Программа вступительных испытаний по обществознанию



Скачать 102.46 Kb.
Дата30.04.2016
Размер102.46 Kb.
Программа вступительных испытаний по обществознанию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель настоящей программы ознакомить поступающих в МАГУ с содержанием и требованиями к вступительным испытаниям по обществознанию. В программе представлен перечень тем по учебной дисциплине, составляющих минимальную базу подготовки абитуриентов по учебной дисциплине -обществознанию.

Содержание программы определяется уровнем требований ГОССТАНДАРТА среднего полного образования.


Экзаменационная работа по обществознанию (тест) оценивается по 100-бальной шкале.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(за основу взята программа, рекомендованная Министерством образования РФ для поступающих в высшие учебные заведения)



Общество

Общество как система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития.

Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современная цивилизация. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Проблема общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Человечество как социальная общность. Многообразие. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стратегии выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.



Человек

Проблема происхождения человека. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.

Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая деятельность, её многообразие. Творческая природа человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни.

Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.

Познание

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Социальный прогноз.

Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.

Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.



Духовная жизнь общества

Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовно жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Наука как часть культуры. Наука и общество. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззрен-ческие формы знания.

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.

Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.

Искусство. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.

Образование. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование кав ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.
Экономика

Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление я приватизация. Частная собственность на землю и её экономическое значение.

Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.

Предпринимательство: сущность, функции, виды.

Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений.

Деньги, их функции. Банки, инфляция.

Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.

Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.

Экономика потребителя. Право потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.

Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.



Социальные отношения

Социальная структура общества, её элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.

Понятие о малой группе. Групповые нормы и санкции.

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

Социальное законодательство. Социальная политика.

Политика

Политика, её роль в жизни общества. Структура политической сферы.

Власть, её происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы. Функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Политическая идеология и её структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

Право

Право в системе социальных норм. Роль права в жизни человека, общества, государства. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источник права. Правовые акты. Публичное и частное право.

Правоотношения. Правонарушения Юридическая ответственность и её виды. Правовая культура.

Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека. Международное гуманитарное право.

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции общепринятых международных стан дартов прав человека.

Структура высшей государственной власти в Российской Федерации.

Федерация и её субъекты.

Гражданин, гражданство и государство. Участие граждан в политике и управлении. Политические организации. Многопартийность. Правовая культура.

Основные признаки и значение юридической ответственности. При - знаки и виды правонарушений. Проступок и преступление.

Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений. Правоохранительные органы.


Примерные задания для подготовки к вступительным испытаниям:

А1 Общество, в отличие от природы:



  1. образует среду обитания человека;

  2. подчиняется объективным законам развития;

  3. находится в постоянном изменении;

  4. является формой совместной деятельности людей

Ответ:____

А2 Для постиндустриального общества характерно:



  1. длительное существование общин;

  2. сословный характер социальной стратификации;

  3. развитие информационных технологий;

  4. преобладание доли промышленности в развитии производства.

Ответ:_____

А3 Преобразование какой-либо стороны общественной жизни не уничтожающее основ существования социальной структуры, - это:



  1. застой; 3) революция;

  2. контрреволюция; 4) реформа.

Ответ:_____

А4 Личность – это:



  1. социально значимые черты, характеризующие человека как члена общества;

  2. совокупность человеческих потребностей и способностей;

  3. всякий человеческий индивид;

  4. неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке.

Ответ:_____

А5 Предположение, догадка, выдвигаемая в ходе научного исследования, - это:



  1. эксперимент; 3) теория;

  2. гипотеза; 4) закон.

Ответ:______

А6 В познавательной деятельности в отличие от трудовой:



  1. субъектом выступает отдельная личность;

  2. цель состоит в получении достоверного знания;

  3. средства должны соответствовать целям;

  4. результатом является создание нового продукта.

Ответ:______

А7 Рациональное познание в отличие от чувственного:



  1. является критерием истины;

  2. присуще только образованным людям;

  3. формирует понятие о предмете;

  4. приводит к полезным результатам.

Ответ:______

А8 Существование культуры невозможно без:



  1. преемственности культурных традиций;

  2. министерства культуры;

  3. демократического государственного устройства;

  4. жёсткого контроля со стороны государства.

Ответ:______

А9 Элитарная культура:



  1. ориентирована на получение коммерческой выгоды;

  2. имеет развлекательный характер;

  3. учитывает запросы самых широких слоёв общества;

  4. характеризуется сложностью форм художественного освоения.

Ответ:______

А10 Какая из перечисленных позиций является предметом экономической науки:



  1. пути устранения межнациональных конфликтов;

  2. условия повышения эффективности производства;

  3. особенности научного познания;

  4. формы взаимодействия государства и политических партий?

Ответ:______

А11 Укажите характерную черту рыночной экономической системы:



  1. экономическая независимость товаропроизводителей;

  2. плановое ценообразование;

  3. контроль за производством и распределением со стороны государства;

  4. государственное распределение ресурсов между предприятиями.

Ответ:______

А12 Производственный кооператив – это предприятие, которое контролируется:



  1. акционерами; 3) пайщиками;

  2. государством; 4) потребителями.

Ответ:______

А13 Прибыль создаётся в процессе:



  1. распределения; 3) производства;

  2. потребления; 4) сбора налогов.

Ответ:______

А 14 Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение, - это



  1. социальная дифференциация; 3) социальная роль;

  2. социальная норма; 4) социальная мобильность.

Ответ:______

А15 Социальная мобильность возрастает:



  1. с развитием индустрии туризма;

  2. с приходом к власти консервативных партий;

  3. в периоды эволюционного развития общества;

  4. в эпохи социальных потрясений.

Ответ:______

А16 К предписанному социальному статусу относится:



  1. образование; 3) профессия;

2) происхождение; 4) уровень дохода.

Ответ:______

А17 Тенденция к национальной интеграции:


  1. усиливает нестабильность в мире;

  2. углубляет межнациональные противоречия;

  3. способствует сближению народов;

  4. ведёт к сепаратизму и изоляции нации.

Ответ:______

А18 Политическая партия, отстаивающая в качестве приоритета права и свободы отдельной личности, является:



  1. социал-демократической; 3) консервативной;

  2. либеральной; 4) радикальной.

Ответ:______

А19 Совет Федерации, - это:



  1. верхняя палата российского Парламента;

  2. совещательный орган при Президенте Российской Федерации;

  3. нижняя палата российского Парламента;

  4. высший орган исполнительной власти РФ.

Ответ:______

А20 Тоталитарное государство характеризуется следующим из перечисленных признаков:



  1. построение государственного аппарата по принципу разделения властей;

  2. полномочия главы государства, не ограниченные законом;

  3. развитая система законов, защищающих права личности;

  4. свободное развитие различных общественных движений и политических партий.

Ответ:______

А21 Одним из видов избирательных систем является:



  1. коммуникативная; 3) нормативная;

  2. организационная; 4) пропорциональная.

Ответ:______

А22 К юридическим правам относится право на:



  1. взаимопомощь; 3) личную неприкосновенность;

  2. личное счастье; 4) заботу со стороны близких.

Ответ:______

А23 Что из ниже приведённого относится к административным правоотношениям:



  1. отношения покупателя с продавцом;

  2. отношения правительства с министерствами;

  3. отношения автора произведения с издательством;

  4. отношения работника с работодателем.

Ответ:______

А24 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России:



  1. постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет;

  2. достигший 18-летнего возраста;

  3. постоянно проживающий в РФ более года;

  4. не зависимо от возраста и постоянного места проживания.

Ответ:______


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница