Программа вступительных испытаний по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование



Скачать 100.41 Kb.
Дата07.06.2016
Размер100.41 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДЕНО

Ректор ТГПУ

_________________ В.В. Обухов

«____» __________ 2013 г.



ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050400.68 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА:

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

ТОМСК 2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Психология и педагогика развития дошкольника», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Вступительные испытания проводятся в форме собеседования, цель которого выявить способности и готовность абитуриента к обучению по ООП магистратуры.
Перечень вопросов вступительного экзамена

050400.68 Психолого-педагогическое образование,

магистерская программа

«Психология и педагогика развития дошкольника»


  1. Предмет психологии, ее задачи.

  2. Методы психологического исследования.

  3. Предмет и задачи детской психологии.

  4. Понятие о психике. Генезис психических функций.

  5. Понятие о сознании. Основные характеристики и структура сознания.

  6. Культурно-историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский).

  7. Основные категории психологии развития.

  8. Общая психологическая характеристика деятельности.

  9. Ведущая деятельность. Виды ведущих деятельностей на разных этапах онтогенеза.

  10. Подходы к проблеме возрастной периодизации в психологии.

  11. Общее понятие об ощущении, виды и свойства ощущений.

  12. Общая характеристика восприятия. Свойства и виды восприятия. Генезис восприятия.

  13. Общее понятие о внимании. Виды и свойства внимания. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте.

  14. Общее понятие о памяти. Процессы и виды памяти. Возрастная динамика в дошкольном возрасте.

  15. Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления.

  16. Общая характеристика мышления. Связь мышления и речи. Основные мыслительные операции.

  17. Воображение как познавательный процесс.

  18. Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка.

  19. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность».

  20. Предмет, задачи и функции педагогической науки.

  21. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики.

  22. Понятие метода. Общенаучные и конкретно-научные методы научно-педагогического исследования.

  23. Методологические принципы научно-педагогического исследования.

  24. Понятие цели воспитания, характеристики цели. Актуальность проблемы целеполагания.

  25. Цели воспитания и потребности общества, факторы, определяющие цели воспитания.

  26. Методы воспитания.

  27. Факторы развития человека (наследственность, среда, воспитание).

  28. Семья и становление личности. Факторы, обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности.

  29. Коллектив как фактор социализации личности.

  30. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании. Разнообразие технологий в системе дошкольного образования.

  31. Методы и формы обучения. Их классификации (наглядные, словесные, практические, игровые; продуктивные, репродуктивные; имитационные, проблемные, коммуникативные) и психолого-педагогические основы. Формы обучения в дошкольном образовании.

  32. Современный педагогический процесс в дошкольном учреждении, особенности и требования к его содержанию.

  33. Современное дошкольное образование в России.

  34. Нравственное воспитание: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  35. Художественно-эстетическое воспитание: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  36. Умственное воспитание: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  37. Трудовое воспитание: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  38. Воспитание гражданственности: понятие, задачи, содержание, пути осуществления.

  39. Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений.

  40. Актуальные проблемы современной дошкольной педагогики.

  41. Стили педагогического общения.

  42. Компетенции современного педагога дошкольного образования



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:

1. Андреева, И. В. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / И. В. Андреева, О. Б. Бетина. – Москва : Эксмо, 2008. – 222 с.

2. Буравлева, Н. А. Основы общей психологии : учебно-методическое пособие / Н. А. Буравлева ; МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 2011. – 64 с.

3. Жигинас, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Н. В. Жигинас ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2008. – 274 с.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 9-е изд., доп. – Москва : Академия, 2008. – 416 с.

5. Микляева, Н. В. Теория воспитания дошкольников / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – Москва : Академия, 2010. – 208 с.


б) дополнительная литература:

1. Беляева, Л. А. Общая психология : учебное пособие / Л. А. Беляева. – Томск, : изд-во ТГПУ, 2007. – 154 с.

2. Беляева, Л. А. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов /Л. А. Беляева, А. К. Коллегов ; МОиН, ГОУ ВПО ТГПУ.-Изд. 2-е, стереотип. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 215 с.

3. Белая, К. Ю. Дошкольное образование в России / К. Ю. Белая. – Москва, 1995.

4. Борытко, Н. М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007.

5. Возрастная психология: учебник / под ред. А. К. Белоусовой. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 591 с.

6. Гиппенрейтер, Б. Ю. Введение в общую психологию : курс лекций / Б. Ю. Гиппенрейтер. – Москва : ЧеРо, 2002. – 332 с.

7. Давыдов, В. В. Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов вузов / В. В. Давыдов. – 2-е изд. – Москва : Академия, 2008. – 170 с.

8. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 640 с.

9. Инновационные педагогические технологии : проектное обучение : учебное пособие для вузов / Н. В. Матяш. – Москва : Академия, 2011. – 139 с.

10. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / [О. В. Акулова, Н. В. Баграмова, В. В. Барабанов и др.] ; под ред. В. А. Козырева [и др.]. – Изд. 3-е, испр. – Санкт-Петербург : издательство РГПУ, 2008. – 391 с.

11. Маклаков, А. Г. Общая психология : Учебник для вузов. / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 583 с.

12. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева - Москва : Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

13. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс / Р. С. Немов. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 304 с.

14. Петровский, А. В. Психология : учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва : Академия, 2000. – 500 с.

15. Смирнов, В. И. Общая педагогика : учебное пособие / В. И. Смирнов. – 2-е изд., перераб., испр. и доп. – Москва : Логос, 2002.

16. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 304 с.

17. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения / М. Л. Баранова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 324 с.

18. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – Изд. 22-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 671 с.

19. Урмина, И. А. Инновационная деятельность в ДОУ : программно-методическое обеспечение : приложение к журналу "Обруч" / И. Урмина, Т. Данилина. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 306 с.

20. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Российская Федерация. Приказы. Министерство образования и науки : [Принят 23 ноября 2009 года № 655]. – 9 с.

21. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.



ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

Вступительное испытание проводится комиссией, состав которой утверждается приказом ректора.

Абитуриент выбирает экзаменационный билет, время для подготовки ответа отводится в пределах 30 минут. Для подготовки абитуриентам выдаются проштампованные листы. Билет вступительного экзамена оформляется по образцу:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Вступительный экзамен «Педагогика и психология развития дошкольника»


Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

Педагогика и психология развития дошкольника

Билет № 1

1. Предмет психологии, ее задачи.


2. Коллектив как фактор социализации личности.
Проректор по УР_________________ / В.Я. Эпп /

Дата_________________Зав.кафедрой ____________ / Е.Д. Файзуллаева /




Критерии оценки ответа абитуриента
Ответ абитуриента оценивается по стобалльной шкале.

81 — 100 баллов:

Абитуриент демонстрирует высокий уровень владения теоретическими знаниями; свободно ориентируется в вопросах обучения и воспитания детей.

В ответе абитуриент апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследователей. Абитуриент проявляет умение доказательно объяснять психолого-педагогические факты и явления в исторической ретроспективе и сточки зрения новейших достижений педагогики и психологии. В ответе абитуриента прослеживаются межпредметные связи.

Абитуриент обнаруживает умение критично относиться к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, неустоявшихся научных определений и дефиниций, проявляя собственную профессиональную позицию. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об умении абитуриента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ абитуриента логически выстроен, речь грамотная, осмыслено использует в суждениях научную и профессиональную терминологию, не затрудняется в ответах на поставленные членами комиссии вопросы.


61 — 80 баллов:

Абитуриент демонстрирует достаточно высокий уровень овладения теоретическими знаниями, свободно ориентируется в вопросах обучения и воспитания детей. В ответе абитуриент апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследователей. Абитуриент проявляет умение доказательно объяснять психолого-педагогические факты и явления в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений педагогики и психологии, однако допускает некоторые неточности. В ответе абитуриента прослеживаются межпредметные связи. Абитуриент обнаруживает умение критично относиться к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, неустоявшихся научных определений и дефиниций, проявляя собственную профессиональную позицию. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об умении абитуриента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ абитуриента логически выстроен, речь грамотная, осмыслено использует в суждениях научную и профессиональную терминологию, не затрудняется в ответах на поставленные членами комиссии вопросы.


41 — 60 баллов:

Абитуриент знает основной материал, но испытывает трудности в его самостоятельном воспроизведении, ориентируется в вопросах обучения и воспитания посредством дополнительных вопросов преподавателя. Испытывает трудности в объяснении психолого-педагогических факторов и явлений в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений педагогики и психологии. В ответе апеллирует к первоисточникам, трудам классиков и современных исследований, но не в полном объеме. В ответе абитуриента прослеживаются слабые межпредметные связи. При помощи дополнительных наводящих вопросов членов комиссии высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляет недостаточно сформированную профессиональную позицию. Затрудняется в подкреплении высказываемых теоретических положений примерами. Нарушена логика выстраивания ответа. Допускает неточности в использовании научной и профессиональной терминологии.


0 — 40 баллов:

Абитуриентом не усвоена большая часть материала, имеются отдельные представления об изучаемом материале. Не ориентируется в вопросах обучения и воспитания детей. В ответе не апеллирует к первоисточникам, имеет слабые, отрывочные представления о трудах классиков и современных исследователей. Абитуриент не проявляет умения доказательно объяснить психолого-педагогические факты и явления в исторической ретроспективе и с точки зрения новейших достижений педагогики и психологии. В ответе абитуриента не прослеживаются межпредметные связи. Отсутствует умение критично относиться к научной информации, не имеет собственных суждений относительно дискуссионных вопросов, не проявляется собственная профессиональная позиция по рассматриваемым вопросам. Отрывочные теоретические высказывания абитуриент не иллюстрирует соответствующими примерами, что свидетельствует о неумении абитуриента анализировать собственную деятельность, делать адекватные выводы и умозаключения. Отсутствует логика в выстраивании ответа. Абитуриент не владеет научной и профессиональной терминологией. Испытывает значительные затруднения в ответах на наводящие и дополнительные вопросы членов комиссии.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница