Программа вступительного испытания по педагогике и методике начального образования, для поступающих по направлению подготовки магистров



Скачать 112.04 Kb.
Дата30.04.2016
Размер112.04 Kb.
УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом

ФГБОУ ВПО «АГУ»

16 ноября, протокол № 05


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ И МЕТОДИКЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
для поступающих по направлению подготовки магистров
44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Магистерская программа – Начальное образование
в 2016 году


АСТРАХАНЬ – 2015


  1. Вступительные испытания в магистратуру имеют своей целью выявление степени готовности абитуриентов к освоению магистерских программ по направлению «Педагогическое образование», магистерская программа - Начальное образование. В ходе вступительного испытания оцениваются обобщающие знания и умения по педагогике и методике начального образования.




  1. Особенности проведения вступительного испытания




  1. Форма вступительного испытания - собеседование.




  1. Продолжительность вступительного испытания: время на подготовку - не более 20 минут, время на ответ - не более 10 минут.




  1. Система оценивания - стобалльная, в соответствии с критериями оценивания.




  1. Решение о выставленной оценке принимается простым голосованием сразу после ответа абитуриента.


3. Литература, рекомендуемая для подготовки к вступительному испытанию

1. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.

2. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст]: учебное пособие : рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / Н. М. 12. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. - Москва : Академия, 2007. - 489 с.

3. Волынкин В.И. Педагогика в тестах. - Ростов н/Д, Феникс, 2008.

4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. Учебное пособие: рекомендовано УМО в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений/Волынкин В.И. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 282 с.

5. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов высших учебных заведений / [М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В.Лебедева, И.Р.Николаева]; под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр» Академия», 2010. - 288с.

6. Закон РФ «Об образовании РФ», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г.

7. Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе [Текст] / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.

8. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: развивающее обучение [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI в., 2009. - 286 с.

9. Кукушин В.С, Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушина. — М.: ИКЦ«МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 592 с. (Серия «Педагогическое образование»).

10. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. - Ростов н/Д, Феникс, 2006. - 508 с.

11. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д, Феникс, 2005. - 474 с.

12. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Доп. М-вом образования РФ в качестве учеб, пособ. для вузов / Г. И. Кругликов. - 2-е изд ; стереотип. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

13. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2004. - 460с.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. М.: 2005.

15. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.- 280с.

16. Подласый И.П. Педагогика. Кн.1, КН. 2 - Общие основы. - М.: 2000.

17. Русский язык. 1-4 кл. Активные формы и методы обучения. [Текст]: Сост. T.B. Лисицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 145 с.

18. Русский язык 1-4 классы. Сочинения и изложения / авт.-сост. Н.Н. Бобкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 316 с.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Доп. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб, пособ. для студ. вузов,... по спец. "Педагогика и методика начального образования" / Н. М.Сокольникова. - 3 изд.; стер. - М.: Академия, 2006. - 368 с.



\4. Перечень вопросов вступительного экзамена

  1. Предмет и задачи педагогики как науки. Основные категории педагогики.




  1. Профессиональная деятельность и личность педагога. Профессионально-педагогическая культура учителя.




  1. Методология педагогических исследований. Сущность и организация педагогического исследования. Методы педагогического исследования.




  1. Развитие личности как педагогическая проблема. Концепции развития личности. Факторы и условия развития личности.




  1. Целостный педагогический процесс. Сущность, логика и условия организации.




  1. Предмет и задачи дидактики. Становление теории обучения в педагогических концепциях Я.А.Коменского, И. Гербарта, А.Ф. Дистервега, К.Д.Ушинского.




  1. Понятие «социализация». Факторы социализации личности младшего школьника.

  2. Методы обучения. Различные подходы к классификации и выбору методов обучения.

  3. Методы воспитания. Классификация методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.




  1. Воспитательные системы: структура, этапы развития воспитательной системы. Критерии эффективности воспитательных систем.




  1. Педагогические технологии: сущность, история и теория педагогической технологии.

  2. Управление образовательными системами: сущность, принципы, функции.




  1. Педагогическая диагностика, ее сущность. Учет результатов педагогической диагностики в образовательном процессе начальной школы.




  1. Планирование в деятельности учителя начальных классов: виды, технология построения плана воспитательной работы.

  2. Понятие о педагогическом общении. Стадии и стили педагогического общения.




  1. Инновационные процессы в образовании: современные тенденции, позиция педагога в инновационном процессе.




  1. Образовательная, воспитательная и развивающая функции педагогического процесса.

  2. Принципы обучения и воспитания: сущность, характеристика.




  1. Нормативные документы содержания образования: госстандарт, учебный план, программа, учебник.




  1. Контроль учебной деятельности. Понятие об оценке и отметке: сущность, требования, различные подходы.




  1. Виды обучения: сущность, характеристика.

  2. Типы и структура уроков в начальной школе. Подходы к выбору типа урока.

23. Организация внеклассной и внешкольной работы с младшими школьниками. Требования и особенности.




  1. Процессы обучения и воспитания: сущность, движущие силы, взаимообусловленность.




  1. Методика обучения грамоте в традиционном и инновационном обучении. Современный аналитико-синтетический метод обучения грамоте.




  1. Формирование навыков работы с текстом. Виды работы с текстом на уроках чтения.

  2. Формирование природоведческих представлений и понятий у младших школьников.

  3. Экскурсия как метод обучения. Виды экскурсий.

  4. Современный урок изобразительного искусства в школе.




  1. Урок музыкального искусства, его виды. Основные требования к проведению уроков музыки в современной начальной школе.




  1. Уроки технологии в современной школе.

32. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самоанализ урока.

33. Орфография в начальной школе. Методика формирования орфографического навыка у детей в начальных классах.

34. Методика изучения долей и дробей в начальном курсе математики. Методика изучения величин в начальном курсе математики.

35. Методика изучения нумерации чисел.

36. Методика изучения арифметических действий.

37. Сравнительная характеристика программ по русскому языку и чтению в начальной школе.

38. Анализ программ и учебников по математике для начальной школы.

39. Методика изучения синтаксиса в начальной школе.



40. Анализ программ и учебников по окружающему миру для начальной школы.
5. Критерии оценивания результатов экзаменационного ответа
Ответы на поставленные вопросы должны отражать знания абитуриентов, полученные ими не только из лекционных курсов и одного (основного, рекомендованного курсом) учебника или учебного пособия, но и более глубокие знания, которые абитуриент может и должен был почерпнуть из дополнительных источников при подготовке к текущим семинарским занятиям, контрольным работам, выполнении самостоятельных заданий, предусмотренных данном курсом, и при подготовке к аттестационному экзамену.
При раскрытии темы вопроса абитуриент должен представить логико-научный (а не хронологический) анализ проблемы. Т.е. раскрывая суть того или иного теоретического подхода того или иного автора к рассматриваемой проблеме или явлению, речь нужно вести не столько о том, когда и где, сколько о том, что и почему происходило в развитии научных представлений и взглядов на данную проблему.
При раскрытии теоретических аспектов того или иного курса абитуриент должен суметь указать, какое значение для практики (обучения, воспитания, развития младшего школьника и т.д.) имело или имеет то или иное достижение данного направления научного знания, а также какие проблемы педагогической практики сегодняшнего дня требуют решения (которое пока, возможно, не найдено - указать почему).
Целью экзамена для абитуриентов должна стать возможность показать своё умение мыслить с научной позиции при анализе того или иного материала, объясняя, чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении научного знания, какие конкретно исторические условия, предпосылки (потребности, запросы общества, противоречия внутри самой науки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей и выводов.
6. Соотношение критериев оценивания ответа абитуриента и уровни его знаний
Оценка ответа будет зависит от того, в какой мере вышеперечисленные требования (цели экзаменационного ответа) будут реализованы студентом в первую очередь при устном ответе и подкреплены письменным конспектом.
При этом ответ на экзаменационные вопросы предусматривает максимальное количество баллов.



Критерии оценки

Отметка/рейтинг




(в баллах)







Максимальный балл за один (полный, развёрнутый и

70

обоснованный) ответ (устный или письменный)

«удовлетворительно»

Все требования учтены, цели достигнуты при наличии ответов на

95-100

все вопросы экзаменационного билета. Дан полный ответ на все

«отлично»

дополнительные вопросы в соответствии с требованиями




Все требования учтены, цели достигнуты при наличии ответов на

90-95

все вопросы экзаменационного билета и при частичном ответе на

«отлично»

поставленные дополнительные вопросы




Все требования учтены, цели достигнуты при наличии ответов на

87-90

все вопросы экзаменационного билета и при отсутствии полных

«хорошо»

целостных и обоснованных ответов на дополнительные вопросы




экзаменационной комиссии




Более 50 % требований учтено, более 50 % целей достигнуто при

85-87

наличии ответов на все вопросы экзаменационного билета. Ответ

«хорошо»

на все дополнительные вопросы в соответствии с требованиями










Более 50 % требований учтено, более 50 % целей достигнуто

80-85

при наличии ответов на все вопросы экзаменационного билета

«хорошо»

и при частичном, неполном ответе на дополнительные




Менее 50 % требований учтено, менее 50 % целей достигнуто при

80-85

наличии ответов на все вопросы экзаменационного билета. Ответ

«хорошо»

на все дополнительные вопросы в соответствии с требованиями.










Менее 50 % требований учтено, менее 50 % целей достигнуто при

75-79

наличии ответов на все вопросы экзаменационного билета и при

«удовлетворительно»

частичном, неполном ответе на поставленные дополнительные











База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница