Программа вступительного испытания при поступлении в магистратуру по направлению «Психология» Москва 2015



Скачать 89.53 Kb.
Дата30.04.2016
Размер89.53 Kb.


Негосударственное образовательное учреждение высшего образования

«Московский социально-педагогический институт»

Факультет практической психологии

Утверждаю

Ректор НОУ ВО «Московский социально-

педагогический институт»
_______________ / Мельников Д.А. /
«____» октября 2015 г.

Программа вступительного испытания
при поступлении в магистратуру
по направлению «Психология»

Москва


2015

Вступительное испытание в магистратуру по направлению подготовки «Психология» предназначено для определения теоретической и практической подготовленности поступающего к дальнейшему обучению в магистратуре, соответствии с установленными требованиями ФГОС ВО.

В ходе вступительного испытания проверяется способность поступающего к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями, изложенными в ФГОС ВО.

Вступительное испытание по направлению «Психология» включают в себя содержание четырех базовых дисциплин (блоков), определяющих квалификацию психолога:



  • Общая психология,

  • Социальная психология,

  • Психология развития и возрастная психология,

  • Клиническая психология.

Вступительное испытание для поступления в магистратуру проводится в форме собеседования.

Собеседование ведется по 2 вопросам (один из раздела I и один из разделов II-IV).

Оценка объявляется по окончании заслушивания ответов всех сдающих, на основании результатов коллективного обсуждения членами экзаменационной комиссии.



В процессе ответа на вопросы поступающий в магистратуру должен продемонстрировать владение системой теоретических знаний по основным разделам психологии, при этом он должен уметь:

  • осуществлять сравнительный анализ различных подходов к изучению психических феноменов,

  • проводить анализ современной ситуации в психологии в соотношении с историческими предпосылками ее развития,

  • научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов,

  • осуществлять перенос полученных в процессе обучения знаний в практическую психологическую деятельность.


Вопросы базовых дисциплин
Раздел I. Общая психология


  1. Общая характеристика психологии как науки, ее место в системе научного познания. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Методы психологии, их классификация. Понятия “метод” и “методика”.

  2. Психика как субъективный образ объективного мира. Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. А.Н.Леонтьев о филогенетических предпосылках возникновения психики.

  3. Сознание как предмет психологии. Модели сознания и его свойства в структурном (В.Вундт) и функциональном (У.Джеймс) подходах. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении сознания. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву. Принцип единства сознания и деятельности.

  4. Понятие “высшие психические функции”. Их свойства и строение. Закон развития ВПФ. Основные положения культурно – исторической теории Л.С. Выготского.

  5. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства. Общее представление о двойственной природе перцептивного образа. Восприятие пространства, времени, движения.

  6. Внимание, его виды и свойства. Особенности развития внимания в онтогенезе.

  7. Память. Процессы памяти. Классификация видов памяти, их характеристика. Основные направления исследований. Социальная природа памяти человека.

  8. Мышление. Мышление и интеллект. Формы и виды мышления. Мыслительные операции. Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже. Концепция поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

  9. Речь, ее виды и функции. Внутренняя речь. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи. Различия во взглядах Л.С. Выготского и Ж.Пиаже.

  10. Воображение. Виды и формы воображения. Развитие воображение в онтогенезе. Роль воображения в жизни и деятельности человека.

  11. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Возможные основания для классификации эмоций. Теории эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, фрустрация, тревога, стресс, аффект, эмпатия.

  12. Воля. Функции воли. Особенности волевых действий. Структура волевого акта. Волевое усилие как механизм волевой регуляции.

  13. Способности. Общие и специальные способности. Интеллект как общая способность. Задатки и способности. Уровни развития способностей. Качественное своеобразие человеческих способностей.

  14. Темперамент как формально-динамическая характеристика деятельности. Основные направления в объяснении темперамента. Свойства темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности.

  15. Характер и его формирование. Характер и темперамент. Характер и личность. Акцентуации характера и психопатия. Основные подходы к типологии индивидуальности.

  16. Потребность и мотив. Общая классификация потребностей. Проблема базовых потребностей человека. Иерархия потребностей А.Маслоу. Общее понятие о мотивации. Мотив и мотивация. Виды мотивации. Классификация мотивов А.Н.Леонтьева. Отечественная психология о развитии мотивационной сферы и развитии личности.

  17. Деятельность. Основные содержательные характеристики деятельности. Структура и психологический анализ уровней деятельности А.Н.Леонтьева.

  18. Самосознание. Его возникновение. Уровни развития самосознания. Самосознание и “Я-концепция”. Структура “Я-концепции”. Определение самооценки.

  19. Личность. Структурные и функциональные модели личности. Зарубежные и отечественные теории личности.


Раздел II. Социальная психология


  1. Предмет и задачи социальной психологии. Первые социально-психологические теории.

  2. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие общения.

  3. Конфликтное взаимодействие. Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.

  4. Проблема группы в социальной психологии. Классификации групп. Характеристика больших социальных групп. Виды толпы. Свойства толпы.

  5. Психология малой группы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Основные направления исследования малых групп.

  6. Принятие группового решения. Феномен группового давления. Исследования подчинения авторитету.

  7. Психология межгрупповых отношений. Межгрупповое взаимодействие.

  8. Социальная установка: понятие, структура, функции. Аттитюд и поведение.

  9. Исследование стереотипов в социальной психологии. Функции социальных стереотипов. Механизм стереотипизации.

  10. Исследования лидерства в социальной психологии. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.

  11. Социальная идентичность личности. Составляющие социальной идентичности. Социальные роли и их изучение. Ролевой конфликт.


Раздел III. Психология развития и возрастная психология


  1. Психологические особенности детей младенческого и раннего возраста.

  2. Психологические особенности детей дошкольного возраста.

  3. Психологические особенности детей младшего щкольного возраста.

  4. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

  5. Общепсихологическая характеристика зрелых возрастов.

  6. Л.С.Выготский о проблеме периодизации психического развития. Отечественные и зарубежные периодизации.


Раздел IV. Клиническая психология


  1. Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы. Практические задачи клинической психологии. Принципы клинико-психологического обследования.

  2. Категория “норма” в клинической психологии.

  3. Синдром, симптом и фактор в клинической психологии. Примеры классификаций симптомов и синдромов.

  4. Классификации нарушений развития с позиций разных подходов (клинико-педагогического, патопсихологического и нейропсихологического).


Критерии оценки знаний на вступительном испытании

Критериями оценки знаний поступающих в магистратуру и их готовности к профессиональной деятельности являются:



  • уровень владения категориальным аппаратом и объяснительными принципами психологической науки,

  • глубина научного анализа и полнота раскрытия вопроса,

  • четкость, логичность и последовательность изложения усвоенных знаний,

  • умение проиллюстрировать научно-теоретические знания практическими примерами.

В основу проверки и оценки знаний положены следующие дидактические принципы:

1. Принцип действенности. Проверка знаний должна стимулировать интерес к науке и способствовать формированию высококвалифицированного специалиста.

2. Принцип индивидуальности. Его содержание состоит в том, что каждый преподаватель стремится к глубокой справедливой оценке знаний каждого поступающего.

3. Принцип дифференциации. Цель оценки заключается не только в установлении знания или незнания вообще, но и в определении количественных и качественных различий в знаниях, умениях и навыках.

4. Принцип объективности. Оценка должна максимально точно выражать степень соответствия между существующими требованиями и достигнутыми абитуриентом успехами.

5. Принцип единства требований. Один и тот же уровень знаний, умений, навыков должен оцениваться всеми преподавателями одинаково.



Оценивание знаний на вступительном испытании проводится по 10-балльной системе. Минимальное количество баллов на вступительных испытаниях, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания при поступлении на обучение по программе магистратуры – 5 баллов.
Баллы:
Оценка «10» ставится, когда абитуриент свободно и глубоко владеет материалом, умеет анализировать, делать выводы, формулировать предложения, увязывать учебный материал с современной психологической проблематикой, развернуто отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «9» ставится, когда абитуриент свободно и глубоко владеет материалом, умеет анализировать, делать выводы, формулировать предложения, увязывать учебный материал с современной психологической проблематикой, развернуто отвечает на дополнительные вопросы, самостоятельно находит допущенные неточности и исправляет их.
Оценка «8» ставится, когда абитуриент дает развернутый ответ на вопросы, умеет анализировать, делать выводы, формулировать предложения. Допускает неточности в обобщении и выводах. С помощью экзаменатора находит допущенные неточности и исправляет их.
Оценка «7» ставится, когда абитуриент дает развернутый ответ на вопросы, умеет анализировать, делать выводы, формулировать предложения. Допускает незнание некоторых персоналий и источников, неточности в обобщении и выводах. С помощью экзаменатора находит допущенные неточности и исправляет их.
Оценка «6» ставится, когда абитуриент дает развернутый ответ на вопросы при оказании организующей и стимулирующей помощи (наводящие вопросы). Знает отдельные первоисточники и авторов основополагающих научных школ.
Оценка «5» ставится, когда абитуриент знает отдельные основные положения из двух вопросов. Обладает недостаточной психологической эрудицией. Знает отдельные первоисточники и авторов основополагающих научных школ. На дополнительных вопросах абитуриент теряется и отвечает неуверенно.
Оценка «4» ставится, когда абитуриент знает отдельные основные положения из двух вопросов, не всегда может воспользоваться при ответе наводящими вопросами преподавателя. С трудом может увязать программный материал с современной психологической практикой.
Оценка «3» ставится, когда абитуриент знает отдельные основные положения одного из двух вопросов, практически не может воспользоваться при ответе наводящими вопросами преподавателя. С трудом может увязать программный материал с современной психологической практикой.
Оценка «2» ставится, когда абитуриент демонстрирует довольно слабые знания по вопросам билета, не может воспользоваться при ответе наводящими вопросами преподавателя. С трудом может увязать программный материал с современной психологической практикой, выводы и обобщения отсутствуют.
Оценка «1» ставится, когда абитуриент демонстрирует слабые знания по вопросам билета. Абитуриент не может дать правильный ответ даже при наводящих вопросах преподавателя. Отвечающий не может увязать программный материал с современной практикой, выводы и обобщения отсутствуют.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница