в групподинамических процессах: давление группы на личность, лидерство, групповое принятие решений. Сравнительно-культурные исследования ценностных ориентаций и социальных установок. Ориентированность культур на коллектив или на личность. Противопоставление культур «вины» и «стыда». Этнокультурные особенности социализации личности. Классификация этносов по Л.Н. Гумилеву.
6. Этнос и личность.

Историко-эволюционные аспекты формирования этносов и социумов. Факторы, объединяющие людей в этносы и социумы. Механизм взаимодействия этноса и личности. Диалектика соотношения процессов социализации и индивидуализации личности. Этническая идентичность: структура, уровни, стадии формирования. Межэтническое взаимодействие как фактор формирования этнической идентичности. Этноцентризм как свойство этнического самосознания. Этнические стереотипы своей и чужой групп. Проблема культурной маргинальности и множественной идентичности.

7. Психология межэтнического взаимодействия.

Типология ситуаций межэтнического контакта. Последствия межэтнического взаимодействия. Психологические аспекты межэтнического конфликта. Стереотипы и предубеждения в этнических конфликтах. Этноцентрические атрибуции. «Концепция заговора» и межэтнический конфликт. Психологические модели урегулирования межэтнических конфликтов: информационная модель, модель контакта, решение сверхзадач, достижение общей идентичности. Особенности переговоров по национальным вопросам. Национальные стили переговоров.

8. Проблемы межкультурной адаптации. Русский национальный характер и судьба России.

Понятие межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособления к новой культурной среде. Условия, влияющие на протекание межкультурных контактов. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Дидактические и эмпирические способы подготовки к межкультурному взаимодействию.

Русский национальный характер и судьба России.


2000-2001 уч. г.




Вопросы к зачету по Этнопсихологии




  1. Этнический парадокс современности.


  2. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний.

  3. Предмет этнопсихологии.

  4. Методы этнопсихологических исследований

  5. Европейская этнопсихология.

  6. Американская этнопсихология.

  7. Отечественная этнопсихология.

  8. Основные направления этнопсихологических исследований

  9. Этнопсихология мышления.

  10. «Этнография детства»

  11. Сравнительно-культурные исследования социализации личности.

  12. Сравнительно-культурные исследования «национального характера»

  13. Этнопсихиатрия

  14. Сравнительно-культурные исследования коммуникации

  15. Сравнительно-культурные исследования социальной перцепции

  16. Сравнительно-культурные исследования межличностного взаимодействия

  17. Этническая идентичность

  18. Формирование этнической идентичности

  19. Проблема изменения этнической идентичности

  20. Психологические механизмы межэтнических отношений

  21. Этноцентризм как универсальный механизм межэтнического восприятия

  22. Этнические диспозиции

  23. Этнические стереотипы

  24. Этническая каузальная атрибуция

  25. Этнические ценности

  26. Этнические экспектации

  27. Межэтнические конфликты

  28. Межкультурная адаптация

  29. Социально-психологический тренинг межэтнического общения

  30. Русские национальные особенности и судьба России.


Практическое занятие № 1




Тема: ЭТНИЧЕСКАЯЧ ИДЕНТИЧНОСТЬ



Вопросы для подготовки:


  1. Проблемы изучения этнической идентичности

  2. Проблема формирования этнической идентичности

  3. Проблема изменения этнической идентичности

  4. Особенности этнической идентичности русских

Литература:




  1. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве // Психологический журнал. – 1999. - № 3. – с.42-53

  2. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения //Психологический журнал. – 1999. - № 5. – с.3-11

  3. Этнос. Идентичность. Образование. – М.,1998.

  4. Духовная культура и этническое самосознание. – М.,1991.- С.61-78

  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.,1996. – с.13-64,

Практическое занятие № 4-5




Тема: МЕТОДЫ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Содержание занятий:


  1. Содержание программы этнопсихологических исследований (с.197-219)

  2. Методы исследования этнической идентичности.

  3. Методы исследования этнических стереотипов

  4. Методы исследования этнических диспозиций.

  5. Методы исследования этнических ценностей.

  6. Методы исследования каузальной атрибуции.

  7. Изучение продуктов духовной деятельности

  8. Контент-анализ как метод сравнительно-культурных исследований.

Литература:



Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. – М.,1996.

Практическое занятие № 2-3

Тема: МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ



Вопросы для подготовки:


  1. Психологические механизмы межэтнических отношений.

  2. Этнический конфликт: природа, типология, динамика

  3. Этнические диспозиции

  4. Этнические стереотипы

  5. Психология предрассудка (Психология национальной нетерпимости)

  6. Культурный шок как конфликт этнических стереотипов.

  7. Психоанализ антисемитизма.

  8. Управление и регулирование этнических конфликтов



Литература:





  • Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие.– М.,1990. – с.18-54.

  • Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. – М.,1998.- с.5-48, 187-208, 104-114, 208-253, 114-187
  • Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.,1998.


  • Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999. – с.54-60

  • Сушков И. Психология взаимоотношений. – М.,1999. – с.330-350

  • Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.,1999.- с.100-113, 250-267, 113-136, 267-283,



Литература к спецкурсу «Этнопсихология»


(Учебные пособия)

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие – М.,1990.

  2. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. – СПб.,1991

  3. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб.,1994.

  4. Белик А.А. Психологическая антропология. - М.,1993.

  5. Введение в этническую психологию /Под ред. Платонова Ю.П.-СПб.,1995.

  6. Лебедева Н.М. Введение в этническую кросс-культурную психологию-М.,1999.

  7. Платонов Ю.П., Почебут А.Г. Этническая социальная психология. – СПб.,1993

  8. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. – М.,1996.

  9. Современная зарубежная этнопсихология. – М.,1979

  10. Стефаненко П.Г. Этнопсихология. – М.,1998.

(Сборники научных трудов)

  1. Актуальные проблемы этнической психологии. – Тверь. – 1992

  2. Духовная культура и этническое самосознание. – М.,1991

  3. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. – М., 1998

  4. Русские: этнопсихологические очерки. – М.,1991

  5. «Свое» и «чужое» в культуре. – Петрозаводск, 1998

  6. Этнос. Идентичность. Образование. – М.,1998.

  7. Этническая психология и общество. – М.,1997.

  8. Этнические стереотипы поведения. – М.,1985.

(Научные статьи)

  • Сухарев А.В. Этнические функции культуры и психические расстройства // Психологический журнал. – 1996. - № 2.

  • Абульханова К.А. Российские проблемы свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. – 1999. - № 5

  • Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве // Психологический журнал. – 1999. - № 3.

(Научные монографии)

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.,1996.

  2. Бабаков В.Г. Национальное сознание и национальная культура. – М.,1996

  3. Бердяев Н.А. Судьба России. – М.,1990.

  4. Вунд В. Психология народов. – М.,1998.

  5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.,1983.

  6. Гачев Г.Д. Космо-психо-логос. Национальные образы мира. – М.,1995.

  7. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – М.,1993.

  8. Касьянова К. О. О русском национальном характере. – М.,1994.

  9. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.,1988.

  10. Коул М. Культурно-историческая психология.

  11. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.,1995.

  12. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.,1994.

  13. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное первобытное мышление. – М.,1994.

  14. Мид М. Культура и мир детства. – М.,1988.

  15. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.,1998.

  16. Шпет Г.Г. Введение в этнопсихологию. – М.,1996.

Программа учебной дисциплины

«Этнопсихология»
Трудоемкость: 54 ч.

Самостоятельная работа: 28 ч.

Аудиторная работа: 26 ч.



№ п/п

Название темы


Кол-во часов

Лк

Пр

1.

Предмет и методы этнопсихологии

2

4

2.

История этнопсихологии

2




3.

Сравнительно-культурные исследования мышления

2




4.

Сравнительно-культурные исследования личность

2




5.

Сравнительно-культурные исследования общения

2




6.

Этническая идентичность

2

4

7.

Межэтническое восприятие

4

4




Форма контроля - зачет










Всего часов

16

12

Зачет: 5 семестр


Литература


Основная:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие – М.,1990.

  2. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. – СПб.,1991

  3. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб.,1994.

  4. Белик А.А. Психологическая антропология. - М.,1993.

  5. Введение в этническую психологию /Под ред. Платонова Ю.П.-СПб.,1995.

  6. Лебедева Н.М. Введение в этническую кросс-культурную психологию-М.,1999.

  7. Платонов Ю.П., Почебут А.Г. Этническая социальная психология. – СПб.,1993

  8. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. – М.,1996.

  9. Современная зарубежная этнопсихология. – М.,1979

  10. Стефаненко П.Г. Этнопсихология. – М.,1998.

Дополнительная:

  1. Актуальные проблемы этнической психологии. – Тверь. – 1992

  2. Духовная культура и этническое самосознание. – М.,1991

  3. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. – М., 1998

  4. Русские: этнопсихологические очерки. – М.,1991

  5. «Свое» и «чужое» в культуре. – Петрозаводск, 1998

  6. Этнос. Идентичность. Образование. – М.,1998.

  7. Этническая психология и общество. – М.,1997.

  8. Этнические стереотипы поведения. – М.,1985.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница