Программа учебной практики



Скачать 317.8 Kb.
Дата30.04.2016
Размер317.8 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

учебно-ознакомительная


(наименование учебной практики)


Направление подготовки : 030601.65 Журналистика

Специализация: Реклама

Форма обучения: заочная

Утверждено на заседании Утверждено на заседании

кафедры КиМКТЯиЖ Совета факультета

филологии, журналистики и МК

Протокол № 7 от 15.02.2013 г. Протокол № 5 от 27.02. 2013 г.

Зав. кафедрой _____________________ Декан факультета __________________

(Иванищева О.Н.) (Иванищева О.Н.)

Программа учебно-ознакомительной практики

студентов, обучающихся по направлению подготовки специалитета 030601.65 Журналистика 3 курса

специализация Реклама

(заочная форма обучения)

Cроки проведения практики

10 недель, 3 курс, 5-6 семестр



1.Цели практики познакомить студентов с организацией работы в различных средствах массовой информации, отработать навыки подготовки новостных материалов.
2.Задачи практики

Практика базируется на освоении таких дисциплин, как Основы журналистики, Техника и технология СМИ. На теоретических курсах даются знания о системе СМИ, структуре средств массовых информаций разного типа, технологические основы производства медийного продукта, разные жанры журналистских произведений. Эти знания отрабатываются в умения и навыки на протяжении практики.

Задачи учебно-ознакомительной практики:


  1. дать общее представление об организации работы на мурманском радио, телевидении и в редакциях мурманских газет;

  2. отработать первые навыки подготовки новостей в редакциях газет;

  3. отработать производственно-технологический навык профессиональной деятельности (подготовка текста к печати).


3.Место практики в структуре ООП ВПО

Практика базируется на освоении таких дисциплин, как Основы журналистики, Техника и технология СМИ.


4.Место проведения практики средства массовой информации региона и Российской Федерации (см. список баз практик)


    5.Содержание и характер деятельности студентов


Организация деятельности студентов:

  • участие в установочной конференции по учебно-ознакомительной практике в вузе;

  • посещение различных органов СМИ г. Мурманска:

- знакомство с задачами СМИ и спецификой их работы;

- беседа с представителями администрации СМИ и журналистами об особенностях их работы;



  • анализ посещения органов СМИ г. Мурманска (заполнение дневника

  • практики);

  • наблюдение за работой органов СМИ при подготовке новостей;

  • подготовка собственных новостных материалов;

  • отчет по практике (сдача документов и материалов);

  • участие в итоговой конференции по учебно-ознакомительной практике в вузе.


Ожидаемые результаты:

  • получение полного представления об организации работы в различных средствах массовой информации;

  • получение первых навыков подготовки новостей в редакциях мурманских газет;

  • отработка навыка подготовки текста к печати, набора материала на компьютере.



6.Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

современные информационные технологии, методы журналистских расследований



7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Формы отчетности:

  1. заполнение дневника учебно-ознакомительной практики;

  2. публикация или подготовка к публикации не менее 5 новостных материалов в любых СМИ, в т.ч. электронных.



8.Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики

Цель практики - подготовить будущего специалиста к практической работе в разных типах СМИ, информационных службах и структурах PR, а также к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности:



  1. Журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ).

  2. Журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации общественности и разных слоев аудитории).

  3. Журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ).

  4. Программирующая (участие в информационном маркетинге, в разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов).

  5. Производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с ретранслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы «в свет»).


9.Формы отчетности и итоговая аттестация

По итогам практики проводится зачет (оценка «зачтено» и «не зачтено»). Оценка за учебно-ознакомительную практику выставляется на основании оценки руководителя практики на предприятии и преподавателя по специальности. Оценка может быть повышена или понижена факультетским руководителем практики на основании анализа публикаций студента.



Критериями оценки являются:

  • уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности;

  • степень сформированности профессиональных умений, в частности соблюдение принципов информационного жанра новость, методов журналистики (социологических методов, методов сбора эмпирических данных, филологические методов).

«Зачтено» ставится студенту, выполнившему практику в полном объеме.

«Не зачтено» ставится студенту, не выполнившему практику в полном объеме, продемонстрировавшему слабые теоретические знания и практические умения и навыки, не проявившему активность в работе.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

а) основная литература:


1. Дневник учебно-ознакомительной практики: Методическое пособие / Авт.-сост. О.Н. Иванищева, Т.А. Смирнова. – Мурманск: МГПУ, 2007. – 26 с. Или: Дневник учебно-ознакомительной практики студентов (на электронном носителе)

2. Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности 021400 «Журналистика» высшего профессионального образования. М.: УМО по классическому университетскому образованию, 2004.

3. Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета филологии и журналистики по специальности 021400 (036001) «Журналистика» / Сост. д.ф.н. О. Н. Иванищева. - Мурманск: МГПУ, 2007. - 21 с.

б) дополнительная литература:

Мельник Г. С. Общение в журналистике : секреты мастерства / Мельник Г. С. - 2-е изд., перераб. - СПб. : Питер, 2008.

Кодола Н. В. Интервью. Методика обучения. Практические советы : учеб. пособие для студ. вузов по дисц. "Практическая журналистика" спец. "Русский язык и литература" / Кодола Н. В. - 2-е изд., испр., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2011.

Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста : очерки теории и практики : учеб. пособие для студ. вузов / Самарцев О. Р. ; [под общ. ред. Я. Н. Засурского]. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект, 2009.

Ляшенко Б. П. Хочу к микрофону. Профессиональные советы диктору / Ляшенко Б. П. ; под ред. Г. А. Шевелева. - 2-е изд., доп. - М. : Аспект Пресс, 2009.

Ермилов А. Е. Живой репортаж : профессиональные советы тележурналисту / Ермилов А. Е. - М. : Аспект Пресс, 2010.
11.Материально-техническое обеспечение учебной практики техническое оборудование СМИ
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной основной образовательной программы (ПрООП) ВПО по направлению и профилю подготовки 030601.65 Журналистика.
Автор(ы) Иванищева О.Н., доктор филологических наук, профессор; Короткова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент

Рецензент(ы) Ковалева А.Н., выпускающий редактор газеты «Вечерний Мурманск»;

Вагинова Л.С., доктор культурологи, профессор МГГУ


Зав. кафедрой КиМКТЯиЖ (Иванищева О.Н.)

Программа одобрена на заседании Совета факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций от «27» февраля 2013 г., протокол № 5

Председатель Совета (Иванищева О.Н.)



Д Н Е В Н И К

учебно-ознакомительной практики

студента ____________________________ факультета


_______________ курса ____________________ группы
_________________________________________________

(фамилия)
_________________________________________________

(имя)
_________________________________________________

(отчество)

Требования к ведению дневника

учебно-ознакомительной практики


  1. Дневник является основным отчётным и обязательным документом, который студент представляет на зачет.

  2. Регулярное заполнение дневника является функциональной обязанностью студента.

  3. Ведение дневника контролирует руководитель практики.


Алгоритм анализа дня


  1. Сбор информации в течение всего дня.

  2. Оценка информации и выделение той, которая необходима.

  3. Принятие решения, оценка, выводы по дню. Перспектива дальнейшей деятельности.


Требования к анализу дня


  1. Непрерывность записей.

  2. Глубина анализа.

  3. Конструктивность.

  4. Объективность.



При прохождении учебно-ознакомительной практики студент должен:

    • изучить периодическое издание (концепцию и тематическое содержание, проблематику, особенности оформления и др.);

    • познакомиться с организацией и планированием работы газеты
      (в ходе беседы с главным редактором, его заместителями), процессом подготовки номера в печать;

    • усвоить методику сбора материала для публикации;

    • познакомиться с процессом выпуска издания, начиная со сбора информационного материала журналистами, его обработки в отделах редакции, верстки газетных полос номера и заканчивая технологическим процессом печати тиража газеты;

    • уяснить специфику читательской аудитории издания;

    • по возможности редактировать материалы внештатных авторов, письма читателей;

    • принять участие в летучках, планерках, «круглых столах»;

    • изучить структуру редакции, секретариата, отделов;

    • присутствовать на заседаниях редакционной коллегии;

    • по возможности сделать корректуру нескольких полос газеты;

    • посетить вместе со штатным журналистом пресс-конференцию, мероприятие и т.п.

    • научиться выбирать тему, собирать и обрабатывать материал;

    • нести ответственность за достоверность и точность фактов в текстах, подготовленных к печати;

    • опубликовать не менее 5 новостных материалов в Интернет-газете студентов-журналистов МГПУ «@quatoria» (http://www.aquatoria. ucoz.ru/).

При прохождении учебно-ознакомительной практики студенту важно получить представление об издании и его задачах, о структуре и отличительных чертах организации работы редакции, о читательской аудитории. Во время практики студент выполняет все требования руководителя практики от редакции, подчиняется режиму рабочего дня. Исходя из возможностей и потребностей редакции, студент может быть привлечен к выполнению обязанностей одного из сотрудников (как правило, корреспондента).

Практика должна дать студентам представление о разнообразии журналистского труда, о видах деятельности сотрудников редакции, творческой атмосфере редакционных коллективов. Учебно-ознакомительная практика может стать началом контактов студентов с тем или иным СМИ для нештатного сотрудничества, прохождения здесь в дальнейшем производственных практик.

Место прохождения практики:
СМИ ___________________________________________________________

Адрес __________________________________________________________

Сроки проведения практики: ___________ по __________________ 200___

Вид СМИ _______________________________________________________

Редактор ________________________________________________________

Заместитель редактора ____________________________________________

Журналист-руководитель практики _________________________________

Групповой руководитель __________________________________________

Методист кафедры _______________________________________________

________________________________________________________________



График выхода в свет номера газеты (выхода в эфир)


День недели

Дата выхода

Время выхода

Пн







Вт







Ср







Чт







Пт







Сб








Индивидуальный план работы




Дата

Содержание работы

Анализ дня







































































































































































































Форма отчета по учебно-ознакомительной

практике студента-практиканта1
Отчет-анкета по производственной практике студента__________________

________________________________________________________________



(ФИО)

курса _____________ факультета _______________ отделения ___________


СМИ _________ в период с ___________________ по ___________ 200__ г.



  1. Выполнение плана по учебно-ознакомительной практике. Какое количество СМИ и пресс-служб вы посетили за время учебно-ознакомительной практики?

  2. Какие СМИ и пресс-службы вы посетили за время учебно-ознакомительной практики? Указать полное наименование СМИ и пресс-служб.

  3. Об организации работы каких структур (отделов, студий, служб) данных СМИ и пресс-служб вы получили наиболее полное представление?

  4. Какое представление о технологии производства теле- радио и газетных новостей в мурманских СМИ и пресс-службах вы получили?

  5. Какие знания, умения, навыки вы приобрели в процессе учебно-ознакомительной практики?

  6. С какими проблемами столкнулись в процессе учебно-производственной практики?

  7. Отношение журналистов СМИ и работников пресс-служб к студентам-практикантам? С кем из них удалось побеседовать в ходе учебно-ознакомительной практики? Кто из журналистов-профессионалов уделил практикантам наибольшее внимание и реальную помощь в процессе знакомства со СМИ или пресс-службой?

  8. Самым интересным было________________________________________

  9. Я узнал (узнала)________________________________________________

  10. Я научился (научилась)_________________________________________

  11. Общие выводы по учебно-ознакомительной практике. Оцените ее значение в вашем профессиональном становлении.

  12. Предложения по совершенствованию содержания и организации учебно-ознакомительной практики____________________________________


Приложения

Приложение 1
Анкета

на выявление профессиональных качеств журналиста2
ФИО, курс, группа студента-практиканта

_______________________________________________________________


Оцените уровень проявления следующих качеств по 10-балльной шкале3




Профессиональные качества журналиста

Баллы

1.

Владение литературным языком




2.

Грамотность




3.

Оригинальность стиля, «свое лицо»




4.

Независимость суждения, наличие своей точки зрения




5.

Объективность




6.

Эрудиция




7.

Работоспособность, стрессоустойчивость




8.

Заинтересованность в деле, любовь к профессии




9.

Находчивость, быстрота реакции, наблюдательность




10.

Инициативность




11.

Уверенность в себе, умение общаться с людьми




12.

Умение воспринимать и учитывать критику





Приложение 2

Права и обязанности практиканта

1. Практикант пользуется правами, гарантированными Конституцией, Законом РФ о СМИ.



Кроме того, практикант имеет право:

  • выбирать место прохождения практики в соответствии со своей специализацией, исходя из предложенных кафедрой журналистики вакансий;

  • при объективной необходимости и с согласия руководителя менять место прохождения практики;

  • одновременно сотрудничать с несколькими редакциями, в соответствии со своей специализацией;

  • получать гонорар за свои публикации;

  • работать как нештатным, так и штатным сотрудником (по согласованию с руководством редакции) с получением соответствующего удостоверения и денежного вознаграждения;

  • иметь закреплённого за ним по приказу редактора руководителя практики из числа наиболее квалифицированных сотрудников редакции;

  • рассчитывать на создание принимающей стороной необходимых для выполнения задания производственных и бытовых условий;

  • по итогам практики получить характеристику, заверенную редактором СМИ и руководителем практики из числа сотрудников редакции.

2. Обязанности практиканта полностью соответствуют Конституции, Закону РФ о СМИ. Дополнительно практикант обязан:

  • пройти полный инструктаж по технике безопасности перед началом практики и расписаться в журнале контроля по технике безопасности;

  • полностью и в установленные сроки выполнять задания, предусмотренные программой практики;

  • соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего распорядка, действующие в принимающей редакции;

  • нести ответственность за качество выполненной работы и её результаты наравне со штатными сотрудниками;

  • выполнять в рамках должностных обязанностей все указания руководителя практики и редактора СМИ;

  • в установленный срок подготовить и сдать на кафедру журналистики отчёт о прохождении учебно-ознакомительной практики и характеристику с места практики.


Приложение 3

Орлиный глаз, легкая рука. Советы редактирующему тексты


РЕДАКТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Для того чтобы черновой вариант, написанный сотрудниками, был правильным и юридически корректным, редакторы должны уметь:

  • Выявлять ошибки в написании, грамматические и стилистические погрешности.

  • Убеждаться, что материал написан «человеческим языком» и будет понятен любому из ваших читателей.

  • Определять места, которые могут вызвать обвинение в клевете или юридические проблемы.

Советы:

  • Прочитав статью, спросите себя, ясен ли ее фокус? Насколько он подтверждается самим рассказом?

  • Улучшайте фокус. Убедитесь, что смысл статьи понятен из первых абзацев.

  • При редактировании читайте вслух каждое предложение, в котором было сделано изменение, чтобы было видно, насколько оно сработало и не вызывает ли новых структурных проблем.

  • Поясняйте жаргонные или профессиональные слова, или лучше по возможности избавляйтесь он них. Заменяйте длинные и сложные слова на короткие и ясные, так, чтобы это не вредило точности выражения смысла.

  • Сокращайте пространные цитаты. Удаляйте или перефразируйте чересчур длинные цитаты, из-за них повествование расплывчато, и внимание читателя начинает блуждать.

  • Юридическая сигнализация: если вы почувствовали, что есть какое-то юридически небезопасное место, даже если вы не совсем в этом уверены, скажите об этом главному редактору. Лучше сто раз поднять ложную тревогу, чем один раз «подставиться».

На что особенно обращать внимание при редактировании:

  • Правописание.

  • Цифры и расчеты.

  • Местонахождение, адреса и географические названия.

  • Имена собственные и звания.

  • Ссылки.

  • Даты и время.

РЕДАКТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ОТ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНСТВ

Чтобы эффективно отредактировать материалы информационных агентств, редакторы должны помнить о следующем:

  • При сокращении слишком длинных статей или написании кратких сообщений удостоверьтесь, что ключевая информация сохранена. Не убирайте при этом конец статьи, так как часто именно в нем содержатся ключевые моменты.

  • Избегайте повторений и лишних ссылок.

  • Избавляйтесь от беспорядочно построенных фраз и жаргонизмов.

Советы:

  • Сокращая текст, обращайте внимание на прямые цитаты, которые можно сократить или перефразировать. Слабые цитаты или же пространные куски текста и комментарии можно опустить.

  • За исключением очень срочных случаев прочитывайте текст полностью до редактирования. Возьмите за привычку просматривание всей статьи при первом прочтении. Это отточит ваше умение быстро прочитывать большие куски текста – неоценимое качество редактора в условиях дефицита времени.

  • Поясняйте жаргон и журналистские термины. Чтобы не нарушить смысл текста, заменяйте длинные и сложные слова на короткие и понятные. В особенности это касается сообщений агентств на спортивную и развлекательную темы, которые изобилуют избитыми клише. Заменяйте их простыми и ясными словами.

  • Сокращайте беспорядочно сформулированные фразы. Агентства склонны к повторениям многословных формальных высказываний. Всегда вырезайте ненужные слова из предложений. Уточняйте смысл текста, помогите читателю понять его.

  • Не забывайте, где живут ваши читатели. Когда делаете изменения, следите за тем, чтобы такие вещи как единицы измерения, географические названия, цены, выраженные в иностранной валюте, были понятны вашему читателю.

ЗАГОЛОВКИ, ПОДЗАГОЛОВКИ, ВРЕЗКИ, ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ



Главное – писать ясные и выразительные элементы заголовочного комплекса, которые не повторяют, а развивают друг друга. Для этого редакторы должны уметь следующее:

  • Знать и координировать роли этих различных элементов.

  • Знать правила организации заголовочных комплексов, которые установились в данной газете.

  • Уметь писать ясные по содержанию заголовки, которые иногда могут быть остроумными, но всегда должны быть информативными и обращающими на себя внимание.

Советы:

  • Помните, что заголовки, подзаголовки, врезки, подписи к снимкам, специально оформленные вытяжки из текста и цитаты, – все это, прежде всего, должно нести информацию.

  • Не забывайте, что заголовки должны быть написаны точно и ясно. Используйте выразительные, активно употребляемые слова.

  • Чем проще, тем лучше: не пытайтесь сказать все сразу в заголовке.

  • Помогите себе: набросайте список ключевых слов, когда редактируете какой-либо материал. Они будут служить вам подсказкой и подавать идеи, когда вы будете придумывать заголовок.

ЧТЕНИЕ КОРРЕКТУРЫ

Редакторы должны научиться выявлять:

  • Самых опасных врагов: опечатки в заголовках, подзаголовках, врезках, обрубленные строки в колонках;

  • Ошибки в именах, званиях, должностях;

  • Ошибки в приводимых цифрах и статистических данных;

  • Ошибки в датах и последовательности событий.

Советы:

  • Составьте свой собственный список контрольных вопросов для проверки ключевых моментов – заголовки, подзаголовки, врезки, вытяжки, цитаты, колонтитулы и т.п. Работая над материалом, пробегитесь по списку: все ли проверено?

  • Проверяйте написание каждого имени во всем материале и заголовках. Написание имени должно быть везде одинаково.

  • Проверьте у репортера, если вам кажется, что возраст, зарплата, бюджетные цифры или ценовые предложения на торгах кажутся вам неправдоподобными. Всегда лучше спросить, чем сделать неверное предположение.

  • Проверяйте дважды суммы, указанные в заголовках и материале. Убедитесь, что опечатка не превратила миллионы в миллиарды или вместо 750 000 не стоит 75 000.

  • Убедитесь, что во время верстки не выпали строки колонок или какая-то колонка не оказалась обрублена.

  • Календари событий нужно внимательно проверять: какие события возможно уже произойдут к моменту публикации, «завтра» возможно окажется «сегодня», а в даты могут закрасться ошибки.

  • Проверяйте колонтитулы на правильность указания даты и номера страниц.

  • Проверяйте правописание только на последнем этапе работы. Так эта процедура принесет вам большую пользу, а не станет ложной заменой настоящего редактирования.


Приложение 4

Профессиональные ценности журналистики


Основные ценности журналистики

Сбалансированность/Справедливость/Полнота

  • Отражать местное сообщество во всей его полноте: хорошее, плохое, выдающееся и ординарное.

  • Обращать внимание на «крайности» (городское дно, преступный мир, скандалы, катастрофы и т.п.), но не сосредоточиваться только на этих темах.

  • Искать, что стоит за конфликтом, показывать его реальные причины.

Точность/Достоверность

  • Точно излагать факты.

  • Подавать информацию полно и точно: с описанием контекста, причин, следствия и т.п.

  • Улавливать и отражать тон, язык, жизнь и чувства аудитории.

Социальное лидерство

  • Не удовлетворяться только тем, что лежит на поверхности, но выявлять, формулировать и доносить до общества важные проблемы и вопросы.

  • Побуждать людей активно противостоять проблемам.

  • Освещать проблемы и события так, чтобы это стимулировало дискуссию в обществе.

  • Показывать не только проблемы, но и пути их решения.

Доступность и открытость

  • Быть окном в мир для аудитории, быть ее глазами и ушами, идти туда, куда она сама не может пойти, видеть то, что она сама не может увидеть.

  • Устанавливать связь между сообществом, газетой и журналистами.

  • Способствовать горизонтальной коммуникации между членами сообщества.

Доверие

  • Понимать газету и местное сообщество, информационные интересы которого оно обслуживает, как абсолютно взаимосвязанные вещи.

  • Строго и постоянно придерживаться журналистских ценностей.

  • Принимать на себя ответственность за освещение важных событий и проблем, замалчивание которых оказало бы негативный эффект на общество.

Выбор тем

  • Решая, какие новости достойны публикации, всегда думайте о том, что важно и нужно для аудитории и местного сообщества в целом.

  • Объясняйте, помогайте людям понять, что происходит вокруг.

  • Выбирайте и доносите до читателя то, что важно и интересно; определяйте, как это делать так, чтобы читатель извлек из информации максимальную пользу.

  • Давайте людям достаточно информации, чтобы они могли составить собственное и обоснованное мнение о проблеме.


Приложение 5

Замолчи и послушай: как наиболее эффективно

провести интервью


ПОДГОТОВКА

  1. Подберите для интервью наиболее подходящего человека. Когда вы только начинаете собирать материал, для начала имеет смысл поговорить с кем-то, кто может дать общее представление о проблеме или предмете материала. После этого вы поговорите с кем-нибудь, кто поможет снять оставшиеся вопросы. (Это может быть эксперт или просто человек, имеющий опыт в данной сфере.) Используйте любые источники информации, чтобы определить нужного человека для интервью: справочники, своих коллег, личную библиотеку, Интернет, другие источники. Если вы пишете на какую-то особенно деликатную тему, может понадобиться посредник: человек, которого и вы знаете, и тот, с кем вы собираетесь разговаривать. (Важно, чтобы вы оба доверяли этому человеку.)

  2. Хорошенько исследуйте тему перед тем, как брать интервью. Узнайте как можно больше о человеке и теме, на которую вы собираетесь писать. Честно признайте, что вам известно не все. (В конце концов, именно поэтому вы и собираетесь говорить с данным человеком.) Если вы будете настроены на то, что вам и так уже все известно (или вести себя таким образом), ваш собеседник вряд ли в это поверит. А вот вы не сможете узнать у него ничего нового.

  3. Заранее продумайте вопросы. Полностью прописывать, что, когда и как вы будете спрашивать, конечно же, глупо. Но можно продумать вопросы или даже прорепетировать их вслух в машине, направляясь на интервью. Продумайте дополнительные вопросы, которые могут у вас возникнуть в зависимости от ответов интервьюируемого на тот или иной вопрос. Проработайте разные сценарии. Неплохо иметь список тем, которые вы хотите обсудить в ходе интервью. Не нужно, конечно, рабски следовать этому списку, но, заглянув в него под конец интервью, всегда можно увидеть, не пропустили ли вы чего-то важного. Используйте собранный материал, чтобы спланировать свои вопросы: Какие вопросы помогут мне вникнуть в суть конфликта? Понять поступки героя интервью?

  4. Напишите все, что можете, по теме до интервью. Если записывать все, что становится Вам известно по данной теме, у Вас получится список важных, конкретных вопросов для последующих интервью.

НАЛАЖИВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ



  1. Обстановка. Если возможно, проведите интервью в обстановке, привычной для человека: у него дома, на работе, в школе, церкви, в том месте, где он обычно проводит свое свободное время, отдыхает. Настройтесь на длительное интервью и, по возможности, назначьте его на время, удобное собеседнику. Иногда удачными оказывается интервью, проводимое во время обеда или ужина. Однако здесь есть также и свои минусы: приходится отвлекаться на приносимые и уносимые официантами тарелки, ваш собеседник почти все время вынужден говорить, у него почти не остается времени на еду, а вам труднее за ним записывать. Если позволяют обстоятельства, можно провести «мобильное» интервью, что может быть достаточно эффективным методом: начните на работе у интервьюируемого, затем сходите с ним куда-нибудь поесть, отправьтесь с ним к нему домой, попросите показать дом и сад, и т.п.

  2. Честность. Еще когда договариваетесь с человеком об интервью, и в тот момент, когда оно начинается, откровенно расскажите собеседнику, над каким материалом вы работаете. Это не значит, что самые сложные вопросы следует задавать в начале интервью. Просто вы честно ставите интервьюируемого в известность о том, на какую тему пишете и о чем будете его спрашивать. В этом случае ваши каверзные вопросы не застанут его врасплох.

  3. Выражение недовольства. Не исключено, что собеседник выразит недовольство по поводу того, как вы лично, ваша газета или средства массовой информации вообще писали ранее о каком-либо событии. Выслушайте все претензии, но помните, что вы вовсе не обязаны отвечать на них. Если все же решили ответить, не следует спорить и раздражаться. Не извиняйтесь, если ваши извинения неискренни или если вы не чувствуете за собой вины. Самое лучшее в таких случаях – выслушать претензии собеседника, признать, что такое могло произойти и дать несколько кратких объяснений, если они уместны.

  4. Личный контакт. Постарайтесь установить контакт на личностном уровне. Возможно, вашему ребенку столько же лет, сколько и ребенку собеседника. Расспросите собеседника о его детях, посочувствуйте ему по поводу детских сидений в машине, по поводу страховки и т.д. Или скажем, увидев диплом на стене, вы поймете, что учились в том же университете, что и ваш собеседник. Скажите несколько слов о преподавателях, у которых вы оба могли учиться или о том, насколько хуже сейчас играет университетская футбольная команда, или найдите другие точки соприкосновения на эту тему. Не делайте видимости личного контакта, не лезьте из кожи вон, чтобы установить его, просто будьте искренни и внимательны, чтобы не упустить то общее, что может у вас быть с интервьюируемым. Если общего все же мало, попробуйте установить контакт с собеседником, просто выказывая к нему искренний интерес, выходящий за узкие рамки интервью.

  5. Контроль. Если собеседник не привык давать интервью, то он, вероятно, будет чувствовать себя неловко, глядя на вас, сидящего напротив с блокнотом в руке. Начиная и заканчивая интервью, дайте вашему собеседнику почувствовать себя хозяином положения. Естественно, вопросы задаете вы, но если собеседник тоже хочет спросить о чем-то, ответьте на его вопросы. Не перебивайте, если интервьюируемый в своем рассказе отклоняется от основной темы. Люди рассказывают не так, как мы пишем об этом. Они зачастую не начинают с главного. Дайте собеседнику время добраться до сути. Прежде чем закончить интервью, спросите, не хочет ли человек что-нибудь добавить. Основную часть времени хозяином положения будете вы, задавая прямые, жесткие вопросы. Но если на какое-то время ваш собеседник будет чувствовать, что контролирует ситуацию, это поможет ему расслабиться, а вам – получить более содержательные ответы.

ВОПРОСЫ

  1. Начинайте интервью с общих, не предполагающих однозначных ответов, вопросов, или просто постарайтесь разговорить собеседника. «Расскажите мне об этом», «Как это было?», «Посвятите меня в…». Подобные вопросы помогают человеку начать рассказ. Они также дают ему возможность рассказать что-то, о чем вы в силу незнания фактов никогда не спросили бы. Кроме того, общий характер вопросов дает интервьюируемому возможность почувствовать, что именно он контролирует ход интервью.

  2. Интервью будет проходить более живо и естественно, если время от времени вы будете произносить короткие фразы или задавать вопросы, выражающие ваше отношение к услышанному и помогающие собеседнику продолжать свой рассказ, например «Вот как?», «Правда?», «И что было дальше?», «И как вы на это отреагировали?».

  3. Чтобы получить более детальную и конкретную информацию, задавайте прямые вопросы, например: «И сколько Вы заплатили за это?», «Почему Вы это сделали?».

  4. Ваши вопросы должны быть краткими.

  5. Берегите самые жесткие вопросы для конца интервью. Это даст возможность наладить контакт с собеседником прежде, чем вы начнете задавать неприятные вопросы. Даже если после одного из подобных вопросов собеседник откажется дальше говорить, вам все-таки уже удастся получить некоторую информацию.

  6. Не забывайте о подробностях описываемой истории. Проявляйте наблюдательность, делайте записи, и задавайте вопросы по поводу обстановки, окружающей вашего собеседника. Замеченная фотография, награда или произведение искусства могут напомнить собеседнику о каком-то эпизоде или вызвать его на откровенность. Попросите интервьюируемого показать, как он совершил то или иное действие, место, где произошло то или иное событие, или припомнить какой-либо конкретный разговор.

  7. Попросите собеседника показать относящиеся к делу документы. При этом постарайтесь, чтобы он не воспринял это как вызов (если, конечно, вы действительно не задаетесь целью поставить его в затруднительное положение). Просто поинтересуйтесь. Письма или личный дневник могут быть гораздо более эмоциональны, чем ответы во время интервью, когда со времени события уже прошло какое-то время. Юридические или финансовые документы дадут точную информацию о датах или суммах, тогда как, отвечая на ваши вопросы, интервьюируемый зачастую припоминает их лишь приблизительно. Полицейский рапорт может содержать некоторые детали, о которых жертве преступления не захочется говорить. В резюме может содержаться информация, о которой скромный человек умолчит, если ему не напомнить.

  8. Завершайте интервью одним или несколькими вопросами общего плана: «Вы не хотели бы добавить что-нибудь еще?», «С кем еще вы бы посоветовали мне поговорить на данную тему?», «На Ваш взгляд, о чем еще следовало бы написать моей газете?».

ъ

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ



  1. Умение слушать весьма важно для установления взаимопонимания с собеседником. Успех интервью в большей степени зависит от вашего умения слушать, чем от задаваемых вопросов. Говоря, вы не получаете никакой информации. Говорите лишь то и тогда, когда это помогает установить контакт с собеседником и направить интервью в нужное русло. Вы произведете на интервьюируемого лучшее впечатление, когда слушаете его, а не когда говорите сами.

  2. Не считайте необходимым заполнять долгую неловкую паузу, даже если вам (как, наверное, и вашему собеседнику) очень хочется это сделать. После такой паузы собеседник может сказать что-то более интересное, чем он сказал бы, просто отвечая на вопрос. Вам нужны обдуманные ответы, поэтому дайте интервьюируемому время на размышление. Если пауза затянулась, не следует просто сидеть, глядя в упор на собеседника. Воспользуйтесь появившейся возможностью просмотреть свои записи, отметить в блокноте несколько деталей обстановки или внешности собеседника и его манеры держаться. Просто помолчите и послушайте.

  3. Старайтесь не пропустить чего-то необычного: случайно сказанную вашим собеседником фразу, противоречащую тому, что, как казалось, вы уже знали; намек на гораздо более интересный материал; что-то абсолютно не связанное с данной темой, о чем можно будет написать в дальнейшем.

ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ



  1. Постарайтесь получить после интервью дополнительную информацию у вашего собеседника: позвоните ему, договоритесь еще об одной встрече, или просто свяжитесь с ним по электронной почте. У вас могут появиться новые вопросы, а у вашего собеседника новые ответы. Иногда повторное интервью дает лучшие результаты, так как человек продолжает обдумывать вопросы, заданные вами в ходе первого интервью, вспоминает что-то, звонит кому-то, роется в старом альбоме с вырезками. В результате вы получаете ответы, которых не получили в первый раз. Возможно, и вы зададите более интересные вопросы, поскольку тоже продолжали размышлять на данную тему или пытались раздобыть дополнительную информацию из других источников.

  2. Начинайте писать материал сразу же после интервью. Лучше написать всю статью целиком, даже если вы еще не закончили сбор материала. Если информация, собранная во время интервью, составит лишь небольшую часть статьи, напишите эту часть. По крайней мере, перечитайте свои записи, сделанные во время интервью, перепишите те из них, которые предположительно войдут в материал. Не забудьте о ваших наблюдениях по поводу манеры поведения собеседника, его эмоционального состояния, обстановки, в которой проходило интервью.

  3. Постарайтесь раздобыть документы из милиции, суда, сети Интернет и т.п., чтобы подтвердить, углубить или опровергнуть информацию, полученную вами от интервьюируемого. Данные документы могут подсказать вам вопросы для повторного интервью.


Приложение 6

Конституция Российской Федерации
(извлечения)

(Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)


(Статья 65 приводится с учетом Указов Президента РФ от 09.01.1996 г.
№ 20,от 10.02.1996 г. № 173, от 09.06.2001 г. № 679, от 25.07.2003 № 841,
Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 г. № 6-ФКЗ)
<…>
Статья 23

    1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

    2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.


Статья 24

  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.


<...>
Статья 29

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Подпись студента-практиканта ______________ (_____________________)

Расшифровка подписи

Дата


Дневник учебно-ознакомительной практики проверил

специалист по УМР кафедры КиМКТЯиЖ ________________ (_____________________)



Расшифровка подписи

Дата


 

 


1 Выполняется в отдельной тетради.

2 Использование факультативно. Заполняется руководителем-журналистом по окончании практики.

3 0 – качество отсутствует, 10 – максимальная степень проявления качества.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница