Программах были замечательные «Сын полка» Катаева, «Повесть о настоящем человеке»



Скачать 76.15 Kb.
Дата30.04.2016
Размер76.15 Kb.
Пояснительная записка

к уроку внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Ю.Яковлева

«Девочки с Васильевского острова».
Если в старших классах на уроках литературы изучаются произведения о Великой Отечественной войне, то в младших классах почти нет. Когда – то в школьных программах были замечательные «Сын полка» Катаева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, которые очень нравились ребятам. Теперь детей то ли щадят, то ли сознательно отрывают от великого одухотворённого прошлого…

Не надо ждать, пока ребята подрастут. Великая Отечественная должна быть пережита ими уже в детстве. Почему именно этот рассказ?


Есть возможность донести до ребят мысль о связи поколений, о том, что мы один народ и что история у нас общая. К тому же произведение небольшое, можно прочесть на уроке и проанализировать. Написано оно от лица сверстницы моих учеников и перекидывает мостик из сегодняшнего дня прямо в блокадный Ленинград.

Пусть современные дети почувствуют его атмосферу, пусть прикоснутся к его трагедии и узнают о великом подвиге человеческого Духа. Духа, который был присущ даже детям.

Урок проводился в майские дни, когда мы празднуем День Великой Победы. На уроке присутствовали ученики, родители учеников, бабушка одной ученицы (она пережила блокаду Ленинграда, ей было тогда 16 лет).

Чтобы урок запомнился детям, чтобы вызвал чувства, на каждой парте, кроме книги ,был положен кусочек черного хлеба, рядом с ним маленькое фото Тани Савичевой (его ребята унесут с собой) и веточка с молодыми зелеными листочками.

Пусть ребята запомнят Танино лицо, вес «блокадного» хлеба, а веточка будет символизировать память и жизнь, которая продолжается в новых поколениях.

Рассказ прочитан учениками до урока



В классе -14 человек , уровень развития класса - хороший. Основной метод используемый на уроке - беседа.

Рассказ прочитан учениками до урока. На уроке использованы кадры военной хроники блокадного Ленинграда, метроном, музыкальное произведение « Седьмая симфония» Д.Шостаковича, отрывки из поэмы В. Инбер «Пулковский меридиан».



Сценарий урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе

по рассказу Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Тема. «Детям своим расскажите о них».

( рассказ Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»)



Цель урока 1. Воспитание патриотизма, чувство переживания.

2. Донести мысль о связи поколений.



Методические приемы : комментарий текста с элементами беседы.

1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.

Каждый год 9 мая встречаются на земле весна и человеческая память о войне. Они встречаются уже 65 лет. Сегодня мы будем говорить об одной из страниц истории Великой Отечественной войны, блокаде Ленинграда.



На доске записано

Блокада – окружение города войском неприятеля с целью отрезать от внешнего мира и этим принудить сдаться.

1941г. – 1943г. – 900 дней и ночей.

570 000чел. – число жителей Ленинграда, погибших в дни блокады. Записаны скупые цифры и факты, но насколько они страшны!

(Демонстрация кадров военной хроники из истории блокадного Ленинграда. под музыку Шостаковича )



Чтение отрывков из поэмы В.Инбер

1 ученик .

- На мне перчатки, валенки, две шубы (одна в ногах).

На голове платок; Я из него устроила щиток,

Укрыла подбородок, нос и губы.

Зарылась в одеяло, как в сугроб.

Тепло, отлично. Только стынет лоб.

Лежу и думаю, о чем? О хлебе.

О корочке, обсыпанной мукой.

Вся комната полна им. Даже мебель.

Он вытеснил. Он близкий и такой

Далёкий, точно край обетованный…

2 ученик

Да, мы – в кольце. А тут еще мороз

Свирепствует, невиданный дотоле.

Торпедный катер стынет на приколе.

Автобус в ледяную корку врос.

За неименьем тока нет трамваев.

Все тихо. Город стал неузнаваем.

3 ученик

Как тягостно, и главное, как скоро

Теперь стареют лица! И черты

Доведены до птичьей остроты

Как бы рукой зловещего гримёра:

Подбавил пепла, подмешал свинца-

И человек похож на мертвеца.

Открылись зубы, обтянулся рот.

Лицо из воска…

4 ученик

А там за эти следует конец.

И в старом одеяле, цвета пыли,

Английскими булавками зашпилен,

Бечевкой перевязанный мертвец

Так на салазках ладно снаряжен,

Что, видимо, в семье не первый он.

3. Основная часть.

1)Знакомство с дневником Тани Савичевой.

Ему предпослан эпиграф, строчки из дневника Тани Савичевой, девочки из блокадного Ленинграда:

«Умерли все. Осталась одна Таня 1942г.»

Этот дневник – маленькая записная книжка с семью страшными записями, был предъявлен в качестве обвинительного документа на Нюрбергском процессе, где судили немецкий фашизм.

Таня была дочерью пекаря и швеи. Очень любила петь, мечтала стать учительницей.

Когда началась война, отец ушёл на фронт, а семья Савичевых решила остаться в Ленинграде и помогать фронту. Мать шила обмундирование. Брат Лёка работал на заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была на оборонных работах. Два дяди несли службу в ПВО. А Таня вместе с другими детьми помогала взрослым тушить зажигательные бомбы, рыть траншеи.

Но кольцо блокады сжималось вокруг Ленинграда, жить в осаждённом городе становилось тяжелее. Однажды не вернулась с работы Нина, и мама отдала Тане ее записную книжку, которая стала страшным дневником. Потом умерла прямо на заводе Женя, вскоре отвезли на Пискаревское кладбище бабушку. А затем уходили и уходили…

Таня все чаще открывала записную книжку. И однажды подвела страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

2)Чтение рассказа учителем

3) Беседа по рассказу.

1. Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

- Чувство ужаса, боли, страха.

2. Рассказ называется «Девочки с Васильевского острова» . О каких девочках идет речь?

- О Тане, жительнице блокадного Ленинграда.

- О Вале Зайцевой. Девочке, которая живет в Ленинграде спустя много лет после войны.

- Но Валя, от лица которой ведется рассказ, не раз говорит о всех сегодняшних девочках с Васильевского острова.

3. Чем они примечательны, и интересны?

- они боевые, могут дать отпор, защитить себя

- добиваются цели, не бросают в беде

- верные подруги

- стойкие и мужественные.

А какой вы представляете себе Валю?

- Как все девочки с Васильевского острова, боевая, решительная, настойчивая (когда ее не хотели допускать к строительству памятника детям блокады, требовали, чтобы она приходила «со своим районом», Валя не отступила, добилась того, чего хотела).

- Она настоящая подруга (она готова подарить Тане своего любимого хомячка, чтобы только ей веселее было). – Она не раз пытается поставить себя на место Тани (пробовала не есть). Все,что происходило в Таниной жизни , стало и Валиным.

Так и должно быть у настоящих подруг.

5. Что объединяет этих двух девочек?

- они «одногодки» и соседки

- учатся в одной школе

- даже почерк одинаковый

- записные книжки одинаковые.



Учитель. Кажется, нет ничего удивительного , что их ,таких одинаковых ,

связывает дружба.

6. Удивительно другое. Что именно?

- Живут они в разное время.

- Их разделяют многие годы.

Оказывается, бывает и такая дружба.

7. И все же Таня в рассказе предстает перед нами живой. Это уже ощущается с первой фразы. Зачитайте ее.

- У меня есть подружка – Таня Савичева.

8. Валя знает, кажется, о Тане все. Откуда? - «Мне рассказывали». Значит, она все это слышала от кого – то? Кто это может быть?

- Может, Валина бабушка, может, кто – то из соседнего дома, кто сам пережил блокаду и до сих пор не может забыть девочку с серьезными глазами, которая «не сдавалась – жила»

9. Почему Валя решает разыскать дорогу жизни? - Наверно, ей хотелось своими глазами увидеть дорогу, по которой вывозили Таню из блокадного города на Большую землю. А Дорога жизни оказалась для нее дорогой смерти.

10. Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне памятника строки из Таниного дневника?

- «Валя знала Танин дневник наизусть, но когда он оказался в ее руках и она прочла первую запись, ей стало холодно , хотелось отдать… книжку и уйти»

- Особенно было трудно Вале писать повторяющиеся слова «умер».

- Я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна. Мне было нестерпимо больно.

- Боль за погибшую подругу.

- Гнев на тех, кто убил ее.

11. Почему Валя считает, что фашисты не вошли в Ленинград, потому что там жила Таня и другие мальчишки и девчонки?

- Фашисты не смогли сломить дух русских людей, люди продолжали жить в осажденном городе.

12. Валя говорит: «Таня и другие девчонки и мальчишки остались в своем времени».

Что значит «остались в своем времени»?

- Не выросли, не повзрослели.

- Блокада отняла у них жизнь. Они навсегда остались мальчишками и девчонками.

13. Почему Валя говорит о них как о живых?

- Потому что живут в памяти

- С ними хотят дружить сегодняшние ребята, как дружит Валя.

- Пока человека помнят, он жив.

Словарная работа

помнить вспомнить

- Какое лексическое значение этих слов?

- Составьте предложения с этими словами.

14. Когда не оборвется связь поколений?

- Когда люди будут помнить о тех, кто жил до них, будут рассказывать о них, другие будут рассказывать следующим.

Давайте изобразим на условной линии жизни эту связь, опираясь на рассказ Ю. Васильева.

._________.___________.___________.____________.___________.

Таня Валя Я

Значит, живыми останутся все, кого даже нет сегодня с нами, пока на земле будет хоть один человек, который помнит.

Учитель.

На 3-ем км Дороги Жизни поставлен памятник «Цветок жизни», детям блокадного Ленинграда, о которых идёт речь в рассказе. На лепестках этого цветка слова песни «Пусть всегда будет солнце», а рядом каменные строки Таниного дневника.

Давайте почтим память этих детей, которым выпало столько горя, минутой молчания и помянем их кусочком хлеба, которого так не хватало им в дни блокады.

4.Итог урока

Закончится урок. И вы вернетесь в привычную для вас жизнь, где нет холода, голода, потери родных и близких. Но возьмите с собой фотографию Тани Савичевой, запомните вкус хлеба. А дома, в своем уголке, поставьте маленькую фотокарточку Тани, а рядом – зеленую веточку.



И Таня Савичева станет вашей одноклассницей, как стала для героини рассказа Ю. Яковлева Вали Зайцевой.

Не оборвётся связь времён, если вы расскажете о ней все, что узнали сегодня, другим.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница