Психологические особенности профессиональной ориентации старших школьников



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.57 Mb.
  1   2   3

Рекомендации психолога "Психологические особенности профессиональной ориентации старших школьников"




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рекомендации психолога

Содержание



ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………….

3

ЧАСТЬ 1. Профессиональное самоопределение ........................................

3

ЧАСТЬ 2. Профориентация ..........................................................................

5

ЧАСТЬ 3. Психологические особенности старших школьников ………

8

ЧАСТЬ 4. Учет личностных и типологических особеностей школьников в профориентации ……………….........................................

24

ЧАСТЬ 5. Профориентационная диагностика ……………………………

28

ЧАСТЬ 6. Профориентационное консультирование учащихся по выбору профессии IT-направленности……………………………………...

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

30

Список использованной литературы …………………………......………

31

ПРИЛОЖЕНИЕ .............................................................................................

32

Предисловие

Как часто перед школьниками и их родителями встает вопрос: кем стать, что делать дальше? Пойти работать и (или) учиться? Если учиться, то где? Как выбрать профессию, специальность, ВУЗ?

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее запланировать.

На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися обнаруживается отсутствие психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих учащихся отсутствует проект собственного будущего, цели, а кроме того они не умеют планировать свою деятельность.

В данном пособии представлены психологические особенности старших школьников и действия позволяющие эффективно проводить профориентационную работу с ними. Другими словами, дан ответ: "Какие они?" и "Как с ними работать?"

В вопросах профориентации сделан акцент на психологические особености школьников и их склонности, которые позволяют получать профессии IT- направленности.



Часть 1. Профессиональное самоопределение

Человеку в жизни часто приходится делать определенный выбор, высказывать собственную точку зрения, т.е. совершать самоопределение. Самоопределение – сознательный процесс выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Жизненное самоопределение включает в себя: личностное, социальное, семейное и профессиональное самоопределение. В данном пособии нас в большей мере интересует профессиональное самоопределение.




Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии

Процесс профессионального самоопределения можно представить в виде схемы:

Форма выражения личностью своего положительного отношения к труду

Эмоциональное практико-познавательное отношение человека к конкретной профессии и профессиональной деятельности

Образец, которому человек хочет подражать в профессиональной деятельности

Внутреннее побуждение к выбору конкретной
профессии

Осознание своих профессиональных способностей и возможностей

Убежденность в правильности выбора профессии

Трудолюбие

Профессиональный

интерес


Профессиональный идеал

Мотив выбора профессии

Профессиональное самосознание

Профессиональное призвание



Профессиональная направленность

У выпускников основной школы должно быть сформировано осознанное и обоснованное профессиональное самосознание. Сформированность всех компонентов процесса характеризует готовность личности к профессиональному самоопределению.

В период ранней юности завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Наряду с таким сложным личностным развитием большое место начинает занимать профессиональное самоопределение старшеклассника в системе профориентации.
Часть 2. Профориентация

Что собой представляет профориентация? Дадим определение этому понятию.

В широком смысле слова профориентация это - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация это - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в рыночных условиях это - прежде всего, трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на принцип реальности.


Профориентация – это работа, прежде всего с личностью человека, его мотивацией и потребностями.

Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и определяющие ее направленность. Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мыслях. Главное, что за ним всегда стоит та или иная потребность. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его мотив. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.

«Профессиональная мотивация» – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

В современной действитиельности существует около 40 тыс. профессий и специальностей. Чтобы облегчить молодым людям задачу выбора конкретной профессии, нужно все профессии каким-то образом распределить на группы, т.е. классифицировать.

В данном пособии для проведения профориентационной работы возьмем за основу классификацию профессий по предмету, цели, средствам и условиям труда, предложенную академиком Е.А. Климовым.

Типы профессий

по предмету труда

Классы профессий

по цели труда

Отделы профессий

по средствам труда

Группы профессий

по условиям труда

«Человек – природа», «Человек – техника»,

«Человек – человек», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ»

Гностические профессии

Преобразующие профессии

Изыскательные профессии

Профессии, связанные с использованием ручных средств труда

Профессии, связанные с использованием машин и механизмов

Профессии, связанные с использованием автоматического оборудования

Профессии, связанные с использованием функциональных особенностей организма человека

Труд в обычных бытовых условиях

Труд на открытом воздухе

Труд в необычных условиях

Труд с повышенной моральной ответственностью

Каждый тип профессий предъявляет определенные требования к качествам человека. Рассмотрим их:

Типы профессий


Профессионально важные

качества человека



1. Человек – природа

Любовь к животным и растениям, хорошие знания по биологии, химии, ботанике, физическая выносливость, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, оперативное мышление, хорошее воображение

2. Человек – техника

Любовь к технике, хорошие знания по физике и математике, технический слух, координация и точность движений, физическая и психологическая устойчивость, быстрота реакции, устойчивость к монотомии, креативность, способность к техническому творчеству

3. Человек – человек

Любовь к людям, знание основ анатомии, физиологии человека, психологии и педагогики, наблюдательность, способность понимать состояние человека, сострадательность, коммуникативные и организаторские способности, воспитанность, эмоциональная устойчивость, честность, справедливость, вежливость, отзывчивость, аккуратность, распределённое внимание, долговременная память

4. Человек – знак

Хорошие знания по математике, физике, информатике, русскому языку, хорошее зрительное




восприятие, оперативная память, усидчивость, аккуратность, координация и точность движений, эмоциональная устойчивость, концентрированное внимание, логическое мышление, дисциплинированность, способность оперировать представлениями

5. Человек – художественный образ

Любовь к искусству, хорошие знания по литературе и искусству, творческое воображение, специальные художественные способности, эстетический вкус, впечатлительность и эмоциональность, наглядно-образная память, развитость эстетических чувств, образное мышление

Ориентируя учащихся на профессии IT- направленности в предложенной классификации будем использовать типы "Человек -техника" и "Человек-знак".

Чтобы профориетационная работа была результативной необходимо учитывать психологические особенности учащихся.



Часть 3. Психологические особенности старших школьников

Юношеский возраст (15-18 лет) - этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом функционального уровня взрослого человека.

У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.

Для того чтобы в каждый момент работы точно знать, на какие силы учащегося можно смело опираться, на что не стоит рассчитывать, а что и вовсе желательно нейтрализовать, необходимо отдавать себе полный отчет в психологическом содержании данного периода развития.

Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив.

В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 17 лет соответствуют молодым людям 22 лет 30-х годов.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.



Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную (эмоционально яркую) окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Развитие гипотетико-дедуктивного, формального, мышления характеризуется устремлением к свободному и оторванному от реальности рассуждению, к исследованию соотношения категории возможного и действительного.

Назначение периода юности в жизни каждого человека состоит в том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда — интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.

Юноша не просто строит общую картину мира, но вырабатывает собственное отношение ко всему, что знает и видит. Поэтому в его умственной деятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность.

Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. На основе формирующегося самосознания происходит самоопределение личности старшеклассника, частным проявлением которого является профессиональное самоопределение.

Старшеклассника отличает обращенность в будущее, его ожидание и предчувствие. Для того чтобы выбрать профессию, он должен соотнести свои возможности с требованиями, которые предъявляются человеку данной профессиональной деятельностью. Близость вступления в мир взрослых своеобразно окрашивает все поведение старшеклассников, проявляясь, в частности, в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе и другим.



Самооценка психологический феномен, который непосредственно связан с самосознанием школьника. Самооценка— это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором поведения. Самооценка формируется еще в детском возрасте в результате общения и совместной деятельности с окружающими людьми.

Огромную роль самооценка играет в профессиональном самоопределении. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) может быть тормозящим фактором для профессионального самоопределения. Чрезмерная самонадеянность с завышенной самооценкой может привести к повышенному уровню притязаний в профессиональном выборе, неадекватному восприятие своих возможностей и способностей, что впоследствии (если не вмешаемся мы, взрослые) может привести к трагическим последствиям: глубокому разочарованию, депрессии.

Заниженная самооценка также не дает возможность сделать адекватный профессиональный выбор. Такие ребята могут втайне мечтать о какой-то профессии, но считать себя неспособными или недостойными сделать это выбор.

Старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности, что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе — нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторой части старших школьников элементы безверия и цинизма. Причиной их появления, как правило, бывает то, что пробуждающиеся у них гражданственные чувства и интересы встречаются с формализмом и демагогией со стороны старших.

В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия и общей схемы деятельности. Те формы работы, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.

Учащиеся юношеского возраста характеризуются возросшей общительностью. Старшеклассникам свойственно такое душевное состояние, как ожидание общения, поиск общения. Общение в этом возрасте во многом удовлетворяет потребность в деятельности, в признании, защищенности, интимной реакции. В нем старшеклассники ищут и находят доказательства своей социальной и человеческой ценности. При этом общительность у них часто парадоксально сочетается с застенчивостью, а застенчивость с раскованностью и даже развязностью.

Из приведенной характеристики можно сделать определенные выводы о приоритетном значении отдельных тем в организации профориентационной работы.

Интерес и глубокий эмоциональный отклик как правило, вызывают животрепещущие проблемы политики и общественной жизни, обогащающие ту общую картину мира, которая строится старшеклассниками, и вносящие в нее коррективы.

Важнейшим предметом общения с окружающими в ранней юности является человек с его свойствами и возможностями, достоинствами и недостатками и, в частности, собственное Я учащегося. В связи с этим живейшую реакцию вызывает проблематика нравственных ценностей и нравственного мира личности, человеческих отношении, чувств, в особенности те моменты, когда необходимо осмыслить и оценить нравственную позицию личности.

Старшеклассники с их возросшей умственной пытливостью питают отвращение к информационно обедненным формам работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто формальные преобразования содержания и т. п.). Им импонирует такая организация общения, когда происходит выбор между различными точками зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки зрения, спор. Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик юноши – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод.

Строя свои отношения со старшеклассниками, необходимо учитывать, что они в силу постоянного пытливого интереса к людям хорошо разбираются в мотивах действий своих наставников и весьма тонко отмечают психологические нюансы в их настроении.

Старшеклассники не прощают приспособленчества, беспринципности, пристрастности и выражения личной неприязни в отметках за знания и поведение.

Психологические особенности юношеского возраста отчечаются у школьников в разной степени выраженности, в зависимости от их личностных особеностей, темперамента, характера.

Рассмотрим психологические характеристики типов темперамента, их положительные и отрицательные составляющие, которые необходимо учитывать в профориентационной работе.




Тип

темперамента

Психологические характеристики

положительные

отрицательные

Холерик

Энергичность, активность, увлечённость, трудоспособность, целеустремлённость и др.

Горячность, импульсивность, вспыльчивость, нетерпеливость, активная деятельность «по настроению» и др.

Сангвиник

Мобильность, коммуникабельность, оптимизм, жизнерадостность, высокая работоспособность, богатство и выразительность мимики и др.

Склонность к зазнайству, легковесность, поверхностность и др.

Флегматик

Устойчивость, спокойствие, постоянство, надёжность, терпеливость, упорство и др.

Медлительность, пассивность, невыразительность, некоммуникабельность и др.

Меланхолик

Высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и др.

Тревожность, низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, подозрительность и др.

В чистом виде типы темперамента не существуют, можно говорить лишь о преобладании черт того или иного темперамента. Не бывает также «положительных» или «отрицательных» типов темперамента. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности человека.

Темперамент тесно связан с характером человека. Характер – это совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его отношениях, поведении и деятельности. Если отдельные черты характера чрезмерно выражены, тогда говорят об акцентуациях характера.

А.Е. Личко было выделено 11 типов акцентуаций характера. Рассмотрим некоторые типы в аспекте профессионального самоопределения.

Гипертимной тип

С детства гипертимные дети отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым.

Главная черта гипертимных школьников – почти всегда очень хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной негодования обычно служат противодействие со стороны окружающих, стремление со стороны последних слишком круто подавить их желания и намерения, подчинить чужой воле. Вспышки раздражения и гнева увеличиваются в ситуации строго дисциплинарного режима, который они очень плохо переносят и в ситуации, когда они вынуждены находиться в одиночестве. Лишенные контактов со сверстниками и не имеющие возможности применить брызжущую энергию. Хорошее настроение гармонично сочетается с прекрасным самочувствием, высоким жизненным тонусом.

У таких школьников ярко выражена реакция эмансипации, поэтому они очень плохо переносят мелочный контроль, повседневную опеку. Гипертимы очень любят компании сверстников и стремятся занимать в них лидирующую позицию. Умение всегда быть впереди, готовность в любой момент вступить в драку, рисковать, играть с опасностью привлекает сверстников, вызывает уважение.

Увлечения гипертимов отличаются богатством и разнообразием, но главное – это непостоянство хобби. Сегодня подросток увлекается лыжами и латиноамериканскими танцами, а завтра его это уже абсолютно не интересует, оказывается, он всегда мечтал быть футболистом. Стремление к лидерству побуждает у гипертимов принимать активное участие в делах школы, класса, что дает им возможность проявить, показать себя добиться лидирующей позиции. Избыточная уверенность в своих силах побуждает показать себя, предстать в лучшем свете, прихвастнуть. Самооценка гипертимов отличается достаточной искренностью, они способны хорошо подмечать большинство черт своего характера, что может значительно облегчить их психолого-педагогическое воздействие.


Методические рекомендации по взаимодействию:

В общении с гипертимным школьником старайтесь выбирать позицию партнерства, но не равенства. Относитесь к нему как к взрослому, не читайте нотаций, не устраивайте публичных разбирательств, «взываний» к совести. Избегайте в разговоре резкого, агрессивного тона, не кричите. В противном случае вы рискуете получить в ответ еще более агрессивную реакцию, что может значительно подорвать ваш авторитет перед всем классом. Однако не стоит и «сюсюкаться» с таким школьником, иначе ваш авторитет в его глазах также будет потерян.




Циклоидный тип

В детстве циклоиды ничем ни отличаются от гипертимов – такие же подвижные, веселые, общительные. Лишь с наступлением пубертатного периода, а еще чаще в 16-19 лет, когда завершается половое созревание может наступить субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. Все валится из рук, энергия как будто покидает их, не хочется ничего делать, в голову лезут мысли о никчемности существования. Учиться становится трудно, общение с людьми также не вызывает радости. Шумные компании сверстников не привлекают, тяга к риску, приключениям пропадает. Настроение значительно падает, нарастает депрессивное состояние. Конечно, это не может сказаться на успеваемости, отношениях с родителями, сверстниками. На замечания в этот период могут реагировать очень резко: грубостью, агрессией, однако, в душе переживают и впадают еще в большую депрессию. Серьезные нарекания со стороны взрослых и неудачи могут вызвать острые аффективные реакции вплоть до суицидной попытки. Поэтому необходимо крайне внимательно отнестись к школьнику в период такого спада активности, стараться не раздражать его, не читать нотаций, оставить в покое.

У типичных циклоидов обычно фазы спада активности непродолжительны, 1- 2 недели. На смену такой фазы приходит период подъема, и циклоид опять ведет себя как гипертим: стремиться к друзьям, заводит новые знакомства, наверстывает упущенное в учебе.

В субдепрессивной фазе появляется чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес - ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.




Методические рекомендации по взаимодействию:

Рекомендации, в большинстве своем будут повторять рекомендации, приведенные нами для гипертимных школьников. Совсем другое дело субдепрессивный период. Здесь необходимо проявить максимум такта, внимания к школьнику, не ругать его за временные промахи, а вселить уверенность в своих силах.





Лабильный тип — отличительной особенностью этого типа является крайняя маломотивированная изменчивость настроения. Во взаимодействии с лабильными школьниками чрезвычайную важность приобретают эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзывчивость взрослого. Эмоциональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и отчаянными усилиями. Как правило, проявление эмпатии взрослым ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных контактов со школьником. Фальшь, а тем более безразличие и черствость эмотивные личности чувствуют чрезвычайно тонко и быстро на это изменением отношения и поведения.

Интересы и увлечения обычно ограничиваются жаждой получения новой, легкой информации, не требующей критической интеллектуальной обработки, а следовательно, потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих обмениваться такой информацией, либо увлечение теми занятиями, которые являются престижными в глазах окружающих: изучение иностранных языков, литература, рисование и т. д.




Методические рекомендации по взаимодействию:

В первую очередь старайтесь проявить эмпатию к такому учащемуся, но только искреннюю, а не формальную. В противном случае вы рискуете вызвать ответную реакцию и испортить отношения с учеником. Для налаживания контакта стоит уделить ему внимание в неурочное время, поговорить «по душам», но делать это надо очень тактично, не навязывая свое общество и не приставая с расспросами. Не используйте авторитарных методов во взаимодействии с такими школьниками, это не даст положительных результатов, а еще больше усугубит нежелательное поведение. Не позволяйте язвительно шутить одноклассникам с такими учениками, и сами не используйте едких замечаний в их адрес, помните, что эти слова могут приняты «близко к сердцу» и сильно ранят.





Сенситивный тип — основные черты этого типа — робость, стеснительность, чувство собственной неполноценности. Увлечения можно разделить на истинные, гармонирующие с их особенностями, и на те, которые им не свойственны и обусловлены реакцией гиперкомпенсации.

Сенситивных школьников часто называют «домашними» детьми. Их нередко пугают шумные перемены, драки, большое количество народа. Они плохо пишут контрольные и сдают экзамены, с трудом привыкают к классу и учителям, очень болезненно реагируют на смену обстановки и коллектива. Первая группа увлечений относится в основном к интеллектуально-эстетическим занятиям: музыка, шахматы, разведение цветов, домашних животных и т. Д. Увлечения, связанные с гиперкомпенсацией чаще всего направлены либо на общественную работу, либо на силовые виды спорта




Методические рекомендации по взаимодействию:

Таких детей опасно переводить в другой класс, менять учителя. Сама по себе учеба им не трудна, но они боятся отвечать у доски, так как теряются, и поэтому ничего не могут вспомнить. По этой же причине они плохо пишут контрольные и сдают экзамены, а неопытные и невнимательные педагоги иногда считают их чуть и не умственно отсталыми, усугубляя и без того повышенную ранимость этих детей. Если учителя понимают их и могут отличить незнание от стеснительности, то с годами они начинают хорошо учиться и комфортно чувствовать себя в школе.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации начинаются в 16-19 лет – в период смены школьного стереотипа на трудовой или на обучение в другом учреждении, т.е. в период, когда надо активно устанавливать отношения с множеством новых сверстников.




Шизоидный тип — характерологическими особенностями этого типа является отгороженность, замкнутость, трудность в установлении контактов со сверстниками. Подростковый возраст для них является самым тяжелым периодом. Все черты характера начинают выступать с особой яркостью. Замкнутость, отгороженность от сверстников ярко начинает ярко бросаться в глаза. Иногда духовное одиночество не тяготит такого школьника, который живет в своем мире, но чаще всего он сам страдает от своего одиночества, однако, завести знакомства, найти друга по душе оказывается очень сложно. У шизоидов недостаточно развита интуиция, что сильно мешает им в установлении межличностных контактов. К недостатку интуиции стоит добавить неспособность к эмпатии – неумение разделить радость и печаль, другого, понять его чувства. Недостаток интуиции, вероятно, обусловливает холодность шизоидов. Их поступки могут оказаться жестокими, но они связаны с неумением «вчувствоваться» в страдания других, а не с желанием получить садистическое наслаждение, как у эпилептоидов. Внутренний мир шизоидов почти всегда закрыт от посторонних взоров. Фантазируют шизоидные подростки про себя и для самих себя. Они вовсе не любят распространяться о своих грезах и мечтаниях перед окружающими. Они не склонны перемешивать обыденную жизнь со своими выдумками. Шизоидные фантазии либо служат утешению своей гордости, они могут играть роль психологической защиты – в трудных для шизоида ситуациях его склонность к фантазированию усиливается. Шизоиды стремятся к самостоятельности, особенно это касается их увлечений, интересов, фантазий. У них наблюдается очень низкая конформность и сильная реакция эмансипации. Как правило, им сложно налаживать контакты, но если они все же попадают в компанию, то могут стать как объектом насмешек других подростков за свое странное поведение, так и, если в группе замечена их независимость, способность постоять за себя, наличие своего мнения шизоид может стать признанным лидером группы. Скрытая шизоидная акцентуация может обнаруживаться, если ситуация предъявляет непосильные требования – например, быстро установить широкий круг неформальных и достаточно эмоциональных контактов. Шизоиды также могут сорваться, если к ним настойчиво «лезут в душу».

Увлечения шизоидных школьников отличаются силой, устойчивостью и необычностью. На первом месте у шизоидных подростков стоят интеллектуально-эстетические занятия, поражающие необычностью выбора предмета: увлечение китайскими иероглифами, буддизмом и т. п. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: прикладное искусство, игра на музыкальных инструментах. Тяжело воспринимается деятельность, связанная с установлением широких неформальных контактов.




Методические рекомендации по взаимодействию:

Не делайте акцент на «странностях» шизоида, не пытайтесь его переделать. Поощряйте творческую активность. Не «лезьте в душу», не расспрашивайте. Проявляйте искренний интерес к его увлечениям. Давайте творческие, требующие креативности мышления задания (это касается многих предметов). Преобладание заданий «по аналогии» могут вызвать скуку и потерю интереса к занятиям.






Эпилептоидный тип — характеризуется недостаточной управляемостью поведения, нетерпимостью, озлобленностью, конфликтностью, а также вязкостью мышления, обстоятельностью и педантичностью. Такие школьники хорошо чувствуют себя в условиях строго дисциплинарного режима, особенно если им удается добиться положения, дающего им определенную власть. Все их увлечения, как правило, связаны с коллекционированием, которое часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью

Методические рекомендации по взаимодействию:

Учитывайте личностные особенности школьников-эпилептоидов. Проводите беседы о бессмысленности долгих обид, мстительности, только беседы должны быть ненавязчивыми и нацеленными на весь класс. Отмечайте их положительные стороны. Лидерские качества, обязательность, аккуратность, пунктуальность могут оказать вам значительную поддержку в работе с классом. Не разговаривайте с таким школьниками авторитарным тоном, «ежовые рукавицы» не дадут ожидаемого воспитательного эффекта. В тоже время не будьте излишне либеральны, вы потеряете авторитет в их глазах. Дав задание такому ученику, не отвлекайте постоянными комментариями и инструкциями по выполнению. Школьники-эпилептоиды любят работать спокойно и самостоятельно.





Истероидный тип

Истероидные черты характера проявляются и формируются очень рано обычно уже в детстве. Такие люди любят быть в центре внимания, читать гостям стихи, танцевать, петь, постоянно быть у всех на виду. С наступлением пубертатного периода эти черты обостряются. В случае серьезных конфликтов такие подростки могут совершать демонстративные суициды, рассчитанные на впечатление. Они могут вполне достоверно изображать страдания, симулировать почти любое заболевание, но только в том случае, если есть кому это показать или доказать, то есть все рассчитано на зрителей. Для осуществления своих желаний могут разыгрывать целые концерты вплоть до демонстративных суицидальных попыток.

Все их интересы и увлечения связаны с занятиями, которые позволяют оказаться в центре внимания: участие в художественной самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой. С целью привлечь к себе внимания могут выбираться такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность.


Методические рекомендации по взаимодействию:

Подмечайте успехи, но соблюдайте меру, не перехвалите. Акцентируя внимание на успехах, отметьте, что работы других учеников не были хуже, у каждой была своя «изюминка». Поощряйте выполнение заданий, требующих усилий и длительного времени. Поручайте истероидам подготовку докладов, чтение стихов. Приобщайте к внеклассной работе: подготовке праздников, конкурсов, участие в художественной самодеятельности. Старайтесь публично не критиковать, если это и приходится делать, то делайте это очень корректно, начиная с достоинств. При любом удобном случае проводите беседы с учениками, квинтесенция которых – «любой человек – это неповторимая личность, у каждого есть чему поучиться».






Неустойчивый тип

Наибольшая пробдема данного типа - в формировании социально приемлемых норм поведения. Их безволие отчетливо проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнение обязанностей и долга, достижение целей, которые ставят перед ним родные. Однако в поиске развлечений они тоже не проявляют активности, а устремляются за более активными сверстниками. Желания учиться нет, рано проявляется тяга к развлечениям. Неспособные занять сами себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к подростковым тусовкам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь положение лидера. Их любимые хобби – это телевизор, компьютер, азартные игры. Привлекает их автомобили, мотоциклы своей бешеной скоростью.

Слабое место для неустойчивых – это безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая возможность для безделья и разгульной жизни. Самооценка таких подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо конформные, либо гипертимные черты.

Все виды хобби, требующие хоть какого-то труда, для них непостижимы. Им непонятно, как можно в какого-то искренне влюбиться или испытывать настоящие дружеские чувства. Работают они только при крайней необходимости. Поражает их равнодушие к будущему. Они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии. Трудности, любые неприятности, угроза наказания, - все это вызывает одинаковую реакцию – убежать подальше.




Методические рекомендации по взаимодействию:

Разговаривайте с таким школьниками твердым, даже властным голосом. Систематически проверяйте выполнение задания. Постоянно контролируйте, будьте тверды с ним, нельзя общаться на равных, должены видеть в вас авторитет. Постарайтесь установить четкий распорядок, круг обязанностей, которые нужно неуклонно соблюдать. Обязательно следите за выполнением своих распоряжений.






  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница