Программа учебной дисциплины «Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах»



Скачать 391.58 Kb.
Дата30.04.2016
Размер391.58 Kb.


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Факультет государственного и муниципального управления

Программа учебной дисциплины

«Публичная администрация и административные реформы в зарубежных странах»



Программа разработана в рамках инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении".
Специальность 080504.65 Государственное и муниципальное управление

Специализации:

080504.65-21 Административное управление

080504.65-02  Государственная служба

080504.65-01 Муниципальное управление




Авторы: проф. д.ю.н. Козырин А.Н.,

доц. к.ю.н. Глушко Е.К


Москва

2006


I. Организационно-методический раздел

Учебный курс читается на факультете государственного и муниципального управления по специализациям «Административное управление», «Государственная служба», «Муниципальное управление». Приступая к изучению этого учебного курса, студенты должны знать основы государственного управления и правовых знаний в том объеме, в котором эти учебные курсы изучаются на данном факультете.

Программой учебного курса предусматривается проведение лекций (16 часов), семинарских занятий (12 часов), а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов (26 часов). Самостоятельная работа студентов включает освоение теоретического материала, изучение рекомендованной учебной литературы и нормативных правовых актов, подготовку к семинарским занятиям.

Учебным планом предусматривается написание студентами одного эссе и выполнение одной контрольной работы. По окончании изучения учебного курса проводится зачет.




  1. Цель курса

Цель учебного курса - познакомить студентов с организацией и нормативным регулированием публичной администрации в зарубежных странах, опытом проведения административных реформ, их основными этапами, задачами и содержанием; научить студентов самостоятельно анализировать механизм принятия управленческих решений государственной и муниципальной администрацией и на этой основе вырабатывать навыки взаимодействия с иностранными партнерами в государственном управлении и бизнесе.




  1. Задача курса

Задачами учебного курса являются:



    • ознакомление студентов с основами организации современной публичной администрации в зарубежных странах;

    • изучение нормативно-правовых основ публичной администрации;

    • анализ особенностей формирования и деятельности основных элементов публичной администрации: правительства и его аппарата, министерств и ведомств, учреждений децентрализованной администрации, органов местного самоуправления;

    • исследование базовых характеристик административных реформ в зарубежных странах в XX – XXI вв.;

    • оценка эффективности функционирования публичной администрации, сильных и слабых сторон проводимых административных реформ, прогнозирование их возможных последствий;

    • использование зарубежного опыта в профессиональной на государственной службе и частном бизнесе.




  1. Методическая новизна курса

Методической новизной данного учебного курса является комплексный междисциплинарный подход к изучению публичной администрации, позволяющий сочетать приемы и способы изучения предмета курса с позиций государственного и муниципального управления, правоведения и политологии.

Впервые в учебном курсе публичная администрация рассматривается с позиций не только институционального, но и функционального анализа.


  1. Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций

Данный учебный курс может быть использован при формировании следующих инновационных квалификаций в области государственного и муниципального управления:

-новые технологии государственного управления;

-теория и практика государственной службы;

-муниципальное управление и местное самоуправление;

-государственные и региональные финансы.

Программа может стать частью ряда инновационных совместных (междисциплинарных и межкафедральных ) магистерских программ:

-междисциплинарной магистерской программы «Регионоведение» факультета прикладной политологии, факультета государственного и муниципального управления и философского факультета;

-магистерской программы «Мастер государственного и муниципального управления» (Master of Public Administration - MPA), включая ее последующее валидирование западными партнерами ГУ-ВШЭ.
II. Содержание курса.


  1. Новизна курса

Программа учебного курса базируется на новейших доктринальных и нормативных источниках по проблематике государственной и муниципальной администрации. В данном учебном курсе впервые прослежена эволюция публичной администрации в ходе проведения административных реформ.

В научный оборот и педагогическую практику вводятся новые материалы и методологические подходы: дифференцированный подход к изучению публичной администрации, выявление особенностей формирования и функционирования централизованной и функциональной децентрализованной администрации, комплексное использование управленческих, правовых и политологических приемов анализа и изучения публичной администрации.

Данные курс до настоящего времени в российских высших учебных заведениях не читался. Наиболее близким по проблематике к предлагаемому учебному курсу является курс «Административное право зарубежных стран», включенное в учебные программы и планы МГИМО МИД РФ, Российского университета дружбы народов и т.д.

В зарубежных университетах и иных высших учебных заведениях данная проблематика широко представлена в следующих корреспондирующих курсах: «Административные институты», «Публичное право», «Конституционные и политические институты» (Университет Париж - 1 Сорбонна, Университет Барселоны, Свободный университет Амстердама и др.).


  1. Тематический план учебной дисциплины






Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия

(час)


Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

1

Понятие публичной администрации

12

4

2

6

2

Административные реформы в зарубежных странах

8

2

2

4

3

Централизованная публичная администрация: правительство и его аппарат, министерства, ведомства

20

6

4

10

4


Функциональная децентрализованная администрация

8

2

2



4



5

Местное самоуправление

6

2

2

2




Итого

54

16

12

26




  1. Содержание программы


Тема 1. Понятие публичной администрации
Характерные черты публичной администрации. Публичная администрация и политическая власть. Публичная администрация и исполнительная власть. Публичная администрация и публичный интерес.

Задачи и функции публичной администрации.

Принципы организации публичной администрации. Централизация и децентрализация публичной администрации. Концентрация и деконцентрация публичной администрации.

Принципы деятельности публичной администрации. Законность. Императивные и дискреционные полномочия публичной администрации. Эффективность публичной администрации. «Открытое управление» и транспарентность публичной администрации. Контроль за деятельностью публичной администрации.

Институциональные основы публичной администрации. Публичная администрация и прерогативы публичной власти. Органы и учреждения публичной администрации. Структура публичной администрации. Публичная администрация и государственная администрация. Централизованная и децентрализованная администрация. Центральные, региональные и местные органы публичной администрации. «Целевая» и «дробная» публичная администрация.

Публичная администрация и публичная (гражданская) служба.

Нормативно-правовое регулирование публичной администрации. Конституционные основы публичной администрации. Публичная администрация и административное право.

Контроль за публичной администрацией. Несудебные формы контроля: политический контроль, административный контроль, омбудсман. Административная юстиция как форма юрисдикционного контроля. Контроль общих судов за деятельностью публичной администрации.


Основная литература

  1. Административное право зарубежных стран: Учебник / под ред. А.Н.Козырина, М.А.Штатиной. М.: Спарк, 2003.

  2. Ролан Драго. Административная наука. (Перевод с франц.) М.: Прогресс, 1982.


Дополнительная литература

  1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. (Перевод с англ.) М.: Аспект Пресс, 2002.

  2. Альваро Хиль-Роблес. Парламентский контроль за администрацией: институт омбудсмана. (Перевод с испанск.) М.: Московская школа политических исследований, 2004.

  3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. М.: Логос, 1998.

  4. Галиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М.: Юрист, 2002.

  5. Государственное управление: словарь-справочник по материалам «International Encyclopedia of Public Policy and Administration». (Перевод с англ.). С.-Пб.: Издательство «Петрополис», 2001.

  6. Диего Валадес. Контроль над властью. (Перевод с испанск.) М.: Идея-Пресс, 2006.

  7. Зеленцов А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной властью в зарубежных странах: Учебное пособие. М.: Издательство РУДН, 2002.

  8. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование / Сборник статей и обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1995.

  9. Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. (Перевод с англ.) М.: Издательство МГУ, 2003.

  10. Рихтер И., Шупперт Г.Ф. Судебная практика по административному праву: Учебное пособие. (Перевод с немец.). М.: Юрист, 2000.

  11. Теория и практика государственного управления в развитых капиталистических странах: Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1983.

  12. Чиркин В.Е. Государственное управление: Элементарный курс. М.: Юрист, 2001.

  13. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.:
    ИГП РАН, 1994.

  14. The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford, 1987.

  15. Yves Mény. Politique comparée: Les démocraties Allemagne, Etats-Unis, France, Grande-Bretagne, Italie. 5e éd. Paris : Montchrestien, 1996.

  16. Charlton R. Comparative Government. L., 1986.

  17. Heady F. Public Administration: a Comparative Perspective. New-York, Decker, 1984.

  18. Timsit G. Administrations et Etats : études comparées. Paris: PUF, 1987.

  19. Jacques Ziller. Administrations comparées: Les systèmes politico-administratifs de l’Europe des Douze. Paris : Montchrestien, 1993.


Тема 2. Административные реформы в зарубежных странах
Понятие административной реформы. Причины и условия проведения административных реформ в зарубежных странах: особенности постиндустриального общества, падение доверия населения к государству и бюрократии, интернационализация и глобализация процессов развития, рост информационных потоков и технологий.

Функциональные административные реформы. Оптимизация функций, осуществляемых государственными органами. Исключение дублирования функций и полномочий государственных органов.

Децентрализованные учреждения (независимые агентства в США, публичные корпорации в Великобритании, публичные учреждения во Франции) и их роль в процессе административных преобразований. Передача избыточных функций государственных органов децентрализованным учреждениям.

Процедурные административные реформы. Понятие, роль и значение административных процедур. Правовое регулирование порядка рассмотрения административных дел. Совершенствование контроля за деятельностью публичной администрации.

Административные реформы и государственная служба. Принцип служения обществу. Открытость государственной службы и возможности контроля общества за действиями государственных служащих. Уровень публичных услуг как критерий эффективности государственной службы.

Структурные административные реформы. Оптимизация структуры органов исполнительной власти. Создание трехзвенной системы центрального управления: министерства - ведомства - децентрализованные учреждения. Баланс централизации и децентрализации. Место и роль саморегулируемых организаций.

Административные реформы на региональном уровне и уровне местного самоуправления.

Экономический подход к административным реформам. Государственное администрирование и государственный менеджмент. Менеджериальные средства управления в публичной сфере. Финансовый менеджмент в государственной сфере.

Административные реформы и новые информационные технологии. Доступность информации. Подлинность информации. Баланс открытости и конфиденциальности информации.

Особенности проведения административных реформ в отдельных зарубежных странах. Административные реформы в англосаксонских странах. Административные реформы в странах континентальной правовой семьи. Особенности административных реформ в странах Восточной Европы.

Административные реформы в Российской Федерации и зарубежных странах: общее и особенное.
Основная литература


  1. Гурней Б. Введение в науку управления. (Перевод с франц.) М.: Прогресс, 1969.

  2. Ник Мэннинг, Нил Парисон. Реформа государственного управления: международный опыт. (Перевод с англ.) М.: Издательство «Весь Мир», 2003.

  3. Ролан Драго. Административная наука. (Перевод с франц.) М.: Прогресс, 1982.


Дополнительная литература

  1. Бобровников А.В., Теперман В.А., Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт модернизации. Итоги экономических реформ первого поколения. М.: ИЛА РАН, 2002.

  2. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М.: Логос, 1998.

  3. Васильева Т.А. Реформа государственных институтов в Италии // Государство и право. 1993. №3. С.113-140.

  4. Государственное управление и политика. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2002.

  5. Еремин В.Н. Административно-финансовая реформа // Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы. М.: Восточная литература РАН, 1998.

  6. Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. (Перевод с англ.) М.: Издательство МГУ, 2003.

  7. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.

  8. Салищева Н.Г., Абросимова Е.Б. Административная реформа и административный процесс в России // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 3.

  9. Сморгунов Л.В. Административные реформы в западных странах: сравнительный анализ // Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность. С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2000.

  10. Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ административных реформ в западных странах // Вестник Московского университета. Сер.12. «Политические науки». 2000. №1. С.54-77.

  11. Сенаторов А.И. Очерки административной реформы в Японии. М.: Институт Дальнего Востока, 2004.

  12. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. 2 изд. М.: Тихомиров, 2005.

  13. Штатина М.А. Зарубежный опыт проведения административных реформ // Административная реформа в России. М.: Контракт, Инфра-М. 2006.


Тема 3. Централизованная публичная администрация: правительство и его аппарат, министерства, ведомства

Понятие централизованной публичной администрации. Структура и организация центрального аппарата государственного управления в зарубежных странах. Основные особенности и тенденции развития центрального аппарата государственного управления в зарубежных странах.

Основные модели организации верховной исполнительной власти в зарубежных странах: президентский, бицефальный и кабинетный. Правительство в развивающихся странах с нестабильными и недемократическими политическими режимами.

Правительство в системе органов исполнительной власти. Нормативно-правовые основы деятельности правительства.

Способы формирования правительства. Партийные и беспартийные правительства. Коалиционное правительство. «Правительство меньшинства». «Правительство национального единства». Служебное (деловое) правительство.

Структура и состав правительства. Руководство правительством. Глава правительства. Заместители премьера. «Узкий кабинет». Президиум правительства. Англосаксонская модель организации правительства. Правительство и кабинет. Французская модель «совет министров - кабинет министров». Министр. Иные члены правительства.

Основные направления деятельности правительства. Собственные и делегированные полномочия. Нормотворческая деятельность правительства. Акты правительства.

Формы работы правительства. Регламенты. Заседания правительства. Организация заседаний. Формирование повестки дня. Порядок принятия решений. Комитеты, комиссии, рабочие группы при правительстве.

Аппарат правительства. Правительство (кабинет) и его аппарат. Аппарат правительства и вспомогательные государственные органы. Нормативно-правовые основы организации и деятельности аппарата правительства.

Политические функции аппарата правительства. Аппарат правительства в системе исполнительной власти. Аппарат правительства и координация деятельности органов и учреждений публичной администрации. Аппарат правительства и межминистерские органы координации: межминистерские комитеты и комиссии, правительственные комитеты и т.д. Аппарат правительства и контроль за органами публичной администрации. Информационная и экспертно-аналитическая функции аппарата правительства.

Основные тенденции развития аппарата правительства. Организационное оформление аппарат правительства. Разрастание аппарата правительства. Усиление роли аппарата правительства в принятии политических и административных решений.

Особенности институционализации аппарата правительства в отдельных зарубежных странах. Исполнительное управление президента США. Секретариат премьер-министра и Секретариат кабинета в Великобритании. Ведомство федерального канцлера Германии. Дуализм правительственного аппарата во Франции: аппарат президента и аппарат премьер-министра. Кабинет и генеральный секретариат. «Военный» и «гражданский» кабинеты.

Личный аппарат главы правительства. Личные помощники, секретари и советники.

Министерства в системе публичной администрации. Зарубежная административная доктрина о задачах (осуществление власти, управление и вмешательство), функциях (трансформация общенациональной политики в конкретное управленческое действие; управление службами министерства; координационная деятельность; контрольная функция) и организации министерств (министр, персонал и бюджет).

Принципы формирования и типология министерств. Министерства, создаваемые в административно-политической, финансово-экономической, хозяйственной и социально-культурной сферах. Иные принципы создания министерств: проблемно-отраслевой, принцип обслуживаемой клиентуры и т.д.

Современные тенденции развития министерской системы управления. Дифференциация министерского управления. Интеграция (укрупнение) министерского звена.

Организация работы министерства и его структура. Министр. Руководство министерства. Кабинет - личный штаб министра. Внутренние подразделения министерства (департаменты, отделы, секции, бюро). Советы и комитеты консультативного характера. Министерские инспекции. Периферийные (территориальные) службы.

Вертикальные (производственные, отраслевые), горизонтальные (функциональные) и технические (архивы, статистика, отчетность и т.д.) службы министерства.

Министр и министерство. Политические и административные функции министра. Статус министра.

Министр без портфеля. Министр-координатор (главный министр). Государственный министр. Министр-делегат.



Ведомства в системе органов исполнительной власти. Основные подходы к определению ведомства, существующие в зарубежных странах.
Основная литература

  1. Административное право зарубежных стран: Учебник / под ред. А.Н.Козырина и М.А.Штатиной. М.: Спарк, 2003.

  2. Центральный аппарат государственного управления капиталистических стран. М.: Наука, 1984.

  3. Правительства, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юридическая литература, 1994.


Дополнительная литература

  1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. (Перевод с англ.). М.: Аспект Пресс, 2002.

  2. Анисимцев Н.В. Центральный аппарат административно-государственного управления современной Японии // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 5.

  3. Брэбан Г. Французское административное право. (Перевод с франц.). М.: Прогресс, 1988.

  4. Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 1996. С. 133-135.

  5. Ведель Ж. Административное право Франции (Перевод с франц.). М.: Прогресс, 1973.

  6. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление (Перевод с англ.). М.: Прогресс, 1984.

  7. Государственное право Германии. (Сокращенный перевод с немец.). Т. 1. М.: ИГПРАН, 1994.

  8. Государственные органы исполнительной власти Японии: Справочник. М.: МАКС Пресс, 2004.

  9. Джеймс Уилсон. Американское правительство. (Перевод с англ.). М.: Прогресс, Универс, 1995.

  10. Ильинский И.П. Система органов власти и управления ФРГ: Учебное пособие. М.: МГИМО, 1977.

  11. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. М.: «Городец», 2004.

  12. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование: Сборник статей и обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1995.

  13. Италия: Конституция и законодательные акты. (Перевод с итал.). М.: Прогресс, 1988.

  14. Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. ХХ века. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2001.

  15. Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. (Перевод с англ.) М.: Издательство МГУ, 2003. Крылова И.С. Аппарат управления современной Франции. М.: Наука, 1982.

  16. Конституции государств Америки. М.: Wolters Kluwer, 2006.

  17. Конституции государств Европейского Союза. М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997.

  18. Макаров А.А. Политическая власть в Японии: Механизм функционирования на современном этапе. М.: Наука, 1988.

  19. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционной системе США. М.: Наука, 1984.

  20. Могунова М.А. Скандинавские государства: центральные органы власти. М.: Юрид. лит., 1975.

  21. Организация административной власти во Франции: Российско-французская серия информационных и учебных материалов. № 21. М., 1993.

  22. Организация работы правительства во Франции: на примере Генерального секретариата Правительства. Российско-французская серия информационных и учебных материалов. № 6. М., 1993.

  23. Орлов А.Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М.: Анкил, 2002.

  24. Осавалюк А.М. Вспомогательные государственные органы зарубежных стран: конституционно-правовой аспект. М.: Юристъ, 1998.

  25. Петерсон О. Шведская система правления и политика. М., 1998.

  26. Роуз Р. Политическая система Англии // Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. (Перевод с англ.). М.: Аспект Пресс, 2002. С.287-383.

  27. Савицкий П.И. Правительственный аппарат Пятой Республики во Франции. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979.

  28. Савин В.А. Система органов власти и управления Испании. М.: МГИМО, 1982.

  29. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. (Перевод с англ.). М.: Прогресс, Универс, 1993.

  30. Стрельцов Д.В. Система государственного управления Японии в послевоенный период. М.: МАКС Пресс, 2002.

  31. Урьяс Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ. М.: Наука, 1988.

  32. Федеративная Республика Германия: Конституция и законодательные акты. М., 1991.

  33. Французская Республика: Конституция и законодательные акты (Перевод с франц.). М.: Прогресс, 1989.

  34. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира: Конституционно-правовое регулирование и практика. М.: Экзамен, 2006.

  35. Четвериков С.Б. Кто и как делает политику США. М.: Международные отношения, 1974.

  36. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.:
    ИГПРАН, 1994.

  37. Штатина М.А. Административное право в странах Латинской Америки. М.: Изд-во РУДН, 1994.

  38. Штатина М.А. Административное право развивающихся стран: Общая часть. М.: Изд-во УДН, 1989.

  39. Acosta S. Gobierno y la administracion en la Constitucion. Vol. 1, 2. Madrid, 1988.

  40. Bamforth N., Leyland P. Public Law in a Multi-Layered Constitution. Oxford, 2003.

  41. Benoît Mercuzot. Organisation administrative. Les institutions administratives françaises. Paris, 2001.

  42. The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford, 1987.

  43. BradleyA., Ewing K. Constitutional and Administrative Law. 13th ed. London, 2002.

  44. Bresser Pereira L.C. De la Administracion Publica Burocratica a la Gerencial // La Revista del Servicio Publico, 1996.

  45. Charlton R. Comparative Government. London, 1986.

  46. Cronin Th. The State of the Presidency. Boston: Little, Brown & Co., 1980.

  47. Demichel А., Lalumière P. Le droit public. Paris, 1996.

  48. Jacques Ziller. Administrations compareés: Les systèmes politico-administratifs de l’Europe des Douze. Paris : Montchrestien, 1993.

  49. Garcia-Trevijano J.A. Tratado de Derecho Administrativo. Madrid, 1998.

  50. Hayao Kenji. The Japanese Prime Minister and Public Policy. Pittsburgh: Univ. of Pittsburgh, 1993.

  51. Hesse, Konrad. Grundzüge des Verfassungsrechts der Bundesrepublik Deutschland. – neudr. Der 20 Aufl. Heidelberg: Müller 1999. – XVI, 335 S.

  52. Heywood P. The government and politics of Spain. New York, 2002.

  53. Katz, Alfred. Staatsrecht: Grundkurs im öffentlichen Recht. – 15, neu bearb. Aufl. Heidelberg: Müller 2002.

  54. La riforma del governo. Bologna: il Mulino, 2000.

  55. Maunz, Teodor. Deutsches Staatsrecht. – vollig neubearb. Von Reinold Zippelius. – 30 Aufl. – München: Beck, 1998.

  56. Morales A. Historia del derecho y de las instituciones espanoles. Madrid, 1999.

  57. Pika J.A., Maltese J.A., Thomas N.C. The Politics of the Presidency. – Wash.: CQ Press, 2002.

  58. René Chapus. Droit administratif général. 13-e édition. Tome 1. Paris, 1999.

  59. Yves Mény. Politique comparée: Les démocraties Allemagne, Etats-Unis, France, Grande-Bretagne, Italie. 5e éd. Paris : Montchrestien, 1996.

  60. Tomkins A. The Constitution After Scott: Government Unwrapped. Oxford, 1998.

  61. http://www.whitehouse.gov/government/cabinet.html

  62. http://www.whitehouse.gov/government/eop.html

  63. http://www.premier-ministre.gouv.fr.

  64. http://www.bundesregierung.de

  65. http://www.rechtliches.de

  66. www.kantei.go.jp


Тема 4. Функциональная децентрализованная администрация
Понятие функциональной децентрализованной администрации. Возникновение и развитие децентрализованных учреждений.

Автономные административные структуры (ведомства). Эволюция форм децентрализованных учреждений.

Общие черты децентрализованных учреждений. Административная и финансовая автономия. Специальная компетенция («разрешено лишь то, что прямо закреплено»). Статус субъекта публичного права.

Правовой статус децентрализованного учреждения.

Особенности правового положения децентрализованных учреждений в государствах англосаксонской системы. Публичные корпорации и самостоятельные королевские ведомства в Великобритании. Независимые агентства и комиссии в США.

Особенности правового положения децентрализованных учреждений в странах континентальной системы. Независимые административные органы и публичные учреждения во Франции. Публичные учреждения управленческого и промышленно-торгового характера. Шведская модель децентрализованной администрации.

Создание децентрализованных учреждений.

Состав и структура децентрализованных учреждений.

Виды децентрализованных учреждений. Децентрализованные учреждения, функционирующие в хозяйственно-экономической области (Федеральная торговая комиссия США, промышленные палаты в Германии, Управление британских железных дорого, депозитные кассы во Франции, Банк Италии и т.д.). Децентрализованные учреждения, функционирующие в социально-культурной области (Комиссия по обеспечению равных возможностей по трудоустройству в США, рабочие советы в Германии, Национальное агентство занятости во Франции, университеты и т.д.). Децентрализованные учреждения, действующие в административно-политической области (Центральное разведывательное управление и Комиссия по гражданским правам в США, Национальная комиссия по контролю за избирательными кампаниями во Франции и др.).

Постоянные и временные децентрализованные учреждения. Полномочия ad hoc временных децентрализованных учреждений.

Функциональная классификация децентрализованных учреждений Регулирующие, координирующие, распределяющие, клиентские, примирительные автономные учреждения.

Национальные, региональные и местные децентрализованные учреждения.

Властные и консультативные децентрализованные учреждения.

Контроль за децентрализованными учреждениями. Парламентский, административный, финансовый и судебный контроль.


Основная литература

  1. Административное право зарубежных стран: Учебник / под ред. А.Н.Козырина, М.А.Штатиной. М.: Спарк, 2003.

  2. Правительства, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юридическая литература, 1994.


Дополнительная литература

  1. Административное право зарубежных стран / под ред. А.Н.Козырина. М.: Спарк, 1996.

  2. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. (Перевод с англ.) М.: Прогресс, 1984.

  3. Гримо Ж. Организация административной власти во Франции. (Перевод с франц.) М., 1993.

  4. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. М.: «Городец», 2004.

  5. Крылова И.С. Аппарат государственного управления современной Франции. М.: Наука, 1982.

  6. Маллинз М.Е. Вводный обзор американского административного права // Вестник Саратовской государственной академии права. 1999. №4 (19). С.88-93.

  7. Никеров Г.И. Административное право США. М.: Наука, 1977.

  8. Пэюхэнен А. Исполнительная власть в Финляндии // Государство и право. 1992, №7. С.147-151.

  9. M.Baena del Alcazar. Curso de ciencia de la administracion. Madrid, 1985.

  10. Bradley A.W., Ewing K.D. Constitutional and Administrative Law. London: Pearson Ed, 2003.

  11. Greenwood J., Wilson D. Public Administration in Britain. London: Allen & Unwin, 1984.


Тема 5. Местное самоуправление
Местное самоуправление и местное управление. Местное самоуправление в системе публичной администрации.

Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления. Международно-правовые стандарты местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления.

Характерные черты местного самоуправления. Особая связь с местным населением. Территориальная подведомственность. Административно-территориальное деление как основа местного самоуправления. Организационная и функциональная самостоятельность.

Местное самоуправление как объект административно-правового регулирования.

Компетенция местного самоуправления. Теория свободной общины. Государственная теория самоуправления. Доктрина делегированных полномочий. Теория дуализма местного самоуправления.

Юридическая техника определения вопросов местного значения.

Собственные полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической, социальной и административной сферах. Местный финансовый менеджмент.

Делегированные полномочия органов местного самоуправления.

Совместная компетенция центральных и местных властей.

Обязательные и факультативные (вспомогательные) полномочия центральных и местных властей.

Виды органов местного самоуправления. Представительные и исполнительные органы. Органы общей, отраслевой и функциональной компетенции. Органы избираемые и назначаемые. Коллегиальные и единоначальные органы.

Системы местного самоуправления. Муниципальная (англосаксонская) система и основные ее разновидности - британская (унифицированная) и североамериканская (диверсифицированная) модели. Биполярная (романо-германская) система и основные ее разновидности - романская, германская, скандинавская и латиноамериканская модели.


Основная литература

  1. Административное право зарубежных стран: Учебник / под ред. А.Н.Козырина, М.А.Штатиной. М.: Спарк, 2003.

  2. Местное самоуправление в зарубежных странах: Информационный обзор. М.: Юрид. лит., 1994.


Дополнительная литература

  1. Болтенко Ю.Н. Основные разновидности организационной структуры местного самоуправления в Германии // Местное самоуправление: теория и практика. М., 1998.

  2. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. (Перевод с англ.) М.: Прогресс, 1984.

  3. Грибанова Г.И. Местное самоуправление в Западной Европе: сравнительный анализ политико-социологических аспектов. С.-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.

  4. Гриценко Е. Традиции местного самоуправления в Германии и их историческое значение // Муниципальное право. 2000. №1. С. 59-74.

  5. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001.

  6. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М.: Наука, 1995.Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. М.: Издательство МГУ, 1982.

  7. Келли П. Делегирование государственной власти городам в Соединенных Штатах / Американское правительство: единообразие в многообразии. (Перевод с англ.) М.: Издательство «Магистр», 1997.

  8. Кенни Д. Органы управления штатов и органы местного самоуправления в штате Иллинойс /Американское правительство: единообразие в многообразии. (Перевод с англ.) М.: Издательство «Магистр», 1997.

  9. Клеймайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (основные структуры, особенности, недостатки) // Государство и право. 1995. № 4. С. 46-56.

  10. Местное самоуправление в Германии (на примере Положения об общинах земли Баден-Вюртенберг). (Перевод с немец.) М.: Издательство «Де-юре», 1996.

  11. Тонами К. Местное самоуправление в Японии // Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1998. №5. С.77-83.

  12. Хамман Дж.А. Муниципальные органы управления в США: концепция и практика / Американское правительство: единообразие в многообразии. (Перевод с англ.) М.: Издательство «Магистр», 1997.

  13. Штейнберг Д., Шашкова А.. Местное самоуправление в России и Испании: сравнительный анализ // Российская юстиция. 1999. № 13. С.51-52.


4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Понятие публичной администрации

Контрольные вопросы

1.Какие характерные черты имеет публичная администрация?

2. Какие задачи стоят перед публичной администрацией?

3. Назовите основные функции публичной администрации.

4. Как соотносятся публичная администрация и публичная служба?

5. Назовите основные принципы организации и публичной администрации.

6. Какими принципами публичная администрация должна руководствоваться в своей деятельности?

7. Что понимается под централизацией и децентрализацией публичной администрации?

8. Приведите примеры проявления концентрации публичной администрации.

9. Какие полномочия публичной администрации называются дискреционными?

10. Как осуществляется нормативно-правовое регулирование публичной администрации?

11. В каких формах осуществляется контроль за деятельностью публичной администрации?

12. Кто осуществляет политический контроль за публичной администрацией?

13. В каких формах осуществляется юрисдикционный контроль за публичной администрацией?

14. Могут ли суды осуществлять контроль за публичной администрацией?

Задание для самостоятельной работы

Расскажите, что в современной западной управленческой науке понимается под:

(1) «административным государством»?

(2) «открытым управлением»?

(3) «целевой администрацией»?

Для подготовки задания используйте:

(1) Дуайт Вальдо. Административное государство / Классики теории государственного управления: американская школа. (Перевод с англ.). М.: Издательство Московского университета, 2003.

(2) Д.Гарнер. Великобритания: центральное и местное управление. (Перевод с англ.). М.: Прогресс, 1984.

(3) Ролан Драго. Административная наука. (Перевод с франц.) М.: Прогресс, 1982.
Тема 2. Административные реформы в зарубежных странах
Контрольные вопросы

1. Что такое административная реформа?

2. Каковы предпосылки современных административных реформ в зарубежных странах?

3. Какие функции государственных органов могут быть переданы децентрализованным учреждениям?

4. Что такое административные процедуры?

5. Как меняется государственная служба в зарубежных странах в ходе административной реформы?

6. В чем отличия трехзвенной системы центрального управлении в Российской Федерации в зарубежных странах?

7. Каковы различия в административных реформах в странах англо-саксонской и романо-германской правовой семьи?

8. Каковы основные направления и принципы административной реформы в странах Восточной Европы?

9. Какие изменения произошли в системе органов исполнительной власти в зарубежных странах?

10. Какие изменения были внесены в распределение функций между центральной публичной администрацией и местным самоуправлением?

Задание для самостоятельной работы

На основе опыта проведения административных реформ в зарубежных странах и в Российской Федерации разработать и защитить систему показателей эффективности и результативности деятельности:

а) государственного органа;

б) государственного служащего.


Тема 3. Централизованная публичная администрация: правительство и его аппарат, министерства, ведомства
Контрольные вопросы

1. Что понимается под централизованной публичной администрацией?

2. В чем состоит отличие между президентской, бицефальной и кабинетной моделями организации верховной исполнительной власти?

3. В каких случаях формируется партийное, коалиционное, служебное правительство? Что такое «правительство национального единства»? «правительство меньшинства»?

4. Кто осуществляет руководство работой правительства?

5. Назовите основные характеристики англосаксонской модели организации правительства.

6. Как во Франции различаются понятия «совет министров» и «кабинет министров»?

7. Есть ли отличия в статусе министра как члена правительства и руководителя министерства?

8. Что понимается под экономической, социальной, политической функцией правительства?

9. В каких случаях правительство осуществляет делегированное законодательство? Не противоречит ли наделение правительства полномочиями по делегированному законодательству принципу разделения властей?

10. Назовите основные формы организации работы правительства.

11. Что понимается под аппаратом правительства?

12. Как аппарат правительства обеспечивает стабильность государственного управления?

13. В каких формах аппарат правительства осуществляет координацию деятельности органов публичной администрации?

14. Назовите основные задачи и функции министерства как органа публичной администрации?

15. Что такое «суперминистерство»?

16. Как осуществляется руководство деятельностью министерства?

17. Каковы основные функции кабинета министра?

18. В каких организационно-правовых формах министерство может осуществлять контрольную функцию?

19. Для каких целей создаются территориальные (периферийные) службы министерства?

20. Приведите примеры ведомств, функционирующих в системе публичной администрации зарубежных стран.

21. В каких сферах государственного управления обычно создаются ведомства?



Задание для самостоятельной работы

Подготовьте развернутый доклад об организации публичной администрации во Франции или другой стране по вашему выбору.

При подготовке доклада вы можете воспользоваться следующим планом.

Публичная администрация Франции

Конституция V Республики и организация во Франции публичной администрации. Высшие административные должности – президент и премьер-министр. Бицефальная модель правительства.

Государственная администрация: центральные, местные, консультативные и контролирующие административные органы.

Центральные органы государственной административные органы. Административные службы при президенте (службы Елисейского дворца) и премьер-министре (службы Матиньона). Министерства. Министры. Министры с делегированными полномочиями при премьер-министре и при министре. Государственный секретарь. Министерский аппарат. Кабинет министра.

Местные органы государственной администрации. Префектуры. Государственные периферийные службы.

Консультативные и контролирующие органы государственной администрации. Государственный совет. Экономический и социальный совет. Медиатор.

Территориальные коллективы. Коммуны. Муниципальный совет. Мэр. Департаменты. Генеральный совет и его председатель. Регионы. Региональный совет, его председатель и созданная при нем постоянная комиссия.

Функциональная администрация. Публичные учреждения: административные (EPA) и промышленные и коммерческие (EPIC).

Литература и источники для подготовки задания:


  1. Административное право зарубежных стран: Учебник / под ред. А.Н.Козырина, М.А.Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 224-239.

  2. Французская Республика: Конституция и законодательные акты (Перевод. с франц). М.: Прогресс, 1989.

  3. Крылова И.С. Аппарат управления современной Франции. М.: Наука, 1982.

  4. Ведель Ж. Административное право Франции (Перевод с франц.). М.: Прогресс, 1973.

  5. Брэбан Г. Французское административное право (Перевод с франц.). М.: Прогресс, 1988.

  6. Савицкий П.И. Правительственный аппарат Пятой Республики во Франции. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979.

  7. Организация административной власти во Франции: Российско-французская серия информационных и учебных материалов. № 21. М., 1993.

  8. Организация работы правительства во Франции: на примере Генерального секретариата Правительства. Российско-французская серия информационных и учебных материалов. № 6. М., 1993.

  9. http://www.premier-ministre.gouv.fr.

  10. René Chapus. Droit administratif général. 13-e édition. Tome 1. Paris, 1999.

  11. Benoît Mercuzot. Organisation administrative. Les institutions administratives françaises. Paris, 2001.

  12. André Demichel, Pierre Lalumière. Le droit public. Paris, 1996.


Тема 4. Функциональная децентрализованная администрация
Контрольные вопросы

1. Что понимается под функциональной децентрализованной администрацией?

2. Назовите общие черты автономных административных учреждений.

3. Что означает административная и функциональная автономия децентрализованных учреждений?

4. В чем состоит особенность правового положения децентрализованных учреждений в государствах англосаксонской системы? в странах континентальной системы?

5. Каков порядок создания децентрализованных учреждений?

6. Назовите основные виды децентрализованных учреждений.

7. Могут ли децентрализованные учреждения создаваться ad hoc на определенный срок?

8. Приведите несколько примеров регулирующих, координирующих, распределяющих, клиентских, примирительных автономных учреждений.

9. Могут ли децентрализованные учреждения создаваться на региональном и местном уровне?

10. Возможно ли создание децентрализованных учреждений с консультативными полномочиями?

11. Кто осуществляет контроль за децентрализованными учреждениями?



Задание для самостоятельной работы

Расскажите о порядке создания, основных направлениях деятельности и компетенции одного из ниже перечисленных субъектов функциональной децентрализованной администрации:



  • Центральное разведывательное управление США;

  • Банк Италии;

  • Управление британских железных дорог;

  • Национальная комиссия по информатике и свободам во Франции.


Тема 5. Местное самоуправление.
Контрольные вопросы

1. Что понимается под местным самоуправлением?

2. В чем отличие между местным самоуправлением и местным управлением?

3. Какие вам известны международно-правовые акты, регулирующие вопросы местного самоуправления?

4. Какова компетенция местного самоуправления?

5. Как законодательство определяет «вопросы местного значения»?

6. Как осуществляется местный финансовый менеджмент?

7. В каком порядке государство может делегировать отдельные полномочия органам местного самоуправления?

8. Приведите примеры: а) представительных и исполнительных органов местного самоуправления; б) органов местного самоуправления общей, отраслевой и функциональной компетенции; в) избираемых и назначаемых органов местного самоуправления; г) коллегиальных и единоначальных органов местного самоуправления.

9. В чем состоит принципиальное различие муниципальной (англосаксонской) и биполярной (романо-германской) системами местного самоуправления?



Задание для самостоятельной работы

1. В муниципальном образовании утвержден бюджет с превышением расходов над доходами в размере 20%. Приведите возможные правовые способы ликвидации дефицита бюджета. Оцените достоинства каждого способа и связанные с ним экономические, политические и правовые риски. Составьте план действий, которые должны быть предприняты для реализации того или иного способа ликвидации дефицита бюджета.

2. В муниципальном образовании в результате непродуманных действий администрации поставлено под угрозу жизнеобеспечение населения данного муниципального образования. Какие действия может предпринять центральная государственная администрация, если это муниципальное образование находится в Великобритании, Франции и России?

3. На территории муниципального образования найдены источники минеральной воды с уникальным химическим составом. По оценкам специалистов применение этой воды в санаторно-курортном лечении перспективно для развития курорта международного уровня. Данное муниципальное образование собственной санаторно-курортной базы и дороги, которая могла бы обеспечить потребности современного курорта, не имеет. Создание инфраструктуры курорта и строительство дороги за счет собственных средств муниципального образования невозможны. Какие действия могут быть предприняты администрацией муниципального образования для развития данного муниципального образования как курорта?


5. Примерная тематика письменных работ (эссе)

1. Современные западные концепции публичной администрации.

2. Публичная администрация и публичный интерес.

3. О пределах административной децентрализации.

4. Природа дискреционных полномочий публичной администрации.

5. Гарантии свободного доступа граждан к информационным ресурсам публичной администрации.

6. Право на хорошее управление: к вопросу об эффективности публичной администрации).

7. Национальный омбудсман и контроль за публичной администрацией.

8. Новый государственный менеджеризм.

9. Рационализация бюрократии в зарубежных странах.

10. Независимые агентства в зарубежных странах: статус и полномочия.

11. Правовые основы административных реформ в зарубежных странах.

12. Государственно-служебные реформы в зарубежных странах.

13. Административная реформа в англосаксонских странах (странах романо-германской правовой семьи, странах Восточной Европы и любой другой группе стран по выбору студента).

14. Французская конституция V Республики и бицефальная модель организация высшей исполнительной власти.

15. Существует ли правительство в США?

16. Правительство в развивающихся странах с нестабильными и недемократическими политическими режимами.

17. Стабильно ли «правительство меньшинства»?

18. Административная и политическая функция правительства.

19. Кто управляет современным правительством?

20. Личные помощники, секретари и советники в механизме принятия правительственных решений.

21. Правительство и кабинет: к вопросу об оптимизации правительственной структуры.

22. Модели организации межминистерской координации.

23. Министр: политик и / или администратор?

24. Суперминистерства и тенденция укрупнения министерского звена.

25. Децентрализованные учреждения в хозяйственно-экономической области.

26. Система автономных административных учреждений в одной из зарубежных стран (по выбору студента)

27. Шведская модель децентрализованной администрации.

28. Местный финансовый менеджмент.

29. Административная опека и местное самоуправление.

30. Европейская хартия самоуправления и развитие института местного самоуправления в Российской Федерации.
6. Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения учебного курса.
1.Понятие публичной администрации. Задачи и функции публичной администрации.

2. Публичная администрация и политическая власть.

3. Публичная администрация и публичный интерес.

4. Принципы организации публичной администрации.

5. Принципы деятельности публичной администрации.

6. Нормативно-правовое регулирование публичной администрации.

7. Контроль за публичной администрацией.

8. Причины административных реформ в зарубежных странах.

9. Этапы административных реформ.

10. Основные направления современных административных реформ.

11. Функциональные административные реформы.

12. Административные процедуры: понятие, виды, значение.

13. Процедурные административные реформы.

14. Структурные административные реформы.

15. Административные реформы на региональном уровне и уровне местного самоуправления.

16. Экономический подход к административным реформам.

17. Понятие и структура централизованной публичной администрации.

18. Основные модели организации верховной исполнительной власти в зарубежных странах.

19. Способы формирования правительства.

20. Структура и состав правительства.

21. Правительство и кабинет.

22.Французская модель «совет министров – кабинет министров».

23. Министр- член правительства и руководитель министерства.

24. Нормотворческая деятельность правительства. Акты правительства.

25. Формы работы правительства.

26. Аппарат правительства: понятие и нормативно-правовые основы организации и деятельности аппарата правительства.

27. Политические и административные функции аппарата правительства.

28. Межминистерские органы координации деятельности органов публичной администрации.

29. Личный аппарат главы правительства.

30. Министерства в системе публичной администрации, их задачи и функции.

31. Принципы формирования и типология министерств.

32. Современные тенденции развития министерской системы управления.

33. Организация работы министерства и его структура.

34. Ведомства в системе органов исполнительной власти.

35. Понятие функциональной децентрализованной администрации.

36. Правовой статус децентрализованного учреждения.

37. Порядок создания и структура децентрализованных учреждений.

38. Виды децентрализованных учреждений.

39. Контроль за децентрализованными учреждениями.

40. Местное самоуправление и местное управление.

41. Европейская хартия местного самоуправления.

42. Компетенция местного самоуправления.

43. Виды органов местного самоуправления.

44. Системы местного самоуправления.


III. Формы контроля

Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях, а также путем проверки преподавателем эссе.

Промежуточный контроль осуществляется путем проведения контрольной работы по темам, вынесенным на самостоятельное изучение студентов.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета по окончании изучения дисциплины.

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

1.  оценки работы студентов на семинарских занятиях;

2.  оценки за эссе;

3. оценки за контрольную работу;

4. итоговой оценки, полученной на зачете.

Для получения результирующей оценки итогового контроля усредняются оценки в 10-балльной шкале по отдельным формам текущего контроля и зачета.

Результирующая оценка итогового контроля выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов. В зачетную книжку и в ведомость выставляется результирующая оценка.

Вес итоговой оценки, полученной на зачете, в результирующей оценке составляет 0,6; вес оценки за эссе - 0,1; вес оценки работы студентов на семинарских занятиях - 0,2; вес оценки за контрольную работу - 0,1.


Основные требования, примерный объем и критерии оценки письменной работы


Эссе - это краткая научная работа студента, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Отличие эссе от других научных работ студентов - в его краткости, лаконичности изложения материала на предложенную тему. Эссе сравнимо с устными высказываниями студентов по определенному научному вопросу на семинарах или докладом. В эссе студент выражает собственное мнение, обосновывая его ссылками на нормативный материал и учебную и научную литературу. Наличие авторской позиции, собственного отношения к вопросу в эссе обязательно. В эссе не требуется глубоко исследовать научную доктрину, сравнивать научные концепции и взгляды, в обязательном порядке использовать сравнительно-правовой и исторический и другие научные методы, если это только прямо не предусмотрено выбранной темой эссе.

 Эссе выполняется на отдельных листах формата А4, скрепленных между собой, шрифтом черного цвета. Нескрепленные эссе, а также эссе, выполненные от руки, напечатанные цветным шрифтом (синим, зеленым, красным и т.д.) на проверку не принимаются. Объем эссе - до 10 страниц печатного текста, включая титульный лист и список литературы.

 Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. План в эссе не обязателен, так как структура плана предполагает введение и заключение, а также деление основного вопроса на подвопросы, что в эссе сделать, как правило, затруднительно. Объем эссе не позволяет писать подробные введение и заключение на нескольких страницах. В начале эссе можно ограничиться одной или несколькими фразами, вводящим читающего в курс рассматриваемого вопроса. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязательно должен быть список использованных нормативных правовых актов и литературы.

 Критерии оценки эссе.



10 баллов - блестящая работа, которая отвечает всем предъявляемым требованиям, а также отличается научной новизной и является вкладом в развитие правовой науки.

9 баллов - эссе соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема эссе раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Эссе написано с использованием большого количества нормативных правовых актов на основе рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы, чем та, что предложена в Программе соответствующей учебной дисциплины. На высоком уровне выполнено оформление работы.

8 баллов - те же требования, что и для оценки «9 баллов».Студентами не использована литература, помимо той, которая предложена в Программе учебной дисциплины.

7 баллов - тема эссе раскрыта полностью; прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые обоснованные выводы; использована необходимая для раскрытия вопроса основная и дополнительная литература и нормативные правовые акты. Грамотное оформление.

6 баллов - в целом тема эссе раскрыта; выводы сформулированы, но недостаточно обоснованны; имеется анализ необходимых правовых норм, со ссылками на необходимые нормативные правовые акты; использована необходимая как основная, так и дополнительная литература; недостаточно четко проявляется авторская позиция. Грамотное оформление.

5 баллов - тема раскрывается на основе использования нескольких основных и дополнительных источников; слабо отражена собственная позиция, выводы имеются, но они не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа правовых норм, хотя ссылки на нормативные правовые акты встречаются. Имеются недостатки по оформлению.

4 балла - тема раскрыта недостаточно полно; использовались только основные (более двух) источники; имеются ссылки на нормативные правовые акты, но не выражена авторская позиция; отсутствуют выводы. Имеются недостатки по оформлению.

3 балла - тема эссе раскрывается неполно на основе двух источников; изложение материала без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты. Имеются недостатки по оформлению работы.

2 балла - тема эссе не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на нормативные правовые источники. Имеются недостатки по оформлению работы.

1 балл - текстуальное совпадение всего эссе с каким-либо источником, т. е. плагиат.

  Организация проведения контрольной работы



Контрольная работа выполняется студентом на семинарском занятии в течение 40 минут по одной из тем, вынесенных на самостоятельное изучение. Примерные задания контрольной работы представлены ранее.







База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница